Научная статья на тему 'Радиоуглеродное и археологическое датирование погребения скифского времени из могильника Чинета-II (Алтай)'

Радиоуглеродное и археологическое датирование погребения скифского времени из могильника Чинета-II (Алтай) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СКИФСКАЯ ЭПОХА / АЛТАЙ / ХРОНОЛОГИЯ / РАДИОУГЛЕРОДНЫЙ АНАЛИЗ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дашковский П. К.

Рассматриваются вопросы датировки кургана № 21 могильника Чинета-II, который расположен в Краснощековском районе Алтайского края (Северо-Западный Алтай). Курганный могильник Чинета-II, наряду с ранее исследованным в данном районе некрополем Ханкаринский Дол, маркирует северо-западную границу ареала пазы-рыкской культуры на Алтае. Кроме характерных для пазырыкской культуры признаков при исследовании кургана отмечены и специфичные черты. В частности, сопроводительное захоронение лошади было отмечено у западной, а не у северной стенки могилы, как это обычно характерно для пазырыкской культуры. Датировка объекта строилась, во-первых, на результатах анализа сопроводительного инвентаря. При этом важным индикатором выступало деревянное лаковое изделие. Во-вторых, учитывались результаты радиоуглеродного анализа образца кости лошади, который произведен Институтом мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (Томск). С учитом данных археологического и радиоуглеродного датирования сделан вывод о том, что время сооружения объекта не ранее IV в. до н.э., возможно, IV начало III в. до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дашковский П. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Radiocarbon and archaeological dating of the burial of the scythian period from burial Chineta-II (Altay)

The article discusses the Dating of barrow No. 21 burial Chineta II, which is situated in Krasnoshchekovskiy district of Altai Krai (North-Western Altai). A burial ground Chineta II, along with previously researched in the area of the necropolis Khankarinsky dollars, marks the North-Western range border of the Pazyryk culture in the Altai. In addition to the characteristic features of Pazyryk culture in the study of kurgan marked and specific features. In particular, the accompanying burial of the horse was observed at the western and not at the northern wall of the grave, as is usually typical for the Pazyryk culture. Dating of the object was based, firstly, on the results of the analysis of accompanying inventory. At the same time, an important indicator was a wooden lacquer product. Secondly, the results of radiocarbon analysis of the horse bone sample produced by the Institute of monitoring of climatic and ecological systems of the Siberian branch of RAS (Tomsk) were taken into account. Taking into account the data of archaeological and radiocarbon Dating, it is concluded that the construction time of the object is not earlier than IV century BC, possibly IV-beginning of III centuries BC.

Текст научной работы на тему «Радиоуглеродное и археологическое датирование погребения скифского времени из могильника Чинета-II (Алтай)»

Раздел I

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ЕВРАЗИИ

УДК 902

П. К. Дашковский

Алтайский госуларственный университет, Барнаул (Россия)

РАДИОУГЛЕРОДНОЕ И АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДАТИРОВАНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ ИЗ МОГИЛЬНИКА ЧИНЕТА-11 (АЛТАЙ)

Рассматриваются вопросы датировки кургана № 21 могильника Чинета-II, который расположен в Краснощековском районе Алтайского края (Северо-Западный Алтай). Курганный могильник Чинета-II, наряду с ранее исследованным в данном районе некрополем Ханкаринский Дол, маркирует северо-западную границу ареала пазы-рыкской культуры на Алтае. Кроме характерных для пазырыкской культуры признаков при исследовании кургана отмечены и специфичные черты. В частности, сопроводительное захоронение лошади было отмечено у западной, а не у северной стенки могилы, как это обычно характерно для пазырыкской культуры. Датировка объекта строилась, во-первых, на результатах анализа сопроводительного инвентаря. При этом важным индикатором выступало деревянное лаковое изделие. Во-вторых, учитывались результаты радиоуглеродного анализа образца кости лошади, который произведен Институтом мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (Томск). С учитом данных археологического и радиоуглеродного датирования сделан вывод о том, что время сооружения объекта — не ранее IV в. до н.э., возможно, IV — начало III в. до н.э.

Ключевые слова: скифская эпоха, Алтай, хронология, радиоуглеродный анализ, погребальный обряд, импорт.

