Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИИ КОНТРОЛЯ АНТИМИКРОБНОЙ ТЕРАПИИ В ФГБУ «НМИЦ ОНКОЛОГИИ ИМЕНИ Н.Н. БЛОХИНА» МЗ РОССИИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИИ КОНТРОЛЯ АНТИМИКРОБНОЙ ТЕРАПИИ В ФГБУ «НМИЦ ОНКОЛОГИИ ИМЕНИ Н.Н. БЛОХИНА» МЗ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Епифанова Н.Ю., Дорошев И.А., Колесникова О.С., Мукашева З.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИИ КОНТРОЛЯ АНТИМИКРОБНОЙ ТЕРАПИИ В ФГБУ «НМИЦ ОНКОЛОГИИ ИМЕНИ Н.Н. БЛОХИНА» МЗ РОССИИ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МДС, из удаленного катетера был выявлен рост Staphylococcus hominis 103 КОЕ/мл, и у 1 (25%) из 4 пациентов с ОМЛ — Micrococcus luteus 103 КОЕ/мл. На втором индукционном курсе частота КДИ у больных МДС высокого риска и ОМЛ-МД составила 58 и 43% соответственно, с аналогичным распределением по структуре. При проведении курсов консолидирующей ХТ, в объединенных группах МДС и ОМЛ-МД, частота развития инфекционных осложнений составила 32 и 26%. Проведен анализ факторов, ассоциированных с развитием инфекций, у больных МДС высокого риска и ОМЛ-МД на курсах ХТ. Статистически достоверными были гипоальбуминемия (p=0,005)

и выявление цитогенетических аномалий, относящихся к группе плохого и очень плохого цитогенетического риска (^=0,004).

Заключение. Частота инфекционных осложнений среди пациентов МДС высокого риска и ОМЛ-МД на различных этапах ХТ была сопоставима. Наибольшая частота их развития отмечалась в период первого индукционного курса ХТ, с преобладанием пневмоний. Факторами, ассоциированными с развитием инфекционных осложнений, на всех этапах ХТ стали гипоальбуминемия и выявление ци-тогенетических аномалий, относящихся к группе плохого и очень плохого цитогенетического риска.

Блудова А.Е., Кохно А.В., Клясова Г.А., Паровичникова Е.Н

ИНФЕКЦИОННЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ НА ПЕРВОМ КУРСЕ ХИМИОТЕРАПИИ (ХТ) У БОЛЬНЫХ МИЕЛОДИСПЛАСТИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ ВЫСОКОГО РИСКА (МДС) И ОСТРЫМ МИЕЛОБЛАСТНЫМ ЛЕЙКОЗОМ С ИЗМЕНЕНИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ

С МИЕЛОДИСПЛАЗИЕЙ (ОМЛ-МД)

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва

Введение. Инфекции относятся к частым осложнениям, возникающим у больных МДС высокого риска и ОМЛ-МД в период проведения химиотерапии (ХТ).

Цель. Сравнить частоту и характер инфекционных осложнений у больных МДС высокого риска и ОМЛ-МД на первом курсе химиотерапии (ХТ).

Материалы и методы. Исследование было выполнено в НМИЦ гематологии в период с 2007 по 2022 год и включало пациентов с диагнозом МДС высокого риска и ОМЛ-МД. Анализ инфекционных осложнений был проведен после курсов монотерапии гипо-метилирующими препаратами (ГМП) Азацитидином (Aza) (n=40) или Децитабином (Dac) (n=17), и низкодозной ХТ с гипометилиру-ющим праймингом Aza-Ida-Ara-C (n=21) или Dac-Ida-Ara-C (n=10). Частота и структура инфекционных осложнений в группе пациентов, получивших терапию ГМП в монорежиме, была сопоставима (р=0,145), что позволило нам объединить их в одну группу. Аналогичная ситуация наблюдалась в группах пациентов, получивших курс Aza-Ida-Ara-C и Dac-Ida-Ara-C (р=1,000). Таким образом, дальнейший анализ основан на сравнении групп пациентов, получивших терапию ГМП в монорежиме и комбинированную ХТ.

Результаты. В исследование было включено 88 пациентов (45 мужчин, 43 женщины) в возрасте от 18 до 85 лет (медиана —— 55 лет). Монотерапия ГМП была проведена 57 (65%) пациентам, комбинированная — 31 (35%). На первом курсе монотерапии преобладали пациенты старше 60 лет (61%, n=23 vs. 13%, n=4, р<0,001), с диагнозом МДС высокого риска (84%, n=32 vs. 26%, n=8, р<0,001), гипоклеточным костным мозгом (45%, n=17 vs. 16%, n=5, р=0,012), количеством тромбоцитов <20х109/л (29%, n=11 vs. 3%, n=1, р=0,006), лейкоцитов <4х109/л (74%, n=28 vs. 52%, n=16, р=0,058). Инфекции на первом курсе ХТ возникли

