развертываемых этнокультурно-проблемных ситуаций. Являясь компонентом целостной системы, управленческая поддержка содействовала преодолению психологических затруднений учителя при освоении им качественно нового вида педагогической деятельности и осуществлялась как диалогическое взаимодействие руководителя и педагога по определению потенциальных возможностей последнего, построению перспектив личностного и профессионального развития, поиску и выбору способов творческого самовыражения учителя с учетом его индивидуальности, уровня педагогического профессионализма.
Выделены следующие показатели эффективности управленческой поддержки: диалогическое взаимодействие руководителя и учителя; овладение принципами этнокультурологического подхода, направленными на профессиональное и этнокультурно-личностное развитие учителя; успех в профессиональном развитии учителя и адекватное личностное самочувствие; сформированность у учителя рефлексии своей педагогической деятельности, способность корректировать педагогическую деятельность в интересах личности ребенка.
Содержанием методической работы в рамках реализации методики этнокультурнопроблемных ситуаций является выявление профессиональных и личностных затруднений учителя и превращение их в предмет методической работы. Динамика развертываемых ситуаций представляется как результат развития педагогического мышления: познание себя как педагога, оценка своей готовности к овладению этнокультурной коннотацией образования, создание программы своего развития, поиск смысла педагогической деятельности.
Выявлены основные характеристики готовности учителя к реализации этнокультурного компонента в содержании и процессе образования: этнокультурная компетентность, этнопеда-гогическая культура.
Определены основные направления этнокультурной деятельности учителя: профессиональное становление, овладение этнокультурологическим подходом в обучении, освоение народной педагогики через культурообразующий характер содержания образования, отбор содержания образования с учетом этнокультурного опыта, ориентация на исторические и этнокультурные ценности в обучении и воспитании учащихся.
Проведенное исследование не исчерпывает рассматриваемую проблему. Представляется перспективной её дальнейшая разработка.
Литература
1. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику. - Элиста, 2006.
2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. - М., 1996. - Вып. 6. - С. 10-37.
3. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1992.
4. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. - Волгоград: Перемена, 2001.
5. Фокина О.А. Управленческая поддержка освоения педагогическим коллективом концепции и технологий лич-ностно ориентированного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002.
Кухнинова Татьяна Александровна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа села Новое Чаплино» Провиденского муниципального района Чукотского автономного округа. Е-mail: [email protected]
Kuhninova Tatiyana Aleksandrovna, director of secondary comprehensive school of the village Novoe Chap-lino of Providensk municipal region, ^и^ка autonomous district. Е-mail:[email protected]
УДК 796.(078)
О.В. Лимаренко, С.В. Романова
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ НА СЕВЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматривается актуальность проблемы недостаточной изученности изменчивости физического развития детей дошкольного возраста, проживающих на севере Иркутской области, влияния дан-
ных показателей на составляющие здоровья и их учет в системе физического воспитания. Представленные в статье результаты исследования могут служить основой для мониторинга здоровья и качества физкультурного образования.
Ключевые слова: система физического воспитания, физическое развитие, оценка физического развития, дети дошкольного возраста, здоровье и его составляющие, качество физкультурного образования, длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы, жизненная емкость легких, гармоничность, соматология.
O. V Limarenko, S V Romanova
RESULTS OF RESEARCH OF THE BASIC INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AS COMPONENTS OF HEALTH AND QUALITY FORMATION
IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE, LIVING IN THE NORTH OF IRKUTSK REGION
The article deals with the urgency of a problem of an insufficient level of scrutiny of variability of physical development of children of preschool age living in the North of Irkutsk region, influence of the given indicators on components of health and its account in physical training system. The results of research presented in the article can form a basis for monitoring of health and quality of sports education.
Key words: physical training system, physical development, evaluation of physical development, pre-school age children, health and its components, quality of sports formation, height, body weight, chest circumference, head circumference, vital capacity, balance, somatology.
