УДК 336.13
риск-ориентированный подход
к организации бюджетного процесса
на субфедеральном уровне
А.И. ЗОТОВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]
М.В. КИРИЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]
С.А. КОРОБКО, старший преподаватель кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected], [email protected] Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
В статье отмечается, что в связи с реализацией Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года актуализируется проблема использования риск-ориентированного подхода к организации бюджетного процесса на региональном уровне. Гглавными задачами при этом являются выявление, оценка и эффективное управление рисками бюджетного процесса. Их решение существенно влияет на устойчивость и самостоятельность бюджетов. Рассматриваются вопросы совершенствования управления рисками организации бюджетного процесса в субъектах РФ.
Подчеркивается, что цели исследования заключались в выявлении факторов риска бюджетного процесса, классификация рисков применительно к его стадиям и разработке мероприятий по минимизации основных, наиболее значимых рисков. При изучении рисков бюджетного процесса на уровне субъекта Федерации использовался метод экспертных оценок, в основу которого положена карта рисков, включающая два критерия классификации: стадии бюджетного процесса и факторы возникновения рисков.
Были определены индикаторы риска бюд-жетного процесса, позволяющие сделать вывод о достоверности плановых показателей, их обосно-
ванности, об уровне реализации доходного потенциала и эффективности использования бюджетных средств. На основании анализа рисков, получивших наибольший рейтинг в ходе экспертных оценок, удалось разработать программу по их минимизации, включающую мероприятия, направленные на снижение рисков неэффективной организации бюджетного процесса, возможного искажения плановых показателей, неисполнения бюджета по доходам, увеличения бюджетных расходов, искажения учетных данных, отчетности и другие.
Сделан вывод о том, что решение проблем организации процесса управления рисками, выявление и оценка всех рисков бюджетного процесса, а также формирование достаточной и адекватной информационной базы для анализа позволит значительно снизить уровень рисков бюджетного процесса в субъектах Федерации. Конечной целью внедрения риск-ориентированного подхода к организации бюджетного процесса на субфедеральном уровне должно стать достижение стабильности и долгосрочной устойчивости региональных бюджетов.
Ключевые слова: бюджетный процесс, риски бюджетного процесса, управление рисками бюджетного процесса, факторы риска бюджетного процесса
-39 (615) - 2014-
Финансы и кредит Finance and credit
Бюджетный процесс как деятельность по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов неизбежно связан с риском.
Несмотря на рост числа публикаций по данной проблематике [1, 2, 3, 4, 5, 9, 11], вопрос о бюджетных рисках в настоящее время остается недостаточно исследованным. Дефицит теоретических разработок сдерживает практическое применение риск-менеджмента при формировании и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года1 в качестве основных определяет следующие задачи:
- повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
- повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами;
- внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
- повышение эффективности бюджетных расходов; совершенствование финансового контроля в государственном управлении.
В связи с этим актуализируется проблема теоретического обоснования и практического использования принципов риск-менеджмента в бюджетном процессе.
Внедрение методов бюджетного планирования, ориентированных на результат, переход к программной структуре расходов бюджетов, практика составления и исполнения бюджетов в субъектах Российской Федерации диктуют необходимость эффективного применения риск-ориентированного подхода в организации бюджетного процесса на региональном уровне.
Система управления рисками бюджетного процесса должна предусматривать концентрацию внимания на внутренних причинах фактических и вероятностных нарушений, недостатков, отклонений бюджетных параметров от плановых и прогнозных данных. Чтобы оценить степень использования регионом своих конкурентных преимуществ и их
'Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. URL: http://government ru/orders/9502.
воздействие на осуществление бюджетного процесса, необходим систематический мониторинг внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность бюджетных показателей.
В целях комплексного анализа представляется целесообразным различать:
1) бюджетные риски, обусловленные внешними (макроэкономическими, социально-демографическими, политическими и т.п.) факторами;
2) риски бюджетного процесса.
