Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕТОДИКА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КОГНИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ / АКТИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ / ECONOMIC ACTIVITY / BUSINESS ACTIVITY / ECONOMIC BEHAVIOR / INVENTORY / STUDENTS / COGNITIVE ECONOMIC ACTIVITY / ECONOMIC LOCUS OF CONTROL / BEHAVIORAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелина Екатерина Вячеславовна, Честюнина Юлия Владимировна

В статье представлены результаты разработки и апробации экспресс-методики исследования экономической активности. В процессе теоретического анализа было выделено четыре подхода к изучению экономической активности, один из которых - сугубо психологический. В рамках данного подхода сформулировано определение экономической активности как свойства субъекта, проявляющегося в степени интенсивности и инициативы во взаимодействии с объектами экономической действительности (в качестве потребителя, предпринимателя, наемного работника, заемщика, инвестора и т.д.). Предложена теоретическая структура экономической активности, состоящая из трех компонентов: когнитивного (активность в поиске информации для принятия решений в экономической сфере), мотивационно-волевого (уверенность в собственной способности управлять экономической ситуацией, интернальный экономический локус контроля) и поведенческого (проявление активности в повседневном экономическом поведении). Подробно описана процедура разработки и статистической проверки методики «Опросник экономической активности». Результаты эксплораторного и конфирматорного факторного анализа (N = 489), а также результаты корреляционного анализа подтвердили факторную и конвергентную валидность трех шкал разработанной методики. Опросник демонстрирует приемлемый уровень надежности шкал по внутренней согласованности. Обсуждаются перспективы применения методики в психолого-экономических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Забелина Екатерина Вячеславовна, Честюнина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC ACTIVITY INVENTORY

The article represents the results of the development and verifying the express method for studying economic activity. As a result of theoretical analysis, four approaches to the study of economic activity were identified, one of which is purely psychological. In the framework of this approach, the definition of economic activity is formulated as the characteristic of a person, manifested in the level of intensity and initiative of the interaction with objects of economic reality (in the role of a consumer, entrepreneur, employee, borrower, investor, etc.). We propose a theoretical structure of economic activity, consisting of three components: cognitive (activity in finding information for making decisions in the economic sphere), motivational-volitional (confidence in one’s own ability to manage the economic situation, internal economic locus of control), and behavioral (manifestation of activity in everyday economic behavior). The procedure for the development and statistical verification of the economic activity inventory is described in detail. The results of exploratory and confirmatory factor analysis (N = 489), as well as the results of the correlation analysis confirmed the factor and convergent validity of the three scales of the questionnaire. The scales showed an acceptable level of reliability according to internal consistency. In conclusion, the prospects of applying the questionnaire in psychological and economic research are discussed.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

УДК 159.9

Результаты разработки методики

для исследования экономической активности

Е. В. Забелина, Ю. В. Честюнина

Забелина Екатерина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Челябинский государственный университет, katya_k@mail.ru

Честюнина Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Челябинский государственный университет, chestyunina@list.ru

В статье представлены результаты разработки и апробации экспресс-методики исследования экономической активности. В процессе теоретического анализа было выделено четыре подхода к изучению экономической активности, один из которых - сугубо психологический. В рамках данного подхода сформулировано определение экономической активности как свойства субъекта, проявляющегося в степени интенсивности и инициативы во взаимодействии с объектами экономической действительности (в качестве потребителя, предпринимателя, наемного работника, заемщика, инвестора и т.д.). Предложена теоретическая структура экономической активности, состоящая из трех компонентов: когнитивного (активность в поиске информации для принятия решений в экономической сфере), моти-вационно-волевого (уверенность в собственной способности управлять экономической ситуацией, интернальный экономический локус контроля) и поведенческого (проявление активности в повседневном экономическом поведении). Подробно описана процедура разработки и статистической проверки методики «Опросник экономической активности». Результаты эксплора-торного и конфирматорного факторного анализа (N = 489), а также результаты корреляционного анализа подтвердили факторную и конвергентную валидность трех шкал разработанной методики. Опросник демонстрирует приемлемый уровень надежности шкал по внутренней согласованности. Обсуждаются перспективы применения методики в психолого-экономических исследованиях.

Ключевые слова: экономическая активность, экономическое поведение, методика, студенческая молодежь, когнитивная экономическая активность, экономический локус контроля, активность в поведении.

