Научная статья на тему 'Отношения албанцев и сербов в Косово в конце XIX - начале ХХ в'

Отношения албанцев и сербов в Косово в конце XIX - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1147
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОСОВО / KOSOVO / СЕРБЫ / SERBS / АЛБАНЦЫ / ALBANIANS / ЗУЛЮМ / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / OTTOMAN EMPIRE / ZULüM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеенко Екатерина Сергеевна

В статье идет речь об отношениях албанцев и сербов в Косово в конце XIX начале XX в. Особое внимание уделяется тому, как оценивали ситуацию в Косово современники событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactions between Albanians and Serbs in Kosovo in the Late Nineteenth and Early Twentieth Centuries

The article describes interactions of Albanians and Serbs in Kosovo in the late nineteenth early twentieth centuries. Special attention is paid to testimonies of how the situation in Kosovo was estimated by contemporaries.

Текст научной работы на тему «Отношения албанцев и сербов в Косово в конце XIX - начале ХХ в»

Е. С. Сергеенко (Москва)

Отношения албанцев и сербов в Косово в конце XIX - начале XX в.

В статье идет речь об отношениях албанцев и сербов в Косово в конце XIX - начале XX в. Особое внимание уделяется тому, как оценивали ситуацию в Косово современники событий. Ключевые слова: Косово, сербы, албанцы, зулюм, Османская империя.

Балканский полуостров является одним из самых сложных для изучения регионов, в первую очередь из-за сложных отношений между народами, проживающими в нем. Балканский регион формируется как особая контактная зона - пространство, где на пересечении трансконтинентальных коммуникаций вошли в прямое соприкосновение региональные системы Запада и Востока, Европы и Азии, «где вступили в сопряжение и религиозные системы ислама и христианства, православия и католицизма»1. Более того, долгое время народы Балкан жили в пределах других более крупных политических образований, и зачастую расселение происходило таким образом, что несколько народов с разными традициями и вероисповеданиями занимали одну территорию. Также очень часто в ходе национально-освободительной борьбы одного из народов не учитываются интересы так называемых «меньшинств» (представителей нетитульных наций). Более того, крупные государственные образования (такие как, например, Османская империя и Австро-Венгрия) в целях создания гомогенного общества прибегали к особым мерам и пытались сверху навязать свои традиции и свой жизненный уклад.

Ярким примером подобного несправедливого расселения и «навязанной сверху» культуры является Косово. В раннее Средневековье территория современного Косово была центром Сербского государства и по праву может считаться «колыбелью сербской культуры и государственности». Однако после завоевания Балкан османами и включения большей части территории Балканского полуострова в состав Османской империи Сербия потеряла свои силу и влияние и, соответственно, начался закономерный процесс переселения и перекраивания границ, прежде всего этнических. Сербы были вынуждены бежать («волны переселения»), а на освободившееся место пере-

селялись представители других народов, в первую очередь албанцев и влахов. Но бежали с территории Косово не все сербы, и оставшиеся были вынуждены мириться со сложившейся ситуацией и пытаться наладить отношения с «пришельцами».

Но проблема сосуществования не была единственной в данной ситуации. В ходе своего продвижения в регион и его завоевания османы стремились укрепить свое положение в новых землях не только посредством силы, но и с помощью внедрения в народ своей культуры и религии. Последняя играла и до сих пор играет существенную роль. По вероисповеданию османские завоеватели были мусульмане, и так как по сравнению с христианством ислам на момент завоевания Балканского полуострова (XIV—XV вв.) был достаточно молодой религией, вполне понятно, что его распространение было неотъемлемой частью завоевательного процесса. Более того, религия была способом привлечения на свою сторону большего числа сторонников среди местного населения и, как следствие, укрепления власти. Принявшие ислам получали большое количество привилегий от османского правительства, и налоги для них были ниже, чем для представителей других религий.

Большинство сербов в Косово (хотя до XIX в. такое название эта местность официально не носила) отказывались принимать ислам, тогда как албанцы из личной выгоды - а иногда и просто из страха наказания - переходили в новую веру.

