2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ЭКСПЕРТНОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ НА ТЕМУ: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Чистобородов Илья Григорьевич, кандидат юридических наук, начальник факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров
Место работы: Академия управления МВД России
Аннотация: ходе подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук потребовалось провести социологическое исследование, которое бы подтвердило либо опровергло результаты, полученные с помощью других методов научного познания. Цель интервьюирования состояла в изучении экспертного мнения относительно дальнейшего развития государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Исследователю потребовалось определить круг экспертов, мнение которых следует признать значимым в контексте разрабатываемой проблематики. Диссертант считает данное исследование репрезентативным, так как эксперты были подобраны не только из числа сотрудников и членов избирательных комиссий, но и из научного сообщества, кроме того, были опрошены члены общественных объединений, работающие в сфере защиты избирательных прав граждан.
Интервьюирование проводилось лично диссертантом. При встрече с экспертом ему задавались вопросы из заранее подготовленной анкеты, в которой отражалось его экспертное мнение. В случае, если эксперт затруднялся ответить на тот либо иной вопрос, ему предлагались предварительно проработанные ответы, которые были получены в ходе проведенного исследования. В данном случае эксперт либо соглашался с суждением диссертанта, либо опровергал, приводя собственные доводы. Материал в статье будет изложен в порядке, в котором задавались вопросы в соответствии с заранее разработанной анкетой.
Ключевые слова: система государственного управления, субъекты государственного управления, объект государ-ственного управления, управляющая подсистема, прямые и обратные связи государственного управления, избирательный процесс, выборы, права граждан, пределы государственного управления избирательным процессом.
THE EXPERT'S INTERVIEWING FINDINGS ON THE TOPIC: «THE GOVERNMENTAL MANAGEMENT OF THE ELECTION PROCESS
IN THE RUSSIAN FEDERATION»
Chistoborodov Ilya G., PhD in Law, Head of the faculty for the training of scientific and scientific-pedagogical personnel Place of employment: Academy of management of the Interior Ministry of Russia
Abstract: during the preparation of the thesis for the degree of Doctor of Laws it was necessary to conduct a sociological study that would confirm or deny the results obtained using other methods of scientific knowledge. The purpose of the interview was to study the expert opinion on the further development of public administration of the electoral process in the Russian Federation. The researcher needed to determine the circle of experts whose opinion should be recognized as significant in the context of the developed problem. The author considers this study to be representative, as the experts were selected not only from the staff and members of election commissions, but also from the scientific community, in addition, members of public associations working in the field of protecting the electoral rights of citizens were interviewed.
Interviewing was conducted personally by the author. When meeting with an expert, he was asked questions from a pre-prepared questionnaire, which reflected his expert opinion. If the expert found it difficult to answer this or that question, he was offered pre-worked answers that were received in the course of the study. In this case, the expert either agreed with the statement of the dissertation, or refuted, citing his own arguments. The material in the certificate will be presented in the order in which the questions were asked in accordance with a pre-designed questionnaire.
Keywords: system of governmental management, subjects of governmental management, object of governmental management, control subsystem, direct and inverse relations of governmental management, election process, elections, rights of citizens, limits of governmental management of election process.
1. Укажите, пожалуйста, свои: фамилию, имя, отчество, пол, возраст, занимаемую должность, трудовой стаж и иные сведения, являющиеся важными для данного интервьюирования.
В представленной статье о результатах проведенного экспертного интервьюирования персональные данные опрашиваемых, с которыми была проведена беседа, намеренно не раскрываются. Важно отметить, что конфиденциальность явилась одним из условий
проводимого исследования, позволившее получить наиболее достоверные ответы на интересующие нас вопросы.
2. Как Вы считаете, осуществляется ли государственное управление избирательным процессом в Российской Федерации?
На данный вопрос все без исключения эксперты ответили положительно. При этом для 20% экспертов во время интервьюирования потребовалось уточнение
диссертанта, что в данном исследовании подразумевается управление именно избирательным процессом и ни в коем случае не имеется в виду управление выбором избирателей. Принимать решение за кого голосовать избиратель вправе сам, и вмешательство государственных органов в процесс формирования предпочтений избирателя запрещено. В проводимом диссертационном исследовании под государственным управлением избирательным процессом понимается целенаправленное, правовое, организационное, информационное и управленческое воздействие государства (с применением современных информационно-телекоммуникационных технологий) на общественные отношения, складывающиеся во время реализации избирательных прав граждан в рамках избирательного процесса.
