Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДЕКОДИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДЕКОДИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логопедия / нарушения речи / дети с нарушениями речи / декодирование / недоразвитие речи / скрытый смысл / фразеология / русского языка / фразеологические единицы / младшие школьники / специфические речеязыковые трудности / логопедическое воздействие / логопедическая работа / logopedics / speech disorders / children with speech disorders / decoding / speech underdevelopment / hidden meaning / Russian phraseology / phraseological units / junior schoolchildren / specific language and speech disorders / logopedic intervention / logopedic work

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анна Алексеевна Алмазова, Татьяна Владимировна Петрова

В статье излагаются результаты, полученные в ходе исследования процессов формирования декодирующей способности младших школьников с общим недоразвитием речи. Предметом исследования является процесс восприятия и декодирования речевых высказываний. В качестве речевого материала учащимся предлагались коммуникативные единицы различного уровня сложности и объема, а именно предложения и тексты, в составе которых есть фразеологические обороты, которые стали индикаторами для выявления навыков распознавания скрытого смысла. Благодаря особым лингвистическим характеристикам фразеологические обороты являются средством развития не только навыков декодирования, но и формирования речемыслительной деятельности, активизации и расширения лексико-семантической компетенции учащихся, стимулируют познавательную деятельности и читательскую грамотность, повышают уровень интереса к чтению. На материале проведенного педагогического эксперимента характеризуются показатели несформированности умений декодирования языковых единиц, содержащих фразеологизмы, у рас-сматриваемой категории школьников, описывается содержание программы логопедического воздействия, осуще-ствленного по трем направлениям в соответствии со структурой процесса декодирования (по А. Р. Лурии): формирование восприятия внешней речи; формирование понимания значения общего высказывания; формирование умения семантически расшифровывать глубинный смысл текстового сообщения. Полученные результаты позволяют сделать выводы об эффективности разработанной методики, устраняющей специфические трудности, обусловленные десемантизированностью речевых сообщений, низким уровнем развития декодирующей способности, которая обеспечивает информационную переработку вариативной по уровню сложности речевой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Анна Алексеевна Алмазова, Татьяна Владимировна Петрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF LOGOPEDIC WORK AIMED AT FORMATION OF PHRASEOLOGICAL UNITS DECODING SKILLS IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article presents the results obtained during a study of the processes of formation of the decoding skills in junior schoolchildren with general speech underdevelopment. The object of the study is the process of perception and decoding of utterances. As experimental material, students were offered communicative units of various levels of complexity and volume, namely sentences and texts, which contain phraseological units, regarded as indicators for identification of the hidden meaning recognition skills. Due to spe-cial linguistic characteristics, phraseological units can develop not only skills of decoding, but also the formation of verbal-cognitive activity and the activization and expansion of lexico-semantic competence of students. They stimulate cognitive activity and reading literacy and increase the level of interest in reading. Based on the material of the conducted pedagogical experiment, the authors characterize the indicators of underdevelopment of the skills of de-coding language units containing phraseologisms by the category of school-children under consideration and de-scribe the content of the program of logopedic intervention carried out in three directions in accordance with the structure of the decoding process (ac-cording to A.R. Luria): formation of perception of external speech; formation of understanding of the meaning of a general utterance; formation of the skill of semantic decoding of the deeper meaning of a message. The results obtained allow the authors to draw conclusions about the effectiveness of the developed technique, which eliminates specific difficulties caused by the desemanticization of utterances and a low level of development of decoding skills which provide processing of speech information varying in complexity.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДЕКОДИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Специальное образование. 2023. № 3 (71). Special Education. 2023. No 3 (71).

