Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
учителя / Север / свойства нервной системы / психоэмоциональная сфера / teachers. North / nervous system properties / psycho emotional sphere

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Т.П. Бартош, О.П. Бартош

В статье рассматриваются особенности психоэмоциональной сферы, свойства нервной системы и психофизиологических реакций у учителей, проживающих в различных районах Крайнего северо-востока России. Показано, что учителя Магаданской области характеризуются высоким психоэмоциональным напряжением, слабостью, инертностью, неуравновешенностью нервных процессов. В отдаленном поселке Эвенск при суровости природно-климатических и социальных условий более выражены астенизация, тревожность и невротические состояния на фоне снижения функционального состояния центральной нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Т.П. Бартош, О.П. Бартош

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHO-PHYSIOLOGICAL STATUS AND PERSONALITY TRAITS IN TEACHERS OF THE MAGADAN REGION

The paper considers the specific features of the psycho emotional sphere and the properties of the nervous system, and psycho-physiological reactions in teachers dwelling in different areas of the Far North-East of Russia. It has been established that the Magadan Region’s teachers show a high psycho emotional tension, weakness, inertness, and instability of nervous processes. Asthenization, anxiety, and neurotic states along with decreased central nervous system performance were more pronounced in teachers living in the remote settlement of Evensk when natural, climatic, and social conditions become more severe.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Таблица 5

Индексы опасности неканцерогенных эффектов при хроническом воздействии

Место нахождения поста ДПС Органы дыхания ЦНС Суммарный

Кутузовский проспект 0,60 0,04 0,70

Садовое кольцо 0,80 0,06 0,90

Карамзина проезд 0,40 0,02 0,50

щих в организации дорожного движения. На рисунке представлена общая картина заболеваемости сотрудников ГИБДД в зависимости от места работы.

Анкетный опрос сотрудников ГИБДД позволил выявить, что значительная часть опрошенных инспекторов ДПС (67%) во время дежурства на постах ДПС испытывают дискомфорт от действия автотранспортных выхлопов и транспортного шума и связывают с этим свое плохое самочувствие по окончании рабочей смены.

Полученные значения потенциального риска для здоровья инспекторов ДПС при остром и хроническом воздействии транспортного шума могут рассматриваться как опасные и вызывающие опасение соответственно (табл. 3).

Суммарные канцерогенный риск и риск неспецифических хронических эффектов при воздействии отработанных газов автомобилей являются приемлемыми для условий производственного воздействия. Фрагменты результатов вычислений уровней риска и индексов опасности для некоторых химических веществ приведены в табл. 4 и 5.

Выводы. 1. Анализ полученных значений потенциального риска для здоровья при действии транспортного шума показал, что значения риска возникновения немедленных эффектов и риска от хронического воздействия транспортного шума для здоровья инспекторов, дежурящих на обследуемых постах ДПС, могут рассматриваться как опасные (до 90%) и вызывающие опасение (до 40%), так как при этом возможны массовые случаи жалоб на различные дискомфортные состояния, связанные с воздействием оцениваемого фактора, при достоверной тенденции роста общей заболеваемости, а также появления других эффектов неблагоприятного воздействия.

2. Суммарные индивидуальный пожизненный канцерогенный риск (10~4) и индекс опасности (< I) для здоровья при воздействии отработанных газов автомобилей являются приемлемыми для условий профессионального воздействия.

3. Расчет реального риска для здоровья сотрудников ДПС показал, что в связи со спецификой профессии, инспекторы ДПС в 1,4 раза больше подвержены учитывав-

шимся заболеваниям в результате действия на них различных антропогенных факторов окружающей среды, что выражается в возникновении 330 дополнительных случаев хронических заболеваний на 1000 человек.

