Научная статья на тему 'Риск-стратегии среднего и малого бизнеса: условия, приоритеты, сценарии'

Риск-стратегии среднего и малого бизнеса: условия, приоритеты, сценарии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СТРУКТУРА / СЦЕНАРИИ РИСК-СТРАТЕГИЙ / ДОПУСТИМЫЙ РИСК / КРИТИЧЕСКИЙ РИСК / КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ РИСК / BUSINESS-STRUCTURE / SCENARIOS OF RISK STRATEGY / ALLOWABLE RISK / CRITICAL RISK / CATASTROPHIC RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонов Сергей Геннадьевич, Карашаш Назгуль Канатовна

В статье рассматриваются вопросы определения допустимого, критического и катастрофического рисков бизнес-деятельности. Предложены и дано описание сценариям развития риск-стратегии средних и малых предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симонов Сергей Геннадьевич, Карашаш Назгуль Канатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK STRATEGIES OF MIDIUM-SIZED AND SMALL BUSINESS: CONDITIONS, PRIORITIES, SCENARIOS

The article deals with the determination of allowable, critical and catastrophic risks of business. The authors suggests the description of scenarios of risk strategy development of small and medium-sized business organizations.

Текст научной работы на тему «Риск-стратегии среднего и малого бизнеса: условия, приоритеты, сценарии»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 3. С. 74-78.

УДК 336.77:338.439.6

РИСК-СТРАТЕГИИ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА:

УСЛОВИЯ, ПРИОРИТЕТЫ, СЦЕНАРИИ

RISK STRATEGIES OF MIDIUM-SIZED AND SMALL BUSINESS: CONDITIONS, PRIORITIES, SCENARIOS

С.Г. Симонов, Н.К. Карашаш S.G. Simonov, N.K. Karashash

Инновационный Евразийский университет

В статье рассматриваются вопросы определения допустимого, критического и катастрофического рисков бизнес-деятельности. Предложены и дано описание сценариям развития риск-стратегии средних и малых предпринимательских структур.

The article deals with the determination of allowable, critical and catastrophic risks of business. The authors suggests the description of scenarios of risk strategy development of small and medium-sized business organizations.

Ключевые слова: бизнес-структура, сценарии риск-стратегий, допустимый риск, критический риск, катастрофический риск.

Key words: business-structure, scenarios of risk strategy, allowable risk, critical risk, catastrophic risk.

В экономической литературе до настоящего времени нет однозначного определения допустимого риска бизнес-деятельности, как, впрочем, нет и четкого представления относительно его позиционирования по отношению к критическому и катастрофическому рискам.

Чаще всего исследователи ограничиваются одним или двумя-тремя показателями, которые представляют собой обобщенные характеристики для суждения о приемлемости риска, а также выделяют зоны последнего ( рис. 1).

Рис. 1. Зоны бизнес-деятельности хозяйствующих субъектов

При этом безрисковой зоной бизнес-деятельности считается зона, которой соответствуют нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли). Допустимый риск в предпринимательстве связывается с неполной потерей прибыли от осуществления (неосуществления) бизнес-проекта. Иначе говоря, возможность потерь допускается. Под зоной допустимого риска понимается область, в границах ко-

торой бизнес-деятельность экономически целесообразна, поскольку потери не превышают ожидаемую прибыль. Отсюда делается вывод, что граница разделения зоны допустимого и критического рисков предпринимательской деятельности соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от бизнес-деятельности [1; 2].

© С.Г. Симонов, Н.К. Карашаш, 2012

Критический риск, согласно данному подходу, характеризуется не только потерей прибыли, но и недополучением предполагаемой выручки. В зоне данного риска может иметь место невосполнимая потеря всех средств, вложенных предпринимателем в дело. Последний не получает никакого дохода, имея лишь убытки.

Считается, что катастрофический риск, как правило, приводит к краху, банкротству бизнес-структуры, потере ею всех средств, закрытию, распродаже имущества и т. п. Зона катастрофического риска обычно представляется как область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме способны достичь размеров, равных имущественному потенциалу предпринимателя. Кроме того, ряд исследователей к категории катастрофического риска, вне зависимости от имущественного или денежного ущерба, относят риск, связанный с возникновением экологических катастроф или прямой опасностью для жизни людей [3].