Поступила в редакцию: 11.05.2020 / Принята: 20.05.2020 / Опубликована: 30.09.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2020-20-3-307-314

Введение

На современном этапе социально-экономического развития страны одной из важных задач является повышение экономической активности населения. Она определяется особенностями

российской экономики, в числе которых нестабильность рынка труда, трудности в сфере малого бизнеса. Поэтому актуальность изучения экономической активности граждан в России как неотъемлемой черты рыночной экономики не вызывает сомнения.

Необходимость исследования экономической активности молодежи обусловлена рядом факторов. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России [1]. Во-вторых, сегодняшние юноши и девушки -это будущее страны и от стартовых условий их деятельности зависит ее последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры нашего общества. В-третьих, это одна из наиболее уязвимых групп на рынке труда. Отсутствие практического опыта может приводить к ошибкам в профессиональной деятельности, что может послужить барьером для дальнейшего развития. Невзирая на остроту проблемы, изучению экономической активности молодежи уделяется недостаточно внимания в психологической науке.

Несмотря на то, что термин «экономическая активность» во многих исследованиях, в том числе психологических [2], стал довольно распространенным, он редко находит развернутое психологическое объяснение. Отдельные попытки определения экономической активности разрознены и противоречивы. Естественно, что и методы психодиагностики данного феномена недостаточно разработаны. Настоящее исследование призвано частично восполнить этот пробел. Цель его состоит в разработке психодиагностического инструмента, направленного на выявление параметров экономической активности, а также эмпирической проверке его валидности и надежности.

Теоретические подходы

к изучению экономической активности

В ходе теоретического анализа конструкта экономической активности в науке было выявлено четыре подхода к определению и интерпретации данного феномена.

Первый подход, наиболее распространенный в экономической статистике и социологии, трактует понятие «экономическая активность» как

показатель соотношения занятых и безработных людей трудоспособного возраста в различных слоях населения. Экономическая активность в таком понимании характеризует включенность человека в трудовую сферу. Плюс этого подхода состоит в том, что он позволяет изучать большие массивы данных, характеризующих уровень занятости и безработицы, но только с одного ракурса - экономического поведения (трудового или профессионального), не позволяя всесторонне раскрыть психологическую суть феномена.

В рамках данного подхода рассматривается уровень экономической активности женщин в России [3, 4], а также экономическая активность старших возрастных групп [5, 6]. Исследуя экономическую активность в пожилом возрасте, авторы отождествляют ее с готовностью осуществлять трудовое поведение (работа, трудовая занятость) в позднем возрасте.

Второй подход к определению и изучению экономической активности применяется в исследованиях трудового поведения людей в организациях - экономическая активность работников [7, 8 и др.]. Экономическая активность в данном подходе приравнивается к деловой активности, под которой понимается, например, «нравственно-этическое качество личности, выражающееся как интенсивная деятельность в сфере профессии и должности» [8, с. 216]. Экономическая (деловая) активность характеризуется ответственностью за результат труда, а также осведомленностью в своей профессиональной сфере. То есть в данном подходе экономическая активность также ограничивается только одним видом экономического поведения - трудовым (или деловым).

Третий подход к пониманию экономической активности рассматривает ее как предпринимательскую деятельность и личностные качества, необходимые для ее реализации. Показательным для данного подхода является определение, содержащееся в словаре бизнес-терминов: экономическая активность - это «экономическая деятельность, заключающаяся в организации и развитии производства или оказании услуг; свойства человеческой личности, заключающиеся в предприимчивости, инициативе, активности, подвижности» [9, с. 3]. Здесь экономическая активность понимается как условие реализации предпринимательской деятельности, а также и сама эта деятельность.

В западной литературе оперирование понятиям «экономическая активность» менее заметно. В основном исследования сводятся к изучению предпринимательской активности. Так, существуют разработки восприятия экономической активности на примере стран Западной

и Восточной Европы [10]. В качестве критерия, характеризующего экономическую активность, авторы выделяют разграничение деятельности предпринимателя и наемного работника. Экономическая активность в данном случае напрямую связана с предпринимательской деятельностью, или самозанятостью.

Четвертый подход к изучению экономической активности предлагают психологи. Однако в рамках этого подхода также не обнаружено единого понимания рассматриваемого феномена. А. Л. Журавлев и А. Б. Купрейченко разводят понятия «экономическая активность» и «деловая активность» (в бизнесе). Авторы обозначают субъектов экономической активности - это «предприниматели, менеджеры, наемные работники и организации» и дают определение деловой активности: это «экономическое поведение, направленное на повышение доходов» [2, с. 88].

