Научная статья на тему 'РИХАРД ЗОРГЕ: МИФЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ'

РИХАРД ЗОРГЕ: МИФЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИТВА ПОД МОСКВОЙ / BATTLE OF MOSCOW / РИХАРД ЗОРГЕ / RICHARD SORGE / МАКС КЛАУЗЕН / ГУДЕРИАН / GUDERIAN / ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ / WESTERN FRONT / MAX CLAUSEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Юрий Александрович

Приводится информация Рихарда Зорге из Токио о том, что Япония в 1942 году не выступит против СССР, благодаря чему И.В. Сталин принял решение перебросить часть сил с Дальнего Востока осенью 1941 года на защиту Москвы. Указываются номера дивизий и морских стрелковых бригад, прибывших под Москву, и их конкретный вклад в защиту столицы.Information by Richard Sorge from Tokyo in 1942 is provided that Japan will not oppose the USSR, making I. V. Stalin to decide to transfer a part of the forces from the Far East in autumn 1941 for the protection of Moscow. The numbers of divisions and marine infantry brigades, which arrived to Moscow, and their specific contribution to the protection of the capital are provided.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИХАРД ЗОРГЕ: МИФЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ»

4 Схема не публикуется.

ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ КУЗНЕЦОВ Юрий Александрович — полковник в отставке (E-mail: knigolub1927@mail.ru)

РИХАРД ЗОРГЕ И БИТВА ПОД МОСКВОЙ

Имя Рихарда Зорге (1895, Баку — 1944, Токио) известно так широко, что оно давно уже стало синонимом понятия «советский разведчик». О нём написаны сотни статей и десятки книг на разных языках, сняты художественные и, если можно так сказать, документальные фильмы, военные историки посвятили ему немало исследований. При этом первое время после рассекречивания в советской историографии имя Зорге просто купалось в чистых лучах славы, с годами эти лучи стали как бы темнеть. Из преданного СССР душой и телом марксиста-интернационалиста Рихард под воздействием враждебной пропаганды стал постепенно превращаться в бабника, пьяницу, дебошира и уж, конечно, самое малое — в двойного агента. На этом фоне вклад Зорге и его резидентуры в победу Красной армии под Москвой, естественно, сильно бледнеет. Высказываются мнения, на первый взгляд, вполне аргументированные, что роль Зорге и его соратников, хотя они и были людьми мужественными и заслуживающими уважения, сильно преувеличена, ибо советскому руководству уже было известно по другим каналам о том, что Япония не выступит против СССР осенью 1941года, и сообщения Зорге уже ничего к этой информации не добавляли. Да и вообще японская Квантунская армия не представляла серьёзной опасности, поэтому переброску советских войск с Дальнего Востока осуществили раньше, а там оставили лишь силы для прикрытия границы. Автор предлагаемой вниманию читателей статьи, много лет собирающий материалы для книги о Рихарде Зорге, очищенной, как он полагает, от всех измышлений, бывший работник Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР убеждён, что именно Зорге и руководимая им резидентура сыграли существенную роль в обороне Москвы: переданная Зорге достоверная информация о том, что Япония до весны 1942года не откроет «второй фронт» против Советского Союза позволила Сталину принять одно из важнейших решений и в самый тяжёлый, решающий момент снять с Дальнего Востока часть войск для защиты столицы.

Для взвешенной оценки вклада Рихарда Зорге в битву за Москву надо вникнуть в обстановку того периода времени. Июль 1941года оставался для нас крайне тяжёлым месяцем, когда, несмотря на сопротивление, советские войска продолжали нести огромные потери и отступали. 29июля 1941года начальник Генерального штаба Г.К.Жуков, будучи на докладе у И.В.Сталина, предложил прежде всего укрепить Центральный фронт, взяв для этого три армии, при этом одну с западного направления.

«— Вы что же, — спросил И.В.Сталин, — считаете возможным ослабить направление на Москву?

— Нет, не считаю. Через 12—15дней мы можем перебросить с Дальнего Востока не менее восьми вполне боеспособных дивизий, в том числе одну танковую. Такая группа войск не ослабит, а усилит московское направление»1.

Известно, чем кончился этот разговор, мы же пока обратим внимание на тот факт, что Г.К.Жуков уже прикинул количество войск, которое можно было бы передислоцировать из состава Дальневосточного фронта для усиления московского направления. Однако И.В.Сталин промолчал относительно переброски войск с Дальнего Востока.

