Научная статья на тему 'Римско-католическая пропаганда на службе Австро-Венгрии в старой Сербии в конце XIX и начале XX вв.'

Римско-католическая пропаганда на службе Австро-Венгрии в старой Сербии в конце XIX и начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Старая Сербия / Австро-Венгрия / Османская империя / сербы / арбанасы / фанды / римско-католическая пропаганда / Old Serbia / Austria-Hungary / Osman’s Empire / Serbs / Albanians / Fandas / Roman Catholic propaganda

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Весна С. Заркович

Интерес к территории Старой Сербии первой показала Россия, открыв в 1866 г. консульство в Призрене. Чтобы подавить ее влияние, Австро-Венгрия разработала план проникновения в Салоники через территорию Косово и Метохии и Моравско-Вардарской долины. Пропаганда в Старой Сербии возбуждала ненависть и нетерпимость между сербами, с одной стороны, и мусульманами — с другой. Наряду с этим они подстрекали арбанасов против турецкой власти и вмешательству в ее внутренние вопросы. При осуществлении этой политики Австро-Венгрия прежде всего опиралась на своих консулов в Скопье и Призрене и на римско-католическое духовенство, некоторых влиятельных людей из рядов мусульман и арбанасов, а также на многочисленных оплачиваемых агентов. В конце XIX и начале XX в. активность Римско-католической церкви возрастала, и результаты ее работы были заметны даже в тех местах, где католики составляли меньшинство по отношению к сербскому населению. Многочисленные примеры указывают на роль римскокатолической пропаганды, которая способствовала уничтожению сербов и их массовому переселению с территории Старой Сербии. Работа выполнена в рамках проекта «Материальная и духовная культура Косово и Метохии» (регистрационный № 178028), осуществляемого при финансовой поддержке Министерства образования, науки и технологического развития Республики Сербии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Roman Catholic Propaganda in the Service of Ausria-Hungary in Old Serbia at the End of the 19th and at the beginning of the 20th Centuries

The interest for the area of Old Serbia was first shown by Russia, which opened its consulate in Prizren in 1866. In order to suppress Russian influence, Austria-Hungary directed the focus of its political and economic expansion toward this area and planned the breakthrough toward Thessaloniki via Kosovo and Metohija and Moravsko-Vardarska Valley. In the implementation of the outlined politics Austria-Hungary relied on its consuls in Skopje and Prizren, Roman Catholic priesthood, some people of influence from Muslims and Albanians including numerous paid agents. Serbian people were to be found at the end of the 19th and at the beginning of the 20th century in hopeless situation and suffered at every step of the way. The number of suffered, oppressed, robbed and exterminated increased every day. While there were the culprits from the Albanian side, to whose deeds Turkish authorities remained silent, on the other hand, the danger was coming from the Austria-Hungarian side and its consuls and greylag-friars which organized Albanians Catholics — Fandas. Roman Catholic activity increased and the results of its work were noticeable even in the areas in which Roman Catholics represented a minority regarding the Serbian population. Numerous examples indicate to the role of Roman Catholic propaganda which contributed to the destruction and displacement of the Serbian population from Old Serbia.

Текст научной работы на тему «Римско-католическая пропаганда на службе Австро-Венгрии в старой Сербии в конце XIX и начале XX вв.»

с

« БеСна С. Заркшич УДК 94(436).08

д д-р ист. наук, научный сотрудник § Институт сербской культуры Приштина/Лепосавич ^ (ул. 24. новембар, Лепосавич, Сербия, 38218)

^ vesna.zarkovic07@gmail.com «

к римско-католическая пропаганда на службе Абстро-

н Бенгрии в старой Сербии в конце XIX и начале XX вв.

Интерес к территории Старой Сербии первой показала Россия, открыв в 1866 г. консульство в Призрене. Чтобы подавить ее влияние, Австро-Венгрия разработала план проникновения в Салоники через территорию Косово и Метохии и Моравско-Вардарской долины. Пропаганда в Старой Сербии возбуждала ненависть и нетерпимость между сербами, с одной стороны, и мусульманами — с другой. Наряду с этим они подстрекали арбанасов против турецкой власти и вмешательству в ее внутренние вопросы. При осуществлении этой политики Австро-Венгрия прежде всего опиралась на своих консулов в Скопье и Призрене и на римско-католическое духовенство, некоторых влиятельных людей из рядов мусульман и арбанасов, а также на многочисленных оплачиваемых агентов. В конце XIX и начале XX в. активность Римско-католической церкви возрастала, и результаты ее работы были заметны даже в тех местах, где католики составляли меньшинство по отношению к сербскому населению. Многочисленные примеры указывают на роль римско-католической пропаганды, которая способствовала уничтожению сербов и их массовому переселению с территории Старой Сербии.

Работа выполнена в рамках проекта «Материальная и духовная культура Косово и Метохии» (регистрационный № 178028), осуществляемого при финансовой поддержке Министерства образования, науки и технологического развития Республики Сербии.

Ключевые слова: Старая Сербия, Австро-Венгрия, Османская империя, сербы, арбанасы, фанды, римско-католическая пропаганда

Volume VIII

o

Vesna S. Zarkovic .

PhD of History, Research Associate , u The Institute for Serbian Culture Prishtina/Leposavic C (24. Novembra Street NN, Leposavic, Serbia, 38218) .

vesna.zarkovic07@gmail.com 0

i

Roman Catholic Propaganda in the Service h

of Ausria-Hungaryin Old Serbia at the End of the 19th and at the beginning of the 20th Centuries

The interest for the area of Old Serbia was first shown by Russia, which opened its consulate in Prizren in 1866. In order to suppress Russian influence, Austria-Hungary directed the focus of its political and economic expansion toward this area and planned the breakthrough toward Thessaloniki via Kosovo and Metohija and Moravsko-Vardarska Valley. In the implementation of the outlined politics Austria-Hungary relied on its consuls in Skopje and Prizren, Roman Catholic priesthood, some people of influence from Muslims and Albanians including numerous paid agents. Serbian people were to be found at the end of the 19th and at the beginning of the 20th century in hopeless situation and suffered at every step of the way. The number of suffered, oppressed, robbed and exterminated increased every day. While there were the culprits from the Albanian side, to whose deeds Turkish authorities remained silent, on the other hand, the danger was coming from the Austria-Hungarian side and its consuls and greylag-friars which organized Albanians Catholics — Fandas. Roman Catholic activity increased and the results of its work were noticeable even in the areas in which Roman Catholics represented a minority regarding the Serbian population. Numerous examples indicate to the role of Roman Catholic propaganda which contributed to the destruction and displacement of the Serbian population from Old Serbia.

