No. 2586160 RF, MPK A23N17/00. RF, MPK. Sverhvisokochastotnaya ustanovka dlya obezzarazhi-vaniya zerna i zernoproduktov (Microwave installation for decontamination of grain and grain products), zayavi-tel' i patentoobladatel' MADI (RU). No.
2014147516/20(076427); zayavl. 09.12.2014. Byul. No. 16 ot 10.06.2016. 12 p.
13. Belov A. A., Belova M. V., Novikova G. V., Mihaylova O. V., Belov E. L., Sergeeva E. YU. Patent No. 2602281 RF, MPK A23N17/00. Ustanovka dlya iz-mel 'cheniya i obezzarazhivaniya zerna i zernoproduktov v elektromagnitnom pole sverhvisokoy chastoti (Installation for grinding and disinfection of grain and grain products in the electromagnetic field of ultrahigh frequency), zayavitel' i patentoobladatel' MADI (RU). No. 2014152010 (083218); zayavl. 22.12.2014. Byul. No. 32 ot 21.11.2016. 32 p.
14. Pahomov V. I., Pahomov A. I. Perspektivi primeneniya SVCH-energii v sel'skom hozyaystve (Prospects of application of microwave energy in agriculture), Materiali 7-y mezhdunarodnoy nauchno-tehnicheskoy konferentsii «Energosberegayuschie tehnologii v zhivotnovodstve i statsionarnoy energetike». M. : GNU VIESH, 2010. pp. 250.
15. Kolomeytsev V. A. Vzaimodeystvie elektro-magnitnih voln s pogloschayuschimi sredami i spetsi-al'nie SVCH-sistemi ravnomernogo nagreva (Interaction of electromagnetic waves with absorbing media and special microwave system uniform heating), dis.: d.t.n. V. A. Kolomeytsev. Saratov : SGTU, 1999. 439 p.
16. Kolomeytsev V. A., Komarov V. V. Mikro-volnovie sistemi s ravnomernim ob»emnim nagrevom (Microwave system with uniform volumetric heating), CH. 1. Saratov : SGTU, 1997. 251 p.
17. Kolomeytsev V. A., Kuz'min YU. A., Se-menov A. E. Eksperimental'nie issledovaniya urovnya neravnomernosti nagreva dielektricheskih materialov i pogloschennoy moschnosti v SVCH-ustroystvah rezona-tornogo tipa (Experimental study of the level of non-uniformity of heating of the dielectric material and the absorbed power in the microwave devices of the resonator type), Elektromagnitnie volni i elektronnie sistemi, 2003. T. 18. No. 12. pp. 25-31.
18. Lebedev I. V. Tehnika i pribori SVCH (Equipment and microwave devices), T. 1. M. : Visshaya shkola, 1970. 440 p.
19. Rogov I. A., Nekrutman S. V. Sverhvi-sokochastotniy nagrev pischevih produktov (Microwave heating of food products), M. : Agropromizdat, 1986. 361 p.
20. Novikova G. V., ZHdankin G. V., Mihaylova O. V., Belov A. A. Analiz razrabotannih sverhvisoko-chastotnih ustanovok dlya termoobrabotki sir'ya (Analysis of the developed microwave installations for heat treatment of raw materials), Vestnik Kazanskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta. Kazan' : FGBOU VO «Kazanskiy GAU». 2016, No. 4 (42). pp. 89-93.
Дата поступления статьи в редакцию 18.04.2017, принята к публикации 21.06.2017.
05.20.03 УДК 658.5
РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА
© 2017
Комаров Ян Викторович, аспирант кафедры «Эксплуатация транспортных и технологических машин» Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронеж (Россия)
Пухов Евгений Васильевич, доктор технических наук, заведующий кафедры «Эксплуатация транспортных и технологических машин» Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронеж (Россия)
Аннотация
Введение. Статья посвящена моделированию процессов обращения с отходами и снижению производственных потерь, возникающих при перемещении отходов от рабочих постов и участков к промежуточным накопителям в процессе технического обслуживания и ремонта транспортных и технологических машин.
Материалы и методы. Предлагается использование промежуточных накопителей для сбора отходов, которые позволят минимизировать перемещение сотрудников предприятий технического сервиса. Дается обоснование данного решения на снижение затрат (операций, не добавляющих ценностей) предприятия, повышение производительности и эффективности работы предприятий технического сервиса. Применены методы полного перебора вариантов и стохастический метод Монте-Карло.
