Научная статья на тему 'Мониторинг районов с чрезвычайными ситуациями международными космическими системами и воздушными судами государственной авиации'

Мониторинг районов с чрезвычайными ситуациями международными космическими системами и воздушными судами государственной авиации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
101
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Расторгуев И.П., Максименко А.В., Ефименко А.Е., Смирнов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг районов с чрезвычайными ситуациями международными космическими системами и воздушными судами государственной авиации»

Список использованной литературы

1. Кодекс гражданской защиты Украины [Текст]: Закон Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI // Официальный вестник Украины. - 2012. - № 89. - 30 ноября. - C. 9.

2. О единой государственной системе гражданской защиты [Текст]: постановление Кабинета Министров Украины от 9 января 2014 г. № 11. // Официальный вестник Украины. - 2014. - № 8. - С. 341.

3. Неклонский И.М. Структурно-функциональная модель организации взаимодействия организационных систем при ликвидации чрезвычайных ситуаций [Текст] / И.М. Неклонский, А.В. Елизаров // Проблемы чрезвычайных ситуаций. Сб. наук. труд. НУГЗ Украины, 2012. - Вып. 16. - С. 69-80.

4. Неклонський И.М. Методика структурно-функционального анализа организации взаимодействия между частями и подразделениями внутренних войск МВД Украины и формированиями сил гражданской защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций [Текст] / И.М. Неклонский. // Проблемы чрезвычайных ситуаций. Сб. науч. тр. НУГЗ Украины, 2013. - Вып. 18. - С. 125-145.

МОНИТОРИНГ РАЙОНОВ С ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОСМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ И ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

И.П. Расторгуев, старший преподаватель, к.г.н., доцент

А.В. Максименко, курсант ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

А.Е. Ефименко, старший инженер Центр авиации МВД, г. Москва С.А. Смирнов, старший дежурной смены 1-е командование ВВС и ПВО, г. Санкт-Петербург

Одним их важнейших аспектов организации межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера является налаживание информационного обмена о масштабах и характере бедствия.

Наиболее информативными источниками получения данных о стихийном бедствии или техногенной катастрофе являются системы мониторинга с элементами воздушного и космического базирования.

Наибольшая степень покрытия территории характерна для систем со спутниками различного предназначения. Проекты и инициативы создания глобальных космических систем мониторинга опасных геофизических явлений,

находящиеся на различных стадиях их реализации, имеются в США, Европе, Азии:

- «Глобальная система комплексов наблюдения Земли (GEOSS)»;

- «Система глобального мониторинга в интересах окружающей среды и безопасности (GMES)»;

- система предупреждения о катастрофах и стихийных бедствиях Sentinel Asia;

- «Международная хартия «Космос и крупные катастрофы»;

- «Международная система мониторинга стихийных бедствий (DMC)».

Одним из перспективных направлений в решении задач выявления,

оперативного прогнозирования и предупреждения об опасных природных событиях является создание Международной аэрокосмической системы мониторинга глобальных явлений (МАКСМ) [1]. Это глобальная организационно-техническая система, интегрирующая в своем составе, наряду со специально создаваемым, собственным специализированным космическим сегментом - группировкой малых космических аппаратов и микроспутников с бортовой аппаратурой обнаружения ранних признаков стихийных бедствий разрушительного характера, ресурсы как существующих, так и перспективных национальных и международных авиационных и наземных средств, включая контактные и дистанционные датчики, космические системы дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), связи и ретрансляции, метеорологического и навигационного обеспечения вместе с соответствующей наземной инфраструктурой выведения, управления и технического обслуживания КА, приема, обработки и распространения мониторинговой информации.

Однако, несмотря на все преимущества, системы космического мониторинга не являются исчерпывающим информационным источником, особенно в задачах детализации у-мезо и микромасштаба. Причинами снижения качества и регулярности поступления спутниковой информации могут служить метеорологические условия.

В этом случае первостепенное значение приобретает мониторинг районов с ЧС комплексами с аппаратами воздушного базирования. В настоящее время широкое распространение получили технологии мониторинга (разведки) территории пилотируемыми воздушными судами. Государственная авиация располагает большим арсеналов воздушных судов самолетного и вертолетного типа с широким спектром скоростей, высот полета и современным техническим оборудованием, что позволяет вести наблюдения в любое время суток, на значительных расстояниях, в широком диапазоне метеорологических условий.

