Научная статья на тему 'Концепция применения воздушных робототехнических комплексов для мониторинга и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере системы «Иркут-МЧС»'

Концепция применения воздушных робототехнических комплексов для мониторинга и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере системы «Иркут-МЧС» Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
3005
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Тодосейчук С. П., Переяслов А. Н., Моржин А. М., Малов Ю. И., Колдаев А. В.

Применение воздушных робототехнических комплексов в интересах МЧС России является весьма актуальным. Входящие в его состав беспилотные летательные аппараты (БПЛА) могут заменить самолеты и вертолеты в ходе выполнения заданий, связанных с риском для жизни их экипажей и с возможной потерей дорогостоящей пилотируемой авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция применения воздушных робототехнических комплексов для мониторинга и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере системы «Иркут-МЧС»»

Научно-технические разработки

УДК 614.89

А.М.Моржин, Ю.И.Малов, А.В.Колдаев (ОАО «НПК«Иркут»), С.П.Тодосейчук, А.Н.Переяслов

КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ «ИРКУТ-МЧС»

Применение воздушных робототехнических комплексов в интересах МЧС России является весьма актуальным. Входящие в его состав беспилотные летательные аппараты (БПЛА) могут заменить самолеты и вертолеты в ходе выполнения заданий, связанных с риском для жизни их экипажей и с возможной потерей дорогостоящей пилотируемой авиационной техники

А.Н. Переяслов

Важность и сложность решения стоящих перед МЧС России задач определяется специфическими особенностями Российской Федерации: обширной территорией, относительно низкой средней плотностью населения и высокой его концентрацией в крупных городах, наличием регионов регулярных природных чрезвычайных ситуаций (землетрясений, наводнений, тайфунов и ураганов, крупных лесных пожаров, оползней, схода снежных лавин и других).

Высокие риски, обусловленные угрозами возникновения техногенных ЧС и катастроф, связаны с большим износом и старением основных производственных мощностей. Особую опасность представляют аварии на атомных объектах и крупных химических производствах, размещенных в непосредственной близости от населенных пунктов.

Большую протяженность имеют нефте- и газопроводы. Аварии на них могут приводить к большим человеческим жертвам, крупномасштабному загрязнению окружающей среды, а также к большим экономическим потерям, так как экспорт энергоносителей составляет самую большую долю валютных поступлений в бюджет страны.

Потенциальную опасность представляет значительная изношенность жилищного фонда, являющаяся причиной возникновения больших пожаров, вызывающих многочисленные человеческие жертвы и существенные материальные потери.

Относительная ограниченность людских ресурсов Министерства, необходимость сохранения здоровья и жизни самих спасателей в сложных условиях крупных техногенных катастроф с радиоактивными, химическими и биологическими объектами, а также существенные бюджетные ограничения вызывают необходимость поиска наиболее эффективных путей улучшения работы по предупреждению, выявлению, локализации ЧС и ликвидации их последствий.

В указанных условиях перспективными являются не экстенсивные, а интенсивные направления развития. Они могут быть основаны на использовании новейших технологий, комплексного применения сил и средств, предпочтительного использования методов, направленных на предупреждение, выявление и локализацию ЧС на ранних стадиях их возникновения и распространения.

Выполнение основных задач МЧС России связано с большим риском, требует высочайшей подготовки личного состава и применения высокоэффективных технических средств. Предотвращение ЧС и их локализация в самой начальной стадии развития является наиболее важной задачей при разработке новой техники, а также форм и методов ее применения.

Для мониторинга потенциально опасных территорий и зон промышленных объектов целесообразно использовать роботизированные системы, способные в реальном масштабе времени передавать соответствующим органом управления информацию об их состоянии для принятия оперативных и адекватных мер в случае угрозы возникновения ЧС.

Перспективными направлениями развития систем и технических средств, предназначенных для предупреждения, обнаружения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на региональном и общегосударственном уровнях могут стать:

- создание систем непрерывного круглосуточного глобального и общенационального мониторинга территорий с помощью авиационных и космических средств, а также наземных, надводных и подводных роботизированных систем;

- интеграция средств мониторинга со средствами связи для образования единой общенациональной системы информирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в реальном масштабе времени о чрезвычайных ситуациях или угрозе их возникновения с целью принятия своевременных и правильных управленческих решений.

