Научная статья на тему 'Результаты обучения: подходы к выявлению и оценке'

Результаты обучения: подходы к выявлению и оценке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5088
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапаева Светлана Сергеевна

В статье анализируются понятия: результаты обучения, знания, умения, навыки, компетенции, проведено сравнение определений в отечественных и зарубежных источниках. Сделан обзор методов выявления знаний, умений и навыков, подходов к оценке результатов обучения. Предложен авторский подход к разделению результатов обучения на группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING OUTCOMES: APPROACHES TO THE IDENTIFICATION AND ASSESSMENT

The author analyzes the concepts: learning outcomes, knowledge, skills, competencies, compared definitions of domestic and foreign sources. The review of methods which help to identify the knowledge, skills and approaches to assessment of learning outcomes has been done. The author's approach to the division of the learning outcomes for the group has been suggested.

Текст научной работы на тему «Результаты обучения: подходы к выявлению и оценке»

УДК 371.263

С. С. Хапаева РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ И ОЦЕНКЕ

Аннотация. В статье анализируются понятия: результаты обучения, знания, умения, навыки, компетенции, проведено сравнение определений в отечественных и зарубежных источниках. Сделан обзор методов выявления знаний, умений и навыков, подходов к оценке результатов обучения. Предложен авторский подход к разделению результатов обучения на группы.

Ключевые слова: результаты обучения, знания, умения, навыки, компетенции, измерительные шкалы, оценка результатов обучения.

S. Khapaeva LEARNING OUTCOMES:

APPROACHES TO THE IDENTIFICATION AND ASSESSMENT

Abstract. The author analyzes the concepts: learning outcomes, knowledge, skills, competencies, compared definitions of domestic and foreign sources. The review of methods which help to identify the knowledge, skills and approaches to assessment of learning outcomes has been done. The author's approach to the division of the learning outcomes for the group has been suggested.

Keywords: learning outcomes, knowledge, skills, competencies, measuring scales, assessment of learning outcomes.

В современной отечественной и зарубежной педагогической науке и практике большое внимание уделяется проблеме выявления и оценки результатов обучения. Результаты обучения - один из основных показателей эффективности работы всей системы образования. На основе определения и оценки результатов обучения планируется выстраивать процедуры аккредитации образовательных программ и образовательных учреждений. Результаты обучения являются связующим звеном в диалоге между работодателями и специалистами системы образования, материалом для построения образовательных программ и рамок квалификации [4]. Если мы сумеем чётко описать результат, к которому мы стремимся, организуя процесс обучения, мы сможем создать инструментарий для его измерения и сделать процесс оценки технологичным и прозрачным.

Подходы к определению понятия «результаты обучения»

При анализе подходов к определению понятия «результаты обучения», мы обратили внимание некоторое их различие в российских и зарубежных источниках.

Так, например «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» содержит следующий подход к определению результатов [6]: «Планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом, с учетом направленности (профиля) образовательной программы (в случае установления таких компетенций)».

Словарь-справочник современного российского профессионального образования [7, с. 10-11] включает два подхода к определению: «Результаты профессионального обучения (подготовки) - 1) Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации. 2) Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников

© С.С. Хапаева, 2014

образовательных учреждений профессионального образования». Второй подход демонстрирует связь между понятиями «результаты обучения» и «качество подготовки». Необходимо дополнить, на наш взгляд, этот перечень (социально и профессионально значимые характеристики) личностно значимыми характеристиками, так как личность является самым важным субъектом образовательного процесса.

В европейском программном документе (Европейские квалификационные рамки для непрерывного образования) [9, с. 11] даётся такое определение: ««learning outcomes» means statements of what a learner knows, understands and is able to do on completion of a learning process, which are defined in terms of knowledge, skills and competence, т.е. «результаты обучения» значат констатацию того, что учащийся знает, понимает и умеет делать по завершении процесса обучения, они определяются в терминах знаний, умений и компетенций».

То есть результаты обучения в данном подходе не приравниваются к совокупности компетенций, но описываются через такие характеристики, как: знания, умения и компетенции. Для удобства анализа мы собрали эти подходы в табл. 1.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «результаты обучения»

№ п/п Формулировка понятия Определение

1. Планируемые результаты освоения образовательной программы компетенции, установленные образовательным стандартом, компетенции, установленные организацией, с учетом направленности (профиля) образовательной программы

2. Результаты профессионального обучения (подготовки) общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации

3. Результаты профессионального обучения (подготовки) социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования

4. Результаты обучения значат констатацию того, что учащийся знает, понимает и умеет делать по завершении процесса обучения, они определяются в терминах знаний, умений и компетенций

Каким образом в этом документе определяется понятие «компетенция»?

