Научная статья на тему 'Риск в праве: природа и причины'

Риск в праве: природа и причины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1923
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИСК / СТРАТЕГИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГНОЗЫ / АНТИРИСКОВЫЕ МЕРЫ / НЕПРАВОМЕРНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихомиров Юрий Александрович

Риски можно условно классифицировать на основе ряда крите риев: по сферам; по масштабу, по прогнозируемости, повторяемости. Авторов выделяет также риски, повторяющиеся в нормальных ситуациях, риски в условиях критических, кризисных ситуаций и риски извне правовой среды. Автор разработал понятийный аппарат исследования, формулируя следующие дефиниции: риск, степень опасности риска, рисковая ситуация, антирисковые меры, система управления рисками, компенсаторный механизм, устранение риска. Автор проанализировал ряд федеральных законов, применив теоретические наработки в сфере рисков. В статье большое внимание уделено рискам в сфере экологической безопасности. Содержание рисков и способы их предотвращения детерминированы отраслевой принадлежностью соответствующего законодательства. Фундаментальное значение имеют конституционные риски. Выработанные в результате исследования рекомендации могут быть использованы в правотворческой практике всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риск в праве: природа и причины»



гос

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (12.00.00)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ

РИСК В ПРАВЕ: ПРИРОДА И ПРИЧИНЫ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2016.6.1

Тихомиров Юрий Александрович, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Заслуженный деятель науки РФ, e-mail: law_and_modern_states@mail.ru.

Аннотация. Риски можно условно классифицировать на основе ряда крите-

риев: по сферам; по масштабу, по прогнозируемости, повторяемости. Авторов выделяет также риски, повторяющиеся в нормальных ситуациях, риски в условиях критических, кризисных ситуаций и риски извне правовой среды.

Автор разработал понятийный аппарат исследования, формулируя следующие дефиниции: риск, степень опасности риска, рисковая ситуация, антирисковые меры, система управления рисками, компенсаторный механизм, устранение риска. Автор проанализировал ряд федеральных законов, применив теоретические наработки в сфере рисков. В статье большое внимание уделено рискам в сфере экологической безопасности. Содержание рисков и способы их предотвращения детерминированы отраслевой принадлежностью соответствующего законодательства. Фундаментальное значение имеют конституционные риски. Выработанные в результате исследования рекомендации могут быть использованы в правотворческой практике всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц.

Ключевые слова: риск, стратегия законодательства, правовые решения, оперативное управление, прогнозы, антирисковые меры, неправомерное отклонение, эффективность государственного управления, система управления рисками.

В жизни общества и государства, в деятельности организаций и людей принимается множество решений. Прогнозы, программы и концепции, стратегии, законы и подзаконные акты, оперативные распоряжения рассчитаны на достижение поставленных целей и задач. Но реальная действительность вносит свои поправки и изменения. Возникают отклонения и «сбои», которые порождают ущерб и опасности и неожиданные последствия. Возникает феномен риска. Риск - это вероятное неправомерное отклонение от правовых решений и актов, влекущее негативные последствия. И их надо предвидеть и предотвращать.

В нашей стране используются прогнозы и «антирисковые» меры в контексте управления социально-экономическим развитием. Так, Правительство РФ утвердило «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г». Особое внимание уделено оценкам внешних и внутренних вызовов как рисков, имеющих высокий уровень опасности для устойчивого развития страны.

Внешние вызовы предстоящего периода оцениваются в условиях, при которых мировая экономическая система в течение всего предстоящего периода останется источником неопределённости. Формируются три основных внешних вызова: 1) стратегическая нестабильность развития мировой экономики; 2) новый этап технологического развития глобальной экономики; 3) изменение мирового энергетического баланса.

Внутренние вызовы и условия развития: 1) замедление роста или стагнация экспорта энергоносителей; 2) прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста; 3) замедление роста потребительского спроса населения; 4) адаптация экономики к принятым условиям присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО); 5) необходимость сокращения нефтегазового дефицита федерального бюджета и проведения политики бюджетной консолидации.

