Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная направленность / аксиологический подход / мотивационно-ценностные установки / профессионально-важные качества / ветеринарная подготовка / professional orientation / axiological approach / students’ motivations and values / professionally important qualities / veterinary training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куламихина Ирина Валентиновна

Статья посвящена проблеме профессиональной направленности обучающихся на начальном этапе подготовки в вузе. Исследование профессиональной направленности будущих ветеринаров выполнено в русле аксиологического подхода, дающего перспективу для анализа исходного понятия через призму мотивационно-ценностной сферы обучающихся. Целью работы является разработка и применение методики исследования мотивационно-ценностного аспекта профессиональной направленности будущих ветеринаров. Результатом проведенного исследования стала методика, состоящая из нескольких этапов: 1) определение ключевых компонентов ветеринарной профессии и их специфики на основе анализа контекста профессии ветеринарного врача; 2) определение ключевых переменных профессиональной направленности будущих ветеринаров на основе аксиологического подхода; 3) выбор и адаптация исследовательского инструментария для изучения показателей профессиональной направленности и сбор данных; 4) интерпретация результатов. С помощью методов анкетирования и беседы были изучены характеристики профессиональной направленности обучающихся 1 курса по программе специалитета 36.05.01 — «Ветеринария» Омского государственного аграрного университета. Было установлено, что стремление обучающихся к высокому профессионализму сочетается с прагматичным отношением к выбору профессии; ответственное отношение к профессиональным обязанностям дополняется пониманием значимости социального взаимодействия в работе, важности эмпатии и этических норм в обращении с животными, стремлением к развитию коммуникативных навыков и эмоциональной готовностью; осознание важности дружеских отношений с коллегами вступает в противоречие с отсутствием желания оказывать им профессиональную поддержку в работе; направленность на служение обществу значительно уступает по значимости служению благополучию животных. Полученные результаты исследования могут быть использованы для оптимизации образовательных программ и адаптации образовательного процесса с целью развития профессионально-важных качеств, социальных и эмоциональных компетенций будущих ветеринаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куламихина Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE STUDY MOTIVATIONAL-VALUE ASPECT OF PROFESSIONAL DIRECTIONS OF FUTURE VETERINARIANS AT THE INITIAL STAGE OF UNIVERSITY TRAINING

The article is devoted to the problem of professional orientation of students at the initial stage of professional training. The study of the professional orientation of future veterinarians is based on the axiological approach, which provides a perspective for analyzing the concept through the prism of students’ motivations and values. The purpose of the work is to develop and apply a methodology for studying the motivation-and-value-based aspect of the professional orientation of future veterinarians. The result of the study was a methodology consisting of several stages: 1) identification of the key components of the veterinary profession and their specifics based on an analysis of the context of the veterinary profession; 2) identification of key variables in the professional orientation of future veterinarians based on the axiological approach; 3) selection and adaptation of research tools for studying indicators of professional orientation and data collection; 4) interpretation of results. Using questionnaire and discussion-based methods, the characteristics of the professional orientation of the 1st-year students doing the Specialist’s degree program 05.36.01 “Veterinary Medicine” in the Omsk State Agrarian University were studied. It was found that students’ aspiration for high professionalism is combined with a pragmatic attitude towards a profession choice; a responsible attitude to professional activities is complemented by understanding of the importance of social interaction at work, the importance of empathy and ethical standards in the treatment of animals, the desire to develop communication skills and emotional readiness; awareness of the importance of friendly relations with colleagues conflicts with the lack of desire to provide them with professional support in their work; the focus on serving society is significantly inferior to serving the welfare of animals. The results of the study can be used in the optimization of educational programs in order to develop professionally important qualities, social and emotional competencies of future veterinarians.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

Научная статья

УДК 378.1 © И.В. Кулами-

хина

DOI: 10.24412/2225-82642024-1-27-33

Ключевые слова: профессиональная направленность, аксиологический подход, мотивационно-ценностные установки, профессионально-важные качества, ветеринарная подготовка Keywords: professional orientation, axiological approach, students' motivations and values, professionally important qualities, veterinary training

