Научная статья на тему 'Результаты социологического исследования эффективности PR-сопровождения российских образовательных проектов'

Результаты социологического исследования эффективности PR-сопровождения российских образовательных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты социологического исследования эффективности PR-сопровождения российских образовательных проектов»

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЯ-СОПРОВОЖДЕНИЯ

РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И.М. Лоскутова, кандидат философских наук, доцент

В рамках комплексного исследования по разработке методологии оценки эффективности РЯ-проектов в образовании было проведено социологическое исследование по выявлению основных направлений анализа эффективности РЯ-проектов по информационному сопровождению ФЦПРО и модернизации системы образования.

Цели настоящего исследования предполагают комплексный, системный подход, сочетающий использование целого ряда методик, позволяющих провести целевой и всесторонний анализ многочисленных факторов, параметров и критериев, отражающих эффективность PR-проектов по информационному сопровождению ФЦПРО.

Объектом исследования эффективности PR-проектов по информационному сопровождению ФЦПРО и модернизации системы образования является имидж Программы как целостный образ, сформированный в результате целенаправленного воздействия посредством реализации PR-проектов, а также влияния внешних объективных факторов, обусловленных практической деятельностью индивидов, вовлеченных в сферу образования.

Предметом исследования - специфика проявления и динамика характерных черт и особенностей информационного имиджа Программы, отражающих эффективность PR-проектов по информационному сопровождению ФЦПРО и модернизации системы образования, проявляющихся в пространстве масс-медиа и установках целевых аудиторий.

Специфика и характер реализации PR-проектов в современной России, а также недостаточный уровень разработки проблемы обуславливают выбор ключевых направлений социологического исследования по анализу эффективности информационного сопровождения.

Во-первых, это изучение восприятия образа объекта информационно-разъяснительной кампании (в данном случае - Федеральной Программы развития образования) в глазах экспертного сообщества.

Во-вторых, отражением эффективности реализации PR-проектов по информационному сопровождению ФЦПРО является образ Программы, сформировавшийся в медиапространстве.

В-третьих, изучение реализованных PR-проектов в области общественного продвижения ФЦПРО и модернизации российского образования направлено на анализ поставленных целей, технологий и методов РЯ-работы, целевых аудиторий и конкретных мероприятий и выявление на основе этого анализа ключевых качественных и количественных параметров, характеризующих эффективность информационного сопровождения. Помимо этого, анализ реализованных PR-проектов предполагает оценку соответствия поставленных задач практическим результатам их воплощения, которые могут быть изучены посредством социологических опросов целевых аудиторий и контент-анализа материалов в СМИ.

В соответствии с поставленными целью и задачами была составлена выборка респондентов для проведения комплексного социологического исследования.

Были опрошены представители четырех целевых групп респондентов: представители власти, преподаватели, учащиеся и родители. Опрос проводился в 11 российских городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Челябинске, Самаре, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Тюмени, Саратове и Владивостоке.

В выборке данного социологического исследования учитывались следующие параметры:

• для представителей власти: вид власти (областная исполнительная, областная законодательная, муниципальная) и связь деятельности респондента с образованием (связана прямо или косвенно или не связана);

• для преподавателей: вид учебного заведения (средняя школа, среднее специальное учебное заведение, высшее учебное заведение) и стаж работы (менее 7 лет, более 7 лет, более 15 лет);

• для учащихся: вид учебного заведения (средняя школа, среднее специальное учебное заведение, высшее учебное заведение) и класс (курс);

• для родителей: вид учебного заведения, в котором учатся дети

(ученики 10-11 классов средней школы, студенты средних специальных учебных заведений, студенты высших учебных заведений).

В каждом российском городе было опрошено 90 респондентов. Таким образом, мы анализируем 990 анкет.

Анализ целесообразно проводить по двум критериям:

1) выявление разницы во мнениях представителей различных городов при ответах на одни и те же вопросы;

2) выявление разницы во мнениях представителей разных целевых групп респондентов (4 группы) при ответах на одни и те же вопросы.

Абсолютное большинство респондентов во всех четырех группах опрошенных, то есть представители власти, учащихся, родителей и педагогов знают о введении ЕГЭ. Данное направление реформы широко известно респондентам, так как очень подробно освещалось в различных СМИ и уже внедрено в ежедневную практику школ, средних специальных учебных заведений и вузов.

