Научная статья на тему 'Риск-аппетит и толерантность к риску: определение и управление'

Риск-аппетит и толерантность к риску: определение и управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6802
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСК-АППЕТИТ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К РИСКУ / НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ РИСКИ / ПОЛИТИКА ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ / РАЗУМНЫЙ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / МНОГОМЕРНОЕ РИСК-МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромашкина О. В.

В статье представлены предположения по расчету подверженности риску и аппетита к риску, а также определения стратегии толерантности к риску, эффект от проведения процесса бюджетирования с учетом риска и преимущества построения карт риска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риск-аппетит и толерантность к риску: определение и управление»

О.В. Ромашкина

РИСК-АППЕТИТ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К РИСКУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ IDENTIFYING AND MANAGING RISK APPETITE AND RISK TOLERANCE

Аннотация. В статье представлены предположения по расчету подверженности риску и аппетита к риску, а также определения стратегии толерантности к риску, эффект от проведения процесса бюджетирования с учетом риска и преимущества построения карт риска.

Abstract. The article offers assumption on the expansion of risk exposure, the importance of risk appetite and risk tolerance strategies, the impact of risk budgeting and the benefits of building an enterprise risk road map.

Ключевые слова. Риск-аппетит, толерантность к риску, неотъемлемые риски, Политика по управлению рисками, разумный риск-менеджмент, многомерное риск-моделирование.

Keywords. Risk appetite, risk tolerance, inherent risks, Risk Management Policy, multi-dimension risk modeling, intelligent risk management.

Очень многие направления деятельности компании могут нести в себе риск, как это ни печально признавать. Будет ли это касаться обычных ежедневных конверсионных операций, где в любую минуту курс может уйти не в нужную сторону, или же заключения инвестиционного проекта с новым подрядчиком, когда компания, возлагает на себя иные риски, связанные с новыми отношениями.

Само понятие риска, исследования в этой области недалеко не новы для науки. В финансовом секторе уже давно и иногда весьма успешно ведется практика по управлению рисками. Что же касается реального сектора российской экономики, то лишь в последнее время компании начали смещать акценты в сторону идентификации рисков, управления ими и разрешения последствий неудач в случае их реализации. В докризисное время немногие нефинансовые организации говорили о рисках, а, после того как кризис во всю набрал свою силу, для некоторых из них говорить уже стало поздно. И, тем не менее, область риск-менеджмента растет, на тему управления рисками ведутся дискуссии различного характера, но некоторые из основополагающих вопросов до сих пор остаются труднорешаемыми: каков же этот уровень риска, который готова взять на себя компания? В чем он должен измеряться: в процентах от капитала, от выручки? Или же это должна быть постоянно пересчитываемая величина, зависящая от многих факторов? Скорее всего, каждая из компаний по-своему ответит на этот вопрос, но можно изложить основные этапы, которые могут помочь в решении этой задачи.

Первое, с чего стоит начинать - это идентификация рисков компании. Как мы уже говорили, риску подвержены многие сферы деятельности. Порой, при построении карты рисков насчитывается порядка 300 различных видов рисков. И, что нужно учитывать, все они взаимосвязаны друг с другом. В этом кроется огромная проблема риск-менеджмента - унификация подхода к определению и управлению рисками для различных бизнес-направлений компании. Понятно, что чем больше компания, тем острее для нее стоит этот вопрос.

В общем, риски компании - это многомерный клубок взаимосвязанных друг с другом рисков, временами трудно поддающийся анализу. И здесь возникает справедливый вопрос, а стоит ли вообще пытаться его размотать? Понять все взаимосвязи, оценить их количественно и качественно? Некоторые компании в своей практики используют так называемый Band-Aid [3], [4] подход управлению рисками, то есть предпочитают решать проблемы по мере их поступления. Однако, как показывает практика, и что уже неоднократно освещалось в СМИ, данный подход не всегда оказывается верным, а тем более, эффективным. Но, увы, достойной альтернативой такому подходу может служить лишь целостная стратегия на уровне всей компании с формализованными процессами в области управления рисками. Каким образом это может быть достигнуто? В первую очередь, подходом к управлению рисками, который будет включать в себя:

- определение толерантности к риску на уровне всей компании;

- определение всех существенных рисков компании и их взаимозависимости;

- определение уровня доверительной вероятности;

- ведение всех потерь и возможных выгод в случае реализации рисков;

- гарантия, что избежание риска не повлечет за собой упущенную выгоду (для финансовых организаций).

Разумный риск-менеджмент

Ключ к разумному управлению риском подразумевает, что единственной причиной брать на себя риск являются возможные негативные последствия для деятельности всей компании, если она этого не сделает. Неспособность управлять рисками эффективно прямо влияет на стоимость акций компании.

Для компании важно определить четко толерантность к риску (сумма, которую предприятие может на себя взять в качестве потерь) и аппетит к риску (сумма, которую предприятие может поставить под угрозу, прежде чем какое-либо действие, несущее в себе риск будет исполнено) [2].