Опираясь на данные проведенного исследования, считаем необходимым рекомендовать медицинской санитарной части ГУВД Москвы разработать организационно-технические и лечебно-профилактические мероприятия по оптимизации условий труда и улучшению состояния здоровья сотрудников ДПС, определить уровень оплаты труда, продолжительность рабочей смены и отпуска, а также длительность стажа работы. Включить в обязательный ежегодный осмотр врачей-специалистов: гастроэнтеролога, кардиолога; осуществлять ежегодную проверку слуха методом тональной аудиометрии; обеспечить инспекторам ДПС защиту от транспортного шума путем введения перерывов в акустически изолированных помещениях (для стационарных постов) и сокращения длительности рабочей смены (для мобильных постов ДПС).

Литература

1. Здоровье населения и окружающая среда: Метод, пособие. — Вып. 3, т. 1, ч. 3. — М., 2001.

2. Иваненко А. В., Волкова И. Ф., Корниенко А. П. // Гиг. и сан. - М., 2007. - № 6. - С. 20-22.

3. Киселев А. В., Фридман К. Б. Оценка риска здоровью. - СПб., 1997.

4. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Онищенко Г. Г., Новиков С. М., Рахманин Ю. А. и др. / Под ред. Ю. А. Рах-манина, Г. Г. Онищенко. — М., 2002.

5. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Р 2.2.1766-03. - М., 2003.

6. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. Р 2.1.10.1920—04. — М., 2004.

7. Филатов Н. Н., Аксенова О. И., Волкова И. Ф. и др. // Гиг. и сан. - 1998. - № 5. - С. 3-7.

8. Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03. - М., 2003.

9. Duffus J. Н., Park М. V. Chemical Risk Assessment / Training Module. - UNEP/IPCS, 1999. - N 3. -P. 1-106.

Поступила 26.12.08

С Т. П. БАРТОШ, О. П. БАРТОШ, 2010 УДК 613.1:612.821|:371.124-051

Т. П. Бартош, О. П. Бартош

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН, Магадан

В статье рассматриваются особенности психоэмоциональной сферы, свойства нервной системы и психофизиологических реакций у учителей, проживающих в различных районах Крайнего северо-востока России. Показано, что учителя Магаданской области характеризуются высоким психоэмоциональным напряжением, слабостью, инертностью, неуравновешенностью нервных процессов. В отдаленном поселке Эвенск при суровости природно-климатических и социальных условий более выражены астенизация, тревожность и невротические состояния на фоне снижения функционального состояния центральной нервной системы.

Ключевые слова: учителя, Север, свойства нервной системы, психоэмоциональная сфера

T. P. Bartosh, O. P. Bartosh. - THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS AND PERSONALITY TRAITS IN TEACHERS OF THE MAGADAN REGION

The paper considers the specific features of the psychoemotional sphere and the properties of the nervous system, and psychophysiological reactions in teachers dwelling in different areas of the Far North-East of Russia. It has been established that the Magadan Region's teachers show a high psychoemotional tension, weakness, inertness, and instability of nervous processes. Asthenization, anxiety, and neurotic states along with decreased central nervous system performance were more pronounced in teachers living in the remote settlement of Evensk when natural, climatic, and social conditions become more severe.

