Научная статья на тему 'Результаты исследования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи'

Результаты исследования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3282
853
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи»

И. В. Ластовкина

Результаты исследования глагольного словаря у дошкольников

с общим недоразвитием речи

Нарушение в овладении глагольным словарем у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет полноценное общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой. Именно поэтому развитие словаря в дошкольном возрасте является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания.

В исследованиях многих авторов (Р.Е. Левиной [3], Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой [1], Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [2], и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР в зависимости от уровня развития речи и патогенеза (моторная и сенсорная алалия, дизартрия, в том числе и стертая форма дизартрии) наблюдаются различные нарушения глагольного словаря.

Но несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи, в настоящее время недостаточно. В имеющихся диагностических методиках глагольный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя речи. Поэтому для его обследования отводится небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения глагольного словаря, понять механизмы его несформированности.

Таким образом, учитывая актуальность проблемы, цель нашего исследования - выявление особенностей глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для исследования нами была модифицирована методика Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [2], которая включала в себя следующие разделы: исследование пассивного и активного словаря, исследование лексической системности и структуры значения слова.

Экспериментальное исследование проводилось на базе двух образовательных учреждений: МДОУ «Сланцевский детский сад №1» и МДОУ «Детский сад №11» г. Сланцы. Всего в эксперименте приняло участие 30 дошкольников в возрасте от 6 до 6,5 лет, из них 15 детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня и 15 сверстников с нормальным речевым развитием.

Анализ результатов исследования показал количественные и качественные различия в состоянии глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня по сравнению со сверстниками с нормальным речевым

развитием. Полученные данные позволили нам отметить следующие особенности глагольного словаря у данной группы детей.

У дошкольников с ОНР III уровня отмечается резкое расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Их пассивный глагольный словарь близок к норме. 40 % детей показали высокий уровень сформиро-ванности пассивного словаря глаголов, 60 % - уровень выше среднего. Так, они понимают значения многих слов, но из-за недостаточной дифференциации действий происходят замены глаголов. В свою очередь объем активного глагольного словаря ограничен, что проявляется в незнании многих глаголов, трудностях актуализации слов, неточном их употреблении, вербальных парафазиях. Так, дети с ОНР часто употребляют глаголы в излишне широком значении или, наоборот, в узком значении слова. Для них также характерны замены глаголов по семантическому полю.

Данные исследования структуры значения слова показали недостаточную её сформированность у детей с ОНР III уровня. Они испытывали значительные затруднения в объяснении значений слов. Качественный анализ результатов исследования выявил, что преобладающим способом объяснения значения глагола у детей с ОНР является включение его в контекст. Они либо соотносили глагол с конкретным объектом, либо добавляли локатив. В 35 % случаях дети заменяли объяснение показом действия. Недостаточная сформированность структуры значения слова также проявляется в недифференциации близких по значению глаголов, неразличении оттенков слов, в узком или, наоборот, широком понимание глаголов. У большинства детей с ОНР оказались на низком уровне сформированы понятия о многозначности глаголов и переносном их смысле. Ответы детей на дополнение к глаголу в основном носили конкретный характер и не отличались разнообразием.

Полученные нами результаты исследования также свидетельствуют о недостаточной сформированности лексической системности у данной группы детей. Так, у них отмечается ограниченный объем семантических полей, малое количество смысловых связей, недостаточная структурная организация семантических полей. Они затрудняются в выделение существенных семантических признаков.

Исследование вербальных ассоциаций глаголов у детей с ОНР III уровня показало следующее процентное соотношение типов ассоциаций: синтагматические связи - 34,6 %, тематические ассоциации -25,4 %, случайные - 16,2 %, парадигматические - 10,8 %, словообразовательные - 10,8 %, ассоциации грамматических форм одного и того же слова - 2,2 %. Таким образом, полученные данные показали преобладание у дошкольников с ОНР синтагматических связей, тогда как у детей с нормальным речевым развитием преобладают парадигматические ассоциации.

