Научная статья на тему 'Римская архитектура как форма выражения диалога культур'

Римская архитектура как форма выражения диалога культур Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
648
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ РИМЛЯН / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Римская архитектура как форма выражения диалога культур»

Зверев Е.М., исторический факультет Научный руководитель: к.ф.н., доцент А.Н.Маленьких

Римская архитектура как форма выражения диалога культур

За тысячелетие своего существования древнеримская цивилизация выработала свой неповторимый стиль, элементы которого позднее воплотились в зодчестве великих мастеров Возрождения и европейской архитектуре последующих эпох. Универсальность и многофункциональность стиля были выработаны вследствие диалога культур Рима с покорёнными народами.

Для строений римского стиля характерны монументальность, пышная отделка зданий и стремление к строгой симметрии. Примечателен интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. В наши дни выработанная тенденция продолжается в постройках административных зданий и развлекательно-оздоровительных комплексов. В особенности своевременны элементы римской архитектуры при проектировании гостиниц, поскольку в наши дни востребованность гостиничных застроек в сравнении с административными зданиями значительно возросла в связи с ростом туризма.

Цель нашего исследования - показать универсальность созданной римлянами архитектурной стилистики на основе диалога культур как в плане практичности, так и в плане эстетической красоты. В задачи исследования входят такие аспекты, как анализ диалога культур между римской культурой и другими культурами, а также выявление элементов ушедшей цивилизации, которые и по сей день продолжают активно присутствовать в архитектуре.

Прежде чем говорить о сути нашего исследования, следует определиться с понятиями. Что такое «диалог культур» и «диалог» в целом? «Диалог (греч. diálogos - беседа) - это информативное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание» (Новейший Философский словарь, с.41). «Диалог - это переговоры, свободный обмен мнениями, например, политический диалог» (БЭС, с. 111). Что же такое «диалог культур»? «Диалог культур - это взаимодействие различных культур между собой, взаимосотворение культурного пространства». (Социологический словарь). В дальнейшей работе мы будем отталкиваться от этих понятий.

Значительную роль в исследовании играют исторические данные. Во II веке до н.э., вслед за Карфагеном, последовал захват Греции - первое значительное территориальное приобретение нарождавшейся имперской системы. С греками - «рабами» и наёмными «специалистами» в Рим приходит эллинская культура, а вместе с ней роскошь, утончённость в быту и жилище. Тогда же Рим приступает и к систематическому освоению наследия греческой архитектуры. Применение новых конструктивных элементов и объёмно-пространственных

форм заставило римских зодчих искать особые, до того неизвестные приёмы достижения художественной выразительности сооружений.

Межкультурная коммуникация римлян с другими народами привела к созданию шести архитектурных ордеров и арочно-ордерной ячейки. Архитектурный ордер - художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закреплённая традицией в нескольких вариантах, отличающихся общим характером композиции, строго установленными составом, формой и взаиморасположением элементов, а также своими профилями и орнаментом. От Греции Рим позаимствовал дорический, ионический и коринфский ордера, от этрусков - тосканский. Непосредственно римскими являются итало-коринфский и композитный (сочетание ионического и коринфского ордеров). В конечном итоге сложились отличные по форме от греческих римские ордерные системы. Арочно-ордерная ячейка -универсальный базовый объёмно-пространственный элемент, разработанный в архитектуре Рима для создания крупных общественных сооружений. Арочно-ордерная ячейка состоит из трёх основных частей: стены с арочными проёмами, ордера, оформляющего эту стену, и расположенного выше свода, организующего перекрытие между ярусами сооружения.

Элементы перечисленных ордеров и арочно-ордерной ячейки присутствуют во многих архитектурных ансамблях, но если рассматривать данный вопрос в контексте современности, то популярностью пользуются, в первую очередь, гостиницы, поскольку, в отличие от прочих административных зданий, они не только отличаются практичностью внешнего оформления, но зачастую целенаправленно стилизованы под культурные особенности Древнего Рима. Арки, колонны, отверстие в крыше, через которое падает свет - всё это непосредственно задаёт тон «архаики» и подчёркивает у постояльцев ощущение косвенной «причастности» к истории.

