Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПОЛИ-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПОЛИ-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
роль / ролевое поведение / профессионально-ролевое поведение / студенты-психологи / тренинговая программа / арт-терапия / role / role-playing behavior / professional-role behavior / psychology students / training program / art therapy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.А. Мищенко, А.В. Миронов, Л.А. Белова

В условиях современной образовательной ситуации заметно повышается роль психологического знания и определения профессионально-ролевой деятельности обучающихся. Автор отмечает, что феномен поли-ролевого поведения студентов психологического направления требует теоретической обоснованности и экспериментального подтверждения. Цель статьи – определение психологических особенностей поли-ролевого поведения студентов-психологов, а также выявление условий его развития в ходе специально разработанной тренинговой программы. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет». В констатирующем этапе эксперимента приняли участие 53 студента II – III курсов. Основными методами исследования являются теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный); экспериментально-эмпирические (формирующий эксперимент), психодиагностические (Диагностика уровня эмпатических способностей, Опросник рефлексивности, др.), математико-статистические методы. Научной новизной исследования является специально разработанная тренинговая программа с использованием элементов арт-терапии, направленная на развитие поли-ролевого поведения студентов психологического направления. Результаты исследования сравнительного анализа средних значений по Т-критерию Стьюдента для независимых выборок в контрольной и экспериментальной группах после проведения тренинговой программы были выявлены 4 статистически значимых изменения. Анализ результатов проведенного эксперимента показал, что обучающиеся развили у себя способность к эмпатии, значимой в работе профессионального психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.А. Мищенко, А.В. Миронов, Л.А. Белова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL CONDITIONS AND MEANS OF DEVELOPMENT OF POLY-ROLE BEHAVIOR OF PSYCHOLOGY STUDENTS

In conditions of the modern educational situation, the role of psychological knowledge and the definition of professional role activity of students is noticeably increasing. The authors note that the phenomenon of poly-role behavior of students of the psychological direction requires theoretical validity and experimental confirmation. The purpose of the study is to determine the psychological characteristics of the role-playing behavior of psychology students, as well as to identify the conditions for its development in the course of a specially developed training program. The study is conducted on the basis of the Humanitarian Institute of the Ugra State University. 53 students of the II-III courses took part in the ascertaining experiment. The main research methods are: theoretical (analytical-synthetic, comparativecomparative); experimental-empirical (forming experiment), psychodiagnostic (Diagnostics of the level of empathic abilities, reflexivity questionnaire, etc.), mathematicalstatistical methods. The scientific novelty of the study is a specially developed training program with the use of elements of art therapy, aimed at developing the role-playing behavior of students of the psychological direction. Based on the comparative analysis of the average values according to the student’s T-criterion for independent samples in the control and experimental groups after the training program, 4 statistically significant changes are identified. Analysis of the results of the experiment shows that students have developed the ability to empathy, which is important in the work of a professional psychologist.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПОЛИ-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

to complete the online assignments independently and submit them timely in order to make good preparation for the following classroom learning. The selected listening and speaking materials in the pre-class intensive training module are usually from high-quality platforms by English native speakers, and students should collect necessary background information by watching videos or listening to audio materials posted on Rain Classroom platform by professors, or make rational use of other online resources to learn the history, economy, politics and culture of English speaking countries in the natural contexts. And the final submissions made by students in the training module are all visible to the professors on the platform for their further evaluation. This module focuses on cultivating students' cross-cultural ability and English thinking ability, learning the customs differences between Eastern and Western life in ethics, religious beliefs, values and world outlook, and thus avoiding understanding deviation in text expression, which are all greatly helpful to second language acquisition.

2. After-class differentiation-oriented consolidated training module

The traditional English classroom teaching can not fully take students' individual aptitudes into account to meet their different learning requirements. Even in a class with similar level students, professors in no way give a lecture with an educational equity from the perspectives of teaching objectives, teaching content and teaching evaluation. Therefore, the after-class differentiation-oriented consolidated training module comes into being, as an indispensable auxiliary part of traditional classroom teaching, which aims to functionally strengthen in-class teaching content by the graded training practices, in order to cultivate students in accordance with their aptitude.

In the initial stage of establishing the training module, the multilevel training objectives, the scientificity and practicality of the graded exercises, and the authenticity and reliability of later evaluation need to be carefully designed, which are critical to the achievement of the original intention of education fairness.[3] During the early implementation of this training module, professors take the College English curriculum requirements and syllabus as the starting point, design personalized after-class practices and properly divide them into at least three grades for students of different levels on the Rain Classroom platform, which provides students with a virtual foreign language learning space, lowering the degree of anxiety in the classroom and improving their language learning efficiency.

