Научная статья на тему 'Результаты маркетингового и художественно-конструктивного анализа верхней одежды для беременных женщин'

Результаты маркетингового и художественно-конструктивного анализа верхней одежды для беременных женщин Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1110
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДЕЖДА ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ / STEP-АНАЛИЗ / СВОБОДНАЯ ПОСАДКА / ПАЛЬТО / КОНСТРУКЦИЯ / МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крюкова Наталья Александровна, Левцова Наталья Борисовна

В статье представлены результаты STEP-анализа развития российского рынка одежды для беременных и характеристика целевого покупателя одежды для беременных, а также приведены результаты художественно-конструктивного анализа верхней одежды для женщин, ожидающих ребенка. Обосновано использование системы «свободная посадка» для проектирования одежды пальтового ассортимента для беременных. Представлены результаты практических исследований проектирования верхней одежды для беременных с функцией «свободная посадка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крюкова Наталья Александровна, Левцова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF A MARKETING AND BELLES-AND-DESIGN ANALYSIS OF OUTER MATERNITY WEAR

The article presents the results of a STEP-analysis of the Russian maternity wear market, outlines the target audience characteristics, and provides the data obtained through the belles-and-design analysis of outer maternity wear. The authors dwell on the results of the empirical research carried out to substantiate the priority of the loose-fitting design in maternity overcoat stock.

Текст научной работы на тему «Результаты маркетингового и художественно-конструктивного анализа верхней одежды для беременных женщин»

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

УДК 687.016 DOI: 10.12737/2543

РЕЗУЛЬТАТЫ МАРКЕТИНГОВОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТИВНОГО АНАЛИЗА ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Крюкова Наталья Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством и технологий в сервисе, natalakrukova@yandex.ru,

Левцова Наталья Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления качеством и технологий в сервисе, kaf tiko@tolqas.ru

ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», г. Тольятти, Российская Федерация

В статье представлены результаты $ТЕР-анализа развития российского рынка одежды для беременных и характеристика целевого покупателя одежды для беременных, а также приведены результаты художественно-конструктивного анализа верхней одежды для женщин, ожидающих ребенка. Обосновано использование системы «свободная посадка» для проектирования одежды пальтового ассортимента для беременных. Представлены результаты практических исследований проектирования верхней одежды для беременных с функцией «свободная посадка».

Ключевые слова: одежда для беременных, $ТЕР-анализ, свободная посадка, пальто, конструкция, морфологическая трансформация.

Долгое время сегмент женской одежды для беременных был мало востребованным. До середины 1990-х даже в Европе производство одежды для беременных было недостаточно развито, и назвать одежду для беременных «модной» можно было с натяжкой, т.к. она была скорее функциональной. С середины 2000-х годов сегмент одежды для беременных хотя и с небольшим отставанием, но стал развиваться по сценарию развития рынка одежды в целом. Возросший интерес к одежде для беременных привел к тому, что ассортимент предлагаемых товаров в этом сегменте постепенно расширяется, охватывая все сезоны и жизненные ситуации применения: повседневная одежда, домашняя одежда, спортивная одежда, нарядная одежда и пр.

На основе STEP-анализа, одного из методов маркетинговых исследований, выявлены социальные, технологические, экономические и политические факторы, влияющие на развитие современного российского рынка одежды для беременных (таблица 1).

Таблица 1 - БТБР-анализ развития российского рынка одежды для беременных

Социальные факторы Технологические факторы

- Уровень рождаемости - Возраст рожающих - Активный образ жизни беременной - Следование модным тенденциям - Подражание поведению и образу жизни беременных знаменитостей - Ценность товаров недолговременного пользования - Желание иметь двух и более детей - Общее развитие потребительской культуры - Появление производителей и фирм, специализирующихся на одежде для беременных - Возможность пошива моделей одежды, приспособленных к телу беременной - Использование материалов и тканей со специальными свойствами (микрофибра, лайкра и т.п.) - Влияние Интернета (онлайн-покупки) - Патентование технологий, защита интеллектуальной собственности - Одежда с функцией easy fit (свободная посадка)

Политические факторы Экономические факторы

- Правительственная политика - Программа поддержки материнства - Экономическая ситуация (ВВП) - Вступление России в ВТО - Платежеспособный спрос главных потребителей - Повышение уровня благосостояния - Специфика производства