В статье И.М. Соломко и М.Н. Соломко «Оценка рисков бюджетного процесса: теоретический аспект» дается обоснование подобного подхода и определяются риски бюджетного процесса как вероятность количественного и качественного несоответствия параметров бюджетных потоков:
- или плановым показателям, задачам и целям бюджетной политики;
- или объективными потребностям экономики.
Такая вероятность обусловлена несовершенством методологии, методики, технологии организации и осуществления бюджетного процесса, неэффективным или некорректным выполнением участниками бюджетного процесса их полномочий [10].
В данной трактовке индикаторами риска бюджетного процесса могут служить:
- количество изменений и дополнений, вносимых в течение года в закон о бюджете субъекта РФ;
- исполнение (неисполнение) плановых показателей бюджета (доходов и расходов);
- исполнение бюджета субъекта Федерации с дефицитом (профицитом), превышающим плановый.
Указанные индикаторы позволяют сделать вывод о достоверности плановых показателей, их обоснованности, об уровне использования доходного потенциала, об эффективности использования бюджетных средств.
В ходе исследования на основе анализа законов об областном бюджете Ростовской области были определены данные индикаторы за ряд лет. Выявлено, что в законы об областном бюджете в течение каждого текущего года неоднократно вносились изменения в части корректировки ранее утвержденных бюджетных показателей, причем количество изменений имеет устойчивую тенденцию к росту: по девять изменений и дополнений ежегодно. Следует отметить, что корректировки в закон об областном бюджете вносятся вплоть до окончания финансового года - последние изменения
Таблица 1
Внесенные изменения и дополнения в законы об областном бюджете Ростовской области
Областной закон Дата принятия Законодательным собранием Количество редакций Дата последней редакции
От 14.12.2004 № 211-ЗС «Об областном бюджете на 2005 год» 26.11.2004 6 14.12.2005
От 15.12.2005 № 413-ЗС «Об областном бюджете на 2006 год» 09.12.2005 5 17.11.2006
От 20.11.2006 № 582-ЗС «Об областном бюджете на 2007 год» 10.11.2006 7 26.12.2007
От 02.11.2007 № 793-ЗС «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» 30.10.2007 8 19.12.2008
От 17.11.2008 № 118-ЗС «Об областном бюджете на 2009 год» 11.11.2008 9 18.12.2009
От 07.12.2009 № ЗЗЗ-ЗС «Об областном бюджете на 2010 год» 03.12.2009 9 24.12.2010
От 08.12.2010 № 516-ЗС «Об областном бюджете на 2011 год» 02.12.2010 9 23.12.2011
От 20.12.2011 № 775-ЗС «Об областном бюджете на 2012 год» 08.12.2011 9 19.12.2012
От 24.12.2012 № 1009-ЗС «Об областном бюджете на 2013 год» 17.12.2012 7 10.12.2013
Источник: официальный портал правительства Ростовской области, раздел «Бюджетная политика». URL: http://www.donland. ru/Defaultaspx?pageid=7633 8.
датированы последней декадой декабря текущего финансового года (табл. 1).
Исполнение бюджетных показателей по доходам и расходам позволяет сделать вывод не только о качестве бюджетного планирования, но и о степени использования доходного потенциала территории. За анализируемый период (2005-2013 гг.) в среднем индикатор доходов составил 101,7%, а индикаторы расходов - 96,0%. Иными словами, фактические доходы превысили плановые в среднем на 1,7%, а в расходной части бюджета имеет место невыполнение планируемых показателей.
Несмотря на то, что Ростовская область, по данным Департамента межбюджетных отношений Минфина России, отнесена к субъектам Федерации с высоким качеством управления финансами (в число 23 субъектов с высоким качеством управления региональными финансами включены также Алтайский край, Астраханская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калининградская области, Краснодарский край, Липецкая, Новгородская, Омская области и т.д.)2, актуальной остается задача мониторинга рисков бюджетного процесса и их минимизации в ходе распределения бюджетных ассигнований и их выполнения.
