Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА О ВЛИЯНИИ НАГРУЗКИ НА ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА О ВЛИЯНИИ НАГРУЗКИ НА ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА О ВЛИЯНИИ НАГРУЗКИ НА ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ»

■Роки на В. Д., Мальце* B.C. — В кн.: Достижения сельскохозяйственной науки и практики. (Серия сЖивот-новодство и ветеринария»). М., 1978, вып. 5, с. 54—59.

Струмелиев Ст. — Хиг. и здрансопязв., 1979, т. 23, № 1, с. 95—100.

Blandin G., Sabban А. — Rev. fran^. Allerg. Immunol, clin., 1977, v. 17, p. 251—257.

Cronin E. — Contact Derm., 1979, v. 5, p. 196.

Frank В., Knulsson P. — Swed. J. Agricult. Res., 1978, v. 8, p. 219—225.

Kemp A. et al. — Neth. J. Agricult. Sci., 1977, v. 25,

p. 51—62.

Knapp A. — Z. ges, Hyg., 1976, Bd 22, S. 93. Kotimma M., Tupi K., Karenlampi L. — In: Tydter-

veyslaitos, Helsinki, 1978, p. 42. Pico C., Reddan M., Flaherty D. et al. — Am. Rev. resp.

Dis., 1977, v. 115, p. 915—927. Warren C. P. — Canad. med. Ass. J., 1977, v. 116, p. 396— 399.

Поступила 17.06.81

За рубежом

УДК 371.71(470.311-26 + 430.2-25)

Н. М. Попова, Г. М. Сапожникова, К. Волчков, К. Мюльберг

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА О ВЛИЯНИИ НАГРУЗКИ НА ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ ,

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва, Институт гигиены детского и подросткового возраста Минздрава ГДР, Берлин

В Институте гигиены детского и подросткового возраста Минздрава ГДР для изучения нагрузки и ее влияния на организм школьников разработан опросник. Первый вариант опроса применялся в плане интернационального изучения нагрузки отдельных групп школьников ГДР, ЧССР, НРБ и ВНР в 1974 г. С тех пор авторами были внесены методические уточнения, было сокращено общее число вопросов. По плану межинститутского сотрудничества Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР и Института гигиены детского и подросткового возраста Минздрава ГДР параллельно в Москве и Берлине осенью 1976 с помощью данного опросника осуществлен опрос по единой программе. Для московских школьников анкета была переведена на русский язык и адаптирована с учетом особенностей уклада нашей жизни.

Опросник включает 31 вопрос, достаточно полно отражающий суточную нагрузку школьников и ее влияние на организм, что позволяет судить об утомляемости и психофизиологическом состоянии организма. Около половины (14) вопросов касаются режима дня, продолжительности ночного сна, организации внеучебного времени, длительности и организации приготовления уроков, регулярности питания, помощи по дому и др.

Кроме этого анкета содержит комплекс вопросов, характеризующих утомляемость, самочувствие школьника, признаки утомления и нервно-эмоциональное состояние ученика в связи с учебной работой, а также 6 вопросов о личности и семье.

Преимущество данного опросника в том, что он позволяет собрать больше полезной информации о нагрузке школьника и ее недельном распределения, чем общепринятые режимные анкеты и, что о<^обенн9 важно, одновременно получить сведения

о влиянии суммарной нагрузки на организм. Ценна также единая шкала оценки результатов опроса, которая облегчает и ускоряет анализ материала.

Перед заполнением анкеты проводился инструктаж школьников. Вопросы анкеты они просматривали индивидуально и заключали в рамку один из трех возможных вариантов ответа по данным прошедшей недели. Анкета была составлена таким образом, что увеличение балла соответствовало более неблагоприятному состоянию по данному вопросу.

Материал обработан по двум категориям вопросов: первая характеризует данные о нагрузке и режиме дня школьников, вторая отражает влияние нагрузки на организм и утомляемость при учебной деятельности.