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Куламихина И. В.1

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной направленности обучающихся на начальном этапе подготовки в вузе. Исследование профессиональной направленности будущих ветеринаров выполнено в русле аксиологического подхода, дающего перспективу для анализа исходного понятия через призму мотивационно-ценностной сферы обучающихся. Целью работы является разработка и применение методики исследования мотиваци-онно-ценностного аспекта профессиональной направленности будущих ветеринаров. Результатом проведенного исследования стала методика, состоящая из нескольких этапов: 1) определение ключевых компонентов ветеринарной профессии и их специфики на основе анализа контекста профессии ветеринарного врача; 2) определение ключевых переменных профессиональной направленности будущих ветеринаров на основе аксиологического подхода; 3) выбор и адаптация исследовательского инструментария для изучения показателей профессиональной направленности и сбор данных; 4) интерпретация результатов. С помощью методов анкетирования и беседы были изучены характеристики профессиональной направленности обучающихся 1 курса по программе специалитета 36.05.01 — «Ветеринария» Омского государственного аграрного университета. Было установлено, что стремление обучающихся к высокому профессионализму сочетается с прагматичным отношением к выбору профессии; ответственное отношение к профессиональным обязанностям дополняется пониманием значимости социального взаимодействия в работе, важности эмпатии и этических норм в обращении с животными, стремлением к развитию коммуникативных навыков и эмоциональной готовностью; осознание важности дружеских отношений с коллегами вступает в противоречие с отсутствием желания оказывать им профессиональную поддержку в работе; направленность на служение обществу значительно уступает по значимости служению благополучию животных. Полученные результаты исследования могут быть использованы для оптимизации образовательных программ и адаптации образовательного процесса с целью развития профессионально-важных качеств, социальных и эмоциональных компетенций будущих ветеринаров.

'Куламихина Ирина Валентиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Омский государственный аграрный университет

им. П. А. Столыпина (Россия, г. Омск, ул. Институтская площадь, 1) Е-mail: irakula@yandex.ru, ORCID ID 0000-0003-39006365,

Scopus ID 57202350133, Researcher ID ABF-4871-2021

Поступила в редакцию: 15.02.2024

RESULTS OF THE STUDY MOTIVATIONAL-VALUE ASPECT OF PROFESSIONAL DIRECTIONS OF FUTURE VETERINARIANS AT THE INITIAL STAGE OF UNIVERSITY TRAINING

Irina V. Kulamikhina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Agrarian University

Abstract. The article is devoted to the problem of professional orientation of students at the initial stage ofprofessional training. The study of the professional orientation offuture veterinarians is based on the axiological approach, which provides a perspective for analyzing the concept through the prism of students' motivations and values. The purpose of the work is to develop and apply a methodology for studying the motivation-and-value-based aspect of the professional orientation offuture veterinarians. The result of the study was a methodology consisting of several stages: 1) identification of the key components of the veterinary profession and their specifics based on an analysis of the context of the veterinary profession; 2) identification of key variables in the professional orientation of future veterinarians based on the axiological approach; 3) selection and adaptation of research tools for studying indicators ofprofessional orientation and data collection; 4) interpretation of results. Using questionnaire and discussion-based methods, the characteristics of the professional orientation of the lst-year students doing the Specialist's degree program 05.36.01 - "Veterinary Medicine " in the Omsk State Agrarian University were studied. It was found that students' aspiration for high professionalism is combined with a pragmatic attitude towards a profession choice; a responsible attitude to professional activities is complemented by understanding of the importance of social interaction at work, the importance of empathy and ethical standards in the treatment of animals, the desire to develop communication skills and emotional readiness; awareness of the importance of friendly relations with colleagues conflicts with the lack of desire to provide them with professional support in their work; the focus on serving society is significantly inferior to serving the welfare of animals. The results of the study can be used in the optimization of educational programs in order to develop professionally important qualities, social and emotional competencies of future veterinarians.

В области ветеринарного образования наблюдается ряд негативных тенденций, а именно снижение конкурса на поступление на программы специалитета «Ветеринария» и бакалавриата «Ветери-нарно-санитарная экспертиза», трудности с набором абитуриентов, отсутствие мотивации у студентов младших курсов продолжать обучение по выбранной специальности, отказ обучающихся работать по специальности после окончания вуза. Эти тенденции приводят к проблеме нехватки ветеринарных специалистов на производстве и в сельском хозяйстве. В контексте ветеринарной подготовки важное внимание необходимо уделять формированию профессиональной направленности обучающихся с первых месяцев обучения в вузе, особенно в рамках аксиологического подхода. Аксиология предоставляет уникальную перспективу для анализа профессиональных ценностных ориентаций, мотивационно-ценностных установок, представлений и ожиданий обучающихся, которые определяют профессиональный выбор, профессиональную направленность и дальнейшую успешность в выбранной сфере деятельности. По мнению исследователей, именно мотивационно-ценностная сфера личности является ядром профессиональной направленности будущего специалиста [1].