В сентябре 2014 г. Минэкономразвития подготовило и опубликовало на своем сайте «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 - 2017 гг.». Анализ основных тенденций развития дополнен оценкой факторов и условий развития страны - мировая экономика, приоритеты, инвестиции в основной капитал, демографические тенденции и социальное развитие, макроэкономическая устойчивость, риски базового варианта прогноза и т.д. Примечательны лишь некоторые «правовые элементы» прогноза - реализация отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе», повышение эффективности управления, модернизация корпоративного законодательства (особенно защита прав собственности, акционеров, совершенствование правовых актов в сфере банкротства), развитие страхового сектора и повышение эффективности управления рисками. События развивались быстро и в феврале 2015 г. Минэкономразвития подготовило «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г.». «Объём» прогноза уменьшился ввиду кризисных явлений.

Рассмотрим Рекомендации ОЭСР по управлению критическими рисками (приняты 06.05.2014 г). Для целей Рекомендаций используются следующие определения: «критические риски», «опасность», «национальная оценка рисков», «оценка рисков», «устойчивость», «трансграничные воздействия», «всеобщий подход».

Рекомендуется разработать национальную стратегию для управления критическими рисками, в которой:

а) выявить основные ресурсы, необходимые для охраны общественной безопасности, устойчивого экономического роста, защиты рынка и окружающей среды от вредного воздействия критических рисков;

б) уточнить роли в государственном управлении критическими рисками и определить субъектов ответственности за принятие мер по защите граждан и имущества;

в) закрепить универсальный подход к управлению критическими рисками, отражающий взаимозависимости между критическими системами;

г) обозначить цели для каждого этапа цикла управления рисками, определить приоритеты в профилактике, смягчении, реагировании, восстановлении и реабилитации, и обеспечить, чтобы эти приоритеты были интегрированы в политику и программы министерств и ведомств.

На Всемирном экономическом форуме в январе 2015 г отмечались такие риски, как ослабление роли государственных институтов, распад государств, межнациональные конфликты.

Каковы правовые характеристики риска?

Риск как отражение сложных процессов познания возникает непрерывно и следует за нами как «чёрный спутник». Причины риска кратко можно охарактеризовать следующим образом:

а) сложность и непредсказуемость социальных систем, ошибки в расчётах, неполная информация;

б) организационные - трудности определения задач и статусов субъектов права, режимов их деятельности и взаимоотношений;

в) человеческий фактор - некомпетентность разработчиков и лиц, принимающих решения, противоречия интересов и т.п.;

г) технико-технологические;

д) природно-экологические.

Итак, риск - вероятное наступление события и совершения действий, влекущих негативные последствия для реализации правового решения и могущее причинить ущерб регулируемой им сфере. Для правового риска характерны причинная зависимость между нормативной моделью и реальностью, в виде каналов прямых и обратных связей, иными словами, опасное отклонение от норм права.

Риски можно условно классифицировать на основе ряда критериев: а) по сферам; б) по масштабу - отраслевые, локальные, областные; в) неожиданные риски; г) предвидимые, ожидаемые; д) повторяющиеся в нор-

мальных ситуациях; е) риски в условиях критических, кризисных ситуаций; ж) риски извне правовой среды.

Для анализа, оценки и устранения рисков можно использовать следующие понятия:

Риск - вероятное неправомерное отклонение от правовой модели, действующих и проектируемых правовых актов.

Виды рисков - по сферам проявлений, масштабу, времени, продолжительности.

Степень опасности риска - мера ущерба (вреда) для функционирования систем управления.

«Рисковая ситуация» - динамика и состояние субъектов права и регулируемых сфер, увеличивающая вероятность возникновения рисков.

Антирисковые меры - действия, призванные предотвратить, уменьшить или устранить риски.

Система управления рисками - группировка рисков по их характеру и последствиям, мониторинг и оценка степени опасности, уровень принятия решений по предотвращению рисков.

Компенсаторный механизм - система материальных, финансовых, юридических и организационных мер к возмещению потерь (ущерба, вследствие реальных проявлений риска).

Устранение риска - фактическое аннулирование (ликвидация причин и результатов проявлений риска).

Для диагностики предложим «Классификацию рисков в правовой сфере».

Риски классифицируются по степени их предсказуемости и масштаба опасности для субъекта, принимающего решения.