Организованный процесс физического воспитания детей начинается в дошкольном образовательном учреждении, при этом важно соблюдать не только дидактические принципы теории и методики физической культуры, но и учитывать индивидуальную изменчивость растущего организма дошкольника.
Физическое развитие является качественным процессом, выражающимся в совершенствовании деятельности органов и тканей. Количественные и качественные изменения протекают одновременно, но по интенсивности они не совпадают: на фоне ускоренного роста отмечается замедленное созревание и, наоборот, усиленное совершенствование функций организма притормаживает рост. Все это обусловливает необходимость более осознанного дифференцированного выбора средств и методов физического воспитания данного контингента детей.
Физическое развитие, как один из показателей здоровья, в то же время свидетельствует об уровне и эффективности лечебно-оздоровительных, физкультурно-воспитательных мероприятий и отражает влияние многочисленных факторов внешней и внутренней среды на организм человека [1, 2, 3, 5].
Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов (1990) рассматривают физическое развитие как достигнутую ребенком в процессе онтогенеза степень развития комплекса морфологических признаков относительно среднего для данного хронологического возраста уровня выраженности этих признаков, оказывающих влияние на качество усвоения двигательных действий в процессе физического воспитания [4].
Следовательно, в процессе физического воспитания дошкольников физическое развитие и оптимальный двигательный режим можно считать важными критериями, отражающими состояние здоровья детского населения, а данные, полученные при антропометрических обследованиях однородных групп детей, при суммировании результатов могут служить основой для мониторинга и качества физкультурного образования.
Недостаточная изученность влияния изменчивости физического развития детей дошкольного возраста, проживающих на севере Иркутской области, на процесс физического воспитания определила актуальность нашего исследования, в котором приняло участие 82 ребенка в возрасте 4-7 лет.
Оценка физического развития дошкольников определялась по показателям длины тела (см), массы тела (кг), окружности грудной клетки (см), окружности головы (см), жизненной емкости легких (см3). Выявлялись уровни физического развития с использованием семиуровневой шкалы: «очень низкий» (ОН), «низкий» (Н), «ниже среднего» (НС), «средний» (С), «выше среднего» (ВС), «высокий» (В) и «очень высокий» (ОВ). При этом были рассчитаны некоторые стати-
стические параметры показателей физического развития: Х+ш - среднее арифметическое и стандартная ошибка среднего арифметического, а - стандартное отклонение (табл. 1).
Средний показатель длины тела дошкольников четырех лет составил 98,12 сантиметра у мальчиков и 103,5 сантиметра у девочек. В показателях длины тела мальчиков четырех лет преобладал уровень физического развития «С» в 94,1% случаев, у девочек уровень физического развития «С» по данному признаку выявлен в 57,2% случаев. Также у детей данного возраста были выявлены «ОН» показатели уровня физического развития в 5,9% случаев у мальчиков, у девочек случаев зафиксировано 14,3% показателей, отнесенных к уровню физического развития «Н», «НС», и 7,1% случаев показателей с оценкой «ВС», «ОВ».