Таким образом, в регионе сложилась весьма непростая ситуация. На достаточно компактной территории в тесном соседстве друг с другом оказались не только в этническом плане разные группы (хотя вопрос о происхождении албанцев до сих пор остается открытым), но и представители различных вероисповеданий, а именно мусульмане, православные и католики, так как существовали группы албанцев, которые перешли в католицизм. Как известно, этно-рели-гиозные конфликты самые жестокие и их сложнее всего разрешить, и в Косово проблемы религиозного и национального плана являются ключевыми причинами постоянных столкновений.

Но речь в статье пойдет в первую очередь о взаимоотношениях албанцев и славянских народов в один из самых сложных для Балкан исторических периодов, а именно в конце XIX - начале XX в. Именно в этот период обострение в сербо-албанских отношениях достигло своего пика.

Согласно решениям Берлинского конгресса 1878 г. многие балканские государства были избавлены от османского ига и получили

возможность развиваться независимо. И все же процесс освобождения всегда достаточно долгий, и не все требования народов, стремящихся к независимости и собственному государству, выполняются мгновенно. Так произошло с землями Старой Сербии, которые остались в составе Османской империи.

Этнический и религиозный состав Косово, которое в конце XIX в. было отдельной административной единицей, т. е. вилайетом, был очень пестрый. Тем не менее точно определить число представителей того или иного народа в Косово сегодня довольно сложно, так как в Османской империи того периода перепись населения производилась весьма своеобразно (только по религиозному принципу), а исследователи из других государств зачастую приводили отличные друг от друга данные.

В первую очередь следует привести цифры сербских исследователей-современников. Многие ученые до сих пор ссылаются на данные, приведенные сербским ученым и политиком Милошем Милое-вичем в 1872 г. До Берлинского конгресса, то есть в 1878 г., по данным Милоевича в Косово проживали: «православных сербов 3.032.416, сербов-мусульман 435.830; влахов 56.250; арнаутов (албанцев. - Е. С.) православных 33.500; православных греков 190.000; арнаутов католиков 33.050; арнаутов мусульман 284.295; османов 215.000; черкесов 20.090; татар 19.500; евреев 25.500; цыган 20.000»2.

В журнале «Общества св. Саввы» в одном из выпусков 1887 г., то есть уже после обретения Сербией независимости, также дается информация об этническом составе. Автор, М. В. Веселинович, приводит следующие цифры: «В Старой Сербии, 1.600.000 душ; из них чистых сербов 1.200.000, албанцев 300.000, 100.000 турок, цинцар и других»3. Религиозный состав также освещается, но в контексте описания всего сербского населения на Балканах. По словам автора, сербов всего 8.000.000 душ и из них «православных 6.350.000, мусульман 450.000, католиков 400.000»4.

Сербский писатель, а позднее академик Бранислав Нушич в своем труде о Косово давал такое описание этнического состава в 1902 г.: «...албанцы и албанизированные сербы, сербы, османы, черкесы, влахи, евреи и цыгане»5. Цифры автор приводит довольно подробно в таблицах и сербское население рассматривает с точки зрения вероисповедания, половой принадлежности, а также пишет, сколько сербских домов находится в каждой части Косово. В конце Нушич делает вывод, что всего «в Косово 1956 сербских домов с населением в 14 119 человек»6.

Но важно понять, что и книги М. Милоевича и Б. Нушича, и журнал «Общества св. Саввы» писались в особых условиях, и вполне возможно, что данные не были точными. Более того, известно, что «Общество св. Саввы» изначально создавалось для руководства сербской пропагандой в Македонии, и, следовательно, данные, приводимые на страницах журнала, должны были отвечать определенным требованиям. Тем не менее не стоит пренебрегать этими источниками.

Но не следует забывать, что не только сербы занимались проблемами этнического состава на Балканах. Был ряд европейских, прежде всего австрийских, исследователей, которые писали о населении Косово.

К примеру, австрийский ученый сербского происхождения Спи-ридон Гопчевич написал отдельную книгу о своем путешествии в Старую Сербию. В семнадцатой главе своего исследования о землях Старой Сербии и Македонии автор в виде таблицы приводит следующие данные об этно-религиозном составе Косовского вилайета: сербы-христиане 415 300, сербы-мусульмане 236 420, турки, черкесы, юрюки 39 050, албанцы 106 270, греки 20, цинцары 1170, евреи 1750, цыгане 12 3 8 07. Будет нелишним упомянуть, что С. Гопчевич весьма нелестно отзывался о данных, представленных ранее М. В. Веселиновичем, а о своей работе писал следующее: «Первый раз, на основании точных исследований, узнает свет настоящую истину об этнографических отношениях Старой Сербии и Македонии»8.

