Е. С. Сергеенко (Москва)
Помощь Сербии школам Косово в конце XIX — начале XX в.
Статья посвящена проблеме финансовой поддержки Сербии школам в Косово в конце XIX — начале XX в. Автор обращает особое внимание на роль сербских консульств, существовавших в Османской империи, в этот период. Ключевые слова: Сербия, Косово, сербские школы, финансовая поддержка, сербское консульство в Приштине, сербская пропаганда.
Период, последовавший за Берлинским конгрессом (1878 г.) и длившийся около 30 лет, можно смело назвать важнейшим в подготовке Сербии к присоединению косовских земель. С середины XIX в. сербские руководители мечтали о создании нового сербского государства, территория которого включала бы «все населенные сербами области», от Боснии до Косово. Соответствующие программы в целом базировались на сочинении Илии Гарашанина «Начертание», впервые опубликованном в 1844 г. и ставшем, по сути, «основой развития сербской государственной идеи»1.
Однако определиться с границами будущего государства (как и воплотить мечту в жизнь) удалось не сразу. Современный сербский историк Биляна Вучетич считает, что начало было положено правительством напредняков в 1884 г., когда Сербия официально и « легально» приступила к пропагандистской деятельности в Старой Сербии, о чем свидетельствуют донесения главы Призренской духовной семинарии Петра Костича2. Другой сербский историк, Ду-шан Батакович, полагает, что окончательно в своих планах по присоединению Косово Сербия утвердилась в 1885 г. — после поражения в войне с Болгарией и вынужденного отказа от продвижения в направлении Македонии. В целом современные историки сходятся во мнении, что на активность Сербии в Косово повлияло несколько факторов. Первый из них — болгарская пропаганда в спорных ма-
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-31-01003а1 «Вынужденное соседство — добровольное приспособление в дипломатических и межнациональных отношениях в Центральной и Юго-Восточной Европе, XVIII—ХХ вв.»).
кедонских землях (в том числе через школы), а также споры Сербии и Болгарии в церковных вопросах. Активность болгар на жизненно важных для сербов территориях, а именно в Старой Сербии, отмечал еще сербский историк Милош Милоевич, который «предложил Милутину Гарашанину (будущему министру внутренних дел и главе правительства. — Е. С.) начать распространение сербской национальной идеи, а также и защиты старых сербских земель от болгарской пропаганды»3. После судьбоносного 1878 г. соперничество сербов и болгар в Косовском вилайете перешло на новый уровень. В подтверждение можно привести слова сербского консула в Приштине, который писал 7 января 1890 г. о том, что «болгары с помощью подкупа местных (в Скопье. — Е. С.) турецких властей мешают работе сербских учителей, а также способствуют закрытию сербских школ»4. Ко второму фактору часто относят невозможность действовать в западном направлении, где находилась более сильная Австро-Венгрия5.
Документальное подтверждение намерений Сербии появилось в 1885 г., когда глава правительства Милутин Гарашанин составил документ под названием «Руководство по сохранению влияния Сербии в Македонии и Старой Сербии» (серб. «Упутства за државаае утицаjа Србще у Македонии и Староj Срби_)и»). В соответствии с документом, нужно было усилить работу в школах и церквях данной области и тем самы\м оказать поддержку сербскому населению6. Что касается финансовой стороны, то, по мнению автора плана, Сербии требовалось от 100 до 150 тыс. дин. (по другим данным от 100 до 25 тыс. дин.7) на успешное проведение пропагандистской работы. В эту сумму входило финансирование школ и учителей. Незамедлительно на выплаты учителям в бюджете было выделено 15 000 дин. Современный сербский историк С. Неделько-вич считает эту сумму недостаточной, так как на 40 дин. в год (а по его подсчетам именно столько в среднем получал учитель в Косово от сербского правительства) должна была существовать вся семья учителя8. Однако больше по экономическим причинам (траты на войну с Болгарией, частые закрытия границы Венгрии для ввоза сербского скота и т. д.) сербское правительство выделить не могло. Также следует отметить, что эти выплаты осуществлялись непрерывно, вне зависимости от финансовых трудностей, испытываемых Сербией. Документ, составленный М. Гарашанином, по сути оставался руководством, по которому велась работа в Османской империи вплоть до начала ХХ в.9
Состояние сербских школ в Косово в XIX в., а также условия существования их «персонала» и впрямь были незавидными. Из-за постоянного недостатка средств на выплату зарплаты учителям и книг школы не имели возможность качественно обучать детей. Зачастую занятия в школах часто проводили не квалифицированные учителя, а просто грамотные торговцы10.
