Научная статья на тему 'Результаты изучения кургана № 30 скифского времени на памятнике Чинета-II (Алтай)'

Результаты изучения кургана № 30 скифского времени на памятнике Чинета-II (Алтай) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СКИФСКАЯ ЭПОХА / АЛТАЙ / ДАТИРОВКА / ПОЯСНЫЕ ПЛАСТИНЧАТЫЕ ПРЯЖКИ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / АРТЕФАКТЫ / SCYTHIAN EPOCH / ALTAI / DATING / BELT PLATE BUCKLES / FUNERAL RITE / ARTIFACTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дашковский П.К., Шершнева Е.А.

В статье представлены результаты изучения кургана № 30 из могильника Чинета-II, который входит в состав Чинетинского археологического микрорайона, расположенного в окрестностях одноименного с. Чинета в Краснощековском районе Алтайского края. В рамках исследования подчеркивается, что в раскопанном кургане № 30 умерший был уложен в вытянутом положении на спине и ориентирован головой на запад. Указанные признаки погребального обряда, несмотря на то, что они не относятся к классическим, тем не менее, встречаются при исследовании памятников кочевников горных районов Алтая пазырыкского времени. При этом сочетание данных признаков выявлено преимущественно в районе нижнего и среднего течения Катуни. Установлено, что курган № 30 по планиграфическим и стратиграфическим наблюдениям хронологически связан с курганом № 31, раскопанным ранее и достаточно хорошо датированным второй половиной IV-III вв. до н.э. Из сопроводительного инвентаря в кургане № 30 обнаружены две роговые подпрямоугольные поясные пряжки с округлой верхней частью и прямоугольным основанием. В процессе сравнительно-исторического анализа приводятся аналогии указанным артефактам, обнаруженным как в памятниках Горного Алтая пазырыкского периода, так и в других регионах, в том числе в Туве и Монголии. Курган № 30 могильника Чинета-II с учетом датировки кургана № 31 этого же могильника и приведенных сравнительных данных предварительно датирован второй половиной (концом) IV-III вв. до н.э., возможно, III в. до н.э. Наличие на могильнике Чинета-II погребений, совершенных как по классическим канонам пазырыкского погребального обряда, так и с отступлениями от него, свидетельствует об определенных этнокультурных процессах скифского времени в Северо-Западном Алтае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE STUDY OF MOUND N 30 OF THE SCYTHIAN PERIOD ON THE CHINETA-II MONUMENT (ALTAI)

The article presents the results of the study of mound N30 from the Chineta-II burial ground, which is part of the Chineta archaeological district, located in the vicinity of the eponymous village of Chineta in the Krasnoshchekovsky district of the Altai territory. The study emphasizes that in the excavated mound number 30, the deceased was laid in an extended position on his back and oriented with his head to the West. These signs of the funeral rite, despite the fact that they do not belong to the classical ones, nevertheless, are found in the study of monuments of nomads of the Altai mountain regions of the Pazyryk period. At the same time, the combination of these features was found mainly in the area of the lower and middle reaches of the Katun river. It is established that mound № 30 is chronologically related to mound № 31, which was excavated earlier and is quite well dated to the second half of the IV-III centuries BC. From the accompanying inventory, 2 horn sub-rectangular belt buckles with a rounded upper part and a rectangular base were found in mound № 30. In the process of comparative historical analysis, analogies are given to these artifacts found both in the monuments of the Pazyryk Mountain Altai period and in other regions, including Tuva and Mongolia. Barrow N30 of the Chineta-II burial ground, taking into account the Dating of barrow N31 of the same burial ground and the comparative data given, is tentatively dated to the second half (end) of the IV-III centuries BC. The presence of burials on the Chineta-II burial ground, made both according to the classical canons of the Pazyryk burial rite, and with deviations from it, testifies to certain ethnocultural processes in the Scythian time in the North-Western Altai.

Текст научной работы на тему «Результаты изучения кургана № 30 скифского времени на памятнике Чинета-II (Алтай)»

2020 №1 (22)

НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ

Барнаул

Издательство g Алтайского государственного университета 2020

Издание основано в 2007 г.

Главный редактор:

П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционная коллегия:

С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н. Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург)

О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) М. М. Шахнович, доктор философских наук (Россия, Санкт-Петербург) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) А. Г. Ситдиков, доктор исторических наук (Россия, Казань) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционный совет журнала:

Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Г. Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) 3. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).

Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации ПИ№ ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.

Журнал подготовлен при поддержке РНФ «Религия и власть: исторический опыт

государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в Х1Х-ХХ вв.» (проект № 19-18-00023).

© Оформление. Издательство

Алтайского госуниверситета, 2020

2020 №1 (22)

NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA

The journal was founded in 2007

Executive editor:

P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)

The editorial Board:

S.A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N.L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N.A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T.D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophical sciences (Russia, Kyzyl) M. M. Shakhnovich, doctor of philosophical sciences (Russia, Saint-Petersburg) L.I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) A. G. Sitdikov, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)

The journal editorial Board:

L.N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U.A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K.A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S.A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)

Approved for publication by the Joint Scientific and Technical Council of Altai State University. All rights reserved. No publication in whole or in part may be reproduced without the written permission of the authors or the publisher. Registered with the RF Committee on Printing. Registration certificate PI № OC 77-69787. Registration date 18.05.2017.

The journal was prepared with the support of the RSF project "Religion and power: historical experience of state regulation of religious communities in Western Siberia and neighboring regions of Kazakhstan in the XIX-XX centuries" (project № 19-18-00023).

© Altai State University Publisher, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ

Нуржанов A.A., Терновая Г. А. Керамика с зооморфными и антропоморфными

признаками с городища Кастек-1...............................................................................................7

Мухамадеев А. Р. Основы престолонаследия и династические браки

в Жужаньском государстве........................................................................................................29

Дашковский П. К., Шершнева Е. А. Результаты изучения кургана № 30

скифского времени на памятнике Чинета-П (Алтай)..........................................................42

Нарудцева Е. А., Радовский С. С., Серегин H. Н. Основные этапы

археологических исследований Э.М. Медниковой на Алтае.............................................56

Раздел II

ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Ауэзов Е. К., Крупко И. В. Религиозная идентичность в казахской культуре:

границы хронотопа.......................................................................................................................69

Чиркина Е. М. Движение анастасийцев: этноконфессиональная характеристика (по материалам исследований в Новосибирской области)................................................79

Раздел III

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Сериков Ю. Б. К вопросу о функциональном и сакральном назначении

подвесок с зубчатым краем.........................................................................................................89

Адаева Г. А., Аубакиров Е. Н. Пантеон богов в казахской мифологии............................107

Гюль Т. И. Образ верблюда в доисламском искусстве Средней Азии (культово-религиозный аспект)..............................................................................................117

Раздел IV ПЕРСОНАЛИИ

Зиневич А. С., Марсадолов Л. С. Познание и отражение мировоззрения древнего человека в творчестве художника и палеометролога В. И. Жалковского....................130

Раздел V

ИНФОРМАЦИЯ О КОНФЕРЕНЦИЯХ

Дашковский П. К. Десятая международная научная конференция

«Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая».................149

КАЛЕНДАРЬ НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ..................................................................155

ДЛЯ АВТОРОВ..........................................................................................................................159

CONTENT

Section I

ARCHAEOLOGY AND ETNO CULTURAL HISTORY

Nurzhanov A. A., Ternovaya G. A. Ceramics with zoomorphic and anthropomorphic

features from Kastek-1 settlement..................................................................................................7

Mukhamadeev A. R. Dynastic marriages and basis of succession in Zhuzhan State..............29

Dashkovskiy R K., Shershneva E. A. Results of the study of mound n 30 of the Scythian

period on the Chineta-ii monument (Altai)................................................................................42

Narudtseva E. A., Radovsky S. S., Seregin N. N. Main stages of E. M. Mednikova' S archaeological research in Altai....................................................................................................56

Section II

ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY

Auezov E. K., Krupko I. V. Religious identity in Kazakh culture: the limits

of the chronotope............................................................................................................................69

Chirkina E. M. The ethnoconfessional portrait of Anatasians by the materials from Novosibirsk oblast...........................................................................................................................79

Section III

RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Serikov U. B. To the question of functional and sakred purpose of pendants with

serrated edge....................................................................................................................................89

Adayeva G.A., Aubakirov Y.N. Pantheon of gods in Kazakh mythology...............................107