В рамках данного подхода изучаются условия развития экономической активности [11], где она понимается широко и отождествляется с такими характеристиками, как целеустремленность, мотивация достижения и др. Выделяют уровни экономической активности согласно критерию ее интенсивности [12]. С. Л. Вершинина, О. В. Викторова и И. Н. Воробьева, подчеркивая взаимосвязь социальной и экономической активности, предлагают следующее определение: «Социально-экономическая активность - то деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициатор в социальной и экономической сферах жизнедеятельности, стремящийся к социально полезным действиям» [13, с. 26]. Согласно Н. А. Курдюковой и Т. В. Ко -ростелевой, экономическая активность - это «одна из форм активности, реализуемая ситуативно, отражающая внутреннюю готовность человека к действию, запускающая при внешнем стимуле программу принятия решения» [14, с. 218]. Авторы связывают понятия «активность» и «результативность» (эффективность) при использовании ресурсов [14, с. 209-212]. Таким образом, несмотря на различия в определениях, все исследователи так или иначе говорят о том, что экономическая активность связана с проявлением инициативы.

Одной из наиболее проработанных концепций экономической активности в рамках четвертого подхода можно считать точку зрения Н. В. Ротмановой [15]. Понимая активность вслед за В. А. Петровским [16] и И. А. Джидарьян как «совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности», она определяет экономическую активность как «сложное многокомпонентное

образование, уровень, меру взаимодействия субъекта с объектами экономической действительности; интенсивность и качественное наполнение распоряжения субъектами ограниченными ресурсами, способ самовыражения и самоосуществления личности в жизни, включенной в экономические отношения не только производства, обмена и распределения, но также сбережения и потребления» [15]. Согласно Н. В. Ротмановой следует разделять виды экономической активности: «активность потребления» и «активность инвестирования» [15].

Анализ представленных подходов позволил сформулировать авторское определение экономической активности как свойство субъекта, проявляющееся в степени интенсивности и инициативы во взаимодействии личности и объектов экономической действительности (в качестве потребителя, предпринимателя, наемного работника, заемщика, инвестора и т.д.). Данное понимание позволяет выделить в структуре экономической активности когнитивный компонент (активность в поиске новой информации для принятия решений в экономической сфере), мо-тивационно-волевой (уверенность в собственной способности управлять экономической ситуацией, интернальный локус контроля в экономике) и поведенческий компонент (проявление инициативности в повседневном экономическом поведении). Основная функция экономической активности заключается в разрешении противоречий, трудностей человеком в экономической сфере.

Разработка утверждений опросника

Опираясь на сформулированное определение активности, мы предположили, что обязательные ее проявления в экономическом поведении будут связаны с инициированием поведения, направленного на поиск информации в этой сфере, необходимой для принятия решений. Другими словами, одним из показателей активности человека в экономической сфере является его «неравнодушие», интерес и целенаправленная деятельность по самоинициированному (происходящему по его внутреннему желанию) поиску информации в этой сфере - сведений о том, что происходит на рынке товаров, услуг, компаний и их акций, изменениях цен и пр. Этот конструкт, отражающий когнитивный компонент экономической активности - «активность в поиске информации в экономической сфере», находит выражение в ряде сформулированных утверждений и представляет собой первую шкалу опросника.

Активность человека поддерживается верой в то, что он способен влиять на окружающую действительность, преобразуя ее, т. е. он сам может выступать субъектом экономической деятельности

[17]. Отражением данного утверждения является вторая шкала опросника, воплощающая конструкт «интернального локуса контроля в экономической сфере», или мотивационно-волевой компонент экономической активности. Люди, убежденные в том, что они могут изменять ситуацию под свои экономические запросы, в большей степени склонны проявлять экономическую активность -вступать в переговоры, организовывать встречи, инвестировать или сберегать средства, начинать собственное дело и т.д. Таким образом, мы предположили, что интернальный экономический локус контроля является одним из показателей экономической активности, выступая в качестве ее мотивационного-волевого компонента.

Поскольку экономическая активность - это один из видов активности человека, а человек представляет собой целостную самоорганизованную систему, то логично предположить, что личность, характеризующаяся высокой степенью общей социальной активности, вероятно будет проявлять ее в различных сферах экономической жизни (в роли потребителя товаров и услуг, в роли заемщика, инвестора, наемного работника и т.д.). То есть необходимо было включить в опросник шкалу, отражающую поведенческий компонент экономической активности, представленную через регулярное (повседневное) проявление активности.