Подавляющее большинство респондентов во всех опрошенных группах осведомлены о введении профильного обучения в старшей школе. Это направление реформирования является почти первым из всех, внедрено давно и воспринимается всеми респондентами положительно.

Компьютеризация и интернетизация школ как направление реформы образования также известна подавляющему большинству респондентов во всех четырех группах опрошенных. Это направление также широко освещается и внедрено в практику всех образовательных учреждений всех российских городов.

О реализации приоритетного национального проекта «Образование» осведомлено подавляющее большинство представителей власти; преподавателям это также известно, однако среди учащихся и родителей довольно значительная часть не знает об этом. Данные результаты показывают, что ПНП «Образование» не воспринимается потребителями образовательного процесса как нечто значимое.

О введении новых учебников знает большинство респондентов во всех опрошенных группах. Однако среди учащихся довольно много (около 40% в среднем по разным городам) респондентов не знают о введении новых учебников, что объясняется следующим: учащиеся получают учебники в начале учебного года и не знают, были ли в прошлых учебных годах у других учеников эти учебники или другие.

Отношение к влиянию введения ЕГЭ на развитие образования представители различных групп респондентов высказывают неоднозначное. Родители и учащиеся - почти поровну положительно и отрицательно. Преподаватели - скорее отрицательно, представители власти - скорее положительно. Причины таких мнений различны, однако необходимо учесть, что потребители образовательных услуг (учащиеся и родители) не оценивают введение ЕГЭ положительно, что можно изменить, усилив информационное освещение положительных результатов введения ЕГЭ.

Введение профильного обучения в старшей школе оценивается абсолютным большинством респондентов всех групп как положительно влияющее на развитие образования. Этот процесс идет давно и воспринимается всеми участниками образовательной среды как устоявшийся и правильный.

Компьютеризация и интернетизация школ также оценивается всеми группами опрошенных положительно (абсолютное большинство). Данные свидетельствуют о том, что это направление реформы достигло всех 11 городов, где проводился опрос, и вызвало положительные изменения в деятельности образовательных учреждений.

Влияние реализации ПНП «Образование» на развитие образования оценивается однозначно положительно преподавателями и представителями властных структур. Данные свидетельствуют о том, что информационное освещение данного процесса достаточно для специалистов, работающих в образовании или в управленческих структурах. Однако ответы родителей и учеников показывают, что большинство этих респондентов затрудняются оценить влияние этого процесса на образование. Необходимо в этой связи пересмотреть принципы информационного освещения данного ПНП с целью сделать его более известным, понятным и необходимым к реализации

для потребителей образовательных услуг.

Влияние введения новых учебников на развитие образования оценивается в целом положительно всеми группами респондентов. Однако велика доля затруднившихся ответить во всех группах. Причины такого распределения различны и рассмотрены при анализе отдельно по группам.

Большинство респондентов во всех группах опрошенных согласно с тем, что модернизация образования приведет к повышению его качества. Наиболее уверенная убежденность - у представителей власти. Родители и учащиеся в данном вопросе высказывают согласованную позицию. Однако среди преподавателей велика доля затруднившихся ответить, что показывает настороженность и выжидательную позицию данной группы респондентов по отношению к результатам процесса модернизации.

Респонденты разных групп не уверены в том, что модернизация образования обеспечит равные возможности для получения образования для детей из разных социальных слоев и независимо от места жительства. Достаточно велика доля тех, кто ответил, что не согласен с этим тезисом. Необходимо проанализировать формы освещения в СМИ процессов сглаживания социального неравенства в образовании путем введения ЕГЭ и других элементов реформы.

Респонденты склонны доверять почти в равной степени информации об образовании, полученной из СМИ и от знакомых, друзей, коллег и детей. Родители указали на доверие к названным источникам информации почти поровну; преподаватели и представители власти больше доверяют СМИ, учащиеся высказали такое же мнение. Здесь подтверждается огромный потенциал влияния СМИ на представления всех элементов образовательной среды о ходе процесса реформирования образования. Данный потенциал необходимо использовать грамотно, чтобы сформировать информационную поддержку и положительное отношение населения по отношению к модернизации образования.