Результаты. Для обоснования целесообразности использования промежуточных накопителей для сбора отходов разработана математическая модель оптимизации размещения промежуточных накопителей на терри-
тории предприятий технического сервиса, выраженная через годовой экономический эффект от внедрения промежуточных накопителей. Для реализации предложенного математического аппарата разработана компьютерная программа «Программа для оптимизации размещения расположения промежуточных накопителей для отходов предприятий технического сервиса АПК».
Обсуждение. Получена графическая зависимость общего времени перемещения отходов от накопителей на постах до места расположения промежуточного накопителя для сбора отходов.
Заключение. Разработана методика определения количества промежуточных контейнеров и их оптимального размещения на территории предприятия, базирующаяся на экономических и геометрических закономерностях. Методика реализована в виде компьютерной программы для определения точек оптимального расположения промежуточных контейнеров в процессе сбора отходов. Программа позволяет изменять координаты одного или нескольких промежуточных контейнеров и определять суммарные затраты времени работников на перемещение отходов технического сервиса от рабочих постов (участков) до промежуточного контейнера.
Ключевые слова: бережливое производство, виды потерь, годовой экономический эффект, математическая модель, непроизводительные затраты, оптимизация, отходы, посты, предприятие технического сервиса, промежуточный накопитель для сбора отходов, ремонт, ресурсы, техническое обслуживание, функция.
Для цитирования: Комаров Я. В., Пухов Е. В. Результаты моделирования процессов обращения с отходами предприятий технического сервиса // Вестник НГИЭИ. № 7 (74). С. 54-64.
THE RESULTS OF MODELING THE PROCESSES OF WASTE MANAGEMENT ENTERPRISES OF TECHNICAL SERVICE
© 2017
Komarov Yan Viktorovich, the post-graduate student of the chair «Operation of transport and technological machines»
Voronezh state agrarian university after emperor Peter the Great, Voronezh (Russia) Puhov Evgeniy Vasilevitch, the doctor of engineering sciences, The head of chair of «Operation of transport and technological machines»
Voronezh state agrarian university after emperor Peter the Great, Voronezh (Russia)
Abstract
Introduction. The article is devoted to modeling of processes of waste management and reducing production losses arising from the movement of waste from the working posts and stations to intermediate storage in the process of maintenance and repair of transport and technological machines.
Materials and methods. It is offered the use of intermediate drives for waste collection, which will minimize the movement of employees of the enterprises of technical service. It is done the justification for this solution to decrease costs (unnecessary loss) of the enterprise, increasing productivity and efficiency of work of the enterprises of technical service. It is applied methods of complete enumeration options and stochastic Monte-Carlo.
Results. To justify the use of an intermediate storage for waste collection developed tan a mathematical model of optimal allocation of intermediate storage on-site technical service, expressed through the annual economic effect from the introduction of intermediate drives. It is proposed the implementation of the mathematical apparatus the computer program «Program to optimize the placement locations of intermediate storage of waste of the enterprises of technical service of agriculture».
Discussion. The obtained graphical dependence of the total time of moving waste from storage positions to the location of the intermediate storage for waste collection.
Conclusion. The method of determining the number of intermediate containers and their optimal placement on the territory of the enterprise, based on economic and geometric patterns. The method is implemented as a computer program to determine points of optimal location of intermediate containers in the process of waste collection. The program allows you to change the coordinates of one or many intermediate containers and determine the total costs of employees time spent on the movement of waste from maintenance workstations (sites) to the intermediate container.
Keywords: maintenance, operating repair, lean manufacturing, non-production costs, resources, the types of losses, organization of technical service, posts, waste, the intermediate storage for waste collection, mathematical model, function, optimization, the annual economic effect.
Введение
На предприятиях технического сервиса, выполняющих техническое обслуживание и ремонт транспортных и технологических машин, большое количество времени затрачивается на операции, которые не добавляют ценность (не несут добавленной стоимости в услугах, работах, материалах) и являются, по сути, потерями для предприятия. Для устранения такого рода потерь была введена концепция «бережливого производства», основанная на устранении любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности (не являются важными) для конечного потребителя [1; 2].
Термин «бережливое производство» (lean manufacturing) был введен в научный оборот Джоном Крафчиком для обозначения базовых принципов организации производства в японской корпорации Toyota Motor (Toyota Production System, TPS) и быстро завоевал признание и популярность в профессиональной среде [3; 4].