Key words: teachers, North, nervous system properties, psychoemotional sphere

В последние годы наблюдается повышенное внимание исследователей к профессиональному здоровью учителя как представителя стрессогенной профессии. Проживание в суровых природно-климатических и социально-эко-логических условиях северо-востока предъявляет значительные требования к психофизиологической адаптации организма человека и вызывает перенапряжение его функциональных систем. В этих условиях профессиональное здоровье учителя, т. е. согласно Л. М. Митиной [7] "способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности", заслуживает пристального внимания. Данные литературы [3, 7, 9) свидетельствуют, что как профессиональная группа учителя отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Спустя 15—20 лет работы в школе для учителей характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание". К факторам напряженности профессиональной деятельности учителей относятся: высокая степень ответственности, загруженность рабочего дня, дефицит времени, излишняя формальная работа, "постоянная слежка, контроль со стороны администрации", пристальное внимание коллег, детей, других людей, непрестижность, неуверенность в завтрашнем дне и др. [7, 9]. Наиболее напряженными являются ситуация общения учителя с учащимися. По достижению определенного уровня напряжения организма у учителя появляются многочисленные симптомы синдрома профессионального выгорания, усиливаются дезадаптационные процессы и психопатологические состояния невротического или психопатического характера. Создаваемая учителями невроти-зирующая среда является одним из факторов нервно-психической дезадаптации школьников и ухудшения их здоровья [4]. В связи с этим актуальны оценка психической и психофизиологической адаптации учителя в суровых природно-климатических и социально-экономических условиях северо-востока и управление ею с учетом прогнозирования ближайших и отдаленных последствий для организма в целом. В то же время функциональное состояние определяет текущие психофизиологические характеристики [5, 6]. Поэтому психофизиологические методики, направленные на выявление стабильных характеристик, позволяют определять функциональное состояние обследуемого.

Цель исследования — оценить психоэмоциональное и психофизиологическое состояние учителей, проживающих в различных районах Магаданской области.

Материалы и методы

Объектом исследования были учителя-предметники Магадана и отдаленного поселка области Эвенска.

Бартош Т. П. — канд. биол. наук, доц., вед. науч. сотр. лаб. физиологии экстремальных состояний (sofi@online.magadan.su); Бартош О. П. — канд. биол. наук, науч. сотр. лаб. физиологии экстремальных состояний (Arktika@online.magadan.su)

Эвенск расположен на севере побережья Охотского моря в 535 км от Магадана и по природно-климатическим условиям отличается от него большей суровостью. В Магадане обследовали 38 учителей-женщин в возрасте от 25 до 60 лет (45 ± 1,98 года) с педагогическим стажем от 1 года до 45 лет (23 ± 2,3 года). В Эвенске обследовали 10 учительниц в возрасте 23—59 лет (46 ± 4,4 года) с педагогическим стажем от 1 года до 35 лет (22 ± 4,01 года). К сожалению, из-за небольшого числа обследуемых не было возможности разделить педагогов на группы в зависимости от возраста, педагогического стажа и преподаваемой дисциплины. Северный стаж учителей обеих групп был более 20 лет (32 ± 3,5 года). По этнической принадлежности все они относились к славянской группе. Обследование проводили в марте—апреле в первую половину дня в кабинете школьного психолога. Группы формировали методом случайной выборки, когда обследуемый учитель имел свободное от уроков время. Все обследуемые педагоги являлись условно-здоровыми и длительное время не обращались в поликлинику по поводу каких-либо хронических заболеваний. В основном обследуемые учителя имели семью и проживали в своих квартирах. Психофизиологические реакции оценивали с помощью комплекса "Нейрософт-Психотест" (Иваново). Аппаратно-программный комплекс "Психотест" позволяет измерить силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, особенности концентрации внимания, выявить функциональное состояние ЦНС, косвенно позволяющее оценить работоспособность обследуемого, наличие или отсутствие патологических изменений неврологического характера. О силе нервных процессов судили по критической частоте световых мельканий (КЧСМ). Подвижность нервных процессов учителей оценивали с помощью простой и сложной сенсомотор-ных реакций. Применяли следующие психофизиологические методики: определение КЧСМ, простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), реакция выбора (РВ), реакция различения (РР). Использовали различные психологические опросники. Уровень тревоги определяли по методике Спилбергера—Ханина (ситуативная тревожность — СТ, личностная тревожность — ЛТ). Результаты оценивали следующим образом: до 30 баллов — низкая, 31—45 — умеренная, 46 баллов и более — высокая тревожность. Определяли степень вегетативной лабильности (СВЛ). Данная методика содержит 54 вопроса, которые определяют соматовегетативные расстройства организма. Нервно-психическую адаптацию (НПА) определяли с помощью шкалы из 26 вопросов [2], диагностирующей донозологические, субклинические, сходные с неврозоподобными состояния. Более 20 баллов по данной шкале характеризуют патологическую психическую дезадаптацию. Предпочитаемые копинг-стратегии диагностировали с помощью копинг-теста Р. Лазаруса [1]. Методика состоит из 8 шкал, содержащих 50 утверждений, отражающих способы преодоления трудностей. По степени конструктивности копинг-механизмы разделяются на 3 группы: а) конструктивные: "планирование решения проблемы", "самоконтроль", "поиск социальной поддержки"; б) относительно конструктивные: "принятие ответственности", "положительная переоценка"; в) неконструктивные: "конфронтативный копинг", "дис-

