atramento, sed Spiritu Dei vivi, non in tabulis lapideis, sed in tabulis cordis camalibus). Кассиан, таким образом, оказывается «Христовым посланием» par excellence, иллюстрируя своей смертью и образ «плотяной скрижали», и неистощимые символические потенции письменности вообще.
Язычество отреклось от письма; единственная аллегорическая трактовка, даваемая им письму, связывает его с квалифицированной смертной казнью; Пруденций, с благодарностью принимая письмо из рук язычников, не ведающих, что творят, уверенно выявляет в нем символ славы и вечной памяти. Это можно было бы назвать конфликтом интерпретаций, если бы одна из них хотя бы подозревала о существовании другой.
R.L. Shmarakov
The topic of Prudentius’ letter
The article studies the symbolic meaning of the theme of writing in ninth hymn from the collection of verses «Peristephanon» by a late Roman period poet Prudence.
Получено 01.10.2009 г.
ПЕДАГОГИКА
УДК 378.014.3
Н.А. Жаркова, ассистент, 8-960-5977472, garkova@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К ПРОЕКТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривается понятие «результат образования» в методологии клмпе-тентностного подхода. Предлагаются методические рекомендации для преподавателей вуза по его проектированию. Указывается на необходимость дополнительной проектно-методической подготовки преподавателей.
Ключевые слова: результат образования, компетентность, компетенция, компетентностный подход, методические рекомендации.
Главным признаком (критерием) подхода является преимущественная его направленность на результаты образования с содержательным обеспечением. В этом смысле компетентностный подход можно рассматривать «как метод моделирования результатов образования» и их представления как новых подходов к оцениванию и обеспечению норм качества высшего образования.
Современная модель ГОС ВПО, ориентированная ранее на «входные», содержательные параметры, проектируется с ориентацией на результаты образования.
Определение понятий «результаты образования», «компетенции», «цели образования» является концептуально-методологической проблемой. Точного определения термина «результаты образования» пока не существует.
В качестве примеров можно привести несколько определений «результатов образования» из публикаций Стивена Адама SEEC, NICCAT, NUCCAT.
«Кредиты и квалификации» - руководство по кредитам для классификаций в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии (ноябрь 2001 г.) считает результаты образования формулировкой того, что обучающийся, как ожидается, будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать в конце периода обучения».
Итоговый доклад по проекту SOCRATES (фаза 1): настройка образовательных структур, глоссарий: «результаты обучения - это формулировка того, что обучающийся, как ожидается, будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать по завершении процесса обучения.
Рабочий документ «Кредиты и структура квалификаций для Уэльса» (июнь 2003 г.) есть формулировки того, что обучающийся, как можно ожидать, знает, понимает и/или в состоянии делать как результат практики обучения.
Американская Ассоциация юридических библиотек - результаты обучения - это формулировки, которые определяют, что обучающийся будет знать или сможет делать как результат учебной деятельности. Результаты обычно выражаются как знания, навыки или позиции.
Транснациональный европейский проект по оцениванию (ТЕЕР)дает определение: результат обучения - это формулировка того, какими компетенциями должен, как ожидается, обладать студент в результате процесса обучения.
Правительство Британской Колумбии дает следующие формулировки результатов обучения - это стандарты содержания для образовательных систем, Результаты обучения - это формулировки того, что студенты, как ожидается, знают и могут делать на указанной ступени. Результаты обучения включают установленный учебный план.
В Проекте Tuning результаты обучения и компетенции названы идеальным инструментом Болонского процесса. Они позволяют обеспечивать сопоставимость и совместимость программ подготовки, поддерживать прозрачность, устанавливать общий язык (термин «компетенции»), переходить от ориентации на «входные» показатели к ориентации на результат, упрощать введение новых форм образования («пожизненное образование»), содействовать трудоустройству.
В системе европейского высшего образования результаты обучения понимаются как:
- обозначающие, что выпускник в соответствии с ожиданиями должен знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать;
- имеющие отношение к отдельному модулю или всей образовательной программе в целом;
- измеряемые в кредитах, отражающих в количественных показателях время, необходимое для их (результатов) достижения;
- находящиеся в органической связи с преподаванием, учением и аттестационными процедурами;
- выраженные в компетенциях;
- относящиеся к дескрипторам уровней и/ или системам квалификаций [6].