Как в Москве, так и в Берлине для каждого школьника определены суммы баллов ответов на обе категории вопросов, исходя из трехбалльной оценки каждого ответа, и затем совокупность индивидуальных сумм распределена по группам мальчиков и девочек. Высчитаны средние величины и проверена достоверность различий для разных групп. Увеличение балла соответствовало повышению нагрузки и усилению ее влияния на ученика. Кроме этого, проведен анализ процентного распределения частоты ответов на каждый вопрос. Все данные обработаны на ЭВМ по программе, предложенной Институтом гигиены детского и подросткового возраста Минздрава ГДР.

В данном сообщении приводятся сравнительные результаты исследования 12-летних московских и берлинских школьников, обучающихся в 6-м классе.

При сравнении средних данных выявлены существенные различия в нагрузке и влиянии ее на организм школьников одного и того же возраста, проживающих в Москве и Берлине. Нагрузка мос-

ковских мальчиков и девочек выше, чем берлинских, однако последние испытывают большее влияние нагрузки. Дальнейший анализ материала показал, что между двумя группами школьников имеются существенные различия в размере школьной учебной нагрузки. Во-первых, существуют различия во времени начала занятий в школе: если в Москве они начинаются в 8 ч 30 мин, то в Берлине, как правило, в 7 ч 30 мин и иногда в 8 ч. При одинаковой длительности урока 45 мин школьники г. Берлина имеют ежедневно по 6—7 уроков, в то время как недельная нагрузка московских школьников в период исследования (1976) не превышала 31 ч, т. е., как правило, у них было по 5 уроков.

Берлинские школьники приступают к выполнению домашних заданий чаще сразу после окончания занятий в школе, что усугубляет влияние учебной нагрузки на организм (табл. 1). Имеются существенные статистически значимые различия в длительности приготовления домашних заданий , у школьников Москвы и Берлина. Значительная часть берлинских учащихся обоего пола затрачивают на выполнение домашних заданий не более 1 ч, московские школьники часто работают над заданием до 2 ч, что соответствует возрастным гигиеническим нормативам. Однако 16% московских школьников тратят на приготовление уро,ков 2 ч и более (см. табл. 1). Зти различия в какой-то степени объясняются неодинаковыми гигиеническими требованиями к длительности выполнения домашних заданий (до 1 ч в Берлине и до 2 ч в А^оскве). Берлинские школьники, как правило, встают раньше (в 6 ч 30 мин — 7 ч) и раньше ложатся спать (в 20 ч 30 мин), в то время как московские на 1 ч позднее встают и на 1—14* ч позже ложатся спать.

I

Таблица 1

Результаты опроса 12-летних школьников Москвы и

Берлина о времени начала приготовления домашних заданий и их длительности (в %)

Таблица 2

Сравнительные данные (в %) о некоторых режимных моментах у 12-летних мальчиков и девочек Москвы и Берлина

Вопрос Москва Берлин

мальчики девочки мальчики девочки

Когда в основном вы-

полняются домаш-

ние задания: «

спустя 1 '/»—2 ч

после окончания

уроков в школе 53,1 40,7 33,3 38,2

сразу после при-

хода из школы 44,8 59,3 64,7 61,7

после ужина или

утром перед ухо-

дом в школу 2;1 _ 2,0 _

Сколько часов затра-

чивается на приго-

товление уроков в

среднем за день:

до 1 15,3 12,9 75,4 69,1 '

1—2 . 67,1 72,2 22,5 30,9

2 и более 17.5 14,8 2,0 "—

Вопрос Москза Берлин

мальчики девочки мальчики девочки

Продол ж ител ьность

ночного сна, ч:

10 и больше 61,5 78,7 81,3 82,9

9—9 »/« 24,5 19,4 17,6 16,0

8 */а и меньше 14,0 1.9 1.0 1.1

Завтракаешь ли в

школьный день до-

ма:

да, ежедневно 88,8 85,1 73,5 67,0

иногда 7.0 10,2 20,6 23,4

нет редко или ни-

когда 4,2 4,6. 5,9 9,6

Принимаешь ли горя-

чую пищу в течение

школьного дня:

да. всегда 55,9 56,4 78,4 85,1

иногда, но не каж-

дый день 30,1 28,7 19,6 13,8

нет, ни одного дня 14,0 14,8 2.0 1.1

Длительность ночного сна у большинства школьников Москвы и Берлина 10 ч и более (табл. 2). Однако московские школьники чаще, чем берлинские, спят меньше 10 ч, причем обращает на себя внимание то, что 14% московских мальчиков спят 8г/2 ч и меньше. Четвертая часть берлинских детей нерегулярно завтракают дома и получают завтрак лишь на большой перемене в школе. Это связано с особенностями режима дня родителей, которые приступают к работе уже в 6—7 ч или 7 ч 30 час. Московские же школьники, как правило, завтракают дома (см. табл. 2). Различия также в том, что большинство берлинских (до 80%) школьников регулярно обедают в школе, в то время как лишь половина московских учащихся систематически получают горячие обеды в школе. Часть московских школьников нерегулярно обедают в школе. 14,4%, как правило, обедают дома.

Что касается внешкольной деятельности, то большинство детей как в Москве, так и в Берлине ответили, что у них достаточно свободного времени. Чаще всего это приходится на период от конца приготовления уроков до ужина (73—76%). Часть (39—40%) детей, как правило, имеют свободнее время утром до начала занятий. Однако полной характеристики организации свободного времени получить не удалось, так как вопрос не отражает достаточно полно содержание и длительность отдельных элементов организации этого времени.

Как видно из табл. 3, достаточное количество школьников 12-летнего возраста, как правило, не участвуют во внешкольной работе (39,7% в Москве и 45% в Берлине). В Москве 48%, а в Берлине 46% школьников заняты внешкольными мероприятиями 2—3 раза в неделю. Следует подчеркнуть, что 13,3% московских мальчиков и 12,7% берлни-

Таблица 3

Сведения о распределении свободного времени 12-летних учащихся Москвы и Берлина

Вопрос Москва Берлин

мальчики депочки мальчики дезоч-кн

Как часто участвуешь

в мероприятиях вне

учебных занятий:

не участвую или

участвую нерегу- 39,2 51 ,0

лярно 48,9 30,5

2—3 раза каждую 44,7

неделю 37,8 58,3 48,0

4 раза и более

каждую неделю 13,3 11.1 12,7 4,3

Сколько времени за-

трачиваешь на по-

мощь по дому:

не затрачиваю или

делаю это очень

редко 23,0 4,6 40,1 28,7

в среднем до 1 ч

ежедневно 56,6 63,9 52,0 57,4

в среднем 2 ч и 31,5 7,8 13,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

более ежедневно 20,3

Сколько времени за-

трачиваешь на про-

смотр телепередач

в учебные дни:

не затрачиваю или

делаю это очень

редко 20,2 28,7 14,7 21,2

в среднем —1 ч 31,4 39,4

ежедневно 40,6 48,1

в среднем 1 '/»— 53,9 39,4

2 ч ежедневно 39,2 23,1

ских, а также 11,1% московских девочек занимаются внешкольными мероприятиями 4 раза и более в неделю, что превышает гигиенически рекомендованные для этого возраста нормативы. Доля берлинских девочек, имеющих такую нагрузку, невелика (4,3%).

Из табл. 3 видно, что большинство детей этого возраста как в Москве, так и в Берлине затрачивают определенное время на помощь по дому, причем девочки расходуют на это больше времени. Особенно это касается московских девочек: 31,5% их ежедневно помогают семье более 2 ч. Во внешкольное время значительная часть детей 12-летнего возраста и Москвы, и Берлина смотрят телепередачи, причем мальчики делают это чаще и длительнее. Берлинские девочки и мальчики затрачивают больше времени на просмотр передач (см. табл. 3). Следовательно, хотя дети 12-летнего возраста как в Москве, так и в Берлине имеют свободное время, они не всегда его рационально используют.