Key words: Old Serbia, Austria-Hungary, Osman's Empire, Serbs, Albanians, Fandas, Roman Catholic propaganda

о

« Основные положения Берлинского конгресса 1878 г.,

^ предусматривающие оккупацию Боснии и Герцеговины И и военный захват части Новопазарского санджака, позволили CD Австро-Венгерской империи занять территорию Балкан л и стать значимой силой1. Она в Старой Сербии и Косовском ° вилайете, как ее части, постоянно работала на углубление ^ разрыва между арбанасами и сербами. Косовский вилайет ^ разделял Сербию и Черногорию и для Австро-Венгрии стал § ключом к решению балканского вопроса. Поскольку Австро-^ Венгрия в объединении Италии и Германии усмотрела ^ свое поражение, она не желала повторения подобной ситуации по отношению к Сербии и Черногории — двум сербским государствам — и все свои потенциалы направила на Косовский вилайет. Это была ее важнейшая задача во внешней политике, которая подразумевала военное вторжение на Восток (Drang nach Osten). Для своих целей она постоянно следила и влияла на развитие событий в Старой Сербии в период с 1878 по 1912 гг. с элементами анархии, насилия, преступлениями над сербским населением, с различными формами дискриминации и массовым переселением сербов в Королевство Сербия2.

Влияние Австро-Венгрии в Косовском вилайете постепенно усиливалось благодаря католическим миссиям в северной Албании, Метохии и консульствам в Призрене, Скопье и Шкодре. Интерес к этой территории первой проявила Россия, которая еще в 1866 г. открыла консульство в Призрене. Присутствие российского консула имело огромное значение, так как консульство было единственным дипломатическим представительством, куда сербы могли обращаться за помощью и защитой3. Чтобы устранить влияние России, Австро-Венгрия направила свою ключевую

1 Срб^а 1878. Документи. Београд, 1978 С. 565; The Great European treaties of the nineteenth century / Ed. by A. Oakes, R. B. Mowat; Inr. by H. E. Richards. Oxford, 1930. P. 345.

2 ТТерзиЬ С. Стара Срб^а (XIX-XX век) — драма jедне цивилизац^е. Нови Сад; Београд, 2012. С. 155.

3 Истор^а српског народа / Д. СекуловиЬ, Л. ГиговиЬ. Кш. VI/1. Београд, 1983 С. 275.

консул находился в Призрене в течение всего заседания

политику и экономическое влияние на данную территорию, р

намереваясь проникнуть в Салоники через Косово и Метохию Щ

и Моравско-Вардарскую долину. к

Для осуществления своих целей Австро-Венгрия умело -

использовала арбанасов4. Еще ранее, в XIX в. во время а

деятельности Призренской лиги (с 1878-1881 гг.), в тени о

которой скрывалась двуединая монархия, произошел и

массовый исход сербского народа5. Австро-Венгрия и

отрицала свою причастность к созданию Призренской а

лиги и всю вину возлагала на Великобританию, чей ¡я

я

лиги. Покинутые сербские имения заселяли арбанасами §

а

-

4 «Арбанас(ы)» — это термин, используемый в сербском языке > для народа, который населяет современную Албанию, а также части д других соседних государств. В сербском языке он присутствует Я со Средневековья до настоящего времени. Вместе с этим присутствует а термин «арнаут(ы)», который сербский язык заимствовал из турецкого п языка. В современной сербской речи также встречаются термины «албанец» и «шиптар», которые преобладают в настоящее время. Термин ^ «арбанас» является самым старым и единственно использовавшимся и сербами в Средние века. Происходит от греческого существительного ^ «Л1Ьапоп», которое обозначает область в современной Албании, вокруг и местечка Круя, которое во времена Птолемея называли «Л1Ьапоро^». т От «Албанон» произошло «Арбан(он)», который в сербском языке о метатезой образовали «Рабан» и «Арбан». Добавлением окончания > -ас, которое в сербском языке соответствует окончанию -янин или -ац, и образуется «арбанас», что означает жителей Арбана. Тех, кто переселился Г в Италию, назвали по области, из которой они переселились, — ЛгЬёг р и ЛгЬг ё8Ь, в то время как в Греции их называли «арванитос». От греческого И этот термин вошел в турецкий язык как «арнавут», а в сербском . образовался термин «арнаут(ин)». Термин «Албания» произошел

от того же корня (Л1уапоп), посредством итальянского языка он вошел в употребление в Западной Европе. Его использованию, в частности, способствовала Австрия, которая противопоставляла его славянским государствам на Балканах. Сегодня оно используется как международное название страны, созданной 28 ноября 1912 г. Сами арбанасы в общении друг с другом называют себя Shqipëtar, свое государство называют «БЬд1рп1а», а язык — <^иЬа shqipë». Ср.: МосковлевиЬ М. С. Погрешна употреба неких назива // Наш jезик. Кш. IX. Св. 5-6. Београд: Институт за српски jезик, Српска академща наука и уметности, 1958. С. 154-156; Краткая история Албании. С древнейших времен до наших дней / Под ред. Г. Л. Арша. М., 1992. С. 31-32.

5 Подробнее о деятельности Призренской лиги см. в: Храбак Б. Призренска арбанашка лига 1878-1881. Београд, 1998.

га католического вероисповедания — фандами, которые

о стали главными распространителями австро-венгерской

tj пропаганды среди соотечественников мусульманского

О вероисповедования. Увеличение католического населения

л в Метохии создало возможности для открытия новых

о религиозных и образовательных учреждений, которые стали к

g центрами по распространению агрессивной пропаганды6. ^ Территория Старой Сербии и арбанасы для политических

2 и военных кругов Австро-Венгрии имели важное значение7.

К

^ Предугадывая скорое падение власти Османской империи

К

^ на Балканах, Австро-Венгрия готовилась в качестве ^ представителя Европы так же, как она это сделала в Боснии и Герцеговине в 1878 г., ввести свой порядок и установить власть. Вот почему министр иностранных дел Боснии и Герцеговины граф Голуховский считал крайне важным, чтобы арбанасы не попали под постороннее опасное влияние8.

