Научная статья на тему 'Специфика декодирования парадигматических кодов языка при недоразвитии речи в младшем школьном возрасте'

Специфика декодирования парадигматических кодов языка при недоразвитии речи в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
430
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВЕРБАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЙ КОД / ДЕКОДИРОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шулекина Ю. А.

В статье рассматриваются результаты экспериментального изучения декодирующей способности детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи. В этом контексте анализируется корреляционная зависимость продуктивности процессов смыслового восприятия от структурно-семантической сложности декодируемых языковых конструкций, организованных посредством парадигматических кодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of experimental study on decoding ability of primary school children with speech underdevelopment are considered in the article. The author analyses the correlated dependence of semantic perceptual process productivity on structural and semantic complexity of decodable speech constructions organised by means of paradigmatic codes.

Текст научной работы на тему «Специфика декодирования парадигматических кодов языка при недоразвитии речи в младшем школьном возрасте»

Ю. А. Шулекина

СПЕЦИФИКА ДЕКОДИРОВАНИЯ ПАРАДИГМАТИЧЕСКИХ КОДОВ ЯЗЫКА ПРИ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Работа представлена кафедрой логопедии Московского городского педагогического университета.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Л. Б. Халилова

В статье рассматриваются результаты экспериментального изучения декодирующей способности детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи. В этом контексте анализируется корреляционная зависимость продуктивности процессов смыслового восприятия от структурно-семантической сложности декодируемых языковых конструкций, организованных посредством парадигматических кодов.

The results of experimental study on decoding ability of primary school children with speech underdevelopment are considered in the article. The author analyses the correlated dependence of semantic perceptual process productivity on structural and semantic complexity of decodable speech constructions organised by means of paradigmatic codes.

Пристальное внимание специалистов к процессам декодирования вербальной информации в условиях речевой патологии обусловлено недостаточной разработанностью проблемы смыслового восприятия в логопедической литературе. Вместе с тем необходимость более детальной разработки научно-методологической базы изучения данного процесса обнаруживает себя в различных отраслях коррекционной педагогики в связи с совершенствованием развивающих технологий специального обучения в начальной школе, в контексте которых смысловое восприятие рассматрива-ется как фундаментальный компонент таких речеязыковых навыков, опирающихся на рецептивную активность коммуниканта, как слушание/аудирование, чтение, пересказ и др.

В настоящее время актуальным становится исследование вербального восприятия относительно различных уровней языка, включая оперирование теми отношениями, посредством которых языковые единицы связаны в единую систему. Поскольку при понимании осуществляется расшиф-

ровка значений и смыслов, основным носителем которых в коммуникативной ситуации является развернутое речевое выска-зывание, наибольший интерес для оценки качественных параметров смыслового восприятия представляют семантические отношения, составляющие его структурно-организационное содержание. Разнообразие языкового инструментария этих отношений представлено синтагматическими, парадигматическими и деривационными кодами языка. Их изучение в норме и патологии с позиций психолингвистического анализа1 позволило описать типологию нарушений, связанных с недостаточной сформированностью указанных видов связей в языковом сознании детей с расстройствами речи2. Согласно ей, семантические нарушения, наблюдаемые в структуре дефекта при недоразвитии речи, имеют, как правило, диффузную распространенность относительно различных уровней языковой структурации, охватывая словесный (пространство смысловых значений слов), фразовый и текстовый пласты лексико-семан-тического надуровня языка.

В рамках настоящей работы, с опорой на предложенную Л. Б. Халиловой классификацию семантических нарушений, нами была предпринята попытка анализа специфических речеязыковых механизмов, лежащих в основе процессов декодирования детьми парадигматических языковых кодов, которые отражают своеобразие их ре-чемыслительных операций в ходе осмысления воспринимаемой лингвистической информации.

Согласно заявленному направлению научно-практического поиска нами было организовано экспериментальное исследование, проведенное в специальных коррек-ционных школах V вида г. Москвы. Оно охватило 53 учащихся первых классов указанных образовательных учреждений, у которых общее недоразвитие речи (ОНР) выступало на фоне органически обусловленного речевого дефекта первичного характера. Возрастной диапазон испытуемых варьировался от 6,11 до 8 лет.

Методика экспериментального исследования включала три серии заданий. Общая направленность их заключалась в изучении способов декодирования языковых единиц различного порядка детьми младшего школьного возраста. В связи с этим языковой материал каждой из трех серий эксперимента отражал один из уровней иерархической структуры языка - лексический, фразовый, текстовый.

В свете междисциплинарного подхода к изучению речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи с целью реализации экспериментальных задач настоящего исследования нами был использован комбинированный диагностический инструментарий, включивший традиционные логопедические, нейропсихологические и нейролин-гвистические методы. В контексте разработанной нами экспериментальной методики были также обозначены основные параметры оценки исследуемых процессов.

На уровне смысловых значений слов определяющим фактором для оценки процесса декодирования детьми речевого ма-

териала являлась степень сформированно-сти операций звуко-слогового анализа и синтеза, а также гибкость семантических связей, устанавливаемых детьми по словесной ассоциации, включенность их в категориально-понятийный аппарат ребенка.

Задания I серии включали:

1. Восстановление графического эталона слова по вербальной инструкции.

2. Верификацию слова после устного предъявления.

3. Установление связей между понятиями.

Параметры оценки процесса декодирования языкового материала на уровне фразы включали специфику вербально-логи-ческих операций осмысления логико-грамматических конструкций языка, содержащих пространственные, временные, сравнительные и логические отношения, сформи-рованность умения оперировать ими отвлеченно. Эти конструкции представляют интерес для выявления психологических предпосылок процесса понимания «коммуникации отношений» в языковой системе учащихся и оценки стадии их зрелости, поскольку отражают состояние парадигматических структур языка, основой которых являются симультанные квазипространственные операции3.

Задания II серии включали:

1. Понимание активных конструкций, содержащих сравнительные отношения.

2. Понимание активных обратных конструкций, содержащих временные последовательности.

3. Понимание пассивных конструкций, отражающих логические отношения.

4. Понимание активных конструкций, содержащих пространственные отношения, выраженные с помощью предлога и пространственных понятий.

На уровне текста основными параметрами оценки смыслового восприятия выступили: уровень понимания текста, характер вычленения скрытого смысла, содержащегося в тексте, эффективность использования вербальных опор, характер моделирования собственного рассказа.

Специфика декодирования парадигматических кодов языка при недоразвитии речи в младшем..,

Задания III серии включали:

1. Вопросы после прослушивания текста, касающиеся плана его содержания, анализа глубинно-семантической структуры текста.

2. Репродуктивный пересказ текста.

Полученные в ходе экспериментального исследования результаты достаточно объективно отразили специфику процессов декодирования вербального материала различной степени сложности, присущую младшим школьникам с недоразвитием речи. Прежде всего путем статистической обработки данных по критерию Хи-квад-рат было установлено, что нарушения смыслового восприятия у названного кон -тингента детей носят диффузный характер и проявляются на всех уровнях языковой иерархии (х2^^ Р < 0,01). Наряду с этим выявленные с помощью критерия Т-Вил-коксона статистически значимые внутри-групповые различия между успешностью выполнения испытуемыми заданий I, II, III серий экспериментальной методики в условиях речевого дизонтогенеза показали, что при ОНР выраженность трудностей процесса декодирования речевого материала прямо пропорциональна сложности языкового уровня, на котором происходит оперирование языковыми единицами. Иными словами, существует корреляционная зависимость между структурно-семантической сложностью тех или иных языковых единиц и продуктивностью их декодирования.

Анализ результатов выполнения детьми заданий основных серий экспериментальной методики показал наличие у них специфических механизмов смыслового восприятия, обусловленных уровнем развития их языковой компетенции, с одной стороны, и сформированностью психологических предпосылок речемыслительной деятельности - с другой.

Результаты проведенного в ходе первой экспериментальной серии исследования дали основания предполагать, что у детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста недостаточность деко-

дирующей способности наблюдается уже на лексическом уровне языка. Это, в свою очередь, выражается в снижении гибкости семантических процессов, протекающих на уровне оперирования словом. Сформиро-ванность парадигматических связей, которыми пользуются дети этой категории, оказывается недостаточной в процессах динамической организации смысловых значений слов, их генерализации, включения в системные взаимосвязи языкового сознания и вывода из долговременной памяти в соответствии с контекстуальной необходимостью. Подобная картина отражается на иерархии самих отношений внутренней организации единиц языковой системы, реализуемых в речемыслительной деятельности детей в ходе смысловой обработки слова или группы слов. Наиболее сложные стратегии оперирования значением слова, осуществляемые посредством парадигма -тических перекодировок, несмотря на свое присутствие в речеязыковом аппарате детей, замещаются в данном случае упрощенными синтагматическими схемами, что является причиной появления семантических неточностей, замен, пропусков в осмыслении ими лексических единиц. Вследствие этого заметно усугубляется процесс пони -мания не столько изолированных понятий, сколько межпонятийных семантокомплек-сов, выступающих незаменимым инструментарием интегративных возможностей речеязыкового мышления детей.

В свете анализируемого материала второй серии констатирующей фазы эксперимента нами особо подчеркивается, что неполноценность механизмов смыслового уровня декодирования логико-грамматических форм языка детерминируется целым рядом причин, среди которых решающее значение имеет психологическая неготовность учащихся с недоразвитием речи к оперированию семантической схемой конструкции на всех уровнях смыслового восприятия. Вследствие нарушения ее пространственной организации, осуществляемой на основе симультанных операций ре-

33 1

чемыслительной деятельности, у детей формируется в целом непродуктивная тактика смысловой расшифровки глубинно-семантического ядра указанного типа языковых единиц, что, как правило, обуславливает специфику понимания ими таких конструкций в едином речемыслительном акте.

Декодирование текстовой информации младшими школьниками с нарушением речевого развития также отличается достаточно выраженным своеобразием, которое можно наблюдать как на лексико-грамма-тическом, так и семантическом уровнях смыслового восприятия речи. Доказательством того выступили результаты третьей серии настоящего исследования. Как выяснилось в ходе эксперимента, специфику процессов декодирования текста определяет наблюдаемое при недоразвитии речи снижение возможностей расшифровки парадигматических кодов, участие которых

в формировании сложной, иерархически организованной, семантической структуры текста неоспоримо. Именно этим объясняется труднодоступность понимания детьми с ОНР речеязыковых единств - текстов, -имплицитно содержащих семантические фокусы других языковых единиц, функционирование которых подчиняется правилам парадигматической организации целого речевого высказывания.

Обобщением результатов настоящего исследования стала выделенная автором типология учащихся рассматриваемого контингента, основанием для дифференциации которых явилась продуктивность смыслового восприятия, отмеченная в ходе декодирования испытуемыми лингвистического материала всех серий экспериментальной методики. Данные о распространенности указанных групп (в процентах) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Типология учащихся с ОНР

Группы учащихся с ОНР Процентные показатели распространенности групп, %

1-я группа: дети, показавшие продуктивный уровень смыслового восприятия речи 24

2-я группа: дети, показавшие недостаточно продуктивный уровень смыслового восприятия речи 39

3-я группа, дети, показавшие непродуктивный уровень смыслового восприятия речи 37

Рассмотрение психолингвистических механизмов смыслового восприятия в условиях речевой патологии считаем необходимым завершить указанием на тот факт, что констатируемая нами специфика процессов декодирования, характерная для известного контингента учащихся, находит свое отражение как в механизмах восприятия, так и способах обработки (стратегиях) вербального материала. Согласно полученным данным, нарушение смыслового восприятия у

детей младшего школьного возраста, сопряженное с проблемами речеязыкового разви-тия, выражается, в числе прочего, в непродуктивности использования ими декодирующих стратегий в процессах семантической обработки звучащей речи, что коренным образом может изменить представления специалистов о путях методического сопровождения коррекционно-развивающего процесса на этапе планомерной языковой работы с детьми данного контингента.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Халилоеа Л. Б. Актуальные вопросы порождения речи и их анализ с позиций современной логопедии / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: Монографический сборник. М.: «Прометей» МИГУ, 2005. С. 396-403; Безрукова О. А. Нарушения структурно-семантической орга-

низации текста и пути их преодоления у младших школьников с общим недоразвитием речи. Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М., 2003; Грибова О. Е. К проблеме анализа феномена устойчивой формы общего недоразвития речи / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: Монографический сборник. М.: «Прометей» МПГУ, 2005. С. 30-37; Карпушкина Е. А. Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М., 2001.

2 Халилова Л. Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. С. 227-240.

3Лалаева Р. И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2000. № 4. С. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.