The differentiated training designed by professors follow the basic principles of language test, ensure the validity and reliability of the questions, and ensure that the results reflect students' real English level.[4] With those well-designed consolidated training, students' personal differences and needs are taken seriously, and their language ability and literacy in the learning process are measured comprehensively. Students have a more scientific and objective understanding of their own language learning ability, while professors could give students guidance and teaching based on the training results.

3. Weekly CET-4/6 training module

The teaching objectives of College English are to cultivate non-English major students' comprehensive English application ability, including their listening, speaking, reading, writing and translating abilities, to enhance their autonomous learning ability and to improve their cultural mastery, so that they could communicate effectively in

Библиографический список

English in their future study and work to meet the needs of China's social development and international communication.^] The most effective way to test students' comprehensive English application ability is to take the College English Test 4/6 (CET-4/6), which are large-scale standardized examinations held twice a year respectively by China's Ministry of Education. Therefore, College English teaching should not only focus on the improvement of students' cultural cognitive and language application abilities, but also tend to improve their performance in the tests.

Compared with the former two modules, this weekly training module is established deliberately for CET-4/6 and the related training parts could be done selectively. The schedule of the two former modules have to follow the classroom teaching arrangements, while the latter one is supposed to take anytime in a week.

According to the CET-4/6, the weekly training module consists of 4 parts: writing, listening comprehension, reading comprehension and translation. All the exercises would be selected from the real CET-4/6 over the years in order to measure the students' actual English ability objectively and accurately, and conversely the evaluation could further serves for the following College English Teaching. All the exercises in this module are not mandatory, and students are free to choose and carry out any part of the practices according to their own superiority and inferiority. There are short news, long conversations and passages in listening comprehension part, while word selections, paragraphs' matching and passages in reading comprehension part. With the rights of selection, students become the main body of learning, and free from teachers' or professors' domination and external interference, they achieve knowledge and skills continuously and autonomously.

Conclusion

This research takes Rain Classroom as an auxiliary platform to develop a College English extracurricular learning model, which consists of 3 modules: the pre-class intensive training module puts emphasis on the cultivation of students' cross-cultural communicating ability; the after-class differentiation-oriented consolidated training module aims to improve the effectiveness of language learning for students of different levels; and the weekly CET-4/6 training module is established to assist students to perform well in the examinations. This language learning model manages to arouse students' interest in western culture and language, and therefore, motivates their initiatives in the process of language learning.

In the era of big data, most universities and colleges adopt modern information technology to improve the traditional teaching mode dominated by teachers and professors, in order to realize the teaching goal of changing from teachers' teaching to students' personal and autonomous learning. The exploration of this learning model, combined with the reality of College English teaching, frees the teachers' teaching and students' learning from the restrictions of time and place to a certain extent, and provides a reference for further optimization of the traditional language acquisition method. It organically combines traditional classroom teaching and online resources, and strengthens the students' dominant position in the teaching and learning process. This extracurricular learning model develops students' learning interest, confidence and autonomy, promotes the quality of teacher-student interaction, increases students' overall satisfaction, and will definitely improve the effectiveness of College English teaching.

1. Ван Шуайго. Rain Classroom: Интеллектуальные средства обучения в контексте мобильного интернета и больших данных. Современные образовательные технологии. 2017; № 5: 26 - 32.

2. Лай Ч. Исследование по разработке и применению гибридного обучения на основе интеллектуальной обучающей платформы «Rain Classroom». Диссертация ... кандидата филоогических наук. Чанша, 2018.

3. Лян Д. Проектирование и практика на основе гибридного режима обучения «Rain Classroom». Вестник Народного университета общественной безопасности Китая. 2017; № 1: 105 - 108.

4. Murry R. Evaluation of Evidence-based Practices in Online Learning: a Meta-analysis and Review of Online Learning Studies [J]. US Department of Education. 2009; № 3: 93.

5. Суй С. Исследование по оптимизации преподавания английского языка в университетских аудиториях в сетевой среде. Диссертация ... кандидата филологических наук. Шанхай, 2013.

References

1. Van Shuajgo. Rain Classroom: Intellektual'nye sredstva obucheniya v kontekste mobil'nogo interneta i bol'shih dannyh. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. 2017; № 5: 26 - 32.

2. Laj Ch. Issledovanie po razrabotke i primeneniyu gibridnogo obucheniya na osnove intellekiual'noj obuchayuschej platformy «Rain Classroom». Dissertaciya ... kandidata filoogicheskih nauk. Chansha, 2018.

3. Lyan D. Proektirovanie i praktika na osnove gibridnogo rezhima obucheniya «Rain Classroom». Vestnik Narodnogo universiteta obschestvennoj bezopasnosti Kitaya. 2017; № 1: 105 - 108.

4. Murry R. Evaluation of Evidence-based Practices in Online Learning: a Meta-analysis and Review of Online Learning Studies [J]. US Department of Education. 2009; № 3: 93.