танцирование", "бегство—избегание". Методика "личностный дифференциал" (ЛД) позволяет выявить уровень самооценки по трем факторам: 1) фактор оценки — уровень самовосприятия, самоуважения, 2) фактор силы — уверенность в себе, независимость, способность к достижению цели и преодоление трудностей; 3) фактор активности — оценка своей активности и общительности. Методика определения уровня социальной фрустрирован-ности (УСФ) нацелена на выявление зон наиболее отчетливой СФ. С помощью шкалы для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации (УН) определяли степень ее выраженности. Оценки по данной шкале могут принимать значения от -103 до 133 баллов, где очень высокому уровню невротизации соответствует -81 балл и ниже, а очень низкому уровню невротизации — 81 балл и выше [1]. Для определения форм агрессивности и враждебных реакций использовали опросник А. Басса и А. Дарки, выделяя следующие виды реакций: 1) физическая агрессия — использование физической силы против другого лица; 2) косвенная агрессия — окольным путем направленная на другое лицо (сплетни, шутки), проявляющаяся во взрывах ярости, крике; 3) раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, резкость, грубость); 4) негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; 5) обида — чувство, вызванное завистью и ненавистью к окружающим, обусловленное горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания; 6) подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; 7) вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); 8) чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Индекс агрессивности — ИА (как прямой, так и мотивационной) включает 1, 2, 3, 7-ю шкалы. Индекс враждебности (ИВ) включает 5-ю и 6-ю шкалы. Полученные данные статистически обработали на компьютере с помощью программ Excel и Statistica. Достоверность различий оценивали с использованием г-критерия Стьюдента и критерия Манна—Уитни.

Результаты и обсуждение

Анализ данных показал, что уровень СТ и ЛТ у учителей Магадана варьировал в пределах от 27 до 54 баллов, Эвенска — 30—52 баллов.

У учителей Эвенска средний уровень ЛТ соответствовал высокой тревожности и значимо превышал показатель учителей Магадана (р < 0,05). Также учителя Эвенска более невротичны: средние значения УН в 3 раза ниже, чем у магаданских коллег (см. таблицу). Показатель лабильности вегетативной нервной системы CBJ1 был относительно высоким у всех обследуемых педагогов. При этом утвердительно ответили на вопросы: "Вздрагиваете ли вы, когда что-нибудь быстро проносится перед вами или когда кто-нибудь внезапно заговаривает с вами", «Легко ли у вас возникает волнение или "телесное беспокойство" перед решительными действиями» 81% учителей; "Бывает ли у вас звон в ушах или рябь в глазах" и "Ощущаете ли вы порой ком в горле" 76%; "У вас бывает озноб, когда вас бросает то в жар, то в холод", "Ваше тело может полностью расслабляться только изредка" 71%; "У вас бывают головные боли", "Бывает ли, что у вас колет в груди или что вам больно повернуть шею", "Бывает ли вам трудно заснуть или спокойно проспать всю ночь" 67%; "Бывает ли, что ваше сердце колотится так сильно, как будто готово выскочить из груди", "Чтобы действи-

Психологические ■ психофизиологические показатели учителей Магаданской области (М ± т)

