ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
© С.А. Трущелёв, 2010
УДК [378.245:616.89](045)«2009»
Для корреспонденции
Трущелёв Сергей Андреевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии Государственного института усовершенствования врачей Министерства обороны РФ Адрес: 107392, г. Москва, ул. Малая Черкизовская, д. 7 Телефон: (499) 168-95-78 E-mail: sat-geo@mail.ru
С.А. Трущелёв
Результаты структурного анализа диссертаций, представленных к защите в 2009 г. по научной специальности «Психиатрия»
Государственный институт усовершенствования врачей Министерства обороны РФ, Москва
State Institute of Advanced Medical Training of the Ministry of Defense of Russian Federation, Moscow
Представлены результаты анализа структуры и направлений диссертационных работ в области психиатрии, выявлены научные организации и учреждения высшего профессионального образования, занимающиеся подготовкой и аттестацией научных кадров в этой области.
Ключевые слова: психиатрия, диссертация, научная работа, аттестация, научные кадры
Results of structural analysis of theses submitted for defence in 2009 in scientific specialty «Psychiatry»
S.A. Trushchelyov
The paper presents the results of analysis of the structure and focus of theses in psychiatry, and reveals what scientific organizations and higher vocational education institutions are engaged in training and certification of scientific personnel in this field. Key words: psychiatry, dissertation, scientific work, certification, scientific personnel
Развитие науки и образования отнесено к стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации наряду с повышением качества жизни населения, достижением экономического роста, развитием культуры, обеспечением обороны и безопасности страны. В этом направлении политики государства важны меры по сохранению и развитию кадрового потенциала научно-технического комплекса, обеспечению преемственности научных знаний.
В отечественной науке сложилась и устойчиво функционирует система аттестации научно-педагогических работников, в основу которой положены подготовка и защита диссертации. Наличие ученой степени у специалиста с высшим профессиональным образованием в Российской Федерации не только подтверждает его высокий квалификационный уровень, но и имеет большое морально-психологическое значение и отражается на его зарплате. Успешная защита диссертации открывает перспективу получения более высокой должности и ученого звания. Ученая степень в среде практикующих специалистов также становится престижной. По данным С.В. Грачева и И.В. Ивановой [3], ежегодный прирост научных кадров в медицине составляет 7-8%.
Медицинская наука - системообразующий фактор развития здравоохранения. От достижений современной науки в российском обществе ожидают возрастания качества медицинской помощи, снижения
Российский психиатрический журнал № 4, 2010
39
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
#
затрат на лечение и повышения доступности к высоким технологиям диагностики [6]. Прорыв в этом направлении связывают с инновациями [2].
Подготовка кадров - важнейший аспект развития науки, так как именно научные работники являются носителями передового знания, созидателями технологий. В этой среде происходит обновление знаний, рождение идей и созревание концепций, которые в свою очередь формируют основу научно-технического прогресса и создают научную картину мира. В современной динамично развивающейся науке экспоненциально возрастает поток научной продукции, поэтому необходимо вести мониторинг развития научной специальности. Такой подход позволяет наблюдать зарождение научного направления и определять характер его дальнейшего развития по скорости роста числа публикаций, степени концентрации и рассеяния информации, по появлению новых терминов, фамилий авторов, числа рубрик, их наполнения и т.д.
В Российской Федерации проводится реформа науки. В этом выделяются прежде всего направления оптимизации финансирования научно-исследовательской деятельности, регулирования вала научно-квалификационных работ, поиск новых и более совершенных индикаторов их качества. Хотя в науковедении имеется достаточно критериев и специальных методов оценки результатов труда ученых, все-таки продолжается активный поиск объективных показателей научной продуктивности, прогнозирования и предпочтительности развития того или иного научного направления. Одним из часто используемых инструментов количественного отображения научной деятельности считается комплекс наукометрических методов, основанный на анализе информационного потока научных документов (журнальные публикации, монографии, диссертации, патенты, технологии). В большинстве случаев эти документы как раз и являются формами научной продукции. Изучение документопотока дает возможность обнаружить тенденции и определить темп развития кадрового потенциала, конкретного научного направления, выявить наиболее продуктивные научные школы. В этом ориентируются на информационные системы специализированных научных фондов [7].