УДК 376.37:373.31

ББК Ч457.024.3 ГРНТИ 14.29.29 Код ВАК5.8.3 (13.00.03)

Анна Алексеевна Алмазоваш Татьяна Владимировна Петрова2^

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДЕКОДИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1 Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, aa.almazova@mpgu.su, SPIN: 4324-5083

2 Школа N° 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова, Москва, Россия, homyakova.t.v@mail.ru, SPIN: 3135-6904

Аннотация. В статье излагаются результаты, полученные в ходе исследования процессов формирования декодирующей способности младших школьников с общим недоразвитием речи. Предметом исследования является процесс восприятия и декодирования речевых высказываний. В качестве речевого материала учащимся предлагались коммуникативные единицы различного уровня сложности и объема, а именно предложения и тексты, в составе которых есть фразео-

© Алмазова А. А., Петрова Т. В., 2023

Anna A. Almazova1^ Tat'yana V. Petrova2^

THE RESULTS OF LOGOPEDIC WORK AIMED AT FORMATION OF PHRASEOLOGICAL UNITS DECODING SKILLS

IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH SPEECH UNDERDEVELOPMENT

1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, aa.almazova@mpgu.su

2 School No. 1601 named after the Hero of the Soviet Union E.K.Lyutikov, Moscow, Russia, homyakova.t.v@mail.ru, SPIN: 31356904

Abstract. The article presents the results obtained during a study of the processes of formation of the decoding skills in junior schoolchildren with general speech underdevelopment. The object of the study is the process of perception and decoding of utterances. As experimental material, students were offered communicative units of various levels of complexity and volume, namely sentences and texts, which contain phraseological units, regarded as indicators for identification of the hidden

логические обороты, которые стали индикаторами для выявления навыков распознавания скрытого смысла. Благодаря особым лингвистическим характеристикам фразеологические обороты являются средством развития не только навыков декодирования, но и формирования речемысли-тельной деятельности, активизации и расширения лексико-семантической компетенции учашдхся, стимулируют познавательную деятельности и читательскую грамотность, повышают уровень интереса к чтению. На материале проведенного педагогического эксперимента характеризуются показатели несформированности умений декодирования языковых единиц, содержащих фразеологизмы, у рассматриваемой категории школьников, описывается содержание программы логопедического воздействия, осуществленного по трем направлениям в соответствии со структурой процесса декодирования (по А. Р. Лурии): формирование восприятия внешней речи; формирование понимания значения общего высказывания; формирование умения семантически расшифровывать глубинный смысл текстового сообщения. Полученные результаты позволяют сделать выводы об эффективности разработанной методики, устраняющей специфические трудности, обусловленные десемантизиро-ванностью речевых сообщений, низким уровнем развития декодирующей способности, которая обеспечивает информационную переработку вариативной по уровню сложности речевой информации.

Ключевые слова: логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, декодирование, недоразвитие речи, скрытый смысл, фразеология

meaning recognition skills. Due to special linguistic characteristics, phraseological units can develop not only skills of decoding, but also the formation of verbal-cognitive activity and the activization and expansion of lexico-semantic competence of students. They stimulate cognitive activity and reading literacy and increase the level of interest in reading. Based on the material of the conducted pedagogical experiment, the authors characterize the indicators of underdevelopment of the skills of decoding language units containing phra-seologisms by the category of schoolchildren under consideration and describe the content of the program of logopedic intervention carried out in three directions in accordance with the structure of the decoding process (according to A.R. Luria): formation of perception of external speech; formation of understanding of the meaning of a general utterance; formation of the skill of semantic decoding of the deeper meaning of a message. The results obtained allow the authors to draw conclusions about the effectiveness of the developed technique, which eliminates specific difficulties caused by the dese-manticization of utterances and a low level of development of decoding skills which provide processing of speech information varying in complexity.

Keywords: logopedics, speech disorders, children with speech disorders, decoding, speech underdevelopment, hidden meaning, Russian phraseology,

русского языка, фразеологические единицы, младшие школьники, специфические речеязыковые трудности, логопедическое воздействие, логопедическая работа.

Информация об авторах: Алмазо-ва Анна Алексеевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии, директор Института детства, Московский педагогический государственный университет; SPIN-код: 4324-5083; адрес: 119571, Россия, Москва, пр-т Вернадского, 88, email: aa.almazova@mpgu.su.