Таким образом, все эксперты согласились с утверждением, что государственное управление избирательным процессом в Российской Федерации как феномен, несомненно, существует и реализуется.
3. Сталкивались Вы в своей деятельности с проявлениями государственного управления избирательным процессом?
Отвечая на поставленный вопрос, все эксперты отметили, что в своей деятельности сталкивались с обозначенным явлением. Особенно ярко данный феномен находит свое отражение в Конституции РФ, федеральном законодательстве, законодательных актах регионального значения и подзаконных правовых актах. В качестве основного субъекта государственно-властного управления эксперты назвали Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
4. Какие составляющие, на Ваш взгляд, образуют понятие государственного управления избирательным процессом?
При проведении интервьюирования эксперты не пытались дать четкое определение понятия государственного управления избирательным процессом, так как это достаточно сложная дефиниция, формулирование которой требует отдельной дискуссии и дополнительного времени. Однако с предложенными исследователем компонентами, к которым отнесены: правовой компонент, организационный, информационный, управленческий и кадровый, эксперты согласились.
При этом 10% экспертов посчитали необходимым дополнить определение контрольно-ревизионным компонентом, так как входящая в систему избирательных комиссий контрольно-ревизионная служба реализует государственно-властное влияние на избирательный процесс в рамках своих полномочий.
5. Чем характеризуется сущность государственного управления избирательным процессом, на Ваш взгляд?
Рассматривая предложенные варианты ответов, эксперты согласились со следующими утверждениями исследователя, которые характеризуют сущность государственного управления избирательным процессом: наличие системы государственного управления избирательным процессом; государственно-властное управленческое воздействие оказывается на сознание и волю участников избирательного процесса и, как следствие, на их поведение; субъекты государственного управления избирательным процессом наделены возможностями применения легитимных методов принуждения участников избирательного процесса к правомерному поведению; государственное управление
избирательным процессом носит нелинейный характер, кризисы сменяются бифуркациями, посредством которых вырабатываются различные варианты оперативных решений.
Однако ни один из интервьюируемых не согласился с предложенным вариантом наличия двух уровней (оперативный и институциональный) государственного управления избирательным процессом. Все без исключения эксперты считают, что необходимо выделять федеральный, региональный и муниципальный уровень управления. Кроме того, 10% экспертов предложили выделить следующие характеристики сущности государственного управления избирательным процессом: самонастраиваемость системы государственного управления избирательным процессом; реагирование системы государственного управления избирательным процессом на ожидания общества и наиболее влиятельных политических акторов. При этом важно понимать, что самонастраиваемость системы подразумевает обратные связи, когда участники избирательного процесса могут влиять на субъекты государственного управления и тем самым изменять характер управляющего воздействия. Реагирование на ожидания общества подразумевает постоянный поиск лучших форм реализации демократии как научными, профессиональными, так и общественно-политическими сообществами.
6. Как Вы считаете, какие субъекты осуществляют государственное управление избирательным процессом в Российской Федерации?
Все без исключения эксперты согласились с мнением исследователя, что к субъектам государственного управления избирательным процессом возможно отнести:
- Президента Российской Федерации;
- законодательные органы государственной власти РФ;
- исполнительные органы государственной власти РФ;
- судебные органы государственной власти РФ;
- органы государственной власти субъектов РФ;
- избирательные комиссии РФ;
- органы, наделенные специальными полномочиями (Счетная палата, Прокуратура, Центральный банк).
Однако 10% экспертов считают необходимым отнести к субъектам государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации Европейский суд по правам человека и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.
При этом важно отметить, что Европейский суд по правам человека не является высшей инстанцией по отношению к судебным органам государственной власти РФ. Поэтому он не может отменить принятое судебное решение и не дает указаний законодательным органам государственной власти Российской Федерации. ЕСПЧ рассматривает только конкретные жалобы и вправе присудить удовлетворение претензии в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда. В то же время, рассматривая полномочия ОБСЕ, необходимо подчеркнуть, что все государства-члены ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе всеобщего консенсуса и не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
7. Как Вы считаете, какие элементы включает в себя система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации?