Психиатрия как медицинская наука динамично развивается. Об этом свидетельствует растущий тренд количества диссертаций на соискание ученых степеней. Однако в научной печати редко приводятся данные о структуре исследований в области психиатрии, хотя известно, что основные решения проблем организации и содержания психиатрической помощи населению существенно связаны с прогрессом научной специальности, оптимизацией и развитием научной деятельности специалистов, сокращением времени внедрения научно обоснованных разработок [1].
Еще одно немаловажное обстоятельство заставляет обратиться к исследованию темы научных кадров - дефицит этого ресурса. И.В. Иванова [4] связывает это с недофинансированием науки и профессионального образования. Автор отмечает, что произошло сокращение числа исследователей, быстрое старение среды и качественного состава научных работников, нарушены преемственность и кадровый баланс в науке. Так, по данным этого же исследователя, потребность в докторах медицинских наук в психиатрии составляет 43%.
Цель исследования - изучить структуру и направления диссертационных работ в области психиатрии, выявить научные организации и учреждения высшего профессионального образования, занимающиеся подготовкой и аттестацией научных кадров в этой области.
Материал и методы
Организация научной работы - сплошное поперечное исследование. Объект исследования - совокупность авторефератов диссертаций по психиатрии в 2009 г. Предмет исследования - тенденции подготовки научных кадров в области психиатрии. Информационные источники - электронные ресурсы Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России [www.vak. ed.gov.ru], Российской государственной библиотеки [www.rsl.ru], Центральной научной медицинской библиотеки Московской медицинской академии [www.scsml.rssi.ru], Научного центра психического здоровья РАМН [www.psychiatry.ru], Научно-исследовательского института психического здоровья Сибирского отделения РАМН [www.mental-health. ru], Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского [www. serbsky.ru], Московского научно-исследовательского института психиатрии [www.mniip.org], Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева [www.bekhterev.spb.ru]. Особенностями баз данных является их специализация, что отражает их истинное назначение и предполагает корректную трактовку аналитических результатов исследования.
Критерии включения: авторефераты диссертаций, отражающих разработку актуальных проблем психиатрической помощи населению и представленных к защите в 2009 г. Критерии исключения: авторефераты диссертаций иностранных авторов, написанные на русском языке и не касающиеся российского здравоохранения. Ограничения: в научном сообщении не проанализированы вопросы методологии, содержания и оформления диссертаций.
Основные методы исследования: контент-анализ, кластерный анализ. На основе формализованной карты учета единиц исследования сформирована электронная база данных. Анализ выполняли
40
С.А. Трущелёв
с помощью сводных таблиц и непараметрических методов статистического анализа (описательные статистики, частотный анализ, доверительные интервалы, х2).
Исследование проводили в соответствии с правилами эпидемиологических и описательных исследований. Риск развития негативных последствий исследования не очевиден, польза - в выявлении слабых сторон научных изысканий, совершенствовании структуры научного творчества. Исследование выполнено без участия людей. Сбор данных проводили без каких-либо индивидуальных характеристик авторов диссертаций, поэтому подписания информированного согласия не требовалось. Все сведения заимствованы из опубликованных источников. Права авторов и издателей соблюдены.
Результаты и обсуждение
Общий поток диссертаций, связанных с разработкой научных проблем психического здоровья населения, в сравнении с 2005 г. увеличился, однако в 2009 г. существенно уменьшилась его доля по научной специальности «Психиатрия». Это различие существенно, и его можно обнаружить не только при расчете 95% доверительного интервала (ДИ) доли по методу Вальда (0,43-0,34 и 0,55-0,46 соответственно), но и визуально (рис. 1).
Общее количество авторефератов диссертаций, связанных с разработкой научных задач и проблем в области психиатрии и представленных к защите в 2009 г., составило 160. Из них по научной специальности «Психиатрия» (шифр специальности 14.00.18) защищена 91 диссертация (кандидатских -77, докторских - 14). Кроме того, из 160 в 18 диссертациях «Психиатрия» была второй научной специальностью (кандидатских - 11, докторских - 7). В 51 диссертации рассматривались вопросы психиатрии, но шифр номенклатуры научной специальности «Психиатрия» не указан.