Петрова Татьяна Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ «Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютиковая» г. Москвы; SPIN-код: 31356904; адрес: 127220, Россия, Москва, Нижняя Масловка, 16, email: homya kova.t.v@mail.ru.

Для цитирования: Алмазова, А. А. Результаты логопедической работы по формированию умений декодирования фразеологических единиц младшими школьниками с недоразвитием речи / А. А. Алмазова, Т. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 3 (71). — С. 5-15.

Современная школа ставит перед собой глобальную и значимую задачу формирования думающего, образованного человека, который не только обладает знаниями, но и может применять их в своей жизни, реализовывать сформированные навыки на практике, уметь общаться и излагать свои мысли. В последнее время специалисты в области речи и речевой деятельности обращают внимание на проблемы формирования коммуникативных способ-

phraseological units, junior schoolchildren, specific language and speech disorders, logopedic intervention, logo-pedic work.

Author's information: Almazova Anna Alekseevna, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Logopedics, Director of the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia.

Petrova Tat'yana Vladimirovna, tea-cher-logopedist, GBOU School No. 1601 named after the Hero of the Soviet Union E.K. Lyutikov, Moscow, Russia.

For citation: Almazova, A. A., Petrova, T. V. (2023). The Results of Logopedic Work Aimed at Formation of Phraseological Units Decoding Skills in Junior Schoolchildren with Speech Underdevelopment. Special Education, 3(71), pp. 5-15. (In Russ.)

ностей детей младшего школьного возраста. У школьников обнаруживаются трудности не только в овладении письмом и чтением, но и ошибки в семантизации речевой продукции, декодировании и интерпретации текстов.

Смена в конце ХХ в. грамматического направления в методике обучения русскому языку на коммуникативное повлекла за собой изменение учебного приоритета: русский язык изучается в школе как средство общения,

задачи его освоения решаются в контексте развития личности ребенка (Б. Г. Горецкий, М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, Т. Г. Рамзаева и др.). При этом дети, составляющие особую категорию, — младшие школьники с общим недоразвитием речи — оказываются не способны к полноценному восприятию и продуцированию текстов, что связывается исследователями, в частности, с трудностями освоения продуктивных стратегий декодирования языковых единиц, затруднениями в семантизации лексических единиц разной структурной сложности и т. д. (А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Д. Бабина, А. С. Володина, Л. Б. Халилова, Ю. А. Шулейки-на и др.).

Предметом нашего исследования был выбран процесс рече-восприятия, в качестве единиц которого нами рассматривались предложение и текст, выступающие основными коммуникативно значимыми элементами языка [15; 16].

Исследовательская работа была нацелена на выявление у младших школьников с нарушениями речи специфических особенностей в декодировании скрытого смысла, расшифровки сообщений разной структурной сложности (предложение, текст) при наличии в них элементов непрямого выражения смысла, имплицитной информации, в том

числе передаваемой с помощью фразеологизмов. Акцент на использовании фразеологизмов в исследовательских целях был обусловлен их лингвистическими особенностями, а именно неизменным лексическим составом, константной структурированностью всех их языковых элементов.

Экспериментальную группу (ЭГ) составили 60 учащихся третьих классов общеобразовательной школы, обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе (вариант 5.1) и демонстрирующие III уровень речевого развития при общем недоразвитии речи (ОНР) по классификации Р. Е. Левиной (согласно заключению ПМПК и логопедической документации). Для получения достоверных данных исследования мы сформировали группу сопоставительного анализа (ГСА) из 30 учащихся в возрасте от 8 до 10 лет с нормальным речевым развитием.

По итогам оценки результатов выполнения школьниками двух серий заданий экспериментального исследования нами была осуществлена классификация специфических ошибок, характеризующих недостаточный уровень понимания и определения учащимися семантики языковых единиц со скрытым смыслом, трудности идентификации фразеологических еди-

ниц, неспособность к восстановлению их целостности, поверхностное восприятие информации, дефицитарность языковой рефлексии.