Применение воздушных робототехнических комплексов в интересах МЧС России является весьма актуальным. Входящие в его состав беспилотные летательные аппараты могут заменить самолеты и вертолеты в ходе выполнения заданий, связанных с риском для жизни их экипажей и с возможной потерей дорогостоящей пилотируемой авиационной техники.

Воздушный робототехнический комплекс (ВРК) предназначен для решения следующих задач:

- мониторинг лесных массивов с целью обнаружения лесных пожаров;

- замер и передача данных по радиоактивному и химическому заражению местности и воздушного пространства в заданном районе;

- инженерная разведка районов наводнений, землетрясений и других стихийных бедствий;

- обнаружение и мониторинг ледовых заторов и разлива рек;

- мониторинг состояния транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, линий электропередачи и других объектов;

- экологический мониторинг водных акваторий и береговой линии;

- определение точных координат районов ЧС и пострадавших объектов;

- доставка малогабаритных специальных грузов и средств в особо опасные районы ЧС и террористических актов.

Мониторинг обеспечивается днем и ночью, в благоприятных и ограниченных метеоусловиях.

ВРК обеспечивает поиск потерпевших аварию (катастрофу) технических средств и пропавших групп людей. Поиск проводится по заранее введенному полетному заданию или по оперативно изменяемому оператором маршруту полета.

При проведении поисковой операции на наземную станцию управления (НСУ) передается видеоизображение, формируемое оптическим и/или тепло-визионным средствами наблюдения. Обнаружение выполняется визуально оператором в реальном масштабе времени либо в процессе наземной обработки зарегистрированной в полете видеоинформации.

ВРК обеспечивает выполнение автоматического, полуавтоматического и ручного дистанционно-пилотируемого полета по запрограммированному или оперативно вводимому маршруту с управлением БПЛА в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Заход на посадку на оборудованные и необору-

дованные взлетно-посадочные полосы и площадки выполняется в режиме ручного управления.

Задачи для применения ВРК можно классифицировать на четыре основные группы:

- обнаружение ЧС;

- участие в ликвидации ЧС;

- поиск и спасение пострадавших;

- оценка ущерба от ЧС.

Под обнаружением ЧС понимается достоверное установление факта ЧС, а также времени и точных координат места его наблюдения.

Воздушный мониторинг территорий с помощью БПЛА проводится на основе прогнозов повышенной вероятности возникновения ЧС или по сигналам из других независимых источников. Это может быть облет лесных массивов в пожароопасных погодных условиях. С учетом статистических данных относительно того, что сам человек в большинстве случаев является источником лесных пожаров, сюда же можно отнести мониторинг зон загородного отдыха горожан.

В таких задачах пилот ВРК должен оптимальным образом выбрать маршрут, скорость и высоту полета БПЛА, чтобы охватить район наблюдения за минимальное время или количество пролетов с учетом секторов обзора телевизионной и тепловизионной камер. При этом необходимо исключать двукратный или многократный пролет одних и тех же мест с целью экономии материальных и людских ресурсов.

Данные об опасных и быстро распространяющихся ЧС, таких как пожары, следует передавать в реальном масштабе времени для оповещения людей и принятия возможных срочных мер по их ликвидации.

Сведения о медленно развивающихся ЧС, например наводнениях и разливах рек, можно записать на бортовой или наземный видеомагнитофон и обработать после возвращения БПЛА.

ВРК может быть включен в состав сил и средств по ликвидации ЧС. При этом задачи пилоту БПЛА и оператору его полезной нагрузки ставит руководитель спасательной операции. Среди таких задач могут быть:

- облет района пожара, с целью определения его очага, границ, направления и скорости распространения;

- выяснение степени химического или радиоактивного заражения местности с установлением точных данных о концентрациях вредных веществ и уровнях опасных излучений для определения возможности направления туда спасателей, для выбора времени и режима их работы, а также средств индивидуальной защиты;

- определения границ разлива нефти на водной поверхности, формы и направления движения нефтяного пятна.