Вице-президент Toyota Motor Тайити Оно выявил семь основных видов потерь - действий или затрат, не добавляющих ценности при осуществлении производственных и бизнес- процессов, которые перечислены ниже [5; 6]. Эти потери возможны не только на производственной линии, но и при разработке продукта, принятии заказов и в делопроизводстве [8].
Профессор Мичиганского университета Джеффри Лайкер, который наряду с Джимом Вумеком и Дэниелом Джонсом активно исследовал производственный опыт Toyota Motor, указал 8-й вид потерь (рис. 1) - нереализованный творческий потенциал сотрудников [9; 10].
Рисунок 1 - Виды потерь
Рассмотрим более подробно каждый вид потерь применительно к предприятиям технического сервиса.
1. Перепроизводство. Необоснованное увеличение мощности предприятия, избыточное оборудование, выполнение операций, на которые не поступало заказа, дублирование работ, излишнее согласование.
2. Ожидание (потери времени). Рабочие, которые находятся в ожидании очередной операции, инструмента, деталей и т. д. или просто сидят без работы из-за отсутствия деталей, задержек в ходе обработки, простоя оборудования и нехватки мощностей.
3. Лишняя транспортировка или перемещение материалов. Перемещение материалов, деталей и готовых изделий на склад и со склада.
4. Излишняя обработка. Ненужные операции при выполнении технического обслуживания и ремонта, а также потери, вызванные завышенными требованиями к качеству.
5. Избыток запасов. Излишние запасы запасных частей. Не эффективное использование оборудования, которое увеличивает время выполнения операций, ведет к повреждению деталей, затратам на транспортировку и хранение, задержкам и проволочкам.
6. Лишние передвижения. Все лишние движения, которые приходится делать работникам технического сервиса в процессе работы за счет неправильной организации рабочего места. Сюда же относится ходьба.
7. Дефекты и переделка. Некачественные техническое обслуживание и ремонт из-за низкого качества инструмента или непродуманного конструктивного решения, которые влекут за собой появление дефектов и ведут к потере времени и сил.
8. Нереализованный творческий потенциал сотрудников. Потери времени, идей, навыков, возможностей усовершенствования и приобретения опыта из-за невнимательного отношения к сотрудникам [1; 7].
Для идентификации видов потерь, возникающих при обращении с отходами при выполнении технического обслуживания и ремонта транспортных и технологических машин, рассмотрим пример замены отработанного моторного масла автомобиля (рис. 2). Слесарь производит много операций [11], но лишь немногие из них добавляют ценность, которая важна для потребителя.
В данном случае выявлено лишь шесть операций, которые добавляют ценность. Ряд других операций также необходим, хотя они не создают ценности.
Например, слесарь ожидает слива отработанного масла. Задача состоит в том, чтобы на операции, которые не добавляют изделию ценность, затрачивалось как
можно меньше времени. Для этого инструменты и детали должны подаваться, а контейнеры для сбора отходов находиться как можно ближе к постам.
Установка автомобиля на подъемник
Слесарь проходит 50 шагов к складу запасных частей, чтобы взять новое масло и масляный фильтр
Слесарь проходит 50 шагов, возвращаясь к автомобилю
Слесарь проходит 5 шагов, чтобы взять инструмент
Кладовщик подбирает необходимое масло и масляный фильтр
Слесарь берет инструмент
Слесарь проходит 5 шагов, возвращаясь к автомобилю, и кладет инструмент Слесарь откручивает пробку картера Слесарь подставляет поддон для слива отработанного масла
р
Слесарь откручивает старый масляный фильтр
Слесарь устанавливает новый масляный фильтр
Слесарь ожидает слива из отверстия в картере отработанного масла
Слесарь берет новый масляный фильтр и достает его из упаковки
Слесарь закручивает пробку картера
Слесарь берет канистру с маслом
Слесарь заливает новое масло
Слесарь проходит 5 шагов и кладет инструмент на свое место Слесарь проходит 5 шагов к автомобилю и собирает старый масляный фильтр, упаковку от нового масляного фильтра, канистру от масла
Слесарь проходит 10 шагов к контейнеру с отходами и выбрасывает старый масляный филь тр, упаковку от нового масляного фильтра и канистру от масла
Слесарь проходит 10 шагов к автомобилю и забирает поддон с отработанным маслом
Слесарь проходит 70 шагов и сливает с поддона отработанное масло в емкость для сбора отработанного масла Слесарь проходит 70 шагов к автомобилю и спускает его с подъемника
Рисунок 2 - Потери, возникающие при замене на автомобиле отработанного масла (полужирным выделены операции, добавляющие ценность)
Решением вопросов снижения затрат рабочего времени на предприятиях технического сервиса занимались Гандина Н. М., Разумов И. М., Улиц-кая И. М. [12; 13; 14]. Однако в предложенных методиках отсутствует учет времени при обращении с отходами. В процессе выполнения технического обслуживания и ремонта транспортных и технологических машин достаточно много времени уходит на перемещение отходов от постов к накопителям для сбора отходов.
