Научная статья на тему 'Риск как философская проблема'

Риск как философская проблема Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
998
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИД / РИСК / КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ / ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / THE INDIVIDUAL / RISK / CULTURE / SOCIAL AND CULTURAL ASPECT / A PHILOSOPHICAL DISCOURSE / MORALLY MORAL CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анохина Ольга Викторовна

Интерпретация обыденного представления о риске задаёт ориентиры для систематического рассмотрения данного вопроса в философском ключе. Хотя идеи риска возникли в философском мышлении довольно давно, однако данные представления носили в основном фрагментарный характер. Эти представления не получили систематической разработки и дальнейшего продолжения в силу внутренней ситуации и интересов самого классического философского дискурса. Существуют различные способы актуализации риска в форме ожидания и воспоминания, рационального анализа и сценария, прогноза и оценочного высказывания о том или ином негативном событии. Более того, время формирует предпосылку рефлексии риска в ментальном и социально-коммуникативном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk as a philosophical problem

Interpretation of ordinary representation about risk sets reference points for regular consideration of this point in philosophical area. Though ideas of risk have arisen in philosophical thinking for a long time, however, the given representations have basically fragmentary character. These representations haven't received regular working out and the further continuation owing to an internal situation and interests of the most classical philosophical discourse. There are various ways of actualization of risk in the form of expectation and memoirs, the rational analysis and the scenario, the forecast and the estimated statement about this or that negative event. Moreover, the time forms the precondition of reflection of risk in mental and socially-communicative space.

Текст научной работы на тему «Риск как философская проблема»

УДК 130.2 : 304.2 о. В. АНОХИНА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

РИСК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА_______________________________________________

Интерпретация обыденного представления о риске задаёт ориентиры для систематического рассмотрения данного вопроса в философском ключе. Хотя идеи риска возникли в философском мышлении довольно давно, однако данные представления носили в основном фрагментарный характер. Эти представления не получили систематической разработки и дальнейшего продолжения в силу внутренней ситуации и интересов самого классического философского дискурса. Существуют различные способы актуализации риска в форме ожидания и воспоминания, рационального анализа и сценария, прогноза и оценочного высказывания о том или ином негативном событии. Более того, время формирует предпосылку рефлексии риска в ментальном и социально-коммуникативном пространстве.

Ключевые слова: индивид, риск, культура, социокультурный аспект, философский дискурс, морально-нравственные последствия.

В современных условиях индивиду не с чем соотнести свои поступки и отталкиваться при принятии решений, так как старая система ценностей утрачивает свое значение, а современное общество предлагает множество систем знания и ценностей. Наличие множества систем обостряют проблему адаптации человека к избыточной информационной среде и необходимость самоопределения личности относительно ценностных ориентиров. Ицдивид перманентно стоит перед необходимостью выбора между альтернативными системами знания и ценностями.

Риск, с одной стороны, можно определить как сформированную под влиянием географических и социокультурных факторов систему стереотипов поведения личности, ее чуственно - эмоциональных реакций и мышления, являющуюся выражением иерархически соподчиненных приоритетов и культурных ценностей. С другой стороны, понятие риска как всякое научное понятие — есть результат определенной абстракции и его нельзя полностью отождествлять с поведением и мышлением каждого отдельного индивида.

Риск на стадии социализации личности заключается в том, какую линию жизни человек для себя желает и, в конце концов, выберет, с какими ценностями, установками он в дальнейшем будет сверять свое поведение.

Тем более что от принятого решения зависит степень риска: чем больше индивидуальные или групповые ценности и установки находятся в противоречии с общественными, тем выше степень риска и тем более явно прослеживаются черты асоциального поведения. В случае, когда социальные и личные или групповые нормы совпадают, степень риска на социальном уровне минимальна и правомерно говорить о просоциальном поведении в обществе.

В современном российском обществе существует много негативных явлений, затрудняющих становление и развитие личности и общества, что побуждает людей и власть рисковать фактически во всех сферах своей жизни. В качестве основных можно выделить следующие:

— кризис идентичности личности граждан РФ как нравственных и политических субъектов;

— кризис культурного пространства, в котором доминируют идеи и образцы массовой культуры;

— неопределенность образа капиталистической России;

— напряженность мультикультурного пространства в России.