В настоящее время накоплен определенный опыт изучение проблемы профессиональной направленности обучающихся в области ветеринарной медицины и медицины человека с позиции аксиологического подхода. Значительный вклад в изучение аксиологических аспектов ветеринарной профессии и ветеринарной подготовки внесли работы Н. П. Пугачевой, В. А. Здо-ровинина [2]; Л. А. Шиловой [3], Е. А. Абросимовой [4, 5], О. Н. Новиковой [6], И. В. Куламихиной, М. Г. Бойко, Т. Н. Винокуровой [7], Н. Л. Коротковой [8]. В исследованиях отмечается, что формирование личности будущего ветеринарного врача сопровождается пониманием и принятием ценностей и норм ветеринарной профессии, а также развитием способности согласовывать личные потребности и убеждения с требованиями профессии [8, 9, 10, 11].

Вопросы профессиональной направленности будущих медицинских врачей рассмотрены в работах И. А. Коровиной, С. Г. Заболотной, Т. С. Хабаровой, О. В. Назиной [12, 13]. Профессиональная направленность рассматривается как центральная характеристика личности, свидетельствующая о наличие у студентов глубоких учебных и профессиональных мотивов, стремлений и устойчивого интереса к профессиональной деятельности, что показывает их отношение к профессии как ценности [12]. Выявлены главные факторы формирования профессиональной направленности будущих врачей, к которым отнесены единство науки и образования [12], становление образа профессионального будущего у студентов-медиков [14], развитие интересов студентов к генеалогическим исследованиям и специфике родовой профессии [15]. По мнению авторов, перечисленные факторы ориентированы на присвоение ценностей, функций и обязанностей медицинской профессии, понимание ее значимости и личностного смысла.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод, что проблема профессиональной направленности будущих ветеринаров требует систематического подхода, учета контекста ветеринарной профессии и понимания мотивов, ценностей и установок исследуемой группы обучающихся.

Цель работы заключается в разработке и применении методики исследования мотивационно-цен-ностного аспекта профессиональной направленности обучающихся 1 курса по специальности 36.05.01 «Ветеринария».

Исследовательские вопросы: 1) каковы ключевые компоненты ветеринарной профессии и в чем их специфика? 2) каковы компоненты профессиональной направленности будущих ветеринаров? 3) какие внутренние мотивы, убеждения, ожидания и представления обучающихся младших курсов о работе ветеринара формируют их профессиональную направленность?

Исследовательские задачи были сформулированы на основе цели исследования и исследовательских вопросов: 1) провести анализ ключевых компонентов ветеринарной профессии; 2) провести анализ компонентов профессиональной направленности ветеринаров на основе аксиологического подхода; 3) изучить внутренние мотивы, убеждения, ожидания и представления обучающихся 1 курса о работе ветеринара.

Решение поставленных задач позволит получить полное представление о профессиональной направленности будущих ветеринаров на начальном этапе профессиональной подготовки.

Исследование профессиональной направленности будущих ветеринаров выполнено на основе аксиологического подхода. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, анкетирование и беседа с обучающимися. В исследовании приняли участие 75 обучающихся 1 курса по специальности 36.05.01 — «Ветеринария» Омского государственного аграрного университета в 2023 году.

Исследование мотивационно-ценностного аспекта профессиональной направленности обучающихся требует анализа контекста профессии ветеринарного врача. Работа ветеринарного врача многоаспектна и комплексна: она требует широкого спектра знаний, навыков и морально-волевых качеств. Ветеринар должен быть подготовлен к диагностике и лечению разнообразных заболеваний и состояний у разных видов животных. Ветеринары также занимаются профилактическими мерами для поддержания здоровья животных и предотвращения распространения инфекций. Необходимым требованием ветеринарной профессии является непрерывное обучение для обновления знаний и овладения новыми методиками лечения и методами диагностики. Они обучают владельцев животных основам ухода и правильного питания, что также является важной частью их работы. В своей деятельности ветеринары часто сталкиваются с этическими дилеммами, такими как принятие решения о лечении или эвтаназии. Профессия ветеринара часто сопряжена с эмоциональными вызовами и стрессом. Они должны уметь общаться с владельцами животных, предоставлять информацию о заболеваниях и лечении, а также

поддерживать клиентов в трудных ситуациях. При необходимости ветеринары должны взаимодействовать с коллегами и другими специалистами для обсуждения и принятия решений в сложных клинических случаях. Анализ специфики ветеринарной работы позволил выявить главные компоненты профессии: компетентность и профессионализм в работе, соблюдение профессиональной этики, коммуникация с пациентами (животными) и клиентами (владельцами животных), взаимодействие с коллегами и вспомогательным персоналом, эмоциональные вызовы, профессиональные мотивационные установки и ценностные ориентации. Перечисленные компоненты ветеринарной профессии могут служить основой для определения ключевых переменных, которые будут изучаться в рамках исследования мотивационно-ценностного аспекта профессиональной направленности будущих ветеринаров.