100% опрашиваемых экспертов согласились с мнением исследователя и считают, что систему государ-
ственного управления избирательным процессом возможно представить состоящей из трех основных частей: управляющая подсистема, образуемая множеством субъектов государственного управления; управляемая подсистема (избирательный процесс); прямые и обратные связи между управляющей и управляемой подсистемами.
8. Как, по Вашему мнению, можно характеризовать избирательный процесс как объект государственного управления?
Интервьюируемые эксперты (100%) согласились с предложенными вариантами ответов и отметили, что избирательный процесс как объект государственного управления возможно охарактеризовать следующими особенностями: наличием множества участников избирательного процесса, разнородностью политических сил и избирательных объединений, сетевой организацией избирателей в Интернете, широким применением современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Все опрошенные эксперты отметили, что избирательный процесс - это сложная по своей сути собирательная категория, которая охватывает порядок реализации избирательных прав граждан и представляет собой совокупность стадий и процедур, выполняемых во время избирательной кампании, и совершаемых участниками избирательного процесса в межвыборный период юридически значимых действий.
Кроме того, 30% экспертов выделяют следующие особенности: участники избирательного процесса самоорганизованы, и имеются различные избирательные объединения; все участники избирательного процесса равны друг перед другом.
9. В какой мере, на Ваш взгляд, система государственного управления избирательным процессом обеспечивает избирательные права в настоящее время?
В полной мере - 10%.
В целом обеспечивает - 30%.
Скорее обеспечивает - 60%.
При этом важно отметить, что одним из проблемных вопросов в настоящий момент эксперты считают злоупотребление административным ресурсом при применении так называемого муниципального фильтра, то есть отсечение разными способами неудобных, конкурентоспособных кандидатов. Современное избирательное законодательство предусматривает, что кандидаты в губернаторы должны собрать 5-10% подписей депутатов региона. Кроме того, в настоящее время в экспертном сообществе обсуждается вопрос о возврате некоторых из утраченных норм, в частности, о возможности создания избирательных блоков и голосования «против всех» на выборах всех уровней.
10. Как Вы оцениваете (характеризуете) эффективность системы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации?
Система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации достаточно эффективно оказывает государственно-властное управляющее воздействие - 70%.
Система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации недостаточно эффективно оказывает государственно-властное управляющее воздействие - 30%.
70% интервьюируемых, характеризуя эффективность деятельности системы государственного управления
избирательным процессом в Российской Федерации, отмечают положительную динамику, свидетельствующую о соответствии самым высоким требованиям международных стандартов. В их числе:
1. Расширение политического спектра представительства, о чем свидетельствуют изменения в законодательстве, связанные с понижением минимальной численности политических партий;
2. Стабилизация функционирования системы избирательных комиссий, что усматривается из норм законодательства об увеличении с 4 до 5 лет сроков их полномочий;
3. Расширение перечня гарантий осуществления гражданами, являющимися инвалидами, избирательных прав, в том числе в процессе выдвижения указанных лиц кандидатами, информирования, голосования;
4. Введение дополнительных требований к кандидатам об информировании о доходах, по запрету пользования иностранными финансовыми инструментами, в правилах закупок для нужд, связанных с проведением выборов;
5. Федерализация избирательного процесса, которая выражается в возврате к выборам высших должностных лиц субъектов РФ на основе прямого волеизъявления граждан;
6. Предоставление городам федерального значения права самостоятельного выбора вида (видов) избирательных систем, введение альтернативного прямым выборам способа замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ в виде избрания депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
11. Если состояние государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации Вы считаете неудовлетворительным, то какие видите причины сложившейся ситуации?
Правовой нигилизм - 10%.
Отсутствие единой государственной идеологии -10%.
Недостаточное использование современных информационных технологий - 40%.
Отсутствие в Российской Федерации соответствующих научных теоретических работ по данной проблематике - 40%.
В целом эксперты признают состояние государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации удовлетворительным. Наряду с этим они не отрицают наличие ряда проблем, негативно влияющих на состояние государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации.