2Рейтинг регионов Российской Федерации. URL:http://www. minfm.ru/common/img/uploaded/files/fvr/Otsenka_kachestva/ 0tsenka_za_2011_god/Reyting.pdf.
Управление рисками в практической деятельности публично-правовых образований - довольно сложная задача, включающая:
- классификацию и идентификацию рисков;
- их количественную и интегральную оценку;
- выбор методов управления, мониторинг рисков.
Одним из методов, позволяющих выявить
наиболее существенные риски, является метод экспертных оценок [8], который был использован в анализе рисков бюджетного процесса субъекта РФ (на примере Ростовской области) в 2012 г. Экспертам была представлена карта рисков, включающая два критерия классификации - стадии бюджетного процесса и факторы возникновения рисков, и поставлена задача проранжировать риски и выявить наиболее значимые для бюджетного процесса региона. Для экспертной оценки риски были сгруппированы по следующим стадиям бюджетного процесса:
- составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение проектов бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- осуществление бюджетного учета;
- составление бюджетной отчетности;
- контроль за исполнением бюджетов.
При этом стадии были выделены исходя из законодательно установленных Бюджетным кодексом РФ норм и с учетом возрастания роли отчетности и контроля в бюджетном процессе (табл. 2) [6].
Таблица 2
Риски и факторы бюджетного процесса по стадиям
Стадия Риски Факторы
Составление проекта бюджета Риск несоблюдения сроков. Риск искажения плановых показателей. Риск конфликта интересов. Общеэкономические факторы: - макроэкономическая ситуация в стране; -действия федеральных органов исполнительной и законодательной власти; - система межбюджетных отношений; - степень достоверности макроэкономической информации; - участие общественности в бюджетном процессе; - информационная прозрачность бюджетного процесса; - возможный конфликт интересов органов государственной власти и бизнеса в связи с проводимой в регионе экономической политикой. Правовые факторы: - законодательная и нормативная база бюджетного процесса; - налоговая политика региона. Политические факторы: - политическая нестабильность; - наличие этнических или религиозных конфликтов. Финансовые факторы: - уменьшение финансирования из вышестоящего бюджета; - несвоевременное финансирование расходов; - возникновение непредвиденных расходов; - финансовое положение субъекта Федерации; - зависимость от вышестоящего бюджета. Факторы региональной экономики: - экономическая ситуация в регионе; - экономико-географическое положение субъекта РФ; - степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов; - конкурентоспособность экономики субъекта РФ; - сложившаяся отраслевая структура экономики региона; - природно-ресурсный потенциал субъекта Федерации; - уровень инвестиционной активности в регионе; - стимулирование инновационной деятельности в регионе; - инвестиционная привлекательность региона; - предпринимательская активность. Социальные факторы: - демографическая ситуация и человеческий потенциал; - сложившаяся система расселения; - уровень доходов населения. Административно-управленческие факторы: - репутация руководства региона; - излишнее давление со стороны руководства; - ошибочный выбор приоритетных направлений развития; - неверная оценка экономического потенциала. Организационно-структурные факторы: - сложная структура участников бюджетного процесса; - обеспеченность органа государственной власти квалифицированным персоналом; - проводимая кадровая политика. Факторы криминального характера: - коррупция; - уровень теневой экономики.