30июля 1941года Зорге (оперативный псевдоним Инсон) присылает в Москву шифртелеграмму №168 следующего содержания: «Источники Инвест и Интари сказали, что в порядке новой мобилизации в Японии будет призвано более чем 200000человек. Таким образом к середине августа месяца в Японии будет под ружьём около 2миллионов человек. Начиная со второй половины августа Япония может начать войну, но только в том случае, если Красная Армия фактически потерпит поражение от немцев, в результате чего оборонительная способность на Дальнем Востоке будет ослаблена. Такова точка зрения группировки Коноэ, но как долго намерен выжидать японский Генштаб, это трудно сейчас сказать.

Источник Инвест убеждён, что если Красная Армия остановит немцев перед Москвой, в этом случае японцы не выступят»2.

Но в июне ещё не было непосредственной угрозы Москве. Так что в Кремле вряд ли придали особое значение этой информации.

Но дни шли, положение становилось всё тревожнее, и вопрос о привлечении части сил с Дальнего Востока снова возник по инициативе Г.К. Жукова. Однако Верховный Главнокомандующий снова промолчал. В Москве с нетерпением ждали особо важную информацию из Токио о позиции Японии: откроет ли она на Дальнем Востоке «второй фронт» против СССР или нет. По сведениям, полученным советским руководством по разным каналам, было известно, что начиная с конца июня 1941года в Токио непрерывно шли совещания о том, в каком направлении наносить удар: на север — против СССР, или на юг — для захвата Бирмы, Борнео, Филиппин и т.д. Поэтому информация от Зорге (Инсона), поступившая в сентября 1941года, имела большое значение.

«Токио, 14сентября 1941 года

Источник Инвест выехал в Маньчжурию. Он сказал, что японское правительство решило не выступать против СССР в текущем году, но вооружённые силы будут оставаться в Маньчжурии на случай возможного выступления будущей весной, в случае поражения СССР к тому времени.

Инвест заметил, что СССР может быть абсолютно (слово неразборчиво) свободен после 15сентября.

Источник Интери [Ё.Мияги] сообщил, что один из батальонов 14пех[отной] дивизии, который должен быть отправлен на север, остановлен в казармах гвардейской дивизии в Токио.

Из писем офицеров и солдат, получаемых из пограничной линии в секторе Ворошилов, известно, что они оттянуты в район Муданьцзян.

№ 86 — Инсон»3.

«Токио, 11 сентября 1941 года

Германский посол Отт потерял всякую надежду на выступление Японии против СССР. Сиратори (бывший посол Японии в Италии, в данное время работает в МИД) сказал Отту [германскому послу в Токио], что если Япония начнёт войну, то только на юге, где они смогут получить сырьё — нефть и металлы...

Один из друзей В[оенно-]Морского флота сказал Паула [морской атташе германского посольства в Токио], что выступление Японии против СССР больше не является вопросом. Моряки не верят в успех переговоров Коноэ [премьер Японии] с Рузвельтом и подготавливаются к выступлению против Тай и Борнео. Он думает, что Манила должна быть взята, а это означает войну с Америкой.

№87 — Инсон»4.

Обращает на себя внимание тот факт, что шифровку, подготовленную 11сентября, Зорге не посылал в Центр до тех пор, пока сообщение о позиции Японии в отношении СССР не будет подтверждено его ближайшим соратником Ходзуми Одзаки, которому он полностью доверял. Только получив от него полностью достоверные сведения, Зорге посылает все три телеграммы в Москву. Причём сперва он посылает информацию, полученную от Одзаки, которому полностью доверял, и только следом за ней информацию, полученную от посла Отта:

«Токио, 14 сентября 1941 года

По мнению посла Отта, выступление Японии против СССР теперь уже вне вопроса. Япония сможет выступить только в случае, если СССР перебросит в большом масштабе свои войска с Дальнего Востока.

В различных кругах начались резкие разговоры об ответственности за мобилизацию в большом масштабе и по поводу содержания огромной Квантунской армии, которые, несомненно, принесут стране большие экономические и политические затруднения.

№ 90 — Инсон»5. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1969. С. 300.

2 Дело Рихарда Зорге. Неизвестные документы / Публикация, вступ.статья и комментарии А.Г.Фесюна. СПб.; М., 2000. С. 127.

3 Там же. С. 131.

4 Там же. С. 132.

5 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.