Степень рисков процессов самоопределения зависит от объективных условий и личных особенностей как самого человека, так и общества в целом. Личность не всегда осознанно рискует при выборе жизненной стратегии и в процессе ее реализации (в процессе самореализации), а власть, государство не должно допускать неосознанности, иначе результат: либо смена власти, либо диктатура, что рано или поздно ведет все к той же смене, но с разрушением общества.

Интерпретация обыденного представления о риске задаёт ориентиры для систематического рассмотрения данного вопроса в философском ключе. Хотя идеи риска возникли в философском мышлении довольно давно, однако данные представления носили в основном фрагментарный характер, как, например, рассуждения Б. Паскаля о риске религиозной веры, представления И. Канта о риске знания или концепция риска в теории справедливости Дж. Ролза.

Эти представления не получили систематической разработки и дальнейшего продолжения в силу внутренней ситуации и интересов самого классического философского дискурса. Поэтому длительное время пальма первенства в исследовании риска принадлежала математике, экономике и социологии, достижения которых на современном этапе являются исходными моментами для социально-философской концептуализации.

В рамках собственно философского мышления риск традиционно выступает как способ бытия в мире, сферы свободы, опасности, непредсказуемости или, по замечанию Дж. Беннета, выражает «фундаментальную неопределённость и всеобщую рискованность бытия», репрезентирует предел человеческой способности контроля и планирования событий жизни, описывает сферу пограничных или даже критических феноменов социальной реальности, которые имеют место на границе физического, психического

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

и социального мира. Если подходить к вопросу с феноменологических и конструктивистских позиций, то риск в редуцированном виде представляет собой комплексный феномен социального бытия, который стирает пространственные границы внутреннего и внешнего, размыкает временные рамки настоящего и будущего, трансцендирует стереотипы строго научного разделения между фактами и ценностями.

Во временном измерении понятие риска имеет неопределённый статус. Риски принадлежат к нечёткому миру потенциальных возможностей.

Риск — это сфера феноменов, имеющих место в будущем, и всё же мы думаем о рисках как о латентно присутствующих в настоящем.

Риск — это то, что ещё не наступило, и когда будущие события наступают, то больше не находятся в будущем, но представляют актуальное событие. Существуют различные способы актуализации риска в форме ожидания и воспоминания, рационального анализа и сценария, прогноза и оценочного высказывания о том или ином негативном событии. Более того, время формирует предпосылку рефлексии риска в ментальном и социально-коммуникативном пространстве.

Тем самым риск становится частью самого восприятия и поведения в социальном пространстве, а не противостоит ему как трансцендентная сущность. Мы можем использовать предсказание, в котором расширяется горизонт настоящего в будущее, вычисляется статистически каким образом тенденции и последовательности прошедших и актуальных событий могут продолжиться в будущем при прочих равных условиях. Однако потому, что социальные субъекты, например, общество, цивилизация или человек в своём развитии и функционировании лишь относительно сохраняют самотождественность во временном аспекте человеческого восприятия и социодинамиче-ском аспекте изменения, будущее необходимо оценивать, выражая неизвестные и неопределённые тенденции, о которых мы ещё не знаем. Меняется не только мир, но и человек с его когнитивными способностями; изменяя мир, человек изменяется сам.

В этом смысле риск как одна из форм времени — это событие, граница между настоящим и будущим или, по Н. Луману, «временная контингенция», временная связь «настоящее — будущее», образ настоящего (ресурсов деятельности и актуальной ситуации), сконструированный с точки зрения его возможных и ещё не реализованных последствий в будущем (целей и смысловых перспектив), при условии, что этот образ может и не актуализоваться, а результаты действий способны инициировать непреднамеренные последствия, наряду с запланированными результатами. Риск — это исторически и социально заданная форма проблематизации будущего, выражающая соответствие между актуальным настоящим и неопределённым будущим в сознании личности, социокультурный смысл которой определяется внутренней сложностью общества и способностью человека формулировать и решать всё более сложные проблемы.

