экспериментальная и клиническая гастроэнтерология | выпуск 102 | № 2 2014
материалы конференции | conference materials
Тимчук Л. Э.1-2, Янов Ю. К.1, Корниенко Е. А.3, Ботина А. В.4, Барановский А. Ю.5, Дворянчиков В. В.2, Маркова Е. А.6, Мироненко А. Н.7 'СПбНИИ институт уха, горла и речи, 2Военно-ме-дицинская академия им. С. М. Кирова, 3СПбГПМУ (каф. гастроэнтерологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования, 4СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова (каф. патологической анатомии), 5СЗГМУ им. И. И. Мечникова (каф. гастроэнтерологии и диетологии), "Городская клиническая больница № 31, 'Городская больница № 15, Санкт-Петербург, Россия
Титов А. Г.1-2, Мазус А. И.2, Мазурин В. С.1, Ев-сюков О. А.2, ПрищепоМ. И.1, Павлова Л. Е. 2, Шестаковская Е. Е. 12 'МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, 2Инфекционная клиническая больница № 2, Москва, Россия,
e-mail: [email protected]
учтены требования к минорным минеральным веществам — содержание поваренной соли снижено в 2,5-3раза или полностью исключено. Включение в рецептуры разработанной витаминно-минераль-ной добавки позволило увеличить содержание в 100 г изделий витаминов группы В (В1, В2, В3, В5, В6, В8, В9, В12), Б3, Е и минеральных веществ (8е,
2п, Бе) до 30 % от рекомендуемой суточной нормы потребления.
В настоящее время с целью подтверждения эффективности разработанного ассортимента хлебобулочных изделий в диетотерапии проводятся клинические испытания в диете больных с додиа-лизной стадией хронической болезни почек.
Результаты обследования больных полипозным риносинуситом лактаза-
релевантнои этиологии
Актуальность проблемы. Несмотря на более чем 100-летнюю историю теоретической и практической оториноларингологии, вопрос этиопатоге-неза полипозных риносинуситов (ПРС) остается открытым. ЛОР патология, протекающая в виде рецидивов гиперпластических, инфекционно-вос-палительных процессов, иммунодефицитные состояния, аллергические заболевания возникают как следствие транзиторных и стойких нарушений функций органов и систем. Естественны попытки специалистов найти причинно-следственные связи в патогенезе полипозного риносинусита, считающегося одним из заболеваний, существенно снижающих качество жизни человека. Судить о реальной распространенности полипозного риносинусита до сегодняшнего дня не представляется возможным из-за отсутствия развернутого популяционного обследования. По данным С. ВасЬеЛ, Г. З. Пискунова распространенность полипозного риносинусита в Европе составляет около 4 %. Важность изучения хронической патологии слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух определяется, в первую очередь, возможностью развития серьезных осложнений заболевания при отсутствии своевременного лечения, классическим вариантом которого считается оперативное вмешательство в сочетании с применением эндоназальных кор-тикостероидов. Однако профилактика и лечение зачастую оказываются малоэффективными.
На сегодняшний день существует аллергическая теория развития полипозного риносинусита. Актуальность аллергических состояний в последние годы создает предпосылки для углубленного научного поиска звеньев патогенеза и выявления этиологических факторов. Из всего спектра аллергических состояний пищевая аллергия, сочетающаяся с пищевой непереносимостью, занимает значительную часть. Больные полипозным риносинуситом, по результатам многочисленных исследований, имеют сочетанную сенсибилизацию к бытовым и пищевым аллергенам.
Материал и методы. На базе СПбНИИ ЛОР были обследованы 57 пациентов (возраст от 24 до 65 лет) с диагнозом ПРС, хронический персисти-рующий аллергический ринит. Вошедшие в группу
обследования больные в анамнезе имели различную давность заболевания — от 3 до 30 лет, разную распространенность полипозного процесса, некоторые больные ранее были оперированы.
Всем больным в гастроэнтерологическом стационаре проводилась фиброгастродуоденоскопия с обязательным гистологическим исследованием биоптатов антрального отдела желудка и постбуль-барного отдела двенадцатиперстной кишки, а также генотипирование по признакам аллельного полиморфизма гена лактазы ЬСТ с.—13910Т>С, ассоциированного с лактазной недостаточностью (ЛН).
Результаты. При гистологическом исследовании биоптатов из слизистой оболочки желудка в 31,6 % случаев (18 больных) признаки хронического воспаления отсутствовали, в то время как в 68,4 % (39 больных) были выявлены признаки хронического гастрита с развитием атрофических изменений слизистой оболочки, максимально расцененных как 2 стадия, и признаки обострения, максимально расцененные как 2 степень. У 19,3 % (11 больных) пациентов выявлен H.pylori.
Исследование полиморфизма гена лактазы ЬСТ с.—13910Т>С показало, что больные ПРС в 96,5 % случаев являлись носителями гомо- (С/С) и гетерозиготных (С/Т) генотипов ЛН, и лишь в 3,5 % — носителями Т/Т аллелей гена лактазы. У всех больных ПРС в двенадцатиперстной кишке выявлены изменения в виде хронического дуоденита с очаговой атрофией слизистой оболочки. В единичных случаях выявлены эрозии (8,8 %). У большинства пациентов повышение плотности клеточного инфильтрата в собственной пластинке слизистой оболочки было обусловлено увеличением в составе инфильтрата количества плазматических клеток, макрофагов, лимфоцитов и эозинофильных лейкоцитов. Значительная инфильтрация эпителия ворсин эозинофилами была отмечена лишь у 3 пациентов.
Выводы. По результатам генотипирования больные полипозным риносинуситом в 96,5 % случаев являлись носителями гомо- и гетерозиготных генотипов ЛН, что сочеталось с признаками хронического дуоденита с различной степенью выраженности хронического воспаления.
Осложнения ЦМВ-эзофагита у ВИЧ-инфицированных
Цель исследования: улучшение результатов диагностики и лечения осложненных ЦМВ-эзофагитов у ВИЧ-инфицированных.
Материалы и методы. В 2012 г. в ИКБ № 2 поступили 6725 больных. Для диагностики ЦМВ-эзофагита проводились следующие исследования: лабораторные — иммунограмма (ЦМВ-э-зофагит развивается у пациентов с количеством
лимфоцитов СЭ4<50 мкл1); определение ДНК ЦМВ в крови методом ПЦР, а также фиброэзофагогаст-родуоденоскопия с гистологическим исследованием биоптата слизистой пищевода.
За период с 2010 по 2013 гг. в ИКБ № 2 диагностировано 4 стеноза пищевода на фоне ЦМВ-ин-фекции. Среди пациентов мужчин 3, женщина 1. Средний возраст составил 35,3 года. Длительность