5. Suj S. Issledovanie po optimizacii prepodavaniya anglijskogo yazyka v universitetskih auditoriyah v setevoj srede. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Shanhaj, 2013.

Статья поступила в редакцию 20.09.21

УДК 159

Mishchenko V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: vam@mail.ru Mironov A.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: milan109@yandex.ru Belova L.A., senior teacher, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: larisa_vedrova@mail.ru

RESULTS OF THE RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL CONDITIONS AND MEANS OF DEVELOPMENT OF POLY-ROLE BEHAVIOR OF PSYCHOLOGY STUDENTS. In conditions of the modern educational situation, the role of psychological knowledge and the definition of professional role activity of students is noticeably increasing. The authors note that the phenomenon of poly-role behavior of students of the psychological direction requires theoretical validity and experimental

confirmation. The purpose of the study is to determine the psychological characteristics of the role-playing behavior of psychology students, as well as to identify the conditions for its development in the course of a specially developed training program. The study is conducted on the basis of the Humanitarian Institute of the Ugra State University. 53 students of the II-III courses took part in the ascertaining experiment. The main research methods are: theoretical (analytical-synthetic, comparative-comparative); experimental-empirical (forming experiment), psychodiagnostic (Diagnostics of the level of empathic abilities, reflexivity questionnaire, etc.), mathematical-statistical methods. The scientific novelty of the study is a specially developed training program with the use of elements of art therapy, aimed at developing the role-playing behavior of students of the psychological direction. Based on the comparative analysis of the average values according to the student's T-criterion for independent samples in the control and experimental groups after the training program, 4 statistically significant changes are identified. Analysis of the results of the experiment shows that students have developed the ability to empathy, which is important in the work of a professional psychologist.

Key words: role, role-playing behavior, professional-role behavior, psychology students, training program, art therapy.

В.А. Мищенко, д-р пед. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: vam@mail.ru

А.В. Миронов, канд. психол. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: milan109@yandex.ru

Л.А. Белова, ст. преп., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: larisa_vedrova@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПОЛИРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

В условиях современной образовательной ситуации заметно повышается роль психологического знания и определения профессионально-ролевой деятельности обучающихся. Автор отмечает, что феномен полиролевого поведения студентов психологического направления требует теоретической обоснованности и экспериментального подтверждения. Цель статьи - определение психологических особенностей полиролевого поведения студентов-психологов, а также выявление условий его развития в ходе специально разработанной тренинговой программы. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет». В констатирующем этапе эксперимента приняли участие 53 студента II - III курсов. Основными методами исследования являются теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный); экспериментально-эмпирические (формирующий эксперимент), психодиагностические (Диагностика уровня эмпатических способностей, Опросник рефлексивности, др.), математико-статистические методы. Научной новизной исследования является специально разработанная тренинговая программа с использованием элементов арт-терапии, направленная на развитие полиролевого поведения студентов психологического направления. Результаты исследования сравнительного анализа средних значений по Т-критерию Стьюдента для независимых выборок в контрольной и экспериментальной группах после проведения тренинговой программы были выявлены 4 статистически значимых изменения. Анализ результатов проведенного эксперимента показал, что обучающиеся развили у себя способность к эмпатии, значимой в работе профессионального психолога.

Ключевые слова: роль, ролевое поведение, профессионально-ролевое поведение, студенты-психологи, тренинговая программа, арт-терапия.

В условиях модернизации российского образования в настоящее время значительно повышается роль психологического знания, происходит интенсивное развитие практической психологии образования.

Актуальность исследования определяется тем, что современный выпускник вуза должен иметь активную жизненную позицию, правовое самопознание, проявлять эмпатию, толерантность, навыки развития социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Профессиональная деятельность педагога-психолога представляет собой метадеятельность, которая направлена на организацию и стимулирование когнитивных, эмоциональных, поведенческих и личностных качеств человека [1, с. 72].

Педагог-психолог прежде всего взаимодействует с клиентом. Предметом деятельности педагога-психолога выступает и процесс моделирования и реализации системы воздействия на клиента. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо хорошо подготовиться к профессиональной деятельности, иметь большой репертуар ролей и исполнять эти роли на высоком уровне [2, с. 42]. Кроме того, чем роли важнее для них, тем они более квалифицированы и с большей вероятностью смогут адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и требованиям в жизни и на работе.

Отметим, что профессионально-ролевое поведение как психологический феномен является достаточно изученным в профессиональной среде. В качестве примера можно отметить современные исследования Т.В. Голевой [3], Л.М. Митиной [4], И.П. Матвеевой [5], посвященные анализу профессионально-ролевого поведения сотрудников полиции, педагогов, сержантов-контрактников и др. В связи с этим следует отметить, что исследование профессионально-ролевого поведения студентов-психологов требует теоретической обоснованности и экспериментальной проверки.