Первую крупную финансовую помощь школы получили еще в ноябре 1852 г., когда Министерство просвещения приняло решение отправить школам Приштины и Вучитрна «по 432 учебника и денежную помощь в размере 100 талеров, которая была направлена на содержание учителей». Еще через три года подобную помощь получили школы в Пече. В конце 1852 г. сербское правительство учредило постоянную сумму помощи школам в Косово, которая составила 600 талеров; а уже в 1853 г. она была увеличена до 710 талеров (талер или союзный талер был денежной единицей, использовавшейся на территории Германской империи и Австро-Венгрии вплоть до конца XIX в.)11.
После получения независимости в 1878 г. Сербия не перестала уделять внимание образовательному процессу в старосербских землях, так как «культурно-просветительская деятельность (Сербии. — Е. С.) представляла собой основное оружие» в воплощении в жизнь сербской национальной политики12. Однако война за независимость сильно отразилась на финансовом положении княжества, поэтому в годы Восточного кризиса (1875-1878) и сразу после него оно не имело возможности помогать школам. По этой причине и по причине нехватки средств на оплату работы учителей многие школы в Косово и Метохии были закрыты13.
За работой косовских школ и их обеспечением следили сразу несколько структур. В первую очередь Министерство иностранных дел, в котором с 1889 г. существовал Политико-просветительский отдел, отвечавший за пропагандистскую и просветительскую деятельность в Старой Сербии и Македонии и финансировавшийся из бюджета Королевства Сербия. Министерство просвещения и церковных дел также участвовало в финансировании косовских школ, а в период с 1887 по 1889 г. в нем существовал Отдел по сербским школам и церквям вне Сербии. Третьим, менее официальным органом было Общество Святого Саввы, существовавшее, в том числе, за счет средств, выделяемых МИД Сербии14. В ведении общества, основанного в 1886 г., к 1888 г. находились 12 школ вне Сербии, на содержание которых Общество затрачивало сумму в 2600 дин., не за-
бывая при этом выделить средства на зарплату учителям (в размере 1700 дин.), направленным на работу в эти школы. Средства Общество Св. Саввы получало из добровольных пожертвований, которые делали как сербские официальные, так и простые граждане, имевшие возможность сделать взнос через специальные ящики, установленные в церквях15.
Важная роль в осуществлении образовательного процесса в Косово отводилась сербским консульствам, которые должны были осуществлять сбор данных о школах, сообщать об их нуждах, поддерживать контакты с учителями и местными жителями, а также передавать деньги на содержание школ. Еще М. Гарашанин в своем «Руководстве...» 1885 г. указывал на расширение консульской сети в Османской империи как на важный фактор развития школ в Косово16. После заключения консульской конвенции с Портой в 1886 г. Сербия получила возможность открыть несколько консульств в европейской Турции: в Битоле, Скопье (с 1888 г. административный центр Косовского вилайета), Салониках и с 1889 г. в Приштине. Но были попытки открыть еще одно консульство: в Призрене, где особенно активизировались албанские националисты, а также «из-за претензий Черногории на Призрен»17. Однако договориться с османскими властями так и не удалось, а без фирмана консульство открыто быть не могло. Сербии пришлось активизировать свою деятельность в Скопье и Приштине.
Работа приштинского консульства представляется наиболее значимой. В 1891 г. министр иностранных дел Михаило Джорджевич созвал специальную консульскую конференцию, на которой были определены задачи консулов. Помимо стандартного сбора данных и обеспечения школ книгами и учителями, консульства должны были определять места, где требовалось открыть школы, а также составлять проект бюджета для осуществления вышеперечисленных задач. Кроме того, за каждым консульством закреплялась определенная территория, проблемами которой оно должно было ведать. Помимо Косовского вилайета в сферу работы консульств вошли Битольский и Салоникский вилайеты18, где проживали сербы и, следовательно, существовала нужда в школах.