Из 91 диссертации по основной (одной) специальности защищены 70 (76,9%), по двум специальностям - 21 (23,1%). Работа распределение смежных (вторых) специальностей следующее: 14.00.01 («Акушерство и гинекология») - 2; 14.00.05 («Внутренние болезни») - 1; 14.00.06 («Кардиология») - 1; 14.00.11 («Кожные и венерические болезни») - 1; 14.00.25 («Фармакология, клиническая фармакология»). - 1; 14.00.36 («Аллергология и иммунология») - 1; 14.00.44 («Сердечно-сосудистая хирургия») - 1; 14.00.45 («Наркология») - 6; 19.00.04 («Медицинская психология») - 7.
В 2009 г. в 18 случаях научная специальность «Психиатрия» была второй. Распределение основных (первых) специальностей следующее: 14.00.01 («Акушерство и гинекология») - 1; 14.00.05 («Внутренние болезни») - 1; 14.00.06
(«Кардиология») - 2; 14.00.09 («Педиатрия») - 1; 14.00.11 («Кожные и венерические болезни») - 1; 14.00.13 («Нервные болезни») - 1; 14.00.20 («Токсикология») - 1; 14.00.21 («Стоматология») - 1; 14.00.25 («Фармакология, клиническая фармакология») - 1; 14.00.33 («Общественное здоровье и здравоохранение») - 1; 14.00.39 («Ревматология») - 1; 14.00.45 («Наркология») - 3; 19.00.02 («Психофизиология») - 1; 19.00.04 («Медицинская психология») - 2.
В 2009 г. доля междисциплинарных исследований составила 23% (21 из 91). В данном случае показатель отражает высокий уровень сотрудничества научных организаций. С одной стороны, в современных условиях подготовка и защита диссертации в большинстве случаев отражают уровень и достижения того научного коллектива, в котором выполнена научно-исследовательская работа. Сотрудничество позволяет коллективам ученых обмениваться научными инструментами, концептами, идеями, данными, методами анализа, результатами. Это повышает их творческий потенциал. Такой подход способствует трансформации научной практики из автономной и иерархической в интерактивную, горизонтальную и кооперативную.
С другой стороны, диссертация отражает личный вклад соискателя. Это проявляется в разных формах: открытие нового, создание теоретической модели, значительное совершенствование имеющихся знаний, опровержение выводов предыдущих исследований и т.д. В любом случае диссертация должна содержать совокупность новых научных результатов, которые выносятся на защиту перед специалистами высокой квалификации. Эти новые положения должны быть глубоко аргументированы и критически оценены на основе сравнения с известными научными решениями.
Диссертации по основной специальности «Психиатрия» в 2009 г. выполнены на базе 38 учреждений (табл. 1). Защита их проводилась в 10 специализированных советах (табл. 2).
4 51
24
18
114 — *
91
2005 2009
□ Первая специальность □ Вторая специальность □ Другие специальности
Рис. 1. Распределение потока диссертационных работ в 2005 и 2009 гг.
* Х2=11,65; Л=1; р<0,001.
