Научная статья на тему 'РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ'

РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
экологически обусловленные заболевания / автотранспорт / риск для здоровья / environment-induced diseases / motor transport / risk to health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — К.Ю. Михайличенко, А.А. Касьяненко, И.Г. Щелкунова, А.В. Гречко

В работе выявлены факторы риска возникновения экологически обусловленных заболеваний у сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС) при существующих условиях труда: шумовое и химическое загрязнение атмосферного воздуха от автотранспортных средств. Доказано достоверное увеличение количества патологий сердечно-сосудистой, нервной систем и органов чувств, болезней органов пищеварения и эндокринно-обменных заболеваний у сотрудников ГИБДД, непосредственно участвующих в организации дорожного движения. Количественно оценен потенциальный и реальный риск для здоровья сотрудников ДПС, создаваемый автотранспортом. Представлены рекомендации по оптимизации условий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK FOR ENVIRONMENT-INDUCED DISEASES DUE TO AIR POLLUTION FROM MOTOR VEHICLES IN ROAD-PATROL OFFICERS

The paper describes risk factors for environment-induced diseases in road-patrol (RP) officers under the existing working conditions: noise and chemical ambient air pollution from motor vehicles. There is evidence for a significant increase in the incidence of diseases of the cardiovascular and nervous system, sense organs, digestive and endocrine metabolic systems in the State Road Safety Inspectorate officers who are directly engaged in traffic management. Potential and real risks from motor transport to the health of RP roads have been estimated. Recommendations on optimizing the working conditions are given.

Текст научной работы на тему «РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»

Литература

1. Литвинов Н. И. // Токсикол. вести. — 2004. — № 4. - С. 35-39.

2. Лужников Е. А., Остапенко Ю. Н., Суходолова Г. Н. Неотложные состояния при острых отравлениях. — М., 2001.

3. Лужников Е. А. Неотложная клиническая токсикология. — М., 2007.

4. Ножкина И. В., Ентус В. А., Хальфин Р. А., Сенцов В. Г. Эпидемиология и мониторинг острых бытовых отравлений населения в промышленном регионе. — Екатеринбург, 2003.

5. Онищенко Г. Г. // 2-й съезд токсикологов России: Тезисы докладов. — М., 2003. — С. 16—18.

6. Онищенко Г. Г., Шестопалов Н. В., Самошкин В. П., Лидэ Н. Я. // Гиг. и сан. - 2004. — № 5. — С. 3-4.

7. Остапенко Ю. Н., Литвинов Н. Н., Хонелидзе Р. С. и др. // Токсикол. вестн. — 2004. — № 3. — С. 2—6.

8. Рахманин Ю. А., Новиков С. М., Русаков Н. В. // Гиг. и сан. - 2004. - № 5. - С. 4-5.

9. Рахманин Ю. А., Литвинов Н. Н. // Гиг. и сан. — 2004. - № 6. - С. 48-50.

10. Руководство по профилактике токсических воздействий. Образование и осознанная деятельность общества. — Международная программа химической безопасности ЮНЕП/МОТ/ВОЗ. - Женева, 2004.

Поступила 01.10.08

Гигиена труда

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2910 УДК 614.72:6I3.62]:6S6.11-051

К. Ю. Михайличенко', А. А. Касьяненко1, И. Г. Щелкунова2, А. В. Гречко3

РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

'Российский университет дружбы народов, Москва; ^поликлиника № 2 МСЧ ГУВД по г. Москве; 'Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

В работе выявлены факторы риска возникновения экологически обусловленных заболеваний у сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС) при существующих условиях труда: шумовое и химическое загрязнение атмосферного воздуха от автотранспортных средств. Доказано достоверное увеличение количества патологий сердечно-сосудистой, нервной систем и органов чувств, болезней органов пищеварения и эндокринно-обменных заболеваний у сотрудников ГИБДД, непосредственно участвующих в организации дорожного движения. Количественно оценен потенциальный и реальный риск для здоровья сотрудников ДПС, создаваемый автотранспортом. Представлены рекомендации по оптимизации условий труда. Ключевые слова: экологически обусловленные заболевания, автотранспорт, риск для здоровья

К. Yu. Mikhallichenko, A. A. Kasyanenko, I. G. Shchelkunova, А. У. Grechko. - RISK FOR ENVIRONMENT-INDUCED DISEASES DUE TO AIR POLLUTION FROM MOTOR VEHICLES IN ROAD-PATROL OFFICERS

The paper describes risk factors for environment-induced diseases in road-patrol (RP) officers under the existing working conditions: noise and chemical ambient air pollution from motor vehicles. There is evidence for a significant increase in the incidence of diseases of the cardiovascular and nervous system, sense organs, digestive and endocrine metabolic systems in the State Road Safety Inspectorate officers who are directly engaged in traffic management. Potential and real risks from motor transport to the health of RP roads have been estimated. Recommendations on optimizing the working conditions are given.