Профессионально-ролевое поведение, его последствия, такие как психологические исследования, широко изучаются в современности [6, с. 42]. Однако вопрос о профессионально-ролевом поведении студентов-психологов и требованиях к его развитию вызывает необходимость подробного теоретического объяснения и валидации исследования, в этом случае необходимо знать психологические особенности и требования к развитию полиролевого поведения у студентов-психологов.

Ролевая структура или ролевая теория объединяет различные методы оценки поведенческих факторов человека, таких как тенденция формирования нормального, типового поведение или ролей, которые можно рассматривать на основе социальных навыков [7, с. 65].

Гипотеза нашего исследования предполагала, что специально разработанная тренинговая программа будет способствовать повышению уровня интегральных характеристик личности: направленности, гибкости, компетентности, которые в совокупности характеризуют полиролевое поведение личности.

Цель исследования - определение психологических особенностей полиролевого поведения студентов-психологов, а также выявление условий его развития в ходе специально разработанной тренинговой программы.

Научной новизной исследования является специально разработанная тре-нинговая программа с использованием элементов арт-терапии, направленная на развитие полиролевого поведения студентов психологического направления.

Методология данного исследования носит идею развития профессионального характера учителя, основывается на разработке Л.М. Митина.

В этой работе мы будем основываться на следующих определениях: полиролевое поведение - это поведение, характеризующееся различными уровнями профессиональной и непрофессиональной ответственности, определяе-

Таблица 1

Интегральные характеристики полиролевого поведения

Гибкость 1. Эмоциональная - согласованность/несогласованность мыслей, отражающих отзывчивость и спокойствие эмоций, выражение мыслей (стремление быть счастливым, чувствовать, заботиться о самовыражении своего состояния), эмоциональный застой (удовлетворенность жизнью, отсутствие страха; недостаток силы воли; частичное спокойствие) [Асмаковец Е.С., 2000]. 2. Интеллектуальная - лучшее сочетание интеллектуальной изменчивости и интеллектуальной устойчивости. 3. Поведенческая - комбинация индивидуальных моделей поведения и методов взаимодействия с разными персонажами [Аветисян К.А., 2002]

Направленность Устойчивая система мотивации (основные потребности, интересы, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение), система определяет поведение человека в условиях изменения внешней среды

Компетентность Владение соответствующими способностями, в том числе личное отношение человека к ней и к предмету деятельности. Способности включает в себя ряд взаимосвязанных личностных качеств (знания, умения, навыки, методы деятельности), эти черты связаны с определенным кругом объектов и процессов и необходимы для качественной производственной деятельности, связанной с ними

мое такими характеристиками, как изменение, сосредоточенность, способности [1, с. 76].

В свою очередь, проанализировав интегральные характеристики, мы приходи к следующему выводу (табл. 1).

Для достижения цели исследования нами был использован соответствующий инструментарий:

Диагностика уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).

Опросник рефлексивности (Карпов А.В.).

16 факторный личностный опросник РБ. Кеттела: фактор А: «замкнутость -общительность»; фактор F: «сдержанность - экспрессивность»; фактор G: «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения».

Определение направленности личности (Б. Басса).

Тест уровня субъективного контроля (по методике Дж. Роттера, адаптированный вариант).

Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», адаптированный Н.В. Паниной (1993).

Самоактуализационный тест (CAT) Э. Шострома, адаптированный Л.Я. Гозман и др. (1995): Шкала сензитивности к себе (Fr); Шкала Спонтанности (S); Шкала Гибкости поведения (Ех); Шкала Контактности (С).

Математико-статистические методы обработки результатов исследования.

Результаты и обсуждение результатов. Исследование проводилось в три этапа.

На подготовительном этапе исследования был проведен анализ теоретической литературы по теме исследования, выбор методов, сбор материала, проводились предварительные исследования и др.

Второй этап был посвящен проведению формирующего эксперимента. С этой целью авторы разработали программу, характеризующую формирование и развитие полиролевого поведения студентов-психологов в процессе обучения. Разработанная программа включает специализированные курсы, предназначенные для ознакомления и обучения навыкам и умениям многоцелевого поведения, психологического тренинга и, таким образом, решения задачи формирования компонентов многоцелевого поведения студентов-психологов.

На третьем этапе осуществлялся контроль количественных и качественных показателей достоверности результатов контрольных групп по t-критерию Стьюдента.

Экспериментальное исследование проводилось на базе гуманитарного института. В качестве генеральной совокупности приняли участие 53 студента II - III курсов.

В качестве студентов-испытуемых было выбрано две группы обучающихся. Особенностью первой группы является то, что обучающиеся второго курса (возраст от 19 до 22 лет) только приступают к разработке и написанию курсовых проектов. Третьекурсники Югорского государственного университета (от 20 до 23 лет) уже проводили свои первые исследования и имеют представления о количественных и качественных методах психологического исследования. Обе группы обучались по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, квалификация: бакалавр.

