Научная статья на тему 'РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / РИСКИ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мышко Федор Георгиевич, Титор Светлана Евгеньевна

Реформирование контрольно-надзорной деятельности вызывает много вопросов. Риск-ори-ентированная модель как метод контроля (надзора) только начинает зарождаться. Правильное определение всех рисков, т. е. возможных негативных последствий нарушений охраняемых законном ценностей, является ключевым в данном вопросе. В сфере образования риск-ориентированный подход при организации контроля (надзора) только начинает зарождаться. Важно правильно и точно определить все имеющиеся риски. В исследовании проанализирована дискуссия исследователей и правоприменительная практика определения рисков в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мышко Федор Георгиевич, Титор Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK-ORIENTED MODEL OF THE ORGANIZATION OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE FIELD OF EDUCATION: FORMATION, DEVELOPMENT AND PROSPECTS

The reform of control and supervisory activities raises many questions. The risk-oriented model as a method of control (supervision) is just beginning to emerge. The correct identification of all risks, i.e. possible negative consequences of violations of legally protected values, is key in this matter. In the field of education, a risk-based approach to the organization of control (supervision) is just beginning to emerge. It is important to correctly and accurately identify all available risks. The study analyzes the discussion of researchers and the law enforcement practice of determining risks in the field of education.

Текст научной работы на тему «РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Научная статья

УДК 35.078.3

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-206-213 NIION: 2003-0059-1/22-172 MOSURED: 77/27-003-2022-01-371

Риск-ориентированная модель организации контрольно-надзорной деятельности в сфере образования: становление, развитие и перспективы

Федор Георгиевич Мышко1, Светлана Евгеньевна Титор2

12 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Реформирование контрольно-надзорной деятельности вызывает много вопросов. Риск-ориентированная модель как метод контроля (надзора) только начинает зарождаться. Правильное определение всех рисков, т. е. возможных негативных последствий нарушений охраняемых законном ценностей, является ключевым в данном вопросе. В сфере образования риск-ориентированный подход при организации контроля (надзора) только начинает зарождаться. Важно правильно и точно определить все имеющиеся риски. В исследовании проанализирована дискуссия исследователей и правоприменительная практика определения рисков в сфере образования.

Ключевые слова: контроль, надзор, риски, риск-ориентированный подход, образование, менеджмент риска

Для цитирования: Мышко Ф. Г., Титор С. Е. Риск-ориентированная модель организации контрольно-надзорной деятельности в сфере образования: становление, развитие и перспективы // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 206-213. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-206-213.

Original article

Risk-oriented model of the organization of control and supervisory activities in the field of education: formation, development and prospects

Fedor G. Myshko1, Svetlana E. Titor2

1,2 State University of Management, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The reform of control and supervisory activities raises many questions. The risk-oriented model as a method of control (supervision) is just beginning to emerge. The correct identification of all risks, i.e. possible negative consequences of violations of legally protected values, is key in this matter. In the field of education, a risk-based approach to the organization of control (supervision) is just beginning to emerge. It is important to correctly and accurately identify all available risks. The study analyzes the discussion of researchers and the law enforcement practice of determining risks in the field of education.

Keywords: control, supervision, risks, risk-oriented approach, education, risk management For citation: Myshko F. G., Titor S. E. Risk-oriented model of the organization of control and supervisory activities in the field of education: formation, development and prospects. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):206-213. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-206-213.

Реформирование контрольно-надзорной деятельности в связи с принятием нового Федерального закона от 31 июля 2020 г. .№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Рос-

сийской Федерации» [1] затронуло и сферу образования. Во исполнение этого закона было принято новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное поста-

© Мышко Ф. Г., Титор С. Е., 2022

новлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 997 [2]. Положение выделяет три категории риска: низкий, средний и высокий.

Определены следующие критерии отнесения образовательных организаций к соответствующей категории риска. Сама по себе образовательная деятельность (за исключением отдельных ее видов) относится к низкому риску. Повышается категория риска до среднего при наличии одного из следующих обстоятельств:

• наличие обоснованной жалобы (обращения) на деятельность образовательной организации;

• привлечение образовательной организации к административной ответственности за нарушения в сфере образования.

При наличии обоих обстоятельство категория риска повышается до высокой.

Мониторинговые показатели образовательных организаций, качество оказания образовательных услуг как критерий оценки рисков при реализации риск-ориентированной модели государственного контроля (надзора) в сфере образования не рассматриваются.