Gyul T. 1. The image of a camel in Pre-Islamic art of Transoxiana

(cultural and religious aspect).....................................................................................................117

Section IV PERSONALITIES

Zinevych A. S., Marsadolov L. S. The cognition and the reflection of the worldview of ancient human in the works of the artist and paleometrologist V. I. Zhalkovskii...........130

Section V

INFORMATION ABOUT CONFERENCES

Dashkovskiy R K. The tenth international scientific conference "Ancient Cultures of Mongolia and Baikal Siberia and Northern China".............................................................149

CALENDAR OF SCIENTIFIC EVENTS................................................................................155

INFORMATION ABOUT AUTHORS...................................................................................159

УДК 902

DOI: 10.14258/nreur(2020)l-03

П. К. Дашковский, Е. А. Шершнева

Алтайский госуларственный университет, Барнаул (Россия)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРГАНА №30 СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ НА ПАМЯТНИКЕ ЧИНЕТА-И (АЛТАЙ)

В статье представлены результаты изучения кургана № 30 из могильника Чине-та-II, который входит в состав Чинетинского археологического микрорайона, расположенного в окрестностях одноименного с. Чинета в Краснощековском районе Алтайского края. В рамках исследования подчеркивается, что в раскопанном кургане № 30 умерший был уложен в вытянутом положении на спине и ориентирован головой на запад. Указанные признаки погребального обряда, несмотря на то, что они не относятся к классическим, тем не менее, встречаются при исследовании памятников кочевников горных районов Алтая пазырыкского времени. При этом сочетание данных признаков выявлено преимущественно в районе нижнего и среднего течения Катуни. Установлено, что курган № 30 по планиграфическим и стратиграфическим наблюдениям хронологически связан с курганом №31, раскопанным ранее и достаточно хорошо датированным второй половиной IV—III вв. до н.э. Из сопроводительного инвентаря в кургане № 30 обнаружены две роговые подпрямоугольные поясные пряжки с округлой верхней частью и прямоугольным основанием. В процессе сравнительно-исторического анализа приводятся аналогии указанным артефактам, обнаруженным как в памятниках Горного Алтая пазырыкского периода, так и в других регионах, в том числе в Туве и Монголии. Курган № 30 могильника Чинета-П с учетом датировки кургана №31 этого же могильника и приведенных сравнительных данных предварительно датирован второй половиной (концом) IV—III вв. до н.э., возможно, III в. до н.э. Наличие на могильнике Чинета-П погребений, совершенных как по классическим канонам пазырыкского погребального обряда, так и с отступлениями от него, свидетельствует об определенных этнокультурных процессах скифского времени в Северо-Западном Алтае.

Ключевые слова: скифская эпоха, Алтай, датировка, поясные пластинчатые пряжки, погребальный обряд, артефакты.

P.K. Dashkovskiy, E.A. Shershneva

Altai State University, Barnaul (Russia)

RESULTS OF THE STUDY OF MOUND N 30 OF THE SCYTHIAN PERIOD ON THE CHINETA-II MONUMENT (ALTAI)

The article presents the results of the study of mound N30 from the Chineta-II burial ground, which is part of the Chineta archaeological district, located in the vicinity of the eponymous village of Chineta in the Krasnoshchekovsky district of the Altai territory. The study emphasizes that in the excavated mound number 30, the deceased was laid in an extended position on his back and oriented with his head to the West. These signs of the funeral rite, despite the fact that they do not belong to the classical ones, nevertheless, are found in the study of monuments of nomads of the Altai mountain regions of the Pazyryk period. At the same time, the combination of these features was found mainly in the area of the lower and middle reaches of the Katun river. It is established that mound № 30 is chronologically related to mound №31, which was excavated earlier and is quite well dated to the second half of the IV—III centuries BC. From the accompanying inventory, 2 horn sub-rectangular belt buckles with a rounded upper part and a rectangular base were found in mound № 30. In the process of comparative historical analysis, analogies are given to these artifacts found both in the monuments of the Pazyryk Mountain Altai period and in other regions, including Tuva and Mongolia. Barrow N30 of the Chineta-II burial ground, taking into account the Dating of barrow N31 of the same burial ground and the comparative data given, is tentatively dated to the second half (end) of the IV-III centuries BC. The presence of burials on the Chineta-II burial ground, made both according to the classical canons of the Pazyryk burial rite, and with deviations from it, testifies to certain ethnocultural processes in the Scythian time in the North-Western Altai.

Keywords: Scythian epoch, Altai, Dating, belt plate buckles, funeral rite, artifacts.

Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, заведующий лабораторией этнокультурных и религиоведческих исследований Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: dashkovskiy@fpn.asu.ru.

Dashkovskiy Petr Konstantinovich, doctor of historical sciences, professor, head of the Department of regional Studies of Russia, national and state-confessional relations, head of the laboratory of ethnocultural and religious studies of the Altai state university, Barnaul (Russia). E-mail: dashkovskiy@fpn.asu.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шершнева Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: D2703@yandex.ru.

Shershneva Elena Aleksandrovna, kandidat of historical sciences, docent

of the Department of regional Studies of Russia, national and state-confessional relations,

of the Altai state university, Barnaul (Russia). E-mail: D2703@yandex.ru.

Курганный могильник Чинета-П входит в состав Чинетинского археологического микрорайона, расположенного в окрестностях с. Чинета в Краснощековском районе Алтайского края [Дашковский, 2017а]. Указанный могильник зафиксирован в восточной части второй надпойменной террасы на левом берегу р. Иня (левый приток Чарыша) в 1-1,4 км к ЮЮВ от с. Чинета (рис. 1-2).

КАЗАХСТАН

О SC 100 200 км

Рис. 1. Расположение могильника Чинета-II

В настоящее время на некрополе исследовано 34 объекта, из которых 14 курганов относятся к скифо-сакскому периоду, а остальные — к тюркской, кыргызской и срост -кинской культурам [Дашковский; 2015а, б; 20176]. В данной публикации приводится информация о результатах раскопок и изучения кургана № 30.

Курган № 30 вплотную примыкал к кургану № 31, а с юга перекрывал его насыпь. Результаты исследования кургана № 31частично опубликованы [Дашковский, 2019]. Диаметр каменной насыпи кургана № 30 с севера на юг — 7,5, а с запда на восток — 7,27 м.

Высота сооружения вместе со слоем земли достигала 0,6 м. Высота только каменной насыпи — 0,45 м. Насыпь объекта сооружена преимущественно из средних камней в 2-3 слоя (см. рис. 3-5). При этом камни были уложены достаточно плотно, образуя целостность насыпи. Поэтому неслучайно до зачистки насыпи было предположение, что это один объект, а не два кургана, пристроенных друг к другу. По периметру кургана не выявлено никакой каменной кольцевой выкладки.

Рис. 2. Расположение могильников Ханкаринский дол, И некой дол и Чинета-Н на левом берегу р. Иня в пределах Чинетинского археологического микрорайона

Рис. 3. Насыпи курганов №30-31 могильника Чинета-II после зачистки.

Вид с северо-востока

Рис. 4. Насыпи курганов №30-31 могильника Чинета-Н после зачистки.

Вид с юго-востока

Под насыпью кургана, в центральной ее части, зафиксировано могильное пятно подпрямоугольной формы. В процессе дальнейшего исследования была зафиксирована могильная яма, которая ориентирована длинной осью по линии северо-запад — юго-восток и имела размеры 2,6 х 1,5 х 0,9 м. Глубина могилы отмечена от уровня древнего горизонта, т. е. в данном случае могила неглубокая. Она была частично забутова-на камнями.

Рис. 5. План насыпей курганов №30-31 могильника Чинета-Н

На глубине 0,8-0,9м выявлен скелет человека (см. рис. 6-7). Умерший был уложен в вытянутом положении на спине и ориентирован головой на запад. Руки умершего были вытянуты вдоль тела. У скелета отсутствовала стопа на правой ноге. В районе пояса обнаружены две поясные пластины, изготовленные из рога (см. рис. 8-9).

Рис. 6. Погребение в кургане №30 могильника Чинета-Н

Рис. 7. План погребения в кургане №30 могильника Чинета-Н

BtamBtiiUitijiiimi ^iliii wiiiii a

P p* |Э|#* I?"ШШ

-1

0 3 см

Рис. 9. Инвентарь из кургана №30 могильника Чинета-Н. 1 -2 — роговые пластинчатые пряжки

Важно обратить внимание на следующие особенности погребального обряда, зафиксированные при раскопках кургана № 30 могильника Чинета-П. Для классического погребального обряда пазырыкской культуры характерно помещение умершего в скорченном положении на правом боку и ориентация головой на восток или юго-восток. В рассматриваемом кургане № 30 умерший был уложен в вытянутом положении на спине и ориентирован головой на запад. Указанные признаки погребального обряда, несмотря на то, что они не относятся к классическим, тем не менее встречаются при исследовании памятников кочевников горных районов Алтая пазырыкского времени. При этом сочетание данных признаков выявлено преимущественно в районе нижнего и среднего течения Катуни [Тишкин, Дашковский, 2003: 164-167; Кирюшин, Степанова, 2004].

Кроме кургана № 30 на могильнике Чинета-П раскопано еще несколько объектов с погребениями людей, которые были уложены в вытянутом положении на спине и ориентированы головой на запад. В частности, такие признаки зафиксированы при раскопках курганов № 16, 28 (могила № 1), 32 [Дашковский, Тишкин, Тур, 2006; Дашковский, Ожиганов, 2019]. Кроме того, в курганах № 19,22,23,26,27, 34 умершие были ориентированы головой на восток (юго-восток), но уложены в вытянутом положении на спине [Дашковский, 20176: 113-114].

Наличие на могильнике Чинета-П погребений, совершенных как по классическим канонам пазырыкского погребального обряда, так и с отступлениями от него, свидетельствует об определенных этнокультурных процессах в скифское время в Северо-За-падном Алтае. Примечательно, например, что на указанном могильнике был раскопан курган № 28, под насыпью которого выявлено две могилы, в одной из которых было погребение женщины, уложенной в вытянутом положении на спине и ориентированной головой на запад [Дашковский, Ожиганов, 2019]. Традиция размещения под насыпью двух и более могил характерна для каменской культуры Алтая, которая испытала сильное сакское влияние [Могильников, 1997; Шульга, 2003, рис. 46].

Об интенсивных процессах межкультурного взаимодействия кочевников в указанном районе свидетельствуют и различные категории инвентаря из курганов могильника Чинета-П, которые имеют аналогии в разных культурах скифской эпохи Саяно-Алтая. Примечательно, что наиболее классические признаки пазырыкской культуры зафиксированы на соседнем могильнике Ханкаринский дол [Дашковский, 2016], который расположен в той же долине, что и некрополь Чинета-П. При этом на последнем могильнике выявлено как раз больше признаков погребального обряда и артефактов, отражающих межкультурное взаимодействие кочевников в скифо-сакский период [Дашковский, 20176].

Важно отметить, что курган № 30 согласно планиграфическим и стратиграфическим наблюдениям хронологически связан с курганом №31, раскопанным ранее. Очевидно, что объект №30 сооружался не намного позднее, чем курган №31, который был хорошо виден современникам. Отметим, что курган №31 был достаточно хорошо датирован на основе анализа погребального обряда и инвентаря, а также результатов радиоуглеродного анализа второй половиной 1У-П1 вв. до н. э. [Дашковский, 2019]. Кроме того, указанный объект на основе целого ряда признаков, в том числе находки предметов китайского импорта, отнесен к памятникам так называемой региональной элиты

пазырыкского общества [Дашковский, Мейкшан, 2015; Дашковский, Новикова, 2016]. Курган № 30 сооружен позднее, но тоже относится к скифской эпохе.

Из сопроводительного инвентаря обнаружены, как отмечено выше, две роговые под-прямоугольные поясные пряжки с округлой верхней частью и прямоугольным основанием. Первая пряжка была меньшего размера. Ее длина 7,1 см, максимальная ширина в верхней закругленной части 4,5 см. В средней части основания пряжка имела два отверстия по 0,5 см. Еще одно отверстие было расположено в верхней части изделия посередине и имело диаметр 0,6 см. Вторая пряжка имела длину 10 см и максимальную ширину в верхней закругленной части — 4,8 см. Нижний край изделия был частично сломан. В тоже время удалось установить, что здесь было два параллельных отверстия диаметром 0,6 см. Еще одно отверстие располагалось в 1 см от верхней части предмета и имело диаметр 0,7 см. Кроме того, в отличие от первой поясной пряжки, у второй ниже на 0,5 см от верхнего отверстия располагалось еще одно отверстие подпрямо-угольной формы длинной 2,4 см и шириной 0,5 см.

