Научная статья на тему 'Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами педагогического тестирования'

Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами педагогического тестирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1341
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриеш В. А.

В статье рассматриваются преимущества, которые открывает педагогическое тестирование в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов вуза.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриеш В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause advantages which are opened with pedagogical testing during improvement of quality of vocational training of students of high school are considered.

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами педагогического тестирования»

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ТЕСТИРОВАНИЯ

АНДРИЕШ В.А.

В статье рассматриваются преимущества, которые открывает педагогическое тестирование в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов вуза.

In clause advantages which are opened with pedagogical testing during improvement of quality of vocational training of students of high school are considered.

Отечественные исследователи в области тестологии (B.C. Аванесов, Г.С. Ковалева, Ю.М. Нейман, З.Д. Жуковская, Д.В. Фроликов, А.Г. Шмелев и др.) отмечают широкие возможности педагогического тестирования в совершенствовании образовательного процесса вуза. Так, по мнению вышеуказанных авторов, педагогическое тестирование как средство контроля качества профессиональной подготовки в вузе обладает рядом преимуществ, к которым относятся универсальный охват всех стадий процесса обучения; возможность его использования не только для контроля знаний, умений и навыков, но и для повышения качества профессиональной подготовки студентов в целом; высокая степень объективности оценивания полученных результатов.

Очевидность данных преимуществ привела к тому, что в 2005-2006 учебном году на кафедре педагогики ГОУ ВПО ОГУ была разработана теоретическая модель повышения качества профессиональной подготовки студентов в области семейной педагогики и домашнего воспитания средствами педагогического тестирования.

Предложенная модель представляет собой дидактическую систему, включающую в себя следующие основные взаимосвязанные компоненты:

- компонент целеполагания, обеспечивающий соответствие результатов учебной деятельности требованиям ГОС ВПО, а также эффективного контроля качества профессиональной подготовки обучающихся. Предназначение данного компонента модели заключается в целеполагании каждого этапа обучения.

- методологический компонент, определяющий совокупность концепций и теорий, на базе которых организуется педагогическое тестирование в вузе. Роль данного компонента взяла на себя система подходов повышения качества профессиональной подготовки студентов вуза средствами педагогического тестирования, в которую вошли системный, личностно-ориентированный, компетентностный, технологический подходы;

- компонент педагогических условий, способствующих повышению качества профессиональной подготовки студентов, среди которых рассматриваются положительная мотивация у обучающихся к применению педагогического тестирования в образовательном процессе; управление учебно-познавательной деятельностью студентов; систематический контроль и объективная оценка качества профессиональной подготовки студентов;

- формы и средства повышения качества профессиональной подготовки обучающихся на основе организации педагогического тестирования. К формам повышения качества профессиональной подготовки студентов относятся деятельность преподавателя (проектирование и реализации педагогических тестов) и деятельность студента (решение педагогических тестов на всех видах аудиторных занятий). К средствам повышения качества профессиональной подготовки студентов вузов были отнесены деловые игры, проблемные ситуации, педагогические задачи, модульный контроль и педагогическое тестирование. Основной упор делался на педагогическое тестирование как средство повышения качества профессиональной подготовки обучающихся;

- технологический компонент, обеспечивающий логику организации педагогического тестирования на всем этапе изучения дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей

раннего и дошкольного возраста». В своей структуре он имеет целевой, содержательный, органи-зационно-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты;

- контрольно-оценочный компонент, определяющий виды, формы и способы организации педагогического тестирования. В контексте исследования были определены следующие виды контроля для реализации системы педагогического тестирования: текущий (в форме письменного опроса по пройденной теме), промежуточный (письменный опрос по пройденному модулю), итоговый (письменный опрос по всем пройденным темам дисциплины);

- критериальный компонент, включающий в себя критерии, показатели и уровни качества профессиональной подготовки студентов вуза. Критериями и показателями повышения качества профессиональной подготовки студентов в данном исследовании выступают: профессиональная компетентность (экспертные оценки, выставляемые преподавателем по итогам текущего, промежуточного и итогового педагогического тестирования); профессиональная позиция (субъективные оценки обучающихся по итогам проведения психологического тестирования), творческий стиль учения (динамика познавательных интересов обучающихся, степень активности на семинарских и практических занятиях, оценки, выставляемые студентам за выполнение творческих заданий), качество решения педагогических тестов (правильность и скорость).

Сочетание вышеперечисленных критериев и показателей может характеризовать низкий, средний и высокий уровень качества профессиональной подготовки студентов вуза.

Опытно-экспериментальная работа по апробации в образовательном процессе факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО ОГУ теоретической модели повышения качества профессиональной подготовки средствами педагогического тестирования проводилась в период января 2006 по май 2008 гг. В педагогическом эксперименте приняли участие 120 студентов, обучающихся на 3 курсе.