Проанализировав полученные в ходе констатирующего эксперимента данные и сопоставив выявленные трудности декодирования предложения и текста, мы определили ряд показателей, характеризующих специфику понимания сложных конструкций со скрытым смыслом младшими школьниками с ОНР, а именно:

• трудности ориентировки в содержании предложения, что влияет не только на декодирующую способность в рамках этой языковой единицы, но и значительно затрудняет понимание текстовых сообщений;

• трудности вычленения семантических связей и отношений, как на уровне предложения, так и на уровне текстов;

• ограниченность семантического пространства языка, обнаруживающую себя уже на уровне предложений, в составе которых есть фразеологизмы;

• дефицитарность распознавания скрытого смысла речевых сообщений как проявляющуюся на уровне предложения, так и выступающую наиболее отчетливо на уровне текста, где демонстрируется широкий диапазон ошибок и специфических трудностей.

С учетом полученных экспериментальных данных нами была разработана программа логопедического воздействия, которая позволяет осуществить постепенный переход от элементарных способов распознавания, выделения и декодирования предложений, содержащих неявно выраженный смысл, к закреплению навыков их использования с расширением диапазона вариативности и сложности их смыслового содержания при включении в тексты.

Программа включала в себя комплекс заданий и упражнений, выстроенный с учетом как принципов коррекционного воздействия (системности, индивидуализации, опоры на сохранные анализаторы и др.), так и базовых положений специальной методики обучения русскому языку (осознанности, внимания к языковой материи, опоры на семантико-функциональный подход к изучению языковых средств и др.).

Отдельное внимание мы уделили систематизации языкового материала и определению последовательности предъявляемых заданий и упражнений, разделив их на языковые и речевые (А. А. Ал-мазова, Г. В. Бабина, Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова, Л. Р. Давидович, К. В. Комаров и др.). Языковые упражнения предваряли речевые и являлись базой для их успешного выполнения (Г. И. Жа-ренкова, Л. А. Кроткова, А. К. Мар-

кова, О. А. Токарева, Г. В. Чир-кина, Г. А. Юсимова). Внимание было обращено и на вариативность типов упражнений, включение не только стандартизированных учебных приемов, но творческих заданий, например в виде раскрасок и ребусов. Учитывалась также необходимость постепенного усложнения предъявляемого языкового материала (предложений и текстов).

Созданный комплекс упражнений в ходе обучения реализо-вывался нами с учетом данных констатирующего исследования, что предполагало дифференциацию и индивидуализацию заданий в зависимости от выявленных у учащихся с ОНР особенностей декодирования.

В качестве языкового материала использовались предложения и тексты, в составе которых есть фразеологизмы. Выбор тем и содержания соответствовал возрастным интересам детей, их коммуникативным потребностям, возможностям оперирования предлагаемыми единицами, а также программе школьного обучения.

Знакомство с понятием фразеологизма происходит во втором классе. Для третьеклассников, участвующих в экспериментальном обучении, понятие было знакомым, что позволило нам использовать его в процессе логопедической работы.

Комплекс коррекционно-раз-вивающих упражнений был ориентирован на планомерное формирование навыка декодирования речевого сообщения с учетом структуры процесса декодирования, которая была описана А. Р. Лу-рией [11]. Ученый определял этот процесс как путь выделения главных и существенных элементов высказывания, превращения самого сообщения в содержащую им мысль. Исходя из этого, были выделены три направления работы: формирование восприятия внешней речи; формирование понимания значения общего высказывания; формирование умения семантически расшифровывать глубинный смысл текстового сообщения.