Из представленного примера видно, что потери, возникающие при обращении с отходами, относятся к потерям на передвижение и перемещение. Для решения данных видов потерь предлагается использовать промежуточные накопители для сбора от-
ходов, которые позволят минимизировать перемещение сотрудников предприятий технического сервиса и, соответственно, снизить экономические затраты предприятия, повысить производительность и эффективность сотрудников.
Материалы и методы
Для теоретического обоснования целесообразности использования промежуточных накопителей, а также для оптимизации их расположения в пределах предприятия, разработана математическая модель [15; 16] перемещения сотрудников предприятия при перемещении отходов.
В основе модели лежат экономические и геометрические закономерности. Экономические закономерности позволяют связать количество
промежуточных накопителей и координаты их расположения с годовым экономическим эффектом в пределах предприятия. Геометрические закономерности позволяют связать координаты расположения промежуточных накопителей с планировкой помещений предприятия и возможными траекториями движения сотрудников при перемещении отходов.
Для полноты модели будем далее рассматривать отходы шести типов:
- лом черных металлов (индекс 1);
- лом цветных металлов (индекс 2);
- отработанное масло (индекс 3);
- шины и резинотехнические изделия (индекс 4);
- свинец и электролит аккумуляторов (индекс 5);
- легкие отходы (пластик, дерево, бумага) (индекс 6) [17].
Годовой экономический эффект E от внедрения промежуточных накопителей можно рассчитать по формуле:
Е = С - С - N ■ С (1)
^ ^ ПО ^ ПН ПН ^1ПН' (1)
где Cпo и Cпн - затраты на перемещение отходов, соответственно, без использования и с использованием промежуточных накопителей; Nпн - количество промежуточных накопителей; Cшн - закупочная и эксплуатационная стоимость одного промежуточного накопителя, приведенная к интервалу 1 год.
Затраты на перемещение отходов определяются преимущественно потерей времени сотрудников:
е
с =1 к = S по
C ПО 1ПОК
K,
(2)
где tпo - суммарное годовое время перемещения отходов от постов до наружного накопителя; K -тарифный коэффициент оплаты времени сотрудников; Sпo - суммарное расстояние по перемещению отходов от постов предприятия до наружного накопителя; vпo - средняя скорость движения сотрудника при перемещении отходов.
Расписывая Sпo через отдельные расстояния и приводя к ежесменным перемещениям, получим:
■■' П
Z sn
C = N N —
^ПО 1УРД1УСМ
K
(3)
где ^д - количество рабочих дней в году; Жсм -количество смен в сутки; N1 - количество постов;
ггП ^НК
Si - расстояние от /-го поста до наружного накопителя.
Учитывая, что отходы могут быть шести основных типов, необходимо в последнюю формулу добавить суммирование по типам отходов:
No Nп
ZZ еЛ
C = N N
^ПО РД СМ
j=1 i=1
K
(4)
где j - тип отхода (индекс от 1 до 6); N0 - количество типов отходов; е^ - коэффициент наличия отхода типа j на посту /.
В случае использования промежуточного накопителя затраты на перемещение отходов определяются по аналогичной формуле:
C = N N K
^ПН РД СМ
( No Nn
Z Z eS
j=i ¡=1
Л
S П
(5)
гтЯН^НН
где - расстояние от промежуточного до
наружного накопителей; упн - скорость перемещения отходов из промежуточного в наружный накопитель (либо промежуточного накопителя как целое), которая в общем случае меньше скорости перемещения отходов с отдельных постов.