Показатель

СТ, баллы ЛТ, баллы СВЛ, баллы УН, баллы УСФ, баллы

Физическая агрессия, баллы Косвенная агрессия, баллы Раздражение, баллы Негативизм, баллы Обида, баллы Подозрительность, баллы Вербальная агрессия, баллы Чувство вины, баллы ИА, баллы ИВ, баллы Оценка, баллы Сила, баллы Активность, баллы КЧСМ, Гц Время ПЗМР, мс ФУС, усл. ед. УР, усл. ед. УФ В, усл. ед. Время РР, мс Время РВ, мс

Эвенск (п - 10) Магадан (л = 38)

42,3 ± 1,9 40,0 ± 1,4

46,0 ± 2,5» 39,0 ± 1,3

24,7 ± 2,34 23,6 ± 1,02

6,60 ± 13,4» 24,5 ±6,13

2,16 ± 0,16 2,30 ± 0,08

4,6 ± 0,90 4,1 ± 1,03

4,6 ± 0,53 4,8 ± 0,71

6,1 ± 0,8 4,8 ± 0,68

2,6 ± 0,69 1,9 ± 0,50

5,6 ± 0,31* 2,9 ± 0,41

5,7 ± 0,47* 2,5 ± 0,45

8,9 ± 0,67* 6,7 ± 0,73

7,3 ± 0,42 6,1 ± 0,48

24 ± 1,81 20,4 ± 2,31

11 ± 0,71* 5,4 ± 0,69

14,6 ± 1,45 13,7 ± 1,47

8,8 ± 3,04 9,7 ± 1,49

9,4 ± 1,54 10,7 ± 2,15

33,5 ± 1,1 34,3 ± 1,2

318 ± 20,9 277 ± 12,8

3,4 ± 0,3 3,9 ± 0,11

1,2 ± 0,28 1,7 ± 0,19

2,4 ± 0,34* 3,2 ± 0,14

512 ± 34,7* 420 ± 25,8

487 ± 33,5 449 ± 11,8

Примечание. *— достоверность различий показателей учителей Эвенска и Магадана при р < 0,05.

тельно отдохнуть, вашему телу требуется практически не 8 ч сна, а больше" 62%. Индивидуальный разброс по шкале, определяющей НПА, у учителей Магадана был от 19 до 65 баллов. Среднее значение составило 42 ± 5 баллов, что согласно методике указывало на вероятность патологической психической дезадаптации. При этом из опрошенных учителей 75% положительно ответили на утверждение "необоснованный страх за себя, других людей, боязнь каких-либо ситуаций", 67% отмечали "раздражительность и вспыльчивость", "невозможность сдержать проявление своих чувств", 58% учителей жаловались на "сердцебиение", "изменение настроения без видимых причин", "беспричинную тревогу", 50% свидетельствовали о "сильном чувстве вины", "склонности к слезам" и "чувстве слабости". Таким образом, истощение адаптационного потенциала учителей Магаданской области проявляется в психовегетативных и астеноневро-тических реакциях. У педагогов отдаленных поселков Севера более вероятна доля профессионального выгорания, развития психосоматических заболеваний и патологических дезадаптационных нарушений.

Анализ данных показал, что самооценка учителей по факторам ЛД имела индивидуальные вариации в пределах -5—20 баллов. У 3 учителей Эвенска отмечались очень низкие значения факторов силы и активности, что может указывать на наличие у них невротических проблем, ощущения низкой ценности своей личности, асте-низацию, тревожность, снижение психического адаптационного потенциала. Значения УСФ педагогов Магаданской области соответствовали неопределенному уровню удовлетворенности различными сферами социального функционирования (см. таблицу). При этом 80% всех опрошенных учителей указывали на неудовлетворенность своим материальным положением и физическим состоянием.