Связывая будущее с принятием решения в настоящем, точнее, с позитивными и негативными последствиями, риск становится не только дескриптивным, но и нормативным концептом: он содержит анализ причинно-следственных отношений социальных действий и имплицирует императив к устранению нежелательных эффектов действий посредством модификаций связей между причинами и следствиями, целями, средствами и результатами.

«Будущее, — подчеркивает Н. Луман, — не определено не только потому, что оно зависит от многих

известных и неизвестных факторов, определяющих то, что произойдет, но, прежде всего потому, что оно циклично замкнуто само на себя посредством процессов принятия решений, следовательно, зависит от решений настоящего». В пространственном измерении характеризуется той или иной степенью неопре-делённости информации о целях, средствах, намерениях участников социального взаимодействия, а подчас и неопределённостью целей самого субъекта. Это создаёт многообразие диспозиций, угроз, конфликтов, динамическое равновесие между которыми нельзя достичь вне корректировки когнитивных, ценностных, нормативных и фактических параметров этого пространства. Важную роль в понимании пространства риска играют культурные и научные архетипы знания, задающие эволюционную динамику риска. Пространство риска имеет внутреннюю структуру, функциональную и смысловую упорядоченность на различных уровнях организации: индивидуальном, социально-ролевом, культурно мировоззренческом, цивилизационном.

Изучение любых смыслов начинается с поиска понимания этих смыслов. Понимание, в трактовке М. Хайдеггера, наделенное онтологическим статусом, является подвижной основой самого человеческого бытия, это способ бытия. Понимание определяется как «умение быть» [1], то есть умение быть в определенном жизненном контексте. Человек всегда существует понимая. Понимание — это некое практическое умение. Поскольку понимание — это умение, и мы всегда оказываемся в ситуации понимания, то наше понимание оказывается зависимым от определенной ситуации, наше понимание всегда настроено, всегда зависит от контекста.

Изучение культуры предполагает различные подходы и возможности. И перед исследователем стоит задача идти глубже, к усвоению духа культуры — менталитета, культурной парадигмы [2]. Указывая на отдельные формы культуры, описывая и систематизируя их, взор исследователя устремлен к тому, чтобы проникнуть внутрь явлений, выявить их глубинную сущность, ту подоснову, которая позволяет объединить многоразличные отдельности в единую целостность, мозаику единичностей заключить в одну общую рамку. Пониманию сущности культуры способствует экспликация феномена «ментальность».

В современной философской, культурологической и психологической литературе значительное внимание уделяется изучению риска вообще. Изучение риска маркирует культурное состояние общества. Актуальность культурологического исследования проблемы риска в контексте культуры обусловлена совокупностью причин, важнейшей среди которых является потребность понять истоки уникальности человеческого бытия, которыми детерминировано многообразие его становления.

Изучение риска позволяет выявить новые детерминанты человеческого поведения, с одной стороны, и обогатить содержание предмета философии — с другой.

Риск — осознанное действие, важный феномен требующий ограничения таких факторов как авантюризм, некомпетентность, непрофессионализм. Риск только тогда, когда «я знаю». Риск — не позитивный фактор, не двигатель инноваций и прогресса. Но и не негативный. Он нежелательный, но вероятностный феномен, форма случайности.

И поэтому с философской позиции следует различать только два вида рисков: социальный (разру-

шение, гибель субъекта, превышающего свои возможности и ресурсы в условиях понимания своего выхода за «предел»), и условный, относительный (техногенный), когда разрушается инструмент, средство, предмет человеческих и общественных потребностей от сознательно созданных до предельно допустимых условий их функционирования.

Риск — это когда есть не просто угроза жизни, а угроза утраты человеческой сущности и (или) самой жизни.

Риск имеет и ценностную природу, потому что включает в себя, во-первых, понимание того, что сам риск выступает как ценность или оценка, потому что одинаковая ситуация может быть рисковой для одного человека и совершенно не являться таковой для другого, во-вторых, оценку возможных последствий рисковой ситуации.