Но вернемся к населению Косово. После Берлинского конгресса 1878 г. цифры, вероятно, изменились, так как «с 1876 по 1883 г. из-за албанского зулюма в Сербию из Косова и Метохии бежало 1500 сербских семей», а «в период с 1890 по 1899 г. из Косово и Метохии в Сербию бежало 60.000 душ»9.

В данной работе не стоит задача выяснить, сколько в Косово было сербов, греков и албанцев на самом деле. В первую очередь важно показать то, что эту землю населяли представители самых разных народностей и вероисповеданий.

Из всех приведенных выше данных ясно, что преобладающими народами были албанцы и сербы. После Берлинского конгресса в Косово начался процесс зулюма, то есть тирании. В первую очередь подвергались различным актам насилия немусульмане, которые в Османской империи остались в меньшинстве. В 1902 г. Б. Нушич отмечал, что, возвращаясь с войны, албанцы поджигали сербам дома, отнимали скот и покрывали позором семьи10.

Профессор Белградского университета Михайло Войводич в одной из работ писал о насилии в Косово следующее: «.. .албанцы продолжили отнимать имущество у косовометохийских сербов и угрожать их жизни», «албанцы выбрасывают сербов из их домов, разграбляют их имущество», «тамошний сербский народ живет в великом страхе пред албанцами, а в Приштине и во всем Косово процветает контрабанда. В 1898 г. в Косово царила настоящая анархия. Реальные погромы сербов производились и в 1900 и в 1901 г., и в то время погибли многие видные сербы»11.

Известный сербский историк Душан Батакович в своей монографии «Косово и Метохия в сербско-албанских отношениях» приводит в пример различные преступления против сербов, которые совершали албанцы. К примеру, «из 136 случаев различного рода насилий 46 закончились убийством, а группа албанцев изнасиловала и одну семилетнюю девочку. За 1905 год в 281 случае насилия зафиксировано 65 убийств, а всего лишь на одной свадьбе албанцы убили девять сватов»12. Далее Батакович пишет о различных преступлениях, совершенных во второй половине 1911 г., например, «было зафиксировано 128 краж, 35 поджогов, 41 разбой, 53 грабежа, 30 случаев шантажа, 19 случаев запугивания, 35 убийств и 37 покушений на убийство, 58 вооруженных нападений на имущество, 27 примеров избиения и жестокого обращения, 13 попыток принуждения к переходу в ислам и 18 случаев нанесения тяжких телесных повреждений»13.

Следует отметить, что подобные вещи происходили по всему Косовскому вилайету. К примеру, российский военный атташе в Константинополе генерал-майор Калинин в 1903 г. пишет о положении дел в Македонии, которая после очередного пересмотра административного устройства Османской империи стала частью Косовского вилайета, следующее: «На основании свидетельских показаний сотен опрошенных ими людей собрали огромное количество несомненных доказательств, обрисовывающих безвыходно тяжелое положение христианского населения. Имущество, честь, жизнь христиан ни во что не ставится: констатирован среди многих подобных, например, такой факт, когда мусульманин, чтобы разрядить винтовку, не нашел лучшей цели, как первая попавшаяся христианка, мирно работавшая на своем поле. Все преступления мусульман по отношению к христианам остаются безнаказанными: разбойники открыто гуляют на свободе и не стесняются говорить о своих деяниях»14.

Неравенство среди населения ощущалось во всем Косовском вилайете в конце XIX - начале ХХ в. Албанцы в Османской империи

вообще имели особое положение. Стремясь использовать вражду албанцев и славян в своих интересах, османские власти сами толкали первых к конфликту и в кризисных ситуациях подчеркивали, что именно «сербы являются ненадежным и потенциально подрывным элементом»15, а также пытались доказать, что сербы виновны во всех бедах албанского народа.

Местные власти часто закрывали глаза на зверства албанцев по отношению к другим, и этот факт доказывается тем, что в большинстве случаев суды не выносили справедливых решений. Так, например, в 1898 г. серба из села Гоголовац заставили помириться с убийцей его сына16.

