626
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 1:316
РИСК КАК ФОРМА БЫТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
© В. С. Ефимовских
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: + 7 (347) 273 66 81.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема подготовки личности к прогнозированию, оценке и действию в современных рисковых ситуациях. В зависимости от своей подготовки, человек может большинство рисков предотвратить, минимизировать или нейтрализовать. Таким образом, в течение всей жизни человеку необходимо предоставлять достаточную информацию о возникающих рисках и вырабатывать навыки действия в ситуации неопределенности.
Ключевые слова: риск, рисковая ситуация, информация, адаптация, неопределенность, микроуровень, личность.
Специфической особенностью современного мира, вступающего в эпоху глобализации, является то, что риск выступает в качестве неотъемлемой части жизнедеятельности и человека, и общества.
Это, на наш взгляд, объясняется тем, что появление разнообразных рисков оказывается связанным с изменяющейся темпоральностью современного бытия. Сегодняшнее социальное время характеризуется высокой неопределенностью, быстрыми темпами, а настоящее, к сожалению, слабо детерминируется событиями прошлого. Кроме того, социальное время перестает быть однонаправленным, или, как говорят социальные философы, однолинейным. Вектор движения в будущее, который раньше идентифицировался с прогрессивной линией развития, теперь оказывается непредсказуемым для конкретной страны, этноса или отдельной личности. Как пишет Э. Тоффлер, «мы начинаем думать о прогрессе как о цветущем дереве с многочисленными ветвями, простирающимися в будущее: большое различение и богатство человеческих культур позволяет представить его как систему. В этом свете сегодняшнее движение к более разнообразному, раздробленному миру выглядит как важный скачок вперед - подобно тому, как в биологической эволюции важны обе тенденции: дифференциация и объединение, усложнение» [1].
Эти изменения в обществе происходят настолько стремительно, что не только общественное сознание, но и сознание отдельного индивида не успевает их уловить, тем более к ним адаптироваться. Неопределенность в жизни, бизнесе, семье приводит к тому, что в увеличивающемся потоке рисковых ситуаций человек оказывается беззащитным.
Особенностью современного общества является и то, что риски имеют собственную динамику, в которой отражаются не только позитивные, но и негативные аспекты. Риски пронизывают все сферы общественной и персональной жизни: экономическую и политическую, социальную и культурную, технологическую и научную. В связи с этим, нам представляется, что любая социальная деятельность оказывается подверженной риску, что в значительной мере влияет на характер принимаемого человеком решения: рисковать или нет.
Поэтому в данной статье мы определяем риск как процесс, направленный на случайное или необходимое преодоление ситуации неопределенности, либо грозящей наступлением неблагоприятных последствий, либо содержащей шанс удачи или выигрыша.
Отсюда можно говорить о проявлении рисков на трех уровнях организации и функционирования общества: мегауровне (человеческое общество вообще), макроуровне (конкретное общество), мезоуровне (социальная группа), микроуровне (отдельная личность).
Более детально мы рассмотрим риски на микроуровне - отдельной личности, так как остальные уровни надстраиваются на нем. При этом исход рисковой ситуации зависит, с одной стороны, от степени подготовленности конкретной личности к анализу и оценке риска; с другой стороны, от непосредственного социального окружения человека (семьи, первичного коллектива - учебного, трудового, армейского и др.), т.е. следующего мезоуровня, где его ожидает большее количество рисков; наконец, он оказывается включенным в социальные отношения макроуровня - конкретного общества, где он может встретиться с максимальным количеством рисков.
Рассмотрим три базовых типа отношения к риску на микроуровне при условии, что человек обладает знаниями о риске.
1. Негативное отношение свойственно индивидам, предпочитающим уходить от риска, избегать его. Не каждый человек любит рисковать, поэтому ситуация риска воспринимается как случайность. Шансы такого человека на спасение или на получение выгоды в рисковой ситуации очень малы, так как он не ожидает этого, не готов, не стремится получить необходимые навыки.
2. Нейтральное отношение характерно для индивидов, готовых к восприятию риска, но не создающих рисковых ситуаций. Такой человек признает риск частью общественной и личной жизни; не обладая необходимыми знаниями, он идет на риск необдуманно. Это отношение в большей степени характерно для молодежи, т.к. ей присуще стремление к новому, неизведанному, а риск предоставляет шанс быстро добиться успеха. С другой стороны, она меньше думает о возможных последствиях риска, отсюда и часто проигрывает: полагаясь на случай, молодые рискуют оказаться без желаемого образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и вообще остаться не у дел.
3. Позитивное отношение свойственно индивидам, сознательно идущим на риск, развивающимся через него. Риск для них выступает в качестве самостоятельной ценности, как своеобразная форма меняющейся жизни. Такое отношение к риску характерно
188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №3
627
для людей, профессионально связанных с деятельностью в условиях риска (и прежде всего, предпринимателей, экстримальных туристов, спортсменов и др.).