В зависимости от поставленной задачи техник ВРК должен установить соответствующие бортовые технические средства для ее выполнения, например газоанализаторы.

Крайне полезными, а порой и незаменимыми, могут оказаться ВРК при проведении поисково-спасательных операций на суше и на море. С их помощью

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

можно вести поиск пострадавших, устанавливать точные координаты их местонахождения, сбрасывать на парашюте необходимые медикаменты, средства радиосвязи, продукты питания, воду, радиомаяки и сигнальные огни.

ВРК целесообразно применять и для оценки ущерба от ЧС в тех случаях, когда это необходимо сделать быстро и точно, а также без риска для здоровья и жизни наземных спасательных отрядов или летчиков пилотируемых самолетов и вертолетов. При этом выбор полетного задания, состава технических средств полезной нагрузки БПЛА, режима обработки получаемой информации проводится таким же образом, как и при решении других перечисленных выше задач.

В соответствии с «Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России осуществляет на федеральном уровне управление государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Эффективность работы такой системы во многом определяется уровнем ее технической оснащенности и правильной организацией взаимодействия всех входящих в нее элементов.

Для решения задачи сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией целесообразно использовать все три эшелона технических средств:

- космические аппараты — спутники наблюдения Земли из космоса, пилотируемые космические корабли и орбитальные станции;

- авиационные средства — самолеты вертолеты и беспилотные летательные аппараты;

- наземные и надводные средства.

Каждое из перечисленных технических средств имеет свои достоинства и недостатки, а также соответствующие области применения. Поэтому только совместное использование космических пилотируемых авиационных средств, беспилотных летательных аппаратов, наземных и надводных технических систем в рамках государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть результативным и экономически оправданным.

Космические средства в состоянии осуществлять мониторинг земной поверхности на большой площади при пролете над территорией страны или обеспечивать практически круглосуточное наблюдение за счет одного спутника на геостационарной или высокой эллиптической орбите, а также с помощью группировки, состоящей из нескольких спутников. Однако чувствительность и разрешающая способность космических средств наблюдения может оказаться недостаточной, а стоимость их вывода в космос слишком большой для непрерывного наблюдения всей площади Российской Федерации. При этом на качество снимков и изображений интересующих районов, полученных из космоса, может негативно влиять облачность. Поэтому космические средства целесообразно использовать

для оперативного получения сигнальной информации, которая в последствии должна быть уточнена и детализирована с помощью других средств.

Авиационные средства могут быстро достичь практически любой заданный район нашей страны, в том числе и в удаленной и труднодоступной для наземных средств местности, и провести необходимые наблюдения, видео- и фотосъемку. При этом БПЛА способны существенно дополнить и расширить возможности пилотируемой авиационной техники за счет непрерывного барражирования над интересующим районом или объектом в течение 12—14 часов и передачи в любое время суток достоверной информации о происходящем.

Фактор времени является крайне важным при планировании и проведении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения пожарной безопасности. От своевременного получения информации о ЧС руководящим составом МЧС разного уровня и от оперативного реагирования на происходящее во многом зависит уровень экономического ущерба от ЧС и количество пострадавших граждан. При этом для принятия руководящими инстанциями соответствующих оперативных управленческих решений необходимо представление полной, объективной и достоверной информации, не искаженной или видоизмененной из-за субъективных факторов.

Полученные с помощью БПЛА данные могут быть переданы по каналам связи (в том числе спутниковым) в штаб проведения поисково-спасательной операции, региональный центр МЧС России или в центральный аппарат Министерства заинтересованному пользователю в реальном масштабе времени.

Таким образом, применение БПЛА может существенным образом восполнить информационные пробелы относительно динамики развития ЧС. При этом, в сочетании с данными, полученными от других технических средств космического, наземного или надводного базирования, могут быть детально представлены реальная картина происходящих событий, а также характер и темпы их развития.

Важным достоинством такой комплексной системы с использованием воздушного робототехнического комплекса является возможность отдачи руководством МЧС России регионального или даже федерального уровня команд пилоту и оператору полезной нагрузки БПЛА для получения дополнительных данных о ЧС.

Воздушный робототехнический комплекс, объединенный с соответствующими средствами связи, может стать эффективным инструментом обратной связи, позволяющим не только информировать руководство о ЧС, но и исполнять его оперативные команды практически в реальном масштабе времени.