О несправедливости судей и их решений пишет серб Джордже Микич. К примеру, исследователь отмечает, что за пять лет работы военного суда, т. е. с 1882 г., 7000 сербов были казнены, а на каторгу сроком от 6 лет до 101 года осуждено 30017.

Еще одним показательным примером недоброжелательного отношения албанцев к христианскому, и прежде всего славянскому, населению может послужить следующее. Младотурки в 1909 г. приняли решение об упразднении откупа от военной службы, что на практике означало «рекрутский набор всех мужчин определенного возраста, невзирая на вероисповедание»18. Албанцы Приштинского санджака были крайне недовольны. По их мнению, носить оружие -это особое право мусульманина. Показательна фраза о том, что «тяжело бороться с двумя неприятелями, с одним за границей, с другим

19

внутри государства, а именно с христианами в армии»19.

Можно привести много примеров того, что сербы и албанцы не уживались друг с другом, и скорее всего почти каждый из этих примеров укладывается в определенную схему, согласно которой во всем виноваты либо сербы (в глазах албанцев), либо албанцы (в глазах сербов). Однако данные схемы представляются упрощенными, поскольку ответственность за кровопролитные балканские кризисы и конфликты несли и продолжают нести как все без исключения вовлеченные в них народы и государства региона, так и великие державы, слишком часто использовавшие Балканы в качестве полигона для отработки собственных геополитических сценариев.

Жестокое, а порой зверское обращение албанцев с сербами представляется объяснимым, так как в независимой Сербии в конце XIX - начале ХХ в. шел процесс выселения албанцев, который, скорее всего, был достаточно жестким. Вполне естественно, что выселенные албанцы перемещались на территорию, близкую к границе, а

этой территорией было Косово. Но албанцы не просто переселялись туда, они старались выдавить оставшихся сербов с этой земли20. Подобный круговорот населения продолжался вплоть до конца ХХ в. Следует отметить, что с момента обретения независимости в 1878 г. Сербия активно воплощала в жизнь план Ильи Гарашанина «Начертание», который предполагал присоединение всех земель, населенных сербами, к королевству. И одним из самых желанных объектов была Старая Сербия (то есть современное Косово). В связи с этим велась активная пропаганда среди населения, в том числе создавались журналы - такие как вышеуказанный журнал «Общества св. Саввы». Но пропагандистской деятельностью, как уже отмечалось ранее, дело не ограничивалось, и на тот момент независимые сербские земли очищались от несербских элементов. Подобные акции, несомненно, вызывали негативную реакцию албанского населения, как в Косово, так и за его пределами.

Доказательством того, что Сербия была заинтересована в присоединении косовских земель, может служить открытие в 1889 г. ряда сербских консульств в европейских областях Османской импе-рии21, в том числе в Приштине. На основе материалов работников консульств, которые зачастую содержали в себе информацию о зверствах албанцев, сербские политики делали определенные выводы и проводили свою жесткую политику. Более того, известен тот факт, что Австро-Венгрия ничего не имела против расширения Сербии на юге за счет присоединения Косово, и в 1881 г. был подписан секретный договор между Австрией и Сербией22.

Как это часто случается в период великих исторических событий, жизни обычных людей оцениваются невысоко. И связанные с этими событиями неудобства не принимаются в расчет политическими деятелями, которые считают такие жертвы оправданными, так как все это в конечном счете принесет пользу.

Тем не менее, хотелось бы завершить статью на положительной ноте и привести весьма точные и здравые мысли двух современников событий. В первую очередь - австрийского ученого и работника консульства в Скопье Теодора Иппена. «Албанцам, живущим вдали от Родины, удалось сохранить свое несгибаемое желание обрести независимость, характерное для этой нации. И хотя они никогда не пользовались теми же привилегиями, что и на своей родной земле, они никогда не подчинялись действующим административным правилам во всех других провинциях. Правительство также никогда не преуспело в попытках сломить их гордость. У Порты мало власти

над Пештером23, и ей часто противостоят. Влияние правительства номинально, и его терпят только в той степени, что меры, о которых идет речь, приобретают благоволение в глазах албанцев и добровольно принимаются. Это ни в коем случае не преувеличение. Так как ничто не было сделано, чтобы адаптировать этих людей, даже постепенно, к закону и порядку, очевидно, что нет возможности проверить их врожденную свирепость, не обузданную любыми юриди-

24

ческими ограничениями»24.