Key words: environment-induced diseases, motor transport, risk to health

В современных условиях ухудшение качества окружающей и производственной среды в сочетании с социально-экономическими факторами, ростом напряженности профессиональной деятельности определили негативную динамику здоровья населения.

Михайличенко К. Ю. — канд. биол. наук, доц. каф. радиоэкологии экологического фак. (8-903-569-44-64); Касьяненко А. А. — д-р техн. наук, проф., зав. каф. радиоэкологии экологического фак., действительный член Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности; Щелкунова И. Г. — канд. мед. наук, доц., зам. нач. по медицинской части; Гречко А. В. — д-р мед. наук, проф. каф. организации здравоохранения с курсом медицинской статистики и информатики ФУЗ, нач. поликлиники № 2 МСЧ ГУВД по г. Москве, врач высшей категории.

Основным источником загрязнения воздушного бассейна Москвы является автотранспорт. Удельный вклад выбросов от автомобилей в общее загрязнение атмосферы города превышает 90%. Проблема загрязнения воздуха автотранспортом все более обостряется ввиду непрерывного увеличения парка эксплуатируемых автотранспортных средств, уплотнения автотранспортных потоков, нестабильности показателей мероприятий по снижению загрязняющих веществ в процессе эксплуатации [2, 7].

Автотранспорт также является основным и постоянным источником шумового воздействия, доля которого в общем шумовом потоке населенных пунктов составляет около 80%, а уровень звукового давления — до 90 дБ А.

Одной из профессиональных групп, по роду деятельности подвергающихся действию шумового и химического автотранспортного загрязнения, являются инспекторы дорожно-патрульной службы (ДПС). Сотрудники ДПС составляют значительный контингент в системе

Б

гиена и санитария 3/2010

ГУВД Москвы — около 6% от общего числа сотрудников, число их будет увеличиваться в связи с непрерывным ростом автомобильного парка города.

Состояние здоровья инспекторов ДПС в целом и слуха в частности имеет большое значение для качественного выполнения ими профессиональных обязанностей.

В связи с этим возникает необходимость определения риска для здоровья данной профессиональной группы.

С этой целью изучили акустическую и химическую обстановку на мобильных и стационарных постах ДПС Москвы. Оценили состояние здоровья сотрудников ГИБДД, непосредственно участвующих в организации дорожного движения (инспекторы ДПС) и как следствие находящихся в условиях хронического воздействия химических и физических автотранспортных загрязнителей (трассовые отделы ДПС и отделы ДПС Юго-Запад-ного административного округа Москвы), и сотрудников ГИБДД, которые по роду деятельности не подвержены их влиянию (Центральный АО Москвы). Оценили потенциальный и реальный риски возникновения экологически обусловленных заболеваний у сотрудников ДПС при воздействии транспортного шума и отработанных газов автомобилей.

Материалы и методы

Условия труда сотрудников ДПС исследовали на 9 стационарных и мобильных постах ДПС, из которых 4 находились на территории ЮЗАО Москвы, 1 — на территории ЦАО Москвы, остальные относились к спецтрассам: на Садовом кольце (ул. Остоженка), Ленинском проспекте, Можайском шоссе и Кутузовском проспекте.

Транспортный шум. Уровни шума измеряли в наиболее актуальные для исследования временные периоды суток: утренний час пик, дневное время, вечерний час пик.

Уровни шума замеряли одновременно с регистрацией показателей движения: скорости, состава и количества автомобилей в потоке.

Провели по 1800 замеров уровней шума на каждом из обследованных постов ДПС. Измерительная аппаратура прошла метрологическую поверку.