Российский психиатрический журнал № 4, 2010
41
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Таблица 1. Распределение диссертаций в зависимости от базы учреждения науки и образования
Учреждение Количество диссертаций
Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского 15
Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра СО РАМН 12
Московский научно-исследовательский институт психиатрии 8
Московский государственный медико-стоматологический университет 5
Сибирский государственный медицинский университет 4
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова 4
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет 3
Новосибирский государственный медицинский университет 3
Научный центр психического здоровья РАМН 3
Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования 2
Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования 2
Российская медицинская академия последипломного образования 2
Российский государственный медицинский университет 2
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова 2
Кемеровская государственная медицинская академия 1
Башкирский государственный медицинский университет 1
Казанский государственный медицинский университет 1
Алтайский государственный медицинский университет 1
Казанская государственная медицинская академия 1
Омская государственная медицинская академия 1
Пензенский институт усовершенствования врачей 1
Пермская государственная медицинская академия 1
Психоневрологический диспансер № 2 ( Москва) 1
Кыргызско-Российский славянский университет 1
Кубанский государственный медицинский университет 1
Российский университет дружбы народов 1
Ростовский государственный медицинский университет 1
Самарский государственный медицинский университет 1
Красноярская государственная медицинская академия 1
Кабардино-Балкарский государственный университет 1
Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов 1
Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева 1
Саратовский государственный медицинский университет 1
Воронежская государственная медицинская академия 1
Смоленская государственная медицинская академия 1
Ставропольская государственная медицинская академия 1
Тюменская государственная медицинская академия 1
42
С.А. Трущелёв
Таблица 2. Распределение по советам диссертаций, защищенных по специальности «Психиатрия»
Диссертационный совет Учреждение, в котором функционирует диссертационный совет Количество диссертаций
Д 001.030.01 Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра СО РАМН 22
Д 208.041.05 Московский государственный медико-стоматологический университет 19
Д 208.024.01 Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского 16
Д 208.044.01 Московский научно-исследовательский институт психиатрии 14
Д 208.093.01 Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева 7
Д 215.002.04 Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова 5
Д 001.028.01 Научный центр психического здоровья РАМН 3
Д 208.040.07 Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова 3
Д 208.051.01 Национальный научный центр наркологии 1
К 730.001.04 Кыргызско-Российский славянский университет 1
Результаты анализа данных (см. табл. 1) свидетельствуют о том, что доля научно-исследовательских организаций в этом распределении составляет 42,9%, учреждений высшего профессионального образования - 56%, других организаций - 1,1%. Отметим, что такой показатель вклада пяти научно-исследовательских организаций свидетельствует об интенсивности их деятельности. Однако опыт зарубежных коллег говорит о том, что подготовка научных кадров у них ведется преимущественно в университетах.
Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что в 2009 г. функционировало 10 диссертационных советов. Больше всего защищено диссертаций в советах, действовавших при научно-исследовательских организациях - 60 из 91 (65,9%).
Распределение диссертаций по гендернему признаку представлено на рис. 2. При сравнении потока диссертаций в 2009 г. по этому признаку установлено значительное преобладание доли работ, выполненных женщинами. Это соответствует структуре медицинских специалистов, занятых в практическом здравоохранении.
Период подготовки кандидатской диссертации в 2009 г. в среднем составил 4,6 года (минимальное значение - 1, максимальное - 12, мода - 2 и 4), докторской - 8,1 лет (минимальное значение - 5, максимальное - 12, мода - 5). Существенной разницы по гендерному признаку в этом не выявлено.
В диссертациях представлены в основном прикладные разработки. Только две работы можно
53
24
7
7
Мужчины Женщины
□ Докторская диссертация □ Кандидатская диссертация
Рис. 2. Распределение диссертаций по гендерному признаку. * Х2=7,18; 6Г=1; р=0,007.
было отнести к фундаментальным исследованиям. При изучении группировки научных проблем выделены 4 основных исследовательских направления (табл. 3), а исходя из паспорта научной специальности определены основные направления разработки проблем психиатрии (табл. 4). Также проведено распределение диссертаций в соответствии с рубриками МКБ-10 (табл. 5).