Понимание образования на основе Закона РФ «Об образовании» как целенаправленного процесса воспитания и обучения делает более адекватным для употребления в российской образовательной традиции термин «результаты образования».
Анализируя многочисленные дефиниции результатов образования, В.И. Байденко выделяет в них следующие ключевые слова: «компетенции», «измеряемые достижения», «демонстрация», «делать». На этом основании предлагает фразу «описание результатов образования на языке компетенций» и определение: результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Такого понимания придерживаются и разработчики ФГОС ВПО 3-го поколения.
Результаты образования и компетенции очень важны для выработки новых подходов к оцениванию и обеспечению качества.
Вопрос о взаимосвязи результатов обучения, а в российской образовательной традиции результатов образования и компетенций имеет различные интерпретации.
Во-первых, результаты обучения описывают компетенции, которые должны быть сформулированы в процессе изучения модуля (уровень модуля).
Во-вторых, компетенции являются комбинацией свойств, способностей и взглядов (уровень личности).
В-третьих, результаты обучения формируются преподавателем, а компетенции приобретаются студентами.
В-четвертых, сумма компетенций, приобретенных выпускниками, больше суммы, вытекающей из результатов обучения.
По утверждению В.И. Байденко пока более современного методологического инструмента, чем результаты образования, выраженные через компетенции, для «болонского» обновления учебных планов и программ в европейских вузах не найдено [5].
Реализация компетентностного подхода к высшему образованию, базирующемуся на результатах, позволяет:
- непосредственно связать результаты обучения со стандартами, с национальными механизмами обеспечения качества и улучшения преподавания, обучения и оценивания;
- совершенствовать практику использования Diploma Supplement;
- усилить студентоцентрированную ориентацию образовательного процесса;
- развить институциональную культуру качества;
- повысить гибкость образовательных программ;
- обеспечить определение «точек» входа и «точек» выхода студента в его индивидуальной образовательной траектории;
- воздействовать на применение ECTS;
- обеспечить необходимую меру прозрачности для широкого диапазона квалификаций, существующих в Европе, улучшить практику международного признания и трудоустраиваемости, стимулировать мобильность.
Результаты обучения обычно выражаются в терминах компетенций, при употреблении терминов «компетенции» и «результаты обучения» часто наблюдается смешение этих понятий. Результаты обучения - это наборы компетенций, выражающих, что именно студент будет знать, понимать или будет способен делать после завершения процесса обучения. «Результаты обучения могут относиться к периоду обучения,... либо к отдельной курсовой единице или модулю. Результаты обучения определяют требования для присуждения кредитов и формируются профессорско-преподавательским составом. Реальные компетенции «могут, безусловно выходить за рамки установленных результатов обучения...». «Создание результатов обучения не является точной наукой, пишет Стивен Адам,
- и их написание требует серьезных размышлений - очень легко, неправильно поняв их, сделать из них смирительную рубашку».
Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными, чего нельзя сказать о содержании образования, которое су-
щественно отличается не только между странами, но и вузами, даже при подготовке по одной и той же специальности (предметной области).
При проектировании и формулировании результатов обучения предлагается использовать следующие рекомендации, составленные на основе анализа опыта проектирования в университете Бирмингема, сделанного В.А.Байденко [5]:
1. Необходимо обеспечивать логику и соответствие результатов уровневым характеристикам данной ступени высшего образования (дескрипторам уровня), чтобы они отвечали запросам работодателей и требованиям предметных эталонов.
2. Предметные эталоны должны содержать характеристики, навыки и способности, которые ожидаются от обладателей степени с отличием.
3. «После того, как результаты программы разработаны, необходимо удостовериться в их достижимости посредством результатов модулей этой программы ...или разделить цели программы по уровням так, чтобы мо жн было провер игь, что сту днты последовательно двигаются к результатам программы на протяжении всего курса».
4. Результаты можно подразделить на краткосрочные и долгосрочные (в зависимости от дисциплины, курса, модуля и т. д.).