Проведенные маркетинговые исследования показали, что, несмотря на сравнительно небольшое количество производителей одежды для беременных, на этом рынке наблюдается высокая конкуренция, которая способствует развитию и дифференциации рынка. Производители одежды для беременных используют различные концепции коллекций, предназначенных для разных целевых аудиторий (дифференциация происходит по ценовому сегменту, возрасту потребителей и т.д.), полностью отвечающих сезону и моде. И если в начале 1990-х большинство женщин рожали детей в возрасте до 25 лет, то сегодня 75% будущих рожениц - это женщины 25-35 лет. Соответственно, изменились предпочтения в одежде. В таблице 2 представлена характеристика целевого покупателя одежды для беременных в зависимости от его возраста, экономического положения и образа жизни.

Основной проблемой, характерной для рынка одежды для беременных, остается неготовность беременных женщин активно тратиться на предметы одежды, которые, как им кажется, послужат очень короткий промежуток времени. В большей степени это относится к верхней одежде пальтового ассортимента, которую, во-первых, женщинам, ожидающим ребенка порой все так же трудно подобрать. Во-вторых, пальто, куртки и т. п. для беременных нередко приходится приобретать лишь на один сезон. И далеко не все будущие мамы готовы сделать серьезные вложения, зная, что срок пользования верхней одеждой будет весьма непродолжительным. В связи с этим многие даже планируют беременность таким образом, чтобы последние месяцы приходились на летний сезон.

Таблица 2 - Характеристика целевого покупателя одежды для беременных

Ценовой сегмент Высокий и средний Средний и низкий

Возраст 20-28 лет 29-40 лет 18-29 лет 30-45 лет

Экономическое высокий достаток, высокий, средний средний и низкий средний и низкий

положение готовность тратиться ценовые сегменты уровень достатка уровень достатка

Образ жизни активный; активный; активный активный

нелегко отказаться обычно бинес- (работающие (работающие

от фасонов, вумен; женщины) или женщины) или

которые были конкретно знают, пассивный (в пассивный (в

доступны до беременности, не чего хотят декрете) декрете)

хотят терять статус,

следят за

тенденциями моды

Условия покупок тратят много тратят мало тратят много тратят мало

времени на походы времени на походы времени на поиски времени на походы

по магазинам, по магазинам; подходящего по магазинам;

тщательно приходят за варианта; приходят за

выбирают товары, конкретным сравнивают конкретным

оценивают товаром, не большое товаром,

брендовые товары, обращают количество сравнивают цены,

готовы на внимания на советы предложенных не готовы много

эксперименты и вариантов; не тратить, но если

нестандартные готовы много уверены, что это им

решения тратить, но поддаются импульсам и убеждениям нужно, оставляют значительную сумму в магазине

Проведенный анализ ассортимента верхней одежды и анализ потребительских предпочтений женщин, ожидающих ребенка, позволил выделить следующие варианты верхней одежды пальтового ассортимента для беременных:

- первый вариант: верхняя одежда (пальто, шуба, куртка), созданная специально на период беременности, предусматривающая максимальное удобство для растущего живота и груди. Такой вариант верхней зимней и демисезонной одежды для беременных не является экономичным, поскольку после родов надеть такую одежду можно будет только в случае повторной беременности;

- второй вариант: верхняя одежда (пальто) расширенного силуэта, не созданная специально для периода беременности и являющаяся, по сути, безразмерной, пригодной для использования в до- и послеродовый период. К недостаткам такого варианта можно отнести то, что из-за большого живота такое пальто будет подниматься и пропускать под себя холодный воздух;

- третий вариант: верхняя одежда (куртка или пальто-пуховик) спортивного стиля, не созданная специально для периода беременности, имеющая объемную форму, удобную

для растущего живота и защищающую от холодного ветра. Данный вариант является функциональным и пригоден для использования в до- и послеродовый период, но не всегда отвечает требованиям эстетичности.

Таким образом, проведенный анализ ассортимента верхней одежды для беременных, представленного на российском рынке, показал, что вопрос о производстве недорогой и качественной одежды пальтового ассортимента остается по-прежнему актуальным.

Обоснованным представляется проектирование одежды пальтового ассортимента с системой посадки «loose fit» (свободная посадка), которую практикует ряд производителей одежды платьево-блузочного ассортимента для беременных.