В качестве отдельного типа (уровня) экономической активности можно выделить деловую активность [2], которую проявляет человек, занимаясь предпринимательской деятельностью. Однако утверждения, связанные с предпринимательской деятельностью, не набрали необходимого веса на пилотажном этапе исследования, не вошли в отдельный фактор, поэтому были исключены из финальной версии опросника.

На этапе разработки опросника было сформулировано 25 утверждений и респондентам было предложено выразить степень согласия (несогласия) с ними по 7-балльной шкале Лайкерта. После проведения пилотного этапа исследования и факторизации данных часть утверждений, не нашедших отражения в факторной структуре данных, была удалена. Итоговый вариант опросника содержит 12 утверждений (приложение), которые равномерно распределились в три фактора.

С целью проверки надежности и валидности «Опросника экономической активности» было проведено исследование с участием 489 чел. Респонденты являлись студентами программ бакалавриата (факультетов психологии, педагогики, управления, экономики, лингвистики, математики). Возраст респондентов - от 18 до 26 лет, 36% составили юноши. 43% студентов имели опыт наемной работы.

Результаты эмпирической проверки

На этапе обработки данных проверялась степень валидности и надежности опросника с помощью статистического пакета SPSS 24.0. Для

обоснования факторной валидности проводился эксплораторный факторный анализ (метод максимального правдоподобия, вращение Варимакс), результаты которого представлены в табл. 1.

Факторная структура опросника экономической активности Factor structure of the economic activity questionnaire

Таблица 1 /Table 1

Утверждения Факторный анализ

1 2 3

ЭА7. Когда что-то меняется в экономической жизни страны, я хотел (а) бы узнавать об этом одним (одной) из первых ,804 ,087 ,132

ЭА5. Я стараюсь быть в курсе событий экономической и финансовой жизни в стране и в мире ,803 ,082 ,180

ЭА13. Мне нравится анализировать ситуацию на рынке - изучать, что происходит в разных компаниях ,775 ,004 ,148

ЭА11. Я никогда не упущу возможность обсудить со знакомыми новости в экономике ,755 -,043 ,173

ЭА1. Я стремлюсь повышать свои знания в области экономики ,667 ,136 ,203

ЭА9. Я считаю, что любой человек обязан следить за экономическими событиями в стране и в мире ,662 ,189 ,069

ЭА3. Меня слабо волнуют вопросы экономической жизни страны и мира -,354 -,042 ,014

ЭА6. Я уверен (а), что уровень дохода полностью зависит от активности самого человека ,055 ,879 ,170

ЭА4. Я считаю, что успех в финансовых делах напрямую зависит от активности человека ,060 ,804 ,138

ЭА8. Думаю, что финансовый успех приходит только к активным людям ,155 ,671 ,278

ЭА10. Обо мне сложилось мнение как о человеке, который не сидит без дела ,129 ,174 ,731

ЭА12. Меня считают активным человеком, который может повлиять на ситуацию ,112 ,130 ,730

ЭА2. Мне нравится вносить что-то новое в свою деятельность ,172 ,230 ,475

Доля объяснимой дисперсии, % 27,38 15,70 12,04

Эксплораторный факторный анализ утверждений опросника позволил выделить 3 фактора, в совокупности объясняющих 55,12% общей дисперсии. Единственное утверждение, которое не вошло ни в один фактор с весом более 0,4, «Меня слабо волнуют вопросы экономической жизни страны и мира» (ЭА3). Возможно, данный результат связан с тем, что утверждение отличается от остальных пунктов опросника отрицательной формулировкой, а также связано с социальной желательностью.

В первый фактор, названный «Когнитивная экономическая активность», вошли 6 утверждений, отражающих степень активности человека в сборе экономических новостей, степень интереса к событиям, происходящим в экономической сфере, а также стремление к получению новой информации в этой области посредством чтения специальной литературы и разговоров с экспер-

тами. Можно заключить, что данный фактор отражает когнитивный компонент экономической активности.

Второй фактор «Экономический локус контроля» объединил 3 утверждения с высокими весами. Данный фактор отражает убежденность респондентов в прямой связи личной активности и финансового успеха, уверенность человека в том, что он сам может влиять на свою финансовую ситуацию. Можно заключить, что данный фактор характеризует мотивационно-волевой компонент экономической активности.