Коррекционно-развивающие мероприятия, проводимые по этим направлениям, были нацелены на последовательное решение ряда задач:

• формирование представлений о фразеологизмах, их функциональной роли в языке;

• распознавание единиц, содержащих скрытый смысл (формирование умения идентифицировать фразеологизмы аудиально и визуально);

• развитие умения определять лексический состав предъявляемых единиц;

• формирование различных способов декодирования речевых конструкций с фразеологизмами;

• развитие понимания общего смысла высказывания (формирование умения восстанавливать различные варианты деформированных предложений, содержащих фразеологические обороты, умения находить идентичные и противоположные по смыслу предложения с фразеологическими оборотами, обобщать речея-зыковые конструкции с фразеологизмами — одной лексической единицей);

• формирование умения расшифровывать глубинный смысл текстового сообщения (восстановление деформированных вариантов текстов со скрытым смыслом, в составе которых есть фразеологизмы);

• формирование уверенности школьников с речевой патологией в своих возможностях, повышение их самооценки, преодоление страха перед сложными речевыми задачами.

Выполнение заданий в системе логопедического воздействия способствовало не только лингвистической зоркости для идентификации фразеологических оборотов в различном контексте, но и оказывало положительное влияние на формирование умений интерпретации высказываний, а также понимания свойств фразеологических единиц.

В проведении результирующей диагностики (контрольный эксперимент) помимо учащихся

экспериментальной группы (60 чел.) участвовали младшие школьники контрольной группы (30 чел.) с аналогичным речевым статусом, но не вовлеченные в исследовательскую программу логопедической работы. Исследование показало положительные качественные изменения декодирующей способности младших школьников с общим недоразвитием речи по итогам экспериментального обучения, выявленные по всем трем направлениям проведенной логопедической работы.

В процессе оценивания уровня развития восприятия внешней речи нами были зафиксированы следующие изменения в речевом статусе школьников ЭГ, а именно: учащиеся третьих классов продемонстрировали понимание лексического состава фразеологических оборотов и их глубинного значения; правильно идентифицировали фразеологизмы аудиально и визуально; практически безошибочно демонстрировали умение восстановления семантической целостности коммуникативных единиц, в составе которых есть фразеологизмы.

Школьники экспериментальной группы успешнее, чем учащиеся из контрольной группы, выполняли задания, способствующие формированию понимания общего значения высказыва-

ния, демонстрируя умение восстанавливать различные варианты аномальных предложений, содержащих фразеологические обороты, способность идентифицировать явления фразеологической синонимии и антонимии, а также навыки обобщения речея-зыковых конструкций с фразеологизмами — одной лексической единицей.

В процессе оценивания и анализа результатов по развитию навыков семантически расшифровывать глубинный смысл текстового сообщения младшие школьники с ОНР, прошедшие обучение по разработанной нами программе, продемонстрировали растущий уровень языковой рефлексии, уменьшение количества

ошибок дешифровки речевых сообщений, снижение количества и объема трудностей в области семантического анализа на уровне фразы и текста, глобальное и достаточно глубокое восприятие речевой информации, значительное уменьшение количества требуемой помощи для выполнения заданий контрольного эксперимента. Результаты выполнения заданий контрольного эксперимента представлены на рис. 1.

Подводя итоги проделанной нами работы, мы считаем обоснованным утверждать, что специальная организация коррек-ционных занятий по развитию декодирующей способности, привлечение языковых конструкций разной сложности, со-

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов выполнения заданий контрольного эксперимента, % учащихся

держащих фразеологизмы, реализация предложенных направлений логопедической работы, использование специальных приемов позволяет значительно ускорить темп языкового и когнитивного развития младших школьников с речевой патологией, создает основу для формирования у данной категории учащихся продуктивной стратегии дешифровки языковых единиц с неявно выраженным смыслом.

Логопедическая работа по формированию понимания фразеологических оборотов и скрытого смысла позволяет в целом повысить уровень готовности детей к изучению русского языка, обеспечивает развитие способности извлекать смысл из различных текстов.

Литература

1. Алефиренко, Н. Ф. Фразеология в свете современных лингвистических парадигм : моногр. / Н. Ф. Алефиренко. — Москва : ЭЛПИС, 2008. — 271 с. — Текст : непосредственный.