На сегодняшний день в зодчестве сложились два глобальных стиля. Первый - это классическая стилевая архитектура, основанная на так называемом «античном ордере». Второй глобальный стиль - «современное движение» XX века, известное как авангард или модернизм. Авангард в первой трети XX века встал в оппозицию "ордерной классике". Ориентируясь на «левое» изобразительное искусство, а также на достижения научно-технического прогресса, новый стиль извлек из ордерной системы геометрические и конструктивные первоэлементы форм, отказавшись от традиционных декоративных элементов. Стремясь превзойти антиков в универсальности построек, модернисты создали, на их взгляд, «идеальные пропорции» в архитектуре, отказавшись, в свою очередь, от эстетической красоты. Именно за «незамысловатость» в возведении модернистская тенденция в современном мире преобладает над классической. Впрочем, это не означает, что архитектура «античного ордера» забыта: эта стилистика используется при возведении как административных зданий, так и эксклюзивных гостиниц. Таким образом, наследие римской архитектуры в наши дни приобрело статус «элитарности».

Если исходить из статистики современных застроек, то модернисты XX века выбрали верное решение, отказавшись от эстетизма в пользу практичности.

Однако стилевые особенности модернизма пребывают в постоянных изменениях. Например, уже в наши дни трудно увидеть на улице здание начала прошлого века. В отличие от модернизма и постмодернизма, «классический ордер» вобрал в себя «три основных начала», описанных древнеримским архитектором Витрувием: «прочность», «пользу» и «красоту». Именно последний фактор во многом определяет уникальность стилистики. Не исчезнув за тысячу лет после падения Римской империи, элементы представленной архитектуры имеют все возможности для дальнейшего своего существования.

Список источников и литературы

1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 2001 - с.111.

2. Голубцова Е.С. «Культура Древнего Рима», М.: Наука, 1985. - 628 с.;

3. Мусатов А.А. «Архитектура античной Греции и античного Рима», Учебное пособие, М.: Архитектура - С, 2006. - 144 с.;

4. Дусенко С.В. «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для индустрии туризма».

5. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы подготовки профессионалов 21 века в условиях гуманизации образования». Ханты-Мансийск, 2010. С. 116-124.;

6. Дусенко С.В., Коткова Е.Л. «Международный опыт как основа для разработки единых критериев и методик оценки гостиниц и других средств размещения».

7. Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции 26-27 ноября 2009 года «Проблемы развития внутреннего туризма в Центральной России: образование, менеджмент, планирование». Ярославль, 2010. С. 65-68.

8. Новейший философский словарь (НФС) / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philosophydic.ru/dialog (Дата обращения 01.09.2013)

Казанцева Е.Д., исторический факультет, 932 г.

Научный руководитель: к.фил.н., доцент А.Н.Маленьких

Стилистические особенности мультипликации Тима Бёртона

В данной статье рассматриваются стилистические особенности мультипликационных фильмов американского режиссёра и аниматора Тима Бёртона. Стиль творчества режиссера уникален - он включает в себя элементы экспрессионизма, романтизма, фильмов в стиле нуар, готического искусства, чёрного юмора и средневековых макабрических сюжетов.

Степень изученности этой темы не высока. Основными источниками для данной работы послужили статьи и рецензии кинокритиков о фильмах, интервью самого Тима Бёртона и актёров, работающих с ним.

Предметом исследования данной статьи является художественное своеобразие мультипликационного фильма 2005 года «Труп Невесты».

Для выполнения работы были использованы: историко-биографический метод - изучение биографии режиссера и установление связей между фактами его биографии и особенностями творчества, типологический метод - изучение, сопоставление и систематизация критических статей и рецензий на фильмы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.