Научная статья на тему 'Результаты общеклинического обследования воспитанников социозащитных учреждений'

Результаты общеклинического обследования воспитанников социозащитных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / СОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / STUDENTS OF SOCIAL INSTITUTIONS / MENTAL DISORDERS / SOMATIC DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сулимова Н.В., Уласень Т.В.

В статье представлены результаты клинико-психопатологического и общеклинического обследования воспитанников социозащитных учреждений в общей группе и в зависимости от наличия/ отсутствия семейного воспитания (проживание в семье или сиротство). Обращено внимание на высокую частоту психических непсихотических расстройств. У сирот статистически чаще выявлялись депрессия, органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, легкое когнитивное расстройство. В тоже время у детей, воспитывавшихся в семьях, чаще встречалось смешанное специфическое расстройство развития, а также отмечался выраженный тренд к преобладанию фобического тревожного расстройства детского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сулимова Н.В., Уласень Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE GENERAL CLINICAL EXAMINATION OF THE DRAMMERS OF SOCIAL AND SECURITY INSTITUTIONS

The article presents the results of a clinical-psychopathological and general clinical examination of pupils of social protection institutions in the general group and depending on the presence / absence of family education (family living or orphanhood). Attention is drawn to the high incidence of mental non-psychotic disorders. In orphans, depression, organic emotionally labile (asthenic) disorder, somatoform autonomic dysfunction, and mild cognitive impairment were statistically more common. At the same time, children raised in families were more likely to have mixed specific developmental disorders, and there was also a pronounced tendency for the prevalence of phobic anxiety disorder of childhood.

Текст научной работы на тему «Результаты общеклинического обследования воспитанников социозащитных учреждений»

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 УДК 616.89: 371.95

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Сулимова Н.В., Уласень Т.В.

Областное государственное бюджетное учреждение "Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Феникс", Россия, 214031, г Смоленск, ул. Рыленкова, д. 8 Смоленский государственный медицинский университет, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28. smolfeniks@mail.ru, mail@smolfeniks.ru - Сулимова Наталья Васильевна ulasen.tatjana@yandex.ru - Уласень Татьяна Валентиновна

Резюме: В статье представлены результаты клинико-психопатологического и общеклинического обследования воспитанников социозащитных учреждений в общей группе и в зависимости от наличия/ отсутствия семейного воспитания (проживание в семье или сиротство). Обращено внимание на высокую частоту психических непсихотических расстройств. У сирот статистически чаще выявлялись депрессия, органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, легкое когнитивное расстройство. В тоже время у детей, воспитывавшихся в семьях, чаще встречалось смешанное специфическое расстройство развития, а также отмечался выраженный тренд к преобладанию фобического тревожного расстройства детского возраста.

Ключевые слова: воспитанники социозащитных учреждений, психические нарушения, соматические расстройства.

RESULTS OF THE GENERAL CLINICAL EXAMINATION OF THE DRAMMERS OF SOCIAL AND SECURITY INSTITUTIONS

Sulimova N.V, Ulasen T.V

Regional state budgetary institution Smolensk social and rehabilitation center for minors Fenix. Russia. 214031. Smolensk, st Rylenkova st., 8

Smolensk State Medical University, Russia. Smolensk, 214019, Smolensk, st. Krupskaya, 28. smolfeniks@mail.ru, mail@smolfeniks.ru - Sulimova Natalia Vasilievna ulasen.tatjana@yandex.ru - Ulasen Tatiyana Valentinovna

Summary: The article presents the results of a clinical-psychopathological and general clinical examination of pupils of social protection institutions in the general group and depending on the presence / absence of family education (family living or orphanhood). Attention is drawn to the high incidence of mental non-psychotic disorders. In orphans, depression, organic emotionally labile (asthenic) disorder, somatoform autonomic dysfunction, and mild cognitive impairment were statistically more common. At the same time, children raised in families were more likely to have mixed specific developmental disorders, and there was also a pronounced tendency for the prevalence of phobic anxiety disorder of childhood. Key words: students of social institutions, mental disorders, somatic disorders.

149

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

Введение.

В настоящее время в Смоленской области в семи учреждениях для детей-сирот находится 419 воспитанников в возрасте от трех до восемнадцати лет. Из них только 15% составляют сироты, остальные 75 % - социальные сироты, 10% - дети и подростки, воспитывающиеся в кровных семьях, но оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Результаты исследований свидетельствуют о значительной распространенности у детей, воспитывающихся в социозащитных учреждениях (СЗУ) нарушений физического и психического развития, а также соматических заболеваний. Часть этих медицинских проблем обусловлена неблагоприятными генетическими факторами, а также недостаточностью социальной поддержки [4].