Загрязняющие вещества в атмосферном воздухе. Для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха на постах ДПС использовали рассчитанные с учетом количества и вида автотранспортных средств значения выбросов на отдельных участках улиц и магистралей, обработанные с помощью программы САЬЗОНС, в основе которой лежит модель рассеивания выбросов от автотранспортных потоков САЬ^Е-З. Спрогнозировали максимальные разовые, среднесуточные и среднегодовые концентрации загрязняющих веществ для каждого поста ДПС. Среднесуточные концентрации химических

веществ в атмосферном воздухе принимали за средне-сменные концентрации в воздухе рабочей зоны, так как рабочий день сотрудников ГИБДД затрагивает все временные периоды суток [8]. Среднегодовые ПДК (ПДК„) рассчитывали согласно Критериям оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Для последующей количественной оценки риска использовали вещества, традиционно контролируемые в системе мониторинга города: бензол, бенз(а)пирен, диоксид азота, диоксид серы, стирол, толуол, формальдегид, ксилол, оксид углерода и др. [4].

Заболеваемость инспекторов ДПС. Заболеваемость сотрудников ГИБДД исследовали на основании данных медицинской документации, предоставленной поликлиникой № 2 МСЧ ГУВД по г. Москве.

Показатели здоровья анализировали ретроспективно по первичной заболеваемости, обращаемости за медицинской помошью и результатам ежегодных диспансеризаций с момента постановки на учет каждого сотрудника. Для исследования выбрали когортный метод, предполагающий выделение опытной и контрольной групп, главным различием которых является воздействие вредного фактора на опытную группу и отсутствие такого воздействия на контрольную. Исходя из специфики профессии, все изучаемые когорты состояли из мужчин, относящихся во время поступления на службу к 1-й группе здоровья.

Для обеспечения репрезентативности выборки изучили 1006 медицинских документов, т. е. охватили более 50% сотрудников, работающих в изучаемых АО Москвы. Все данные обработали и систематизировали. Выборки для каждого контингента составляли случайным образом, они составили 441, 313 и 252 человека соответственно в каждой группе.

Полученные данные статистически обработали согласно "Международной классификации болезней, травм, причин смерти" (10-го пересмотра) на 1 тыс. для заболеваемости.

Для анализа состояния здоровья сотрудников ГИБДД регистрировали данные по заболеваниям органов и систем, наиболее подверженных, по данным многочисленных исследований, влиянию автотранспорта (шум, автомобильные выхлопы): болезням нервной системы и органов чувств, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), эндокринно-обменным заболеваниям и болезням мочеполовой системы.

Помимо общего анализа заболеваемости исследуемых выборок, оценивали состояние здоровья сотрудников ГИБДД в зависимости от стажа работы. Для выявления длительности воздействия исследуемых экологических факторов на организм все участники опроса были разде-

Таблица 1

Уровень шума, состав, интенсивность и скорость движения транспортных потоков

Уровень шума, дБ А Состав транспортного потока, % Интенсив-

Место измерения Время измерения ность движе- Скорость дви-

максимальный эквивалентный (М ± т) легковые грузовые ния, авт/ч (М ± т) жения, км/ч

Карамзина проезд (Ста- Утренний час пик 89 83 ± 0,5 82,1 17,9 2570 ± 130 25

ционарный пост ДПС 038) Дневное время 82 76 ± 0,5 84,4 15,6 2470 ± 120 40

Вечерний час пик 90 83 ± 0,5 87,1 12,9 2990 ± 150 35

Кутузовский проспект Утренний час пик 94 92 ± 0,5 79,7 20,3 14210 ± 700 40

(1-й ОД ПС на спецтрассе) Дневное время 87 84 ± 0,5 83,4 16,6 10320 ± 520 60

Вечерний час пик 97 93 ± 0,5 81,2 18,8 1430 ± 720 40

Садовое кольцо (5-й Утренний час пик 90 89 ± 0,5 90,2 9,8 9250 ± 460 35

ОДПС на спецтрассе) Дневное время 90 85 ± 0,5 91,3 8,7 6210 1310 45

Вечерний час пик 92 90 ± 0,5 93,8 6,2 9700 ± 480 30

Таблица 2

Концентрация загрязняющих веществ (в мг/м3) в атмосферном воздухе у постов ДПС

Неканцерогены Канцерогены

Участок оксид углерода диоксид азота формальдегид бенз(а)пирен

е.. пдк.«, с„ ПДК, е.. пдк„р С„ пдк,. с. пдк^, с„ пдк„ с.» пдк„, с„ ПДК,,

Кутузовский проспект

26,5 50 3,6 6,8 0,85 2 0,09 2 0,147 0,5 0,025 0,5 5,0-10"' — 2,9-10"4 1,5 • 10"4

Садовое кольцо 35,0 4,5 1,60 0,13 0,214 0,030 6,5-Ю"6 3,5-10-'

Карамзина проезд 18,5 2,7 0,40 0,06 0,074 0,009 3,9 • 10-« 2,1-10"4

Примечание. Концентрация веществ: Ссг — среднегодовая разовая, Смр — максимальная разовая.