Р. К. Dashkovskiy

AltaiState University, Barnaul (Russia)

RADIOCARBON AND ARCHAEOLOGICAL DATING OF THE BURIAL OF THE SCYTHIAN PERIOD FROM BURIAL CHINETA II (ALTAY)

The article discusses the Dating of barrow No. 21 burial Chineta II, which is situated in Krasnoshchekovskiy district of Altai Krai (North-Western Altai). A burial ground Chineta II, along with previously researched in the area of the necropolis Khankarinsky dollars, marks the North-Western range border of the Pazyryk culture in the Altai. In addition to the characteristic features of Pazyryk culture in the study of kurgan marked and specific features. In particular, the accompanying burial of the horse was observed at the western and not at the northern wall of the grave, as is usually typical for the Pazyryk culture. Dating of the object was based, firstly, on the results of the analysis of accompanying inventory. At the same time, an important indicator was a wooden lacquer product. Secondly, the results of radiocarbon analysis of the horse bone sample produced by the Institute of monitoring of climatic and ecological systems of the Siberian branch of RAS (Tomsk) were taken into account. Taking into account the data of archaeological and radiocarbon Dating, it is concluded that the construction time of the object is not earlier than IV century BC, possibly IV-beginning of III centuries BC.

Keywords: Scythian era, Altai, chronology, radiocarbon dating, burial rites, import.

DOI: 10.14258/nreur(2018)2-01

В последние годы учеными все больше внимания уделяется уточнению хронологии памятников скифской эпохи в разных регионах Евразии, в том числе в Южной Сибири. При этом за последние двадцать лет появилось больше возможностей для датирования объектов не только в рамках традиционного сравнительно-исторического подхода, но и с использованием радиоуглеродного анализа. Данная публикация посвящена итогам археологического и радиоуглеродного датирования кургана № 21 могильника Чинета-II. Важно отметить, что в настоящее время получено еще крайне мало радиоуглеродных дат для погребений скифской эпохи Северо-Западного Алтая. В отношении памятников пазырыкского периода Чинетинского микрорайона ранее была получена серия радиоуглеродных датировок для некрополя Ханкаринский дол [Тишкин, Дашковский, 2005; Дашковский, Тишкин, 2015]. Эта первая публикация, в которой приводятся данные о радиоуглеродном датировании образцов из курганов скифской эпохи, раскопанных на могильнике Чинета-II.

Могильник Чинета-II входит в состав Чинетинского археологического микрорайона, расположенного в окрестностях с. Чинета Краснощековского района Алтайского края (см. рис. 1) [Дашковский, 2013].

Некрополь зафиксирован в восточной части второй надпойменной террасы на левом берегу р. Иня (левый приток Чарыша) в 1-1,4 км к юго-юго-востоку от с. Чинета. Начиная с 2001 г. исследования на данном памятнике проводит Краснощековская ар-

хеологическая экспедиция Алтайского государственного университета под руководством автора статьи. В пределах данного памятника исследованы курганы, относящиеся к скифскому времени, тюркской, кыргызской, сросткинской археологическим культурам [Дашковский, 2013; 2014; 2015а, б]. В настоящее время на некрополе исследовано 14 курганов скифо-сакского периода (№ 16, 19, 21-24, 26-29, 30-32, 34). Результаты изучения кургана № 21 уже частично публиковались. Однако на данном этапе получены результаты радиоуглеродного анализа, а также итоги изучения отдельных артефактов — предмета китайского импорта, которые позволяют дополнить представление о хронологической атрибутации объекта.

Рис. 1. Месторасположение могильника Чинета-11 на Алтае

Курган № 21 — наиболее крупный из раскопанных в настоящее время объектов на некрополе Чинета-11, расположен в его северной части. Насыпь сооружения имела плоскую форму, поэтому на уровне современной поверхности почти никак не выделялась. Диаметр каменной насыпи объекта, сложенной преимущественно из мелких камней в 1-2 слоя, составлял севера на юг 17,5 м, а с запада на восток — 18 м. Высота сооружения достигала 0,4 м, а с учетом слоя гумуса 0,6 м. По периметру насыпи кургана хоро-

шо прослеживалась крепида из крупных камней (рис. 2, 3). В центре кургана зафиксирован просад камней, образовавшийся из-за ограбления. Под насыпью кургана выявлена могильная яма. Она имела значительные размеры, которые отчасти еще увеличились из-за разграбления погребения в древности: 5,1 х 3,3 х 3,3 м. При выборке грунта из могилы фиксировались мощные следы прокала, особенно ближе к ее дну. На дне могилы на глубине 2,75 м, вероятно, была сооружена деревянная рама с настилом по дну, на котором находилась умершая женщина в возрасте около 35 лет1, ориентированная головой на восток (см. рис. 4, 5).