Владение синонимией и антонимией детей с ОНР III уровня находится на низком уровне. Задание на подбор синонимов и антонимов показало неумение детей с речевыми нарушениями выделить существенные семантические признаки в значении слов и, следовательно, сравнить значение слов на основе семантического признака. Качественный анализ ответов на подбор синонимов к глаголам показал наиболее характерные ошибки для детей с ОНР: подбор семантически близких слов по ситуативных признакам, воспроизведение начальной формы исходного слова, подбор слов с противоположным значением или с отрицательной частицей. В свою очередь характерными ошибками при подборе антонимов являлись следующие: использование слов с отрицательной частицей, неправильный подбор слова, подбор семантически близкого слова, замена антонима формой слова-стимула.

Таким образом, полученные нами результаты в ходе исследования подтвердили данные Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [2], которые отмечали у детей с ОНР III уровня, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Проведенное исследование показало различный уровень развития глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня в зависимости от степени нарушения речевых процессов, патогенеза общего недоразвития речи.

В соответствии с этим для проведения в дальнейшем дифференцированного подхода в коррекции нарушений в овладении глагольным словарем нами были выделены три подгруппы детей в зависимости от уровня состояния глагольной лексики.

Первая группа - дети со средним уровнем развития глагольной лексики. В эту группу вошло пятеро детей с заключением ОНР III уровня, стёртая дизартрия. Задания выполнялись на среднем и выше среднего уровнях. Активный словарь этих дошкольников шире, чем у остальных участников эксперимента. Они также допустили меньшее количество ошибок. Особые затруднения вызвали задания на объяснение значений слов, понимание близких по значению слов, определение лишнего слова в рядах глаголов, подбор синонимов и антонимов.

Вторая группа - дети с развитием глагольного словаря ниже среднего. В составе группы два ребенка с заключением ОНР III уровня, моторная алалия и четыре с ОНР III уровня, обусловленные стёртой дизартрией. Задания выполнялись на среднем и ниже среднего уровнях. Допустили большое количество ошибок. Испытывали особые трудности в заданиях на объяснение значений слов, на понимание близких по значению слов, определение лишнего глагола, подбор антонимов и синонимов, добавление общего к двум словам, на дополнение к глаголу.

Третья группа - дети с низким уровнем развития глагольной лексики (четверо детей с ОНР III уровня), обусловленным моторной алалией.

89

Задания выполнялись на низком и ниже среднего уровне. Их активный словарь значительно ниже по сравнению с двумя другими подгруппами. Они испытывали многочисленные и стойкие затруднения во всех заданиях. Часто наблюдался отказ от выполнения, помощь экспериментатора была неэффективной.

В целом эксперимент подтвердил необходимость существенной работы по развитию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Полученные нами данные также позволили наметить основные направления коррекционной работы по развитию глагольного словаря.

1. Расширение объема словаря глаголов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности.

2. Уточнение значений слов-действий.

3. Организация семантических полей лексической системы.

4. Формирование семантической структуры глагола в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, конте кстуал ьного).

5. Активизация глагольного словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

6. Развитие синонимии и антонимии глаголов.

7. Работа над понятиями многозначности глаголов и переносным значением.

Список литературы

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников // кн. для логопеда. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

3. Левина P.E., Никашина H.A. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67-85.

Е. А. Логинова Предпосылки овладения детьми процессом письма

Процесс письма является психической деятельностью, которая реализуется благодаря совместной работе различных зон мозга, и имеет сложную психофизиологическую организацию. Структура письма, иерархия обеспечивающих его психических функций и процессов меняются по мере овладения письмом. Прежде чем пользоваться письменной речью как средством общения и обобщения, ребенок должен овладеть «техникой письма». Овладение «техникой» письма, т. е. написанием букв, слов, предложений, согласно А.Р. Лурии (1950), является подготовительной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.