Военная реформа
РЕЗУЛЬТАТЫ РОССИЙСКОГО ОБОРОННОГО СЕКТОРА В 2013 г.
Василий ЗАЦЕПИН, канд. воен. наук
Показатели роста производства в российском оборонном секторе в 2013 г. намного отстали от плановых заданий. Темпы роста госинвестиций оказались избыточными, и их отрыв от роста выпуска стал причиной аномального повышения цен на продукцию военного назначения и всплеска коррупции. Выполнение требований Президента РФ о создании прозрачной военной экономики, о наведении порядка в управлении оборонно-промышленным комплексом и в его ценообразовании по-прежнему сталкивается с серьезными трудностями.
Возможность оценить основные результаты российского оборонного сектора за 2013 г. появилась лишь в последней декаде апреля текущего года, когда, представляя 22 апреля Государственной Думе отчет Правительства о результатах работы в 2013 г., Д. Медведев заявил о приросте выпуска в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) на 13,5% о и рекордной сумме экспорта продукции военного назначения (ПВН) в 15,74 млрд. долл. США как подтверждение начала отдачи от наращивания Правительством финансовой поддержки ОПК в последние годы1.
Официальная оценка указанного фактического прироста, начавшись всего лишь с 10% 22 января2 и составив к 19 марта 10,5%3, вы-
росла в итоге за три месяца на 3 п.п., но при этом так и не достигла планового показателя в 15-17%, на которые на протяжении всего прошлого года рассчитывало руководство страны4. И подобный оптимизм ожиданий высокопоставленных политиков был вполне объясним -ведь даже замминистра экономического развития А. Клепач еще в июне рассчитывал на примерно 19% прироста выпуска ОПК5.
Тезис премьер-министра о начале в 2013 г. отдачи от наращивания в последние годы инвестиций в ОПК ни в целом, ни в частности не подтверждается статистикой темпов прироста промышленного производств в ОПК и экспорта ПВН, приведенной в таблице. В ряду из 12 представленных лет результаты 2013 г. по приросту выпуска в целом - на пятом месте, т.е. весьма средние, а по приросту экспорта ПВН - на последнем, т.е. откровенно слабые, хотя и не провальные (вполне допустимого в международной практике торговли оружием сокращения в 2013 г. не произошло). Отставание прироста выпуска в 2013 г. от планового может показаться незначительным, но за три года (2011—2013 гг.) фактический прирост выпуска вместо планировавшихся 52% составил лишь 28%.
Указанное Д. Медведевым наращивание госинвестиций в ОПК достигло в 2013 г. бес-
1 Отчет Правительства о результатах работы в 2013 году: Стенограмма. М., 22.04.2014: http://government.ru/news/11875
2 Стенограмма заседания Госдумы от 22 января 2014 г.: http://old.minpromtorg.gov.ru/press/news/211/
3 Совещание с членами Правительства в Ново-Огарево 19 марта 2014 г.: http://www.kremlin.ru/news/20612
4 См.: Рабочая встреча с заместителем председателя Правительства Дмитрием Рогозиным: Стенограмма. Ново-Огарево. 21 марта 2013 г.: http://www.kremlin.ru/news/17719; Стенограмма эфира программы «Арсенал» с Д. Рогозиным // Радиостанция «Эхо Москвы». 16 декабря 2013 г.: http://www.echo.msk.ru/programs/arsenal/1218709-echo/#element-text
5 Оборонные гарантии России // Красная звезда. 2013. 29 июня (№ 112): http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/9939-oboronnye-garanti
прецедентного масштаба: объем государственного оборонного заказа (ГОЗ) «по сравнению с 2012 г. вырос в 1,6 раза»6, ассигнования из федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» увеличились в 1,3 раза7, а государственные гарантии организациям ОПК для целей выполнения ГОЗ Минобороны России и реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» -в 1,7 раза.
Сведения об ассигнованиях из федерального бюджета на ГОЗ публиковались официально лишь за 2003-2005 гг., а о фактическом исполнении ГОЗ - никогда. Безусловно, значения этих показателей можно узнать из заявлений официальных лиц, документально не подкрепленных.