В научной литературе понятие профессиональной направленности определяется взаимосвязанными мотивационные установками, представлениями о профессии, профессиональными намерениями, профессиональными ценностями, эмоционально-волевой готовностью и профессионально-важными качествами [1].

С учетом специфики ветеринарной профессии профессиональная направленность обучающихся представляет собой комплекс мотивационных установок, ценностных приоритетов, представлений о профессии, умений и качеств, которые определяют их стремление, готовность и способность успешно заниматься ветеринарной медициной. Важными показателями профессиональной направленности будущих ветеринаров являются:

1. Профессиональная целеустремленность, которая характеризуется стремлением получать и углублять знания и навыки в области ветеринарной медицины, осваивать новые технологии и методы лечения, стремлением к развитию своей карьеры.

2. Понимание профессиональной этики, осознание необходимости соблюдать этические нормы и принципы в обращении с животными и в коммуникации с клиентами, соблюдать субординацию и коллегиальность.

3. Стремление развивать коммуникативные навыки для эффективного общения с владельцами животных, коллегами и другими специалистами в области ветеринарной медицины.

4. Установка на сотрудничество и готовность работать в команде с другими ветеринарами, вспомогательным персоналом и специалистами из различных областей.

5. Эмоциональная устойчивость, необходимая, чтобы справляться с эмоциональными вызовами, связанными с лечением больных или травмированных животных, а также при общении с клиентами в трудных ситуациях, таких как эвтаназия.

6. Эмпатия и толерантность по отношению к животным и их владельцам, понимание эмоциональной стороны ветеринарной практики.

7. Понимание и принятие ключевых ценностей ветеринарной профессии: гуманное и заботливое отношение к животным; ориентация на благополучие

животных и общества, приверженность профессиональным традициям; почитание учителей в профессии.

Таким образом, профессиональная направленность будущих ветеринаров — это интегративная характеристика личности, которая включает в себя профессиональную целеустремленность, понимание профессиональной этики и принятие ключевых ценностей ветеринарной профессии, осознание необходимости развивать коммуникативные навыки для эффективного общения и сотрудничества, эмоциональную устойчивость, эмпатию и толерантность, влияющие на профессиональное развитие личности, становление ее профессиональной идентичности и профессионализма.

Следующим этапом исследования мотивацион-но-ценностного аспекта профессиональной направленности обучающихся является выбор и адаптация исследовательского инструментария и сбор данных. Для изучения показателей профессиональной направленности обучающихся 1 курса по специальности «Ветеринария» были проведены анкетирование и беседа. Анкета включала утверждения, описывающие мотивационные установки, стремления, интересы, личностные качества, представления относительно ветеринарной профессии. Обучающиеся должны были указать степень важности утверждений по шкале «совсем неважно», «неважно», «маловажно», «достаточно важно», «важно», «крайне важно».

Анализ ответов обучающихся позволил нам выявить содержательные характеристики компонентов профессиональной направленности.

Профессиональная целеустремленность. Для 70% опрошенных важно и крайне важно приобретать новые профессиональные знания и навыки, при этом только половина обучающихся считают, что в своей будущей профессиональной деятельности достаточно важно использовать новшества, новые технологии и методы лечения. Они согласны тратить собственные деньги на курсы повышения квалификации (73% опрошенных), но только треть обучающихся готова покупать профессиональную литературу за свой счет. Почти половина опрошенных (47%) указали, что для них важны академические ценности, такие как критическое мышление, неприкладная наука, интеллектуальная свобода, преданность интересам подлинного знания и автономия, признание научным сообществом, публикации в авторитетных изданиях. Амбициозные цели, престижная работа, руководящая должность являются важными для 30% опрошенных, но высокие доходы от работы важны и крайне важны для 85% обучающихся.

Понимание профессиональной этики. 80% обучающихся осознают крайнюю важность руководствоваться своей совестью и соблюдать закон в ситуациях принятия серьезных решений. 85% опрошенных отметили, что важно быть вежливыми в общении с клиентами и коллегами. Для половины опрошенных важно получать признание и одобрение коллег, и половина обучающихся указали на важность подчиняться руководителю на работе. 80% опрошенных отметили, что для них крайне важно гуманное отношение ветеринарного врача к животным.

Стремление развивать коммуникативные навыки. 85% обучающихся признают, что в коммуникации крайне важно соблюдать правила поведения и общения, принятые в профессиональной среде. Для эффективного общения с владельцами животных, по мнению 80% обучающихся, важно обладать высокими коммуникативными способностями.

Установка на сотрудничество. Все обучающиеся указали на важность (30% — «достаточно важно», 45% — «важно», 25% — «крайне важно») поддерживать дружелюбные и доверительные отношения с коллегами, 70% опрошенных готовы учиться у своих коллег. Однако только 40% считают важным и крайне важным оказывать помощь и поддержку коллегам.

Эмоциональная устойчивость. 75% опрошенных считают очень важным умение контролировать свои эмоции.

Эмпатия и толерантность. По мнению большинства обучающихся (95%), очень важно проявлять сочувствие к переживаниям владельца животного и быть терпимым к клиентам и пациентам.

Понимание и принятие ключевых ценностей ветеринарной профессии. Все обучающиеся выразили единое мнение о важности благополучия животного, при этом для 70% опрошенных служение интересам общества менее важно. Почитание и сохранение традиций ветеринарной профессии является малосущественным для 65% обучающихся. Однако для 80% опрошенных большое значение имеет проявление уважения и благодарности учителям в профессии.

Для дальнейшего изучения показателей профессиональной направленности обучающихся была проведена беседа на основе подготовленных вопросов.

«Какова ваша личная мотивация работать ветеринаром?» В подавляющем большинстве случаев обучающие связывают свой выбор профессии ветеринара с желанием работать с животными, что говорит о высокой доле эмпатии. «Мне нравится медицина, но работа с животными меня интересует больше всего». «Хочу оказывать помощь животным, улучшать качество их жизни, продлевать им жизнь». Среди прочих мотивов были названы «хорошая заработная плата», «возможности карьерного роста», «желание развиваться в любимой сфере деятельности», «возможность открыть для себя что-то новое и показать свои способности». В целом, можно выделить значимые мотивы

большинства обучающихся: желание профессионального роста, интерес к научным и медицинским аспектам работы, а также материальные стимулы, такие как хорошая заработная плата и возможности карьерного развития.

«Чтоявляется для вас наиболее привлекательным в работе ветеринара?» По мнению обучающихся, ветеринарная работа привлекает их больше всего возможностью оказывать помощь больным и травмированным животным, участвовать в их выздоровлении, получать позитивные эмоции от общения с благодарными клиентами. «Для меня самое приятное в работе ветеринарного врача — осознавать, что ты помогаешь тем, кто в этом больше всего нуждается»; «Счастливые здоровые животные после моего лечения — вот, что привлекает меня»; «Меня привлекает возможность помогать животным и видеть счастливым хозяина». Кроме того, обучающихся привлекает разнообразие задач в работе ветеринара. «Ветеринары сталкиваются с разными случаями каждый день, это делает работу разнообразной и интересной». Были названы и другие факторы, влияющие на привлекательность ветеринарной работы: высокая заработная плата, возможность развития в разных сферах, карьерные возможности, дружелюбный коллектив, востребованность профессии на рынке труда, уважение к профессии со стороны общества. Таким образом, работа ветеринарного врача представляется обучающимся привлекательной не только из-за возможности помогать животным и их владельцам, но и благодаря разнообразной деятельности, хорошей оплате труда, карьерным перспективам и поддержке со стороны коллег и общества.

«Какие личностные качества необходимы для успешной работы в ветеринарной медицине?» Обучающиеся называли профессионально-важные качества ветеринара в связи с разными аспектами ветеринарной работы. В таблице 1 систематизированы представления обучающихся о профессионально-важных качествах ветеринара в соответствии с основными компонентами ветеринарной работы.

В представлениях обучающихся ветеринар — это специалист, который обладает множеством профессионально-важных качеств, являющихся основой профессиональной этики, благодаря которым он может быть компетентным в профессии, преодолевать трудности и достигать поставленных целей в лечении и уходе

Таблица 1

Профессионально-важные качества, необходимые для ветеринарной работы, по оценке обучающихся

Компоненты ветеринарной работы Необходимые качества и умения

Профессионализм и компетентность в работе стремление к новым знаниям, трудолюбие, целеустремленность, аналитическое мышление, критическое мышление, стремление к саморазвитию и самообразованию

Профессиональная этика честность, внимательность, коллегиальность, ответственность, пунктуальность

Коммуникация с пациентами и клиентами высокие коммуникативные способности в общении с владельцами животных, вежливость, коммуникабельность, дружелюбие

Взаимодействие с коллегами умение работать в команде, сплоченность

Эмоциональные вызовы стрессоустойчивость, самообладание, эмпатия, умение сострадать, выдержка, терпеливость, выносливость, любовь к животным

за животными, принимать обоснованные решения в сложных ситуациях, эффективно общаться с клиентами в эмоционально тяжелых ситуациях и сотрудничать в коллективе.

«Какие ценности вы считаете ключевыми для успешной практики?»

Приоритетность благополучия животного. По мнению обучающихся, именно жизнь и благополучие животного является приоритетом для ветеринарного врача, а не интересы владельца животного. «Не все хозяева добросовестные. Я на стороне животного»; «Ветеринарный врач должен сделать все возможное для жизни и здоровья животного и не стоит идти на поводу нездравых мыслей и предложений владельца».

Профессиональная конкуренция или сотрудничество, саморазвитие и повышение квалификации как ключевые факторы профессионализма. Обучающиеся выразили разные точка зрения относительно факторов, влияющих на профессионализм и успешную ветеринарную практику. «Без конкуренции нет развития»; «Конкуренция помогает поднимать уровень компетенций в работе». Обучающиеся подчеркивают положительные аспекты конкуренции, такие как стимулирование развития и совершенствование компетенций. Однако другие обучающиеся выразили иной взгляд на конкуренцию, они подчеркнули важность саморазвития и повышения квалификации вместо ориентации на соперничество: «Вместо того, чтобы думать о конкуренции, лучше потратить время на саморазвитие и повышение квалификации»; «Ветеринарный врач должен помогать животным, не задумываясь о конкуренции, с другими врачами надо поддерживать дружеское общение». Также, важно отметить, что, по мнению некоторых обучающихся, сотрудничество и дружеские отношения с коллегами имеют большее значение, чем конкуренция. Это указывает на понимание обучающимися ценности взаимодействия с коллегами в профессиональном сообществе. Таким образом, обучающиеся считают, что конкуренция играет важную роль в профессиональном росте, но для создания благоприятной и продуктивной рабочей атмосферы важен баланс между конкуренцией и сотрудничеством.

Коммуникативные умения в ветеринарной работе. В своих ответах обучающиеся единодушно показали понимание важности коммуникации и ценности коммуникативных умений в ветеринарной работе. «В ветеринарной работе необходимо уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль, уметь общаться с трудными клиентами»; «Коммуникативные способности нужны, чтобы налаживать отношения с коллегами, в решении конфликтных ситуаций как в коллективе, так и с владельцами животных»; «Коммуникативные умения важны в ситуациях, когда надо держать себя в руках, общаясь в хозяевами животных, договариваться с ними и находить компромиссы».

На основе анализа полученных данных были сделаны выводы о содержании профессиональной направленности обучающихся 1 курса по специальности «Ветеринария». Профессиональная целеустремленность обучающихся характеризуется стремлением к получению новых знаний и навыков и высокой мотивацией к

профессиональному росту, что также подтверждается готовностью обучающихся инвестировать в свое образование. Кроме того, была зафиксирована такая характеристика профессиональной целеустремленности как открытость к новшествам и технологиям. Это указывает на гибкость и готовность будущих ветеринаров адаптироваться к изменяющимся требованиям профессии. Стремление обучающихся к высокому профессионализму поддерживается прагматичным отношением к выбору профессии, которая может обеспечить им финансовую стабильность, карьерный рост. Несмотря на то, что менее половины опрошенных придают значение академическим ценностям, таким как критическое мышление и научная автономия, они всё же являются важным аспектом их профессиональной направленности.

Профессиональная направленность обучающихся в аспекте понимания профессиональной этики характеризуется осознанным отношением к соблюдению стандартов и высоким уровнем профессиональной ответственности при выполнении профессиональных обязанностей. Также, было отмечено понимание обучающимися значимости социального взаимодействия в рабочей среде и проявления уважения в общении с клиентами и коллегами, важности эмпатии и этических норм в обращении с животными.

Результаты исследования указывают на понимание будущими ветеринарами важности коммуникативных навыков в профессиональной деятельности. Их стремление к развитию коммуникативных способностей в контексте взаимодействия с владельцами животных свидетельствует о понимании того, что успешное лечение и забота о животных часто зависят от эффективного общения с их владельцами.

Желание обучающихся обмениваться опытом с коллегами, готовность к сотрудничеству и установлению хороших отношений для эффективности в работе являются характеристиками их профессиональной направленности. При этом было установлено некоторое расхождение между пониманием важности дружеских отношений и готовностью обучающихся активно участвовать в оказании помощи и поддержки другим. Возможно, стоит обратить внимание на необходимость стимулирования и поощрения взаимопомощи и поддержки среди обучающихся в образовательном процессе вуза, чтобы сделать этот аспект более ценным и активным посредством повседневной практики.

Профессиональная направленность обучающихся характеризуется пониманием эмоционального аспекта ветеринарной работы. Эмпатия и толерантность рассматриваются обучающимися как обязательные составляющие профессиональной компетентности ветеринара наряду с техническими навыками.

Анализ результатов исследования показателя «Понимание и принятие ключевых ценностей ветеринарной профессии» позволил сделать заключение о том, что будущие ветеринары придают первостепенное значение благополучию животного, однако не все в полной мере ориентированы на служение обществу. Это можно объяснить тем, что обучающиеся 1 курса не всегда осознают вклад в общественное благо через

свою профессию. Также, обращает на себя внимание недостаточное понимание обучающимися важности сохранение традиций профессии. Возможно, это связано со стремлением обучающихся к инновациям и изменениям в сфере ветеринарии. При этом обучающиеся имеют высокое уважение к своим учителям и наставникам, что свидетельствует о ценности обучения и наставничества в профессиональной подготовке. Выводы

В работе преследовалась цель разработать и применить методику исследования мотивационно-цен-ностного аспекта профессиональной направленности будущих ветеринаров в контексте аксиологического подхода. Данная методика включает в себя несколько этапов: 1) определение ключевых компонентов ветеринарной профессии и их специфики на основе анализа контекста профессии ветеринарного врача; 2) определение ключевых переменных профессиональной направленности будущих ветеринаров на основе аксиологического подхода; 3) выбор и адаптация исследовательского инструментария для изучения показателей профессиональной направленности и сбор данных; 4) интерпретация результатов.

Теоретической значимостью исследования стало

уточнение понятия профессиональной направленности будущих ветеринарных врачей как интегративной характеристики личности, представляющей собой сочетание различных компонентов, таких как профессиональная целеустремленность, осознание профессиональной этики, стремление к развитию коммуникативных навыков, мотивация к сотрудничеству, понимание и принятие ключевых ценностей ветеринарной медицины, эмоциональная устойчивость, эм-патия и толерантность.

Выявленные характеристики профессиональной направленности обучающихся играют ключевую роль в формировании их готовности к профессиональному становлению и развитию, обеспечивая им не только технические навыки, но и основу для эффективного взаимодействия с животными, их владельцами, а также коллегами в будущей профессиональной деятельности.

Применение методики исследования мотивацион-но-ценностного аспекта профессиональной направленности будущих ветеринарных врачей позволяет не только понять мотивацию и представления обучающихся о выбранной профессии, но и может служить основой для развития их профессиональной идентичности и профессиональной приверженности.

Список источников

1. Тимченко И. Н., Кунц Л. И. Профессиональная направленность студентов-психологов // Современные научные исследования. 2011. № 3(3). С. 13.

2. Пугачева Н. П., Здоровинин В. А. Философские проблемы ветеринарии в аспекте этики жизни // Национальное здоровье, 2020. № 1. URL: https://www.national-zdorov.rU/m/products/Philosophical%20sciences/gid576/

3. Шилова Л. А. Проблема эвтаназии в ветеринарии // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ 2019. Спецвыпуск № 6. URL: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00682.pdf.

4. Абросимова Е. А., Маджаева С. И. Ветеринарный дискурс в зеркале современных научных исследований: систематический обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2022. Т. 15. № 3. С. 751-758. DOI 10.30853/phil20220140.

5. Абросимова Е. А. Номинации пациента в ветеринарном дискурсе: языковая рефлексия и тенденции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 11. С. 3592-3597. DOI 10.30853/phil20220634.

6. Новикова О. Н. Состояние и задачи изучения ветеринарного дискурса // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14921

7. Куламихина И. В., Бойко М. Г., Винокурова Т. Н. Модель ценностных доминант будущих ветеринарных врачей: содержательный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32756

8. Короткова Н. Л. Профессиональная идентичность ветеринарного врача как основа вузовской подготовки: анализ зарубежных концепций // Вестник ВГУ Серия: проблемы высшего образования. 2022. № 3. С. 57- 60.