I уровень. «Риски «юридико-текстовые», ожидаемые: нарушение системных связей в законодательстве; неправильное определение целей и способов регулирования (регуляторов); технико-юридические ошибки; неправильное определение статуса субъекта права.

II уровень. «Риски - неожиданные действия»: действия вне правового статуса субъекта; неожиданные действия партнеров; ситуационные действия; общественное недовольство (критика, протесты); нехватка ресурсов (халатность).

III уровень. «Риски новых ситуаций»: противоречивые последствия нового политического и экономического курса; неблагоприятные последствия реформ; влияние кризисных явлений; пассивность и бездействие исполнителей.

IV уровень. «Риски форс-мажор»: отчуждение населения от закона; крах государственных и иных институтов; чрезвычайные ситуации (техногенные, природные катастрофы, перевороты, война).

Риски - динамичное явление со своими фазами. Риски могут возникать вне правовой сферы в силу объективных процессов. Но их предвидение и правильное регулирование должно быть отражено в праве.

В этом смысле отметим Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2011 № 376). Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн руб., а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн руб. Риск в фокусе правового регулирования

Право как универсальный публичный механизм регулирования не может не реагировать на такое явление как риск. Используются разные правовые средства признания его опасности и вредных последствий, установления субъектов, призванных предотвращать риски, процедуры выявления, предупреждения и устранения рисков, использования компенсаторных средств. По сути дела, все отрасли права «реагируют» на риски как «теневой спутник» права в разных сферах, причём надо видеть и взаимосвязи рисков в разных отраслях права, их своеобразные «перемещения». Начнем с конституционного риска.

Риски в сфере конституционных отношений отражают масштабность конституционного регулирования и в то же время неуверенность в устойчивости принципов и институтов конституционного строя. Налицо явная «абсолютизация» конституционных норм, последствия нарушения которых сказываются на правовой системе.

Наблюдается слабое знание гражданами норм действующей Конституции, что подтверждается социологическими исследованиями, и вследствие этого отчуждение от права не преодолено.

Напомним, что в начале 90-х гг. XX в. явно ощущался кризис федерализма, и лозунг центра, обращённый к регионам,- «берите суверенитет, сколько хотите», грозил сепаратизмом и резким ослаблением единства государства. Полезный урок. Конституционные нормы о юридических коллизиях - сигнал тревоги.

Кроме того, сохраняются угрозы безопасности страны, как внутренние, так и внешние. Экстремизм, терроризм, национализм, давление «извне», глобальные кризисы (финансовый, продовольственный, экологический и др.) дают о себе знать.

Конституционный риск выражается подчас и в остром противоборстве властей, и в тенденциях к чрезмерной централизации, ослаблению институтов политической системы и институтов гражданского общества.

Наконец, отметим резкое нарушение и даже отказ от конституционных принципов в условиях острых конфликтов, как это наблюдается в Украине в конце 2013 - начале 2014 гг.

Как видно, конституционные риски представляют опасность для устойчивого развития страны и её политического и экономического строя. Трудность их выявления заключается в своеобразной производности от изменений в разных сферах общественной и государственной жизни. Эти изменения кажутся локальными и ограниченными той или иной сферой, но их суммарное действие может приобрести для государства отрицательный эффект. И тогда его последствия могут быть очень тяжёлыми. Можно считать предотвращение конституционных рисков на стадии подготовки конституционных решений задачей не только политических элит и разработчиков, но и социальных сил общества. Важен процесс реализации конституционных положений и всех государственных и общественных институтов.

Предотвращению рисков в административном праве во многом способствуют высокий профессионализм кадров и чёткая организация управления на основе права. Важен правовой фактор, когда строго регламентированы статусы органов управления всех уровней, процедуры их деятельности, показатели эффективности работы. Административные регламенты и функциональные правовые режимы создают основу для последовательных и строго легальных действий бизнес-структур, учреждений и граждан. Отрадно, что во многих кодексах этому уделено внимание.