Например, из выступления в Госдуме вице-премьера Д. Рогозина в декабре 2013 г. следует, что весь объем ГОЗ Минобороны тогда оценивался в 895,6 млрд. руб.8, а в выступлении министра обороны С. Шойгу на коллегии Минобороны России в январе 2014 г. была названа цифра в 1 трлн. 295 млрд. руб., из которых около 62% (т.е. примерно 803 млрд. руб.) было направлено на закупки систем вооруже-
ния, причем план закупок оказался выполнен на 93% (или на 747 млрд. руб.)9. В ноябре 2013 г. президентом В. Путиным было заявлено, что общий объем ассигнований на ГОЗ в 2013 г. составил более 1,3 трлн. руб.10. При этом закрытая часть ассигнований федерального бюджета по разделу «Национальная оборона», большую часть которой составляет ГОЗ, сократилась в результате двух внутригодовых правок Закона о бюджете с 1 трлн. 108 млрд. до 1 трлн. 77 млрд. руб. (по подразделу «Вооруженные Силы Российской Федерации» данные пока не опубликованы)11.
Взносы в уставные капиталы, субсидии и прямые бюджетные инвестиции организациям оборонно-промышленного комплекса (открытые и закрытые) в 2013 г. могут быть оценены в 134,4 млрд. руб.12.
Данные о предоставлении государственных гарантий организациям ОПК для целей выполнения ГОЗ Минобороны России и реализации ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» за последние три года показаны на рисунке.
Несмотря на то что на показанный существенный прирост государственных инвестиций
Темпы прироста объемов промышленного производства в ОПК и прироста экспорта продукции военного назначения в 2002-2013 гг., в % к предыдущему году
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г.
Выпуск ОПК 16,5 16,3 3,3 3,8 12,2 15,4 5,1 4,3 14,2 5,8 6,4 13,5
в целом
Экспорт ПВН 28,0 12,5 7,0 6,0 5,5 16,9 10,6 5,7 17,4 27,3 14,8 3,8
Источник: Минпромторг, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Центр анализа стратегий и технологий, расчеты автора.
6 Отчет Правительства о результатах работы в 2013 г.
7Взносы в уставные капиталы и субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса (открытые и закрытые) по Закону от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов».
8 Стенограмма заседания Госдумы от 11 декабря 2013 г.: http://transcript.duma.gov.ru/node/3973/
9 Отвечать вызовам времени // Красная звезда. 2014. 22 января (№ 9): http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/13 827-otvechat-vyzovam-vremeni
10 Представление офицеров, назначенных на высшие командные должности. 19 ноября 2013 г.: http://kremlin.ru/news/19645
11 Законы о федеральном бюджете на 2013 г. от 03.12.2012 № 216-ФЗ и от 02.12.2013 № 348-ФЗ.
12 Российская экономика в 2013 году: Тенденции и перспективы. Вып. 35. - М.: Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 2014. С. 511.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА
Предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекавшимся организациями ОПК в 2011—2013 гг., млрд. руб.
500 400
2011 г. 2012 г. 2013 г.
□ Запланировано ■ Предоставлено
Источник: законы о федеральном бюджете на 2011—2013 гг., распоряжения Правительства РФ, расчеты автора.
российский ОПК смог ответить лишь 13,5% прироста выпуска, а большая часть разницы между соответствующими приростами оказалась поглощена повышением цен на ПВН, достигшим, по данным независимых СМИ, 30%13, министр обороны С. Шойгу на расширенной коллегии министерства еще 10 декабря 2013 г. доложил президенту В. Путину, что в «результате выполнения ГОЗ-2013 оснащенность войск современным вооружением и военной техникой повысилась и к концу года составит в Стратегических ядерных силах - 45 процентов, Сухопутных войсках - 21 процент, ВВС - 42 процента, ВМФ - 52 процента, Войсках Воздушно-космической обороны - 62 процента»14, т.е. везде, кроме Сухопутных войск, должны были быть достигнуты и существенно превышены целевые показатели государственной
программы вооружения, предусматривающей достижение доли современных вооружений в 30% лишь к концу 2015 г.