Предшествующие события, прежде всего восстание в Герцеговине и сербско-турецкие войны, значительно повлияли на ситуацию в Османской империи и привели к потере авторитета ее власти. Для арбанасов сложившаяся ситуация пришлась кстати, и они, не теряя времени, начали вооружаться9. Вся злоба и ненависть были направлены против сербского народа, который покидал свою прародину и эмигрировал в Сербию, Болгарию и Валахию. Среди переселенцев преобладало население регионов Печа, Вучитрна, Митровицы и Гнилане. Вскоре сербов, выселенных из санджака города Печ, заменили римокатолики фанды, которые были более жестокими, чем местные арбанасы. Фанды пользовались поддержкой католических монахов, которые разными ухищрениями пытались привлечь на свою

6 Косово и Метохи jа у српс^ истории. Београд, 1989 С. 256.

7 Для краткого обзора исторического развития Старой Сербии и арбанасского присутствия см.: СекуловиЬ Д., ГиговиЬ Л. Стара Срб^а и Албанци // Глобус. Београд, 2008. Броj 33. С. 171.

8 Косово и Метох^а... С. 257.

9 Управитель Призренской богословии Петар Костич — министру иностранных дел, Призрен 31 янв. 1889 г. // Архив Сербии (далее — АС). Министерство иностранных дел (далее — МИД). Политическое отделение (далее — ПО). 1889. Рулон 101. Папка III. Док. VI. Без номера.

сторону православных. Хотя сербский народ был верен ^

православной вере и ее традициям, существовала опасность, Щ

что малообразованные сербы могли уступить давлению к

и поверить обещаниям «латинских королей» обеспечить им -

защиту от насилия со стороны арбанасов10. а

Деятельность Австро-Венгрии в этой области начала о

приносить результаты, и в начале 1899 г. на арбанасском и

митинге в городе Печ вместе с туркофилами и автономистами и

появились несколько приверженцев Австро-Венгрии. Группа к

предводителей племен и феодальных властителей вместе Я

с бывшими любимцами султана выступала за сближение р

с Австро-Венгрией, представляя ее как потенциального § защитника арбанасов и от соседних сербских земель. Численность австро-венгерских сторонников возрастала благодаря денежным средствам, при помощи которых

австро-венгерская разведка подкупала сановитых арбанасов. а

Газета «Новое время» сообщала, что на пропаганду среди о

арбанасского населения ежегодно выделяется от пяти у

до шести миллионов крон из бюджета двуединой монархии11. б

Следует подчеркнуть, что пропаганда римско- А

католической церкви не была единственной на Балканах О

и зависела от политических интересов стран, которые ее р

проводили. Известно, что на территории современной -

Албании шла большая борьба между Италией и Австро- и

к

Венгрией за преобладание влияния в церквях. В Македонии, особенно в вилайетах Салоники и Едрен, на римско- и католическую пропаганду повлияла Франция, действовавшая . через миссию лазаристов, чей центр находился в Париже. Через ту же миссию Франция стремилась распространить свое влияние на Болгарию12. Австро-Венгрия должна была помогать католическому населению только вдоль ее границ, прежде всего в Косово и Метохии, но она стремилась

10 ПеруничиЬ Б. Зулуми ага и бегова у Косовском вилаjету 1878-1913. Београд, 1989. С. 64.

11 Стоянчевич В. Конфликт между Австро-Венгрией и Сербией в Косовском вилайете в начале XX века // Сербы и арбанасы. Нови-Сад, 1994. С. 262.

12 Австриски документи за истор^а на македонскиот народ, 19051906. Т. I. Скоще, 1977. С. 52-57. Док. 35. Приложение.

га распространить свою деятельность на весь Косовский

о вилайет, а также на вилайеты Битолы и Салоников, то

н

^ есть на территорию к югу от горы Шар-Планина вплоть О до Эгейского моря. Двуединая монархия с середины XIX в. л стремилась получить право защищать католиков. Австро-о Венгрия рассматривала эту деятельность не только как ^ защиту, но прежде всего как политическую деятельность ^ «против проникновения вражеских элементов»13. 2 Австро-венгерская пропагандистская деятельность

^ проводилась между арбанасами в нескольких направлениях. ^ В Метохию, где представители некоторых племен ^ боролись власть, забрасывались шпионы, и было видно распространение пропаганды мусульманскими религиозными лидерами из Боснии. Католические священники разъясняли арбанасам мусульманского вероисповедования, что Сербия и Черногория являются приверженцами России на Балканах и что их единственный союзник—Австро-Венгрия. Параллельно с этой деятельностью некоторые венские газеты говорили о событиях, происшедших в Старой Сербии, что они произошли на территории Албании. Таким образом они хотели создать впечатление, что в Косовском вилайете арбанасы представляют большую часть населения, а количество сербов незначительно14.

Европейская пресса под влиянием австрийской прессы писала о великих успехах двуединой монархии в Старой Сербии. Однако это было совсем не точно, как подчеркивалось в докладе Виктора Машкова, российского консула в Скопье. Пресса писала, что Австро-Венгрия смогла получить разрешение на открытие детского сада в Скопье и строительство новых церквей в Джаковице и Пече. По словам Машкова, детский сад уже существовал и работал много лет, а для церквей в Джаковице и Пече было только предоставлено разрешение на ремонт, без возможности увеличения их размеров и высоты15.

13 Австриски документе за истор^а на македонскиот народ... С. 53.

14 БатаковиЬ Д. Т. Покушаj отвараша српског конзулата у Призрену 1898-1900 // Истор^ски часопис. Београд, 1984. Кш. 31. С. 249-259.

15 Руски документа за Македонка и Македонското прашаше (18591918). Скопле, 2004 С. 191-192. Док. 72.