Анализ этих и других существующих в экономической литературе подходов к феномену рисков и безопасности бизнеса в целом дает основания сказать следующее. Поскольку по своей экономической природе риски имманентны предпринимательству, постольку бизнес-структура никогда не находится в безрисковой зоне. Таковой для нее не существует. Именно нахождение (функционирование) в зоне риска позволяет позиционировать хозяйствующего субъекта как предпринимательскую структуру. Отсюда пространство, в котором обнаруживает себя всякая бизнес-деятельность, включает не четыре, а три зоны: зону допустимого риска, зону критического риска и зону катастрофического риска. Однако далеко не в каждой из них предприниматель чувствует себя комфортно.

На наш взгляд, зона допустимого риска есть «вотчина» бизнеса. Именно здесь он обретает то комфортное состояние, которое необходимо для нормального осуществления хозяйственной деятельности. Поэтому предприниматели всячески стремятся не выходить за ее границы или быть в пределах ее досягаемости.

Вместе с тем возникает вопрос: как и насколько успешно это им удается? Для ответа на него необходимо, по нашему мнению, исследовать экономическое поведение предпринимателя в ходе подготовки и осуществления хозяйственной деятельности, а также его рисковые ожидания.

Экономическое поведение предпринимателя характеризует его бизнес-стратегию. Методология понимания того, как ведет себя хозяйствующий субъект в рыночных условиях, дана К. Марксом в третьем томе «Капитала» во втором отделе при анализе межотраслевой конкуренции [4].

Согласно этому анализу, на рынке конкурируют не товары, а капиталы. В качестве главного берется норма прибыли как степень доходности, представляющая собой отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу. Ориентируясь на него, хозяйствующие субъекты стремятся разместить свои финансовые ресурсы в тех отраслях и сферах, где значения данного индикатора наиболее высокие. В условиях совершенной конкуренции, которые рассматривал К. Маркс, такая диверсификация капиталов не встречала на своем пути много препятствий. По сути, она представляла собой движение всего общественного капитала, результатом чего явилось формирование некой средней нормы прибыли и господство принципа «на равновеликий капитал - равная прибыль».

Важно отметить, что такой перелив капиталов из одних сфер и отраслей в другие К. Маркс рассматривал как долговременную тенденцию. Кроме того, чтобы показать процесс в «чистом» виде, он абстрагировался от ряда условий и факторов, в том числе от хозяйственного риска. Именно поэтому в марксовых схемах межотраслевой конкуренции средняя норма прибыли выражена дискретной величиной.

На наш взгляд, в определенной мере методология К. Маркса может быть использована при исследовании риск-стратегии среднего и малого предпринимательства.

В границах регионального рынка, как пространства ведения среднего и малого бизнеса, можно выделить три группы:

- бизнес-структуры, отличающиеся от крупного предпринимательства, но выполняющие ту же структурную функцию в реальном секторе экономики региона;

- бизнес-структуры, которые обслуживают крупное предпринимательство;

- бизнес-структуры, работающие с населением региона в части конечного спроса.

Внешняя среда, в которой функционирует средний и малый бизнес, разумеется, далека от состояния совершенной конкуренции. Однако и монополистические мотивы здесь слабо дают о себе знать. Поэтому региональный рынок, где соперничают между собой рассматриваемые бизнес-структуры, скорее всего,

представляет собой рынок несовершенной конкуренции.

Имеющий здесь место, где перелив капитала из одной сферы деятельности в другую менее интенсивен, более ограничен в объемах и подвержен влиянию разного рода факторов и условий. Вместе с тем внешне он весьма схож с переливом капитала в условиях совершенной конкуренции, а своеобразным ориентиром успешности бизнес-деятельности служит средняя, сложившаяся за недалекую ретроспективу, доходность. Добавим, что последняя не носит дискретного характера, она изменяется под влиянием целого ряда факторов, задающих определенный тренд:

- динамики налогового бремени;

- роста (замедления) темпов инфляции;

- степени лояльности (нелояльности) региональных властей к данной бизнес-структуре;

- удорожания кредита (ухудшения инвестиционного климата);

- снижения доходов населения и, как следствие, платежеспособного потребительского спроса;

- уровня коррупции среди чиновников в регионе и др.