Так, 40% экспертов считают необходимым разрабатывать технологические новации, которые в последующем целесообразно развивать и внедрять. Электронные информационно-телекоммуникационные технологии, применяемые в сфере государственного управления избирательным процессом, должны соответствовать определенным требованиям: обязаны снять все барьеры для волеизъявления граждан России; предоставлять возможность проголосовать, где бы они ни находились (в труднодоступной ли местности, за границей); система голосования должна быть максимально прозрачной и подконтрольной обществу; должна быть полностью защищенной, безопасной и неуязвимой для внешнего воздействия.
Помимо этого, 40% экспертов считают необходимым проработать на теоретической основе вопросы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации.
12. Находит ли феномен государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации достаточно полное отражение в действующем российском законодательстве?
Да, государственное управление избирательным процессом в Российской Федерации достаточно полно отражено в действующем российском законодательстве - 40%.
Действующее законодательство в сфере государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации нуждается в доработке - 60%.
60% экспертов считают, что низкое качество государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации в значительной мере обусловлено нерешенностью целого ряда правовых проблем. До настоящего времени нормативно не закреплены такие ключевые позиции как: идентификация государственного управления избирательным процессом (его определение, соотношение государственного управления и государственной власти, понимание места и роли в деятельности государства и органов государственной власти, соотношение государственного управления, политики и нормотворчества, государственного управления и государственного регулирования); нет определения цели (целей) государственного управления избирательным процессом, задач и ограничений государственного управления в данной сфере общественных отношений; понимания объекта и субъектов государственного управления; осмысления системы государственного управления; установления основных принципов государственного управления; понимания цикла государственного управления; определения состава (системы) базовых методов и форм государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации.
13. Как Вы считаете, насколько целесообразно закрепление в Конституции Российской Федерации принципов, позволяющих определить избирательную систему формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?
Целесообразно - 20%.
Целесообразно оставить закрепление на уровне федерального законодательства - 80%.
Большинство (80%) опрошенных экспертов считают, что, с одной стороны, указание на избирательную систему в Конституции РФ послужило бы стабилизации избирательного законодательства, с другой - передача на усмотрение законодателя видов избирательных систем, определения состава членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и многих других вопросов позволяет в наибольшей степени учитывать социально-экономические, политические и иные условия при реформировании норм избирательного права. Заметим также помимо сказанного, важно чтобы аспект федеративного устройства, а именно определенная свобода усмотрения была и у регионального законодателя. Кроме того, эксперты считают, что законодателю справедливо предоставлено право вносить изменения в федеральный закон о выборах депутатов в части изменения избирательной системы (мажоритарной, пропорциональной, смешанной), и это делает выборы данного уровня более устойчивыми, способ-
ными изменяться в зависимости от различных политических конъюнктур.
14. Как Вы считаете, насколько целесообразно закрепление в Конституции Российской Федерации принципов выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации?
Целесообразно - 20%.
Целесообразно оставить закрепление на уровне федерального законодательства - 80%.
При этом важно отметить, что 80% опрошенных экспертов считают, что внесение изменений в Конституцию Российской Федерации - это очень серьезный вопрос, и это возможно делать только в случаях крайней необходимости. Предложенный к рассмотрению вопрос, по их мнению, к таковым не относится. Также экспертами приводится аргумент, обосновывающий необходимость оставить текст Конституции РФ, касающийся формирования органов власти в субъектах Российской Федерации, в прежнем виде, позволяющий говорить о гибкости политической системы. Эксперты придерживаются мнения, что законодателю справедливо предоставлено право вносить изменения в Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ в части изменения порядка придания полномочий высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, и это делает выборы данного уровня более устойчивыми, способными изменяться в зависимости от различных политических конъюнктур.
15. Как Вы считаете, нормативные правовые акты в сфере государственного управления избирательным процессом оказывают управляющее воздействие на избирательный процесс?
Оказывают управляющее воздействие на избирательный процесс - 90%.
Оказывают только в части регулирования активного и пассивного избирательных прав - 10%.
16. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы повысить эффективность государственного управления избирательным процессом?
Более эффективно применять современные информационно-телекоммуникационные технологии - 40%. Эксперты считают необходимым рассмотреть возможность реализации избирательного права в условиях развития информационного общества и электронного государственного управления. В качестве основных приоритетов развития можно рассматривать возможность получения государственной услуги голосования с помощью создания единой биометрической системы, обеспечивающей удаленную идентификацию избирателя, разработку электронного удостоверения личности. При этом для проведения голосования в перспективе можно использовать МФЦ и портал «Госуслуги».