Рис. 2. Курган № 21 могильника Чинета-!! после зачистки насыпи

Антропологические определения сделаны кандидатом исторических наук, заведующей кабинетом антропологии Алтайского государственного университета С. С. Тур.

Рис. 4. Погребение в кургане № 21 могильника Чинета-11

Рис. 5. План погребения в кургане № 21 могильника Чинета-11

Погребение человека было сильно разрушено грабителями. На первоначальном месте сохранился только череп, а остальные кости оказались существенно смещенными к северу от деревянной рамы. Часть костей скелета отсутствовала, что объясняется разрушением погребения. Под черепом женщины обнаружена уникальная золотая серьга с тремя подвесками, украшенная техникой зёрн (см. рис. 6. — 1). В 0,4 м к западу от черепа в центральной части деревянной рамы зафиксированы многочисленные мелкие фрагменты от керамического сосуда. В этом же месте собраны фрагменты лака, вероятно, от китайской деревянной чашечки. В 0,7 м к западу от плахи деревянной рамы прослежена мощная линия прокала длинной 1,25 м, шириной до 0,4 м. Между прокалом и стенкой деревянной рамы найдены разрозненные кости человека, ритуальная пища (позвонки барана), а также несколько фрагментов золотой фольги (см. рис. 6. — 2-8).

Рис. 6. Инвентарь из кургана № 21 могильника Чинета-11: 1 — серьга с подвесками; 2-8 — фрагменты фольги; 10-11 — пронизки; 12 — подпружная пряжка; 1-8 — золото; 9-11 — кость

Вдоль западной стенки могилы на глубине 2,28-2,62 м обнаружено не потревоженное грабителями сопроводительное захоронение лошади. Животное было уложено на живот с подогнутыми ногами и ориентировано головой на север. Из сопроводительного снаряжения лошади были обнаружены железные двухзвенные кольчатые удила, две костяные пронизки и подпружная пряжка (см. рис. 6. — 10-12).

Курганный могильник Чинета-11, наряду с ранее исследованным в данном районе некрополем Ханкаринский дол [Дашковский, 2011; 2014; 2016; Дашковский, Усова, 2011], маркирует северо-западную границу ареала пазырыкской культуры на Алтае. Несмотря на значительное удаление указанных некрополей от «классических» памятников пазырыкской культуры Центрального и Юго-Восточного Алтая, тем не менее, он имеет не только специфичные черты, но и ряд устойчивых признаков, характерных в целом для погребений пазырыкской культуры (положение умерших скорченно на правом боку с ориентацией головой на восток (юго-восток), сопроводительные захоронения лошадей, характер погребального инвентаря и др.). При этом «классические» признаки погребального обряда пазырыкской культуры в большей степени присутствуют на памятнике Ханкаринский Дол, который представляется более целостным в культурном отношении. На некрополе Чинета-11 зафиксирована большая вариабильность признаков погребального обряда [Дашковский, 2017].

Среди предметов сопроводительного инвентаря особого внимания заслуживает золотая серьга с подвесками (см. рис. 6. — 1). Близкая к ней по типу серьга обнаружена в кургане № 27 могильника Балык-Соок I, датированного второй половиной VI в. до н. э. [Кубарев, Шульга, 2007: 69-70, рис. 14. — 3]. В качестве аналогов ей можно назвать серьги с подвесками из кургана № 6 могильника Лебедевка II в Южном Приуралье [Трей-стер, 2012: 142-144, рис. 73], датированные преимущественно в пределах VI-V вв. до н. э. [Кирюшин, Фролов, 1998: 124-125, рис. 11. — 1]. Примечательно, что серьги обозначенного типа коррелируются с изделиями, представляющими ювелирную традицию Малой Азии, в частности, с вещами ахеменидского круга [Трейстер, 2012: 142-144]. Другие предметы сопроводительного инвентаря из кургана № 21 — керамический сосуд кувшинообразной формы, железные двухзвенные кольчатые удила, две костяные пронизки (см. рис. 6. — 10, 11) и подпружная пряжка (см. рис. 6. — 12) — имеют параллели в материалах пазырыкской культуры Алтая [Кубарев, Шульга, 2007]. Например, близкие аналоги подпружной пряжки и пронизки обнаружены в кургане № 99 могильника Боротал I, в кургане № 11 могильника Ала-Гаил-3 [Кубарев, Шульга, 2007: 118, рис. 30, 12-16; 39, 8, 12-16], кургане № 7 могильника Кайнду [Кирюшин, Степанова, 2004: 236-237, рис. 7, 8, 55, 56], исследованных в горных районах Алтая. Все указанные объекты относятся к числу раннепазырыкских и датированы серединой VI-V вв. до н. э.