До настоящего времени сфера образования не относилась к объектам проверок на основании риск-ориентированного подхода. Представляется, что проект приказа Рособрнадзора «Об утверждении индикативных показателей федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования» (размещен в системе Информио 26 августа 2021 г. [3]) также не способствует развитию идеологии риск-ориентированного подхода, поскольку предлагаемые в нем индикативные показатели отражают, главным образом, внешнюю реакцию управляющего субъекта, уполномоченного на функции контроля и надзора, на деятельность образовательной организации. В частности, речь идет о таких показателях, как:

1) количество проведенных в отношении образовательной организации профилактических мероприятий: предостережений, консультирований, профилактических визитов;

2) количество контрольно-надзорных мероприятий: плановых, внеплановых проверок, мониторингов;

3) количество контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения;

4) результативность проведенных контрольно-надзорных мероприятий и принятых по ним мер: обращения в прокуратуру, обжалование решений органов

контроля (надзора) в суд, количество выданных предписаний, количество возбужденных дел об административном правонарушении, и привлечении виновных лиц к административной ответственности;

5) количество решений о лишении государственной аккредитации или лицензии.

Прежде чем говорить о риск-ориентированном подходе при организации контрольно-надзорной деятельности, следует поговорить в целом о рисках, возникающих в сфере образования. Исследователи полагают, что риск в системе образования следует рассматривать не только с точки зрения количественного ущерба, но и качественных измерений. Понятие риска в системе образования можно определить как вероятность наступления нежелательных последствий образовательной и финансово-хозяйственной деятельности [4, с. 6]. Выделяют экономические риски: недостаточное финансирование [5, с. 110], быстрое «устаревание» знаний, замена классических форм получения знаний на информационность глобальной сети Интернет [6], риски качества образования в связи со сменой форм проверки знаний (ЕГЭ) [7, с. 67]. Циф-ровизация образовательных процессов породила новые риски. Таковыми называют [8, с. 146]:

• риски угрозы здоровью, психологическому и физическому здоровью. Всемирная организация здравоохранения указала на главные и неконтролируемые последствия использования гаджетов детьми: ожирение, недосыпание, задержки в обучении и развитии социальных навыков, проблемы с поведением [9].

• риски кибератак: несанкционированный допуск к персональным данным обучающихся, фишинг (интернет-мошенничество) преподавателей, которые могут повлечь за собой шантаж, угрозы и т. д.

Исследователи полагают, что четко сформулированных рисков в образовательной сфере не существует [4]. Однако, ряд вузов в своих программах развития обращают внимание на риски, которые влияют на их развитие.

В настоящее время в системе образования отсутствует категория рисков как нормативное понятие. Однако, существующие примеры и опыт реализации в иных сферах в целом могут быть применимы и для сферы образования.

Очевидно, что управление рисками в сфере образования должно строиться на основе общеизвестных принципов в соответствии с вышеназванными стандартами менеджмента риска в целях снижения

влияния неопределенности в отношении достижения целей деятельности.

Вот, например, как описана система управления рисками в Институте дополнительного профессионального образования (далее — ИДПО КНИТУ) ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее — КНИТУ).

Управление рисками осуществляется в КНИТУ и в ИДПО КНИТУ на основе соблюдения принципов, устанавливающих характеристики эффективного и результативного менеджмента риска, отражающих его ценности и объясняющих его назначение и цель. Эти принципы учитываются при формировании и развитии структуры и процесса менеджмента риска в ИДПО КНИТУ. Именно неуклонное следование нижеперечисленным принципам позволяет институту на протяжении более 20 лет управлять влиянием неопределенности в отношении достижения целей деятельности:

1) интегрированность в составе КНИТУ:

• в разработке и реализации программ ДПО участвуют все факультеты и кафедры университета;

• 90 % преподавателей ИДПО — это штатные работники КНИТУ;

• заявляемые программы отражают направления научной и образовательной деятельности КНИТУ;

• в свою очередь, благодаря развитию преподавателей на базе ДПО, их возможностям знакомиться с реальным производством, современным оборудованием и технологиями, потребностями отрасли, студенты получают самую актуализированную информацию в процессе занятий.

2) структурированность и комплексность. ИДПО имеет современную организационную и управленческую структуру, отражающую концепции теории управления сложными системами и рисковый подход, отвечающую потребностям организации дополнительного профессионального образования как части непрерывного образования.