Система «loose fit» за счет использования различных методов трансформации позволяет проектировать модели, которые можно носить как на разных этапах срока беременности, так и после беременности. Универсальные модели привлекают категорию потребителей, сомневающихся в целесообразности приобретения специальных изделий на холодное время года. Кроме того, создавая верхнюю одежду с системой посадки «loose fit», можно реализовать требования не только к комфортности и удобству, но и к эстетическим свойствам моделей, что является важным для беременных женщин большинства целевых групп.

Проектирование моделей пальто с функцией «loose fit» позволяет повысить их универсальность, расширив функциональные возможности, а также, продлив сроки активной носки, сократить расходы на приобретение, что является актуальным для беременных женщин отдельных целевых групп.

Таким образом, объектом проектирования явилось женское демисезонное пальто. Цель исследования заключалась в разработке и исследовании методов морфологической трансформации, направленных на создание эргономичных, эстетичных и экономичных моделей демисезонного пальто для беременных женщин и женщин в до- и послеродовый период, т. е. моделей пальто с системой посадки «loose fit».

На первом этапе исследования проведен антропометрический анализ фигур беременных женщин и составлена сравнительная характеристика измерений фигуры женщины на различных сроках беременности. В результате анализа выявлены следующие видимые отклонения величин размерных признаков: резко увеличивается обхват талии (живота) - связано с внутриутробным развитием плода; изменяются балансовые точки -фигура беременной становится перегибистой и отклоненной назад, в связи с этим увеличивается Дтп11 и Вг11, уменьшается Дтс11.

Проведенный анализ моделей-аналогов позволил выбрать силуэтную форму пальто, которая может быть адаптирована к фигуре беременной женщины младшей возрастной группы и в которой найдут отражения направления моды.

Разработан эскизный проект и построены чертежи модельных конструкций женских демисезонных пальто, трансформация внешнего вида которых, их ширин и длин предполагается за счет использования различных конструкторско-технологических приемов: складки, молнии, добавление или отсоединение отдельных деталей, овальный силуэт. Предлагаемые модели женских демисезонных пальто (рис. 1-2) можно использовать на различных сроках беременности, до нее и после нее.

Свободная посадка «loose fit» женского демисезонного пальто (модель 1) реализуется за счет увеличения объема изделия при раскрытии горизонтально расположенных складок на полочке. При увеличении обхвата на следующем сроке беременности застежки-молнии расстегиваются и складки раскрываются, что увеличивает объем пальто в области груди и живота на нужный размер и обеспечивает соответствие размеров пальто размерным признакам, имеющим наибольшие отклонения у фигуры беременной женщины по сравнению с фигурой женщины до беременности.

Рисунок 1 - Модельная конструкция и готовый образец женского демисезонного пальто

(модель 1) с системой посадки «loose fit»

Рисунок 2 - Модельная конструкция и готовый образец женского демисезонного пальто

(модель 2) с системой посадки «loose fit»

Свободная посадка «loose fit» женского демисезонного пальто (модель 2) реализуется за счет использования двух съемных центральных частей полочки, присоединяемых к боковым частям полочки с помощью застежки-молнии. При увеличении размеров фигуры на следующем сроке беременности съемная деталь гладкой формы заменяется съемной деталью складчатой формы, имеющей защипы, раскрывающиеся в соответствии с увеличением обхвата живота.

Таким образом, использование системы посадки «loose fit» с различными вариантами трансформации при проектировании пальтового ассортимента одежды для женщин, ожидающих ребенка, дает возможность создавать удобные и практичные в носке модели женских пальто, соответствующие современным направлениям моды, что привлечет внимание к данному ассортименту и позволит использовать изделия как на различных сроках беременности, так и в послеродовый период.

Литература

1. Крюкова, Н.А. Выбор и обоснование исходной информации для проектирования трансформируемой одежды для беременных женщин / Н.А. Крюкова, Ю.П. Зорина // Наука - промышленности и сервису: материалы Пятой международной научно-практической конференции, Т.11, №5. - Тольятти: ПВГУС, 2010. - С. 169-174.

2. Крюкова, Н.А. Маркетинговые исследования влияния биосоциальных признаков беременных женщин на требования к одежде / Н.А. Крюкова, Ю.П. Зорина // Наука - промышленности и сервису: материалы Третьей международной научно-практической конференции. - Тольятти: ПВГУС, 2008.