Третий фактор «Активность в поведении» демонстрирует готовность (или неготовность) респондентов менять поведение в ответ на внешние вызовы, быть активным в противоположность пассивному поведению. Данный фактор, объединивший 3 утверждения с достаточно высокими нагрузками, отражает поведенческий компонент

экономической активности. Таким образом, эмпирическая структура опросника подтвердила теоретический конструкт.

Далее с целью проверки и корректировки факторной валидности шкал методики был проведен конфирматорный факторный анализ, который констатировал итоговую (апостериорную) модель экономической активности, состоящую из трех факторов и хорошо соответствующую исходным данным по показателям индексов согласия: СМШ = 110,522; / = 41; р = 0.000; СИ = 0,965; СИ1 = 0,975; ЯМББЛ = 0,059. Оцениваемые параметры модели оказались статистически достоверны: регрессионные коэффициенты (р < 0,001), дисперсии латентных переменных (шкал) (р < 0,001) и ковариаций (корреляций) между ошибками (р < 0,01). Корреляции между всеми шкалами также показали статистическую достоверность (р < 0,01).

Далее осуществлялась проверка надежности шкал по внутренней согласованности входящих в них утверждений с применением коэффициента альфа Кронбаха для каждой шкалы: «Когнитивная экономическая активность» (а = 0,893), «Экономический локус контроля» (а = 0,850), «Активность в поведении» (а = 0,717), итоговый показатель экономической активности (а = 0,827).Можно утверждать, что разработанный опросник показывает приемлемый уровень надежности.

С целью проверки конвергентной валидности методики на части выборки (339 чел.) проводился корреляционный анализ со шкалами «Опросника экономических аттитюдов» О. С. Дейнека, Е. В. Забелиной и «Шкалы денежных убеждений и поведения», а также со шкалой субъективного дохода А. Фёнема.

Результаты корреляционного анализа показали положительные корреляции на высоком уровне значимости интегрального показателя экономической активности и субъективно оцениваемого личного дохода (г = 0,379, р < 0,001). Чем выше уровень экономической активности студентов, тем выше они оценивают уровень своего дохода. Данная взаимосвязь выглядит логичной для интерпретации, поскольку систематическое проявление активности для повышения уровня своего дохода в действительности показывает положительные результаты в этой сфере.

Экономическая активность, измеряемая разработанным инструментом, положительно взаимосвязана почти со всеми диагностируемыми экономическими аттитюдами (удовлетворение в сфере потребления (г = 0,220, р < 0,001), стремление к сбережению (г = 0,207, р < 0,001),

уверенность в будущем благодаря сбережениям (г = 0,271, р < 0,001), финансовая грамотность (г = 0,259, р < 0,001), потребительская активность (г = 0,221, р < 0,001), готовность инвестировать (г = 0,217, р < 0,001), активность и рациональность в банковской сфере (г = 0,154, р = 0,004), познавательная экономическая активность (г = = 0,477, р < 0,001), финансовый оптимизм (г = 0,408, р < 0,001), социальная ответственность богатства (г = 0,229, р < 0,001) и отрицательно взаимосвязана с параметром инвестиционной неграмотности (г = -0,200, р < 0,001).Полу-ченные результаты позволяют говорить о том, что экономическая активность действительно проявляется в различных сферах экономической жизни и экономического поведения (финансовое, трудовое, потребительское). Кроме того, экономическая активность стимулируется стремлением повышать финансовую грамотность, создавать сбережения ради будущего и готовностью справедливо распределять доходы, делиться своими доходами с другими.

Помимо этого, интегральный показатель экономической активности зафиксировал кор -реляцию с некоторыми аспектами отношения к деньгам. Например, обнаружена положительная взаимосвязь экономической активности и степени согласия со следующими утверждениями: «Я считаю, что заработок человека зависит от его способностей и усилий» (г = 0,374, р < 0,001), «Я внимательно разглядываю оформление купюр и монет» (г = 0,288, р < 0,001), «Я горжусь своей способностью сохранять деньги» (г = 0,158, р = 0,032), «Я всегда знаю, сколько я накопил» (г = 0,171, р = 0,020), «Мое финансовое положение лучше, чем думают большинство моих друзей» (г = 0,257, р < 0,001), «Я часто использую деньги, чтобы влиять на соперников или врагов» (г = 0,278, р < 0,001), «Я обычно чувствую себя лучше тех, кто имеет меньше денег» (г = 0,161, р = 0,030), «Я веду учет своих расходов и доходов» (г = 0,201, р = 0,006), «Я торгуюсь из-за цены при покупках, если есть возможность» (г = 0,231, р = 0,003), «Я всегда точно знаю, сколько денег у меня есть с собой» (г = 0,217, р = 0,003), «Я думаю о деньгах чаще, чем другие» (г = 0,155, р = 0,039). Результаты корреляционного анализа показывают, что экономическая активность связана с повышенным интересом и вниманием к деньгам, осознанным и рациональным отношением к ним, стремлением к накоплению и финансовой удовлетворенностью.