При сопоставлении данных табл. 3 и 4 можно заметить, что исследования нацелены на решение
*
Таблица 3. Группировка научных проблем (п=91)
Группировка Доля, %
Проблемы психического здоровья населения 57,1
Проблемы содержания психиатрической помощи населению 37,4
Проблемы организации психиатрической помощи населению 4,4
Другие проблемы 1,1
Российский психиатрический журнал № 4, 2010 43
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Таблица 4. Структура совокупности диссертаций в соответствии с паспортом научной специальности (п=91)
Научное направление Доля, %
Общая психопатология и симптоматика 38,5
Терапия психических расстройств и реабилитация психически больных 18,7
Комплексное исследование 17,6
Частная психиатрия 9,9
Социальные и правовые основы психиатрии 5,5
Диагностика 4,4
Общие патогенетические основы психической патологии 3,3
Профилактика психических расстройств 2,2
Таблица 5. Структура совокупности диссертаций в соответствии с МКБ-10 (п=91)
#
Рубрика Доля, %
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства ^2) 24,2
Расстройства настроения ^3) 20,9
Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства ^4) 16,5
Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ ^1) 6,6
Органические, включая соматические, психические расстройства ^0) 6,6
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами ^5) 4,4
Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых ^6) 4,4
Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте ^9) 2,2
Умственная отсталость ^7) 2,2
Нарушения психологического развития ^8) 1,1
Эпилепсия ^40) 3,3
Другие рубрики 7,7
Ф
проблем психического здоровья населения преимущественно через изучение общей психопатологии и симптоматики болезней. Эта тенденция устойчиво сохраняется в последние 15 лет - тематическая структура научно-квалификационных работ существенно не изменяется. Только небольшая доля диссертаций направлена на изучение общих патогенетических основ психической патологии, разработку вопросов профилактики психических расстройств, проблем организации психиатрической помощи населению. Между тем именно эти направления актуальны для отечественной психиатрии: отмечается существенный рост заболеваемости, имеется дефицит фундаментальных знаний для разработки систем лечения психических расстройств и реабилитации психически больных. Для психиатрии важны разработка и внедрение эффективных организационных технологий медицинской помощи населению [8].
В структуре диссертационных работ 2009 г. по МКБ-10 превалируют исследования в рамках рубрик F2-F4 (табл. 5). Это вполне сопоставимо с тем, что именно депрессии и шизофрения, шизотипичес-кие и бредовые расстройства оказывают сущест-
венное влияние на рост бремени психических болезней [5].
Таким образом, в 2009 г. существенно уменьшилось число научно-квалификационных работ по научной специальности «Психиатрия». В то же время по другим медицинским наукам увеличился общий поток диссертаций, связанных с разработкой научных проблем психического здоровья населения. Это свидетельствует о повышении научного интереса медицинских специалистов непсихиатрического профиля к решению проблем психического здоровья населения. Нарастает доля междисциплинарных исследований.
При решении проблем психиатрической помощи населению вперед выдвигаются проблемно-ориентированные исследования, направленные на достижение социально значимых целей или на решение задач, важных с позиций внутренней логики науки и практики. Крайне мало диссертаций, ориентированных на построение обобщенной системной теории и получение фундаментальных знаний.
В системе подготовки и аттестации научных кадров в области психиатрии главную роль играют ведущие специализированные научно-исследовательские учреждения. Однако продолжительный
44
С.А. Трущелёв
период подготовки диссертаций отражает не только слабость координации научной деятельности, но и незначительную заинтересованность научных и образовательных учреждений в развитии своего
кадрового потенциала. Преимущественный рост числа диссертаций на соискание ученой степени кандидата медицинских наук свидетельствует об экстенсивном развитии научных кадров.
Литература
3.
Александровский Ю.А. О некоторых методических подходах к оптимизации научных исследований в клинической психиатрии и психофармакотерапии // Рос. психиатр. журн. - 2006. - № 3. - С. 9.
Грачев С.В., Волкова Е.А. Опыт преподавания аспирантам основ интеллектуальной собственности // Сб. тез. докл. I Всерос. конф. «Наука, образование, инновации» (Москва, 10-12 нояб. 2008 г.) / Сост. А.И. Ракитов и др. - М., 2008. -С. 44-46.
Грачев С.В., Иванова И.В. Современные тенденции развития послевузовского профессионального образования в области медико-биологических наук // Там же. - С. 46-48.
4. Иванова И.В. Отраслевые аспекты подготовки научных кадров высшей квалификации // Здравоохр. РФ. - 2006. -№ 6. - С. 11-20.
5. Контекст психического здоровья. - Женев: ВОЗ, 2007. -64 с.
6. Кухтевич А.А. Общество и медицина: ожидания и реальность // Alma Mater. - 2001. - № 8. - С. 27-30.
7. Маркусова В.А. Кто и как измеряет науку // Вестн. высш. школы. - 2002. - № 12. - С. 42-46.
8. Охрана психического здоровья: проблемы и пути их решения: Отчет о Европейской конференции ВОЗ на уровне министров. - Копенгаген: ВОЗ, 2006. - 199 с.
45