Научная статья на тему 'Результаты научных исследований в сфере организации взаимодействия аварийно-спасательных формирований c воинскими подразделениями при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций'

Результаты научных исследований в сфере организации взаимодействия аварийно-спасательных формирований c воинскими подразделениями при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
65
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты научных исследований в сфере организации взаимодействия аварийно-спасательных формирований c воинскими подразделениями при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

обеспечить потребности подразделений аварийно-спасательных служб МЧС России в условия чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий [2].

Решение указанных проблем возможно путем разработки алгоритмов поддержки управленческих решений в существующих информационных технологиях, учитывающие прогнозы чрезвычайных ситуаций [3].

Применение автоматизированных систем управления ресурсами подразделений ФПС субъектов РФ позволит решить такие управленческие задачи, как координация денежных средств для закупки имущества при возникновении и ликвидации ЧС, оперативность обработки больших объёмов информации, взаимодействия служб тыла различного уровня для учета имущества, которое следует применить при ликвидации ЧС и т.д. [2].

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». / Электронный ресурс ИПП Гарант: http://base.garant.ru/70353464 (по состоянию на 08.12.2014 г.).

2. Псарев Д.В. Методы и алгоритмы поддержки управленческих решений при планировании ресурсного обеспечения территориальных подразделений пожарной охраны. дис. канд. тех. наук. Москва, 2014.

3. Сатин А.П. Методы управления ресурсами и эксплуатацией техники пожарно-спасательных подразделений. Дис. канд. тех. наук. Москва, 2011.

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ С ВОИНСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

И.М. Неклонский, старший преподаватель Национальный университет гражданской защиты Украины,

г. Харьков

Согласно [1] к работам по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), которые выполняются силами гражданской защиты, могут привлекаться Вооруженные Силы, другие военные формирования и правоохранительные органы специального назначения в соответствии с законами Украины.

Сложность задач, стоящих перед спасательными силами и военными подразделениями, невозможность получения обоснованных исходных данных, необходимых для разработки нормативных и директивных документов по взаимодействию, требует соответствующего научно-методического

обеспечения. Планы взаимодействия и особенно система инструкций по взаимодействию, а также информация, которая закладывается в системы поддержки принятия решений, должны содержать вполне определенные указания: кому с кем, каким образом, при решении каких задач и между какими структурными элементами целесообразно организовывать взаимодействие. Отработка этих вопросов невозможно без анализа системы взаимодействия еще на этапе непосредственной подготовки подразделений к действиям и дает возможность повысить эффективность выполнения служебно-боевых задач военными подразделениями и аварийно-спасательными формированиями при ликвидации последствий ЧС.

Согласно [2] вопросы организации взаимодействия сил гражданской защиты с другими субъектами реагирования в зоне ЧС возложены на штаб по ликвидации последствий ЧС и специальные оперативные группы органов управления военных структур. Проблемная ситуация в деятельности руководителей органов управления заключается в том, что во время подготовки и принятия решений растет неопределенность относительно форм и способов взаимодействия сил в условиях конкретной оперативной обстановки в зоне ЧС, ограничены возможности по определению приоритетных направлений взаимодействия и наиболее эффективного способа взаимодействия всех структурных элементов субъектов взаимодействия. Это негативно влияет на формирование и выбор целесообразного варианта замысла служебно-боевых и оперативных действий, получения информации для принятия рационального решения.

Таким образом, отсутствие научно обоснованных предложений по анализу системы взаимодействия создает проблемные ситуации как при формировании руководящих и планирующих документов на этапе непосредственной подготовки подразделений к действиям, так и при принятии решения руководителями органов управления непосредственно в зоне ЧС. Учитывая это, необходимо разработать методику синтеза системы взаимодействия органов управления и подразделений разного подчинения при реагировании на ЧС и ликвидации их последствий, которая бы позволила: сравнивать варианты организации взаимодействия подразделений разных структур по соответствующим формальным критериям; предоставлять научно обоснованные предложения и рекомендации по определению приоритетных направлений взаимодействия и наиболее эффективной системы взаимодействия всех структурных элементов двух субъектов взаимодействия.