Комплексное воздействие стрессовых факторов требует больших затрат организма человека. Использование конструктивных, адаптивных копинг-стратегий является

одним из способов сохранения здоровья человека [6]. По данным нашего исследования, в профиле копинг-стра-тегий учителей Магаданской области присутствуют все изучаемые пути преодоления стресса. Иерархия использования копинг-стратегий учителями Эвенска представлена следующим образом: "поиск социальной поддержки" (79,6 ± 3,58%), "планирование решения проблемы" (69,7 ± 5,24%), "принятие ответственности" (64,8 ± 6,63%), "самоконтроль" (60,3 ± 3,98%), "положительная переоценка" (59,8 ± 2,77%), "конфронтативный копинг" (52,4 ± 5,72%), "бегство-избегание" (44,9 ± 3,72%), "дистанцирование" (43,8 ± 6,38%). Иерархия использования копинг-стратегий учителями Магадана: "поиск социальной поддержки" (73,3 ± 5,1%), "планирование решения проблемы" (71,1 ±5,3%), "принятие ответственности" (68,3 ± 2,70%), "положительная переоценка" (66,7 ± 5,94%), "самоконтроль" (60 ± 4,03%), "дистанцирование" (46,1 ± 5,38%), "конфронтативный копинг" (45,5 ± 4,13%), "бегство—избегание" (42,6 ± 4,78%). Таким образом, в профиле стратегий учителей как Эвенска, так и Магадана в наибольшей степени представлены конструктивные копинг-механизмы. Из них ведущими являются "поиск социальной поддержки", "планирование решения проблемы", "принятие ответственности". Наименее используемыми в общем профиле стратегий были неконструктивные копинги: "конфронтативный копинг", "дистанцирование", "бегство—избегание". Это указывает на формирование внутренней установки личности учителя на решение проблем, потребности в эмоциональной поддержке и попытку регулирования своего поведения и эмоциональных реакций, направленных на преодоление стрессовой ситуации.

Психологический профиль агрессивности личности учителей Магадана и Эвенска соответствует в основном средней степени агрессивности (см. таблицу). Согласно методике [ 1 ] под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъект-субъективных отношений. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, характеризуют общую нестабильность отношений индивидуума с окружающими. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии [ 1, 3]. У педагогов Эвенска показатель вербальной агрессии и ИВ бьши значимо выше (р < 0,05), чем у магаданских коллег. У учителей Магадана составляющие ИВ (обида и подозрительность) были выражены в слабой степени.

Анализ свойств нервной системы показал, что согласно методике КЧСМ для обследуемых учителей Магаданской области характерны слабость и лабильность нервной системы (см. таблицу). Результаты, полученные по методике ПЗМР, позволяют сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии ЦНС. Время реакции (ВР) зависит от типологических особенностей нервной системы и позволяет оценивать работоспособность обследуемого, наличие патологических изменений неврологического характера. ВР ПЗМР у обследуемых учителей значительно превысило норму (231 мс; см. таблицу). Это указывает на ярко выраженную инертность нервных процессов. При оценке текущего функционального состояния ЦНС с различных сторон (функциональный уровень системы — ФУС, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей [8]) установили, что ФУС учителей Эвенска и Магадана был ниже нормы (4,2—5,5 усл. ед.), что свидетельствовало о наличии патологических сдвигов различной степени (см. таблицу). Критерий, характеризующий устойчивость реакции (УР) и отражающий устойчивость состояния ЦНС, у обследуемых был на нижней границе нормы (1,0—2,8 усл. ед.), из них у 4 человек из Эвенская и у 2 магаданцев УР имел патологические сдвиги различной степени. Уровень функциональных возможностей (УФВ) позволяет судить

о способности обследуемого формировать адекватную функциональную систему и длительно ее удерживать. В нашем исследовании у педагогов Эвенска показатель УФВ был ниже нормы (2,7—4,8 усл. ед.). У учителей Магадана данный показатель находился в пределах нижней границы нормы. Таким образом, у большинства учителей Магаданской области выявили различную степень снижения функционального состояния ЦНС.