Устранить пробелы и противоречия в правовом регулировании - 50%. Эксперты считают, что постоянное изменение избирательного законодательства затрудняет его понимание участниками избирательного процесса как кандидатами и избирательными объединениями, так и избирательными комиссиями. Необходимо проработать вопрос кодификации законодательства о выборах. Это позволит исключить противоречивость или неопределенность как в федеральном зако-
нодательстве, так и в региональном избирательном законодательстве.
10% экспертов считают возможным и необходимым осуществление деятельности членами и служащими участковых избирательных комиссий в статусе государственных служащих.
17. Кто, по Вашему мнению, является основным субъектом государственного управления избирательным процессом?
Президент Российской Федерации - 0%.
Законодательные органы государственной власти РФ - 30%.
Исполнительные органы государственной власти РФ - 0%.
Судебные органы государственной власти РФ - 0%.
Органы государственной власти субъектов РФ - 0%.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - 70%.
Органы, наделенные специальными полномочиями (Счетная палата, Прокуратура, Центральный банк) - 0%.
70% экспертов считают ЦИК России основным субъектом государственного управления избирательным процессом, так как исключительно на заседаниях ЦИК России принимаются решения о:
- регистрации кандидатов либо федерального списка кандидатов;
- аннулировании регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов;
- финансовом обеспечении подготовки и проведения федеральных выборов и референдума Российской Федерации;
- определении результатов выборов и референдума Российской Федерации;
- отмене решений нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
- утверждении инструкций либо иных нормативных правовых актов, регулирующих избирательный процесс;
- обращении в суд с заявлением о расформировании избирательных комиссий;
- установлении факта нарушения требования об освещении деятельности парламентских партий в равном объеме.
18. Деятельность какого из указанных ниже субъектов, на Ваш взгляд, может повысить эффективность государственного управления избирательным процессом?
Президент Российской Федерации - 0%.
Законодательные органы государственной власти РФ - 30%.
Исполнительные органы государственной власти РФ - 0%.
Судебные органы государственной власти РФ - 0%.
Органы государственной власти субъектов РФ - 0%.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - 70%.
Органы, наделенные специальными полномочиями (Счетная палата, Прокуратура, Центральный банк) - 0%.
70% опрошенных экспертов считают, что деятельность ЦИК России поможет повысить эффективность государственного управления избирательным процессом. Следует подчеркнуть, что специфика системы избирательных комиссий состоит в том, что она не является жестко централизованной. ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других избирательных комиссий только при проведении федеральных выборов. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и, тем более, в муниципальные органы ЦИК России не является руководящей инстанцией в полном объеме,
однако, она вправе и обязана вмешиваться в избирательные отношения в тех случаях, когда имеют место нарушения прав участников избирательного процесса, путем рассмотрения поступивших жалоб и заявлений либо по собственной инициативе с принятием соответствующих решений, подготовкой рекомендаций и предложений. ЦИК России является инстанцией, упра-вомоченной рассматривать жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) не только нижестоящих избирательных комиссий, но и региональных избирательных комиссий и их должностных лиц, принимать по ним мотивированные решения вплоть до отмены обжалуемого решения и принятия нового решения по существу вопроса. Кроме того, ее решения являются обязательными к исполнению нижестоящими комиссиями.
ЦИК России фактически является организационно-методическим центром системы избирательных комиссий Российской Федерации, которым систематически обобщается и распространяется положительный опыт работы избирательных комиссий, ведется мониторинг правоприменительной практики, издаются многочисленные вспомогательные материалы по вопросам работы комиссий, готовятся научно-практические комментарии к избирательным законам, модельные законы, регулярно проводятся совещания, семинары, учебные мероприятия с руководителями избирательных комиссий, специалистами их аппаратов, оказывается любая иная помощь в пределах полномочий ЦИК России. Все перечисленное говорит не только об исключительном статусе ЦИК России, который выделяет ее как основного субъекта государственного управления избирательным процессом, но и требует от нее постоянной ритмичной работы с целью повышения эффективности деятельности всех субъектов государственного управления в данной сфере общественных отношений.