Таким образом, формула для годового экономического эффекта (1) может быть записана в следующем виде:
{ N
E = N рд NcM IK
Z sn
No Nn
Z Z ejSn ^
j=1 i=1
Л
- NПн ■ СШн. (6)
Для выбора оптимального количества промежуточных накопителей и их расположения годовой экономический эффект Е необходимо рассматривать как функцию от количества накопителей ^ и их координат Хк, ук на территории предприятия: Е(^Н, хк, Ук ) =
Z sn
>П —НН i=1_ j=1 ¡=1
"О "П
Z Z ej,sn-ПН X, Ук)
= N рд NcM K
~ NnH ' С1ПН ■ (7)
Задача оптимизации количества и расположения промежуточных накопителей может быть записана аналитически в следующем виде:
E(NH, xk, Ук) — max ^ NH, xk, Ук ■ (8) Результаты Основную сложность при решении задачи оптимизации составляет учет реальной планировки предприятия, от которой зависит расположение постов и, соответственно, будет зависеть оптимальное
v
ПО
+
v
v
no
ПН
s
i=1
v
v
v
ПО
ПО
ПН
v
ПО
s
v
v
v
no
no
ПН
v
ПО
расположение промежуточных накопителей. Для учета реальной планировки предприятия целесообразно использовать компьютерное моделирование, а оптимизацию функции Е (Ык, Хк, ук) производить методами полного перебора вариантов или стохастическими методами Монте-Карло [18; 19].
Количество промежуточных накопителей и алгоритм их оптимального размещения зависят от
величины предприятия технического сервиса. Для охвата всех возможных вариантов далее рассмотрены малые (до 5 машиномест), средние (от 5 до 20 машиномест) и крупные (от 20 до 50 машиномест) предприятия технического сервиса. Оптимизация количества и расположения промежуточных накопителей производится по следующему алгоритму (рисунок 4) [16].
I Ввод /_ данных Г
^Hmin, -Ninax ^min, Xmax, У-Л» Уmax,
Eb = 0
: n = 1...100000)
Nh = [Nnmin + + i'1(NHmax - «Нш„)]
xk xkmin+
+F2 (Xkmax _ yk = ykmin+
+F3 (ykmax — ykmin) \
Считывание схемы предприятия (изображение в формате BMP)
Начальное задание диапазонов поиска
ГНачальное значение ' I наилучшего критерия
Случайная генерация количества промежуточных накопителей Nh
Случайная генерация координат промежуточных накопителей xk yk
ГРасчет критерия ' I оптимизации
NHb = Nh;
xkb = xk;
ykb = y k
Г Запоминание ' I наилучших значений
1
/Вывод /
Nm,, /-
xkЬ, УкЬ I
-у-1
^ Останов ^
Вывод
оптимальных количества НК и их координат
Рисунок 4 - Схема алгоритма поиска оптимального количества Ын и расположения Хк, ук
промежуточных контейнеров
Для реализации предложенного математического аппарата была разработана компьютерная программа «Программа для оптимизации размещения расположения промежуточных накопителей для отходов предприятий технического сервиса АПК» на языке Object Pascal в системе программирования Borland Delphi 7 [20; 21; 22; 23].
Программа предназначена для определения точек оптимального расположения промежуточных накопителей для сбора отходов на карте помещений предприятий технического сервиса АПК. Программа применима для предприятий технического сервиса с произвольной планировкой помещений. Она позволяет варьировать координаты одного или не-
Н
скольких промежуточных накопителей и определять суммарные затраты времени работников на перемещение отходов технического сервиса от рабочих постов до промежуточного накопителя и от последнего до наружного накопителя. В процессе
работы программа выводит на экран карту помещений предприятия, точки расположения мест сбора отходов на постах, промежуточного и наружного накопителей, а также траектории движения рабочих в процессе перемещения отходов (рисунок 5).
Рисунок 5 - Форма вывода результатов оптимизации в разработанной программе: квадратами малого размера отмечены точки сбора отходов на постах; квадратами большого размера - промежуточный и наружный накопители для отходов; толстыми линиями - траектории движения работников
Малые предприятия технического сервиса обычно обслуживают одновременно от 2 до 5 транспортных средств. Так как площадь предприятия невелика, сотрудники за несколько шагов перемещаются между постами и машиноместами, и перемещение отходов не требует серьезных затрат времени. В то же время на малых предприятиях ТС целесообразно использование одного промежуточного накопителя, что позволяет получить ощутимый экономический эффект. Также это позволяет регулярно очищать рабочие места сотрудников от отходов, не накапливая их в течение рабочего дня и перемещая их в наружный накопитель в конце рабочего дня, а перемещая отходы в промежуточный накопитель по мере их образования.