Не менее важную роль играют психотравмирующие ситуации, центральное место среди которых занимает эмоциональная депривация. Депривация, является следствием неблагоприятных психосоциальных условий, в которых находится ребенок в критические периоды своего развития. Она становится особенно выраженной в период, предшествующий помещению детей в СЗУ и в первое время после этого. С нею связывают общую дисгармоничность развития, дефицитарность интеллекта и эмоционально-волевой сферы, а также коммуникативных навыков. Депривация способствует возникновению различных психопатологических нарушений, клинические проявления которых зависят от возраста и пола детей, а также особенностей их психической травматизации [13,5,7,9].

Тем не менее, до настоящего времени остаются недостаточно изученными вопросы сопряженности психопатологии и патопсихологии, обусловленные психической депривацией.

Целью настоящей работы явилось изучение частоты и структуры психических расстройств, сопутствующей соматической патологии у воспитанников социозащитных учреждений, перенесших множественный травматический опыт в условиях депривции.

Материал и методы

Обследованы 181 ребенок (девочек - 79, мальчиков - 102) в возрасте 3-17 лет включительно, воспитывающиеся в социозащитных учреждениях (сироты, социальные сироты и дети из малообеспеченных семей). Средний возраст обследуемых детей и подростков М(БО) -11,50(3,6). Семейный статус обследуемых: истинные сироты - 13 человек (7,2%), социальные сироты - 46 человек (25,4%); дети, воспитывающиеся в семьях, но оказавшиеся в трудной жизненной ситуации -122 ребенка (67,4%).

На скрининговом этапе было проведено сплошное обследование воспитанников, впервые поступивших в Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» (г. Смоленск). Методы:

1) Клинико-психопатологический, включающий обследования психиатра (с изучением анамнестических данных), педиатра, невролога, окулиста; использование полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей (ПИВППСД). Интервью разработано в 2004 г А.И. Щепиной и А.В. Макарчук, включает скрининговую часть и набор из 42 вопросов, которые построены на основании симптомов посттравматического стрессового расстройства по DSM-IV: критерия А (немедленное реагирование), критерия В (навязчивое воспроизведение), критерия С (избегание), критерия D (возросшая возбудимость), критерия F (нарушения функционирования) [8].

2) За основу изучения возрастной специфики психических расстройств взята периодизация психического развития Д. Б. Эльконина [10]. Соответственно, в процессе исследования были выделены следующие группы детей и подростков: 1-я возрастная группа (3-7 лет); 2-я возрастная группа (7-11 лет); 3-я возрастная группа (11-15 лет); 4-я возрастная группа (15-17 лет).

3) Статистический анализ выполнен с использованием, критерия Манна-Уитни, хи-квадрат с аппроксимацией Йетса для частот ниже 10, выборочного коэффициента ранговой корреляции Спир-мена, таблицы сопряженности [6].

Результаты

Результаты клинико-психопатологического обследования воспитанников социозащитных учреждений (n=181) представлены в таблице 1. Статистически значимых гендерных различий (девочек - 79, мальчиков - 102) в распределении психических расстройств не обнаруживалось. Таблица 1. Частота психических расстройств у обследуемых воспитанников социозащитных

учреждений

Диагноз по МКБ-10 Частота абс. (в %) Значимость различий между мальчиками и девочками (хи-квадрат с аппроксимацией Йетса для частот ниже 10)

Всего Мальчики Девочки

Психических расстройств не выявлено 20 (11,0) 10 (9,8) 10 (12,7) p= ,5872

Депрессивный эпизод F32 12 (6,6) 6 (5,9) 6 (7,6) p= ,8973

Социальные фобии F 40.1 3 (1,7) 1 (1,0) 2 (2,5) p= ,8334

Расстройства адаптации F 43.2 13 (7,2) 6 (5,9) 7 (8,9) p= ,6701

Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство F 06.6 74 (40,9) 44 (43,1) 30 (38,0) p= ,6491

Легкое когнитивное нарушение на фоне органического поражения головного мозга F 06.7 20 (11,0) 13 (12,7) 7 (8,9) p= ,6146

Соматоформная вегетативная дисфункция F 45.3 11 (6,1) 5 (4,9) 6 (7,6) p= ,6936

Умственная отсталость F 70 11 (6,1) 5 (4,9) 6 (7,6) p= ,6936

Cпецифическое расстройство речи F 80 12 (6,6) 10 (9,8) 2 (2,5) p= ,1255

Специфические расстройства развития школьных навыков F 81 29 (16,0) 18 (17,6) 11 (13,9) p= ,5637