В разное время в консульстве Приштины работали выдающиеся сербские политики, общественные деятели и дипломаты. Первыми консулами были Лука К. Маринкович (с ноября 1889 по июнь 1890 г.) и Тодор Станкович (с июня 1890 по декабрь 1892 г.), которые первыми выявили проблемы косовских школ. В своем донесе-
нии от 5 ноября 1890 г. Т. Станкович сообщает о закрытии школ в Приштине и Добротине, а также о немногочисленности учеников в уже существующих школах. Так, в школах Приштины имелось 108 учеников, в Гнилане 195 (150 мальчиков и 45 девочек), в Вучитрне 83 (78 мальчиков и 5 девочек), в Грачанице, Добротине, Гуштери-це, Неродимле и Штрпце в среднем было по 30 учеников, преимущественно мальчиков. Столь скудное число учеников Станкович связывает с тем, что общины и церкви не всегда помогают школам финансово и груз финансирования ложится на плечи родителей, и, следовательно, дети из малоимущих семей не имеют возможности
19
ходить в школу19.
Среди приштинских консулов был сербский писатель и дипломат Бранислав Нушич (консул с 1893 по 1897 г.). После завершения службы он издал отельный труд под названием «Косово. Описание страны и народа» (Нови Сад, 1902), в котором он также сообщает, что «учительские зарплаты очень малы, так как приходским общинам не хватает средств на содержание школ». Зарплата же учителей в деревнях часто «натуральная», и «сельский учитель вместо зарплаты получает пшено, куриц, яйца, ягнят, брюки и т. д.». Самая же большая зарплата, которую платят общины в городах, варьируется «от 250 до 300 грошей в месяц, но есть и сельские учителя, которые, помимо пшена, не получают деньгами больше 400-500 грошей
в год»20.
Таким образом, было выявлено несколько ключевых проблем, с которыми сталкивались ученики и учителя в школах Косово: сравнительно небольшое количество школ и их периодическое закрытие, нехватка учебной литературы и средств для выплаты зарплаты учителям, а также недостаток квалифицированных педагогов.
Итак, первостепенной задачей сербских властей в конце XIX в. была подготовка кадров для проведения занятий. Таким образом, отдельной статьей расходов Министерства просвещения было обучение будущих учителей, на которое в 1880 г. министерство выделило из своего бюджета 15 243 дин.21 Содержание учителей в общинах соседних Османской империи и Черногории также не оставалось без внимания. Так, несмотря на финансовые трудности, вызванные Восточным кризисом 1875-1878 гг., в бюджете Министерства просвещения Сербии на 1878 г. на их содержание значилась сумма в 12 000 грошей (тур. куруш). Такую же сумму выделили на 1879 г., а в период с 1880 по 1883 г. финансовая помощь составила 5052 дин.22
Особое место в бюджете Министерства просвещения занимала Призренская духовная семинария, которая в годы Восточного кризиса и после него играла роль не только посредника между Сербией и учебными заведениями Косово, но и духовно-просветительского центра. На содержание семинарии ежегодно выделялась сумма в 660 талеров23.
Со временем для учителей, преподававших в школах Косово, были утверждены несколько категорий с соответствующей зарплатой. Так, уже в начале ХХ в. годовая заработная плата варьировалась от 840 дин. (для начинающих учителей) до 3440 дин. (для учителей со стажем свыше 27 лет)24.
Помимо трат на обучение и зарплаты учителей выделялись средства на выплату стипендий способным ученикам. Сохранившиеся данные сообщают, что на 1883/1884 учебный год 25 стипендиатам из Призренской духовной семинарии было выплачено 4800 золотых динаров25. Позднее, в 90-е годы XIX в., выплаты правительства Сербии ученикам-стипендиатам стали регулярными и варьировались от 30 до 50 динаров в месяц. В качестве мотивирующего элемента использовался своеобразный метод «кнута и пряника»: если оценки за 2 или 3 месяца обучения были низкими, но все еще положительными, то стипендия уменьшалась на 5 динаров, а в случае получения учеником отрицательной оценки его стипендия урезалась на 10 динаров26.
Отдельной статьей расходов на так называемое «просвещение» в Косово можно считать расходы на печать книг и учебников для косовских школ. Несмотря на различные трудности, связанные с получением разрешения от османских властей на ввоз книг из Сербии, учебная и другая литература попадала в старосербские школы. Уже в 1878 г. бюджет Министерства просвещения выделил на книги, посылаемые в Косово, 33 000 грошей. Книги получили Призренская духовная семинария, а также обычные школы в городах Призрен и
Печ27.
Однако привозить книги из Сербии было невыгодно и неудобно, так как сначала они должны были пройти экспертизу в Стамбуле. Препятствия чинили и местные власти Косовского вилайета, которые требовали дополнительные документы, доказывающие правомерность ввоза книг из Сербии на его территорию. В 1885 г. Порта разрешила ввоз некоторых сербских книг для школ. В Государственной типографии Сербии было напечатано 143 тыс. книг стоимостью 68 846 дин. и 60 пара28.