Главные усилия в ходе эксперимента были направлены на выявление возможности повышения качества профессиональной подготовки средствами педагогического тестирования с помощью предложенной модели.

При изучении учебной дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» динамика качества профессиональной подготовки студентов оценивалась в соответствии с выбранными дидактическими критериями и показателями.

Основным отличием организации учебного процесса в экспериментальных группах является то, что в рамках реализации теоретической модели предусматривалось использование системы педагогических тестов. Их применение было организовано в определенной логике, позволяющей отслеживать негативные отклонения в результатах учебной деятельности отдельных студентов на основе получения обратной связи, своевременно информировать их об этом, обеспечивая возможность коррекции и выхода на оптимальные траектории качества профессиональной подготовки.

В рамках проведенного исследования с целью автоматизации процесса педагогического тестирования была разработана система педагогических тестов разного уровня сложности, позволяющая фиксировать и обрабатывать результаты учебно-познавательной деятельности студентов на различных этапах усвоения содержания учебной дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста».

По итогам обучения в рамках опытно-экспериментальной работы студенты контрольных и экспериментальных групп сдавали зачет посредством педагогического тестирования.

В ходе педагогического эксперимента произошли определенные изменения в уровне профессиональной компетентности студентов в области семейной педагогики и домашнего воспитания. Это подтвердили результаты методики Е.Л. Ильиной «Мотивация студентов в вузе», проводимой в начале и по окончании педагогического эксперимента, а также сравнительные данные промежуточного и итогового педагогического тестирования.

Повышение качества профессиональной подготовки выпускника вуза социальный заказ, ГОС

ВПО

I

Управление учебной деятельностью студентов (преподавание, учение)

Цель - повышение качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования

Основные подходы к организации контроля и оценки качества профессиональной подготовки студентов

Системный Личностно-ориентированный Компетентностый Технологический

Педагогические условия, способствующие повышению качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования

Положительная мотивация у обучающихся Активизация учебно-познавательной деятельности студентов Контроль качества профессиональной подготовки студентов

г

Формы контроля качества профессиональной подготовки студентов

Деятельность преподавателя: разработка и применение педагогических тестов как средства повышения качества профессиональной подготовки студентов Деятельность студентов: решение педагогических тестов на аудиторных занятиях

±

Средства повышения качества профессиональной подготовки студентов

Учебны е (дидактические) игры

Решение педагогических задач

Создание проблемных ситуаций

Педагогическое тестирование

Технология педагогического тестирования

1. Целевой компонент 2. Содержательный компонент 3. Организацинно-деятельностный компонент 4. Контрольно-оценочный компонент

Виды контроля для реализации системы педагогических тестов

Текущий контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Письменный опрос по пройденной теме

Письменный опрос по пройденному модулю

Зачет в форме письменного опроса по всем темам дисциплины

Критерии повышения качества профессиональной подготовки студентов

Профессиональная компетентность Профессиональная позиция Творческий стиль учения Качество решения тестовых заданий

1 г

Показатели

Результат: уровень качества профессиональной подготовки студентов

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Рис. 1. Теоретическая модель повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами педагогического тестирования

Сведения, полученные в ходе анкетирования по компетентности студентов в области семейной пе-методике Е.Л. Ильиной, отражены в таблице 1, ко- дагогики и домашнего воспитания. торые демонстрируют динамику уровня мотиваци-онно-личностного компонента профессиональной

Таблица 1. Мотивы обучения студентов в вузе (до обучения)

Мотивы обучения студентов в вузе Констатирующий этап Контрольный этап

Кг Эг Кг Эг

Приобретение знаний 18,4% (11 чел.) 20,1% (10 чел) 27,6% (18 чел.) 38,3% (25 чел)

Овладение профессией 23,1% (14 чел.) 17,3% (13 чел.) 29,1 % (19 чел.) 43,3 % (28 чел.)

Получение диплома о высшем образовании 58,5% (35 чел) 62,4% (37 чел.) 43,3% (28 чел) 18,4 % (12 чел.)

Сравнение показателей в контрольных и экспериментальных группах, отраженных в таблице, позволяет утверждать, что если на констатирующем этапе у большинства студентов контрольных и экспериментальных групп отмечается мотив получения диплома о высшем образовании, то на завершающем этапе эксперимента ситуация изменилась. 81,6 % студентов экспериментальных групп отмечают удовлетворенность выбором педагогической профессией, тогда как на констатирующем этапе количество таких студентов составляло всего 37,4 % (увеличение составляет 44,2 %). В то же в контрольных группах также наблюдается увеличение числа студентов с адекватным выбором профессии, но незначительное - на 15,2 %.