Вместе с тем, каждое подразделение нацелено на решение общих задач деятельности ИДПО, обеспечение качества обучения и несет ответственность как за результаты работы подразделения, так и за итоги работы ИДПО в целом перед ректоратом и Ученым советом вуза.

Интегрированный менеджмент риска является неотъемлемой частью всей деятельности организа-

ции, структурированный и комплексный подход к менеджменту риска способствует согласованным и сопоставимым результатам;

3) адаптированность. Структура и процесс менеджмента риска настраиваются и соразмерны внешней и внутренней среде организации, ее целям. Именно благодаря такому подходу ИДПО на протяжении всей своей деятельности ежегодно выигрывает гранты, в том числе международные и региональные. В 2019-2020 гг. он в числе трех (!) российских вузов получал по два гранта в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого», национального проекта «Образование» на максимально возможные суммы. По этой же причине ИДПО избежал коллапса и резкого падения заказов в период пандемии, сохранил кадровый состав;

4) вовлеченность. Весь персонал, в том числе научно-педагогические работники ИДПО, участвует в решении общих задач ИДПО КНИТУ, обеспечения его жизнедеятельности, реализации дополнительных профессиональных программ. Модифицированные образовательные программы позволяют активно участвовать в самых разнообразных программах всем ППС университета с различным профилем научной и педагогической деятельности, обеспечивать взаимозаменяемость и взаимодополняемость, расширять спектр образовательных программ. Совместное участие в формировании программ ДПО, разработке ЭОР и ДОТ облегчает адаптацию преподавателей к обучению в дистанционном формате. Обсуждение процесса реализации программ ДПО на Ученом совете ИДПО позволяет каждому сотруднику ИДПО высказать мнение о проблемах и перспективах, подсказать новую идею, вспомнить положительный опыт и историю успеха для последующего использования;

5) динамичность. Ежедневные и еженедельные совещания по актуальным вопросам жизнедеятельности ИДПО, заседания Ученого совета, участие руководителей ИДПО во внешних мероприятиях, взаимодействие с опорными вузами ПАО «Газпром» и иными конкурентоспособными партнерами, встроенность в региональную систему ДПО, международные контакты позволяют своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды организации, менеджмент института предвосхищает, обнаруживает, признает и реагирует на эти изменения и события соответствующим и свое-

JURISPRUDENCE

временным образом, избегая невозвратных падений и разрушений;

6) базирование на наилучшей доступной информации. В качестве исходных данных используются исторические и текущие данные, а также прогнозные ожидания. Учитываются любые ограничения и неопределенности, связанные с исходными данными и ожиданиями. Предоставляемая руководителем Института ДПО информация, в том числе и связанная с жесткими решениями или неблагоприятным прогнозом развития ситуации, всегда актуальная, ясная и доступная для всех заинтересованных сторон — как работников организации, так и внешних партнеров;

7) учет поведенческих и культурных факторов. Сложный многонациональный коллектив с разным уровнем образования, квалификации и культуры давно стал единым организмом. Разнообразие обогащает. А подчиненность общей цели, наличие корпоративных традиций, ощущение защищенности перед внешними и внутренними угрозами благодаря умелому менеджменту, деловой атмосфере и неконфликтной среде, ориентированной на интересы слушателей и создание комфортной рабочей обстановки, способствуют эффективным управленческим решениям, стабильности коллектива и наращиванию человеческого потенциала организации;

8) непрерывное улучшение. Менеджмент риска постоянно улучшается благодаря обучению и накоплению опыта. Количественные и качественные показатели работы организации регулярно обсуждаются на совещаниях и заседаниях Ученого совета ИДПО и КНИТУ. Формирование новых целевых показателей строится с учетом опыта и показателей прошлых лет, но с ориентацией на диверсификацию и поиск скрытых резервов, на задания вуза. Достижение количественных показателей по числу слушателей, количеству программ, объему поступивших средств отслеживается ежеквартально, обсуждаются способы увеличения числа новых заказчиков, расширения спектра программ, повышения эффективности участия в конкурсах, борьбы с недобросовестными конкурентами и др.

Качественные показатели также регулярно (ежемесячно) обсуждаются на Ученом совете ИДПО и еженедельных совещаниях. Предметом обсуждения становится содержание программ, использование активных методов обучения, использование цифровых

образовательных ресурсов и дистанционных технологий, проектное обучение и обучение работе в междисциплинарных командах, привлечение специалистов-практиков, вопросы стажировки преподавателей в дочерних обществах ПАО «Газпром» в целях решения задач взаимодействия, разработки новых востребованных программ с учетом меняющегося рынка и целевых задач функционирования компании.