лены на группы с различным стажем работы: менее 5 лет, 5—10лет, более Шлет.

Помимо анализа официально зарегистрированных заболеваний, провели дополнительный анкетный опрос инспекторов ДПС ЮЗАО, центра и спецтрасс У ГИБДД Москвы, в котором приняли участие 464 инспектора ДПС.

Потенциальный риск для здоровья. Для описания негативного воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье, которое может реализоваться в форме немедленных токсических или хронических проявлений, использовались 2 группы моделей: пороговые и беспороговые.

Для оценки немедленных токсических проявлений применяли модели индивидуальных порогов [3].

Для описания риска хронической интоксикации использовали методику Агентства по охране окружающей среды США [7], созданные на ее основе отечественными гигиенистами Руководства по оценке риска [5, 6]. Также применяли линейно-экспоненциальную (беспороговая) модель [6], так как вероятность возникновения хронических заболеваний не имеет заметного порога по концентрации и определяется дозой вредного воздействия, накопленной человеком за весь период контакта.

Для оценки хронических специфических эффектов (канцерогенного риска) использовали методику Агентства по охране окружающей среды США [9] и российские Руководства по оценке риска [5, 6].

Реальный риск для здоровья. Результатом анализа данных медицинской статистики и применения эпидемио-

У У.//

/// //

Заболевания

¿г

у

Распространенность заболеваний (на 1 тыс. человек) различных органов и систем среди сотрудников ГИБДД в зависимости от места работы.

логического метода исследования явилось определение относительного и непосредственного риска |1].

Результаты исследования

Анализ акустической обстановки на стационарных постах ДПС Москвы, формируемой транспортными потоками, выявил значительные (в 1,2—1,4 раза) превышения допустимых значений эквивалентных уровней шума, что связано с высокой интенсивностью движения автотранспорта по проезжим частям города. Фрагмент таблицы с измеренными значениями представлен ниже (табл. 1).

Анализ химического загрязнения воздуха отработанными газами автомобилей в зоне выполнения профессиональных обязанностей сотрудниками ДПС не выявил превышений ПДК по приоритетным для автотранспорта соединениям для воздуха рабочей зоны, однако обнаруженные концентрации этих веществ являются опасными для населения, постоянно проживающего вблизи обследованных автомагистралей. Фрагменты таблицы со среднегодовыми и максимапьными разовыми концентрациями некоторых веществ у постов ДПС приведены в табл. 2.

Оценка состояния здоровья сотрудников ГИБДД на основе амбулаторных карт позволила выявить достоверное увеличение количества патологий сердечно-сосудистой системы (в 1,7 раза), нервной системы (в 1,4 раза) и органов чувств (в 1,5 раза), болезней органов ЖКТ (в 1,2 раза) и эндокринно-обменных заболеваний (в 1,7 раза) у сотрудников ГИБДД, непосредственно участвую-

Таблица 3

Риск неспецифических хронических эффектов

Средний эквивалентный уровень шума, дБ А Пробит Риск

Автомагистраль стаж работы, годы

10 20 10 20

Можайское шоссе 88 -0,41 -0,16 Садовое кольцо 87 -0,50 -0,24 Карамзина проезд 81 -1,01 -0,76

Суммарный риск канцерогенного воздействия

0,34 0,30 0,16

0,44 0,41 0,22

Таблица 4

Место нахождения поста ДПС

Риск

Кутузовский проспект Садовое кольцо Ленинский проспект Карамзина проезд

1,24-10"4 1,58-10"4 1,10-10"4 6,13-10"5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гиена и санитария 3/2010

Таблица 5

Индексы опасности неканцерогенных эффектов при хроническом воздействии

Место нахождения поста ДПС Органы дыхания ЦНС Суммарный

Кутузовский проспект 0,60 0,04 0,70

Садовое кольцо 0,80 0,06 0,90

Карамзина проезд 0,40 0,02 0,50

щих в организации дорожного движения. На рисунке представлена общая картина заболеваемости сотрудников ГИБДД в зависимости от места работы.