2. Алмазова, А. А. Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями и возможные пути их решения / А. А. Алмазова. — Текст : непосредственный // Проблемы современного образования. — 2013. — № 2. — С. 114-122.

3. Алмазова, А. А. Возможности реализации антропоцентрического подхода к освоению языка в современной логопедии / А. А. Алмазова. — Текст : непосредственный // Наука и школа. — 2019. — № 1. — С. 78-83.

4. Алмазова, А. А. Обучение построению текста учащихся специальной (кор-

рекционной) школы V вида / А. А. Алмазова. — Москва : Прометей, 2004. — 109 с. — Текст : непосредственный.

5. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников : пособие для логопедов : в 3 ч. / Н. Г. Андреева ; под ред. Р. И. Лалаевой. — Москва : ВЛАДОС, 2013. — Ч. 1 : Устная связная речь. Лексика. — 182, [2] с. : ил. — (Коррекционная педагогика). — Текст : непосредственный.

6. Баранов, А. Н. Статистические исследования во фразеологии: проблема фра-зеологичности корпусов текстов / А. Н. Баранов, М. М. Вознесенская, Д. О. Добровольский, К. Л. Киселева, А. Д. Козерен-ко. — Текст : непосредственный // Труды Международной конференции «Корпусная лингвистика — 2017» (2730 июня 2017 г., Санкт-Петербург). — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2017. — С. 114-120.

7. Баранов, А. Н. Нестандартные употребления фразеологизмов (факторы и предпосылки) / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский. — Текст : непосредственный // Верхневолжский филологический вестник. — 2015. — № 1. — С. 13-17.

8. Вартанян, Э. А. Эти мудреные слова/ Э. А. Вартанян. — Москва : Детская литература, 1980. — 40 с.— Текст : непосредственный.

9. Елецкая, О. В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития : учеб.-метод. пособие / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 160 с. — Текст : непосредственный.

10. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. — Москва : Изд-во МГУ, 1962. — Текст : непосредственный.

11. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия — Москва : Изд-во МГУ, 1979. — Текст : непосредственный.

12. Митрофанова, О. Д. Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров [и др.]. — Москва : Русский

язык, 1990. — 270 с. — Текст : непосредственный.

13. Мониторинг коррекционно-логопеди-ческой работы : учеб.-метод. пособие / под ред. О. В. Елецкой. — Москва : Форум : ИНФРА-М, 2022. — 400 с. — Текст : непосредственный.

14. Поварова, И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников / И. А. Поварова. — Москва : Юрайт, 2020. — 140 с. — Текст : непосредственный.

15. Хомякова, Т. В. Специфика декодирования логико-грамматических конструкций языка младшими школьниками с недоразвитием речи / Т. В. Хомякова. — Текст : непосредственный // Наука и школа. — 2020. — № 2. — С. 208-217.

16. Хомякова, Т. В. Специфика декодирования скрытого смысла младшими школьниками с недоразвитием речи / Т. В. Хомякова. — Текст : непосредственный // Психолого-педагогический поиск : научно-методический журнал. — 2020. — № 2 (54). С. 195-202.

References

1. Alefirenko, N.F. (2008). Frazeologiya v svete sovremennyh lingvisticheskih paradigm [Phraseology in the light of modern linguistic paradigms] [Monograph]. Moscow: ELPIS, 271 p. (In Russ.)

2. Almazova, A.A. (2013). Aktual'nye pro-blemy obucheniya russkomu yazyku shkol'-nikov s rechevymi narusheniyami i voz-mozhnye puti ih resheniya [Current problems of teaching the Russian language to schoolchildren with speech disorders and possible ways to solve them]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2, 114-122. (In Russ.)

3. Almazova, A.A. (2019). Vozmozhnosti realizacii antropocentricheskogo podhoda k osvoeniyu yazyka v sovremennoj logopedii [Possibilities of implementing an anthropo-centric approach to language acquisition in modern speech therapy]. Nauka i shkola, 1, 78-83. (In Russ.)