««Competence» means the proven ability to use knowledge, skills and personal, social and/ or methodological abilities, in work or study situations and in professional and personal development. In the context of the European Qualifications Framework, competence is described in terms of responsibility and autonomy. «Компетенция» означает продемонстрированную способность использовать знания, умения и личностные, социальные и/или методологические способности, в рабочей или учебной ситуации и в профессиональном и личностном развитии. В контексте Европейской рамки квалификаций, компетенция описывается в терминах ответственности и самостоятельности».

««Knowledge» means the outcome of the assimilation of information through learning. Knowledge is the body of facts, principles, theories and practices that is related to a field of work or study. In the context of the European Qualifications Framework, knowledge is described as theoretical and/or factual. «Знания» - это результат усвоения информации посредством обучения. Знания содержатся в виде фактов, принципов, теорий и практик,

относящихся к сфере работы или учебы. В контексте Европейской рамки квалификаций, знания описывается как теоретические и / или фактические» [9, с. 11]. То есть под знаниями в этом документе понимается именно усвоенная личностью информация.

««Skills» means the ability to apply knowledge and use know-how to complete tasks and solve problems. In the context of the European Qualifications Framework, skills are described as cognitive (involving the use of logical, intuitive and creative thinking) or practical (involving manual dexterity and the use of methods, materials, tools and instruments. «Умения и навыки» означают способность применять знания и использовать ноу-хау для выполнения задач и решения проблем. В контексте Европейской рамки квалификаций, умения и навыки описываются как когнитивные (связанные с использованием логического, интуитивного и творческого мышления) или практические (навыки ручной работы и использования методов, материалов, инструментов и приборов)» [9, с. 11].

Отразим в схеме трактовку данных понятий в документе «Европейские квалификационные рамки для непрерывного образования» (рис. 1).

Результаты обучения •Констатация того, что учащийся знает, понимает и умеет делать по завершении процесса обучения, они определяются в терминах знаний, умений и компетенций

Компетенции • Продемонстрированная способность использовать знания, умения и личностные, социальные и/или методологические способности, в рабочей или учебной ситуации и в профессиональном и личностном развитии

. . »Способность применять знания и использовать Умения И навыки ноу-хау длявыполнениязадачирешения проблем

Знания ■Инфи^глацин, у с и о L1 н ная 1 юс [Х'д с i и и м тучен ля

Рис. 1. Понятия знания, умения и навыки, компетенции и результаты обучения в документе «Европейские квалификационные рамки для непрерывного образования»

Таким образом, в основе выявления и оценки результатов обучения лежит проблема выявления и оценки знаний, умений и навыков, как основных их составляющих.

Знания, умения и навыки, как важнейшие составляющие результатов обучения

При кажущейся простоте понятий «знания», «умения» и «навыки» попытки их осмысления заводят в тупик многих специалистов, так как они используются для описания различных явлений реальности.

С одной стороны, знания, умения и навыки (ЗУН) - это те следы в памяти, тот опыт, который формируется у студентов в педагогическом процессе и является важнейшим показателем его результата. С другой стороны, прежде чем стать результатами обучения, ЗУН проходят через все компоненты дидактической системы,

отражаются в её цели, содержании, методах, средствах, знаниях, умениях и навыках преподавателя.

В отечественной педагогике система научных знаний, умений и навыков традиционно рассматривалась в контексте содержания образования [1], которое наиболее полно раскрывается в программах, учебниках и учебных пособиях. Соответственно и сами знания, умения и навыки анализировались преимущественно как основа содержания образования. Такой подход был прост и удобен, так как можно было говорить о том, что должно быть, о той информации, которую обучающийся должен усвоить, о тех умениях и навыках, которые должны быть сформированы. В этом случае в содержание образования включались и необходимые (на взгляд разработчиков содержания) научные и междисциплинарные знания; и опыт осуществления известных способов деятельности; и опыт творческой деятельности; и опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений. В этом случае содержание образования формировалось с избытком.

Сегодня в условиях информационного взрыва большинство учёных и практиков понимают, что невозможно вместить в образовательные программы и курсы всё важное и возможное содержание. Надо вычленить те необходимые и достаточные для специалиста знания, умения и навыки, при которых он может успешно осуществлять профессиональную деятельность. Попытаемся пройти путь в обратном направлении, то есть от профессионала к программе его подготовки, и попробуем ответить на вопрос -если человек успешно выполняет трудовую функцию, на какие при этом он опирается знания, какими умениями и навыками он обладает, какие личностные качества ему необходимы?