Судя по этому (а указанные данные Минобороны, заявленные на декабрьской расширенной коллегии министерства, были последовательно подтверждены в январе в отчете о выполнении опубликованного в конце июня прошлого года «Плана деятельности Минобороны России по реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, 601, 603, 604, 605»15), наблюдавшийся в 2013 г. прирост государственных инвестиций в российский оборонный сектор был явно избыточным.
Д. Медведев, выступая 22 апреля 2014 г. в Госдуме, особо подчеркнул, что в 2013 г. выполнены планы по оснащению стратегических сил, поставкам техники для воздушно-космической обороны и баллистических ракет16. Тем самым неявно оказалось поставлено под сомнение выполнение планов по оснащению Сухопутных войск, ВВС и ВМФ.
В последнем случае достаточно достоверно известно, что, несмотря на заявленный Минпромторгом рост выпуска продукции судостроения на 6,4%17, ГОЗ в интересах ВМФ оказался провален: не сданы флоту корвет проекта 20380 «Стойкий», малые ракетные корабли проекта 21631 «Град Свияжск» и «Углич», десантные катера проекта 21820 «Иван Карцов» и «Денис Давыдов», несколько судов обеспечения18, а ракетные подводные крейсеры стратегического назначения «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» проекта 955 «Борей» вошли в боевой состав флота без основного
13 Право голоса: вооруженная Россия // Телеканал ТВЦ. 2014. 20 марта: http://www.tvc.ru/channel/brand/id/36/show/episodes/ episode_id/30533/?page=3
14 К новым рубежам // Красная звезда. 2014. 13 декабря (№ 230): http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/13282-k-novym-rubezham
15 http://mil.ru/mod_activity_plan.htm
16 Отчет Правительства о результатах работы в 2013 г.
17 Основные результаты работы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в 2013 году: http://government.ru/dep_news/11861
18 Самсонов А. Ухудшенная копия Минсудпрома. Ч. I // Военно-промышленный курьер. 2014. 2 апреля (№ 12): http://www.vpk-news.ru/articles/19727
вооружения - ракет Р-30 «Булава», не прошедших до настоящего времени государственных испытаний, что, кстати, ставит под сомнение утверждения премьера как о выполнении ГОЗ по оснащению стратегических сил, так и об избавлении от хронической проблемы ОПК с соблюдением сроков выполнения заказов.
О том, что сложности в судостроении связаны не только с подготовкой квалифицированного персонала, свидетельствует заявление на заседании экспертного совета Комитета Госдумы по промышленности 3 апреля 2014 г. первого зампредседателя этого комитета В. Гутенева о том, что в настоящий момент, после последней проверки по линии Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в Архангельской области возбуждено 8 уголовных дел, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 9, в Приморском крае - 4, в Мурманской области - 5, в Калининградской об-
ласти - 3, в Хабаровском крае - одно и т.д.19.
Причина сложившейся ситуации понятна: «благостное состояние, когда промышленность росла, когда бюджет рос, когда гособо-ронзаказ финансировался опережающими темпами, несколько расслабило исполнителей и создало ситуацию некой безнаказанности и вседозволенности»20. Но, судя по тексту отчета Правительства, задачи борьбы с коррупцией для него просто не существует.
Единственный серьезный шаг в наведении порядка в управлении российским ОПК был сделан в феврале 2013 г. Минпромторгом России, который снял традиционный гриф «Для служебного пользования» со сводного реестра организаций ОПК21. Однако открытые таким образом соответствующие перечни нигде не были опубликованы и в настоящее время доступны лишь подписчикам коммерческих правовых баз данных. ■
19 Строим долго, дорого, некачественно. Ч. I // Военно-промышленный курьер. 2014. 16 апреля (№ 14): http://www.vpk-news.ru/ articles/19727
20 Там же.
21 Приказ Минпромторга России от 05.02.2013 № 137 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» (в ред. приказа Минпромторга от 23.10.2013 № 1703).