В заключение вычислялись описательные статистики отдельно на выборках юношей и девушек. Данные приведены в табл. 2.

Описательные статистики Descriptive statistics

Таблица 2 / Table 2

Шкалы опросника экономической активности Юноши Девушки

Мин Макс М б Мин Макс М б

Когнитивный компонент 1,00 6,83 4,30 1,40 1,00 6,67 3,22 1,30

Мотивационно-волевой компонент 1,33 7,00 5,18 1,35 1,00 7,00 5,06 1,41

Поведенческий компонент 2,00 7,00 4,60 1,18 1,00 7,00 4,36 1,31

Итоговый показатель экономической активности 3,08 6,58 4,70 ,77 1,54 6,46 3,97 ,959

Заключение

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о достаточной конструктной и конвергентной валидности, а также о надежности разработанного опросника. Понимание экономической активности как свойства субъекта, характеризующегося уровнем интенсивности и инициативы во взаимодействии с объектами экономической действительности, включающего когнитивный мотивационно-волевой и поведенческий компоненты, подтвердилось эмпирически. Главное преимущество разработанного инструмента состоит в его компактности, простоте заполнения и обработки, что дает возможность применять его в масштабных исследованиях для экспресс-диагностики экономической активности молодежи.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00447 «Концепция экономической социализации представителей молодого и старшего поколения в стареющем обществе»).

Список литературы

1. Залян Е. Г., Павленко И. Г. Молодежь как субъект экономической активности на рынке труда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 3551-3555. URL: http://e-koncept. ru/2016/86748.htm (дата обращения: 11.11.2019).

2. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М. : Изд-во ИПРАН, 2003. 436 с.

3. Киселева В. А. Экономическая активность женщин (Региональный аспект) : дис. ... канд. экон. наук. Майкоп, 2005. 189 с.

4. Федорчукова С. Г. Экономическая активность российских женщин // Вестн. Ин-та экономики и антикризисного управления. 2015. № 9. URL: http://www. ieay.ru/nauka-v-ieau/vestnik-ieau/publikacii-zhurnala-vestnik-ieau/vestnik-ieau-n-9/7.-fedorchukova-s.g.-

ekonomicheskaya-aktivnost-rossijskih-zhenshhin/ (дата обращения: 07.09.2019).

5. Бурлака Н. П. Факторы, влияющие на экономическую активность пенсионеров // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 11 (53). С. 59-61.

6. Корзина Е.А. Экономическая активность населения старших возрастных групп : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. 26 с.

7. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / под ред. В. С. Безруковой. Екатеринбург : Деловая книга, 2000. 937 с.

8. Шашнов С. А. Экономическая активность работников и условия ее реализации // Социология власти. 2003. № 3. С. 59-68.

9. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. URL: https://https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/7406 (дата обращения: 20.09.2019).

10. Veldscholte C. M., Kroonenberg P. M., Antonides G. Three-mode analysis of perceptions of economic activities in Eastern and Western Europe // Journal of Economic Psychology. 1998. № 19 (3). P. 321-351.

11. Парамонова Ю. А. Особенности мотивации достижения успеха в юношеском возрасте // Наука через призму времени. 2017. № 8 (8). С. 130.

12. Васильева Е. Н. Формирование экономической активности молодежи в современной России : региональный аспект : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Волгоград, 2016. 50 с.

13. Вершинина С. Л., Викторова О. В., Воробьева И. Н. Социально-экономическая активность молодежи // Череповецкие научные чтения-2013 : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 1 : Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология. Череповец : Изд-во Череповецкого гос. ун-та, 2014. С. 26-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Коростелева Т. В., Курдюкова Н. А. Экономическая активность молодежи как социально-психологический феномен // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2015. № 2. С. 208-213.

15. РотмановаН.В. Структура экономической активности // Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 6. С. 30-31.

16. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М. : ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.