австро-венгерского консула Шлюкера. Только после этого он

Официальные представители Австро-Венгрии в Старой ^

Сербии проводили политику своей страны. Их отношение Щ

к сербскому населению подтверждается информацией, о

записанной Тодором П. Станковичем при вступлении -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в должность консула Королевства Сербии в 1892 г. Он а

подчеркнул, что его первой и главной задачей в Скопье о

было сдержать или уменьшить неблагоприятное отношение и

ч

смог бы убедить управителя содействовать в установлении к

дружеских отношений и попытаться найти общие интересы Я

Сербии и Турции16. р

Усилия Австро-Венгрии не остались незамеченными §

представителями турецких властей. Управитель Г

Приштинского округа отметил, что в действиях арбанасов, щ

направленных против сербского населения, ощущается а

поддержка Австро-Венгрии. Косовский управитель Хафиз- а

паша в организации беспорядков в Метохии обвинил австро- о

венгерскую спецслужбу. Он полагал, что единственная цель у

массовые волнения, которые бы послужили оправданием для А

оккупации Австро-Венгрией Косовского вилайета. Тот факт, о

что австро-венгерская пропаганда носила сомнительный р

характер, подтверждает информация о том, что султан, -

до которого российский посол на Порте донес сведения и

этих беспорядков состояла в том, чтобы спровоцировать

16 Консул Тодор П. Станкович — Стояану Новаковичу, министру иностранных дел, Ниш, 20 авг. 1895 г. // АС. МИД. Политико-просветительское отделение (далее — ППО). 1895. Р. 426. Без номера.

17 ЪоровиЬ В. Односи измену Срб^е и Аустро-Угарске у XX веку. Београд, 1992. С. 22.

о запланированной деятельности, из-за которой страдают р только христиане, а значительно реже католики, «не отрицал и причастия к этому посторонней силы, которая при помощи . своих агентов осуществляет эту деятельность»17.

Австро-Венгрия следила за ситуацией на Косовском вилайете, уделяя особое внимание центрам, в которых находились российские консульства. Их деятельность в этой области отражала политику двуединой монархии и ее реальные цели, которые подразумевали продвижение

га арбанасов, свержение Османской империи, уничтожение

и сербского населения и подавление российского влияния.

^ Действия осуществлялись с целью создания повода

0 для продолжения оккупации или, скорее всего, для

л дальнейшего завоевания. Одним из центров Косовского

га -

о вилайета, который особенно привлек внимание австро-

л венгров, был Призрен с почти всеми подкупленными

^ арбанасскими лидерами. Совместно с ними католическая

« церковь с большим успехом вела свою пропаганду.

к ^

^ Ватикан в конце XIX в. выделил большую сумму денег к

ч Римско-католической епархии в Призрене. Вследствие л этого был создан фонд с управлением, состоящим из трех избранных граждан-католиков. Кредиты из этого фонда по низкой процентной ставке (8%) предназначались для католических купцов и вдов. Именно ссуды из созданного фонда способствовали упадку сербской торговли, хотя купцы которые были более опытными и успешными, чем их коллеги -католики. Католические купцы создавали конкуренцию не только сербским, но и турецким купцам, которые часто торговали высокоприбыльными товарами и запрещали своим женам совершать покупки в сербских магазинах. Такая торговля оказала негативное влияние на сербов, которые, разорившись, были вынуждены поменять место жительства. Католическая епархия, помимо создания фонда, покупала чифлуки и землю в окрестностях Призрена и заселяла ее католиками — фанды из внутренних частей Косовского вилайета. В результате этого увеличилась численность католического населения.

Австро-венгерские и римско-католические церкви поделили сферы влияния и действовали во всех направлениях. Результаты политики подкупа и агитации не достигли значительного успеха, так как произошел раскол между населением страны. Меньшая часть была привержена австро-венгерскому консулу, а большая часть — предана епископу, который находился под влиянием Италии. Тем не менее сербское население пыталось противостоять влиянию как со стороны Вены, так и со стороны Рима. Ощущая сопротивление и недоверие со стороны сербского населения в Призрене, католики разработали новый план. Они рядом

с церковью в Призрене построили двухэтажное здание, ^

объясняя это потребностями епископии. Однако епископ Щ

остался в своем старом доме, а в новостройку заселились о

сестры милосердия из Загреба. Среди них находились -

знахарка и фармацевт18. а

и т

В течение короткого времени они открыли аптеку °

и на высоком уровне обеспечили ее лекарствами, в то время и

как в городской аптеке отсутствовали самые основные и

лекарства. Воспользовавшись трудными политическими, к

экономическими и антисанитарными условиями, в которых Я

§

пропаганда, отправляя к ним сестер милосердия, нашла новый §

а

проживало сербское население в Призрене, австро-венгерская

способ завоевать не только сербов, но и цинцаров (влахов)19. Консулу Королевства Сербия в Приштине Симе Аврамовичу хорошо было известно, что в течение сорока лет существования австро-венгерского консульства в Призрене сербы никогда а не участвовали в его деятельности. Хотя сестры милосердия о посещали дома в городе и раздавали лекарства без советов у дипломированного врача, австро-венгерское консульство б позаботилось о том, чтобы обеспечить присутствие А врача с дипломом. Для осуществления запланированной о деятельности они воспользовались общиной цинцаров- р грекоманов (около 170 домов), которые в открытую -сотрудничали с австро-венгерским консулом в борьбе против и сербского населения. Цинцаров (влахов) в Призрене было р около 1000 человек. В этом месте цинцары хотели создать и школу, восстановить разрушенную церковь и привлечь людей, . которые, по их мнению, были в это время обращены в сербское православное вероисповедование. На это в разговоре с Оскаром Прохазкой, австрийским вице-консулом в Битоле, указал Лазарь Дума, инспектор цинцарских школ в Османской

18 Консул Сима Аврамович — Михаилу Вуичу, министру иностранных дел, Приштина 25 апр. 1901 г. // АС. МИД. ППО. 1901. Р. 283. ПП № 319; Толева Т. Ути^ Аустроугарске импер^е на ствараше албанске нац^е 1896-1908. Београд, 2018. С. 92.

19 Термин «цинцар(ы)» используется для обозначения старого балканского субстрата, созданного после прихода славян. Живут на Балканах, смешаны с другими народами, которые также называют их: «влахи», «каравласы», «куковласы», «аромуны», «арманы».