Второй человек, которого хотелось бы процитировать, являлся переводчиком уже упомянутой работы С. Гопчевича о Старой Сербии и Македонии, а также кандидатом Санкт-Петербургской духовной академии, и его имя Милан Петрович. Во вступительной статье к книге Гопчевича он писал следующее о положении дел в Косово: «Гонения на христиан Европейской Турции своею жестокостью превосходят гонения малоазиатских армян. Неслыханные кровопролития, которые совершают албанцы среди христианского народа многострадальных провинций Македонии и Старой Сербии, имеют свой источник в политике Порты. Болгарские, так называемые "македонские комитеты", своей пропагандой совершают в Македонии такие же кровопролития, о которых заговорила и говорит вся образованная Европа»25.

Из этих слов видно, что не стоит возлагать всю вину на албанцев и их дикий нрав. Османские власти в указанный период сами поощряли подобные отношения между народами, населявшими Косово и другие части империи. Сербское правительство со своей стороны также пропагандировало и активно воплощало в жизнь политику выселения албанцев из независимой Сербии. Болгары в своих притязаниях на македонские земли подливали масла в огонь, поощряя кровопролитие в Косово. И зачастую вследствие подобной неразумной политики государств крайними оказывались простые граждане, которым по сути нечего было делить.

В подтверждение этих слов хотелось бы еще раз процитировать С. Гопчевича, который писал, что народ в Старой Сербии и Македонии «настолько миролюбив, что от него лично нельзя ожидать протеста, если только он не вызовется чужим влиянием»26. Это еще раз доказывает, что политика участвующих в процессе стран играла не последнюю роль в разжигании межнациональной вражды.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Задохин А. Г., Низовский А. Ю. Пороховой погреб Европы. М., 2000. С. 5.

2 Мило]евик М. Одломци исторще Срба и српских ]угославенских земала у Турсщ и Аустрщи. Београд, 1872. С. 395.

3 Трепа каига «Друштва Светога Саве». Београд, 1887. С. 203.

4 Там же. С. 204-205.

5 Нушик Б. Косово. Опис земле и народа. Нови Сад, 1902. С. 77.

6 Там же. С. 83.

7 Гопчевич С. Старая Сербия и Македония. Историко-этнографиче-ское исследование Спиридона Гопчевича. СПб., 1899. С. 264.

8 Там же. С. 10.

9 Батаковик Д. Косово и Метохща у српско-арбанашким односима. Београд, 2006. С. 42, 44.

10 Нушик Б. Косово... С. 76.

11 URL: http://www.sanu.ac.rs/Izdanja/Kosovo/09MihailoVqjvodic.pdf

12 Батаковик Д. Косово и Метохща у српско-арбанашким односима. С. 45.

13 Там же. С. 46.

14 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 400. Оп. 4. Д. 300. Л. 3об.-4.

15 Батаковик Д. Косово и Метохща у српско-арбанашким односима. С. 104.

16 Jагодиh М. Српско-албански односи у Косовском вилаjету (18781912). Београд, 2009. С. 141.

17 URL: http://www.sanu.ac.rs/Izdanja/Kosovo/05DjordjeMikic.pdf

18 Jагодиh М. Српско-албански односи. С. 134.

19 Там же.

20 Подробнее см.: Нушик Б. Косово. С. 76-77.

21 Независимость Албании в общебалканском контексте: к 100-летию образования Албанского государства. М., 2014. С. 161-162.

22 Там же. С. 161.

23 Пештер - крупнейшее карстовое плато на Балканском полуострове и одно из самых больших в Европе, находящееся на юго-западе Сербии, в регионе Рашка (Санджак). В конце XIX - начале XX в. область Пештер входила в Косовский вилайет.

24 Ippen Th. Novibazar und Kosovo: das alte Rascien, eine Studie. Vienna, 1892. S. 111-115.

25 Гопчевич С. Старая Сербия. С. XIII.

26 Там же. С. IX.

Sergeenko E. S. Interactions between Albanians and Serbs in Kosovo in the Late Nineteenth and Early Twentieth Centuries

The article describes interactions of Albanians and Serbs in Kosovo in the late nineteenth - early twentieth centuries. Special attention is paid to testimonies of how the situation in Kosovo was estimated by contemporaries.

Keywords: Kosovo, Serbs, Albanians, Zulüm, Ottoman Empire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.