Для примера рассмотрим типовое малое предприятие ТС (рисунок 3). На данном предприятии отходы образуются преимущественно на семи постах (обозначены квадратами малого размера).
Если не использовать промежуточный накопитель, сотрудникам предприятия пришлось бы в конце каждого рабочего дня перемещать отходы с постов в наружный накопитель (обозначен квадра-
том большого размера вне предприятия). При этом суммарный путь перемещения отходов был бы довольно значительным, а посты постепенно захламлялись бы отходами в течение рабочего дня.
В случае использования промежуточного контейнера в течение рабочего дня сотрудники перемещают отходы до промежуточного накопителя, что позволит снизить суммарное расстояние перемещения и удалять отходы с постов по мере их образования. В конце рабочего дня достаточно одного сотрудника и минимального перемещения, чтобы переместить промежуточный накопитель к наружному накопителю и выгрузить отходы.
Нецелесообразно размещение промежуточного накопителя как вдали (рисунок 6, а) так и вблизи (рисунок 6, б) от наружного накопителя. В первом случае массивный промежуточный накопитель придется перемещать на большое расстояние до наружного, что потребуется значительных затрат усилий и времени. Во втором случае промежуточный накопитель, близко расположенный к наружному накопителю, потребует практически таких же перемещений сотрудников, что и до наружного накопителя.
Рисунок 6 - Варианты размещения промежуточного накопителя для сбора отходов (большой квадрат внутри помещения) на малом предприятии технического сервиса АПК: а - вдали от выхода (у = 0 м); б - вблизи от выхода (у = 10 м); в - оптимальное расположение (у = 6 м)
Поэтому есть определенное оптимальное расположение промежуточного накопителя внутри предприятия (рисунок 6, в), при котором минимальны как суммарное расстояние от постов до промежуточного накопителя, так и расстояние от промежуточного до наружного накопителей.
Обсуждение В приведенном примере предприятия ТС промежуточный накопитель может располагаться на прямой, параллельной смотровым ямам (вдоль координаты у). Поэтому расположение промежу-
точного накопителя можно задать одной переменной упн. С помощью разработанной модели рассчитано суммарное время перемещения отходов сотрудниками предприятия за одну смену tc при различной координате у промежуточного накопителя (рисунок 7).
Зависимость ^(упн) имеет выраженный минимум, соответствующий координате 5,5...6,2 м. В случае расположения промежуточного накопителя в данном месте время перемещения отходов снижается с 27,4 до 23,8 минут (на 15 %).
б
а
в
1с?
мин.
26
24
22
.Упн, м
Рисунок 7 - Зависимость общего времени перемещения отходов tc от координаты промежуточного накопителя упн
Заключение
1. Разработана математическая модель оптимизации размещения промежуточных накопителей на территории предприятий технического сервиса АПК. Данная методика может использоваться для оптимизации размещения промежуточных накопителей на малых, средних и крупных предприятиях.
2. На основе представленного алгоритма построен программный комплекс для моделирования траекторий движения накопителей с отходами, образующихся от эксплуатации транспортных и технологических машин, по территории предприятия. Комплекс позволяет на реальных участках моделировать движение отходов как от постов до промежуточного накопителя, так и от промежуточного до наружного накопителей и осуществлять варьирование такими параметрами, как координаты одного или нескольких промежуточных накопителей и определять суммарные затраты времени работников на перемещение отходов.
3. На примере малого предприятия технического сервиса показано оптимальное расположение промежуточного накопителя внутри предприятия, при котором минимальны как суммарное расстояние от постов до промежуточного накопителя, так и расстояние от промежуточного до наружного накопителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бережливое производство: виды потерь / Википедия. Свободная энциклопедия // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki (дата обращения: 03.05.2017).
2. Krafcik J. F. Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review. 1988, pp. 41-52.
3. ГОСТ Р 56020. Бережливое производство. Основные положения и словарь [Текст]. М. : Стан-дартинформ, 2014. 33 с.
4. Луйстер Т., Теплинг Д. Бережливое производство: от слов к делу / Пер. с англ. А. Л. Раскина; Под науч. ред. В. В. Брагина. М. : РИА «Стандарты и качество», 2008. 132 с.