у 67% (n=38) пациентов на монотерапии ГМП и у 100% (n=31) пациентов на комбинированной ХТ (р<0,001). Развитие агранулоцитоза (лейкоциты <1х109/л) осложнило течение первого курса ХТ у 37% (n=14) и 87% (n=27) пациентов на курсах монотерапии и комбинированной, соответственно (р<0,001). В обеих группах преобладали клинически доказанные инфекции (КДИ) (79%, n=30 и 74%, n=23), далее следовали лихорадка неясной этиологии (11%, n=4 и 13%, n=4), инфекции кровотока (5%, n=2 и 13%, n=4). Ведущую позицию среди КДИ занимали пневмонии (70%, n=21 и 74%, n=17), при этом среди пациентов на курсе комбинированной ХТ в 41% случаев пневмония сопровождалась развитием острой дыхательной недостаточности (ОДН). Пневмоцистная пневмония была диагностирована в 5% (n=1) и 12% (n=2) случаев, ле-гионеллезная —— в 5% (n=1) и 6% (n=1) соответственно. Инвазивный ас-пергиллез выявлялся у 2 (5%) пациентов МДС на курсе монотерапии ГМП. Частота герпесвирусных инфекций была сопоставима и составила 23% (n=7) и 30% (n=7) соответственно. В 12 (86%) случаев из 14 вирусная инфекция была вызвана Herpes simplex, в 2 (14%) —— вирусом герпеса 6-го типа. Более одного инфекционного осложнения после курсов комбинированной ХТ отмечено в 39% (n=12) случаев, в отличие от пациентов, получивших курсы ГМП в монорежиме 12% (n=8) (р=0,009).

Заключение. Проведение терапии ГМП в монорежиме относится к эффективным методам лечения и сопровождается меньшим количеством инфекционных осложнений. Развитие агранулоцитоза после монотерапии ГМП и частота инфекционных осложнений были значимо ниже по сравнению с курсами низкодозной химиотерапии с ги-пометилирующим праймингом. В то же время обращает на себя внимание разность инфекционных осложнений, кроме бактериальных инфекций были диагностированы инвазивный аспергиллез легких, пневмоцистная пневмония и герпесвирусные инфекции.

Епифанова Н.Ю., Дорошев И.А., Колесникова О.С., Мукашева З.Ж.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИИ КОНТРОЛЯ АНТИМИКРОБНОМ ТЕРАПИИ В ФГБУ «НМИЦ ОНКОЛОГИИ

ИМЕНИ Н.Н. БЛОХИНА» МЗ РОССИИ

Введение. Появление грамотрицательных MDR-инфекций является серьезной проблемой здравоохранения в онкологических центрах. Работа проведена в рамках мероприятий, направленных на сдерживание антибиотикорезистентности.

Цель. Внедрить в стационар онкологического профиля программу Стратегия Контроля Антимикробной Терапией (СКАТ) при оказании стационарной медицинской помощи; повысить качество оказания медицинской помощи пациентам онкологического профиля путем рационализации применения антибиотиков; снизить уровень уже имеющейся устойчивости к антимикробным препаратам у ведущих нозокомиальных возбудителей (E. coli, K. pneumoniae, P. aeruginosa, A. baumannii);

ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва

| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2023; ТОМ 68; №2 |

снизить потенциальный риск дальнейшего роста антибиотикорези-стентности.

Материалы и методы. Для внедрения программы СКАТ было использовано три составляющих: образование, разработка и внедрение четких внутренних руководств к действию и аудит с разбором ошибок с врачами и обсуждением с руководством Центра результатов. Проведен ретроспективный анализ потребления антимикробных препаратов (АМП) за четырехлетний период c 2018 г. (исходная точка) по 2021 г. Параллельно по ежегодным итогам микробиологического мониторинга ретроспективно проведен анализ динамики резистентности к АМП у E. coli, K. pneumoniae, P. aeruginosa и A. baumannii, на долю которых приходилось 10,57±2,27; 9,07±0,7; 5,6±1,5 и 3,5±2,(

соответственно от всех микроорганизмов, выделенных из биологических материалов, полученных от пациентов. Количество госпитализированных пациентов в 2018-2021 гг.: 31019/33380/35733/42309 человек соответственно.

Результаты. Исходно чувствительность к ЦС 3-го и 4-го поколения составляла у E. coli 34%, K. pneumoniae — 9%; P. aeruginosa — 40-45%; чувствительность к меропенему E. coli — 90%, K. pneumoniae — 35%; P. aeruginosa — 40%, A. baumannii — 6%. Интервенционная стратегия внедрения СКАТ снизила потребление ЦС 3 и 4 (цефтазидим, цефепим) в 5 раз. Для периоперационной антибиотикопрофилактики в 2 раза увеличилась доля потребления ЦС I (цефазолина), в 1,16 раза — ЦС II (цефу-роксим) и в 1,2 раза — ингибиторзащищенных аминопенициллинов.