Утверждение проекта бюджета Риск несоблюдения сроков. Риск несоблюдения регламента бюджетного процесса
Исполнение бюджета Нормативно-правовой риск. Риск бюджетного дефицита. Риск недостижения запланированных параметров бюджета. Риск неисполнения бюджета по доходам. Риск недостаточного финансирования бюджетных расходов. Риск отсутствия финансирования. Риск увеличения рыночных цен на ресурсы. Риски непредвиденных расходов и превышения бюджета. Риск ненахождения поставщиков при планируемых ценах закупок. Риск увеличения бюджетных расходов. Риск необходимости выделения ассигнований на непредусмотренные (не запланированные) мероприятия. Риск прямых финансовых потерь по инвестиционным программам. Риск снижения доходности по ценным бумагам субъекта РФ. Кредитные риски (невозврат бюджетных кредитов и ссуд). Коммерческие риски, связанные с неэффективным управлением госсобственностью. Риски упущенной выгоды. Риск невыполнения обязательств поставщиками и подрядчиками. Риск присвоения активов. Риски форс-мажорных обстоятельств (риски непреодолимой силы). Риск кассовых разрывов. Риск предъявления штрафных санкций
Осуществление бюджетного учета Риск искажения учетных данных. Риск нарушения порядка проведения кассовых операций
Составление отчетности Риск искажения отчетности (недостоверности). Риск несвоевременного составления отчетности
Осуществление контроля Риск отсутствия результативности контроля. Риск недобросовестных действий. Организационно-управленческие (административные) риски. Квалификационный риск
Иными словами, в качестве самостоятельных были представлены следующие стадии:
- осуществление бюджетного учета;
- составление бюджетной отчетности;
- контроль за исполнением бюджетов. Риск-ориентированный подход предполагает не
только выявление и оценку рисков, их классификацию, но и разработку мероприятий по управлению ими. Из 35 предложенных для анализа рисков наибольший рейтинг получили только тринадцать. Именно эти риски были положены в основу раз-
Мероприятия по минимизации рис1
работки мероприятий по их минимизации, целью реализации которых является повышение эффективности бюджетного процесса путем внедрения в управление принципов риск-менеджмента, направленных на выбор оптимальных путей использования ограниченных ресурсов для достижения целей бюджетной политики (табл. 3).
Предложенный пакет мероприятий будет способствовать эффективной реализации в Ростовской области государственной программы по управлению государственными финансами и созданию условий
Таблица 3
5 бюджетного процесса субъекта РФ
Риск
Мероприятие
Цель
Общие риски
Неэффективной организации бюджетного процесса
Создание комитета (департамента) по управлению рисками бюджетного процесса
Проведение регулярных курсов повышения квалификации для участников бюджетного процесса
Освещение деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов в СМИ и сети Интернет
Внедрение единых стандартов, методик и процедур
Проведение регулярного мониторинга достижения результатов деятельности участников бюджетного процесса
Формирование информационной базы данных системы управления рисками бюджетного процесса. Анализ и оценка рисков.
Разработка и реализация практических мер по управлению рисками.
Повышение квалификации и компетентности государственных служащих, принимающих участие в бюджетном процессе и занимающихся управлением общественными финансами
Обеспечение финансовой (налогово-бюджетной) прозрачности бюджетного процесса. Обеспечение доступности для широкой общественности информации по бюджетно-налоговым вопросам
Обеспечение прозрачности бюджетного процесса. Унификация бюджетного процесса
Повышение эффективности организации бюджетного процесса за счет выявления и последующего устранения проблем на ранних стадиях
Стадия составления проекта бюджета
Искажения плановых показателей
Автоматизация стадий планирования и прогнозирования
Создание адекватной и достоверной информационной базы (в том числе создание формализованных (структурированных) массивов данных об исполнении бюджетов предыдущих лет)
Исключение влияния человеческого фактора. Обеспечение эффективной системы хранения данных, а также организации санкционированного доступа к ресурсам
Обеспечение наибольшей точности расчетов, а также минимизация рисков потери данных
Стадия исполнения бюджета
Недостижения запланированных показателей бюджета
Разработка и внедрение методов расчета различных показателей эффективности и результативности и их использования участниками бюджетного процесса
Прогнозирование основных бюджетных параметров на средне- (до трех лет) и долгосрочную (свыше трех лет) перспективу