Явные изменения наблюдались и в отношении двух других компонентов профессиональной компетентности (когнитивный и деятельностно-практический), которые оценивались опосредованно, с использованием экспертных оценок, выставляемых преподавателем по итогам промежуточного и итогового педагогического тестирования, делая вывод о росте оценочных показателей студентов в течение учебного процесса. Полученные результаты отражены в сводной таблице 2.

Таблица 2

Баллы Экспериментальные группы Контрольные группы

Промежуточное тестирование

Ср. балл за группу 3,8 3,7 3,7 3,9 3,5 3,7 3,9 3,6

Ср. балл за четыре группы 3,8 3,7

Итоговое тестирование

Ср. балл за группу 4,3 4,4 4,3 4,2 3,8 3,9 4,0 3,9

Ср. балл за четыре группы 4,3 3,93

Анализ приведенных результатов свидетельствует о том, что использование в экспериментальных группах систематического педагогического тестирования при изучении учебной дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста», на базе теоретической модели, изложенной в первой главе, позволяет повысить прирост среднего оценочного показателя в экспериментальных группах на 0,5 баллов.

По результатам таблицы 2 видно, что применение педагогического тестирования в образовательном процессе вуза является более результативным, чем использование традиционной технологии обучения.

В ходе экспериментального обучения произошли определенные изменения и в профессиональной позиции студентов, участвовавших в эксперименте. Это подтвердили результаты диагностики уровня профессиональной направленности студентов, проведенного в начале и по окончании эксперимента по методике Т.Д. Дубовицкой. Результаты тестирования отражены в таблице 3.

Таблица 3. Уровень профессиональной позиции студентов

Уровень профессиональной позиции студентов Констатирующий этап Контрольный этап

Кг Эг Кг Эг

Высокий 31,4% (21 чел) 28,6% (18 чел) 36,8% (24 чел) 48,5% (32 чел)

Средний 45,5% (29 чел) 40% (26 чел) 47,8% (31 чел) 51,5% (43 чел)

Низкий 23,1% (15 чел) 31,4% (21 чел) 15,4 % (10 чел) 0 % (0 чел)

Как видно из таблицы, высокий уровень профессиональной позиции на констатирующем этапе отмечается у 31,4 % студентов контрольных групп и у 28,6 % студентов экспериментальных групп. Эти студенты характеризуются ярко выраженным стремлением к овладению получаемой профессией и изучению соответствующих дисциплин, желанием работать по ней.

Средний уровень профессиональной позиции отмечается у 45,5 % студентов контрольных групп и у 40 % студентов экспериментальных групп. Эти студенты характеризуются формальным отношением к будущей профессии и изучению соответствующих дисциплин, нестабильностью желания работать по ней.

Низкий уровень профессиональной позиции отмечается у 23,1 % студентов контрольных групп и у 31,4 % студентов экспериментальных групп. Эти студенты характеризуются отсутствием стремления к овладению получаемой профессией и изучению соответствующих дисциплин, нежеланием работать по ней.

В конце эксперимента получена положительная динамика уровня профессиональной позиции студентов, как в контрольных, так и в экспериментальных группах. Однако, если в контрольных группах положительная динамика незначительна, то в экспериментальных группах - ярко выражена. Так, например, в экспериментальных группах на контрольном этапе не было выявлено ни одного студента с низким уровнем профессиональной направленности, тогда как на 9,9 % увеличилось число студентов с высоким уровнем профессиональной направленности, на 11,5 % увеличилось количество студентов со средним уровнем профессиональной направленности.

Определение уровня сформированности творческого стиля учения на констатирующем и контрольном этапах проводилась на основе определения характера и степени выраженности познавательных интересов испытуемых, которые оценивались в баллах, представленных ими в соответствии с субъективной значимостью ценностей целей учебной деятельности, а также по результатам педагогического наблюдения за проявлением учебно-познавательной активности студентов как экспериментальных, так и контрольных групп.

Результаты средних значений выраженности познавательных интересов у студентов экспериментальных и контрольных групп до обучения представлены в таблице 4.

Сопоставление показателей познавательных интересов у студентов контрольных и экспериментальных групп на констатирующем этапе позволяет отметить, что различия в характере и степени выраженности познавательных интересов студентов контрольной и экспериментальной групп несущественны, несмотря на то, что у студентов контрольных групп чуть более высокие показатели практически по всем видам познавательных интересов, чем у студентов экспериментальных групп. Исключением стал такой критерий как проявление исследовательского интереса, где показатели для

всех студентов равны (2,9). После формирующего этапа исследования выраженность познавательных интересов у студентов экспериментальных групп значительно возросла. Так прирост среднего значения познавательных интересов составил 0,9. Преобладающими стали критерии активности на занятиях, открытие нового, овладение новыми способами деятельности, посещаемость занятий. Положительная динамика познавательных интересов у студентов подтверждает предположение о том, что реализация разработанной системы тестов способствует формированию творческого стиля учения.