РР и РВ являются разновидностями сложной сенсо-моторной реакции и связаны с более сложным процессом обработки сенсорной информации ЦНС. На время реакции влияет концентрация внимания, связанная со свойствами нервных процессов. При высокой концентрации внимания ВР уменьшается, при низкой — увеличивается [6). У учителей Эвенска среднее ВР ло данным сложной сенсомоторной реакции превышает норму (434 мс) и достоверно (р < 0,05) превышает результаты магаданских коллег по РР. Учителя поселка допустили в 2 раза большее количество ошибок, чем магаданцы (4 ± 0,90 и 2 ± 0,44 соответственно). Число допущенных ошибок при выполнении методик отражает особенности концентрации внимания. Следовательно, на основании полученных данных можно говорить о наличии нарушений функционирования ЦНС, связанных с силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов у учителей Эвенска.

Таким образом, на основании выполнения проб по определению простой и сложных сенсомоторных реакций можно говорить о слабости, инертности, слабой уравновешенности нервных процессов у учителей Магаданской области. Это может выражаться в проявлениях вегетативной дистонии, повышенной утомляемости учителя, снижении работоспособности, ригидности, затрудненности выхода из различных психических состояний. Исходя из вышеизложенного, можно говорить о необходимости серьезной работы по регуляции стрессовых состояний, гигиене и профилактике психического, физического и в целом профессионального здоровья учителей Магаданской области. От решения этой проблемы во многом будет зависеть благополучие учителей и учащихся.

В ы воды: 1. Учителя Магаданской области характеризуются достаточно высоким психоэмоциональным напряжением, слабостью, инертностью и неуравновешенностью нервных процессов.

2. В более суровых природно-климатических и социальных условиях Эвенска у учителей более выражена ас-тенизация, тревожность и невротические состояния при более низком функциональном состоянии ЦНС по сравнению с коллегами из Магадана. Они более стрессиро-ваны и особо нуждаются в комплексе мероприятий и профилактических мерах по охране психофизического здоровья.

Л итература

1. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. — СПб., 2003.

2. Гурвич И. Н. // Вестн. гипнол. и психотер. — 1992. — № 3. — С. 46-53.

3. Жукова Л. В. Ц Педагог, обозр. - 2003. - № 33. -С. 8-9.

4. Кузнецова С. А. // Материалы Международной конф. "Образование на Севере: проблемы и перспектива" 11—13 июня. — Магадан, 2002. — С. 43— 44.

5. Лазарус Р. Ц Эмоциональный стресс: Пер. с англ. — М., 1970. - С. 178-208.

6. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. — М., 2004.

7. Митина Л. М. // Вестн. образования России. — 2005. - № 8. - С. 33-49.

8. Нейрофизиологические исследования в экспертизе 9. Сергеева И. В. Психическое здоровье учителя как ус-трудоспособности / Под ред. А. М. Зимкиной, В. И. ловие здоровья подрастающего поколения http://

Южмовой-Черкасовой. — J1., 1978. www.msnauka.com/Psyhology/49.html.

Поступил» 15.03.09

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2010 УДК <13.Sl:(13.«l-07:«lt.lS3.91S-074

Т. Б. Петрова, Ф. А. Бичкаева, Л. П. Жилина, Т. В. Третьякова, О. С. Власова

ВЛИЯНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ НА ПАРАМЕТРЫ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА У РАБОТНИКОВ СЕВЕРНОГО ВОДНОГО БАССЕЙНА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт физиологии природных адаптаций Уральского отделения РАН, Архангельск

Проведенное исследование характера изменений показателей липидного обмена у моряков, речников и рыбаков Северного водного бассейна в зависимости от специфики работы и частоты употребления спиртных напитков показало наличие дисбаланса в содержании липидных показателей, более выраженного у моряков, речников.

Ключевые слова: алкогольные напитки, общий, свободный холестерин, липидтранспортная система, речники, рыбаки, моряки

Т. В. Pelrova, F. A. Bichkayeva, L. P. Zhilina, Т. V. Tretyakova, О. S. Vlasova. - IMPACT OF THE USE OF ALCOHOLIC BEVERAGES ON LIPID METABOLIC PARAMETERS IN NORTHERN WATER BASIN WORKERS

The nature of changes in lipid metabolic parameters was studied in the sailors, river transport workers, and fishermen of the Northern Water Basin in relation to the specific features of their working conditions and the frequency of drinking alcoholic beverages. It was shown that there was imbalance in the levels of lipid parameters, which was more pronounced in sailors and river transport workers.