3. Бикбулатова, А.А. Анализ свойств материалов лечебно-профилактической одежды для беременных / А. А. Бикбулатова // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 1. - С. 48-58.

4. Типовые фигуры беременных женщин. Величины размерных признаков для проектирования одежды. - М.: ОАО «ЦНИИШП», 2008.

5. Анисимова, А. Одежда для беременных. Рынок товаров для беременных ждет новых игроков / А. Анисимова // Текстильная промышленность. - 2010. - Т.1. - С. 58-61.

6. Козлова, Е.В. Разработка конструкций одежды для беременных женщин с учетом срока беременности / Е.В. Козлова, Н.В. Сытник // Швейная промышленность. -2006. - №6. - С. 43-47.

7. Анализ российского рынка одежды для беременных, 2012. [Электронный ресурс]: URL: http://freelance.ru/users/0lgaKubowsky/?work=1146708 (дата обращения: 18.01.2013).

THE RESULTS OF A MARKETING AND BELLES-AND-DESIGN ANALYSIS

OF OUTER MATERNITY WEAR

Kriukova Natal'ia Aleksandrovna, Candidate of Engineering, Associate Professor at the Department of Quality Control and Technologies in Service, Volga Region State University of Service, Togliatty, Russia, natalakrukova@yandex.ru,

Levtsova Natal'ia Borisovna, Candidate of Pedagogigs, Associate Professor at the Department of Quality Control and Technologies in Service, Volga Region State University of Service,

Togliatty, Russia, kaf_tiko@tolqas.ru

The article presents the results of a STEP-analysis of the Russian maternity wear market, outlines the target audience characteristics, and provides the data obtained through the bellesand-design analysis of outer maternity wear. The authors dwell on the results of the empirical

CTp. 11 H3 210

research carried out to substantiate the priority of the loose-fitting design in maternity overcoat stock.

Key words: maternity wear, STEP analysis, loose-fitting, overcoat, design, morphological transformation.

References

1. Kriukova, N.A. (2010). Vybor i obosnovanie iskhodnoi informatsii dlia proektirovaniia transformiruemoi odezhdy dlia beremennykh zhenshchin [On selection and validation of raw data in designing maternity convertibles]. Nauka - promyshlennosti i servisu: materialy Piatoi mezhdunarodnoi nauchno-orakticheskoi conferentsii, t.II, N5 [Scientific contribution to industry and service: proceedings of the 5th international research-to-practice conference, vol. II, N5]. Togliatty: PVGUS Publ., 2010.- pp. 169-174.

2. Kriukova, N.A. (2008). Marketingovye issledovaniia vliianiia biosotsial'nych priznakov beremennykh zhenshchin na trebovaniia k odezhde [Marketing research into the biosocial-maternity-characteristic-related wear requirements]. Nauka - promyshlennosti i servisu: materialy Tret'ei mezhdunarodnoi nauchno-orakticheskoi conferentsii [Scientific contribution to industry and service: proceedings of the 3rd international research-to-practice conference]. Togliatty: PVGUS Publ., 2008.

3. Bikbulatova, A.A. (2013). Analiz svoistv materialov lechebno-profilakticheskoi odezhdy dlia beremennykh [An analysis of the properties and behavior of materials used to produce therapeutical maternity wear]. Servis v Rossii i zarubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2013. - № 1. - pp. 48-58.

4. Standard Shapes of Pregnant Women. Measure Scales for Wear Design. Moscow: OAO TsNIIShP Publ., 2008.

5. Anisimova, A. (2010). Odezhda dlia beremennykh. Rynok tovarov dlia beremennykh zhdet novykh igrokov [Maternity wear. Maternity goods market welcomes new players]. Tekstil'naia promyshlennost' [Textile industry]. - 2010. - T.1. - pp. 58-61.

6. Kozlova, E.V. (2006). Razrabotka konstruktsii odezhdy dlia beremennykh zhenshchin s uchetom sroka beremennosti [Gestitational-age orientation in developing maternity wear designs]. Shveinaia promyshlennost' [Dress Goods Industry]. - 2006. - №6. - pp. 43-47.

7. Analiz rossiiskogo rynka odezhdy dlia beremennykh [An analysis of the Russiand maternity wear market]: URL: http://freelance.ru/users/OlgaKubowsky/?work=11467Q8 (Accessed on January, 18, 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.