Анкетный опрос сотрудников ГИБДД позволил выявить, что значительная часть опрошенных инспекторов ДПС (67%) во время дежурства на постах ДПС испытывают дискомфорт от действия автотранспортных выхлопов и транспортного шума и связывают с этим свое плохое самочувствие по окончании рабочей смены.

Полученные значения потенциального риска для здоровья инспекторов ДПС при остром и хроническом воздействии транспортного шума могут рассматриваться как опасные и вызывающие опасение соответственно (табл. 3).

Суммарные канцерогенный риск и риск неспецифических хронических эффектов при воздействии отработанных газов автомобилей являются приемлемыми для условий производственного воздействия. Фрагменты результатов вычислений уровней риска и индексов опасности для некоторых химических веществ приведены в табл. 4 и 5.

Выводы. 1. Анализ полученных значений потенциального риска для здоровья при действии транспортного шума показал, что значения риска возникновения немедленных эффектов и риска от хронического воздействия транспортного шума для здоровья инспекторов, дежурящих на обследуемых постах ДПС, могут рассматриваться как опасные (до 90%) и вызывающие опасение (до 40%), так как при этом возможны массовые случаи жалоб на различные дискомфортные состояния, связанные с воздействием оцениваемого фактора, при достоверной тенденции роста общей заболеваемости, а также появления других эффектов неблагоприятного воздействия.

2. Суммарные индивидуальный пожизненный канцерогенный риск (10~4) и индекс опасности (< I) для здоровья при воздействии отработанных газов автомобилей являются приемлемыми для условий профессионального воздействия.

3. Расчет реального риска для здоровья сотрудников ДПС показал, что в связи со спецификой профессии, инспекторы ДПС в 1,4 раза больше подвержены учитывав-

шимся заболеваниям в результате действия на них различных антропогенных факторов окружающей среды, что выражается в возникновении 330 дополнительных случаев хронических заболеваний на 1000 человек.

Опираясь на данные проведенного исследования, считаем необходимым рекомендовать медицинской санитарной части ГУВД Москвы разработать организационно-технические и лечебно-профилактические мероприятия по оптимизации условий труда и улучшению состояния здоровья сотрудников ДПС, определить уровень оплаты труда, продолжительность рабочей смены и отпуска, а также длительность стажа работы. Включить в обязательный ежегодный осмотр врачей-специалистов: гастроэнтеролога, кардиолога; осуществлять ежегодную проверку слуха методом тональной аудиометрии; обеспечить инспекторам ДПС защиту от транспортного шума путем введения перерывов в акустически изолированных помещениях (для стационарных постов) и сокращения длительности рабочей смены (для мобильных постов ДПС).

Литература

1. Здоровье населения и окружающая среда: Метод, пособие. — Вып. 3, т. 1, ч. 3. — М., 2001.

2. Иваненко А. В., Волкова И. Ф., Корниенко А. П. // Гиг. и сан. - М., 2007. - № 6. - С. 20-22.

3. Киселев А. В., Фридман К. Б. Оценка риска здоровью. - СПб., 1997.

4. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Онищенко Г. Г., Новиков С. М., Рахманин Ю. А. и др. / Под ред. Ю. А. Рах-манина, Г. Г. Онищенко. — М., 2002.

5. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Р 2.2.1766-03. - М., 2003.

6. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. Р 2.1.10.1920—04. — М., 2004.

7. Филатов Н. Н., Аксенова О. И., Волкова И. Ф. и др. // Гиг. и сан. - 1998. - № 5. - С. 3-7.

8. Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03. - М., 2003.

9. Duffus J. Н., Park М. V. Chemical Risk Assessment / Training Module. - UNEP/IPCS, 1999. - N 3. -P. 1-106.

Поступила 26.12.08

С Т. П. БАРТОШ, О. П. БАРТОШ, 2010 УДК 613.1:612.821|:371.124-051

Т. П. Бартош, О. П. Бартош

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН, Магадан

В статье рассматриваются особенности психоэмоциональной сферы, свойства нервной системы и психофизиологических реакций у учителей, проживающих в различных районах Крайнего северо-востока России. Показано, что учителя Магаданской области характеризуются высоким психоэмоциональным напряжением, слабостью, инертностью, неуравновешенностью нервных процессов. В отдаленном поселке Эвенск при суровости природно-климатических и социальных условий более выражены астенизация, тревожность и невротические состояния на фоне снижения функционального состояния центральной нервной системы.

Ключевые слова: учителя, Север, свойства нервной системы, психоэмоциональная сфера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.