При сравнении группы ответов, отражающих влияние нагрузки по показателям психофизического состояния, утомляемости и жалобам на головную боль и плохое самочувствие, выявлена существенная разница во влиянии нагрузки между маль-

• Таблица 4

Сравнительное данные (в %) о психофизическом состоянии 12-летних мальчиков и девочек Москвы и Берлина

Вопрос Моею а Берлин

мальчики девочки мальчики депочки

Чувствуешь ли ты се-

бя утром выспав-

шимся и отдохнув-

шим:

да, всегда 53,8 45,3 30,3 37,2

не всегда 41.3 51,9 57,8 58.5

большей частью

нет 4,9 2,8 11,8 '4.3

После какого урока

появляется уста-

лость; '53,9

не появляется 72,0 60,1 .64,8

после 3-го 21,0 35,2 1 44,1 34,0

после 1—2-го 7.0 4.6 2.0 1.1

Чувствуешь ли себя

бодрым:

всегда 57,3 38,8 51,1 48,9

иногда 42,7 59,3 39,2 47,9

большей частью

нет — 1,9 2,0 3.2

Каково твое самочув-

ствие и здоровье:

в общем хорошее 86,0 74,0 79,4 64,8

удовлетворитель-

ное 13,3 25,9 19,6 30,9

плохое 0,7 ' — 1,0 4.3

Бывают ли головные

боли:

нет или редко 79,0 61 .1 59,8 60,6

иногда 19,6 36,1 33,3 28,7

часто 1.4 2,8 6,9 10,6

Бывает ли беспокой-

ство перед какими-

либо событиями:

нет 65,5 38,8 1 28,4 26,5

иногда 33,6 • 52.8 54,9 57,4

как правило 1,4 8,3 16,7 16.0

1

чиками и девочками как Москвы, так и Берлина (табл. 4). Ответы девочек свидетельствовали о том, что они чаще имеют худшее самочувствие, чем мальчики, особенно московские. Это, по-видимому, можно объяснить тем, что девочки чаще помогают по дому, больше затрачивают времени на приготовление уроков и чаще участвуют во внешкольной работе. В этой связи следует подчеркнуть ответы, согласно которым девочки чувствуют себя не совсем бодро (61,2% в Москве и 51,1 % в Берлине) и свое состояние здоровья оценивают ниже, чем мальчики (см. табл. 4).

Девочки как в Москве, так и в Берлине чаще жалуются на головные боли, причем у большего количества берлинских девочек (10,6% против 2,8%) они бывают часто. Берлинские мальчики и девочки чаще испытывают волнение, беспокойство (16,3%) по сравнению с московскими девочками (8,3%) и мальчиками (1,4%).

Таким образом, девочки сильнее реагируют на нагрузку, чем мальчики, в связи с большей чувст-

вительностью их организма!" большей добросовестностью и старательностью. Этот факт может быть частично объяснен большей нагрузкой девочек, в том числе домашней работой. Но, бесспорно, имеют значение и другие факторы, которые опросником не учитываются. Исследования показали, что мальчики чаще нарушают гигиенические требования режима дня. Это проявляется, во-первых, в сокращении продолжительности ночного сна (например, московские мальчики в 14% случаев спят 81/г и менее), во-вторых, мальчики более часто и длительно смотрят телепередачи. Особенно это касается берлинских мальчиков, из которых 53,9% смотрят телепередачи ежедневно 2 ч и более. Может быть, этим можно объяснить то, что 11,8% берлинских мальчиков даже утром не чувствуют

себя бодрыми и утомляемость их после 3-го урока отмечается в 2 раза чаще, чем у московских (44,1 % против 21 %).