Таблица 1
Показатели физического развития детей дошкольного возраста, посещающих МДОУ
Соматич. признак Лет Пол п Х+ш а Уровень физического развития, %
ОН Н НС С ВС В ОВ
Длина тела, см 4 М 17 98,12 +5,52 22,76 5,9 0 0 94,1 0 0 0
Ж 14 103,5 +1,36 5,11 0 14,3 14,3 57,2 7,1 0 7,1
5 М 12 110,08+1,56 5,42 0 25 0 50 8,3 16,7 0
Ж 12 107,83+1,45 5,01 8,3 0 16,7 33,3 25 16,7 0
6 М 11 118,18+1,09 3,61 0 18,2 9,1 45,4 18,2 0 9,1
Ж 13 115,42+1,25 4,49 0 7,7 38,5 23 15,4 7,7 7,7
7 М 3 120,97+1,29 2,24 0 33,3 0 33,4 33,3 0 0
Масса тела, кг 4 М 17 16,65+0,39 1,59 0 5,9 29,4 35,3 17,6 5,9 5,9
Ж 14 16,71 +0,61 2,27 0 14,3 14,3 50 7,2 7,1 7,1
5 М 12 19,82+0,94 3,25 0 8,4 25 50 8,3 0 8,3
Ж 12 17,63+0,67 2,31 0 16,7 8,3 50 8,3 16,7 0
6 М 11 23,03+1,04 3,45 0 0 45,4 27,3 18,2 0 9,1
Ж 13 21,21+1,25 4,49 0 0 38,5 46,1 7,7 0 7,7
7 М 3 20,73+1,37 2,38 0 33,3 0 33,4 33,3 0 0
Окружность грудной клетки, см 4 М 17 53,03+0,55 2,26 0 17,6 5,9 53 11,7 5,9 5,9
Ж 14 51,6+0,34 1,28 7,2 14,3 0 42,7 14,3 21,5 0
5 М 12 55,42+1,07 3,7 0 8,3 33,4 33,4 8,3 8,3 8,3
Ж 12 52,58+0,76 2,64 0 8,3 25 33,4 25 0 8,3
6 М 11 58+1,48 4,92 0 0 45,4 27,3 9,1 9,1 9,1
Ж 13 55,23+1,19 4,28 0 7,7 30,8 46,1 7,7 0 7,7
7 М 3 55,67+0,67 1,15 0 0 66,7 0 0 33,3 0
Окружность головы, см 4 М 17 49,82+0,18 0,73 5,8 17,7 0 59 5,8 11,7 0
Ж 14 49,75+0,29 1,09 14,3 28,6 21,4 7,1 28,6 0
5 М 12 50,92+0,43 1,51 0 16,7 16,7 33,2 16,7 16,7 0
Ж 12 49,75+0,3 1,06 0 16,7 16,7 41,6 0 25 0
6 М 11 52,36+0,24 0,81 0 9,1 0 54,5 27,3 0 9,1
Ж 13 50,54+0,49 1,76 0 7,7 30,8 38,4 7,7 15,4 0
7 М 3 51,67+0,67 1,15 0 0 66,7 0 0 33,3 0
Жизненная емкость легких, см3 4 М 17 822,2+40,06 120,19 0 22,2 0 33,4 33,3 11,1 0
Ж 14 716+55,26 191,43 10 10 0 50 20 10 0
5 М 12 935+63,27 200,07 10 0 20 40 20 10 0
Ж 12 810,91+127 421,51 0 18,2 9,1 54,5 18,2 0 0
6 М 11 1001+105 349,3 9,1 0 0 63,6 27,3 0 0
Ж 13 1163,6+74,2 246,06 0 18,2 9,1 45,4 9,1 18,2 0
7 М 3 1133,3+66,7 115,47 0 33,3 0 0 66,7 0 0
В пятилетнем возрасте средний показатель роста у мальчиков составил 110,08 сантиметра, у девочек - 107,83 сантиметра. Распределение пятилетних мальчиков по уровням физического развития позволило выявить, что 50% из обследуемых имели средний показатель, 25% - низкий, 16,7% - «В», 8,3% - «ВС», показателей с уровнями физического развития «ОН», «НС» и «ОВ» не выявлено. Уровень физического развития девочек пяти лет по показателям длины тела
в 33,3% случаев соответствовал «С», в 25% случаев - «ВС», по 16,7% случаев «НС» и «В», 8,3% случаев составили показатели с оценкой «ОН», показателей, отнесенных к оценке «ОВ», не установлено.
Средний показатель длины тела у шестилетних мальчиков составил 118,18 сантиметра, у их сверстниц - 115,42 сантиметра. У мальчиков по данным показателям преобладал уровень физического развития «С» в 45,4% случаев, у девочек - «НС» в 38,5% случаев. Уровень физического развития, соответствующий оценке «С», у девочек составил 23% случаев, также у них выявлено 15,4% случаев показателей с уровнем «ВС» и 7,7% случаев «Н», «В», «ОВ». У обследуемых мальчиков шестилетнего возраста 18,2% случаев отнесены к уровню физического развития «Н» и «ВС», 9,1% случаев - к уровню «НС» и «ОВ». Не установлено показателей, отнесенных к уровню физического развития «ОН», у детей обоего пола и «В» - у мальчиков.