Можно выделить три основных категории рисков в сфере управления:

а) ошибки в проведении административных преобразований (опыт реформирования систем и функций управленческих органов в нашей стране показывает, сколь опасны непродуманные перестройки административных структур);

б) риски, порождаемые противоречиями в процессе подготовки, принятия и выполнения подзаконных правовых актов как общего характера - концепций и стратегий развития отраслей и производств и т.п., целевых программ, так и конкретных актов применительно к отдельным организациям и гражданам, ситуациям. В обоих случаях встречаются факты давления и влияния при выделении средств, объёмов заданий, предоставлении льгот и преимуществ. Целесообразность доминирует над законностью;

в) риски, связанные с процессом подбора и использования работников государственных органов, учреждений и организаций, когда допускаются ошибки, порождающие коррупционные проявления;

г) риски в государственном управлении связанные с существованием коррупциогенных факторов и возможных проявлений коррупции. Рассмотрим природу финансового риска. Его разновидностью является бюджетный риск. На его появление влияют нарушения финансовой дисциплины и законодательства. Очевиден и внешний фактор - колебания и кризисы, происходящие на мировых финансовых рынках.

Налоговые риски могут резко ослабить накопление бюджета. Речь идёт о риске достоверности планирования и обоснованности расчёта показателей бюджета (это касается надёжности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчёта доходов и расходов бюджета); о риске сбалансированности бюджетов (данный риск связан с необходимостью обеспечения и поддержания в процессе исполнения бюджета соответствующего баланса между расходами бюджета и суммарным объёмом доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита; он также затрагивает ситуации с осуществлением расходов, не предусмотренных бюджетом; таков риск исполнения бюджетов по доходам и расходам, поскольку дело касается полноты получения запланированных законом (решением) о бюджете доходов и осуществления всех запланированных расходов бюджета); о риске целевого использования бюджетных средств.

Риски в банковском секторе следует предотвращать системой специальных правовых средств, включая соблюдение международных стандартов.

Весьма ощутимы предпринимательские и иные риски в граж-данско- правовых отношениях. Именно в сфере гражданского и торгового права зарождался институт риска, получивший широкое распространение в этой сфере. Объяснение этому - в природе производственных, торговых, имущественных отношений, где предмет сделки, договора подвержен изменениям прежде всего в силу субъективных и объективных причин. В гражданском праве институт риска постепенно охватывает многие стороны жизни и здоровья людей, их имущественных и иных отношений. И сейчас страхование и другие способы защиты прав и законных интересов людей развиты весьма хорошо, как в российском, так и в иностранном гражданском праве, в сфере международного частного права.

Есть немало статей Гражданского кодекса РФ, которые специально посвящены риску в договорных отношениях. Знание и правильное применение их имеет важнейшее значение как для граждан, так и для юридических лиц. Такова, например, ст. 459 о переходе риска случайной гибели товара. Отметим также нормы об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1065 - 1067).

Большая группа рисков отражает широкий круг договорных отношений (купли-продажи, залога, кредитов и т.п.) и разное отношение к ним обе-

их сторон. Принципы добропорядочности и следования обычаям делового оборота не всегда нормализуют поведение сторон. И допускаются ошибки и просчёты, злоупотребления, невыполнение обязательств.

Можно сделать вывод, что риск в гражданско-правовых отношениях урегулирован с достаточной полнотой, хотя и остаются поводы для совершенствования правового регулирования. Важно освоить и правильно применять нормы и инструменты, противодействующие риску. Это будет способствовать устойчивости договорных отношений в экономической и социальной сферах.

Риски в сфере действия трудового права опасны, поскольку в трудовые отношения вступают миллионы людей, выполняющих в соответствии с законодательством многообразные функции. Нетрудно представить, сколь сложно организовать трудовой процесс как в отдельных организациях, так и в отраслях, регионах и масштабе всей страны. Тут приходится сочетать способы обеспечения стабильности трудовых отношений и одновременно их гибкого регулирования в меняющихся ситуациях. Риски и возникают на пересечении этих координат.

Если оценивать риски в государственном масштабе, то неизбежно придется анализировать действие норм Трудового кодекса РФ, Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другие законы, регулирующие смежные процессы. Это и законодательство об образовании, и миграционное законодательство, и пенсионное законодательство. Анализ динамики трудовых отношений показывает, насколько опасны риски неполной или непрофессиональной занятости, разрыва между системой получения образования и системой трудоустройства.