Респонденты во всех группах опрошенных утверждают, что склонны доверять в разговоре о проблемах образования представителям федеральной власти. Это свидетельствует о доверии населения к федеральной власти вообще, а также о надеждах на компетентность в решении любых задач социальной политики именно в центре, а не на местах.

Представители местной власти вызывают доверие при обсуждении вопросов образования в большей степени у респондентов, работающих во властных структурах (то есть как бы доверие к самим себе). Остальные группы - преподаватели, учащиеся и родители - доверяют представителям местной власти в меньшей степени. Необходимо учесть этот факт и усилить информационное освещение участия местной власти в решении проблем в образовании для формирования доверия населения местной власти по вопросам образования.

Представители федерального министерства образования вызывают доверие при обсуждении проблем в образовании у респондентов из всех четырех групп опрошенных. Однако у преподавателей тенденция к доверию выражена в меньшей степени (отношение педагогов к действиям федерального министерства). Родители также не смогли однозначно оценить степень доверия федеральным органам управления образования. Видимо, решения, принимаемые министерством, воспринимаются преподавателями и родителями не всегда как взвешенные и продуманные.

Представители региональных органов управления образованием

вызывают доверие в большей степени у представителей власти, что объясняется родом деятельности респондентов. У представителей всех остальных групп опрошенных данные специалисты вызывают доверие в меньшей степени. Таким образом, респонденты высказывают недоверие не только местной исполнительной и муниципальной власти, но и местному управлению образованием. Результаты связаны с несогласованностью и зачастую неграмотными действиями данной власти в решении проблем образования. Необходимо сделать выводы и скорректировать практическую работу и информационное освещение действий региональных органов управления образованием.

Руководители учебных заведений в большей степени вызывают доверие у представителей всех групп опрошенных. Это говорит о том, что респонденты склонны считать самыми компетентными в области решения проблем образования именно низовых руководителей учебных заведений - практиков, ежедневно решающих данные проблемы. Таким образом, респонденты высказывают недоверие и непонимание концепции и принципов проведения процесса модернизации образования на федеральном и местном уровне. Ход образовательного процесса и качество образования респонденты признают зависимым лишь от действий конкретных руководителей образовательных учреждений. Данные мнения свидетельствуют о серьезных проблемах в информационном освещении российских образовательных проектов, так как потребители образовательных услуг, а также представители педагогического сообщества и органов власти не признают значимости комплексного решения проблем современного российского образования.

Представители преподавательского сообщества также вызывают доверие у респондентов в большей степени при обсуждении проблем образования.

Анализируя в целом результаты сравнительного исследования ответов респондентов четырех групп опрошенных на одни и те же вопросы, можно сделать вывод о том, что у всех представленных в выборке групп российского населения отсутствует комплексное, системное представление о целях, задачах, концепции, эффективности и ожидаемых результатах процесса реформирования российского образования.

Респонденты знают лишь о тех направлениях реформы, которые идут давно, обладают видимыми результатами (новые учебники, введение ЕГЭ и т.д.), то есть непосредственно касаются участников российской образовательной среды. Поскольку респонденты не убеждены и не понимают сути реформ, они не склонны поддерживать ее с оптимизмом.

Опрошенные положительно оценивают реальные достижения реформы, но скептически настроены в плане оценок перспектив российского образования.

Здесь представляется необходимым изменить направленность информационного освещения российской образовательной политики, чтобы создать:

1) понимание необходимости реформирования для встраивания России в мировую образовательную систему при одновременном сохранении ее самобытности;

2) уважение к концепции и принципам решения задач модернизации образования, на основе которых действуют все ветви и уровни российской власти;

3) понимание места и роли всех элементов реформы в решении общих задач модернизации образования.

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СПОСОБНОСТИ

К ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.И. Наумкин, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин Мордовского государственного университета

Сегодня одной из главных задач высшего профессионального образования России является задача подготовки специалистов, способных к инновационной деятельности. Некоторыми вузами уже осуществляется подготовка таких специалистов, в частности, Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, Государственным университетом

управления, Московским государственным университетом путей сообщения, Российским государственным университетом инновационных технологий и предпринимательства ведется обучение бакалавров и магистров по направлению «Инноватика». Однако выпускники указанных вузов являются в большей степени менеджерами-организаторами по изучению рынков сбыта и продви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.