У семилетних мальчиков средний показатель роста составил 120,97 сантиметра, при этом у них зафиксированы уровни физического развития с оценкой «средний» в 33,4% случаев и 33,3% случаев с оценкой «низкий» и «выше среднего». Очень низких, ниже среднего, высоких и очень высоких показателей не выявлено.
Показатели массы тела у детей четырех-семи лет варьируют от 12,17 до 30,2 килограмма. Средние показатели массы тела мальчиков и девочек четырех лет не имели существенных отличий, соответственно составили 16,65 и 16,71 килограмма.
В пять лет у мальчиков средний показатель массы тела равнялся 19,82 кг, у их сверстниц -17,63 килограмма. Шестилетние мальчики по показателям массы тела опережали девочек этого же возраста, средний показатель у мальчиков установлен 23,03 кг, у девочек - 21,21 кг. Средний показатель массы тела у семилетних мальчиков зафиксирован 20,73 кг.
Установлено, что в показателях массы тела у мальчиков четырех лет преобладают уровни физического развития «С» и «НС» (35,3 и 29,4% соответственно), у их сверстниц - «С» (50%). В данной возрастной группе не выявлено показателей, соответствующих оценке уровня физического развития «ОН». У пятилетних детей обоего пола выявлено преобладание показателей с уровнем физического развития «С» - по 50% случаев. Также было установлено, что 25% мальчиков пяти лет имеют уровень физического развития по данному соматическому признаку «НС», в то время как у девочек он составил 8,3%.
Уровни «ВС» и «ОВ» определены в 8,3% случаях у мальчиков; 8,4% обследуемых имеют уровень физического развития «Н»; у их сверстниц по 16,7% случаев составили показатели с оценкой «Н» и «В», по 8,3% - ниже среднего и выше среднего. Распределение детей шестилетнего возраста по уровням физического развития выявило преобладание показателей с оценкой «НС» в 45,4% случаев у мальчиков и в 38,5% случаев у девочек; с оценкой «С» в 46,1% случаев у девочек и в 27,3% случаев у мальчиков. Показателей с оценками «ОН», «Н» и «В» у детей шести лет обоего пола не установлено. У семилетних мальчиков преобладали уровни физического развития по показателям массы тела «Н» и «ВС» по 33,3% случаев, «С» - 33,4% случаев.
Особую значимость представляют данные о размерах грудной клетки при изучении физического развития детей, проживающих в условиях разреженности воздуха (зимой), пониженного содержания кислорода, так как поступление воздуха в легкие во время вдоха и выдоха целиком зависит от изменений объема грудной клетки. ОГК у детей четырех-семи лет была зарегистрирована от 48 до 67 сантиметров. В показателях ОГК у мальчиков четырех лет преобладают уровни физического развития «С». У мальчиков пяти-семи лет выявлены уровни физического развития «НС». У их сверстниц зарегистрированы уровни физического развития «С» по данному соматическому признаку.
Сравнение полученных показателей со среднестатистическими нормами свидетельствуют об отставании мальчиков семи лет и девочек пяти лет по показателям окружности грудной клетки от сверстников. Остальные показатели соответствуют среднестатистической возрастной норме.
Оценивая показатели окружности головы (ОГ) детей четырех-семи лет с целью выявления микро- и макроцефалии, установлено их изменение в пределах от 48 до 53 сантиметров. У детей четырех лет средний показатель ОГ у мальчиков составил 49,82 сантиметра, у девочек -49,75 сантиметра. В пять лет у мальчиков средний показатель ОГ установлен 50,92 сантиметра, у их сверстниц - 49,75 сантиметра. У шестилетних детей средний показатель ОГ составил 52,36 сантиметра у мальчиков и 50,54 сантиметра у девочек. У семилетних мальчиков средний показатель окружности головы составил 51,67 см.
