ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Благовестникова А.А.
Благовестникова Анастасия Александровна - магистрант,
кафедра судебной и правоохранительной деятельности, Костромской государственный университет, г. Кострома
Аннотация: риск-ориентированный подход (далее - РОП) в контрольно-надзорной деятельности государства за последние годы обретает все большую актуальность. Ярким примером служит государственная политика, направленная на применение РОП при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), что выражается в реформировании работы федеральных министерств и ведомств. В статье рассматривается история возникновения, сущность, а также применение РОП при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.
Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность государства, контроль за соблюдением трудового законодательства, риск-ориентированный подход, категории риска, классы (категории) опасности.
Система управления рисками зародилась в финансовом секторе хозяйствования. Специфика деятельности побуждает хозяйствующие субъекты измерять риски и управлять ими, стремиться минимизировать их. Сходство в работе по управлению рисками и внутренним контролем привело к тому, что РОП нашел свое место в аудите, а затем и в прочих видах контроля, среди которых не стал исключением и государственный.
Риск-ориентированный подход в любой области его применения призван, в первую очередь, достигать поставленных целей путем снижения рисков. Преимущество данного подхода заключается в концентрации внимания на зонах повышенного риска, что позволяет своевременно выявить слабые места и принять предупредительные меры, и тем самым избежать реализации риска и возможных негативных последствий.
РОП опирается на несколько принципов, которые представлены в таблице 1 [1].
Таблица 1. Принципы риск-ориентированного подхода
№ п/п Принцип Характер проявления
1 Распределение ресурсов Ресурсы распределяются не равномерно, а с учетом размера риска (это касается как частоты, так и глубины проверки)
2 Соразмерность Принимаемые контролером меры адекватны рассчитанному риску
3 Гибкость Регулярная переоценка риска исходя из новых факторов и угроз
4 Законность Действие (бездействие) контролера основано на документально зафиксированной системе оценки рисков
5 Открытость Критерии оценки и классы риска открыты для подконтрольных лиц
Применение РОП при организации государственного контроля (надзора) закреплено ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основная цель РОП - оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек контролируемых лиц и повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора) [2].
При осуществлении государственного контроля (надзора) с применением РОП выбор интенсивности проведения контрольных мероприятий определяется в соответствии с категорией риска либо классом (категорией) опасности, присвоенным объекту.
Категории риска и классы (категории) опасности, применяемые при реализации РОП в государственном контроле (надзоре), представлены в таблице 2 [3].
Таблица 2. Категории риска и классы (категории) опасности
Категории риска Классы (категории) опасности Особенности осуществления мероприятий по контролю
Чрезвычайно высокий 1 Плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Высокий 2
Значительный 3
Средний 4 Плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Умеренный 5
Низкий 6 Плановые проверки не проводятся
Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска осуществляется с учетом тяжести и вероятности потенциальных негативных последствий нарушений (частоты возникновения, а также масштаба распространения негативных последствий и трудности их преодоления).
Для большей наглядности рассмотрим применение РОП при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.
Согласно присвоенной категории риска плановые проверки работодателей проводятся со следующей периодичностью:
1. категория высокого риска - раз в два года;
2. категория значительного риска - раз в три года;
3. категория среднего риска - не чаще чем один раз в пять лет;
4. категория умеренного риска - не чаще чем один раз в шесть лет.
Работодатели, деятельность которых отнесена к категории низкого риска,
плановым проверкам не подвергаются.
Оценка потенциального риска по данной методике основывается на коэффициенте устойчивости добросовестного поведения работодателя, при определении которого учитываются численность работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев (в расчете на 1000 работающих в отрасли), сведения о задолженности по зарплате за предшествующий год, назначенные административные наказания и другие факторы.
Подводя итог, отметим, что РОП предполагает смещение внимания на предотвращение причинения вреда, информирование подконтрольных субъектов и обеспечение прозрачности контрольных процедур, а также концентрацию ресурсов государства в зонах максимального риска и, как следствие, снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, которые добросовестно осуществляют свою деятельность.
Список литературы
1. Орлова О.Е. Риск-ориентированный подход и области его применения // Руководитель автономного учреждения, 2017. № 10.
2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
3. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».