А понимание общества, в свою очередь, невозможно без понятия ценностей, так как само общество может быть представлено как объективированное бытие совокупности различных ценностей. Таким образом ценности являются основаниями для возникновения рисков и рисковой деятельности человека. Цель, ради которой человек готов попасть в ситуацию риска, определяется его ценностями. Если ценностная система не выстроена в определенной последовательности. Это приводит к тому, что индивид ощущает бессмысленность и несвязанность своего существования, мечется от одного жизненного события к другому, не осмысливая целостности своего бытия. Такой человек не обладает богатой мотивационной сферой, не имеет стратегической цели, которая придает смысл жизни. Это приводит к потере доверия между социальными субъектами.

С точки зрения философского подхода к риску, речь идет об экзистенциальной сущности риска, ситуации риска и рискующего индивида. Здесь одной из главных тем является проблема свободы в ситуации риска, как ситуации неизбежного выбора. Свобода традиционно может пониматься в двух аспектах: свобода действия и свобода выбора. Свобода выбора предшествует непосредственно самому выбору в ситуации риска, который в свою очередь формирует свободу действий как необходимое условие преодоления риска. Таким образом, свобода в целом выступает как фундаментальная свобода и как фундаментальное основание рисковой деятельности и, следовательно, как первоценность, как аксиологическая основа риска.

Далее, к экзистенциальному срезу философского анализа риска примыкает проблема отношения субъекта к риску и зависимость поведения индивидов и социальных субъектов от этого отношения. В большинстве случаев отношение к риску и ситуации риска является негативным, ибо связано с неизбежным выбором субъекта с целью уклонения от наступления неблагоприятных последствий. Надо сказать, что большинство научных работ о риске выдержано в таком стиле. В связи с этим очень часто забывают о том, что риск содержит в себе не только деструктивные моменты, а, напротив, содержит в себе большой креативный потенциал, потому как стремление избежать неприятностей может приводить к нестандартным решениям, которые затем могут выступать как конкурентные преимущества. При этом это актуально как для межиндивидуального уровня, так и для отдельных институциональных образований и для общества в целом.

Исследовательский интерес к феномену «риска» объясняется тем, что, если исходить из того, что «люди живут, действуют, трудятся не в одиночку, а в непрерывном общении друг с другом», то, соответственно, «необходимой формой их жизнедеятельности является производство форм общения, способов соединения, кооперации и координации их усилий, обмена опытом, установление отношений сотрудничества или конкуренции, взаимопомощи или соперничества» [3], а возможность достаточно глубоко изучить природу человеческой деятельности предоставляется содержательностью эксплицируемого понятия.

Библиографический список

1. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. — Харьков, 2003. — С. 170.

2. Культурология / Под научн. ред. проф. Г. В. Драча. — Ростов-на-Дону, 2005. — С. 63.

3. Жданов, Ю. А. Проблемы теории и истории культуры / Ю. А. Жданов В. Е. Давидович // Сущность культуры. — Ростов-на-Дону : Наука-пресс, 2005. — С. 29.

АНОХИНА Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры философии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.11.2011 г.

© О. В. Анохина

Книжная полка

Мареева, Е. В. Культурология. Теория и история культуры : учеб. пособие для: вузов / Е. В. Мареева.- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Экзамен, 2008. - 414 с. - 18БЫ 978-5-377-00493-6.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Культурология» в учебном пособии рассмотрены: место культурологии в системе знания; проблема сущности культурологии; субъект культуры и ее этническое и национальное измерение, а также единство и многообразие культур. Особое внимание уделено своеобразию цивилизаций Древнего Востока, античному миру и зарождению европейской культуры, культуре Средневековья, гуманистической культуре Возрождения, культуре Нового времени, массовой и элитарной культуре XX века, истокам и своеобразию русской культуры. Рассмотрены культура древней и средневековой Руси, реформы Петра I, русская культура XVIII века, пути формирования русского национального самосознания, советская культура. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных и экономических вузов, работников культурных учреждений и широкого круга читателей, интересующихся становлением и развитием культурологической мысли от истоков до наших дней.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.