Смешанное cпецифическое расстройство развития F 83 6 (3,3) 5 (4,9) 1 (1,3) p= ,3709

Смешанные расстройства эмоций и поведения F 92 46 (25,4) 29 (28,4) 17 (21,5) p= ,4122

Гиперкинетические расстройства Б 90 15 (8,3) 10 (9,8) 5 (6,3) р= ,6142

Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте Б 93.1 7 (3,9) 5 (4,9) 2 (2,5) р= ,6882

Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте F 94.1 1 (0,6) 1 (1,0) 0 (0,0) р= ,8939

Неорганический энурез Б 98.0 17 (9,4) 10 (9,8) 7 (8,9) р= ,9526

Анализ частоты психических расстройств у воспитанников социозащитных учреждений по возрастам согласно периодизации психического развития Д. Б. Эльконина позволил выявить высокую частоту органического эмоционально лабильного расстройства (от 66,7 до 33,3% в разных возрастных подгруппах). Причем некоторое снижение его частоты (примерно на треть) связано с взрослением и началом учебы. Следует также обратить внимание на постепенное увеличение процента смешанного расстройства эмоций и поведения от младшей возрастной группы к старшим возрастным группам (с 13,3 до 33,3-26,1%). Интересен также волнообразный характер изменения частоты специфических расстройств школьных навыков и и-образное изменение частоты специфических расстройств речи. Результаты изучения частоты психических расстройств у воспитанников социозащитных учреждений по возрастам согласно периодизации психического развития Д. Б. Эльконина представлены в таблице 2. Таблица 2. Частота психических расстройств у обследуемых воспитанников социозащитных

учреждений по возрастам

Диагноз по МКБ-10 Дети от 3-х до 6 лет включительно (п=15) Дети от 7-ми до 10 включительно (п=48) Дети от 11-ти до 14-ти лет включительно (п=72) Подростки от 15-ти до 17 лет включительно (п=46)

абс. (%) абс. (%) абс. (%) абс. (%)

Психических расстройств не выявлено 1 (6,6) 2 (4,1) 10 (13,8) 7 (15,2)

Депрессивный эпизод Б32 0 (0) 0 (0) 4 (6,9) 8 (17,4)

Социальные фобии Б 40.1 0 (0) 0 (0) 0 (0) 3 (6,5)

Расстройства адаптации Б 43.2 0 (0) 1 (2,1) 6 (8,3) 6 (13,0)

Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство Б 06.6 10 (66,6) 21 (43,7) 24 (33,3) 19 (41,3)

Легкое когнитивное нарушение на фоне органического поражения головного мозга Б 06.7 1 (6,6) 5 (10,4) 4 (5,5) 2 (4,3)

Соматоформная вегетативная дисфункция Б 45.3 0 (0) 1 (2,1) 6 (8,3) 1 (2,1)

Умственная отсталость Б 70 0 (0) 4 (8,3) 4 (5,5) 2 (4,3)

Специфическое расстройство речи Б 80 4 (26,6) 5 (10,4) 1 (1,4) 5 (10,9)

Специфические расстройства развития школьных навыков Б 81 1(6,6) 18 (37,5) 5 (6,9) 18 (39,1)

Смешанное специфическое расстройство развития Б 83 1 (6,6) 3 (6,3) 2 (2,7) 3 (6,5)

Смешанные расстройства эмоций и поведения Б 92 1 (6,6) 9 (18,7) 16 (22,2) 12 (26,0)

Гиперкинетиче ские расстройства Б 90 6 (40) 6 (12,5) 3 (4,1) 0 (0)

Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте Б 93.1 2 (13,3) 4 (22,2) 0 (0) 0 (0)

Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте F 94.1 2 (13,3) 0 (0) 0 (0) 0 (0)

Неорганический энурез Б 98.0 4 (26,6) 6 (12,5) 6 (8,3) 1 (2,1)

Как видно из представленного материала, целый ряд психических расстройств встречается только в младшей возрастной подгруппе от 3 до 6 лет. Это фобическое тревожное расстройство детского возраста (13,3%) и реактивное расстройство привязанности (6,7%). Что касается неорганического энуреза, то он закономерно снижается с возрастом, однако заметная по частоте группа таких детей выявляется и в младшем, и в среднем школьных возрастах. В группе старших подростков отмечена высокая частота депрессий, которая достигает 17,4%, что существенно превышает популяционные показатели для взрослых.