Установление четкой взаимосвязи между затратами и результатами
Обеспечение стабильности и долгосрочной устойчивости бюджетов
Бюджетная система Budgetary system - 26 -
Продолжение табл. 3
Риск Мероприятие цель
Неисполнения бюджета по доходам Разработка мероприятий, направленных на стимулирование развития бизнеса в регионе, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций в регион Повышение налогового потенциала региона. Увеличение налоговых отчислений в бюджетную систему
Непредвиденных расходов и превышения бюджета. Риск присвоения активов Установление формализованных, прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок Повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств
Увеличения бюджетных расходов Внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты, с установлением для каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей государственной политики Оптимизация ограниченных ресурсов бюджета, повышение результативности функционирования органов государственной власти и управления и качества предоставляемых услуг
Внедрение системы мотивации к эффективному использованию имеющихся ресурсов, а также меры ответственности за нарушения бюджетного законодательства Повышение результативности функционирования органов государственной власти и управления и качества предоставляемых услуг
Коммерческие риски, связанные с неэффективным управлением госсобственностью Проведение инвентаризации земель и имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации на предмет целевого назначения и эффективности использования Совершенствование управления государственной собственностью
Организация комплексного мониторинга использованных ресурсов и достигнутых результатов в рамках всего бюджетного цикла Совершенствование управления государственной собственностью
Установление персональной ответственности должностных лиц за результаты деятельности Совершенствование управления государственной собственностью
Невыполнения обязательств поставщиками и подрядчиками при заключении государственных и муниципальных контрактов Разработка регламента проведения проверки контрагента, его истории (в том числе в СМИ) Снижение вероятности заключения сделок с недобросовестными контрагентами
Стадия осуществления бюджетного учета
Искажения учетных данных Введение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности, в том числе областного бюджета и годовой отчетности главных распорядителей бюджетных средств Обеспечение достоверности отчетных данных
Стадия составления отчетности
Искажения отчетности (риск недостоверности) Автоматизация процессов Исключение влияния человеческого фактора. Обеспечение эффективной системы хранения данных, а также организации санкционированного доступа к ресурсам
Стадия контроля
Недобросовестных действий Разработка и утверждение кодекса этики органов государственного финансового контроля Ростовской области Минимизация недобросовестных и мошеннических действий. Усиление ответственности участников
-39 (615) - 2014- Финансы и кредит Finance and credit
Окончание табл. 3
Риск Мероприятие Цель
Отсутствия результативности контроля Ежегодное проведение аттестации с целью подтверждения квалификации Повышение квалификации специалистов органов ГФК
Повышение требований к квалификации вновь принимаемых специалистов Повышение квалификации специалистов органов ГФК
Разработка методик (регламентов) проведения различных видов контрольных мероприятий Унификация контрольных мероприятий
Привлечение к проведению контрольных мероприятий независимых внешних аудиторов, выбранных путем проведения квалификационного конкурса Повышение результативности контроля. Обеспечение снижения нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей (коммерциализации услуг). Расширение возможности привлечения управленческих кадров, новой техники и технологий
Внедрение аудита эффективности и риск-ориентированного контроля Повышение результативности контроля
Проведение регулярного мониторинга результатов деятельности участников бюджетного процесса Повышение результативности контроля
Квалификационный риск Ежегодное проведение курсов повышения квалификации Повышение квалификации специалистов органов ГФК Ростовской области
Проведение обучающих программ по риск-менеджменту Повышение квалификации специалистов органов ГФК Ростовской области в сфере риск-менеджмента
Проведение стажировок в органах государственного финансового контроля других субъектов РФ Обмен передовым опытом
для эффективного управления муниципальными финансами3.