Для пазырыкской культуры характерны восточная ориентация захороненной в погребении рассматриваемого кургана женщины в могиле и наличие сопроводительного захоронения лошади. Правда, животное было захоронено у западной, а не у северной стенки могилы и ориентировано головой на север. Такие особенности свидетельствуют, возможно, о принадлежности памятника к раннему периоду развития культуры, когда практика погребения еще не совсем устоялась. Во всяком случае, известны памятники пазырыкской культуры, в которых сопроводительное захоронение лошади было совершено не совсем по канону: курган № 27 могильника Тыткескень VI, курган № 7 могильника Кастахта, курган № 23 могильника Малталу IV, курганов № 11 и № 21 могильника Кок-Су [Кирюшин, Степанова, Тишкин, 2003: 68; Кирюшин, Степа-

нова, 2004: 234; Кубарев, 1992: 114; Сорокин, 1974: 79]. Следует отметить, что указанные курганы могильников Тыткескень VI и Кастахта относятся к раннепазырыкско-му периоду, середине VI-V вв. до н. э., а курганы могильников Малталу IV и Кок-Су — времени не ранее III в. до н. э.

Рис. 7. Общий вид лакокрасочных фрагментов из кургана № 21 м. Чинета-II

Отдельного упоминания заслуживает деревянное лаковое изделие, обнаруженное в кургане № 21 могильника Чинета-II (рис. 7). Подробно результаты его изучения изложены в отдельной публикации [Дашковский, Новикова, 2017]. В данном случае важно отметить несколько принципиальных моментов. Во-первых, находка китайского импорта в кургане № 21 могильника Чинета-II не единственная среди курганов скифской эпохи Алтая. Китайский импорт, как правило, встречается в элитных памятников пазырыкской культуры Алтая [Руденко, 1953; 1960]. В настоящее время аналогичного типа изделия из кургана № 21 обнаружены при раскопках кургана № 31 указанного некрополя [Дашковский, Новикова, 2015; 2017]. Во-вторых, проведенный анализ показал, что лаковые находки из кургана № 21 являются остатками деревянного лакового предмета, толщина стенок которого составляла около 5 мм, с двухсторонней окраской. Для его изготовления были использованы ци-лак и составы на его основе, применена технология чередования слоев лакокрасочного покрытия, сходная с китайской лаковой технологией [Дашковский, Новикова, 2017]. В верхних слоях обнаружена окраска на основе различных пигментов, характерных для китайской лаковой технологии (охра и киноварь). Можно предположить применение в окраске/росписи лакового предмета нескольких красных оттенков. Например, подобная многоцветная роспись есть в декоре фрагмента стенки китайской лаковой чашечки «с ушами» эр бэй (кит. ) [Сутя-гина, Новикова, 2016: 83-91] и у других китайских аналогов [Чу Цинь-Хань цици ишу (ШШ Ш^), 1996; Qin Han qiqi, 2007].

По окраске не дошедшие до настоящего времени в первозданном виде артефакты из курганов № 21 и № 31 могильника Чинета-П обнаруживают сходство с образцами китайских лакокрасочных покрытий и имеет аналоги среди лаковых материалов из элитных памятников скифской эпохи Алтая, прежде всего, в образцах из могильника Пазы-рык [Дашковский, Новикова, 2017]. Исследования стратиграфии красочных слоев проб из рассматриваемого памятника показали, что лакокрасочные покрытия были изготовлены по традиционной для Древнего Китая лаковой технологии. Верхние слои лака красного цвета (пигментированный красный слой чешуек) аналогичны слоям красной краски чжу-ци (чшу-чи) (кит. zhйqí — смесь ци-лака с киноварью). Нанесены они на тонкие слои темно-коричневого ци-лака (лакокрасочное покрытие из кургана № 21), а в ряде случаев черного лака (лакокрасочное покрытие из кургана № 31) [Дашковский, Новикова, 2017]. Как и в традиционных китайских лаках, слои изучаемого лака лежат поверх слоя ткани из растительных волокон. Таким образом, найденные в кургане № 21 остатки артефакта с лаковым покрытием являются особой категорией китайского импорта и определенным социальным маркером погребения кочевника.

При этом важно подчеркнуть значение китайского импорта для установления хронологии курганов скифской эпохи Алтая. В данном случае следует учитывать, что фрагменты лакового предмета несколько «омолаживают» дату кургана № 21, поскольку китайские изделия встречаются в курганах пазырыкской культуры преимущественно в Г^Ш вв. до н. э. [Шульга, 2015: 30].

Теперь обратимся к результатам радиоуглеродного анализа образца кости лошади из кургана № 21 могильника Чинета-П. Радиоуглеродный анализ осуществлялся в Аналитическом центре изотопных исследований Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (ИМКЭС СО РАН, Томск). Полученные результаты представлены в таблице.

Результаты радиоуглеродного анализа образца из кургана № 21 могильника Чинета-Н

Лабораторный номер Описание образца Место отбора Радиоуглеродный возраст Календарный возраст (Новое время)

ИМКЭС-14С1023 Кость лошади Могильник Чинета-11, могила № 1, курган № 21 2439±75 По 16 (68 %) 760-400 ВС По 26 (95%) 780-390 ВС

Интервалы калиброванного календарного возраста (см. рис. 8) получены с помощью программы, разработанной в Оксфордском университете (Великобритания) и определены старшим научным сотрудником ИМКЭС СО РАН кандидатом технических наук Г. В. Симоновой.

Несмотря на широкий в определенной степени диапазон дат, полученные данные существенно дополняют наши исследования. Особенно важно отметить, что это первая радиоуглеродная дата по памятникам скифской эпохи, раскопанным на могильнике Чинета-П. При этом ранее уже были получены радиоугреродные даты для курганов пазырыкской культуры могильника Ханкаринский дол [Тишкин, Дашковский, 2007; Дашковский, Тишкин, 2015], расположенного в одной и той же долине, что и некрополь Чинета-П.

ЮООСаШС ЗООСаШС СаШСЮгОАО

СаЛЬ^ес! сМе

Рис. 8. Интервалы калиброванного календарного возраста

Таким образом, проведенный анализ погребального обряда и инвентаря из кургана № 21 могильника Чинета-11 позволил сделать следующие выводы. Во-первых, исследованный курган относится к скифской эпохе. Это подтверждается и данными радиоуглеродного анализа. Во-вторых, особенности сопроводительного инвентаря и прежде всего, наличие предмета китайского импорта позволяют заключить, что время сооружения объекта не ранее IV в. до н. э., возможно, IV — начало III в. до н. э. Это связано с тем, что предметы китайского импорта встречаются, как правило, в курганах пазы-рыкской культуры Алтая не ранее указанного хронологического периода.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Дашковский П. К. Основные направления изучения памятников древних и средневековых кочевников Чинетинского археологического микрорайона на Алтае // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2013. С. 187-190.

Дашковский П. К. Стелы и оленные камни из памятников древних кочевников Северо-Западного Алтая // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VII. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. С. 46-62.

Дашковский П. К. Исследование оградок тюркской культуры на могильнике Чине-та-П // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VIII. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015а. С. 20-29.

Дашковский П. К. Кыргызы на Алтае в контексте этнокультурных процессов в Центральной Азии. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015б. 224 с.

Дашковский П. К. Могильник пазырыкской культуры Ханкаринский дол на Алтае: характеристика погребального обряда и основные направления междисциплинарных исследований // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. IX. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. С. 42-66.

Дашковский П. К. Предварительные результаты изучения курганов скифской эпохи на могильнике Чинета-П (Северо-Западный Алтай) // V (XXI) Всероссийский археологический съезд : сборник научных трудов. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2017. С. 308-309.

Дашковский П. К., Новикова О. Н. Предварительные итоги изучения образцов лака из кургана № 31 могильника Чинета-П (Алтай) // Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований : материалы международной конференции. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 115-119.

Дашковский П. К., Новикова О. Н. Китайские лаки из могильника скифской эпохи Чинета II (Алтай) // Археология, этнография и антропология Евразии 2017. № 4 (45). С. 102-112.