га империи20. Об этом свидетельствует тот факт, что Австро-о Венгрия ранее планировала открыть больницу в Призрене, ^ поэтому она отправила юношу из общины цинцаров О в венскую школу с ежемесячной стипендией в 50 форинтов. л Поездка в Вену и присутствие двух родственников во время о присуждения звания доктора медицины за счет расходов ^ австро-венгерского консульства свидетельствуют о тесной ^ связи между австро-венгерским консульством и цинцарами. 2 Австро-венгерская пропаганда в Призрене, поддержанная ^ цинцарами, угрожала положению сербского населения, ч которое до этого успешно противостояло различным ^ давлениям с этой стороны21.

Обучение воспитанников являлось одним из видов австро-венгерской деятельности среди католиков. Консул Королевства Сербия в Скопье Милосав Куртович располагал информацией о том, что в течение 1902 г. в Австро-Венгрии обучалось десять воспитанников. Они принадлежали арбанасским католикам из городов Печ, Джаковица, Призрен, Скопье и Скадр22.

Одним из способов, которым пользовалась Австро-Венгрия, было дезинформация арбанасов на территории Старой Сербии. Таким образом, в начале XX в. начала активно распространяться информация о тайном союзе между Сербией, Болгарией и Черногорией, и считалось, что его цель — поколебать устои и без того слабой Османской империи и расколоть ее на части. Подобные слухи, которые систематически распространялись, нашли подходящую почву среди арбанасов, усмотревших в этом опасность и начавших подозревать, что султан продал их гяурам. Хотя из Константинополя их убеждали в обратном, на местах

20 Австриски документи за истор^а на македонскиот народ... С. 61. Док. 37.

21 Консул Сима Аврамович — Михаилу Вуичу, министру иностранных дел, Приштина, 25 апр. 1901 г. // АС. МИД. ППО. 1901. Р. 283. ПП № 319; ПеруничиЬ Б. Зулуми ага и бегова... С. 174-178.

22 ЪоровиЬ В. Дипломатска преписка Кралевине Срб^е. Кш. I (1.1.1902-1.У1.1903). Београд, 1933. С. 360;

Стоjанчевиh В. Аустроугарско-српски сукоб у Косовском вилаjету на почетку XX века // Срби и Арбанаси. Нови Сад, 1994. С. 257.

ситуация была совершенно иной, благодаря очень умелой ^

тактике, используемой Австро-Венгрией. Ее многочисленные м

наемники, агенты и католические священники, находясь между к

фандами, страстно убеждали их о существовании угрозы -со стороны балканских государств, как русского авангарда

Албании под покровительством Австрии. Благодаря

т

на Балканах, тем самым вызывали недоверие и ненависть о

и одновременно продвигали идею создания автономной и

ч

о

деятельности австро-венгерских агентов и наемников, среди к

которых находился знаменитый мулла Зека, арбанасы были ^

приглашены на различные собрания, протесты, призваны р

к единству и готовности противостоять любой иностранной §

силе, кроме Австрии23. Изо дня в день в рядах арбанасов копилось Г

а

недовольство и возрастало недоверие к султану, в котором к

д

23 Консул Сима Аврамович — Алекси Йовановичу, министру иностранных дел, Приштина, 28 янв. 1901 г. // АС. МИД. ППО. 1901. Р. 283. ПП № 147; ПеруничиЬ Б. Зулуми ага и бегова... С. 165-166.

они видели главного виновника потери территорий, особенно Боснии и Герцеговины, и осуждали его готовность передать контроль над ними другому государству. Поэтому в качестве о главного врага они воспринимали Россию, которая, по их у мнению, подстрекала балканские государства к расширению б своих территорий за счет Турции. А

В течение ХХ в. возросло количество злодеяний над О сербами. Консулы Королевства Сербия в Приштине были р обеспокоены тем фактом, что сербское население все больше -страдало от арбанасов-католиков — фандов, по численности и уступавшим сербскому населению. Фанды превосходили р мусульман в преследовании сербов. Это было особенно и ярко выражено в районе Печа, в котором было около ... 240 католических домов, а сербских домов — более 1000. Активность арбанасов-католиков ежедневно усиливалась и, без сомнения, была хорошо спланирована. Хотя мутесариф — глава санджака города Печ — был энергичным и полным решимости навести порядок и предотвратить истязательства арбанасов-католиков, но ему не удалось осуществить полностью свои намерения. Из-за отсутствия сил ему не удалось справиться с католическими подразделениями

га в составе 100-200 человек, которые перемещались по этой

о территории24. При формировании католических подразделений

^ были зарегистрированы случаи, когда желающие оставляли

О государственную службу. Подобный случай произошел

л с руководителем католического подразделения по имени

о Коль Айдар, который оставил работу в жандармерии

^ и сформировал подразделение, проявлявшее жестокость

^ по отношению к сербскому населению возле города Печ.

2 Оно занималось вымогательством в селах у самых бедных К

^ слоев населения и заставляло сельских жителей платить

я

ч им дань в лирах. Однако они не останавливались на этом, а ^ убивали выдающихся людей, сжигали их дома и выселяли. Деревни в окрестностях Печа пережили террор со стороны католических подразделений, поддерживаемых католиками из Джаковицы. В этом и других случаях мы можем обнаружить связь между фандами и католическими священниками, о чем свидетельствует тот факт, что вышеупомянутый лидер Коль Айдар за два дня до преступлений, совершенных против сербов, посетил католических священников в Призрене для договора25. В то время только турецкие власти могли реагировать и защищать сербский народ. Однако многочисленные петиции и жалобы не принесли ожидаемых результатов. На частые жалобы сербов мутесариф ответил: «Я буду защищать вас, но защищайтесь и сами; убивайте латинов так же, как и они вас убивают». Однако это было невозможно, потому что у сербов не было оружия в отличие от католиков, вооруженных австро-венгерскими высокоскоростными винтовками. Благодаря поддержке Австро-Венгрии, католики в районе города Печ были очень дерзкими по отношению к сербам. Непрерывная и систематическая работа как официальных, так и неофициальных представителей австро-венгерской католической пропаганды в Старой Сербии способствовала

24 Консул Мирослав Спалайкович — Васи Антоничу, заместителю министра иностранных дел, Приштина, 12 дек. 1905 г. // АС. МИД. ППО. 1901. Р. 217. ПП№ 1406; Перуничич Б. Злодеяния аг и бегов... С. 350-355.

25 Консул Мирослав Спалайкович — Николе Пашичу, министру иностранных дел, Приштина 19 янв. 1906 г. // АС. МИД. ППО. 1906. Р. 801. ПП № 19.