Исследование показало, что формирование и совершенствование системы управления рисками бюджетного процесса сопряжено с рядом проблем в организации процесса управления этими рисками:
- высокая доля внешних факторов риска бюджетного процесса;
- ограниченность информации об источниках рисков бюджетного процесса;
- низкий уровень аналитических возможностей информационных систем;
- отсутствие достаточной информационной базы для анализа;
- отсутствие связи информационных систем с системами бюджетного учета и планирования;
- применение разнообразных форм неформального учета и отчетности;
- недостаточный опыт бюджетирования, ориентированного на результат;
3 Государственная программа Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами». URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=122910.
- практические трудности в выборе корректных методов оценки рисков.
Систематический мониторинг и оценка рисков при организации бюджетного процесса позволят обеспечить:
- ответственное и прозрачное управление общественными финансами;
- принятие эффективных решений при осуществлении бюджетной политики в регионе;
- выбор оптимальных путей использования ограниченных бюджетных ресурсов для повышения эффективности бюджетных расходов.
Конечной целью внедрения риск-ориентированного подхода к организации бюджетного процесса в субъектах Федерации должно стать достижение стабильности и долгосрочной устойчивости региональных бюджетов.
Использование такого подхода должно осуществляться на основе глубокого понимания современного состояния бюджетной сферы и с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта в области совершенствования методического и организационного обеспечения реальной оценки и учета бюджетных рисков.
Список литературы
1. Айвазов А.А. Бюджетные риски и их влияние на финансовую устойчивость региона // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1. С. 325-327.
2. Гамукин В.В. Измерение бюджетных рисков инструментами эконофизики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 18. С. 21-29.
3. ГороховаД.В. Управление бюджетными рисками субъектов Российской Федерации: современный взгляд и перспективы развития // Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 55-62.
4. Гребенникова В.А., Степанова Е.А. Управление бюджетными рисками: миф или реальность? // Terra Economicus. 2010. № 3. С. 118-125.
5. ИстоминаН.А. Признаки бюджета: содержание и особенности проявления на уровне бюджетов субъектов Федерации // Финансы и кредит. 2013. № 14. С. 22-29.
6. Кириченко М.В., Коробко С.А. К вопросу о сущности бюджетного процесса / под общей ред. Г.Д. Ахметовой. М.: РИОР. 2011. 218 с.
7. Коробко С.А. Риски бюджетного процесса субъекта Российской Федерации и определяющие их факторы // Сборник научных трудов SWorld. 2012. № 4. С. 3-16. URL: http://www.sworld.com. ua/konfer29/73.pdf.
8. Куликова Е.Е. Управление рисками. Инновационный аспект. М.: Бератор-Паблишинг. 2008. 197 с.
9. Курочкина Л.П., Тихонова С.С. Факторная модель возникновения бюджетного риска в системе регионального управления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 1. С. 59-68.
10. Соломко И.М., Соломко М.Н. Оценка рисков бюджетного процесса: теоретический аспект. URL: http://khstu . ru> sp/vestnik/?page=43&id=550 .
11. Ткачева Т.Ю. Особенности управления бюджетными рисками на региональном уровне. URL: http://e-koncept.ru>author/2458/ .
Finance and credit Budgetary system
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
A RISK-BASED APPROACH TO BUDGET PROCESSES AT THE SUB-FEDERAL LEVEL
Alla I. ZOTOVA, Marina V. KIRICHENKO, Svetlana A. KOROBKO
Abstract
In view of implementing the Program of increasing public finance (State and municipal) management efficiency for the period till 2018, the problem of using a risk-based approach to the organization of budget processes at the regional level gains prominence . Identification, assessment and effective management of risks inherent in a budget process continue to be the main problems. Their solution significantly influences the stability and independence of budgets. The authors consider the issues related to improving risk management in budget processes of the constituent entities of the Russian Federation . The goals of the research encompass identifying risk factors in a budget process, classifying the risk as applied to its stages, and developing actions to minimize the most significant risks. When studying the risks inherent in a budget process at the level of
the constituent entities of the Russian Federation, the authors used the expert evaluation method, which is based on risk mapping that involves two classification criteria: stages of a budget process and risk factors. The paper identifies the risk indicators of a budget process that enable to make conclusion on reliability of planned indicators and their validity, on the level of earning power realization and efficient use of budgetary funds. On the basis of the analysis of risks that received the highest rating during the expert estimates, the authors developed a program for risk mitigation, which includes measures aimed at reducing the risks of inefficient organization of a budget process, possible distortion of planned indicators, non-execution of revenues budget, increase in budget expenses, misrepresentation of accounting and reporting data, and other measures. The authors have arrived at a conclusion that solving the
problems of risk management process organization, identifying and assessing all risks of a budget process, as well as building a sufficient and adequate information base for analysis purposes will allow to considerably lower the risk level of a budget process in the constituent entities of the Russian Federation. Reaching stability and long-term sustainability of regional budgets should become an ultimate goal of introducing a risk-focused approach to the organization of a budget process at the sub-federal level.