Дашковский П. К., Тишкин А. А. Новые данные по радиоуглеродному датированию кургана № 5 могильника Ханкаринский дол (Алтай) // Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 119-125.

Дашковский П. К., Усова И. А. Погребение пазырыкской культуры на могильнике Ханкаринский дол (Северо-Западный Алтай) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 3 (47). С. 78-84.

Елихина Ю. И., Новикова О. Г. Исследования китайских лакированных чашечек эпохи Хань из коллекции Государственного Эрмитажа // Теория и практика археологических исследований. № 1. Барнаул, 2013. С. 135-146.

Кирюшин Ю. Ф., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. 234 с.

Кирюшин Ю. Ф., Степанова Н. Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Барнаул, 2004. 292 с.

Кирюшин Ю. Ф., Фролов Я. В. Комплекс памятников эпохи раннего железа в районе с. Елунино // Древние поселения Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1998. С. 117-137.

Кубарев В. Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск: Наука, 1992. 220 с.

Кубарев В. Д., Шульга П. И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. 282 с.

Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М. ; Л. : Наука, 1953. 524 с.

Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М. ; Л. : Наука, 1960. 514 с.

Сорокин С. С. Цепочка курганов времен ранних кочевников на правом берегу р. Кок-Су (Южный Алтай) // АСГЭ. Вып. 16. Л. : ГЭ, 1974. С. 62-91.

Сутягина Н. А., Новикова О. Г. Китайская лаковая чашечка из погребения «золотого человека» (по материалам могильника Бугры в предгорьях Алтая) // Археология, этнография и антропология. Евразии. 2016. № 4 (44). С. 83-91.

Тишкин А. А., Дашковский П. К. Результаты радиоуглеродного датирования памятников пазырыкской культуры Ханкаринской дол и Яломан-Ш // Радиоуглерод в археологических и палеоэкологических исследованиях: СПб. : Теза, 2007. С. 291-299.

Трейстер М. Ю. Ахеменидские ювелирные украшения костюма из драгоценных металлов из Южного Приуралья. Изделия ахеменидского круга и местные традиции. Произведения постахеменидской традиции // Влияние ахеменидской культуры в Южном Приуралье (У-Ш вв. до н. э.). М. : Таус, 2012. Т. I. С. 134-165.

Шульга П. И. Датировка курганов Пазырыка и китайских зеркал с Т-образными знаками // Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 366-371.

Чу Цинь-Хань цици ишу (ШШ Ш^) / ШМ±. 1996. (Лаковые

художественные изделия княжества Чу / под ред. Чэнь Чжэнью. Ухань : Изд-во Хубэй мэйшу. 1996-318 с.).

REFERENCES

Dashkovskii P. K. Osnovnye napravleniia izucheniia pamiatnikov drevnikh i srednevekovykh kochevnikov Chinetinskogo arkheologicheskogo mikroraiona na Altae [The main directions of studying of monuments of ancient and medieval nomads of the Chinetinsky archaeological district on Altai]. Sovremennye resheniia aktual'nykhproblem evraziiskoi arkheologii [Modern solutions of actual problems of the Euroasian archeology]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2013. S. 187-190.

Dashkovskii P. K. Stely i olennye kamni iz pamiatnikov drevnikh kochevnikov Severo-Zapadnogo Altaia [Stands and deer stones of the monuments of ancient nomads of the North-West Altai]. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive [Worldview of the population of South Siberia and Central Asia in historical retrospective]. V. VII. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2014. S. 46-62.

Dashkovskii P. K. Issledovanie ogradok tiurkskoi kul'tury na mogil'nike Chineta-II [Research of fences of the Turkic culture on chinet's burial ground II]. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive [Worldview of the population of South Siberia and Central Asia in historical retrospective]. V. VIII. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2015a. S. 20-29.

Dashkovskii P. K. Kyrgyzy na Altae v kontekste etnokul'turnykh protsessov v Tsentral'noi Azii [Kyrgyz Altai in the context of ethno-cultural processes in Central Asia]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2015b. 224 s.

Dashkovskii P. K. Mogil'nik pazyrykskoi kul'tury Khankarinskii dol na Altae: kharakteristika pogrebal'nogo obriada i osnovnye napravleniia mezhdistsiplinarnykh issledovanii [The Burial site of the Pazyryk culture Khankaisky dollars in the Altai: characteristics of the burial rite and the main directions of interdisciplinary research]. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive [Worldview of the population of South Siberia and Central Asia in historical retrospective]. Vyp. IX. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2016. S. 42-66.