Следует подчеркнуть, что роговые пластинчатые пряжки встречаются довольно редко в курганах пазырыкской культуры Алтая. Так, они обнаружены в кургане № 1 могильника Юстыд XII [Кубарев, 1991: 86, рис. 21:1-2] и кургане № 1 могильника Ала-Га-ил-3 [Кубарев, Шульга, 2007:110, рис. 25: 6-7]. В последнем случае роговые пластинчатые пряжки, обозначенные авторами публикации как бляхи, имели чуть большую длину, чем изделия из могильника Чинета-П, — до 12,5 см. При этом по количеству отверстий для крепления данных изделий экземпляры из могильников Чинета-II и Ала-Га-ил-3 схожи. В то же время на экземпляре из кургана № 1 могильника Юстыд-П присутствует еще одно технологическое подпрямоугольное отверстие, как и на изделии из кургана № 30 могильника Чинета-II. По мнению исследователей, на завершающем этапе пазырыкской культуры Алтая металлическая поясная фурнитура заменяется преимущественно деревянной и кожаной, а в редких случаях роговой [Кубарев, Шульга, 2007: 102]. При этом роговые пластинчатые пряжки, как в свое время отметил В. Д. Кубарев, характерны именно для поясных наборов кочевников скифской эпохи Тувы и Монголии. При этом часть экземпляров из этих регионов была покрыта высокохудожественной резьбой [Кубарев, 1991: 86; Грач, 1980: 35, рис. 35:10-13-, Волков, 1978:105, рис. 3: 8; Цэвэндорж, 1978: 111, рис. 3: 24]. Курган № 17 могильника Юстыд XII и курган № 1 могильника Ала-Гаил-3, в которых обнаружены роговые поясные пряжки, датированы IV—III вв. до н. э. Таким образом, курган № 30 могильника Чинета-II с учетом датировки кургана № 31 этого же могильника и приведенных выше данных можно датировать второй половиной (концом) IV—III вв. до н. э., возможно, III в. до н. э.

Благодарности

Изучение памятника и его датировка произведены в рамках выполнения проекта РФФИ и администрации Алтайского края «Памятники Чинетинского археологического микрорайона на Алтае: культурно-историческая интерпретация артефактов и возможности использования полученных результатов в туристическом кластере региона» (№ 19-49-220002). Культурно-историческая интерпретация выполнена при финансовой поддержке проекта РФФИ и Министерства культуры, образования и спорта Монголии «Этнорелигиозные и социальные процессы как факторы межкультурного взаи-

модействия населения в трансграничном пространстве Алтая, Тувы и Монголии: история и современность» (№ 19-59-44002).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Грач А. Д. Древние кочевники в Центре Азии. М.: Наука, 1980. 256 с.

Волков В. В. Улангомский могильник // Археология и этнография Монголии. Новосибирск : Наука, 1978. С. 101-107.

Дашковский П. К. Кыргызы на Алтае в контексте этнокультурных процессов в Центральной Азии. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015а. 224 с.

Дашковский П. К. Исследование оградок тюркской культуры на могильнике Чине-та-II // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VIII. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 20156. С. 20-29.

Дашковский П. К. Могильник пазырыкской культуры Ханкаринский дол на Алтае: характеристика погребального обряда и основные направления междисциплинарных исследований // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. IX. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. С. 42-66.

Дашковский П. К. Исследования Краснощековской археологической экспедиции на Алтае в 2001-2016 гг. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XIII. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2017а. С. 83-87.

Дашковский П. К. Результаты изучения погребального обряда кочевников Севе-ро-Западного Алтая скифской эпохи (по материалам могильника Чинета-П) // Труды V (XXI) Всероссийского археологического съезда в Барнауле — Белокурихе. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 20176. С. 112-116.

Дашковский П. К. Радиоуглеродное датирование кургана пазырыкской культуры с предметами китайского импорта из могильника Чинета-II (Алтай) // Поволжская археология. 2019. №3. С. 147-158.

Дашковский П. К., Мейкшан И. А. Изучение региональной элиты кочевников Южной Сибири, Западного Забайкалья и Северной Монголии эпохи поздней древности (на примере пазырыкского общества и хунну) // Элита в истории древних и средневековых народов Евразии: колл. монография / под ред. П. К. Дашковского. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 75-85.

Дашковский П. К., Новикова О. Н. Китайские лаки из могильника скифской эпохи Чинета-II (Алтай) // Археология, этнография и антропология Евразии 2017. №4 (45). С.102-112.

Дашковский П. К., Ожиганов А. Н. Предварительные результаты исследования курганов №28 и 33 на могильнике Чинета-II в Краснощековском районе Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XXV. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. С. 57-63.

Дашковский П. К., Тишкин А. А., Тур С. С. Исследование объектов раннего железного века и средневековья на Чинетинском комплексе памятников (Северо-Западный Алтай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск : Изд-во ИАиЭ СО РАН, 2006. Т. XII. 4.1. С. 315-319.

Кирюшин Ю. Ф., Степанова H. Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004. 292 с.

Кубарев В. Д. Курганы Юстыда. Новосибирск : Наука, 1991. 190 с.

Кубарев В. Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуй и Урсула). Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. 282 с.

Могильников В. А. Население Верхнего Приобья в середине — второй половине I тысячелетия до н. э. М., 1997. 195 с.

Тишкин А. А., Дашковский П. К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. 430 с.

Цэвэндорж Д. Чандманьская культура // Археология и этнография Монголии. Новосибирск : Наука, 1978. С. 108-117.

Шульга П. И. Могильник скифского времени Локоть-4а. Барнаул, 2003. 204 с.

REFERENCES

Grach A. D. Drevnie kochevniki v Tsentre Azii [Ancient nomads in the Center of Asia]. M.: Nauka, 1980. 256 s. (in Russian).

Volkov V. V. Ulangomskii mogil'nik [Ulanoski the burial mound]. Arkheologiia i etnografiia Mongolii [Archaeology and Ethnography of Mongolia]. Novosibirsk: Nauka, 1978. S. 101-107 (in Russian).

Dashkovskiy R K. Kyrgyzy na Altae v kontekste etnokul'turnykh protsessov v Tsentral'noi Azii [Kyrgyz in the Altai in the context of ethno-cultural processes in Central Asia]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2015a. 224 s. (in Russian).

Dashkovskiy R K. Issledovanie ogradoktiurkskoi kul'tury na mogil'nike Chineta-II [Study of the fences of the Turkic culture on the Chineta-II burial ground]. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospective [Worldview of the population of southern Siberia and Central Asia in historical retrospect]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2015b. № 8. S. 20-29 (in Russian).

Dashkovskiy R K. Mogil'nik pazyrykskoi kul'tury Khankarinskii dol na Altae: kharakteristika pogrebal'nogo obriada i osnovnye napravleniia mezhdistsiplinarnykh issledovanii [Pazyryk culture burial Ground Khankarinsky Dol in the Altai: characteristics of the funeral rite and the main directions of interdisciplinary research]. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospective [Worldview of the population of southern Siberia and Central Asia in historical retrospect]. Vyp. IX. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2016. S. 42-66 (in Russian).

Dashkovskiy R K. Issledovaniia Krasnoshchekovskoi arkheologicheskoi ekspeditsii na Altae v 2001-2016 gg. [Research Krasnoschekovsky archaeological expedition to the Altai in the years 2001-2016]. Sokhranenie i izuchenie kul'turnogo naslediia Altaiskogo kraia [Preservation and studying the cultural heritage of Altai region]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2017a. Vyp. XIII. S. 83-87 (in Russian).

Dashkovskiy P. K. Rezul'taty izucheniia pogrebal'nogo obriada kochevnikov Severo-Zapadnogo Altaia skifskoi epokhi (po materialam mogil'nika Chineta-II) [Preservation and studying the cultural heritage of Altai region]. Trudy V (XXI) Vserossiiskogo arkheologicheskogo

s'ezda v Barnaule — Belokurikhe [Preservation and studying the cultural heritage of Altai region]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2017b. S. 112-116 (in Russian).

Dashkovskiy P. K. Radiouglerodnoe datirovanie kurgana pazyrykskoi kul'tury s predmetami kitaiskogo importa iz mogil'nika Chineta-II (Altai) [Radiocarbon Dating of the Pazyryk culture mound with items of Chinese import from the Chineta-II burial ground (Altai)]. Povolzhskaia arkheologiia [Volga archeology]. 2019. №3. S. 147-158 (in Russian).