Keywords: budget process, risks, risk management, risk factors
References
1. Aivazov A.A. Byudzhetnye riski i ikh vliyanie na finansovuyu ustoichivost' regiona [Budgetary risks and their influence on financial stability of a region]. Audit i finansovyi analiz - Audit andfinancial analysis, 2010, no. 1, pp. 325-327.
2. Gamukin V.V. Izmerenie byudzhetnykh riskov instrumentami ekonofiziki [Measuring budget risks by econophysics tools]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no.18, pp.21-29.
3. Gorokhova D.V. Upravlenie byudzhetnymi riskami sub"ektov Rossiiskoi Federatsii: sovremennyi vzglyad i perspektivy razvitiya [Managing budget risks of the subjects of the Russian Federation: a modern view and development prospects]. Finansovyi zhurnal -Financial journal, 2013, no. 3, pp. 55-62.
4. Grebennikova V.A., Stepanova E.A. Upravlenie byudzhetnymi riskami: mif ili real'nost'? [Budget risk management: a myth or reality?]. Terra Economicus, 2010, no.3, pp.118-125.
5. Istomina N.A. Priznaki byudzheta: soderzhanie i osobennosti proyavleniya na urovne byudzhetov sub"ektov Federatsii [The characteristic features of a budget: the content and specifics at the level of budgets of the subjects of the Russian Federation]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2013, no. 14, pp. 22-29.
6. Kirichenko M.V., Korobko S.A. K voprosu o sushchnosti byudzhetnogo protsessa [The implication
of a budgetary process]. Moscow, RIOR Publ., 2011, 218 p.
7. Korobko S.A. [Risks ofbudgetary process ofthe subject of the Russian Federation and factors defining them]. Sborniknauchnykh trudovSWorld, 2012, no. 4, pp. 3-16. (In Russ.) Available at: http://www.sworld. com.ua/konfer29/73.pdf.
8. Kulikova E.E. Upravlenie riskami. Innovatsion-nyi aspect [Risk management. An innovation aspect]. Moscow, Berator-Pablishing Publ., 2008, 197 p.
9. Kurochkina L.P., Tikhonova S.S. [A factorial model of emergence of the budgetary risk in the system of regional government]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2010, no. 1, pp. 59-68. (In Russ.) Available at: http://www.uecs. ru/finansi-i-kredit/item/1310-2012-04-28-09-27-16.
10. Solomko I.M., Solomko M.N. Otsenka riskov byudzhetnogo protsessa: teoreticheskii aspect [Assessing risks of a budgetary process: a theoretical aspect]. Available at: http://khstu.ru>sp/vestnik/ ?page=43&id=550. (In Russ.)
11. Tkacheva T.Yu. Osobennosti upravleniya byudzhetnymi riskami na regional'nom urovne [Features of budgetary risk management at the regional level]. Available at: http://e-koncept.ru>author/2458/. (In Russ.)
Alla I. ZOTOVA
Southern Federal University, Rostov-on-Don,
Russian Federation
Marina V. KIRICHENKO
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
Svetlana A. KOROBKO
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation