УДК 376.1-058.264
Халилова Людмила Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры логопедии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный педагогический университет», таЬamx@yandex.ru, Москва
Володина Анна Сергеевна
Аспирант кафедры логопедии дефектологического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный педагогический университет», asvolodina@maiI.ru, Москва
СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ НОРМЫ И РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ
Chalilova Ludmila Bprisovna
PhD, professor, Moscow State Pedagogical University, ma.lvamx@yandex.ru, Moscow
Volodina Anna Sergeevna
Post-graduate student, Moscow State Pedagogical University, asvolodina@mail.ru, Moscow
TEXT COMPREHENSION STRATEGIES OF JUNIOR SCHOOL PUPILS WITH NORMAL AND RETARDED SPEECH
DEVELOPMENT
Обращаясь к тексту, современная психолингвистика рассматривает его как сложный знак, содержащий в себе особую структурацию общественного опыта. Будучи функционально завершенным речевым целым [4], текст представляет собой основную единицу коммуникации, способ хранения и передачи информации, форму существования культуры, отражение психической деятельности индивида [1].
В отличие от лексической номинации, где мы имеем дело с кодифицированным набором характеристик предмета, отражение одной и той же предметной ситуации в тексте - всегда творческий процесс, результатом которого является порождение разных, чаще всего уникальных речевых произведений.
Основной целью предпринятого нами исследования явилось выявление методом экспериментальной проверки специфических трудностей младших школьников с недоразвитием речи в процессе восприятия ими вербального материала и последующей смысловой обработки текста. Подходя к обсуждению данной проблемы, мы не могли не осознавать того факта, что основным инструментом процесса декодирования текста является языковое сознание реципиента, воспринимающего и интерпретирующего речевую информацию.
Экспериментальное изучение закономерностей понимания текстового сообщения младшими школьниками с недоразвитием речи основывалось 90
на современных представлениях психолингвистической науки, рассматривающей данный процесс как положительный результат сложной перцеп-тивно-мыслительно-мнестической деятельности, как продукт взаимодействия процессов восприятия, мышления и памяти [2; 3].
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в основе стойких нарушений смыслового восприятия текста у детей с недоразвитием речи лежит несформированность комплекса когнитив-но-семантических операций, участвующих в построении его смысловой структуры и обеспечивающих декодирование глубинного смысла. Исследование природы данного явления, выявление психолингвистических механизмов его формирования позволит оптимизировать процесс языкового и когнитивного развития детей данного контингента на основе выработки у них продуктивных способов декодирования текста.
Исходя из общей целевой установки, перед исследованием ставились следующие конкретные задачи:
- разработать экспериментальную методику, необходимую для исследования процесса понимания текстового сообщения и апробировать её на детях младшего школьного возраста с недоразвитием речи;
- выявить типологию присущих им затруднений, выступающих на уровне декодирования текстового сообщения;
- обнаружить характер взаимодействия речевых и когнитивных операций в процессе понимания текста и расшифровки его глубинного смысла детьми с недоразвитием речи;
- выделить и описать ведущие механизмы, приводящие к несформиро-ванности процесса понимания текстового сообщения; определить их место в структуре речеязыкового дефекта детей с недоразвитием речи.
Констатирующий эксперимент, положенный в основу предпринятого нами психолого-педагогического исследования, проводился на базе ГОУ СОШ № 888, № 61 и № 1400 Западного округа г. Москвы. Экспериментальным изучением было охвачено 75 учащихся 2-3-х классов, возраст которых варьировал от 7 до 9 лет (ЭГ). В их медико-педагогической документации имелось заключение о наличии общего недоразвития речи 3 уровня (согласно классификации Р. Е. Левиной). У большинства детей экспериментальной группы общее недоразвитие речи было выявлено на фоне стёртой дизартрии (78,6%), 2,7% младших школьников имели моторную алалию, 18,6% учащихся были отнесены нами к группе испытуемых, имеющих нарушения речи органического характера неясной этиологии.
С целью получения более достоверных экспериментальных данных психолого-педагогическое исследование детей с недоразвитием речи проводилось в сравнительном плане с нормой. Для сопоставительного анализа привлекалась группа младших школьников той же возрастной категории (СГ) в количестве 40 человек, обучающихся по программе общеобразовательной школы (ГОУ СОШ № 888 и № 1400 г. Москвы). Речевое и когнитивное развитие испытуемых контрольной группы по всем параметрам соответство-
вало возрастным нормативам и не имело сопутствующей патологической симптоматики.
Сущность работы, направленной на моделирование экспериментальной методики, заключалась в подборе серии языковых заданий, соответствующих задачам настоящего исследования. Обоснование выбора отдельных из них обеспечивалось направленностью их совокупности на получение данных о состоянии декодирующей способности младших школьников, прямо и непосредственно участвующей в процессах восприятия текстового сообщения и его смысловой обработки.
В основу психолого-педагогического исследования была положена методика констатирующего эксперимента, включающая в свой состав четыре последовательно сменяющие друг друга серии:
1. Изучение языковой способности младших школьников с использованием метода восстановления пропущенных и незавершенных в тексте слов. Экспериментальные задания данной серии имели направленность на выявление возможностей языкового и контекстуального прогнозирования, реализуемого на материале восстановления деформированного текста. В качестве критериев оценки их выполнения выступало количество незаполненных в тексте пропусков, а также количество ошибок, допущенных детьми.
2. Изучение процесса декодирования языковой информации на материале деграмматикализованного текста. В условиях данного экспериментальной ситуации мы опирались на известный феномен избыточности языка, проявляющийся в явлении грамматической гиперхарактеризации. Это обстоятельство позволило нам выявить некоторые закономерности усвоения детьми языковых интерпретаций, используя с этой целью текст, лишенный грамматических маркеров.
3. Изучение процесса смысловой компрессии с использованием метода индексирования слов. Анализ природы НКС методом индексирования, путей его формирования у детей с недоразвитием речи позволил нам приблизиться к пониманию сложной проблемы семантического развертывания содержательной структуры текста, определению типологии используемых ими стратегий информационного поиска, связанного с выделением основного лейтмотива (смыслового ядра) декодируемого сообщения.
4. Изучение репродуктивной способности детей в ходе воспроизведения ими текстового сообщения, основные закономерности которой обнаруживаются в процессе пересказа, выступающего в качестве модели развернутого речевого высказывания. В данном случае мы исходили из признания того факта, что в процессе декодирования текста младшие школьники должны обнаружить умение объединять несколько высказываний в одно смысловое целое. При этом пошаговость восприятия предложенного им для анализа лингвистического материала базируется не столько на последовательной обработке информации, сколько на интеграции текстового смысла.
Обобщение результатов проведенного исследования, основанного на принципах психолингвистического анализа речевой продукции младших
школьников экспериментальной и сравнительной групп, позволило нам выделить присущие им стратегии смыслового восприятия текста, в основу выделения которых был положен уровень сформированное™ декодирующей способности учащихся.
1. Продуктивная стратегия смыслового восприятия текста была выявлена нами у младших школьников сравнительной группы (100% испытуемых). Результаты экспериментальной проверки показали, что все они достаточно успешно справились с решением комплекса поставленных перед ними задач, имеющих направленность на семантическую обработку текстового продукта. Единичные ошибки, допущенные ими в ходе выполнения отдельных заданий экспериментальной методики, носили весьма поверхностный характер и корректировались детьми, как правило, самостоятельно. Процесс декодирования смыслового содержания сказочных сюжетов сопровождался активным использованием большинства из них стратегий «оценки», «перевода», «вывода»; стремлением к развитию заложенного в анализируемом тексте авторского концепта, попыткой раскрытия его динамической природы. Младших школьников, отнесенных нами к данному стратегиальному типу, отличало свободное оперирование интерпретационными и трансформационными умениями, реализуемыми в процессе декодирования текста, смысловая ориентировка в его сложноорганизованном семантическом пространстве, достаточно высокий уровень сформированное™ процессов вероятностного прогнозирования, смыслового индексирования, непосредственно связанных с семантическим развертыванием содержательной структуры текстового сообщения, реконструкцией отдельных фрагментов ядерного сценария текста.
Мы с полным основанием можем говорить о функциональной зрелости у учащихся с продуктивной стратегией смыслового восприятия комплекса когнитивных операций, участвующих в процессах семантической обработки информационного поля текста и обеспечивающих интеграцию ключевых компонентов его содержательной структуры.
2. Малопродуктивная стратегия смыслового восприятия текста была зафиксирована у 37,8% учащихся, вошедших в состав ЭГ. Процесс декодирования текстового сообщения осуществлялся ими на основе смешанного стратегиального типа, где наряду с продуктивным подходом к его анализу (стратегии «оценки» и «перевода») использовалась (причем, куда более часто) поверхностно-реализующая стратегия восприятия, базирующаяся на переносе ядерной информации в плоскость её тематической детализации либо расширения, замещения семантически важных фрагментов содержания малоинформативными подробностями, сужением концептуально значимых ориентиров повествования. В процессе создания текстовой репродукции младшие школьники, отнесенные нами к данной группе, регулярно прибегали к стратегии механического воспроизведения, основанной на запоминании и практически дословном сканировании отдельных смысловых «кусков» текста в условиях невозможности полного восстановления
его содержательной структуры [5]. Даже в тех единичных случаях, когда механическое воспроизведение сказочного сюжета все же приближало учащихся к созданию относительно завершенной репродукции, недостаточная продуктивность рассматриваемой нами стратегии обнаруживалась в неспособности большинства из них аргументировано и полно отвечать на вопросы экспериментатора по содержанию текста, комментировать свою точку зрения на происходящие события, адекватно оценивать поступки сказочных героев, обнаруживать смысловую доминанту повествования.
Недостаточная информативность и интегративность создаваемых детьми данного контингента текстовой репродукции, смысловая неполнота и слабая информационная насыщенность отдельных ее фрагментов, трудности нахождения сказочных аналогий, отсутствие в ряде случаев логической завершенности моделируемого сюжета дают основание предполагать, что подобный вариант когнитивной обработки текста, рассматриваемый нами в качестве малопродуктивного, является показателем недостаточной степени сформированности у них когнитивно-семантических операций, определяющих динамику раскрытия глубины текстового содержания.
3. Непродуктивная стратегия была выявлена нами у 62,2% младших школьников с недоразвитием речи.
Выделение данного стратегиального типа мы связываем с появлением в репродукции детей с недоразвитием речи так называемых побочных смысловых ассоциаций, обусловленных трудностями удержания в памяти смысловой программы текста и достаточно поверхностным «прочтением» основного текстового сценария. У большинства из них на этой основе происходило принятие неадекватных смысловых решений, базирующихся, как правило, на внешнем или ситуационном сходстве анализируемых событий. Передавая отдельные фрагменты поверхностной структуры текста, они так и не сумели вычленить его глубинный ядерный смысл с тем, чтобы, опираясь на него, интегрировать разрозненные «куски» содержания в единое целое. Многочисленные искажения текстового сценария, фрагментарность его смыслового восприятия, тенденция к восстановлению связности текста в условиях игнорирования показателя цельности, невозможность сведения развернутого сюжета к ядерной формуле приводили к трудностям семантической обработки текста, нарушению общей динамики раскрытия глубинного смысла.
Анализируемый нами вариант когнитивной обработки текста, основу которого составляет непродуктивная стратегия смыслового восприятия, свидетельствует о выраженной незрелости у младших школьников данной категории глубинно-семантических операций, обеспечивающих им поиск адекватных путей декодирования смысла.
Завершая рассмотрение результатов экспериментальной фазы исследования, считаем необходимым сформулировать ряд выводов, закономерно вытекающих из анализа полученных нами материалов:
1. У младших школьников с недоразвитием речи, участвующих в экспериментальной проверке, зафиксировано наличие стойких языковых на-
рушений, приводящих к трудностям декодирования речевой информации, отсутствию опоры на смысловую составляющую текста, невозможности интеграции сложных предложно-падежных конструкций в единый текстовый концепт. Значительное большинство из них отличает несформиро-ванность языковой компетенции, незнание правил выделения ключевых слов текста, несовершенство репродуктивной деятельности, обусловленные недостаточностью понимания ядерного смысла текстового сценария, дефицитарностью процессов удержания в памяти семантически значимой информации.
2. Психолингвистический анализ природы имеющихся у детей данного контингента стойких нарушений текстового характера подводит нас к пониманию того, что в основе сложноорганизованного процесса декодирования текста у значительной части из них лежит незрелость комплекса глубинно-когнитивных операций, обеспечивающих интегративную целостность и неделимость текстового продукта. Недостаточный уровень актуализации вербальных значений в пространстве информационного поля текста, незрелость психологических операций языковой аналогии и сравнения, трудности поиска и вычленения смысловой доминанты текста, определяющей в совокупности общую динамику раскрытия глубинного смысла, приводят к дисгармоничному формированию у младших школьников с недоразвитием речи всего декодирующего механизма их речевой деятельности.
3. Результаты экспериментальной проверки убеждают нас в необходимости обоснования системы коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на развитие у учащихся изучаемого нами контингента комплекса когнитивно-семантических операций, обеспечивающих им полноценное осуществление рецептивно-реконструктивной и рецептивно-репродуктивной деятельности, оптимизацию ведущих психолингвистических механизмов, лежащих в основе декодирования речи, формирование продуктивной стратегии смыслового восприятия, участвующей в расшифровке текстового содержания.
Библиографический список
1. Белянии, В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. [Текст] / В. П. Белянин. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.
2. Залевская, А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: избр. тр. [Текст] / А. А. Залевская. - М: Гнозис, 2005.
3. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения [Текст]/И. А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения. / Под ред. Т. М. Дридзе и А. А. Леонтьева. -М.: Наука, 1976.
4. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: КомКнига, 2007.
5. Халилова, Л. Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи [Текст] / Л. Б. Халилова // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Л. Б. Халиловой. - М., «Экономика», 1997.