Dashkovskiy P. K., Meikshan I. A. Izuchenie regional'noi elity kochevnikov Iuzhnoi Sibiri, Zapadnogo Zabaikal'ia i Severnoi Mongolii epokhi pozdnei drevnosti (na primere pazyrykskogo obshchestva i khunnu) [The study of the regional elite of the nomads of southern Siberia, Western Transbaikalia and Northern Mongolia of late antiquity (on the example of the Pazyryk society and the Hunnu)]. Elita v istorii drevnikh i srednevekovykh narodov Evrazii [Elite in the history of ancient and medieval peoples of Eurasia]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2015. S. 75-85 (in Russian).

Dashkovskiy P. K., Novikova O. N. Kitaiskie laki iz mogil'nika skifskoi epokhi Chineta-II (Altai). Archeology, Ethnography and anthropology of Eurasia. 2017. №4 (45). S. 102-112 (in Russian).

Dashkovskiy P. K., Ozhiganov A. N. Predvaritel'nye rezul'taty issledovaniia kurganov № 28 i 33 na mogil'nike Chineta-II v Krasnoshchekovskom raione Altaiskogo kraia [Preliminary results of the study of mounds No. 28 and 33 at the Chineta-II burial ground in the Krasnoshchekovsky district of the Altai territory]. Sokhranenie i izuchenie kul'turnogo naslediia Altaiskogo kraia [Preservation and study of the cultural heritage of the Altai territory]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2019. V. XXV. S. 57-63 (in Russian).

Dashkovskiy P. K., Tishkin A. A., Tur S. S. Issledovanie obektov rannego zheleznogo veka i srednevekov'ia na Chinetinskom komplekse pamiatnikov (Severo-Zapadnyi Altai) [Research of objects of the early iron age and the middle ages on the Chinetinsky complex of monuments (North-Western Altai)]. Problemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredelnykh territorii [Research of objects of the early iron age and the middle ages on the Chinetinsky complex of monuments (North-Western Altai)]. Novosibirsk: Izd-vo IAiE SO RAN, 2006. T. XII. Ch. I. S. 315-319 (in Russian).

Kiriushin Iu. E, Stepanova N. E Skifskaia epokha Gornogo Altaia [The Scythian epoch of the Altai Mountain]. Ch. Ill: Pogrebal'nye kompleksy skifskogo vremeni Srednei Katuni [Burial complexes of the Scythian period of Middle Katun]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2004. 292 s. (in Russian).

Kubarev V. D. Kurgany Iustyda [Barrows Of Ustid]. Novosibirsk: Nauka, 1991. 190 s. (in Russian).

Kubarev V. D., Shulga P. I. Pazyrykskaia kul'tura (kurgany Chui i Ursula) [Barrows of Ustid]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2007. 282 s. (in Russian).

Mogil'nikov V. A. Naselenie Verkhnego Priob'ia v seredine-vtoroi polovine I tysiacheletiia do n. e. [Population of the Upper Ob region in the middle-second half of the first Millennium BC], M„ 1997. 195 s. (in Russian).

Tishkin A. A., Dashkovskiy P. K. Sotsial naia struktura i sistema mirovozzrenii naseleniia Altaia skifskoi epokhi [Social structure and system of worldviews of the population of Altai of the Scythian epoch]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2003.430 s. (in Russian).

Tsevendorzh D. Chandmanskaia kul'tura [Chandmana culture]. Arkheologiia i etnografiia Mongolii [Archeology and Ethnography of Mongolia]. Novosibirsk: Nauka, 1978. S. 108-117 (in Russian).

Shulga R I. Mogil'nik skifskogo vremeni Lokot' — 4a [Burial Ground of the Scythian time Elbow-4A]. Barnaul, 2003. 204 s. (in Russian).

Цитирование статьи:

Дашковский П. К., Шершнева Е. А. Результаты изучения кургана №30 скифского времени на памятнике Чинета-П (Алтай) // Народы и религии Евразии. 2020. № 1 (22). С.42-55. Citation:

Dashkovskiy Р. К., Shershneva Е. A. Results of the study of mound n 30 of the Scythian period on the Chineta-ii monument (Altai). Nations and religions of Eurasia. 2020. № 1 (22). P. 42-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.