Как выявить знания? Что такое усвоенная информация? Вероятно усвоенная информация - это та, что сохраняется в памяти. Но, к сожалению или к счастью память человека не книжный шкаф и не файловое хранилище и всё, что там происходит - это различного рода процессы. Память - это процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, а также забывания. Мы не можем «прочитать» то, что хранится в памяти человека, но мы можем судить о знаниях, которые он усвоил в процессе их узнавания или воспроизведения. При этом память бывает не только словесная и логическая, но и образная (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и вкусовая), эмоциональная (память на чувства), моторная (память на движения).

Умение - освоенный субъектом способ выполнения деятельности. В деятельности человека психологи выделяют две формы: внешнюю практическую деятельность человека и внутреннюю деятельность, которая имеет принципиально то же строение, при этом действия производятся не с материальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат. Внутренние действия подготавливают внешние действия, экономят усилия, давая возможность выбрать нужное действие, помогают избежать грубых ошибок. Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей работе приводит такой пример внутренней деятельности [5]: Н. собирается повесить книжные полки и «прикидывает», где и как их расположить. Оценив один вариант, он от него отказывается, переходит к другому, третьему варианту, наконец, выбирает наиболее подходящее, на его взгляд, место. Причем за все время он ни разу «не пошевельнул пальцем», т. е. не произвел ни одного практического действия.

Соответственно среди умений необходимо выделить внутренние и внешние.

К внутренним отнесём владение способами осуществления умственных действий и операций (сравнение, анализ, синтез, внутренняя речь и др.), а к внешним -владение способами осуществления внешних или практических действий.

Навык - доведённое до автоматизма умение. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное

действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента. Навыки и механизмы формирования подробно проанализированы Юлией Борисовной Гиппенрейтер [5]. Она утверждает, что навыки - процессы, которые прошли через сознание и перестали осознаваться, они лежат в основе развития всех наших умений, знаний и способностей. Человек приобретает мастерство путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на выполнение более сложного действия.

Методы выявления знаний, умений и навыков

Большое количество методов разработаны в педагогике для выявления знаний, умений и навыков.

Один из самых доступных и старейших методов - это наблюдение. Оно позволяет проанализировать и оценить процесс выполнения обучающимся действия или деятельности. Одним из недостатков метода является возможность влияния субъекта наблюдения на его результаты. Для повышения объективности результатов наблюдения необходимо разработать комплекс материалов для наблюдения, подробно описать: цель, наблюдаемые признаки или характеристики деятельности, параметры описания данных признаков, способ фиксации наблюдаемых явлений или признаков и др. Для удобства наблюдающего составляется карта наблюдения или таблица. Наблюдение может использоваться, когда студент выполняет задачи на практике, стажировке, в условиях реального производства или в условиях, приближенных к реальным (в виртуальных мирах, тренажёрном зале и др.)

Опросные методы бывают устные (устный опрос, беседа, интервью) и письменные (письменный опрос, анкетирование, тестирование). Как правило, устные опросы индивидуальные, а письменные - фронтальные.

Устный опрос - один из наиболее распространённых методов контроля в высшей школе, большинство экзаменов и зачётов проводится в форме опроса, собеседования по заранее подготовленным темам или проблемам. Преимуществом этого метода является гибкость, возможность задать дополнительные вопросы, понять глубину знаний обучающегося. Существенным недостатком вновь является субъективность выводов об уровне обученности студента. Чтобы получить объективные результаты с помощью этого метода, необходима система критериев и показателей, открытая и понятная как преподавателю, так и обучающемуся.

Тест - (от англ. test - испытание, исследование) - стандартизированная процедура измерения. Очень популярный на настоящий момент метод контроля результатов обучения, один из наиболее объективных. Тестом не может быть случайный набор заданий, тест должен быть надежным (устойчивость результатов тестирования), валидным (соответствовать целям диагностики).

Анкетирование - метод, который позволяет собрать информацию о таких трудно стандартизируемых результатах обучения, как отношения к образовательному учреждению, будущей профессии и т.п. Открытые, требующие развёрнутого ответа, вопросы позволяют собрать разноплановую информацию.

Изучение результатов деятельности также является эффективным методом. Разработанная студентом компьютерная программа, выполненный проект, портфолио, созданный макет, реальный объект, и т.д., всё может характеризовать результаты обучения. Для анализа и оценки этих работ преподавателями и обучающимися разрабатываются методики оценки, включающие критерии и параметры.

Измерительные шкалы

Великий российский учёный Д. И. Менделеев считал, что наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Создание измерительной шкалы для оценки результатов обучения очень сложная задача. Для проведения измерений необходимо создать или выбрать шкалу.

Широко известна простая типология шкал, предложенная амер. психологом-психофизиком Стэнли Стивенсом (1946): шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы [3].

Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса не имеет количественного содержания и может быть заменен названием, шифром и т.д.

Порядковая (или ранговая) шкала отображает, кроме отношения эквивалентности, еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование, например балльные оценки успеваемости.

Интервальная шкала, помимо отношений, указанных для шкал наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов.

Шкала отношений (пропорциональная шкала) допускает лишь умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия).

Проанализируем наиболее известные подходы к оценке результатов обучения. Одним из самых известных вариантов классификации педагогических целей, а соответственно и подходом к оценке результатов является Таксономия Блума. Он предложил иерархический список когнитивных процессов: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Этот список удобен для формулирования целей и задач конкретной учебной программы или занятия, однако, он не может выступать в качестве измерительной шкалы для результатов обучения, даже номинальной шкалы. Мы не можем разбить все результаты обучения, пользуясь этим списком на непересекающиеся классы (например, анализ, синтез и оценка служат признаками понимания обучающимся материала и т. д.).

Несколько десятков лет проблемой оценки результатов обучения занимался российский учёный Беспалько В.П. В своей работе [2, с. 95-103] он выделяет четыре ключевые точки, где происходит, на его взгляд, качественное изменение уровня владения учащимся исходной информацией. Эти точки, по мнению автора, дифференцируют мастерство овладения деятельностью учащимся в ходе обучения и рассматриваются как четыре уровня мастерства (достижения, компетенции) учащегося для оценки его опыта (см. рис. 2).

Интерес представляет и подход В.П. Симонова [8]. Автор выделяет пять последовательных показателей, которые составляют идеальную модель обученности: различение, запоминание, понимание, элементарные умения и навыки, перенос (сложные умения и навыки).

Мы предлагаем подход, в котором постарались учесть недостатки и достоинства описанных выше подходов. Повторим, что разделение на уровни во многом является условным, так как знания, умения и навыки мы можем разделить только в теории, на практике же судить о знаниях субъекта мы можем, анализируя его деятельность или результаты этой деятельности, но и деятельность происходит на основе некоторой информации уже имеющейся в памяти. Мы предлагает выделить четыре группы результатов обучения: узнавание, понимание, воспроизведение, инновации (см. табл. 2).

Рис. 2. Логическая структура классификации уровней усвоения (Беспалько В.П.)

Таблица 2

Разделение результатов обучения на группы

Группы результатов обучения Конкретные действия, позволяющие выявить и оценить результаты обучения

1. Узнавание Опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту. Выполняет тестовые задания на выбор верных ответов из предложенных, задания на соответствия и др.

2. Воспроизведение Воспроизводит термины, конкретные факты, произведения, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы, движения, действия, выполняет тестовые задания с кратким свободным ответом (словосочетание или число);

3. Понимание Совершает с изученным материалом действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование и др. Многие эти действия могут быть как умственными (проходить во внутреннем плане), так и внешними (практическими, то есть, объекты разбираются на составляющие, собираются из частей и т.д.). Выполняет задания с развернутым свободным ответом: словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции и др.

4. Инновации Создаёт новое знание, усовершенствует деятельность, Проектная, исследовательская работа, творчество.

Для каждой группы могут быть разработаны контрольно-измерительные материалы для выявления относительного показателя качества позволяющего сопоставлять и сравнивать успехи различных учащихся или одного и того же учащегося в разные периоды обучения. Компетенции, как важнейшие результаты

обучения в работе затронуты поверхностно, в наших следующих работах мы планируем подробнее осветить именно эту категорию.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский] ; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

2. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.

3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма-пресс, 2004. - 672 с.

4. Васильева Е.В., Митрофанова Е.А. Принципы построения секторальной рамки ИТ-квалификации // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 5(18). С. 91.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: Изд-во АСТ, Астрель, 2008. - 352 с.

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. № 1367 г. Москва, статья 14. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/03/12/obr-dok.html (дата обращения 01.08.2014).

7. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович АН., Новиков П.Н. - Вып. 1. - М.: ФИРО, 2010. - 19 с.

8. Симонов В.П. Модель достоверной оценки качества обучения на инновационной основе характеристики степени обученности личности // Сборник трудов Ежегодной конференции «Использование программных продуктов 1С в учебных заведениях», 2012 г. [Электронный ресурс]

9. URL: http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/theses/?y=2012&s=63&t=1658 (дата обращения 01.08.2014).

10. The European Qualifications Framework for Lifelong Learning (EQF) Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. - 2008 — 15 pp. URL: http://ecompetences.eu/wp-content/uploads/2013/11/EQF_broch_2008_en.pdf (дата обращения 01.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.