9. Куламихина И. В., Абросимова Е. А., Винья-Тальянти Я. Структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31863

10. Scholz E., Trede F., Raidal S. L. Workplace learning in veterinary education: A sociocultural perspective. Journal of Veterinary Medical Education. 2013; 40: 355-362. D0I:10.3138/jvme.0113-015R

11. Armitage-Chan E. Best practice in supporting professional identity formation: use of a professional reasoning framework. Veterinary Medical Education. 2020; 47(2):125-136.

12. Коровина И. А., Заболотная С. Г., Хабарова Т. С. Аксиологические основы формирования профессиональной направленности в условиях поэтапного включения студентов медицинского вуза в перспективные научные исследования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 453.

13. Заболотная С. Г., Коровина И. А., Назина О. В. Анализ ценностных приоритетов студентов медицинского вуза в условиях формирования профессиональной направленности при обучении иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27736.

14. Архипова Л. Ю., Амирова И. А., Долотова Н. В., Давыдова Е. А. Образ будущей профессии врача в репрезентациях студенческой молодежи медицинского вуза // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. 2022. № 19. С. 38-42.

15. Заболотная С. Г., Коровина И. А., Назина О. В. Изучение врачебных династий как средство формирования профессиональной направленности студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 61.

References

1. Timchenko I. N., Kunz L. I. Professional orientation of student psychologists. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya = Modern scientific research. 2011; 3 (3): 13. (In Russ.).

2. Pugacheva N. P., Zdorovinin V. A. Philosophical problems of veterinary medicine in the aspect of life ethics. Natsional'noye zdorov'ye = National Health. 2020; 1. (In Russ.). URL: https://www.national-zdorov.ru/rn/products/ Philosophical% 20sciences/gid576/

3. Shilova L. A. The problem of euthanasia in veterinary medicine. Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU = Electronic scientific and methodological journal of Omsk State Agrarian University. 2019; 6. (In Russ.). URL: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00682.pdf.

4. Abrosimova E. A., Madzhaeva S. I. Veterinary discourse in the mirror of modern scientific research: a systematic review. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2022; 15 (3): 751-758. (In Russ.). DOI 10.30853/phil20220140.

5. Abrosimova E. A. Patient nominations in veterinary discourse: linguistic reflection and trends. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2022; 15 (11): 3592-3597. (In Russ.). DOI 10.30853/phil20220634.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Novikova O. N. State and objectives of studying veterinary discourse. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2014; 5. (In Russ.). URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=14921

7. Kulamikhina I. V., Boyko M. G., Vinokurova T. N. Model of value dominants of future veterinarians: content aspect. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2023; 4. (In Russ.). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32756

8. Korotkova N. L. Professional identity of a veterinarian as the basis of university training: analysis of foreign concepts. Vestnik VGU. Seriya: problemy" vy^sshego obrazovaniya = Vestnik VSU. Series: problems of higher education. 2022; 3: 57-60. (In Russ.).

9. Kulamikhina I. V., Abrosimova E. A., Vigna-Taglianti Ya. Structural and content model of professional and communicative identity of veterinarians. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2022; 4. (In Russ.). URL: https://science-education.ru/article/view?id=31863

10. Scholz E., Trede F., Raidal S. L. Workplace learning in veterinary education: A sociocultural perspective. Journal of Veterinary Medical Education. 2013; 40: 355-362. D0I:10.3138/jvme.0113-015R

11. Armitage-Chan E. Best practice in supporting professional identity formation: use of a professional reasoning framework. Veterinary Medical Education. 2020; 47(2):125-136.

12. Korovina I. A., Zabolotnaya S. G., Khabarova T. S. Axiological foundations for the formation of professional orientation in the conditions of the gradual inclusion of medical university students in promising scientific research. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2016; 6: 453. (In Russ.).

13. Zabolotnaya S. G., Korovina I. A., Nazina O. V. Analysis of value priorities of medical university students in the conditions of formation of professional orientation when teaching a foreign language. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2018; 4. (In Russ.). URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=27736.

14. Arkhipova L. Yu., Amirova I. A., Dolotova N. V., Davydova E. A. The image of the future profession of a doctor in the representations of medical university students. Sovershenstvovaniye ekologoobrazovatel'noy deyatel'nosti v Saratovskoy oblasti = Improving environmental education activities in the Saratov region. 2022; 19: 38-42. (In Russ.).

15. Zabolotnaya S. G., Korovina I. A., Nazina O. V Study of medical dynasties as a means of developing the professional orientation of medical university students. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2019; 3: 61. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.