Для выявления различий в показателях сформированности полиролевого поведения у студентов был проведен сравнительный анализ по Т-критерию Стьюдента.

Анализируя результаты, можно говорить о том, что у студентов 2 курса в большей степени выражены такие показатели полиролевого поведения, как открытость в общении, эмоциональность, приспособляемость, легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов, склонность к общению, восприимчивость к переменам и новым идеям. При этом их в большей мере, чем студентов 3 курса, характеризует сензитивность к себе, спонтанность, гибкость поведения, чувствительность к одобрению окружающих.

В сфере направленности личности студентам 3 курса более свойственно направлять свои усилия на взаимодействие, общение как с педагогами, так и сокурсниками с целью выстраивания межличностных контактов. У студентов 3 курса в большей степени выражены такие показатели полиролевого поведения, как сдержанность, высокая нормативность поведения, рефлексия, эмпатийность, устойчивость в интересах, работоспособность, реалистичность, самостоятельность взглядов и действий, высокий самоконтроль эмоций и поведения.

В сфере направленности личности студентам 3 курса более свойственно направлять свои усилия на выполнение профессиональных задач, своих рабочих обязанностей.

Студентам 2 курса в большей степени характерны следующие особенности: открытость в общении, эмоциональность, приспособляемость, легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов, склонность к экспериментам, восприимчивость к переменам и новым идеям, при этом у них выражены тревожность, беспокойство, подверженность настроению, чувствительность к одобрению окружающих; направленность на взаимодействие, общение.

Основная цель формирующего этапа эксперимента заключалась в апробации тренинговой программы, направленной на формирование и развитие полиролевого поведения студентов-психологов.

Тренинговая программа осуществлялась в рамках учебной дисциплины «Тренинг личностного роста».

Тренинговая программа формирования и развития полиролевого поведения студентов-психологов представляет собой семинарские занятия. Основной практической значимостью программы является возможность использования преподавателями факультетов психологии при планировании семинарских занятий с обучающимися и практикующими психологами на курсах повышения квалификации.

Экспериментальную группу составили студенты II курса, обучающихся гуманитарного института ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование», квалификация: бакалавр, в количестве 15 человек. Тренинговая программа осуществлялась в рамках учебной дисциплины «Тренинг личностного роста».

Реализация данного этапа исследования исполнялась с учетом психолого-педагогического условия - логическое последовательное внедрение комплекса тренинговых упражнений, техник, игр. Тренинговая программа разрабатывалась как форма активной групповой работы, направленная на формирование и развитие полиролевого поведения студентов-психологов.

Основная цель формирующего этапа эксперимента заключалась в апробации тренинговой программы, направленной на формирование и развитие полиролевого поведения студентов-психологов.

Программа формирования и развития полиролевого поведения студентов-психологов рассчитана на 48 академических часов при проведении занятия один раз в неделю на протяжении десяти недель.

Основной целью программы является формирование и развитие полиролевого поведения студентов-психологов посредством использования элементов (техник) арт-терапии.

Цель программы предопределила задачи формирующего эксперимента:

1. Выявить особенности и уровни сформированности полиролевого поведения студентов-психологов.

2. Создать положительную мотивацию целей, задач и ожидаемых результатов деятельности у студентов.

3. Сформировать и развить полиролевое поведение посредством разработанной тренинговой программы с элементами арт-терапии, внедрение которой осуществлялось в учебно-профессиональную деятельность в рамках учебной дисциплины «Тренинг личностного роста».

Формирование и развитие полиролевого поведения у студентов психологов в разработанной программе обеспечивалось соблюдением ряда психолого-педагогических условий, а именно:

- информирование осуществлялось в рамках учебной дисциплины «Тренинг личностного роста»;

- логическое последовательное внедрение комплекса тренинговых упражнений и техник.

В процессе обучения для части студентов характерно переживание кризиса профессионального выбора, который сопровождается низкой мотивацией, снижением интереса к учебным курсам, сомнениями в правильности выбора направления подготовки. По мнению М.В. Наумовой, данный кризис наиболее отчетливо проявляется на первом и последнем курсах обучения [7].

Теоретико-методологической основой проектирования учебно-профессиональной деятельности по формированию и развитию полиролевого поведения студентов стала совокупность системного (Б.Г Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.); де-ятельностного (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.); личностно ориентированного (П.Я. Гальперин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.); рефлексивного (И.Н. Семенов, ГП. Щедровицкий и др.); контекстного (А.А. Вербицкий) подходов.

Практическая направленность программы заключается в том, что она может быть использована преподавателями факультетов психологии педагогических вузов при планировании учебных занятий, при разработке спецкурсов и программ, а также в системе повышения квалификации педагогов-психологов.