17. Вяткин Б. А. Избранные психологические исследования индивидуальности : теория, эксперимент, практика. Пермь : Книжный мир, 2005. 390 с.

Приложение

ОПРОСНИК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ Инструкция. Пожалуйста, укажите степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями о Вас (1 - совершенно не согласен, 7 - полностью согласен). Обведите соответствующую цифру в кружок.

1 Я стремлюсь повышать свои знания в области экономики 1 2 3 4 5 6 7

2 Мне нравится вносить что-то новое в свою деятельность 1 2 3 4 5 6 7

3 Я считаю, что успех в финансовых делах напрямую зависит от активности 1 2 3 4 5 6 7

человека

4 Я стараюсь быть в курсе событий экономической и финансовой жизни 1 2 3 4 5 6 7

в стране и в мире

5 Я уверен (а), что уровень дохода полностью зависит от активности самого 1 2 3 4 5 6 7

человека

6 Когда что-то меняется в экономической жизни страны, я хотел (а) бы узнавать 1 2 3 4 5 6 7

об этом одним (одной) из первых

7 Думаю, что финансовый успех приходит только к активным людям 1 2 3 4 5 6 7

8 Я считаю, что любой человек обязан следить за экономическими событиями 1 2 3 4 5 6 7

в стране и в мире

9 Обо мне сложилось мнение как о человеке, который не сидит без дела 1 2 3 4 5 6 7

10 Я никогда не упущу возможность обсудить со знакомыми новости в экономике 1 2 3 4 5 6 7

11 Меня считают активным человеком, который может повлиять на ситуацию 1 2 3 4 5 6 7

12 Мне нравится анализировать ситуацию на рынке - изучать, что происходит 1 2 3 4 5 6 7

в разных компаниях

Обработка. Для вычисления значений шкал необходимо вычислить среднее арифметическое значение по каждой шкале в соответствии с «ключом»

Ключ

Название шкалы Номера утверждений

«Когнитивная экономическая активность» 1,4, 6, 8, 10, 12

«Экономический локус контроля» 3, 5, 7

«Активность в поведении» 2, 9, 11

Образец для цитирования:

Забелина Е. В., Честюнина Ю. В. Результаты разработки методики для исследования экономической активности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 307-314. Б01: Ийр8:// doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-307-314

Results of the Development of the Economic Activity Inventory

E. V. Zabelina, Yu. V. Chestyunina

Ekaterina V. Zabelina, https://orcid.org/0000-0002-2365-6016, Chelyabinsk State University; 129 Bratyev Kashirinykh St., Chelyabinsk 454001, Russia, katya_k@mail.ru

Yulia V. Chestyunina, https://orcid.org/0000-0002-8549-8826, Chelyabinsk State University, 129 Bratyev Kashirinykh St., Chelyabinsk 454001, Russia, chestyunina@list.ru

The article represents the results of the development and verifying the express method for studying economic activity. As a result of theoretical analysis, four approaches to the study of economic activity were identified, one of which is purely psychological. In the framework of this approach, the definition of economic activity is formulated as the characteristic of a person, manifested in the level of intensity and initiative of the interaction with objects of economic reality (in the role of a consumer, entrepreneur, employee, borrower, investor, etc.). We propose a theoretical structure of economic activity, consisting of three components: cognitive (activity in finding information for making decisions in the economic sphere), motivational-volitional (confidence in one's own ability to manage the economic situation, internal economic

locus of control), and behavioral (manifestation of activity in everyday economic behavior). The procedure for the development and statistical verification of the economic activity inventory is described in detail. The results of exploratory and confirmatory factor analysis (N = 489), as well as the results of the correlation analysis confirmed the factor and convergent validity of the three scales of the questionnaire. The scales showed an acceptable level of reliability according to interna consistency. In conclusion, the prospects of applying the questionnaire in psychological and economic research are discussed. Keywords: economic activity, business activity, economic behavior, inventory, students, cognitive economic activity, economic locus of control, behavioral activity.

Received: 11.05.2020/ Accepted: 20.05.2020/Published: 30.09.2020 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Acknowledgements: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (projectNo. 19-013-00447 "The concept of economic socialization of representatives of younger and elder generation in the aging society").

References

1. Zalyan E. G., Pavlenko I. G. Youth as a subject of economic activity in the labor market. Nauchno-metod-icheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"], 2016, vol. 11, pp. 3551-3555. Available at: http://e-koncept. ru/2016/86748.htm (accessed 11 November 2019) (in Russian).