Определение уровней физического развития по показателям окружности головы позволило выявить доминирование оценок со средним уровнем у детей обоего пола пяти и шести лет, а также у мальчиков четырех лет. У мальчиков семи лет и девочек четырех лет в оценке уровня физического развития по данному признаку доминировали показатели с оценкой «НС».
При исследовании жизненной емкости легких (ЖЕЛ) детей четырех-семи лет выявлены показатели от 400 до 1699 см3. У мальчиков четырех лет средний показатель ЖЕЛ составил 822,2 см3, у девочек - 716 см3. В пятилетнем возрасте у мальчиков выявлен средний показатель ЖЕЛ, равный 935 см3, у их сверстниц - 810,91 см3. ЖЕЛ по средним величинам у шестилетних мальчиков составила 1001 см3, у девочек-сверстниц - 1163,6 см3. Семилетние мальчики имели средние показатели ЖЕЛ 1133,3 см3.
В показателях ЖЕЛ обследуемых детей выявлено преобладание среднего уровня физического развития: в 33,4% случаев у мальчиков и 50% случаев у девочек четырех лет; в 40% случаев у мальчиков и 54,5% случаев у девочек пяти лет; в 63,6% случаев у мальчиков и 45,4% случаев у девочек шести лет. У семилетних мальчиков установлено преобладание показателей ЖЕЛ с уровнем физического развития «ВС» в 66,7% случаев.
Таким образом, при сравнении полученных основных показателей физического развития как составляющих здоровья в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, проживающих на севере Иркутской области, со среднестатистической возрастной нормой было выявлено, что показатели длины тела девочек четырех-шести лет и показатели мальчиков пятисеми лет соответствуют нормам, исключение составляют мальчики четырех лет - их показатели ниже среднестатистических норм; отставание мальчиков семи лет по показателям массы тела от сверстников, у остальных детей показатели массы тела соответствуют среднестатистической возрастной норме; в показателях ОГК (ниже среднего уровня) у мальчиков четырех лет и у девочек пяти лет отставание от нормы; показатели окружности головы свидетельствуют о возможной микроцефалии у мальчиков и девочек четырех-шести лет (23,5, 16,7, 9,1% случаев и 14,3, 16,7, 7,7% случаев соответственно); показатели ОГ, указывающие на возможную макроцефалию у мальчиков четырех (11,7% случаев), пяти (16,7% случаев), шести (9,1% случаев) и семи (33,3% случаев) лет, у девочек четырех-шести лет (соответственно 28,6, 25 и 15,4% случаев), у остальных детей показатели ОГ соответствуют среднестатистической возрастной норме; отставание девочек четырех лет, мальчиков и девочек пяти-семи лет по показателям ЖЕЛ от сверстников, показатели ЖЕЛ мальчиков четырех лет соответствуют среднестатистической возрастной норме.
При оценке гармоничности физического развития детей четырех-семи лет с помощью цен-тильных закономерностей соотношений были получены результаты, указывающие на выраженность дисгармоничности четырехлетних детей обоего пола, пятилетних девочек и семилетних мальчиков. Физическое развитие шестилетних детей обоего пола характеризуется как гармоничное.
Оценка гармоничности физического развития обследуемого контингента детей позволяет заключить, что отставание в развитии длины тела, грудной клетки является главной причиной дисгармоничности физического развития, которая у обследуемых женского пола выражена ярче, чем у обследуемых мужского пола.
Среди обследуемых четырехлетних детей гипосоматический тип выявлен у 17,6% мальчиков и 28,6% девочек, нормосоматический тип определен у 70,6% мальчиков и 57,1% девочек, гиперсоматический тип установлен у 11,8% мальчиков и 14,3% девочек. У пятилетних обследуемых гипосоматический тип зарегистрирован у 25% мальчиков и 25% девочек, нормосоматический тип - у 66,7% мальчиков и 58,3% девочек, гиперсоматический тип - у 8,3% мальчиков и 16,7% девочек. В шестилетнем возрасте гипосоматический тип установлен у 36,4% мальчиков и 38,5% девочек, нормосоматический тип определен в 54,5% случаев у мальчиков и в 53,8% случаев у девочек, гиперсоматический тип выявлен у 9,1% мальчиков и 7,7% девочек. У семилетних мальчиков гипосоматический тип определен в 33,3% случаев, нормосоматический тип - в 66,7% случаев.