Таблица 4. Вы

раженность познавательных интересов студентов

Виды познавательных интересов Констатирующий этап Контрольный этап

Кг Эг Кг Эг

Открытие нового 2,8 2,6 2,6 3,9

Саморазвитие, овладение новыми способами деятельности 3,1 2,7 2,9 3,7

Активность на занятиях 3,2 3,0 3,3 4

Посещаемость занятий 3,1 2,8 3 3,7

Сотрудничество 3,0 2,9 2,9 3,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследовательский интерес 2,9 2,9 3 3,6

Достижения в познании 3,2 2,9 3 4

Средний показатель по группе 3,1 2,8 3 3,8

В ходе опытно-экспериментальной работы также был отмечен рост познавательной активности у студентов экспериментальных групп. Данные обучающиеся довольно часто сами предлагали свои выступления по различным темам, касающимся проблем домашнего воспитания, но не предусмотренных программой дисциплины. Так за период 2006 - 2008 учебных годов в экспериментальных группах студентами были подготовлены сообщения и рефераты по таким темам как «История развития гувернерства», «Актуальные проблемы гувернерства в современной России», «Домашнее обучение как форма получения образования» «Семейные проекты как форма сотрудничества педагогов ДОУ с родителями» и другие. Причем у большинства из них отмечается высокое качество данных работ. Кроме этого, на семинарских занятиях студенты этих групп по личной инициативе изготавливали различный наглядный и раздаточный материал, что повышало качество усвоения материала. К сожалению, этого нельзя сказать о контрольных группах, в которых студенты, в большей своей массе, не проявляли стремления к творческому самовыражению и получению дополнительной информации из литературных источников.

Результаты проведенного экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что применение педагогического тестирования в образовательном процессе вуза позволяет, во-первых, повысить качество профессиональной подготовки студентов в области семейной педагогики и домашнего воспитания; во-вторых, сформировать творческий стиль учения, в-третьих, повысить уровень профессиональной позиции у обучающихся; в-четвертых, повысить качество решения педагогических тестов. В ходе опытно-экспериментальной работы использование критерия повышения качества решения педагогических тестов включало в себя проверку правильности решения педагогического теста (цифровое значение полученной оценки) и скорости решения теста (минуты и секунды).

Оценка названного критерия проводилось в экспериментальных и контрольных группах в ходе сдачи промежуточного тестирования и в ходе подготовки к итоговому зачету, когда студенты решали сводный педагогический тест по всему курсу «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» (итоговое тестирование). Преподаватель синхронизировал время решения педагогических тестов, отмечая время обучающихся, завершивших решение тестов раньше положенного срока. В дальнейшем было проведено исследование, в ходе которого проверялось

соотношение студентов, закончивших решение теста раньше срока, с полученными отметками за данный тест.

Результаты исследования (табл. 5) показали следующее:

1. В ходе педагогического тестирования всегда находились студенты, заканчивавшие решение тестов раньше срока.

2. У студентов, заканчивающих решение теста раньше срока, обнаруживались определенные ошибки в ответах. Отметки за тестирование данных обучающихся были обработаны, в результате чего был выведен средний бал.

3. В ходе проведения эксперимента была обнаружена определенная тенденция: с течением времени количество студентов, заканчивавших решение педагогических тестов досрочно, увеличивалось. Причем, это было явно заметно в экспериментальных группах. Вместе с тем, средний бал у данной выборки студентов также возрос.

Таблица 5

Группы Промежуточное тестирование Итоговое тестирование

Кол-во студентов, закончивших решение теста досрочно (в %) Средний балл данной выборки студентов Кол-во студентов, закончивших решение теста досрочно (в %) Средний балл данной выборки студентов

Экспериментальные 12% 4,4 18% 4,8

Контрольные 3% 4,2 5% 4,4

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что при использовании теоретической модели повышения качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования в образовательном процессе вуза количество обучающихся, заканчивавших решение педагогических тестов досрочно, увеличивается гораздо заметнее в экспериментальных группах, чем в контрольных. Вместе с тем, средний бал у данной выборки студентов в экспериментальных группах также выше, чем в контрольных.

Итак, проведенный в рамках исследования эксперимент позволяет сделать вывод о том, что применение педагогического тестирования в образовательном процессе вуза позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов в области семейной педагогики и домашнего воспитания, уровень профессиональной позиции у обучающихся и качество решения педагогических тестов, сформировать творческий стиль учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.