Для решения научной задачи на основе результатов существующих научных исследований взаимодействия организационных структур военного назначения, разработана модель организации взаимодействия военных подразделений и спасательных формирований; определены критерии оценки организации системы взаимодействия. На основе математических моделей сформирована методика структурно-функционального анализа вариантов организации взаимодействия [3, 4].

Взаимодействие субъектов взаимодействия осуществляется в структурно-функционально-целевом пространстве взаимодействия. Взаимодействие представлено структурно-функциональной моделью, которая состоит из структурно-функциональных элементов, структурно-функциональных базисов субъектов взаимодействия; структурно-функциональных базисов задач субъектов взаимодействия; функционального, структурного и структурно-функционального базисов взаимодействия.

Анализ организации взаимодействия целесообразно проводить по направлениям взаимодействия, под которыми понимают сочетание двух структурно-функциональных элементов структурно-функционального пространства взаимодействия, между которыми должно быть отработано взаимодействие при выполнении определенных задач субъектами взаимодействия. Введен коэффициент структурно-функционального сходства двух задач, что дает основания для обобщения этих задач и формирования одного задания.

Приоритетность направлений взаимодействия в функционально-целевом, структурно-целевом и структурно-функциональном пространствах определяется по соответствующим показателям, которые определяют количество направлений взаимодействия в этих пространствах.

Оценивание реализации заранее определенных направлений взаимодействия предложено осуществлять по показателю полноты организации взаимодействия. Определены общий и частные показатели полноты организации взаимодействия двух субъектов. По своему физическому содержанию они характеризуют отношение общего количества направлений взаимодействия, которые отработаны при ее организации, к общему количеству направлений взаимодействия, которые нужно наладить при организации.

Разработана методика структурно-функционального анализа вариантов организации взаимодействия, которая предусматривает определение и подготовку исходных данных, расчет показателей структурно-функционального сходства задач субъектов взаимодействия, расчет показателей полноты организации взаимодействия, определение приоритетных направлений взаимодействия.

Результаты анализа организации взаимодействия между органами управления и подразделениями разного подчинения позволяют определить приоритетный ряд структурного, функционального и целевого взаимодействия, сформировать соответствующие обоснованные рекомендации для разработки документов о взаимодействии или информацию для использования в системах поддержки принятия решений.

Список использованной литературы

1. Кодекс гражданской защиты Украины [Текст]: Закон Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI // Официальный вестник Украины. - 2012. - № 89. - 30 ноября. - C. 9.

2. О единой государственной системе гражданской защиты [Текст]: постановление Кабинета Министров Украины от 9 января 2014 г. № 11. // Официальный вестник Украины. - 2014. - № 8. - С. 341.

3. Неклонский И.М. Структурно-функциональная модель организации взаимодействия организационных систем при ликвидации чрезвычайных ситуаций [Текст] / И.М. Неклонский, А.В. Елизаров // Проблемы чрезвычайных ситуаций. Сб. наук. труд. НУГЗ Украины, 2012. - Вып. 16. - С. 69-80.

4. Неклонський И.М. Методика структурно-функционального анализа организации взаимодействия между частями и подразделениями внутренних войск МВД Украины и формированиями сил гражданской защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций [Текст] / И.М. Неклонский. // Проблемы чрезвычайных ситуаций. Сб. науч. тр. НУГЗ Украины, 2013. - Вып. 18. - С. 125-145.

МОНИТОРИНГ РАЙОНОВ С ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОСМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ И ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

И.П. Расторгуев, старший преподаватель, к.г.н., доцент

А.В. Максименко, курсант ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

А.Е. Ефименко, старший инженер Центр авиации МВД, г. Москва С.А. Смирнов, старший дежурной смены 1-е командование ВВС и ПВО, г. Санкт-Петербург

Одним их важнейших аспектов организации межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера является налаживание информационного обмена о масштабах и характере бедствия.

Наиболее информативными источниками получения данных о стихийном бедствии или техногенной катастрофе являются системы мониторинга с элементами воздушного и космического базирования.

Наибольшая степень покрытия территории характерна для систем со спутниками различного предназначения. Проекты и инициативы создания глобальных космических систем мониторинга опасных геофизических явлений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.