Потребление карбапенемов по сравнению с 2018 годом снизилось в 1,5 раза в 2019-2020 гг. в НИИ клинической онкологии (НИИ КО) и в 3 раза в 2021 г. в НИИ детской онкологии и гематологии (НИИ ДОиГ). Динамика потребления карбапенемов на 100 койко-дней за отчетный период представлена на рис. 1. Одновременно было достигнуто снижение резистентности у ведущих грамотрицательных патогенов по всем классам АМП, за исключением тиге -циклина у E. coli (рис. 2 и 3). «Взрыв» устойчивости E. coli к тигециклину не совсем понятен, не связан с увеличением его потребления (в среднем потребление составляло 0,35±0,06 флакона на 100 койко-дней) и вызывает высокую озабоченность. В результате внедрения СКАТ чувствительность к концу 2021 года к ЦС 3-го и 4-го поколения повысилась у E. coli до 55%, K. pneumoniae — 31%; P. aeruginosa — 49 и 60% соответственно, к меропенему чувствительность возросла у E. coli до 91%, K. pneumoniae — 85%; P. aerugi-nosa — 70%, A. baumannii — 24%.

Заключение. Интервенционная стратегия СКАТ с внедрением ограничительных списков АМП, а также систематический контроль за оборотом АМП приводит к значимому снижению нерационального использования АМП и дает ощутимые положительные результаты в снижении антибио-тикорезистентности уже в первые годы внедрения СКАТ. Ограничительные списки должны составляться с учетом профиля отделений — хирургическое, химиотерапевтическое, лечения гемобласто-зов и трансплантации гемопоэтических клеток.

Зайцева А.Н., Щербаков А.А., Попова М.О., Рудакова Т.А., Власова Ю.Ю., Кулагин А.Д.

ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ЦИСТИТ У ВЗРОСЛЫХ ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ АЛЛОГЕННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ

СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК

НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой; ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный университет

им. акад. И. П. Павлова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург

Введение. Геморрагический цистит (ГЦ) является жизнеугрожа-ющим осложнением у пациентов, перенесших аллогенную трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток (алло-ТГСК). Изучение потенциальной этологии ГЦ и исходов ограничено несколькими публикациями, стандартного терапевтического подхода к лечению ГЦ не разработано.

Цель. Изучить характеристики пациентов с острыми лейкозами после алло-ТГСК с развившимся ГЦ (ландшафт) и оценить общую выживаемость в течение 2-летнего периода от развития ГЦ.

Материалы и методы. Мы сообщаем об анализе 259 пациентов с острым лимфобластным (ОЛЛ) и острым миелобластным лейкозом (ОМЛ), перенесших ГЦ после алло-ТГСК в период с 2014 по 2023 год включительно. Образцы мочи исследовали на наличие вирусных и бактериальны х агентов. Лечение ГЦ включало стандартн ую поддерживающую терапию ГЦ (форсированный диурез, нестероидные противовоспалительные препараты, спазмолитики) и в единичных случаях инстилляции антимикробных и/или противовирусных препаратов и/или стероиды.

Результаты. Среди 259 пациентов с ОЛЛ и ОМЛ ГЦ развился как у мужчин (я=129), так и у женщин (я=130), с медианой возраста

32 года (18-75 лет). Медиана времени развития ГЦ составила 38 дней (диапазон: 0-527). У 226 пациентов (87,3%) ГЦ развился в течение 100 дней после алло-ТГСК. У 212 пациентов (82%) профилактика реакции «трансплантат против хозяина» (РТПХ) включала посттрансплантационный циклофосфан. У 51 (19,7%) пациента на момент начала ГЦ была нейтропения 4-й степени; 209 (81%) пациентов имели острую РТПХ до развития ГЦ. Вирусная реактивация была обнаружена у 124 пациентов (48%) с преобладанием ВК-полиомавируса; бактерии выделены из мочи у 157 пациентов (61%), и Kl. pneumoniae был основным микроорганизмом, выделенным у пациентов с ГЦ (40%). У 157 (61%) пациентов были проявления РТПХ и сочетанной вирусной и бактериальной инфекции на момент ГЦ; у 62 больных (24%) не было обнаружено инфекционного агента, но имелись признаки РТПХ различной локализации и степени, в 12 случаях (4,6%) причина ГХ не была обнаружена. Двухлетняя общая выживаемость у пациентов с ГХ составила

68% (95% ДИ, 60-74).

Заключение. Это пилотное исследование определило ландшафт ГЦ в когорте взрослых пациентов с острыми лейкозами после алло-ТГСК. Необходимы дальнейшие исследования для определения оптимального лечения и профилактики этого осложнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.