Dashkovskii P. K. Predvaritel'nye rezul'taty izucheniia kurganov skifskoi epokhi na mogil'nike Chineta-tt (Severo-zapadnyi Altai) [Preliminary results of the study of burial mounds of Scythian era on the burial ground Chineta-TT (North-Western Altai)]. V (XXI) Vserossiiskii arkheologicheskii s'ezd sbornik nauchnykh trudov [V (XXI) all-Russian archaeological Congress the collection of scientific papers]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2017. S. 308-309.

Dashkovskii P. K., Novikova O. N. Predvaritel'nye itogi izucheniia obraztsov laka iz kurgana № 31 mogil'nika Chineta-II (Altai) [Preliminary results of the study of lacquer samples from mound № 31 chinet-II burial ground (Altai)]. Arkheologiia Zapadnoi Sibiri i Altaia: opyt mezhdistsiplinarnykh issledovanii. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii [Archeology of Western Siberia and Altai: experience of interdisciplinary research. Proceedings of the international conference]. Barnaul. 2015. S. 115-119.

Dashkovskii P. K., Novikova O. N. Kitaiskie laki iz mogil'nika skifskoi epokhi Chineta ll (Altai) [Chinese varnishes from the burial ground of the Scythian era Chinet ll (Altai)]. Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii [Archeology, Ethnography and anthropology of Eurasia]. 2017. № 4 (45). S. 102-112.

Dashkovskii P. K., Tishkin A. A. Novye dannye po radiouglerodnomu datirovaniiu kurgana № 5 mogil'nika Khankarinskii dol (Altai). Arkheologiia Zapadnoi Sibiri i Altaia: opyt mezhdistsiplinarnykh issledovanii. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2015. S. 119-125.

Dashkovskii P. K., Usova I. A. Pogrebenie pazyrykskoi kul'tury na mogil'nike Khankarinskii Dol (Severo-Zapadnyi Altai) [New data on radiocarbon Dating of barrow No. 5 burial Khankaisky dollars (Altai)]. Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii [Archeology of West Siberia and Altai: experience of interdisciplinary research. Proceedings of the international conference]. 2011. № 3. S. 78-84.

Elikhina Iu. I., Novikova O. G. Issledovaniia kitaiskikh lakirovannykh chashechek epokhi Khan» iz kollektsii Gosudarstvennogo Ermitazha [Studies of Chinese lacquered cups of the Han from the collection of the State Hermitage Museum]. Teoriia ipraktika arkheologicheskikh issledovanii [Theory and practice of archaeological research]. № 1. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2013. S. 135-146.

Kiriushin Iu. F., Stepanova N. F., Tishkin A. A. Skifskaia epokha Gornogo Altaia [Scythian epoch of Mountain Altai]. Part II: Funeral and memorial complexes of Pazyryk culture. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2003. 234 s.

Kiriushin Iu. F., Stepanova N. F. Skifskaia epokha Gornogo Altaia [Scythian epoch of Mountain Altai]. Ch. III: Pogrebal'nye kompleksy skifskogo vremeni Srednei Katuni [Part III: Burial complexes of the Scythian time of the Middle Katun]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2004. 292 s.

Kiriushin Iu. F., Frolov Ia. V. Kompleks pamiatnikov epokhi rannego zheleza v raione s. Elunino [Complex of monuments of the early iron age near the village of Elenino]. Drevnie poseleniia Altaia [Ancient settlements of the Altai]. Barnaul, 1998. S. 117-137.

Kubarev V. D. Kurgany Sailiugema [Barrows Sailugem]. Novosibirsk, 1992. 220 s.

Kubarev V. D., Shul'ga P. I. Pazyrykskaia kul'tura (kurgany Chui i Ursula) [Pazyryk culture (mounds Chewie and Ursula)]. Barnaul, 2007. 282 s.

Rudenko S. I. Kul'tura naseleniia Gornogo Altaia v skifskoe vremia [Culture of the population of Mountain Altay in the Scythian time]. M. ; L., 1953. 524 s.

Rudenko S. I. Kul'tura naseleniia Tsentral'nogo Altaia v skifskoe vremia [Culture of the population of the Central Altai in Scythian time]. M. ; L., 1960. 514 s.