Выводы. 1. Опросник, предложенный Институтом гигиены детского и подросткового возраста Минздрава ГДР, пригоден для изучения и оценки суммарной нагрузки и влияния нагрузки на организм детей отдельных групп. Использование его в каждой стране возможно при условии учета специфического уклада жизни данного государства.

2. С помощью опросника можно выявить общие законрмерности, характерные для детей данного возраста и пола, и установить различия. Интерпретация полученных данных требует знания специфических особенностей образа и уклада жизни в каждой стране.

Поступила 21.07.»1

Дискуссии и отклики читателей

УДК 572.51-053.2

Е. П. Стромская, В. Н. Кардашенко, Л. П. Варламова, М. В. Прохорова, Т. Ю. Вишневецкая, Л. В. Валь

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧИЯМИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

По современным представлениям, физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья растущего организма. Однако зависимость между особенностями физического развития и состоянием здоровья остается недостаточно изученной.

Вопрос о взаимосвязи физического развития и состояния здоровья рассматривается в ряде работ. Выявлены отрицательное влияние хронических заболеваний на уровень физического развития (Ф. М. Туровская и А. А. Минх), большая склонность к острым респираторным заболеваниям и хроническому тонзиллиту у мальчиков пубертатного возраста с ускоренным развитием (М. В. Максимова и В. Г. Эристави), различия частоты и характера заболеваний, а также функциональных особенностей у подростков с разными темпами соматического развития (Л. Ф. Бережков и соавт.), зависимость между функциональным состоянием надпочечников и уровнем физического и полового развития у детей в пубертатном периоде. Установлено, что при дефиците* ма<7сы тела чаще встречаются ЛОР-патология, вегетососудистая днстония, анемия, при избытке массы — холецистит, пороки сердца, ожирение разной степени (Е. Л. Вишневская и др.). Эти данные представляют значительный интерес, однако их анализ показывает, что исследователи связывали заболеваемость, функциональное состояние систем организма либо со скоростью индивидуального развития, либо с его гармоничностью. В первом случае выделялись дети с ускоренными и замедленными темпами развития, во втором — с недостатком и избытком массы тела. Исключение составляет исследование (Р. Силла, М. Теосте), в котором состояние здоровья и работоспособность детей связываются как со скоростью роста и развития, так и с его гармоничностью.

В настоящей работе была поставлена задача определить зависимость между состоянием здоровья н физиче-

ским развитием индивидуумов с учетом как биологического уровня развития, так и морфофункционального статуса.

Изучено состояние здоровья и физическое развитие более 3300 школьников от 8 до 17 лет. Состояние здоровья оценивали по методике Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР, определяли группу здоровья каждого обследуемого. При распределении в 1-ю группу были включены здоровые дети, во 2-ю — дети с гипертрофией миндалин, имеющие сколиозы функционального характера, функциональные нарушения ЦНС, увеличение щитовидной железы I и 11 степени без изменения ее функции, миопию средней степени и др., в 3-ю — дети с хроническими заболеваниями легких, сердца, почек, органов пищеварения, аллергическими болезнями, требующими хирургического лечения, и другими в стадии компенсации, а также с миопией высокой степени.

Для индивидуальной оценки физического развития детей использована комплексная схема. Уровень биологического развития определяли по длине тела, ее годовому приросту, развитию зубной системы и степени полового созревания. Для оценки морфофункционального состояния использовали шкалы регрессии (по длине тела), а также возрастные стандарты жизненной емкости легких и мышечной силы рук, разработанные для данной популяции. По соотношению между массой тела, окружностью грудной клетки и длиной тела (с учетом функциональных показателей) устанавливали гармоничность физического развития.

Следует заметить, что все еще отсутствует единый подход при индивидуальной оценке физического развития организма. Не ставя задачи детального анализа всех предложенных за последние годы методик, ограничимся их общей характеристикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.