© Ромашкина О.В., 2012

Аппетит к риску может быть определен путем оценки главных факторов, включая историческую информацию о потерях компании, подверженность риску, полученная в результате оценки рисков, сценарный анализ непредвиденных потерь, выдержки из стратегии компании и ее стратегических целей, а также экспертные мнения высшего руководства.

Толерантность к риску исходит из обзора данных об исторических потерях компании, является результатом расчета ожидаемых и непредвиденных потерь на основе тщательного сценарного моделирования.

Толерантность может стать порогом по отношении к риск-аппетиту, обозначенным уровнем неотъемлемых рисков компании, т.е. тех, которые могут реализоваться даже в случае, если все необходимые меры будут предприняты пусть и в соответствии с самыми последними научными наработками. Это делает риск-профиль компании более наглядным. Если неотъемлемый риск оценен слишком высоко или слишком низко, это повлечет за собой то, что неверно будет определен и риск-аппетит.

Поначалу может быть трудно определить необходимые показатели для расчета и толерантности к риску, и риск-аппетита. Многие зарубежные компании используют подход, что оценивают риск-аппетит как процент от капитала компании. Возможно, это слишком примитивная оценка, которая многого не учитывает, но общепризнанных методик по этому поводу пока не существует. Однако именно с этого и следует начинать. Это и послужит базой для общего процесса дальнейшего управления рисками, установления лимитов на отдельные виды рисков на приемлемом для компании уровне.

Процесс, благодаря которому определяется толерантность к риску и риск-аппетит по всему спектру рисков компании, не должен быть статичным, неподвижным, а скорее основываться на японском принципе Кайдзена [1] - практики непрерывного улучшения. Другими словами, модели должны постоянно обновляться по мере возникновения новых рисков.

Толерантность к риску и риск-аппетит могут являться необходимым ориентиром, когда впервые будут утверждены Политика управления рисками, которая обозначает ключевые цели и задачи риск-менеджмента и задает тон на дальнейшее развитие компании. Эффективная политика риск-менеджмента должна идентифицировать и объяснить преимущества от риск-ориентированного мышления, условия, в зависимости от которых компания будет принимать на себя риск или избегать его, цели по улучшению контроля над рисками и необходимой документации для процесса управления рисками. Она так же должна помочь сотрудникам понимать их роли и обязанности в управлении рисками.

Самым важным и одновременно самым сложным для решения вопросом является то, что совет директоров и высшее руководство должны осознавать необходимость управления рисками и своей резолюцией дать команду подразделениям работать в данном ключе. Более того, они должны определить иерархию менеджмента, которое будет участвовать в управлении рисками.

После того, как эта Политика будет создана и утверждена, следующим шагом должно быть создание методики, которая будет использована для ее реализации. Эта методика должна включать:

- обучение персонала или наем квалифицированных специалистов;

- создание хранилища данных информации, относящейся к рискам компании;

- идентификацию ключевых процессов и связанные с ними риски;

- обозначение существующих стратегий по смягчению последствий;

- после того, как все контроли будут внедрены, обозначить ключевые показатели для количественной оценки приобретенных и неотъемлемых рисков;

- обусловить, как риск будет задукоментирован (например, по географическому принципу, бизнес-единицы, процессов, продуктов или их сочетания);

- определить процедуры контроля и отчетности для всех перечисленных выше;

- определить уровни ответственности для всех участвующих в идентификации рисков, измерения, контроля, отчетности и обучения.

Многомерное риск-моделирование

Вооруженная политикой, методиками и пониманием толерантности к риску, а риск-аппетита, компания может перейти к созданию конкретных инструментов по управлению рисками для каждой категории риска, на которую должны будут устанавливаться соответствующие лимиты. Вся полученная информация должна служить для дальнейшего формирования бюджета компании. Очевидно, это требует целостного подхода к риск-менеджменту.

Посредством постоянного регулирования отдельных параметров в его модели для соответствия изменяющимся условиям фирма может предоставить руководству в режиме реального времени уровень подверженности рискам и результатов управления ими. Это может уполномочить менеджмент к созданию плана действий по принятию мер. Преимущества такого плана состоит в:

- возможности предупреждения, минимизации и восстановления от реализации рисков;

- расширении управления операционными, нормативно-регламентирующими и финансовыми действиями;

- снижении страховых премий и исков;

- повышении финансовой стабильности;

- снижении финансовых затрат;

- повышении рейтинга компании;

- увеличении стоимости компании.

Практический результат состоит в том, что многомерные процессы риск-моделирования наилучшим образом могут обеспечить понимание компании изменения ключевых факторов ее деятельности, чтобы большинство рисков предприятия были управляемыми и не выходили за пределы риск-аппетита.

Литература

1. Масааки И. Японское чудо // Свой бизнес. - 2007. - №1. - С. 13-17.

2. Arrow K.J. «The theory of risk aversion» in Aspects of the Theory of Risk Bearing // By Yrjo Jahnssonin Saatio. - Helsinki, 1965.

3. Crampton R. American home of the brave who also obey all the rules // The times (London). - 2010.

4. The 20th anniversary of Band Aid // BBC. - 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.