5. В процессе разработки учебных материалов необходимо обеспечивать четкую синхронность между результатами обучения и критериями оценивания (описание того, что должен делать обучающийся, чтобы подтвердить достижение результатов), для чего следует разрабатывать необходимые оценочные задания\.
6. При ранжировании результатов по уровням целесообразно применять таксономию Блума (1956) (таблица), которая расценивается как одна из лучших. Блум выделил шесть категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез оценка. Первые две относятся к собственному знанию и пониманию, а остальные четыре - к интеллектуальным навыкам.
Таксономия Блума
Интеллектуальные навыки
ЗНАНИЕ (воспроиз- ведение важной информа- ции) ПОНИМАНИЕ (объяснение важной ин-терпрета-ции) ПРИМЕНЕНИЕ (решение закрытых проблем) АНАЛИЗ (решение открытых проблем) СИНТЕЗ (нахожде ние уникальных ответов к проблемам) ОЦЕНКА (вынесение критических суждений, основанных на прочных знаниях)
Дать определение, повторить, фиксировать, перечислить, вспомнить, назвать, Толковать, обсудить, описать, переформу- лировать, распознавать, объяснить, Интерпрети- ровать применять употреблять использовать демонстриро- вать Распознавать, анализировать, различить, оценить, вычислить, привести, эксперименти- Составить, распланиро- вать, предположить, разработать, сформулиро- вать, Составить суждение, определить ценность, дать оценку, сравнить, пересмотреть,
рассказать, выразить, инсцениро- роваить, система- оценить,
акцентиро- опознавать, вать проверить, тизировать, подсчитать
вать обнаружить, применить на сравнить, компоно-
сообщить, ре- практике сопоставить, вать,
цензировать проиллюстри- критиковать, собирать,
ровать избирать, составить,
действовать схематически создавать,
разработать план обследовать, наладить,
описать в общих дискутировать, органи-
чертах ставить вопрос, зовать,
соотнести, решать, управлять,
исследовать, подготовить
классифицировать
7. Результаты обучения должны устанавливать минимальный приемлемый стандарт, поэтому очень важно выражать их в терминах необходимой обученности, для чего следует проектировать небольшое число результатов обучения, а не множество поверхностных и малосодержательных.
8. При формулировании результатов предпочтительно использовать глаголы действия: «решить», «вычислить», «проанализировать», т.е. глаголы, которые указывают, каким образом студенты могут доказать приобретенные знания; при этом для каждого результата должен использоваться только один глагол, а структура предложения должна быть простой и не допускать двусмысленного истолкования.
9. В Руководстве по результатам обучения приведены следующие примеры, взятые из разных дисциплин, и предложения, связанные с лучшей практикой написания результатов:
Знание и понимание
После успешного завершения модуля студент сможет:
- объяснить значение, характер и особенности местности и структуру ландшафта;
- установить теории обучения, свойственные современному подходу к образованию;
- обсуждать воплощение основных тем романтизма в творчестве по-этов-романтиков;
- описать основные принципы передачи экспрессии генов.
Указания по результатам обучения, относящимся к знанию и пониманию:
- Избегайте результатов обучения, отличающихся широким охватом, например, «Вспомните основные концепции машиностроения, электротехники и строительной техники».
- Избегайте слишком узких формулировок результатов обучения, таких, например, как «Назовите шесть категорий тексономии Блума».
- Не перегружайте модуль слишком большим содержательным наполнением: результаты, относящиеся к знанию и пониманию, придают особое значение тому, что студенты смогут понимать и объяснять, однако
это не является таким важным, как умение использовать информацию путем применения, анализа, синтеза и оценки.
Интеллектуальные (мыслительные) навыки: применение
После успешного завершения модуля студент сможет:
- Применять модель обучения Колба к разработке учебной программы.
- Иллюстрировать средствами фонетики проблему сигматизма у детей.
Интеллектуальные (мыслительные) навыки: анализ
После успешного завершения модуля студент сможет:
- Оценить основные проблемы сегментации рынка на конкретном примере пивоваренной промышленности.
- Сравнить теории культуры Хофстеда, Тромпенаарса и Хампден-Тернера.
Интеллектуальные (мыслительные) навыки: синтез
После успешного завершения модуля студент сможет:
- Создать совокупность критериев для оценки исполнения иммиграционных правил Министерством внутренних дел.