Отсюда можно выделить три группы людей, соответствующих этим типам отношений: 1) «уходящие от риска»; 2) «готовые к риску» 3) «сознательно рискующие».
Представители первой группы («уходящие от риска»), чаще всего, рисковые ситуации избегают, т. к. у этой группы высоко развито чувство самосохранения. Они бояться рисковать, т. к. хорошо понимают, какой будет результат. Поэтому риск для этой группы, чаще всего,- случайность.
Представителям второй группы («готовые к риску») рисковые ситуации хорошо знакомы. Для них риск - часть их профессиональной и личной жизни. Можно сказать, что риск для них - повседневность. Это спасатели и космонавты, строители и сейсмологи, летчики и шахтеры, которые обладают знаниями о том, как действовать в ситуации риска, и они всегда к нему готовы.
Представители третьей группы («сознательно рискующие») ориентированы на риск в максимальной степени, т. к. это позволяет им достигнуть более высокого статуса за короткий срок. Для них риск -способ саморазвития, который обычно сопровождается и высоким накалом эмоций, страстей. Риск выступает для них в качестве самостоятельной ценности. К этой группе можно отнести предпринимателей и профессиональных игроков, спортсменов и артистов и др.
Итак, перед нами три возможных варианта реакции на сложную ситуацию. Но есть и четвертая, когда человек и не подозревает, что он может оказаться в сетях риска: это наводнение, случайный обрыв электропровода, автомобильная авария или банкротство. Сразу отметим, что в такой ситуации шансы на спасение при отсутствии специальных знаний очень малы. В этих условиях важнейшей становится проблема подготовки человека к оценке и действиям в рисковой ситуации.
Особенно это касается молодежи. Ей присуще стремление к новым формам деятельности, а риск предоставляет шанс быстро добиться успеха. Молодые люди мало думают о возможных последствиях риска, и часто проигрывают, оказываются не у дел.
В отличие от них, человек, который сам провоцирует риск, всегда подготовлен: он владеет исчерпывающей информацией, грамотно контролирует рисковую ситуацию и при возможности диверсифицирует ее. Адекватно оценивая степень опасности, он будет готов к экстренным действиям и мерам. Это позволит в нужный момент принять оптимальное решение для преодоления рисковой ситуации. Таким образом, благодаря достаточной информированности и подготовке, индивид, оказавшийся в рисковой ситуации, сможет избежать ухудшения жизненных показателей, а при грамотных действиях, возможно, и улучшить их.
Так, например, грамотный руководитель, осознанно создавая сложную рисковую ситуацию
на рынке, способен устранить конкурентов и мощно продвинуть свою компанию на более высокую позицию в рейтинге коммерческих структур. Такой финал рисковой ситуации может стать для него и новой ступенью в карьере, и формой обогащения.
Итак, можно с уверенностью сказать, что шансы на достойное преодоление рисковой ситуации у любого человека увеличиваются при условии, что он обладает соответствующими знаниями и навыками. В то же время, такой человек будет готов к любому исходу, что поможет ему минимизировать стресс от рисковой ситуации, а следовательно, и быстрее восстановиться после нее.
В зависимости от уровня подготовки, профессиональной культуры, большинство рисков человек может предотвратить, минимизировать, нейтрализовать или заставить работать на себя. Фактором, мешающим при принятии решений в условиях риска, является недостаток информации.
Как правило, за реализацию комплекса мер по преодолению риска, уменьшению его негативных последствий и профилактик, отвечают представители законодательных органов государственной власти, а также правоохранительные органы. Однако этого не достаточно. Можно с огорчением констатировать, что до сих пор в сфере образования отсутствует широкая практика подготовки специалистов, компетентных в реализации деятельности по профилактике и преодолению социальных и индивидуальных рисков. Мы полагаем, что необходимо немедленно начать подготовку специалистов -рискологов, способных научить рядовых граждан принимать оптимальные, адекватные решения в ситуации неопределенности и риска.
Подведем итоги. Современное общество изменяется с высокой скоростью, вынуждая индивидов и общество в целом функционировать в новых рисковых ситуациях, правила поведения и алгоритмы решений которых отсутствуют не только в индивидуальной, но и общественной практике. Но знания о том, как действовать в ситуации риска, нужны сегодня всем: министрам и проектировщикам, начальникам и служащим, бизнесменам и домохозяйкам, молодым семьям и студентам.
Поэтому не единовременно, а на протяжении всей жизни современному человеку необходимо предоставлять детальную информацию о формах и видах возникающих рисков. Нужно уже в школе знакомить учащихся с рисковыми ситуациями и способами выхода из них; в вузах читать лекции не только по основам безопасности жизнедеятельности, но и более сложным дисциплинам, например, по рискологии; на предприятиях и в учреждениях проводить тренинги по преодолению рисковых ситуаций, непосредственно связанных с их деятельностью. А для этого необходимы специалисты, способные обеспечить систему «общество - человек» достоверной информацией о рисках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. С. 474-475.
Поступила в редакцию 15.04.2007 г.