4. Almazova, A.A. (2004). Obuchenie pos-troeniyu teksta uchashchihsya special'noj (korrekcionnoj) shkoly V vida [Teaching text

construction to students of a special (correctional) school of type V]. Moscow: Prometej, 109 p. (In Russ.)

5. Andreeva, N.G. (2013). Logopedicheskie zanyatiya po razvitiyu svyaznoj rechi mlad-shih shkol'nikov [Speech therapy classes on the development of coherent speech of primary schoolchildren] [Manual for speech therapists] (Ed.: R.I. Lalaeva, In 3 parts, Part 1: Oral coherent speech. Vocabulary). Moscow: VLADOS, 182, [2] p. : il. (Korrek-cionnaya pedagogika). (In Russ.)

6. Baranov, A.N., Voznesenskaya M.M., Dobrovol'skij D.O., Kiseleva K.L., & Koze-renko A.D. (2017). Statisticheskie issledova-niya vo frazeologii: problema frazeologich-nosti korpusov tekstov [Statistical research in phraseology: the problem of phraseology of text corpora]. In Trudy mezhdunarodnoj kon-ferencii «Korpusnaya lingvistika — 2017» (27-30 iyunya 2017 g., SPb.) (pp. 114-120). St. Petersburg: SPbGU. (In Russ.)

7. Baranov, A.N., & Dobrovol'skij, D.O. (2015). Nestandartnye upotrebleniya fra-zeologizmov (faktory i predposylki) [Nonstandard uses of phraseological units (factors and prerequisites)]. Verhnevolzhskij filologi-cheskij vestnik, 1, 13-17. (In Russ.)

8. Vartanyan, E.A. (1980). Eti mudrenye slova [These tricky words]. Moscow: Det-skaya literatura, 40 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Eleckaya, O.V., & Tarakanova, A.A. (2022). Differencial'naya diagnostika naru-shenij rechevogo razvitiya [Differential diagnosis of speech development disorders] [Educational and methodical manual]. Moscow: FORUM : INFRA-M, 160 p. (In Russ.)

10. Luriya, A.R. (1962). Vysshie korkovye funkcii cheloveka i ih narusheniya pri lokal-'nyh porazheniyah mozga [Higher cortical functions of humans and their disorders in local brain lesions]. Moscow: Izd-vo MGU. (In Russ.)

11. Luriya, A.R. (1979). Yazyk i soznanie [Language and consciousness]. Moscow: Izd-vo MGU. (In Russ.)

12. Mitrofanova, O.D., Kostomarov, V.G., et al. (1990). Metodika prepodavaniya rus-skogo yazyka kak inostrannogo [Methods of

teaching Russian as a foreign language]. Moscow: Russkij yazyk, 270 p. (In Russ.)

13. Eleckaya, O.V. (Ed.) (2022). Monitoring korrekcionno-logopedicheskoj raboty [Monitoring of correctional and speech therapy work] [Teaching and method. manual]. Moscow: FORUM: INFRA-M, 400 p. (In Russ.)

14. Povarova, I.A. (2020). Logopediya: na-rusheniya pis'mennoj rechi u mladshih shkol'mkov [Speech therapy: disorders of written speech in primary schoolchildren]. Moscow: Yurajt, 140 p. (In Russ.)

15. Homyakova, T.V. (2020). Specifika de-kodirovaniya logiko-grammaticheskih kon-

strukcij yazyka mladshimi shkol'nikami s nedorazvitiem rechi [Specifics of decoding logical-grammatical constructions of the language by junior schoolchildren with speech underdevelopment]. Nauka i shkola, 2, 208-217. (In Russ.)

16. Homyakova, T.V. (2020). Specifika de-kodirovaniya skrytogo smysla mladshimi shkol'nikami s nedorazvitiem rechi [Specifics of decoding hidden meaning by primary schoolchildren with speech underdevelop-ment]. Psihologo-pedagogicheskij poisk (nauchno-metodicheskij zhurnal), 2(54), 195202. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.