Но и пилотируемая авиация в плане проведения мониторинга ЧС не лишена недостатки в определении погодных условий в полете с пилотируемых воздушных судов:

- невозможность обеспечения безопасности экипажей в условиях наличия опасных явлений погоды или сложных метеорологических или геофизических условий полетов;

- недостаточное оборудование пилотируемых воздушных судов специальными техническими средствами для получения количественных характеристик наблюдаемых объектов, не являющихся объектами мониторинга (разведки) по основному предназначению;

- значительная субъективность в оценке погодных условий экипажем при визуальном наблюдений, без специальной подготовки;

- ограниченность применения мониторинга с воздуха в пространстве и во времени (ограничения по воздушному пространству);

- необходимость в сложной аэродромной инфраструктуре;

- потребность в значительных кадровых, материальных и финансовых ресурсах;

- существенный экологический ущерб.

Учитывая перечисленные недостатки, целесообразно исследовать возможность проведения мониторинга районов с ЧС беспилотными летательными аппаратами (в частности, дистанционно пилотируемыми) -динамично развивающееся направление современной авиации [2-4 и др.].

В ходе специального исследования целесообразности применения ДПЛА для мониторинга районов с ЧС показана целесообразность рассмотрения для мониторинга погоды с воздуха беспилотных авиационных средств. Выявлены недостатки, не позволяющих с большей эффективностью внедрять беспилотные технологии в деятельности авиационных подразделений силовых структур:

- недостаточные радиус действия и максимальная высота полета штатных БЛА;

- отсутствие специального оборудования для получения количественных значений метеорологических величин;

- отсутствие методического обеспечения задач метеорологического зондирования атмосферы с использованием БЛА.

Проведен анализ летно-технических характеристик беспилотных летательных аппаратов и возможности бортовой целевой нагрузки, а также определены требования к возможностям БЛА, применительно к проведению мониторинга погодных условий с воздуха.

Раскрыты методические аспекты получения информации о ЧС с БЛА и проведен анализ результатов эксперимента по применению беспилотных летательных аппаратов для мониторинга наземных и атмосферных объектов:

- отработана технологическая база летного эксперимента;

- разработана методика получения информации о ЧС с дистанционно -пилотируемых летательных аппаратов;

- предложена система отображения метеорологической информации;

- обобщены результаты экспертной оценки использования БЛА для мониторинга ЧС с воздуха;

- сформулированы предложения по дополнительной целевой нагрузке ДПЛА, предназначенной для оценки ЧС.

Общий вывод, который можно сформулировать по результатам проведенного исследования: применение БЛА для получения информации о ЧС с воздуха является высокоэффективной технологией в стадии становления, которая способна в ближайшие годы в значительной степени существенно повысить информационную обеспеченность по районам с ЧС.

Список использованной литературы

1. Кузьменко И.А. и др. Международная аэрокосмическая система глобального мониторинга (МАКСМ) / ФГУП Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева. Патент РФ № 2465729, МПК H04 B 7/00. Заяв. 07.12.2010; Опубл. 27.10.2012.

2. Ауслендер Д. Беспилотники помогают NASA изучать ураганы. http: //hi-news .ru/technology/bespilotniki-pomogayut-nasa-izuchat-uragany.html. (Дата доступа 11.05.2014).

3. Перспективы использования БПЛА для исследования атмосферы. http: //press. scanex.ru/index.php/ru/news/item/4008-atmo. (Дата доступа 12.07.2014).

4. Расторгуев И.П. Беспилотные технологии мониторинга погодных условий. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях. Материалы IX Международной науч.-практ. конф. Ч. IV. - Воронеж: ВГТУ, 2013. С. 110-117.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ЭКСТРЕННОЙ

СЛУЖБЫ «112» МЧС УКРАИНЫ

Н.П. Сергиенко, доцент, к.п.н., доцент

Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков

В психологической науке категория «личность» относится к базовым понятиям. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается многими науками: историей, философией, биологией, антропологией и так далее. Причем каждая наука использует свой специфический понятийно-терминологический аппарат.

Понятие личность в английском языке («personalty») происходит от латинского «persona». Несмотря на множество определений личности, все авторы солидарны в том, что это психологическое новообразование качественно отличает человека от всех остальных живых существ и это качественное отличие детерминировано степенью его «включенности» в социальные отношения при несомненном влиянии естественно заданных свойств [3].

Общий подход к пониманию проблемы личности обозначен А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского. Личность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.