Как свидетельствует отечественная бизнес-практика, действие названных факторов задает устойчивую тенденцию некоторого роста средней доходности в долговременном периоде.

Разработка предпринимателями «второго эшелона» стратегий на региональном рынке связана с осознанием того, что в современных условиях тактика сиюминутной выгоды себя практически исчерпала и стала высокорискованной. По сути, сегодня следует вести речь о риск-стратегии среднего и малого бизнеса в нашей стране.

Такая риск-стратегия предполагает два главных условия:

- решения предпринимателя, касающиеся краткосрочных снижений доходности, должны исключать возможность приближения, а тем более достижения нижнего порога безопасности и попадания в зону катастрофического риска. С позиций микроэкономического анализа нижний порог безопасности бизнеса означает равенство маржинального дохода постоянным издержкам в их экономическом понимании (амортизация, услуги ЖКХ, оплата территории, транспорта и т. п.) и описывается как МР = БС;

- краткосрочная тактика предпринимателя должна быть увязана с долговременной стратегией в пределах зоны допустимого риска (наиболее выгодный сценарий) или той

части зоны критического риска, где коэффициент запаса прочности бизнес-структуры достаточен (менее выгодный сценарий). Добавим, что экономический смысл данного коэффициента состоит в том, что он показывает, какое снижение доходности может выдержать предпринимательская структура, не утрачивая (МР)

своего имущества () ■

Приоритетами при создании риск-стратегии среднего и малого предпринимательства выступают финансирование, освоение новых ниш на региональном рынке и диверсификация производства и продаж [5].

Проблема финансирования обусловлена острой необходимостью модернизации изношенной технологической базы предпринимательских структур «второго эшелона» преимущественно на основе импортной техники и технологии. Руководители среднего и малого бизнеса при проведении риск-стратегии ориентируются прежде всего на собственные силы и изыскивают финансы путем аутсорсинга и реинжиниринга как направлений оптимизации бизнес-процессов.

То, что приоритетом создания риск-стратегии среднего и малого предпринимательства является освоение новых ниш на региональном рынке, связано с недогрузкой производственных мощностей данных бизнес-структур и использованием трудовых ресурсов не в полную силу. При этом, стремясь быть вблизи или в самой зоне допустимого риска, они придерживаются апробированной нишевой бизнес-стратегии и выстраивают систему продаж так, чтобы транспортная и складская логистика охватывала как можно большую территорию региона. Применение таких «кустовых» методов логистики предпринимателями «второго эшелона» доказало свою эффективность. Например, в России и Казахстане особенно успешна их нишевая бизнес-стратегия в пищевой промышленности, где средние бизнес-структуры быстро растут и на региональных рынках даже начинают теснить крупных производителей.

Отметим также, что риск-стратегия средних и малых бизнес-структур обязательно должна принимать во внимание продолжающееся развитие в регионах продовольственных сетей с их гигантскими капиталами. В связи с этим, необходимо как можно быстрее занимать ниши, которые не интересны крупным ритейлерам, ориентированным на массовые технологии. Очевидно, что последние не будут работать с небольшими партиями эксклюзивного

товара, в то время как торговая сеть среднего и малого предпринимательства может быть создана именно для этого.

Что касается диверсификации производства и продаж как одного из приоритетов риск-стратегии среднего и малого бизнеса, то наиболее ярко она себя проявила в девелоперских компаниях при формировании оптимального портфеля продукции и услуг. Новая конфигурация региональных строительных рынков, сложившаяся в странах СНГ за последние 10-15 лет, заметно отличается от западных аналогов, которые ориентированы на разделение функций девелопмента, генподряда, узкоспециализированного подряда, риэлта и т. д. Структуры, куда в настоящее время входят девелоперские компании данного типа, существенно отличаются от вертикально интегрированных холдингов, в первую очередь многопрофильного бизнеса, все направления которого равнозначны и иногда вообще не связаны друг с другом технологически (например, пищевые, лесозаготовки и пр.). Все подразделения указанных структур ориентированы на потребности регионального рынка, а не на их внутренние нужды.