Key words: alcoholic beverages, total cholesterol, free cholesterol, lipid-transport system, river transport workers, fishermen, sailors

Кроме экстремальных климатических факторов Севера на организм работников плавсостава Северного водного бассейна (СВБ) действует ряд негативных факторов производственной среды. Ведущим из них является однотипность и однообразие регламентированного трудового режима в рейсе, которые вызывают дефицит положительных эмоций. В связи с этим алкогольные напитки используются работниками плавсостава в качестве средства, стимулирующего эмоциональную активность. Распространенность употребления алкогольных напитков среди них ряд авторов обусловливают в первую очередь психологическим фактором [3]. Прием больших доз спиртных напитков способствует изменению гомеостаза, в том числе и липидного обмена [1], поскольку 90—95% поступившего в кровь спирта окисляется и вовлекается в общий обмен веществ и оказывает влияние на метаболические показатели [1, 7].

Принимая во внимание актуальность темы, исследовали в сыворотке крови у работников плавсостава СВБ уровни показателей липидного обмена в зависимости от специфики работы и количества употребления алкогольных напитков.

Материалы и методы

Обследовали 1266 мужчин — работников плавсостава СВБ в возрасте 33,4 ± 6,9 года: 538 речников, 353 рыбаков и 375 моряков. Провели интервьюирование с целью выявления частоты приема и видов спиртных напитков. На основании полученных данных выделили 4 группы лиц по количеству употребления спиртных напитков: 1-я группа — редко употребляющие, 2-я группа — употреб-

Петрова Т. Б. — аспирант (fatima@atnet.ru); Бичкаева Ф. А. — д-р биол. наук, зав. лаб. биологической и неорганической химии; Жилина Л. П. — ст. науч. сотр., д-р биол. наук; Третьякова Т. В. — ст. науч. сотр., канд. биол. наук; Власова О. С. — ст. науч. сотр., канд. биол. наук.

ляющие 1—2 раза в месяц, 3-я — около 1 раза в неделю, 4-я — 2—3 раза в неделю в небольших количествах (табл. 1).

Кровь забирали в вакутайнеры "Becton Dickinson В. P.cat. № 37-38241" (Англия). В сыворотке крови определяли показатели липидного обмена. Уровни общего холестерина (ОХ), триглицериды (ТГ) определяли на спектрофотометре Spectronic-700 ("Baum-Lomb", США) с помощью реагентов фирмы "Sigma Diagnostic" и на биохимическом анализаторе Mars с помощью наборов фирмы "Chronolab" (Швейцария). Липопротеины высокой плотности (ЛПВП) определяли после осаждения хило-

Таблица 1

Распределение (в %) работников плавсостава СВБ в зависимости от характера работы и частоты и видов употребления спиртных напитков

Группа обследованных Число обследованных Вино Водка Пиво Другие виды алкоголя

Речники: 17,06 24 39,39 50

1-я 55 — — 6,12 —

2-я 343 17,06 23 12,0 29

3-я 125 — — 17,06 15

4-я 15 — — 4,21 6

Рыбаки: 6,25 20 37,5 41

1-я 37 — — 7,21 —

2-я 178 2,13 14 13,17 22

3-я 127 4,11 6 6,28 10

4-я 11 — 6 10,84 9

Моряки: 44,44 52,5 55,56 49

1-я 51 2,23 — 8,87 —

2-я 142 25 25 22,15 26

3-я 165 12,5 37,5 12,5 13

4-я 17 4,71 — 12,04 10

Примечание. К другим вилам алкогольных напитков

относятся коньяк, ликеры, шампанское; большинство работни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.