Нужно предвидеть рост безработицы и деформации в структуре занятости. Бизнесу надо реагировать на динамику ситуаций на рынках труда. Пока не удается вовремя и с наибольшей точностью «уловить» динамику трудовых отношений, что порождает недовольство людей и массовые трудовые конфликты. В предкризисных и кризисных ситуациях опасность трудовых рисков возрастает и нужны перспективные меры по их предотвращению.

Другой аспект проблем в трудовом праве отражает социальные риски, имеющие не только частный, но и публичный характер. Возникают риски в разных сферах экономики и социальных отношений.

Актуальны риски в сфере экологического права. Мы выделяем эту группу рисков ввиду их повышенной опасности для людей и общества в целом. Потери вследствие рисков нередко почти невосполнимы. И поэтому в законодательстве довольно тщательно урегулированы понятия риска, возмещения ущерба и вреда, обязанности государственных органов и хозяйствующих субъектов. Приведем подробно ряд положений законодательных актов, действующих в данной сфере.

В Законе РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологиче-

ской изученности территории и степени риска. В Земельном кодексе РФ закреплены основные принципы земельного законодательства.

Важны положения Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Граждане имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Нормативно-правовые средства предупреждения и устранения экологических рисков разработаны достаточно полно. Однако правоприменение по-прежнему остаётся слабым местом правового регулирования, что выражается в плохом знании правовых норм, невыполнении госслужащими и работниками хозяйственных организаций своих обязанностей, неприменение мер ответственности к лицам, виновным в нанесении экологического ущерба. Вызывает огорчение слабый учёт экологических рисков при принятии крупных промышленных, строительных и иных решений и неумение, и нежелание разработчиков и лиц, принимающих решение, видеть здесь различные последствия. Эти проблемы нужно решать быстро и масштабно, иначе последствия рисков - климатические изменения, исчезновение лесов, загрязнение водоемов будут трагическими.

Расширение сфер международного сотрудничества и углубление интеграционных процессов предъявляют высокие требования к международным обязательствам государств. Основные документы международного права, в частности Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, Соглашение о зоне свободной торговли в СНГ проект Договора о Евразийском экономическом союзе регулируют порядок рассмотрения разногласий и споров в ходе подготовки, подписания и выполнения международных договоров и соглашений. В этом отражается процесс нарастающего взаимодействия национального и международного права. И все же беспокоят многочисленные случаи нарушения международных обязательств.

Отметим главное - важность системного анализа правовых рисков в отраслях законодательства. Речь идёт о комплексных рисках, отражающих угрозы для смежных отраслей и институтов, о «переходных рисках», через традиционные границы.

По характеру и объёму риски могут быть постепенно возникающими и временными, предвидимыми и ожидаемыми, повторяющимися и неожиданными, рисками по формуле форс-мажор. Ещё одна классификация -риски в нормальном процессе социально-экономического развития и риски в кризисных ситуациях.

Приведем примеры. В Федеральном законе «О безопасности гидротехнических сооружений» используются следующие основные понятия:

- критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

- допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения - значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами (ст. 3).

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

- обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

- ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. Обратимся к Федеральному закону «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». Общая координация и разработка системы безопасности в области генно-инженерной деятельности осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны обеспечить биологическую и физическую защиту работников организации, осуществляющих генно- инженерную деятельность, населения, окружающей среды в соответствии с уровнями риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на человека и окружающую среду.

В зависимости от степени потенциальной опасности, возникающей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при осуществлении генно-инженерной деятельности, для замкнутых систем

устанавливается четыре уровня риска потенциально вредного воздействия

генно-инженерной деятельности на здоровье человека.

Библиографический список

1. Договор о Евразийском экономическом союзе: [подписан в г. Астане 29.05.2014].

2. Договор о зоне свободной торговли: [подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011 г.].

3. Конвенция Организации Объединённых Наций о договорах международной купли-продажи товаров: [заключена в г. Вене 11.04.1980 г.; вместе со Статусом Конвенции Организации Объединённых Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980 г.)].

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации.

6. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

7. Федеральный закон от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».

8. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

9. Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

10. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

11. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

12. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

13. Постановление Правительства РФ от 17.05.2011 № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» (вместе с «Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций»).

14. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г.: [утв. Правительством РФ 14.05.2015 г.].

15. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 - 2017 гг.

16. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.