Внедрение программы осуществлялось в три этапа.

Первый этап - диагностический. На данном этапе осуществлялась психологическая диагностика интегральных характеристик личности, которые в совокупности отражают уровень сформированости полиролевого поведения студентов-психологов.

Второй этап - мотивационный. На данном этапе по итогам психодиагностического обследования были организованы групповые консультации с целью информирования, представления программы, создания положительной мотивации на готовность личности к изменениям.

Третий этап - практический. Целью данного этапа является формирование и развитие полиролевого поведения студентов-психологов посредством тренин-говой программы.

Для достижения вышеназванной цели необходимо было решить следующие задачи:

- расширить осознание и познание у участников тренинга особенностей своего и окружающих ролевого поведения;

- расширить сознание у участников тренинга влияния их ролевого поведения на окружающих;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способствовать стремлению участников тренинга к более глубокому самопониманию.

Реализация данного этапа осуществлялась с учетом психолого-педагогического условия - логическое последовательное внедрение комплекса тренин-говых упражнений, техник.

Разработанная тренинговая программа формирования и развития полиролевого поведения студентов-психологов рассчитана на группу из 12 - 15 человек, состоит из 10 занятий, продолжительностью по 4 часа.

Каждое занятие состояло из трех частей.

Организационная (вводная) часть состоит из ритуала приветствия и упражнений, активизирующих работоспособность и позитивное межличностное общение в группе.

Основная часть - осуществляет выполнение основных целей и задач тренинга.

На заключительной части выполняются упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, создание позитивного настроя, подводятся итоги и выполняется ритуал прощания.

Начало каждого занятия предполагает приветствие и выяснение актуального состояния каждого участника (настроение, заинтересованность в теме занятия, ожидания и пожелания). В конце любого занятия проводится подведение итогов (рефлексия занятия).

Успех тренинговой программы в большей степени определяется соблюдением специфических принципов работы в группе:

1. Принцип добровольного участия во всем тренинге и в отдельных упражнениях.

2. Принцип учета возрастных особенностей участников.

3. Принцип обратной связи.

4. Принцип постоянного состава группы.

Ожидаемые результаты:

• Повышение психологической культуры участников.

• Повышение уровня интегральных характеристик личности.

• Расширение представлений у студентов таких понятий, как самопознание, самосовершенствование, самопринятие.

С целью определения характера изменений полиролевого поведения в экспериментальной группе за период проведения тренинговой программы был осуществлен сравнительный анализ средних значений по Т-критерию Стьюдента для зависимых выборок.

Общий итог изменений полиролевого поведения в экспериментальной группе представлен в табл. значимых различий (табл. 2).

Проведенный анализ выявил 4 статистически значимых различия: эмпатий-ность -4,006 при р < 0,01), уровень жизненной удовлетворенности -1,77 при р < 0,10), гибкость поведения ^ = 1,812 при р < 0,10), направленность на дело -1,869 при р < 0,10).

Изменения, произошедшие в шкале эмпатийность -4,006 при р < 0,01), свидетельствуют о том, обучающиеся положительно оценивают свои сформировавшиеся социальные черты. Они считают их человечными, ориентированными на позитивные моральные оценки, способствуют проявлению альтруизма и аф-филиативного поведения, направленного на укрепление дружеских взаимоотношений.

Повышенные значения наблюдаются в шкале «Индекс жизненной удовлетворенности» = -1,77 при р < 0,10) и говорят о том, что студенты 2-го курса чувствуют свою сопричастность к студенческой деятельности, они понимают свою значимость, получают удовлетворение от того, чем занимаются. Студенты замо-тивированы на достижение успеха, и это приносит им удовлетворение от жизни.

Изменения показателей шкалы гибкость поведения = 1,812 при р < 0,10) свидетельствуют о том, что респонденты обладают адекватной реакцией на любую ситуацию, способны самостоятельно планировать свои дальнейшие действия, дать оценку результатов своей деятельности и по необходимости внести в них корректировку. Студенты чувствуют себя уверенно в любой сложившейся ситуации.