Крайне важной задачей является обнаружение с помощью БПЛА возникновения чрезвычайной ситуации. Применение только одних БПЛА может оказаться весьма эффективным для медленно развивающейся ЧС, или ЧС в относительной близости от размещенных сил и средств по ее ликвидации.

Однако в общем случае своевременное получение информации о ЧС является необходимым, но не достаточным условием для защиты населения и территорий от ЧС. Целесообразно интегрировать средства мониторинга со средствами борьбы с ЧС в единую систему. При этом скорость реагирования на полученную информацию о ЧС должна быть достаточно высокой.

Для того, чтобы локализовать и потушить обнаруженный с помощью БПЛА пожар в самом начале его распространения, особенно в отдаленных и труднодоступных районах, необходимы высокоэффективные воздушные средства, например, такие как самолет-амфибия «Бе-200» (рис. 1).

Идея использования БПЛА для обнаружения небольших пожаров высказывалась ранее в ряде стран, в том числе в США. В рамках общенациональной

интеграции со средствами тушения в единую систему.

Впервые аргументированное предложение относительно применения воздушного робототехнического комплекса совместно с воздушным танкером

— самолетом-амфибией «Бе-200» для обнаружения и тушения пожаров было выдвинуто Корпорацией «ИРКУТ» совместно с ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

По заказу МЧС России Корпорация «ИРКУТ» производит самолеты-амфибии «Бе-200», которые уже поступают на снабжение авиации Министерства. В случае принятия решения об использовании ВРК в интересах МЧС России такая уникальная и не имеющая аналогов в мире система борьбы с пожарами может быть реализована в самые ближайшие годы.

В результате совместной работы ФГУ ВНИИ-ГОЧС (ФЦ) и Корпорации «ИРКУТ», с учетом на-

Рис. 1. Самолет-амфибия «Бе-200»

десятилетней программы борьбы с пожарами НАСА продемонстрировала возможность применения экспериментального БПЛА «Алтус» для мониторинга земной поверхности. Однако нигде еще в мире БПЛА не использовались для обнаружения или тушения реальных пожаров. Тем более, не ставилась задача их

копленного опыта по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и знания технических возможностей ВРК, могут быть отработаны наиболее эффективные способы применения новейших технических средств. Их можно будет нормативно закрепить в соответствующих приказах МЧС России,

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

отработать на учениях подразделений Министерства и использовать в реальной работе по решению задач предупреждения и ликвидации ЧС.

На рис. 2 изображен сценарий тушения пожара на морском судне с помощью взаимодействующих между собой воздушного робототехнического комплекса и самолета-амфибии «Бе-200». По сигналу «SOS» в район терпящего бедствие судна был направлен БПЛА, с помощью которого проведен тщательный

осмотр этого судна, подтвержден факт возникновения пожара в машинном отделении и установлена угроза его распространения на палубные надстройки. В этот район вызван самолет «Бе-200». На нем установлен удаленный видеотерминал ВРК, посредством которого экипаж самолета в состоянии самостоятельно наблюдать обстановку в районе бедствия. С целью экономии топлива «Бе-200» водой для тушения пожара перед вылетом не заправлялся. Поэтому этот самолет

Рис. 2. Сценарий тушения пожара на морском судне с помощью взаимодействующих между собой воздушного робототехнического комплекса и самолета-амфибии «Бе-200»

на глиссировании по морской поверхности производит забор воды с последующим выходом на расчетный курс и сбросом ее на горящее судно.

На рис. 3 приведен пример проведения спасательной операции с применением двух БПЛА воздушного робототехнического комплекса и самолета «Бе-200».

в виде самолетов-амфибий «Бе-200» и наземный мобильный отряд для борьбы с пожаром традиционными способами. В штабе проведения операции и у командира мобильного отряда размещены удаленные видеотерминалы ВРК. С их помощью, а также с учетом докладов с мест всех остальных участников

Рис. 3. Проведение спасательной операции с применением двух БПЛА воздушного робототехнического комплекса

и самолета «Бе-200»

Штаб операции размещен в здании на берегу, а наземная станция управления — в грузовом автомобиле непосредственно у береговой линии. С помощью одного БПЛА проводится дистанционное обследование горящего судна для тушения пожара на нем самолетом «Бе-200». Второй БПЛА используется для поиска спасшихся членов команды терпящего бедствие судна. При этом удаленные видеотерминалы для обоих БПЛА находятся на борту самолета «Бе-200».