Как видно из приведенного выше перечня, основные проверяемые показатели в целом типичны и для деятельности Рособрнадзора при проведении мероприятий по контролю и надзору.

Соответственно, при проведении контрольно-надзорных мероприятий они также должны быть учтены в оценке деятельности образовательной организации. Вместе с тем, при существующей модели взаимоотношений вузов и иных образовательных организаций с Рособрнадзором сложно представить, что подобный подход может быть принят им на вооружение. Эти принципы, скорее, годятся при осуществлении контрольных функций со стороны учредителя в лице федерального или регионального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления.

И в сфере образования государство движется в сторону ограничения требований, которые проверяющий орган может предъявлять при проведении процедур контроля и надзора. Так, на сайте Рособр-надзора размещен целый ряд текстов под ненормативным названием и с неопределенным статусом «Информация», в которых, тем не менее, содержится, так называемый, «исчерпывающий» перечень документов и (или) информации, истребуемых при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования у контролируемых лиц (организаций), осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация) [10] в тех или иных проверочных ситуациях [11]. Однако, это частные случаи, временами подкрепляемые документами схожей направленности, подтверждающими ориентацию государства на упорядочение требований в части различных видов проверок, исключение дублирования, снижение проверочных нагрузок [12].

Вот что пишет М. В. Ожиганова об организации управления образованием: «Существующая система призвана обеспечивать все уровни управления обра-

зованием, особенно их ориентацию на решение задач социального, государственного значения. Однако, слабым местом в организации деятельности государственных органов управления сферой образования остаются неопределенные и зачастую расплывчатые юридические характеристики их функций и полномочий, а также особенности взаимоотношений между собой. Действующее законодательство устанавливает основы государственного и государственно-общественного управления системой образования. Но не следует забывать, что между законодательными нормами и практикой их реализации есть существенная разница» [13, с. 127].

Таким образом, оперируя категориями риск-ориентированного подхода, можно говорить о формировании неких критериев риска, на основе которых Рособрнадзор предложил сгруппировать (или отран-жировать) образовательные организации по трем категориям (уровням) рисков — от высокого к низкому.

Представляется, однако, что риск-ориентированный подход при проведении контроля (надзора) в образовании не может ограничиваться только вопросами оценки имеющихся нарушений. К числу критериев оценки должны быть также отнесены и те, которые характеризуют в целом жизнедеятельность субъекта, и те, которые отражают особенности его статуса.

Для образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования могут быть также:

• отсутствие (наличие) задолженностей: по платежам в бюджет, по расчетам с контрагентами, по выплате заработной платы и компенсационных выплат, в том числе на основании судебных решений;

• исполнение бюджетных обязательств и объемы возвращенных средств в связи с их невыполнением;

• соблюдение нормативно установленного соотношения оплаты труда руководителей и персонала;

• обоснованность надбавок и премий администрации образовательной организации;

• состояние общежитий и их соответствие установленным нормам и правилам;

• обеспеченность студентов общежитиями;

• наличие локальных нормативных актов, предусмотренных законодательством об образовании;

• наличие комиссии по урегулированию споров и число обращений в комиссию, количество рассмотренных обращений;

• прозрачность формирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава (ППС);

• соблюдение прав ППС в части организации профессиональной деятельности (рабочее место, академические свободы, нормы труда и отдыха, наличие перерывов на обед и т. п.);

• наличие мест для принятия пищи;

• наличие возможностей для дистанционной работы ППС с учетом норм Трудового кодекса РФ (в том числе, наличие локально-нормативных актов, закрепляющих все возможные форматы и случаи применения этого режима, и соответствующего технического оборудования);

• наличие возможностей для студентов для обучения в дистанционном формате;

• сбалансированность коэффициентов в рейтинге ППС с учетом приоритета образовательной деятельности как основной для образовательных организаций; соблюдение требований федеральных и профессиональных стандартов при распределении нагрузки ППС (наличие профильного образования, ученой степени и (или) звания и т. п.);

• индивидуализация видов педагогической деятельности ППС;

• анализ практики закупочных процедур на предмет соблюдения законодательства о конкуренции, в том числе и в случае участия в качестве потенциального исполнителя, недопустимость необоснованного занижения конкурентной цены;

• наличие, сохранение, развитие и создание научных школ;