- Спроектировать деталь механизма, которая соответствует следующим требованиям .
Интеллектуальные (мыслительные) навыки: оценка
После успешного завершения модуля студент сможет:
-Обосновать распределение недостаточных ресурсов для обслуживания пациентов в условиях катастроф и чрезвычайных ситуаций.
-Установить приоритеты выводов, полученных студентом на основе анализа техники рисунка, дать обоснование.
Практические навыки
После успешного завершения модуля студент сможет:
- Выражать свои мысли в письменной форме для различной профессиональной и академической аудитории.
- Использовать соответствующие информационно-коммуникативные технологии для прогнозирования демографических тенденций.
- Применять инструменты разработки веб для создания интерактивных веб-сайтов, предназначенных для использования младшими школьниками.
Ключевые/переносимые навыки
После успешного завершения модуля студент сможет:
- Эффективно работать в команде.
-Оценивать путем размышления свои личные и образовательные планы.
Открытые результаты обучения
Не все результаты обучения являются предварительно запланированными: для многих предметов (особенно для творческих) студенты мо-
гут сами выбирать порядок прохождения некоторого модуля. Это может быть отражено в открытых результатах обучения. Например студенты должны быть способны:
- использовать творческих опыт для создания работ, объединяющих различные формы искусства;
- критически применять теорию для анализа своего профессионального опыта;
- оценивать последствия своего клинического вмешательства;
- использовать основанный на размышлениях подход к подготовке, реализации и представлению проектной работы.
Исключение плагиата
Результаты обучения могут помочь избежать плагиата:
- Результат обучения: студенты смогут подтвердить происхождение своих идей ссылками на использованные в работе источники.
- Критерий оценивания: аккуратное использование в тексте стандартных ссылок на все использованные источники.
9. Для результатов каждого модуля разрабатываются соответствующие оценочные задачи. Часто бывает полезным интегрировать интеллектуальные результаты и те или иные навыки. «например, если результаты констатируют, то студенты могут:
- анализировать противоположные стратегии для изменения организационной структуры;
- демонстрировать эффективную работу в команде;
- размышлять о своей роли в групповой работе.
Возможно объединить эти результаты в одном оценивании, таком, как групповая презентация с подтверждающими документами, включая индивидуальные сообщения студентов о своей роли в завершающей части работы. Одно оценивание проверяет достижение трех результатов, при этом для каждого из этих результатов необходимо иметь отдельные критерии оценивания» [4].
Изменение парадигмы результата отечественного профессионального образования (с определения поуровневых требований - целей к подготовленности будущего специалиста на прогнозирование компетенций и компетентностей обучающегося) требует серьезной дополнительной методологической и проектно-методической подготовки преподавателей, изменения их уровня профессионально-педагогической компетентности.
Библиографический список
1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления// Инновац. об-ние АН СССР: Всесоюз.методол. центр. М.: Экономика, 1991. 415 с.
2. Байденко В.И. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 214 с.
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
4. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): уетодическое пособие. 3-е изд., стереотипное. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 114 с.
5. Болонский процесс: середина пути/ под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Российский Новый Университет, 2005. 379 с.
7. «TUNING» Educational Structures in Europe [Электронный ресурс]// Постоянной конференции ректоров, президентов и вице-канцлеров европейских университетов: [сайт] UPL:
http://www.cre.fr/ectn/tuning%20background.htm (дата обращения: 20.09.2009).
N.A. Zharkowa
Result of education in the context of training for designed methodical work
The content of the article is considered with concept «result of the education» in the methodology of competencional point of view. The methodical recommendations are offered for the tutors of university for his projection. The necessity of additional designed methodical training for tutors.
Получено 23.10.2009 г.
УДК 378.147.016:744
О.С. Замазий, ассистент, 89202701306,lelya211083@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ),
Л.Д. Беляева, доцент, 89051168266, dtl567@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА
Рассмотрены методика преподавания технического рисунка с помощью наглядных средств, а также основные понятия и тезис, связанные с выполнением данной работы студентами при изучении дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».
Ключевые слова: методика обучения, наглядность, пространственное мышление, воображение, восприятие, технический рисунок.