Сценарий совместной операции по тушению нескольких очагов пожара на суше с использованием самолетов «Бе-200» и БПЛА приведен на рис. 4 . Штаб проведения операции находится на значительном удалении от места тушения. Наземная станция управления имеет канал связи со штабом, в котором размещены удаленные видеотерминалы БПЛА. Это позволяет руководству операции полностью контролировать обстановку и давать команды экипажу самолета «Бе-200». Этот самолет последовательно совершает забор воды из близко расположенного водоема и сброс ее на очаги возгорания.

Комплексная операция по мониторингу заданного региона, тушению пожаров и защите от них промышленных объектов изображена на рис. 5. В ней задействованы БПЛА воздушного робототехнического комплекса, воздушные средства тушения

операции штаб полностью контролирует обстановку в реальном масштабе времени и имеет возможность гибко и эффективно управлять задействованным личным составом и техническими средствами.

Вопросы нормативно-правового регулирования разработки, производства и применения БПЛА гражданского назначения в целом до настоящего времени не решены ни в одной из стран мира, как и на уровне всего мирового сообщества. Беспилотные аппараты не являются полноценным легальным объектом воздушного движения в отличие от пилотируемых самолетов и вертолетов.

Существует целый ряд проблем, которые необходимо решить до того, как беспилотная авиация получит широкое распространение. Среди них можно выделить следующие проблемы:

- БПЛА должны быть таким образом интегрированы в систему воздушного движения, чтобы они не представляли угрозу столкновений с пилотируемой авиационной техникой как гражданского, так и военного назначения;

- для БПЛА необходимо определить национальные и международные стандарты надежности и безопасности их использования;

- БПЛА должны быть укомплектованы техническими средствами обнаружения воздушных объектов и

Научно-технические разработки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-технические разработки

Рис. 4. Сценарий совместной операции по тушению нескольких очагов пожара на суше с использованием самолетов «Бе-200» и БПЛА

Рис. 5. Комплексная операция по мониторингу заданного региона, тушению пожаров и защите от них промышленных объектов

сектора в области использования БПЛА (возможно в рамках Международной организации гражданской

избежания столкновения с ними как в дистанционно пилотируемом, так и в автономном режимах полета;

- должен быть определен статус БПЛА при его полете в национальном воздушном пространстве других стран, а также в международном воздушном пространстве;

- необходимо создать соответствующую систему подготовки обслуживающего персонала БПЛА;

- должны быть учреждены государственные и международные органы, которые могли бы лицензировать деятельность государственного и частного

авиации — ИКАО);

- БПЛА гражданского назначения не должны использоваться в военных целях;

- необходимы жесткие меры охраны и контроля для того, чтобы БПЛА не стали орудием для совершения террористических актов.

Отдельные подходы к решению указанных проблем прорабатываются в разных странах.

Американские специалисты полагают, что если

БПЛА «Глобл Хок» будет летать в международном воздушном пространстве на высоте свыше 10 тысяч метров (выше основных коридоров воздушного движения), то он не будет представлять угрозу для пассажирских и грузовых авиаперевозок.

Федеральная авиационная администрация США ограничивает полеты практически всех БПЛА вне специально выделенных зон и полностью запрещает их полеты над населенными пунктами. Полеты БПЛА над территорией США вне границ специальных испытательных центров могут быть разрешены только в самой благоприятной метеорологической обстановке и при условии уведомления местных операторов воздушного движения за 30 дней до момента осуществления указанных полетов.

Наиболее удачным проектом коммерческого применения БПЛА является выпускаемый японской компанией «Ямаха Мотор» дистанционно пилотируемый вертолет сельскохозяйственного назначения <^МАХ II». Только в 2003 году было продано свыше 300 единиц таких аппаратов. Общий объем их продаж с 1985 года превысил 1600 штук. Массовое распространение указанных вертолетов в Японии произошло благодаря разрешению их использования в этой стране для сельскохозяйственного применения на высоте полета до 100 метров над поверхностью.