5. Ohno Taiichi Toyota production system: beyond large-scale production. Cambridge, MA: Productivity Press, 1988, 176 p.
6. Майкл Л. Джордж. «Бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 402 с.
7. Anass Cherrafi, Said Elfezazi, Andrea Chiarini The integration of lean manufacturing, Six Sigma and sustainability: A literature review and future research directions for developing a specific model // Journal of Cleaner Production. 2016, Vol. 139, P. 828-846.
8. Джефри Лайкер. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 402 с.
9. Давыдова Н. С. Бережливое производство : монография. Ижевск, Изд-во Института экономики и управления, ГОУВПО «УдГУ», 2012. 138 с.
10. Вумек Джеймс, Дэниел Джонс. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании, М. : Альпина Паблишер, 2014. 472 с.
11. Кузнецов Е. С., Болдин А. П., Власов В. М. и др. Техническая эксплуатация автомобилей [Текст] : учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и до-полн. М. : Наука, 2001. 535 с.
12. Разумов И. М., Смирнов С. В., Глаголева Л. А. Научная организация труда в машиностроении [Текст] : учеб. пособие. Под ред.: И. М. Разумо-ва, С. В. Смирнова. М. : Высш. шк., 1978. 344 с.
13. Гандина Н. М. Экономика и нормирование труда [Текст] : учеб. пособие. И. : Изд-во ИГЭА, 2004. 236 с.
14. Улицкая И. М. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях транспорта [Текст] : учебник для вузов. М. : Горячая линия -Телеком, 2005. 385 с.
15. Зарубин В. С. Математическое моделирование в технике [Текст] : учебник для студентов высших технических учебных заведений. Изд. 3-е. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. 496 с.
16. Лесин В. В., Лисовец Ю. П. Основы методов оптимизации [Текст] : учебное пособие. 3-е изд., испр. СПб. : Лань, 2011. 340 с.
17. Пухов Е. В. Совершенствование системы утилизации отходов предприятий технического сервиса транспортных и технологических машин АПК [Текст] : дис. на соиск. учен. степ. док. тех. наук
(05.20.03); ФГБОУ ВПО ВГЛТА. Воронеж, 2013. 293 с.
18. Ермаков С. М. Метод Монте-Карло и смежные вопросы [Текст]. М. : Наука, 1975. 472 с.
19. Макконнелл Дж. Основы современных алгоритмов [Текст]. М. : Техносфера, 2004. 368 с.
20. Фаронов В. В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня [Текст] : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2010. 639 с.
21. Борисов С. В., Комалов С. С., Серебрякова И. Л. и др. Введение в среду визуального программирования Delphi [Текст] : Методические указания. Ч. 1 / Под ред. Б. Г. Трусова. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. 65 с.
22. Борисов С. В., Комалов С. С., Серебрякова И. Л. и др. Введение в среду визуального программирования Delphi [Текст] : Методические указания. Ч. 2 / Под ред. Б. Г. Трусова. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. 96 с.
23. Борисов С. В., Комалов С. С., Серебрякова И. Л. и др. Введение в среду визуального программирования Delphi [Текст] : Методические указания. Ч. 3 / Под ред. Б. Г. Трусова. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. 79 с.
REFERENCES
1. Berezhlivoe proizvodstvo: vidy poter' / Vi-kipediya. Svobodnaya enysiklopediya [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://ru.wikipedia.org/wiki (May 03, 2017).
2. Krafcik J. F. Triumph of the Lean Production System, Sloan Management Review, 1988, pp. 41-52.
3. GOST R 56020. Berezhlivoe proizvodstvo. Osnovnie polozheniya I slovar' (Lean manufacturing. Basic provisions and dictionary), Moscow : Standartin-form, 2014, 33 p.
4. Luyster T., Tipling D. Berezhlivoe proizvodstvo: ot slov k delu (Lean production: from words to deeds), Moskow : RIA «Standarty i kachestvo», 2008, 132 p.
5. Ohno Taiichi Toyota production system: beyond large-scale production. Cambridge, MA: Productivity Press, 1988, 176 p.
6. Maykl L. Dzhordzh, «Berezhlivoe proizvodstvo + shest' sigm» v sfere uslug: Kak skorost' be-rezhlivogo proizvodstva i kachestvo shesti sigm po-mogayt sovershenstvovaniy biznesa («Lean production + six sigma» in the service sector: As the speed of lean manufacturing and quality six Sigma help to improve business), Moskow : Al'pina Biznes Buks, 2005, 402 p.