Проведенное исследование тотальных размеров тела дошкольников позволило получить некоторое представление об интегральных отражениях процесса продольного роста детей, а также индивидуальной анатомической изменчивости, позволяющей более точно подбирать физические упражнения. В целом это позволило выделить некоторые критерии качества физкультурного образования, такие как оценка физического развития, гармоничности и соматотипичности.
Литература
1. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. - 1995. - № 3. - С. 116.
2. Быков Е.В., Исаев А.П., Королева Ю.Г., Ходас В.В., Чипышев А.В., Федосеева Н.Г., Личагина С.А. Современные прогрессивные модели и концепции, направленные на укрепление здоровья учащихся: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2002. - С. 96-99.
3. Дорожнова К.П. Физическое развитие школьников г. Горький. - Горький: Волго-Вятское изд-во, 1975. - 87 с.
4. Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 342 с.
5. Харитонов В.И., Аминов Р.Х., Плотников В.М., Фазылова А.В. Факторный анализ и его структура в физическом развитии детей 6-10-летнего возраста // Образование, здравоохранение, физкультура и спорт. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - С 16-20.
Лимаренко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой теории, методики и медико-биологических основ физического воспитания филиала Иркутского государственного педагогического университета в г. Усть-Илимске. E-mail: olga [email protected]
Романова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры теории, методики и медико-биологических основ физического воспитания филиала Иркутского государственного педагогического университета в г. Усть-Илимске.
Limarenko Olga Vladimirovna, candidate of pedagogical science, head of department of theory, methodology and medical-biological bases of physical education, branch of Irkutsk State Pedagogical University in Ust-Ilimsk. E-mail: olga [email protected]
Romanova Svetlana Vladimirovna, candidate of biological science, assistant professor of department of theory, methodology and medical-biological bases of physical education, branch of Irkutsk State Pedagogical University in Ust-Ilimsk.
УДК 373.2
ЕА. Мельникова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Статья посвящена изучению особенностей социализации и социально-психологической адаптации детей к школе. Рассмотрены задачи и механизмы социализации, критерии школьной зрелости, уровни социально-психологической адаптации детей к школе, возможные трудности и проблемы при подготовке детей к школьному обучению.
Ключевые слова: социализация, подготовка к школе.
Е.А. Me/’m'Aova
SOCIALIZATION OF SENIOR PRESCHOOLERS AT THE STAGE OF THEIR PREPARATION FOR SCHOOL EDUCATION
The article is devoted to studying of peculiarities of socialization and children’s psycho-social adaptation to school. Tasks and mechanisms of socialization, criteria of school ripeness, levels of children’s psycho-social adaptation to school, possible difficulties and problems in children’s preparation for school education are considered.
Key words: socialization, preparation for school.
Понятие «социализация» (от лат. socialis - общественный) представляет собой процесс овладения индивидом определенной системой знаний, норм, ценностей, образцов поведения и культуры, присущей отдельной социальной группе и обществу в целом. Социализация позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Процесс социализации является предметом исследования социальной педагогики, психологии и социологии. Теоретические и методологические основы социализации разработаны в трудах Л.А. Никитиной, Л.И. Новиковой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика и др.
Социализация личности - сложный, длительный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека. Существуют различные подходы к выделению этапов социализации: по ведущему виду деятельности, ведущему институту социализации, возрастной периодизации и т.д.
Таким образом, социализация - это двусторонний процесс: с одной стороны, человек в процессе социализации изменяется, усваивает социальный опыт, погружаясь в систему социаль-