Развитие риск-стратегий средних и малых предпринимательских структур может прохо-

дить по трем основным сценариям (рис. 2). Каждый из них описывается трендом - расчетной спрямляемой кривой изменения показателя доходности, построенной путем математической обработки прогностических данных на ближайшие пять-семь лет на основе динамических рядов.

На рис. 2 линии нормальной доходности и нижнего порога безопасности есть результат пролонгации векторов динамики рассматриваемых экономических показателей (средней и критической доходности) ретроспективного периода, их аппроксимации, а также установления на этой основе тенденций роста или спада.

Сценария I придерживаются субъекты среднего и малого предпринимательства, балансирующие вблизи линии нормальной доходности и более тяготеющие к зоне допустимого, нежели критического риска. К ним относятся бизнес-структуры, формирующиеся на основе концентрации капитала (накопления добавленной стоимости, т. е. капитализации результатов предпринимательской деятельности) и действующие преимущественно в реальном секторе экономики региона. Очевидно, что используемая при данном сценарии бизнес-стратегия требует не оздоровительных, а скорее, поддерживающих мер.

Я доходность

Рис. 2. Сценарии развития риск-стратегии средних и малых бизнес-структур

Сценарий II характерен для субъектов среднего и малого предпринимательства, осуществляющих кооперационные и иные формы связи друг с другом, когда разные направления объединены между собой поставками или просто общим управлением. Разумеется, в условиях подобной динамической архитектоники новой бизнес-структуры и «притирки» входящих в нее элементов друг к другу, риск-стратегия должна быть иной по сравнению с предыдущим сценарием. Она направлена на то, чтобы, несмотря на ощутимое снижение потенциала вновь образуемой бизнес-структуры, запаса ее прочности оказалось достаточно для приостановки дальнейшего погружения на «дно» зоны критического риска. Такую риск-стратегию можно назвать стратегией, основанной на досудебной санации (оздоровлении) предпринимательства «второго эшелона».

Наконец, сценарий III присущ бизнес-структурам, которые тяжело переживают процессы реструктуризации и рыночной адаптации и которые рассматривают процедуру банкротства как меру сохранения своей жизнеспособности. Проводимая ими стратегия не просто охватывает зону критического риска, а тяготеет к нижнему порогу безопасности. Груз организационно-технических и экономических трансформаций и накопившихся реструктури-

зационных ожиданий субъектов предпринимательства привел к потере устойчивости данных бизнес-структур. Отсутствие необходимого запаса прочности, утрата большей части своих активов делают неизбежным в обозримом будущем попадание в зону катастрофического риска. Подобная риск-стратегия является стратегией, ориентированной на судебную санацию - назначение внешнего управляющего и проведение процедуры банкротства.

1. Шевченко И. К. Организация предпринимательской деятельности. - Таганрог : ТРТУ, 2004. - 224 с. - иКЬ : http://www.aup.ru/books/ m91Z05.htm.

2. Менеджмент организаций / Л. А. Кирж-нер, Л. П. Киенко, Т. И. Лепейко и др. - М. : КНТ, 2009. - 688 с.; ИИЬ : http://pidruchniki. ws/12330909/menedzhment/menedzhment_organ izatsiy_-_kirzhner_la.

3. Политика управления рисками АО «Локомотив». - Астана, 2009. - 239 с.

4. Маркс К. Капитал. - М. : Политическая литература, 1978. - Т. III. - Ч. I. - С. 168-188.

5. Симонов С. Г., Кадочникова И. Ю. Средний бизнес: сущность, особенности формирования и развитие в современном российском обществе. - Тюмень : Вектор Бук, 2006. -С. 90-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.