тому, что католикам, помимо оружия, предоставили и другие

26 Консул Мирослав Спалайкович — Васи Антоничу, заместителю министра иностранных дел, Приштина, 12 дек. 1905 г. // АС. МИД. ППО. 1904. Р. 217. ПП № 1406; Перуничич Б. Злодеяния аг и бегов. С. 350-355.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

перемещались по Печской области, объединились с фандами к из области Джаковицы и Малесии, чтобы вместе грабить, -сжигать и убивать сербов. а

Во главе организованных групп фандов находились о австро-венгерские консулы, а подстрекателями их и

совместных преступных действий были духовенство и и епископ с католическими священниками. В городе Печ Питер к Анджело был главным представителем австро-венгерской ^ пропаганды в Старой Сербии и оказывал значительное р влияние на католиков. Вся акция против сербского населения § была хорошо скоординирована. На это указывают слова, записанные сербским консулом из Приштины Мирославом Спалайковичем, которыми уважаемые католики утешали сербов: «Пусть сейчас вы терпите унижения, но позже, когда а прийдет Австрия, вы станете рахатом; а пока так должно ° быть, потому что так приказывают консулы и священники». у Из этого ясно следует, что против сербов была предпринята б хорошо спланированная и организованная акция. Если бы А Австро-Венгрия захотела повлиять на католиков в Старой Сербии, у нее нашлись бы способы и возможности. Однако она нуждалась в этой ситуации на месте и планировала обратить ее в свою пользу26.

Австро-Венгрии пришлась весьма кстати ситуация р в некоторых частях Косовского вилайета, которая возникла и вследствие грубости фандов. Их деятельность отражала ... истинное состояние дел на местах и неспособность турецких властей усмирить католические подразделения. В ходе различных акций, организованных фандами, страдали не только сербы, но и мусульмане-арбанасы, особенно из Джаковицы. В результате сложившейся ситуации арбанасы организовали ряд собраний, на которых можно было услышать различные предложения, которые бы способствовали

га улучшению обстановки. Предложенные меры выслать всех о фандов из Джаковицы в Мирдит, то есть вернуть их туда, откуда ^ пришли, а также запретить торговые операции,являлись О лишь одним из предлогов, которые можно было услышать л среди арбанасов-мусульман27.

о Пока арбанасы организовывались с одной стороны,

^ с другой — сербы посредством своего консула в Приштине ^ Мирослава Спалайковича обратились за помощью в Белград. 2 Во-первых, в связи со сложившейся ситуацией они ^ потребовали, чтобы арбанасские мусульмане были назначены ^ охранниками сербских сел. Эта идея ранее была частично ^ реализована и изначально дала положительные результаты. Необходимо было более точно сформулировать и осуществить ее до конца. Во-вторых, Белграду было предложено поддержать формирование подразделений в Печском и Призренском районах. Эти подразделения, вместе с защитой от албанских преступников, имели главное задание — подавлять арбанасов-католиков, нападать ночью на их села и причинять им вред убийствамииподжогами.Дляреализацииданногопредложения необходимо было закупить оружие и определенные материальные ресурсы в размере 5000 динаров в год28. На первый взгляд казалось, что сербский консул потребовал от Сербии вмешаться во внутренние дела Османской империи, но в действительности все было иначе. Он только потребовал от правительства защитить сербский народ, который был не только под физической, но и под экономической угрозой. В отличие от сербов, которые платили пошлину, подоходные налоги, дополнительные сборы, турецкие налоги, подати и другие выплаты, фанды, которые считались христианами, а также арбанасы-мусульмане не вносили никаких платежей. Кроме того, сербам не разрешалось свободно передвигаться или покидать село для посещения города Печ. Даже если они

27 Консул Мирослав Спалайкович — Николе Пашичу, министру иностранных дел, Приштина, 28 июня 1906 // АС. МИД. ППО. 1906. Р. 801. ПП № 556.

28 Консул Мирослав Спалайкович — Николе Пашичу, министру иностранных дел, Белград, 16 мая 1906 г. // АС. МИД. ППО. 1906. Р. 1062. ПП № Официально; Перуничич Б. Злодеяния аг и бегов. С. 379-381.

платили за свое сопровождение в течение дня в размере 10-20 ^ грошей, сопровождающим было запрещено предоставлять м им такие услуги, а также защищать, охранять или отражать о нападения. Поэтому количество случаев насилия над сербами -увеличилось, и только в 1905 и 1906 гг. было убито более а ста сербов в городе и селах, и более ста человек были ранены 0

или стали инвалидами без возможности дальнейшей работы. и Целью преступников являлась частная собственность и

сербов, и поэтому были похищены более тысячи голов к

крупного рогатого скота, овец и коз. Причиненный ущерб ^

был оценен примерно в 5000 турецких лир. Кроме того, р сгорело более тысячи волов, стогов сена, зерновых культур § и продуктов питания, что также оценивается приблизительно в 5000 турецких лир. Преступники не были удовлетворены этим, поэтому они для получения прибыли от частной

а а

собственности шантажировали и расхищали имущество а сербов православной веры, таким образом только в 1905 ° и 1906 гг. заполучив тысячи лир. В самом городе Печ убивали, у

в присутствии армии, полиции и жандармерии. Большинство А

в

грабили и шантажировали сербских купцов и ремесленников

преступлений, совершенных мухаммеданцами и католиками, остались нераскрытыми или вообще не рассматривались судом. Некоторые сербы, которые были выдвинуты сербской православной общиной на должность членов суда и хорошо и ознакомлены с ситуацией на местах, не могли выполнять свои р обязанности. На каждом шагу на них оказывалось сильное и давление со стороны Австро-Венгрии и ее приверженцев . фандов. Это повлияло на сокращение численности сербского населения и его переселение из этой области. Благодаря этому население католиков-фандов увеличилось. В начале 1907 г. в городе Печ насчитывалось около 500 домов и 4000 православных жителей, а в районе города Печ — около 1200 домов и 16 000 сербов. Вместе с Джаковицей и ее окрестностями это число составляло около 20 00029. Например, четверть века назад, в 1880 г., количество домов католиков, было

29 Представители сербской православной печской общины, Печ., 2 фев. 1907 г. // АС. МИД. ППО. 1907. Р. 588; ПеруничиЬ Б. Зулуми ага и бегова. С. 386.