Тем не менее через некоторое время снова появились трудности при ввозе книг, поэтому конечной целью сербских правящих кругов стало открытие типографий на территории Османской империи. В этой связи правительство Сербии в 1885 г. поставило своему посланнику в Стамбуле, Саве Груичу, задачу договориться об открытии типографий в Стамбуле, Салониках, а также в Скопье и Призрене. Став консулом в Приштине, Бранислав Нушич также поддержал идею открытия там типографии на средства из бюджета Сербии29. В январе 1890 г. он писал министру иностранных дел С. Груичу, что есть ряд причин важности открытия собственной типографии в Косово, а именно тот факт, что «в Приштине уже около 20 лет работает школа и среди сербского населения наблюдается высокий уровень грамотности», а также и то, что местные жители охотно берут читать газеты и литературу в консульстве. Более того, железная дорога, связывающая Приштину с Качаником и Митровицей, могла бы способствовать распространению книг в других районах, где также есть шко-лы30. В итоге первая типография на территории Косово была открыта в Приштине 1 марта 1890 г. Чуть позднее аналогичную типографию открыли в Призрене31. По плану Нушича, который одобрил министр иностранных дел, в типографии учреждалась должность распространителя книг, в обязанности которого входила продажа книг (как сербских, так и турецких и даже «католических») в удаленных районах Косово. На эту должность был устроен Стеван Маркович, учитель и типограф из Приштины, пользовавшийся доверием сербского консульства и лично консула Нушича. Марковичу была назначена зарплата в 500 дин. в год, а также единовременная выплата в 200 дин. « на открытие типографии»32.
В целом на помощь типографиям в Приштине и Призрене Министерство просвещения Сербии выделило 4000 дин., что было равнозначно ежемесячной сумме от 80 до 120 дин.33
Безусловно, типографии не могли принести значительную прибыль, так как покупательная способность сербского населения в Косово была невысока. Однако от их существования была польза для ведения пропагандисткой (или, как ее принято было называть, «просветительской») деятельности.
Для реализации своих внешнеполитических замыслов сербские руководители использовали разные методы. Со стороны Сербского государства оказывалась помощь школам Косово, где учились сербские дети. Специально для косовских школ сербские типографии печатали книги, а руководство страны добивалось
разрешений от Порты на ввоз книг и учебников; учителя, работавшие в косовских школах, получали зарплату за счет сербской финансовой помощи, а если учителей не хватало или их квалификации было недостаточно для проведения занятий, их присылали из Сербии; были среди учителей и добровольцы, которые ехали обучать сербских учителей и детей в Османскую империю по собственному желанию.
Однако было бы ошибочным считать, что все вышеперечисленные акции носили исключительно благотворительный характер. Своими действиями Сербия пыталась не только, как она заявляла, «защитить» своих собратьев и исторически и духовно значимые для сербов объекты, но и проводить пропагандистскую работу среди сербского населения Косово. Не стоит забывать и о том, как мало учеников реально получало полное школьное образование. По свидетельствам Б. Нушича, число учеников в сельских школах было непостоянным и часто в одной и той же школе разнилось в течение года, так как «сельские дети, с удовольствием посещающие школу зимой, с наступлением весны чаще идут работать в поле». По подсчетам дипломата, «от общего числа учеников, записавшихся в школу в начале учебного года, до экзаменов доходит меньше трети». В селах же число учеников уменьшается от класса к классу. Из данных, которыми располагал Нушич, следует, что «в начале учебного года 1895-96 в первый класс средней школы записалось 223 ученика, а четвертый (последний. — Е. С.) класс окончили 75, и это обычное дело; можно сказать, что едва ли 35 человек из 100 записавшихся в школу оканчивают ее»34. Сохранились данные и по школе в Призрене. Так, в 1906/1907 учебном году в первый класс записалось 32 ученика, 9 из которых бросили учебу в течение года, а продолжили обучение лишь 14 из них. Во второй же класс записались всего 10 учеников, и один из них так и не до-
35
шел до экзаменов35.
Примечательно и то, что в самой Сербии на рубеже XIX-ХХ вв. число грамотного населения не превышало отметки в 30%36; это лишний раз доказывает, что образование сербского населения Косово как таковое не играло решающей роли в «благотворительной» деятельности Сербии в регионе и способствовало осуществлению совершенно иных задач.