7. Anass Cherrafi, Said Elfezazi, Andrea Chia-rini, The integration of lean manufacturing, Six Sigma and sustainability: A literature review and future re-
search directions for developing a specific model, Journal of Cleaner Production. 2016, Vol. 139, pp.828-846.
8. Dzhefry Laiker. Dao Toyota: 14 principov menedzhmenta vedushey kompanii mira (Dao Toyota: 14 management principles leading companies of the world), Moskow : Al'pina Biznes Buks, 2005, 402 p.
9. Davydova N. S. Berezhlivoe proizvodstvo (Lean production), monografiya, Izhevsk, Izdatel'stvo Instituta economiki i upravlenia, GOUVPO «UdGU», 2012,138 p.
10. Womak James, Daniel Jones, Berezhlivoe proizvodstvo. Kak izbavit'sya ot poter' i dobit'sya protsvetaniya vashey kompanii (Lean manufacturing. How to get rid of losses and to achieve prosperity of your company), Moskow : Al'pina Pablisher, 2014, 472 p.
11. Kuznetsov E. S., Boldin A. P., Vlasov V. M.
Tehnicheskaya ekspluataciya avtomobiley (Technical maintenance of vehicles), Moskow : Nauka, 2001, 535 p.
12. Razumov I. M., Smirnov S. V., Glagole-
va L. A., Nauchnaya organizaciya truda v mashino-strouenii (The Scientific organization of labor in machine building), Moscow : Vysshaya shkola, 1978, 344 p.
13. Gendina N. M. Ekonomika i normirovanie truda (Economics and labor regulation), Irkutsk : Iz-datelstvo IGEA, 2004, 236 p.
14. Ulitskaya I. M. Organizaciya, nirmirovanie i oplata truda na predpriyatiyah transporta (Organization, regulation and remuneration in transport), Mos-kow : Goryachaya liniya - Telecom, 2005, 385 p.
15 Zarubin V. S. Matematicheskoe modeli-rovaniye v tehnike (Mathematical modeling in engineering), Moscow : Izdatelstvo MGTU im. N. Uh. Baumana, 2010, 496 p.
16 Lesin V. V., Lisovets J. P. Osnovy metodov optimizacii (Fundamentals of optimization techniques), Saint-Petersburg : Lan', 2011, 340 p.
17. Pukhov E. V. Sovershenstvovanie sistemy uti-lizacii othodov predpriyatii tehnicheskogo servisa transportnyh i tehnologicheskyh mashin APK. (Improving waste management systems of the enterprises of technical service of transport and technological machines AIC), Diss. dokt. tehnich. nauk. Voronezh, 2013, 293 p.
18. Ermakov S. M. MetodMonte-Karlo i smezh-nye voprosy (Monte-Carlo and related matters), Moskow : Nauka, 1975, 472 p.
19. Makkonell Dzh. Osnovy sovremennyh algo-ritmov (Foundations of modern algorithms), Moskow : Tehnosfera, 2004, 368 p.
20. Faronov V. V., Delphi. Programmirovanie na yazyke vysokogo urovnya (Delphi. Programming in high level language), Saint-Petersburg: Piter, 2010, 639 p.
21. Borisov S. V., Kamalov S. S., Serebryako-va I. L., Vvedenye v sredu vizual'nogo programmiro-vaniya Delphi (Introduction to the environment of visual programming Delphi), Part 1, Moscow : Izdatelstvo MGTU im. N. Uh. Baumana, 2007, 65 p.
22. Borisov S. V., Kamalov S. S., Serebryako-va I. L., Vvedenye v sredu vizual'nogo programmiro-vaniya Delphi (Introduction to the environment of visu-
al programming Delphi), Part 2, Moscow : Izdatelstvo MGTU im. N. Uh. Baumana, 2007, 96 p.
23. Borisov S. V., Kamalov S. S., Serebryako-va I. L., Vvedenye v sredu vizual'nogo programmiro-vaniya Delphi (Introduction to the environment of visual programming Delphi), Part 3, Moscow : Izdatelstvo MGTU im. N. Uh. Baumana, 2007, 79 p.
Дата поступления статьи в редакцию 17.04.2017, принята к публикации 15.06.2017.