Высокие значения отмечены также по шкале «Направленность на дело (Д)» = -1,869 при р < 0,10) говорят о том, что студенты сконцентрированы на

Библиографический список

Таблица 2

Показатели полиролевого поведения на разных этапах эксперимента

Шкалы Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента Т-критерий Стьюдента

Шкала эмпатических способностей 17,26 20,86 -4,006**

Рефлексивность 4,13 4,00 0,299

Фактор F - «сдержанность -экспрессивность» 55,13 53,40 -0,155

Шкала Сензитивности к себе ^г) 26,26 25,33 1,088

Шкала Спонтанности 29,20 31,73 -0,039

Индекс жизненной удовлетворенности 4,85 6,20 -1,770*

Шкала Гибкости поведения (Ех) 7,00 6,80 1,812

Фактор G - «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» 54,60 54,66 1,361

Направленность на себя(Я) 32,06 33,66 0,147

Направленность на общение (О) 50,46 45,33 0,864

Направленность на дело (Д) 5,66 4,93 -1,869*

Уровень субъективного контроля 25,26 25,06 0,823

Фактор А - «замкнутость - общительность» 4,73 4,80 1,344

Шкала Контактности (С) 3,33 3,33 0,784

** - взаимосвязь между показателями на уровне р < 0,01 * - взаимосвязь между показателями на уровне р < 0,10

достижении высоких результатов, целенаправленно идут к достижению поставленных целей, обладают стойкостью, выдержкой, напористостью, предприимчивостью.

На момент окончания эксперимента были выявлены значимые различия, что может свидетельствовать о влиянии проведенной тренинговой программы на формирование полиролевого поведения участников.

Таким образом, в качестве средства повышения качественного уровня профессиональной подготовки в сфере образования студентов-психологов нами был выбран метод тренинговой работы с элементами арт-терапии, который позволяет не только вырабатывать навыки, но и развивать значимые в будущей работе качества (эмоционально-волевую сферу личности).

В результате проведения тренинговой программы были выявлены динамические изменения в экспериментальной группе. Изменения, зафиксированные в экспериментальной группе, подтверждают нашу гипотезу: специально разработанная тренинговая программа будет способствовать повышению уровня интегральных характеристик личности: направленности, гибкости, компетентности, которые в совокупности характеризуют полиролевое поведение личности.

1. Горностай П.П. Групова взаeмодiя як динамка свщомого та несвщомого групи. Наукоеiстуд!¡зсоц/альнс!та полтично психолог!: 36ipra статей. 2018; Випуск 42 (45): 71 - 85.

2. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика: монография. Москва: Генезис, 2015.

3. Голева Т.В. Профессионально важные качества как основа формирования профессионально-ролевого поведения курсантов в системе МВД России. Социально-гуманитарные знания: сборник статей. 2015; № 8: 23 - 29.

4. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014.

5. Матвеева И.П. Развитие профессионально-личностного потенциала руководителя. Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов. 2019: 824 - 830.

6. Милашина О.Г. Социально-психологический тренинг как средство коррекции тревожности студентов вузов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Новосибирск, 2010.

7. Наумова М.В. Формирование эмоциональной гибкости у будущих педагогов-психологов в процессе учебно-профессиональной деятельности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Шадринск, 2011.

References

1. Gornostaj P.P. Grupova vzacmodíya yak dinamika svidomogo ta nesvidomogo grupi. Naukovi stud! iz social'noí ta politichno!psiholog! zbirka statej. 2018; Vipusk 42 (45): 71 - 85.

2. Fopel' K. Tehnologiya vedeniya treninga: teoriya i prakíika: monografiya. Moskva: Genezis, 2015.

3. Goleva T.V. Professional'no vazhnye kachestva kak osnova formirovaniya professional'no-rolevogo povedeniya kursantov v sisteme MVD Rossii. Social'no-gumanitarnye znaniya: sbornik statej. 2015; № 8: 23 - 29.

4. Mitina L.M. Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub'ektov obrazovaniya: monografiya. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2014.

5. Matveeva I.P. Razvitie professional'no-lichnostnogo potencíala rukovoditelya. Psihologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya: sbornik materialov Vserossijskogo simpoziuma psihologov. 2019: 824 - 830.

6. Milashina O.G. Social'no-psihologicheskijtrening kaksredstvo korrekciitrevozhnostistudentov vuzov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2010.

7. Naumova M.V. Formirovanie 'emocional'noj gibkosti u buduschih pedagogov-psihologov v processe uchebno-professional'noj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Shadrinsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 28.09.21

УДК 37.014

Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: ivaya@mail.ru

Krotova O.G., teacher, Mokhsogollokh Secondary School with In-Depth Study of Individual Subjects (Yakutsk, Russia), E-mail: oksy_krotova@mail.ru

FORMATION OF NATURAL SCIENCE LITERACY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH REGIONAL RESEARCH WORKS. The article observes a problem of forming natural science literacy of younger schoolchildren through the implementation of research works using the national and regional characteristics of the Republic of Sakha (Yakutia). It is highlighted that when forming the natural science literacy of younger schoolchildren, it is necessary to take into account regional specifics, which differ due to the geographical location by natural and climatic conditions; research skills in primary school should be formed taking into account the specifics of the North, which has a nature-like ecological character characteristic of the circumpolar civilization. The task of the article is to expand the practice of forming natural science literacy in extracurricular circle classes, to reveal possibilities of the national-regional component in environmental education through research works based on real conditions that explain various natural phenomena that are closest to the daily life of regional society, in the circle classes "I am a researcher of the North". In conclusion, the results of testing are presented, showing the positive dynamics of development of the level of formation of natural science literacy of younger schoolchildren.