Sorokin S. S. Tsepochka kurganov vremen rannikh kochevnikov na pravom beregu r. Kok-Su (Iuzhnyi Altai) [Chain of barrows of the early nomads on the right Bank of the river Kok-su (southern Altai)]. Arkheologicheskiesoobshcheniia Gosudarstvennogo Ermitazha [Chain of mounds of the early nomads on the right Bank of the Kok-su river (South Altai)]. Vyp. 16. L., 1974. S. 62-91.

Sutiagina N. A., Novikova O. G. Kitaiskaia lakovaia chashechka iz pogrebeniia "zolotogo cheloveka" (po materialam mogil'nika Bugry v predgor'iakh Altaia) [Chinese lacquer Cup from the burial of the "Golden man" (based on the materials of the burial Hillocks in the foothills of Altai)]. Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii [Archeology, Ethnography and anthropology. Eurasians]. 2016. № 4 (44). S. 83-91.

Tishkin A. A., Dashkovskii P. K. Rezul'taty radiouglerodnogo datirovaniia pamiatnikov pazyrykskoi kul'tury Khankarinskoi dol i Ialoman-III [The Results of the radiocarbon Dating of the monuments of the Pazyryk culture Khankaiskii $ Yaloman-III]. Radiouglerod v arkheologicheskikh ipaleoekologicheskikh issledovaniiakh [Radiocarbon in archaeological and paleoenvironmental studies]. SPb., 2007. S. 291-299.

Treister M. Iu. Akhemenidskie iuvelirnye ukrasheniia kostiuma iz dragotsennykh metallov iz Iuzhnogo Priural'ia. Izdeliia akhemenidskogo kruga i mestnye traditsii. Proizvedeniia postakhe-menidskoi traditsii [Achaemenid costume jewelry made of precious metals from the southern Urals. Products of the Achaemenid circle and local traditions. Works of post-Achaemenid tradition]. Vliianie akhemenidskoi kul'tury vIuzhnom Priurale (V-III vv. do n.e.) [Influence of Achaemenid culture in the southern Urals (V-III centuries BC)]. M., 2012. T. I. S. 134-165.

Shul'ga P. I. Datirovka kurganov Pazyryka i kitaiskikh zerkal s T-obraznymi znakami [The Dating of the mounds of Pazyryk and Chinese mirror with T-shaped signs // Archeology of West Siberia and Altai: experience of interdisciplinary research]. Arkheologiia Zapadnoi Sibiri i Altaia: opyt mezhdistsiplinarnykh issledovanii [Archeology of West Siberia and Altai: experience of interdisciplinary research]. Barnaul, 2015. S. 366-371.

Chu Tsin' — Khan' tsitsi ishu (W.M / E: J^jtM 1996. (Lakovye

khudozhestvennye izdeliia kniazhestva Chu / pod red. Chen' Chzhen'iu. Ukhan': Izd-vo Khubei meishu. 1996-318 s. [Lacquer art products of the Principality of Chu, ed. by Chen Janu. Wuhan: Hubei meishu Publishing house. 1996. 318 s.)].

УДК 94 (517) «11/12» (092):930.2 (=58) E. Г. Сакович

Белорусский госуларственный университет, Минск (Беларусь)

ТИБЕТСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ЧИНГИС-ХАНЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена рассмотрению тибетских источников, авторы которых описали детство, юность и политическую деятельность Чингис-хана. Выявлены особенности монгольского летописания XVII в., основанного на буддийско-ламаистском базисе повествования, идея которого заключалась в поиске преемственности монгольских ханов, родословная которых вела начало от индийских и тибетских царей; показаны историко-политические факторы, оказавшие влияние на создание монгольских летописей XVII в. Показана роль тибетского языка в формировании монгольских ученых и его значимость для монгольских летописей XVII в.; уделено внимание рассмотрению достаточно продолжительного процесса завоевания монголами Тибета и последующего его включения в состав Монгольской империи.

Проанализированы взгляды тибетских летописцев на юные годы Чингис-хана: выявлены факторы, которые, по мнению авторов, в большей степени повлияли на формирование его как великого хана; показана деятельность Чингис-хана по объединению племен и формированию Монгольской империи; проанализированы некоторые завоевательные походы Чингис-хана: вторжение монголов в тангутское государство, в государство Цзинь и частично Туркестан.

Ключевые слова: монголы, летопись, территория, источник, завоевательные походы, Чингис-хан, Тибет, Монгольская империя, племена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.