Тем не менее помощь Сербии школам Косово в конце XIX — начале XX в. выступала в качестве одного из способов расширения влияния Белграда в регионе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Никифоров К. В. Историография программы «Начертание» // Славяне и Россия: исторический контекст и проблемы историографии. М., 2015. С. 46.
2 Вучетик Б. Наша ствар у Османском царству. Београд, 2012. С. 25.
3 Неделковик С. Косово и Метохща у плановима бугарске пропаганде (1870-1878) // Српске студще. Београд, 2012. IV. С. 64.
4 Перуничик Б. Писма српских конзула из Приштини (1890-1900). Београд, 1985. С. 39.
5 По мнению историков Д. Батаковича, П. А. Искендерова и других, Сербия окончательно отказалась от планов «завоевания» Боснии и Герцеговины и сосредоточила внимание на Косово в 1881 г., когда заключила с Австро-Венгрией Тайную конвенцию, в которой и был задокументирован ее отказ. См.: БатаковикД. Т. Стара Србща (Косовски вила]ет) у српсюу дипломатии (1878-1912) // Два века модерне српске дипломатще. Београд, 2013. С. 177; Искендеров П. А. Сербия при Обреновичах // В «пороховом погребе» Европы. 1878-1914. Москва, 2003. С. 166.
6 Батаковик Д. Т. Косово и Метохща. Исторща и идеологща. Београд; Ваъево; Србиае, 1998. С. 68-69.
7 Тимофеев А. Крест, кинжал и книга: Старая Сербия в политике Белграда (1878-1912). СПб., 2007. С. 40.
8 Неделковик С. Србща и Косово и Метохща (1856-1897). Ниш, 2012. С. 253-254.
9 Тимофеев А. Крест, кинжал и книга... С. 40.
10 Неделковик С. Србща и Косово и Метохща... С. 36-37.
11 Там же. С. 37-38.
12 Там же. С. 10.
13 Там же. С. 209, 211.
14 Вучетик Б. Наша ствар у Османском. С. 28.
15 Тимофеев А. Крест, кинжал и книга. С. 93.
16 Там же. С. 41.
17 Батаковик Д. Косово и Метохща у српско-арбанашким односи-ма. Београд, 2006. С. 129.
18 Вучетик Б. Наша ствар у Османском. С. 29-30.
19 Перуничик Б. Писма српских конзула. С. 103-104.
20 Нушик Б. Косово. Опис земъе и народа. Нови Сад, 1902. Св. 1. С. 116-117.
21 Неделковик С. Србща и Косово и Метохща... С. 221.
22 Там же. С. 212.
23 Там же. С. 213.
24 Сти]овик М. Српско школство на Косово и Метохщи према извешта]има српског конзулата у Приштини // Косовско-метохщски зборник 4. Београд, 2011. С. 107-108.
25 Неделковик С. Србща и Косово и Метохща... С. 221.
26 Там же. С. 388.
27 Там же. С. 219-220.
28 Там же. С. 251.
29 Сти]овик М. Српско школство на Косово. С. 103.
30 Перуничик Б. Писма српских конзула... С. 83.
31 Зарковик В. Отвараае прве српске каижаре у Приштини 1890. године // Баштина. Приштина; ЛепосавиЙ, 2010. Св. 28. С. 169, 170.
32 Перуничик Б. Писма српских конзула из Приштини. С. 84-86.
33 Зарковик В. Отвараае прве српске каижаре... С. 169, 175.
34 Нушик Б. Косово. Опис земле и народа. С. 120.
35 Симик М. Школство у Призрену у периоду од 1906. до 1909. године // Баштина. Приштина; ЛепосавиЙ, 2013. Св. 35. С. 271.
36 Шемякин А. Л. Сербия и сербы накануне Балканских войн глазами русских (к дискуссии о «современном» государстве) // Человек на Балканах накануне и во время Балканских войн (1912-1913). М., 2012. С. 132.
E. S. Sergeenko
Serbia's financial help to the schools in Kosovo at the end of the 19th — the beginning of the 20th century
The article is devoted to the problem of financial support of schools in Kosovo provided by Serbia at the end of the 19th — the beginning of the 20th century. The author pays special attention to the role of Serbian consulates operating in the Ottoman Empire at that period. Key words: Serbia, Kosovo, Serbian schools, financial support, Serbian consulate in Pristina, Serbian propaganda.