Представляют собой практический интерес результаты изучения частоты психических расстройств в зависимости от наличия или отсутствия семейного воспитания (проживание в семье или сиротство) в общей группе обследуемых воспитанников социозащитных учреждений. В целом психические расстройства значимо чаще встречались у сирот (социальных и истинных) по сравнению с детьми, которые воспитывались в семьях. В частности, у сирот по критерию Mann-Whitney статистически чаще выявлялись депрессия (p=0,000<0,05), органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство (p=0,013<0,05), соматоформная вегетативная дисфункция (p=0,001<0,05), а также легкое когнитивное расстройство (p=0,043<0,05). В тоже время у детей, воспитывавшихся в семьях, чаще встречалось смешанное специфическое расстройство развития (p=0,100<0,05), а также отмечался выраженный тренд к преобладанию фобического тревожного расстройства детского возраста (p=0,075<0,05).

Результаты комплексного исследования сопутствующей патологии у воспитанников социо-защитных учреждений по результатам обследований неврологом, педиатром, окулистом представлены в таблице 3.

Таблица 3. Частота сопутствующей патологии у обследуемых воспитанников социозащит-ных учреждений (п=181)

Сопутствующая патология Частота встречаемости абс. (%)

Вегето-сосудистая дистония 52 (28,7)

Малые анатомические аномалии сердца 51 (28,2)

Нарушения осанки 38 (21,0)

Инфицирование туберкулезом 21 (11,6)

Анемия 38 (21,0)

Нарушения зрения 23 (12,7)

Атопический дерматит 4 (2,2)

Нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (гастрит) 13 (7,2)

Дискинезии желчевыводящих путей 14 (7,7)

Патология со стороны легких (астматические проявления) 10 (5,5)

Нарушения менструального цикла (у девушек после 13 лет) 3 (1,6)

Из данной таблицы следует, что больше четверти детей, помещенных в СЗУ, страдают вегето-сосудистой дистонией, у них с такой же частотой отмечаются малые анатомические аномалии сердца, обращают на себя внимание значительная частота анемий, инфицирования туберкулезом, нарушений со стороны зрения.

Заключение

Полученные данные свидетельствуют о высокой частоте (приближается к 90%) психических непсихотических расстройств в группе воспитанников социозащитных учреждений. Частота психических расстройств, отражающих замедленное психическое развитие детей, помещенных в социозащитные учреждения, находится в тесной связи с ключевыми моментами их социализации - началом обучения и переходом в среднюю школу. Частота психических расстройств, отражающих интенсивность психологической нагрузки на детей, также тесно переплетена с процессами социализации. Об этом, в частности, свидетельствует постепенное, но неуклонное нарастание частоты смешанного расстройства эмоций и поведения, что может свидетельствовать о формировании у воспитанников социозащитных учреждений устойчивой патохарактерологической структуры. Особого внимания заслуживает чрезвычайно высокая частота депрессий в группе старших подростков. Выявленные особенности со стороны соматической системы могут в значительной мере облегчать развитие или декомпенсацию пограничных непсихотических расстройств. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о необходимости продолжения исследования мультифакторного влияния хронической травматизации на формирование клинико-психопатологических прояв-

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 лений и структурных нарушений личности детей и подростков, воспитывающихся в социо-защитных учреждениях.

Литература:

1. Авакян Т.В., Воликова С.В. Эмоциональные нарушения у детей-сирот, проживающих в детских домах разного типа // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Междисциплинарный подход в понимании и лечении психических расстройств: миф или реальность?» (Санкт-Петербург, 14-17 мая 2014 г). СПб: Изд-во Альта Астра. - 2014. - С. 215-217.

2. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации. СПб: Питер. - 2009. - 96 с.

3. Бобров А.Е., Уласень Т.В., Сулимова Н.В., Нивеницын Э.Л. Психиатрические аспекты сиротства с позиций биопсихосоциальной концепции // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017 (17). - № 1. - С.36-42.

4. Давыдова Н.О., Кияева Е.В., Черемушникова И.И., Фомина М.В. Эпидемиология нарушений состояния здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Экология человека. - 2014. - № 8. - С. 31-37.

5. Зелинская Д.И. Медицинские проблемы социального сиротства // Социальная педиатрия и организация здравоохранения. - 2009. - Т.8. - №1. - С. 5-9.

6. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. - М.: ФИЗМАТЛИТ. - 2006. - 816 с.

7. Решетников М.М., Уласень Т.В. Психологический анализ агрессивных тенденций у подростков, впервые поступивших в социозащитное учреждение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2018. - Т. 7. - № 2. - С. 111-123.

8. Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2009. - 304 с.

9. Уласень Т.В., Ваулин С.В. Полиморфизм клинико-психологических проявлений травматических переживаний у подростков, перенесенных в условиях депривационного опыта // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2017. - Т.16. - №3. - С. 106-113.

10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С.6-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.