• количество судебных и арбитражных дел с участием организации с пропорциональным распределением по предмету спора, в том числе в отношении лиц, ранее состоявших или состоящих в трудовых отношениях с образовательной организацией;

• количество вновь построенных объектов за счет привлеченных средств;

• рейтинг образовательной организации в общепризнанных российских и мировых рейтингах;

• остепененность ППС, число лиц с учеными званиями;

• количество диссертационных советов;

• распределенность дохода вуза по источникам поступления, где наилучший показатель для учреждений ВО — внебюджетный доход от науки и научно-производственной деятельности и (или) доходы от программ дополнительного образования;

JURISPRUDENCE

• мониторинг числа федеральных проектов, в которых участвует образовательная организация;

• количество заключенных государственных контрактов;

• соблюдение законодательства о защите интеллектуальной собственности;

• число отмененных решений о защите на соискание ученых степеней;

• техническая оснащенность аудиторий и их соответствие современным требованиям;

• участие ППС в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2017 г. был реализован приоритетный проект «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности» [14]. Предметом анализа были, в частности, следующие аспекты:

а) наличие четко установленных понятий объектов и субъектов контроля (надзора), полнота и корректность данных о распределении объектов по категориям риска (классам опасности);

б) соответствие категорий риска (классов опасности), критериев отнесения к ним подконтрольных объектов, периодичности плановых проверок, а также показателей «динамической модели» требованиям Базовой модели;

в) наличие, корректность и полнота сведений относительно распределения причиненного ущерба и проведенных проверочных мероприятий по категориям риска (классам опасности);

г) уровень автоматизации процессов, связанных как с контрольно-надзорной деятельностью в целом, так и с риск-ориентированным подходом в частности;

д) наличие, корректность и полнота сведений, размещенных в публичном доступе, на сайтах ведомств и их территориальных органов: результатов проведения проверок, планов проверок и реестров объектов контроля (надзора), которым присвоены категории риска (классы опасности).

Данные показатели, наряду с иными, предусмот-ренны системой менеджмента качества («ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 10 декабря 2019 г. № 1379-ст) [15]; ГОСТ Р 51901.7-2017/К0Л^ 31004:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Менедж-

мент риска. Руководство по внедрению ИСО 31000» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12 сентября 2017 г. № 1060-ст [16]) и др.). Они могли бы быть положены в основу концепции риск-ориентированного подхода при реализации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Список источников

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // URL://http://www.pravo.gov.ru.

2. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования» // URL://http://pravo.gov.ru.

3. URL://https://www.mformio.ru/update/wuz/49442.

4. Аетдинова Р. Р. Проблемы исследования рисков в образовании. В сб.: Проблемное обучение в современном мире: VI междунар. Махмутовские чтения: сб. статей / под ред. Е. Е. Мерзон, В. Л. Виноградова, Р. Ф. Ахтариевой, В. А. Мартыновой. 2016. С. 5-8.

5. Синельников И. Ю. Методология прогнозирования рисков инновационного развития в сфере образования: проблемы и пути решения // Конфликтология. 2014. № 2. С. 106-130.

6. Сорокина Н. Д. Управление новациями в вузах (социологический опрос): науч. моногр. М., 2009.

7. Горьковая О. Предупреждение рисков ЕГЭ. В сб.: Тенденции развития образования: проблемы управления: мат. I конф. Центра изучения образовательной политики. М., 2005. С. 66-68.

8. Аетдинова Р. Р. Анализ и классификация рисков цифровизации образования. В сб.: Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: мат. XVII междунар. конф. / под ред. В. П. Галенко, Н. А. Лобанова. 2019. С. 145-148.

9. Healthy Digital Media Use Habits for Babies, Toddlers & Preschoolers // URL://https://healthychild-ren.org/Englishyfamily-life/Media/Pages/Healthy-Digi-tal-Media-Use-Habits-for-Babies-Toddlers-Preschooler s.aspx

10. Информация Рособрнадзора. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуе-мых при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального го-

сударственного контроля (надзора) в сфере образования у контролируемых лиц (организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация) // URL://http://obrnadzor.gov.ru.

11. Информация Рособрнадзора. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуе-мых при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию у контролируемых лиц (организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация) // URL://http://obrnadzor.gov.ru.

12. Совместное письмо Минпросвещения России и Рособрнадзора от 6 августа № СК-228\03 и № 01.169/08-01 с рекомендациями по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 гг. // URL://http://obrnadzor.gov.ru.

13. Ожиганова М. В. Образовательное право России. М., 2020 // URL://http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0711-9.