2. Zhuravlev A. L., Kuprejchenko A. B. Nravstvenno-psiho-logicheskaya regulyatsiya ekonomicheskoy aktivnosti [Moral and psychological regulation of economic activity]. Moscow, IPRAN Publ., 2003. 436 p. (in Russian).

3. Kiseleva V. A. Ekonomicheskaya aktivnost zhenshchin (Regionalnyy aspekt) [Women's Economic Activity (Regional Aspect]. Diss. Cand. Sci. (Econ.). Maykop, 2005. 189 p. (in Russian).

4. Fedorchukova S. G. The economic activity of Russian women. Vestnik IEAU [Bulletin of the Institute of Economics and Crisis Management], 2015, no. 9. Available at: URL: http://www.ieay.ru/nauka-v-ieau/vestnik-ieau/ publikacii-zh urnala-vestnik-ieau/vestnik-ieau-n-9/7.-fe-dorchukova-s.g.-ekonomicheskaya-aktivnost-rossijskih-zhenshhin/ (accessed 7 September 2019) (in Russian).

5. Burlaka N. P. Factors affecting the economic activity of pensioners. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya [Problems of Modern Science and Education], 2016, no. 11 (53), pp. 59-61 (in Russian).

6. Korzina E. A. Ekonomicheskaya aktivnost' naseleniya starshih vozrastnyhgrupp [Economic activity of the

population of older age groups]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Econ.). Moscow, 2004. 26 p. (in Russian).

7. Osnovy dukhovnoy kultury (entsiklopedicheskiy slovar pedagoga) [Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic dictionary of a teacher)]. Ed. by V. S. Bezrukova. Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2000. 937 p. (in Russian).

8. Shashnov S. A. Economic activity of workers and the conditions for its implementation. Sociologiya vlasti [Sociology of Power], 2003, no. 3, pp. 59-68 (in Russian).

9. Slovar biznes-terminov. Akademik.ru. 2001 (Dictionary of business terms. Academic.ru). Available at: https:// https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/7406 (accessed 20 September 2019) (in Russian).

10. Veldscholte C. M., Kroonenberg P. M., Antonides G. Three-mode analysis of perceptions of economic activities in Eastern and Western Europe. Journal ofEconomic Psychology,1998, no. 19 (3), pp. 321-351.

11. Paramonova Yu. A. Features of motivation to achieve success in adolescence. Nauka cherez prizmu vremeni [Science through the prism of time], 2017, no. 8 (8), pp. 130-131 (in Russian).

12. Vasilieva E. N. Formirovanie ekonomicheskoy aktivnosti molodezhi v sovremennoy Rossii: regionalnyy aspect [The formation of youth economic activity in modern Russia: a regional aspect]. Thesis Diss. Dr. Sci. (Sociol.). Vologograd, 2016. 50 p. (in Russian).

13. Vershinina S. L., Viktorova O. V., Vorobieva I. N. Socioeconomic activity of youth. Cherepoveckie nauchnye chteniya-2013: materialy Vseros. nauchn.-prakt. konf. Ch. 1. Literaturovedenie, lingvistika, SMI, istoriya, filosofiyu, sotsiologiya, politologiua [Cherepovets scientific readings-2013. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Part 1: Literary studies, linguistics, media, history, philosophy, sociology, political science]. Cherepovets, Izd-vo Cherepovets. gos. un-ta, 2014, pp. 26-28 (in Russian).

14. Korosteleva T. V., Kurdyukova N. A. The economic activity of youth as a socio-psychological phenomenon. Novoe v psihologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [New in psychological and pedagogical research], 2015, no. 2, pp. 208-213 (in Russian).

15. Rotmanova N. V. The structure of economic activity. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2009, no. 6, pp. 30-31 (in Russian).

16. Petrovsky V. A. Psihologiya neadaptivnoy aktivnosti [Psychology of non-adaptive activity]. Moscow, TOO Gorbunok Publ., 1992. 224 p. (in Russian).

17. Vyatkin B. A. Izbrannyepsihologicheskie issledovaniya individualnosti: teoriya, eksperiment, praktika [Selected psychological studies of personality: theory, experiment, practice]. Perm, Knizhnyi mir Publ., 2005. 390 p. (in Russian).

Cite this article as:

Zabelina E. V., Chestyunina Yu. V. Results of the Development of the Economic Activity Inventory. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2020, vol. 20, iss. 3, pp. 307-314 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-307-314

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.