19. Как Вы оцениваете деятельность ЦИК России в сфере государственного управления избирательным процессом?
Эффективно - 80%.
Процедура рассмотрения заявлений излишне громоздка - 10%.
Ее решения иногда слишком политизированы - 10%.
ЦИК России вообще не нужна - 0%.
20. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы повысить эффективность деятельности субъектов государственного управления избирательным процессом?
Все без исключения интервьюируемые эксперты сходятся во мнении, что с целью повышения эффективности деятельности субъектов государственного управления избирательным процессом необходимо широко применять современные информационно-телекоммуникационные технологии, активно внедрять элементы электронной демократии и предоставить избирателям возможность электронного голосования.
При этом важно отметить, что применение современных средств голосования потребует от должностных лиц субъектов государственного управления избирательным процессом более высокой квалификации, что говорит о необходимости проведения постоянного обучения по вопросам применения информационно-телекоммуникационных средств.
21. Считаете ли Вы, что проведение электорального референдума может повысить эффективность
государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации?
Да, считаю - 80%.
Нет, не считаю - 20%.
80% интервьюируемых экспертов считают, что в некоторых случаях проведение электорального референдума может повысить эффективность государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Он может быть применим при обсуждении электоральной или конституционной реформы, когда решение этих вопросов нецелесообразно оставлять заинтересованным должностным лицам и политическим партиям. Электоральный референдум - еще один институт прямой демократии, приобретающий возрастающую популярность как механизм проведения реформы избирательной системы. Кроме того, он проводится в условиях кризиса доверия к избирательной системе. На референдум подчас выносится заведомо слабый и непопулярный проект, и его провал используется как аргумент для сохранения существующей модели. Таким образом, эксперты считают возможным применение электорального референдума как метода государственного управления избирательным процессом при проведении реформ избирательной системы.
22. Как, на Ваш взгляд, можно представить современную форму государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации?
Это гетерархическая (сетевая) организация - 100%.
Это иерархическая организация - 0%.
Все без исключения 100% экспертов считают, что многообразие организационно-правовых форм государственного управления обусловлено широким диапазоном функций, выполняемых государством и его органами, их сложностью и пространственно-временной протяженностью. Сама форма государства с ее специфическими особенностями, преломляющимися через формы правления, государственного устройства и через политический режим, во многом, если не в главном, сказывается на характере и содержании организационно-правовых форм государственного управления.
Современную форму государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации возможно представить, как сетевую (гетерархическую) систему, где субъекты управления независимы друг от друга и при этом имеют устойчивые конвергентные
связи, которые повышают эффективность при реализации государственных функций. Одновременно деятельность субъектов объединена единой целью и единым объектом управления (участники избирательного процесса), который, в свою очередь, имеет широкую сетевую архитектуру.
23. Какими факторами, на Ваш взгляд, ограничено государственное управление избирательным процессом?
Опрошенные эксперты согласились с мнением исследователя, что государственное управление избирательным процессом ограничено следующими факторами: территорией, принципом тайного голосования, нормативными предписаниями, балансом политических сил в обществе, средствами, которыми располагают субъекты государственного управления, качеством системы государственного управления, существующей государственной идеологией, политическими, идеологическими, религиозными взглядами правящей элиты.
В то же время 10% экспертов считают, что предложенный автором фактор ограничения государственного управления избирательным процессом, который звучит следующим образом - «Ограничено духом гражданственности и принадлежностью избирателей ко всем событиям, происходящим в обществе» - является в некоторой степени идеологемой.
Кроме того, 10% экспертов считают, что государственное управление избирательным процессом ограничено правом граждан на защиту своих прав.
Еще 10% - что в случае проведения выборов на региональном уровне существуют объективные ограничения, которые отводят основную роль в государственном управлении избирательным процессом субъектам государственного управления региона Российской Федерации.
По результатам интервьюирования возможно сделать общий вывод, что поставленная исследователем цель достигнута. Полученные актуальные знания в сфере государственного управления избирательным процессом будут применены в диссертационном исследовании, что, в свою очередь, позволит сформировать концептуальные основы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации и явится основой для подготовки выводов и предложений по данной проблематике.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,09%.