я незначительным, но в последующие годы возросло до 25030. о Судьба сербского народа в Старой Сербии была неизвестной ^ вследствие многочисленных и ежедневных преступлений О против сербов. Всего за два года, с сентября 1904 по сентябрь л 1906 г., в Старой Сербии был убит 621 человек, совершено о 53 случая насилия над сербскими женщинами и девушками, ^ 135 человек были обращены в ислам, насильно отнято 7000 ^ лир или 161 000 динаров, а 1628 человек вынуждены были 2 переехать в Сербию и Черногорию31. Такое положение ^ во многом повлияло на то, что российские консулы были ^ бессильны в оказании помощи и защиты, поскольку их ^ влияние на турецкие власти ослабело. Помощь не была предоставлена, и турецкие власти, вместо защиты, возлагали на сербов ответственность за все совершенные против них преступления. Это не прошло незамеченным со стороны Австро-Венгрии, чьи консулы и католические монахи обещали защиту, только если они перейдут в католицизм32. Сербы в основном избегали какого-либо сотрудничества с австро-венграми, но все же были некоторые контакты. Например, одна группа сербов из Скопье, разочарованная тем, что Вселенский патриарх избегал назначения серба на пост митрополита в Скопье, контактировала с римско-католическим епископом и австро-венгерским консулом, обещая им присоединиться к униатам. Консул пообещал, что в этом случае им не придется ничего платить, греки будут изгнаны, им передадут Церковь Святого Спасения, богослужение будет проводиться на славянском языке и они будут гораздо лучше защищены33. Это была временная реакция на поведение церковных властей в Константинополе, поскольку сербы на самом деле не собирались этого делать.

30 Консул Мирослав Спалайкович — Николе Пашичу, министру иностранных дел, Белград, 16 мая 1906 г. // АС. МИД. ППО. 1906. Р. 1062. ПП № Официально; Перуничич Б. Злодеяния аг и бегов. С. 379-380.

31 Батакович Д. Т. Косово и Метохия, история и идеология. Екатеринбург, 2014. С. 90.

32 Консул Мирослав Спалайкович — Николе Пашичу, министру иностранных дел, Приштина, 31 июля 1906 г. // АС. МИД. ППО. 1906. Р. 1062. ПП № 622.

33 Руски документи за Македонка... С. 121-122. Док. 37.

В депеше, направленной в Министерство иностранных дел, ^

Павел Борисович Мансуров, поверенный в делах России м

в Белграде, подчеркнул, что «православие — это линия, через о

которую не может пройти австрийское влияние в народную -

жизнь». По его словам, сербы видят в Австрии врага, а

а российского императора считают своим и ожидают от него о

помощи и защиты34. и

Австро-венгерская пропаганда в Старой Сербии была и

о

настолько ярко выражена, что она не осталась незамеченной к

со стороны иностранных очевидцев. На ее пагубное влияние ^

указал французский публицист Виктор Берар, эксперт по р

политическим движениям в Османской империи. Берар § подчеркнул, что «таинственность, скрывающая всю работу

а

австрийских агентов и всю их пропагандистскую сеть, еще к

д

больше в глазах ослепленных арбанасов возносит эту великую силу, которая их так умело вовлекает в искусно скроенную и осмысленно осуществляемую сеть их внешней политики»35. Деятельность Австро-Венгрии на этой территории была также у отмечена болгарским историком Н. Марениным, считавшим, б

что арбанасы достигли успеха благодаря ее способным А

в

представителям и большим суммам денежных средств. Он отметил, что их объединяет одинаковый интерес. Целью

обеих сторон являлось уничтожение славянского населения,

и

проживающего между рекой Дрин и Копаоником, т. е. между

к

Сербией и Албанией36.

Многолетняя напряженная деятельность Австро-Венгрии и на территории Старой Сербии, с главными актерами в лице ... консулов и римско-католических священников, не принесла желаемых результатов. Подкуп арбанасов, организацию беспорядков, заселение римокатоликов и различные обещания заменит новое средство — оружие. Истинные намерения и цели Австро-Венгрии были вскоре подтверждены Первой мировой войной.

34 Руски документи за Македонка... С. 152-153. Док. 58.

35 Косово и Метох^а... С. 260.

36 ОрловиЬ П. (С. Ст. СимиЬ). Стара Срб^а и Арбанаси. Београд, 1904. С. 21-22.

и Источники И ЛИТЕРАТУРА

и Австриски документи за историка на македонскиот народ,

И 1905-1906. Т. I. — Скопле: Архив на Македонка, 1977. — 226 с.

0 Батакович Д. Т. Косово и Метохия, история и идеология. —

^ Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. —

§ 400 с.

^ БатаковиЬ Д. Т. Покуша] отварааа српског конзулата у При-

н зрену 1898-1900 // Истори^ски часопис. Београд: Истори^ски

институт, 1984. Ка. 31. С. 249-259.

§ Историка српског народа / Д. СекуловиЬ, Л. ГиговиЬ. Ка.

^ У1/1. — Београд: Српска каижевна задруга, 1983. — 679 с.

ч Косово и Метохи]а у српско] историки. — Београд: Српска

н

каижевна задруга, 1989. — 436 с.

Краткая история Албании. С древнейших времен до наших дней / Под. ред. Г. Л. Арша. — М.: Наука, 1992. — 512 с.

МосковлевиЬ М. С. Погрешна употреба неких назива // Наш ]език. Ка. IX. Св. 5-6. Београд: Институт за српски ]език, Српска академика наука и уметности, 1958. С. 154-158.

ОрловиЬ П. (С. Ст. СимиЬ). Стара Срби]а и Арбанаси. — Београд: Штампари]а Досите^а ОбрадовиЬа, 1904. — 78 с.

ПеруничиЬ Б. Зулуми ага и бегова у Косовском вилайету 18781913. — Београд: Нова каига, 1989. — 670 с.

Руски документи за Македонща и Македонското прашаае (1859-1918). — Скоп ле: Државен архив на Република Макединща, 2004. — 475 с.

СекуловиЬ Д., ГиговиЬ Л. Стара Срби]а и Албанци // Глобус. Београд: Српско географско друштво, 2008. Бро] 33. С. 165-174.