14. Паспорт приоритетного проекта «Совершенствование контрольной и надзорной деятельности в сфере здравоохранения», утв. протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017 г. № 13 (2) // URL ://https://online. consultant.ru.

15. ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 10 декабря 2019 г. № 1379-ст) // URL://https://online.consultant.ru.

16. ГОСТ Р 51901.7-2017/ISO/TR 31004:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Руководство по внедрению ИСО 31000 (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12 сентября 2017 г. № 1060-ст) // URL://-https://online. consultant.ru.

References

1. Federal Law No. 248-FZ of July 31, 2020 «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» // URL://http://www.pravo.gov.ru.

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 997 dated June 25, 2021 «On approval of the Regulations on Federal State control (supervision) in the field of education» // URL://http://pravo.gov.ru.

3. URL://ht1ps://www.informio.ra/update/wuz/49442.

4. Aetdinova R. R. Problems of risk research in education. In the collection: Problem-based learning in the Modern world: VI International. Makhmutov readings: collection of articles / edited by E. E. Merzon, V. L. Vinogradov, R. F. Akhtarieva, V. A. Martynova. 2016. P. 5-8.

5. Sinelnikov I. Yu. Methodology of forecasting risks of innovative development in the field of education: problems and solutions // Conflictology. 2014. No. 2. P. 106-130.

6. Sorokina N. D. Innovation management in universities (sociological survey): scientific. monogr. M., 2009.

7. Gorkova O. Prevention of USE risks. In the collection: Trends in the development of education: problems of management: mat. I conf. Center for the Study of Educational Policy. M., 2005. P. 66-68.

8. Aetdinova R. R. Analysis and classification of risks of digitalization of education. In the collection: Education through life: continuing education in the interests of sustainable development: mat. XVII International Conference / edited by V. P. Galenko, N. A. Lobanov. 2019. P. 145-148.

9. Healthy Digital Media Use Habits for Babies, Toddlers & Preschoolers // URL://https://healthychild-ren.org/English/family-life/Media/Pages/Healthy-Di-gital-Media-Use-Habits-for-Babies-Toddlers-Preschool ers.aspx.

10. Information from Rosobrnadzor. An exhaustive list of documents and (or) information required by the Federal Service for Supervision in the Field of Education and Science of Federal state control (supervision) in the field of education from controlled persons (organizations engaged in educational activities (hereinafter referred to as the organization) // URL://http://obrnad-zor.gov.ru.

11. Rosobrnadzor information. An exhaustive list of documents and (or) information required by the Federal Service for Supervision of Education and Science of the Federal State control (supervision) over compliance with the legislation of the Russian Federation on the protection of children from information harmful to their health and (or) development of controlled persons (organizations engaged in educational activities (hereinafter — the organization) // URL://http://obrnad-zor.gov.ru.

12. Joint letter to Ministry of education of Russia and Rosobrnadzor on August 6, № SK-228\03 and

-^pr-

JURISPRUDENCE

No. 01.169/08-01 recommendations on the main approaches to the formation of the schedule of the assessment procedures in educational institutions in 2021/2022 gg. // URL ://http ://obrnadzor.gov.ru.

13. Ozhiganova M. V. Education law of Russia. M., 2020 // URL://http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0711-9.

14. Passport of the priority project «Improvement of control and supervisory activities in the field of healthcare», approved by the minutes of the meeting of the project committee dated February 21, 2017 No. 13 (2) // URL://https://online.consultant.ru.

15. GOST R ISO 31000-2019. National Standard of the Russian Federation. Risk management. Principles and Guidelines (approved and put into effect by Rosstandart Order No. 1379-st dated December 10, 2019) // URL://-https://online.consultant.ru.

16. GOST R 51901.7-2017/ISO/TR 31004:2013. National Standard of the Russian Federation. Risk management. Guidelines for the implementation of ISO 31000 (approved and put into effect by Rosstandart Order No. 1060-st dated September 12, 2017) // URL: https://online. consultant.ru.

Информация об авторах Ф. Г. Мышко — доктор юридических наук, доцент; С. Е. Титор — кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors F. G. Myshko — Doctor of Legal Sciences, Associate Professor; S. E. Titor — Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.11.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 18.11.2021; approved after reviewing 17.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 671 с. Гриф МО РФ Гриф НИИ образования и науки Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» (Серия «Dura lex, sed lex») Под ред. В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева

Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

Конституционное право

россии

ДЕВЯТОЕ ИЗДАНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.