Key words: natural science literacy, primary school student, regional conditions, research work, primary education, extracurricular activities.

А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: ivaya@mail.ru

О.Г. Кротоеа, учитель МОБУ «Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»,

г. Якутск, E-mail: oksy_krotova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Статья посвящена проблеме формирования естественнонаучной грамотности младших школьников посредством реализации исследовательских работ с использованием национально-региональных особенностей Республики Саха (Якутия). Выделяется, что при формировании естественнонаучной грамотности младших школьников необходимо учитывать региональную специфику, которая особенна в силу географического положения природно-климатическими условиями; исследовательские умения в начальной школе необходимо формировать с учетом самобытности Севера, которая носит природосообразный экологичный характер, свойственный приполярной цивилизации. Целью статьи является расширение практики формирования естественнонаучной грамотности на внеурочных кружковых занятиях, раскрытие возможностей национально-регионального компонента в экологическом воспитании посредством исследовательских работ на базе реальных условий, объясняющих те или иные разнообразные природные явления, наиболее близкие повседневной жизни регионального общества, на кружковых занятиях "Я - исследователь Севера". В заключение представлены итоги тестирования, показывающие положительную динамику развития уровня формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, младший школьник, региональные условия, исследовательские работы, начальное образование, внеурочная деятельность.

Актуальность рассматриваемой темы связана с необходимостью повышения качества отечественного образования на мировом уровне. Российские школьники задействованы в Международных сравнительных исследованиях в области образования, таких как TIMSS, PISA, PIRLS. Результаты международных исследований демонстрируют, как подчеркивает Е.Э. Кочурова в книге «Функциональная грамотность младшего школьника» [1, с. 197], недостаточную развитость анализа результатов проведенных наблюдений и опытов (исследований), затруднения в умении высказывать предположения и строить элементарные прогнозы, работать с моделями. Эти данные являются показателями интегратив-ных достижений функциональной естественнонаучной грамотности. Российский подход к изучению естественнонаучных предметов, как выделено в статье авторов А. Ю. Пентина, Г С. Ковалевой, Е. И. Давыдовой, Е. С. Смирновой, больше ориентирован на воспроизведение знаний, а не на их применение или освоение способов действий, присущих естественным наукам: исследования и научной аргументации [2].

В свете упомянутого назревает необходимость целенаправленной работы по развитию естественнонаучной грамотности младших школьников с использованием исследовательских работ, а также выявление эффективных способов и приемов ее формирования. Обосновывается необходимость внедрения во внеурочную деятельность занятий клуба «Я - исследователь Севера», где реализуется программа, способствующая развитию естественнонаучной грамотности младшего школьника.

Цель настоящего исследования: раскрыть возможности национально-регионального компонента в формировании естественнонаучной грамотности посредством систематического обогащения содержания образования традициями воспитания народа саха, развития экологической культуры, а также использования региональных исследовательских работ, объясняющих те или иные разнообразные природные явления, наиболее близкие к повседневной жизни младших школьников, на кружковых занятиях, апробированных на базе МБОУ «Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», учитель-экспериментатор Кротова О.Г В исследовании принимали участие ученики 2 «А» и 2 «В» класса, в количестве 47 человек.

Задачи, необходимые для достижения данной цели:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Раскрыть особенности и возможности национально-региональной специфики Республики Саха (Якутии) в формировании естественнонаучной грамотности младших школьников.

3. Выявить и апробировать в опытно-экспериментальной работе педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию национально-региональной специфики Республики Саха (Якутии) в формировании естественнонаучной грамотности младших школьников.

4. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию естественнонаучной грамотности младших школьников посредством исследовательских проектов и практико-ориентированных проблемных региональных заданий на занятиях клуба «Я - исследователь Севера» во 2 классе.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников с учетом национально-региональной специфики Республики Саха (Якутии); в опытно-экспериментальной работе реализованы педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности младших школьников с учетом национально-региональной специфики Республики Саха (Якутии).

В связи с этим теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что определены возможности научно-исследовательских работ на занятиях клуба «Я - исследователь Севера» как средства формирования естественнонаучной грамотности младших школьников, а также выявлены эффективные способы и приемы ее формирования. Практическая значимость заключается в том, что основные выводы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников могут быть использованы студентами педагогических вузов и учителями-практиками, в составлении программ развития естественнонаучной грамотности младшего школьника, в педагогическом обеспечении процесса подготовки учителей начальных классов по формированию естественнонаучной грамотности.

Наиболее эффективной формой работы в развитии естественнонаучной грамотности являются практико-ориентированные проблемные региональные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.