УДК 796
Хусточка А.В.
студент
Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: в работе рассмотрены особенности подготовки учащихся к сдаче норм
ГТО.
Ключевые слова: ГТО, физкультурно-спортивная деятельность, мотивация.
Возросшая роль физической культуры и спорта в современном обществе является важной в комплексе пропаганды здорового образа жизни подрастающего поколения, универсальным механизмом которого представляется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [10].
Снижение двигательной активности, умственной и физической работоспособности учащихся вызывает необходимость поиска новых технологий образовательного процесса по физической культуре, направленных на оптимизацию физического состояния и физической подготовленности. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» является одним из важнейших направлений физической активности и физического развития школьников [14].
При этом, большинство учащихся общеобразовательных школ в настоящее время имеют низкую результативность при выполнении нормативов комплекса ГТО, что подтверждено многочисленными исследованиями.
Специалисты говорят не только о низком уровне физической подготовленности школьников, но и об отсутствии знаний, тестов и нормативов комплекса ГТО. Поэтому, незаинтересованность школьников к процессу подготовки и сдаче нормативов ГТО является препятствием к развитию физических качеств и двигательных способностей и, в связи с этим, низким уровнем физической подготовленности [37].
Ю.А. Курочкина, Я.В. Кириллова (2017) в своей работе для совершенствования физической подготовленности школьников и достижения высоких результатов сдачи нормативов ГТО предлагают использовать в учебно-воспитательном процессе по физической культуре специальные физические упражнения с комплексной направленностью на развитие базовых и специальных двигательных способностей с учетом сенситивных периодов развития физических качеств [43].
Внедрение комплекса ГТО в физкультурно-спортивную деятельность школьников связано со многими проблемами, одной из которых является различие в конституциональных типах учащихся, особенно это касается среднего школьного возраста, что напрямую связано с доступностью выполнения нормативов. Исследователи констатируют факт зависимости результатов тестирования ГТО от показателей массы и длины тела учащихся, что вызывает необходимость учета данной зависимости при подготовке школьников к выполнению нормативов ГТО [41].
Здоровьеформирующий подход, используемый в систематической подготовке школьников к выполнению нормативов ГТО, позволяет решать проблемы укрепления и повышения уровня здоровья учащихся [82].
Таким образом, внедрение комплекса ГТО и подготовка школьников к выполнению нормативов с использованием эффективных средств и методов позволяет усовершенствовать процесс физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Мониторинг выполнения нормативных требований ВФСК «ГТО» позволяет решать задачи школьного физического
воспитания на протяжении всех лет обучения, формировать у учащихся ценностное представление о физической культуре и спорте, стимулировать их личные достижения.
Успешность выполнения нормативов комплекса ГТО учащихся во многом зависит от уровня физической подготовленности школьников, повышение которой осуществляется в процессе уроков физической культуры и внеурочной деятельности с использованием специальных физических упражнений для развития физических качеств и двигательных способностей [29].
Как мальчики, так и девочки данной возрастной группы показали в испытании на скоростно-силовые способности достаточно неплохие результаты. Так, средний результат у мальчиков 13 лет составил 181,54±3,21 см, у мальчиков 14 лет - 186,41±2,88 см (рис. 1). Полученные результаты соответствуют среднему уровню физической подготовленности. Нормативные показатели комплекса ГТО в данном испытании и соответствие их уровню физической подготовленности для мальчиков 13-14 лет составляют: золотой знак - высокий уровень физической подготовленности - 215 см, серебряный знак - выше среднего уровня физической подготовленности - 190 см, бронзовый знак -средний уровень физической подготовленности - 170 см.
бронзовый знак (с ' золотой знак (выс
девочки 14 лет
девочки 13 лет
серебряный знак
исходн
ые показатели 160
(уровень выше ср
;днего)
180
180
135 140 145 150 155 160 165 170 175 180
Рисунок 1. Результаты исследования прыжков в длину с места толчком двумя ногами у девочек 13-14 лет
Одно из испытаний, определяющее уровень развития координационных способностей у учащихся 13-14 лет, проведено с использованием метания мяча весом 150 грамм. Как мальчики, так и девочки 13-14 лет в данном испытании показали низкие результаты.
Нормативные показатели комплекса ГТО в данном испытании и соответствие их уровню физической подготовленности для мальчиков 13-14 лет составляют: золотой знак - высокий уровень физической подготовленности - 40 м, серебряный знак - выше среднего уровня физической подготовленности - 34 м, бронзовый знак - средний уровень физической подготовленности - 30 м. Мальчики 13 лет выполнили метание мяча на 21,34±4,47 м, мальчики 14 лет выполнили метание мяча на 22,43±4,56 м (рис. 2). Полученные результаты соответствуют низкому уровню физической подготовленности.
I бронзовый знак (средний уровень) I золотой знак (высоки
девочки 14 лет
девочки 13 лет
серебряный знак (;
уровень выше среднего
27
27
10 15 20 25
30
0
5
Рисунок 2. Результаты исследования метания мяча весом 150 грамм
у девочек 13-14 лет
Нормативные показатели комплекса ГТО в данном испытании и соответствие их уровню физической подготовленности для девочек 13-14 лет составляют: золотой знак - высокий уровень физической подготовленности - 27 м, серебряный знак - выше среднего уровня физической подготовленности - 21 м, бронзовый знак - средний уровень физической подготовленности - 19 м. Девочки 13 лет выполнили метание мяча на 15,51±3,68 м, девочки 14 лет выполнили метание мяча на 16,37±3,29 м (рис. 14). Полученные результаты
также, как и у мальчиков данной возрастной группы, соответствуют низкому уровню физической подготовленности.
Таким образом, по результатам тестирования можно сказать о том, что скоростные способности учащихся 13-14 лет находятся на среднем уровне физической подготовленности. Уровень развития общей выносливости школьников соответствует низкому уровню физической подготовленности. Уровень развития гибкости учащихся соответствует среднему уровню физической подготовленности у мальчиков и уровню физической подготовленности выше среднего у девочек. Уровень развития координационных способностей у мальчиков и девочек 13 лет соответствует низкому уровню физической подготовленности, у мальчиков и девочек 14 лет -среднему уровню физической подготовленности. Уровень развития координационных способностей у учащихся 13 лет (мальчики и девочки) соответствует низкому уровню физической подготовленности, а у учащихся 14 лет (мальчики и девочки) - среднему уровню физической подготовленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богомолова, А.В. Проблема реализации физкультурно-спортивного комплекса ГТО / А.В. Богомолова, О.Н. Дувалина // Colloquium-Journal. - 2019. - № 27-6(51). - С. 16-18
2. Киласьев, И.А. Информированность как педагогическое условие для формирования общих основ знаний о физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) у учащихся младшего школьного возраста / И.А. Киласьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4(194). - С. 185-190.
3. Кудинова, В.А. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 59-61.
4. Курочкина, Ю.А. Результаты выполнения v ступени нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) учащимися в условиях современной школы / Ю.А. Курочкина, Я.В. Кириллова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2017. - № 3(15). - С. 65-70.
Khustochka A.V.
student
Zabaikalsky State University (Chita, Russia)
RESULTS OF STUDY OF LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
Abstract: the paper considers the features of preparing students to pass the TRP standards. Keywords: TRP, physical culture and sports activity, motivation.