По требованию США компания «Ямаха Мотор» предоставляет сведения о всех покупателях беспилотного вертолета «^МАХ II». Таким образом США пытается исключить возможность использования этих вертолетов террористами против американских объектов как на их национальной территории, так и за рубежом.

Израильская компания «Аэронаутикс Дефанс Системз Лтд», имеющая огромный практический опыт разработки и применения беспилотных систем, создала в 2003 году Международную академию подготовки пилотов и операторов БПЛА.

Тем не менее, в настоящее время отмечается некоторый замкнутый круг относительно законодательного определения БПЛА и условий их практического использования. С одной стороны, законодательные органы большинства стран мира не разрабатывают соответствующие правовые нормы, полагая, что беспилотных летательные аппараты находятся на стадии НИОКР и еще не готовы к массовому коммерческому применению. С другой стороны, авиастроительные фирмы не могут приступить к полноценному проектированию и серийному производству БПЛА без правовой базы.

По мнению ведущих зарубежных экспертов, разорвать этот замкнутый круг могут крупные и серьезные проекты гражданского, коммерческого и общегосударственного применения БПЛА. К таким проектам, безусловно, можно отнести использование воздушных роботизированных средств в интересах МЧС России.

При проведении конкретных спасательных операций силы МЧС России имеют право использовать свои технические средства для проведения необходимых работ. В этой связи жестких нормативных

ограничений и тем более запретов на применение воздушного роботизированного комплекса «Ир-кут-МЧС» в интересах Министерства (в случае его принятия на снабжение) в настоящее время нет. Необходимо только отработать процедуры уведомления и согласования полетов БПЛА с ВВС РФ и местными операторами воздушного движения.

Однако для широкого использования ВРК для наблюдения обстановки на обширных территориях, в том числе и в рамках системы общенационального мониторинга, необходимо разработать соответствующие законодательные акты, государственные и отраслевые стандарты по применению БПЛА для поиска, обнаружения, предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, а также для ликвидации их последствий.

Сотрудничество и взаимодействие с зарубежными странами может оказаться необходимым и полезным в следующих областях:

- заключение Российской Федерацией двусторонних и многосторонних договоров с другими государствами относительно использования БПЛА в национальном и международном воздушном пространстве;

- разработка и принятие международных стандартов относительно летно-технических характеристик БПЛА, тактико-технических характеристик систем их управления, а также легальных способов их применения;

- учреждение национальных и межгосударственных органов для слежения за БПЛА в международном воздушном пространстве;

- создание общих межнациональных сил для мониторинга ЧС и ликвидации их последствий, которые использовали бы воздушные робототехнические комплексы;

- организация системы взаимного информирования соответствующих органов России и приграничных государств о трансграничных стихийных бедствиях: пожарах, наводнениях, радиоактивном и химическом заражении воздушного и водного бассейнов;

- совместная разработка и производство роботизированных комплексов и систем с целью их использования внутри договаривающихся государств и продажи в третьи страны;

- обучение персонала соответствующих спасательных служб приемам и способам эффективного применения робототехнических систем и средств для успешного решения стоящих задач и сохранения здоровья и жизни самих спасателей.

Техническое оснащение МЧС России перспективными робототехническими комплексами является актуальной и крайне важной задачей. Разработка, производство и внедрение таких средств является достаточно сложным и капиталоемким процессом. Однако государственные затраты на подобную технику, если она будет принята на снабжение подразделений МЧС России могут быть во много раз перекрыты за счет экономического эффекта от предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с применением этой техники. Только от ежегодных лесных пожаров РФ несет колоссальные экономические потери.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Широкое внедрение новейших систем на основе робототехнических комплексов, создание общенациональной системы мониторинга и информирования руководства о ЧС или об угрозах их возникновения в реальном масштабе времени может привести к высвобождению определенной части сил МЧС России и к образованию некоторых кадровых и технических резервов, которые могут быть использованы в коммерческих целях как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Речь идет о предоставлении платных услуг частным организациям и лицам (отечественным и зарубежным заказчикам) по мониторингу принадлежащих им территорий, промышленных объектов, лесных массивов, водных бассейнов и сельскохозяйственных угодий и/или ликвидации ЧС в случае их возникновения с использованием робототехнических комплексов и систем.