Срби]а 1878. Документи. — Београд: Српска каижевна задруга, 1978 — 683 с.

Сто]анчевиЬ В. Аустроугарско-српски сукоб у Косовском вилайету на почетку XX века // Срби и Арбанаси. Нови Сад: Промете], 1994. С. 245-272.

ТерзиЬ С. Стара Срби]а (Х1Х-ХХ век) — драма ]едне цивилизаци]е. — Нови Сад; Београд: Православна реч — Истори]ски институт, 2012. — 662 с.

Толева Т. Утица] Аустроугарске имперще на ствараае албан-ске наци]е 1896-1908. —Београд: Филип ВишаиЬ — Институт за европске студите, 2018. — 575 с.

Храбак Б. Призренска арбанашка лига 1878-1881. — Београд: Графомарк, 1998. — 338 с.

ЪоровиЬ В. Дипломатска преписка Кра левине Срби]е. Ка. I (1. I 1902 - 1. VI 1903). — Београд: Државна штампарща Кра левине Jугославиjе, 1933. — 799 с.

References

Arsh G. L. (Ed.) (1992) Kratkaya istoriya Albanii. S drevneyshikh

ЪоровиЬ В. Односи измену Срби]е и Аустро-Угарске у XX ^

веку. — Београд: Библиотека града Београда, 1992. — 870 с. и

The Great European treaties of the nineteenth century / Ed. by ^

A. Oakes, R. B. Mowat; Intr. by H. E. Richards. — Oxford: Clarendon о

Press, 1930. — 405 p. к

а

л

vremen do nashikh dney [A short history of Albania. From the earliest и

times to our days], Moskow: Nauka, 512 p. (in Russian) к

Batakovich D. T. (2014) Kosovo i Metokhiya, istoriya i ideologiya я

[Kosovo and Metohija, History and Ideology], Ekaterinburg: я Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 400 p. (in Russian)

Batakovic D. T. (1984) Pokushaj otvarana srpskog konzulata u Prizrenu 1898-1900 [The Attempt of Serbian Consulate Opening

in Prizren 1898-1900], Istorijski chasopis, Belgrade: Istorijski institut, и

book 31, pp. 249-259. (in Serbian) ^

Corovic V. (1933) Diplomatska prepiska Kralevine Srbije [Diplomatic н Correspondence of the Kingdom of Serbia], Belgrade: Drzhavna

shtamparija Kralevine Jugoslavije, book I (1.I.1902-1.VI.1903), 799 p. У

(in Serbian) ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Corovic V. (1992) Odnosi izme^u Srbije i Austro-Ugarske u XX и

veku [Relationships between Serbia and Austria-Hungary in the 20th >

Century], Belgrade: Biblioteka grada Beograda, 870 p. (in Serbian) с

Derzhaven arkhiv na Respublika Makedonf (2004) Ruski р

dokumenti za Makedonija i Makedonskoto prashane (1859-1918) O

[Russian Documents for Macedonia and Macedonian issues (1859- и

1918)], Skopje: Drzhaven arkhiv na Republika Makedinija, 475 p. и

(in Macedonian) p

Khrabak B. (1998) Prizrenska arbanashka liga 1878-1881 [Prizren's ^ Albanian League 1878-1881], Belgrade: Grafomark, 338 p. (in Serbian) •

Moskovljevic M. S. (1958) Pogreshna upotreba nekikh naziva [Wrong Use of Some Titles], Nash jezik, Belgrade: Institut za srpski jezik, Srpska akademija nauka i umetnosti, book IX, n. 5-6, pp. 154158. (in Serbian)

Oakes A., Mowat R. B. (Eds) (1930) The Great European treaties of the nineteenth century, Oxford: Clarendon Press, 405 p.

Orlovic P. (S. St. Simic) (1904) Stara Srbija i Arbanasi [Old Serbia and Albanians], Belgrade: Shtamparija Dositeja Obradovica, 78 p. (in Serbian)

Perunicic B. (1989) Zulumi aga i begova u Kosovskom vilajetu 1878-1913 [Oppressions of Aghas and Beys in Kosovo Villayet 18781913], Belgrade: Nova kniga, 670 p. (in Serbian)

m Sekulovic D., Gigovic L. (1983) Istorija srpskog naroda [History

u of Serbian People], Belgrade: Serbskaya literaturnaya sotrudnichestva, S book VI/1, 679 p. (in Serbian)

m Sekulovic D., Gigovic L. (2008) Stara Srbija i Albantsi [Old Serbia

and Albanians], Globus, Srpsko geografsko drushtvo, n. 33, pp. 165— £ 174. (in Serbian)

° Srpska knizhevna zadruga (1989) Kosovo i Metokhija u srpskoj

g istoriji [Kosovo and Metohija in Serbian History], Belgrade: Srpska ^ knizhevna zadruga, 436 p. (in Serbian)

t^ Srpska knizhevna zadruga (1978) Srbija 1878. Dokumenti [Serbia —

® Documents 1878], Belgrade: Srpska knizhevna zadruga, 683 p. S (in Serbian)

w Stojancevic V. (1994) Austrougarsko-srpski sukob u Kosovskom

vilajetu na pochetku XX veka [Austrian-Hungary-Serbian Conflict in Kosovo Villayet at the Beginning of the 20th Century], Srbi i Arbanasi, Novi Sad: Prometej, pp. 245-272. (in Serbian)

Terzic S. (2012) Stara Srbija (XIX-XX vek) — drama jedne tsivilizatsije [Old Serbia (19th-20th Century) - the Drama of the One Civilization], Novi Sad; Belgrade: Pravoslavna rech — Istorijski institut, 662 p. (in Serbian)

Toleva T. (2018) Utitsaj Austrougarske imperije na stvarane albanske natsije 1896-1908 [The Impact of Austria-Hungarian Imperia on the Creation of the Albanian Nation 1896-1908], Belgrade: Filip Vishnic — Institut za evropske studije, 575 p. (in Serbian)

Zografski D. (Ed.) (1977) Avstriski dokumenti za istorija na makedonskiot narod, 1905-1906 [Austrian Documents for the History of Macedonian People, 1905-1906], Skopje: Arkhiv na Makedonija, vol. I, 226 p. (in Macedonian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.