Среди потенциальных заказчиков такого рода коммерческих услуг МЧС России могут оказаться даже ведущие государства мира. Крупномасштабные пожары, имевшие место на юге Франции и в американском штате Калифорния в 2003 году, показали, что даже самые развитые страны не в состоянии своевременно обнаруживать пожары и эффективно бороться с ними.

МЧС России обладает такими мощными воздушными средствами пожаротушения, как самолет-амфибия Бе-200, вертолет Ми-26 и самолет Ил-76. В сочетании с воздушными робототехническими средствами типа «Иркут-МЧС» перечисленные авиационные средства могут образовать уникальную систему, которой не располагает ни одно государство кроме России.

С использованием ВРК и перечисленных выше средств пожаротушения могут быть организованы международные региональные спасательные центры с участием сил и средств МЧС России в Европе, ЮгоВосточной Азии, в Латинской Америке и в других регионах.

Многие страны не в состоянии самостоятельно разрабатывать, приобретать, содержать и эксплуатировать такие технические средства по предотвращению ЧС и ликвидации их последствий. Для них может быть приемлемо получение услуг в этой области на коммерческой или гуманитарной основе.

Такая деятельность МЧС России может стать крупным источником внебюджетного финансирования, за счет которого можно было бы частично или полностью компенсировать затраты Министерства на приобретение робототехнической техники, а также на ее дальнейшее совершенствование и модернизацию.

Новый вид экспорта услуг подразделений МЧС России по поиску, обнаружению, локализации и ликвидации ЧС может быть крайне полезен в отношении стран СНГ и других пограничных государств. С одной стороны, возникающие в этих странах трансграничные ЧС (пожары, наводнения, загрязнения воздушного и водного бассейнов, радиоактивное заражение местности) могут приводить к гибели граждан России

и большому экономическому ущербу для нашей страны. Поэтому с такими бедствиями лучше бороться на чужой территории. С другой стороны, такая деятельность МЧС России будет иметь и политическое значение, приводить к укреплению политического авторитета нашей страны на международной арене и способствовать укреплению дружественных отношений с другими государствами.

Вследствие негативного антропогенного влияния на окружающую среду, глобального потепления, непредсказуемых природных катаклизмов и техногенных катастроф роль и значение МЧС России или аналогичных ему по функциям и задачам государственных органов в нашей стране и за рубежом будут только возрастать и усиливаться.

Сложность и масштабы проблем сохранения уникальной среды обитания человечества вызывают необходимость и неизбежность строгой национальной ответственности и международной кооперации для объединения сил и средств мирового сообщества в этой сфере.

Успешное решение указанных проблем представляется невозможным без создания высокоэффективных систем наблюдения и информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозах их возникновения в реальном масштабе времени национального и глобального уровня, а также широкого применения робототехнических средств для предупреждения ЧС и ликвидации их последствий.

В этой связи будет проводиться дальнейшая разработка высокоэффективных космических, воздушных, наземных и надводных робототехнических средств для решения задач МЧС России в следующих направлениях:

- совершенствование элементной базы и программных средств;

- миниатюризация технических средств;

- объединение различных технических средств во взаимодействующие и взаимодополняющие компоненты комплексных систем;

- повышение уровня автоматизации, снижение участия людей при решении практических задач, вплоть до полного их исключения из контура управления;

- увеличение надежности систем БПЛА;

- повышение безопасности их использования, как за счет повышения возможностей искусственного интеллекта бортовых систем БПЛА для принятия правильных решений без вмешательства человека

— оператора, так и путем создания национальных и международных центров слежения и управления полетами БПЛА гражданского назначения;

- совершенствование средств дневного и ночного наблюдения, повышение их чувствительности, точности и разрешающей способности. Совершенствование датчиков, позволяющих в реальном масштабе времени проводить анализ проб воздуха и воды и передавать результаты на землю.

- унификация и стандартизация технических средств в национальном и международном масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.