Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АВТО- И ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВ ОСЕТИН'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АВТО- И ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВ ОСЕТИН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
258
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ ОСЕТИН / АВТОСТЕРЕОТИП / ГЕТЕРОСТЕРЕОТИП / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / РЕГУЛЯТОРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хубешты Артур Феликсович

В статье приведен анализ понятий и «социальный стереотип» и «этнический стереотип», выступающих регуляторами в межгрупповых, а значит, в межэтнических и межнациональных отношениях. Представлена структура этнического стереотипа, представляющего обобщенность представлений о характерных чертах определенных этнокультурных или этнических групп, его виды, описаны основные функции в условиях межгруппового взаимодействия. Эмпирическим путем выявлены авто- и гетеростереотипы осетин, проживающих в Республике Северная Осетия - Алания с помощью анкеты Н.М. Лебедевой. В результате проведенного исследования с 250 респондентами в декабре 2019 года выявлены автостереотип осетин, а также гетеростереотипы представителей русского, ингушского, чеченского, грузинского и китайского этносов. Гетеростереотипы осетин включают общечеловеческие качества, отражают восприятие осетинами других этносов с позиции толерантности, сопровождающееся позитивным отношением к иным этническим группам, с которыми они вступают в контакт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE STUDY OF AUTO-AND HETEROSTEREOTYPES OF OSSETIANS

The article analyzes the concepts of "social stereotype" and" ethnic stereotype", which act as regulators in inter-group, and therefore in inter-ethnic and inter-ethnic relations. The article presents the structure of an ethnic stereotype, which is a generalization of ideas about the characteristics of certain ethno-cultural or ethnic groups, its types, and describes the main functions in the conditions of inter-group interaction. Empirically, auto - and heterostereotypes of Ossetians living in the Republic of North Ossetia - Alania were identified using the questionnaire of N. M. Lebedeva. As a result of the research with 250 respondents in December 2019, the autostereotype of Ossetians, as well as heterostereotypes of representatives of the Russian, Ingush, Chechen, Georgian and Chinese ethnic groups were identified. Heterostereotypes of Ossetians include universal human qualities, reflect the perception of other ethnic groups by Ossetians from the position of tolerance, accompanied by a positive attitude to other ethnic groups with which they come into contact.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АВТО- И ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВ ОСЕТИН»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ХУБЕШТЫ Артур Феликсович РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АВТО ...

УДК 159:316.454

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0097

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АВТО- И ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВ ОСЕТИН

© Автор(ы) 2021

ORCID: 0000-0002-0523-2674

ХУБЕШТЫ Артур Феликсович, аспирант кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362003, Россия, РСО-Алания, Владикавказ, ул. К. Маркса, д. 36, e-mail: vermarina@inbox.ru)

Аннотация. В статье приведен анализ понятий и «социальный стереотип» и «этнический стереотип», выступающих регуляторами в межгрупповых, а значит, в межэтнических и межнациональных отношениях. Представлена структура этнического стереотипа, представляющего обобщенность представлений о характерных чертах определенных этнокультурных или этнических групп, его виды, описаны основные функции в условиях межгруппового взаимодействия. Эмпирическим путем выявлены авто- и гетеростереотипы осетин, проживающих в Республике Северная Осетия - Алания с помощью анкеты Н.М. Лебедевой. В результате проведенного исследования с 250 респондентами в декабре 2019 года выявлены автостереотип осетин, а также гетеростереотипы представителей русского, ингушского, чеченского, грузинского и китайского этносов. Гетеростереотипы осетин включают общечеловеческие качества, отражают восприятие осетинами других этносов с позиции толерантности, сопровождающееся позитивным отношением к иным этническим группам, с которыми они вступают в контакт.

Ключевые слова: стереотип, этнический стереотип, этнические стереотипы осетин, автостереотип, гетеросте-реотип, стереотипизация, межэтническое восприятие, межнациональное восприятие, регуляторы межэтнического взаимодействия, этническая толератность.

RESULTS OF THE STUDY OF AUTO-AND HETEROSTEREOTYPES OF OSSETIANS

© The Author(s) 2021

KHUBESHTY Artur Feliksovich, post-graduate student of the Department of pedagogy and psychology North Ossetian State Pedagogical Institute (362003, Russia, RNO-Alania, Vladikavkaz, K. Marx street, 36, e-mail: vermarina@inbox.ru)

Abstract. The article analyzes the concepts of "social stereotype" and" ethnic stereotype", which act as regulators in inter-group, and therefore in inter-ethnic and inter-ethnic relations. The article presents the structure of an ethnic stereotype, which is a generalization of ideas about the characteristics of certain ethno-cultural or ethnic groups, its types, and describes the main functions in the conditions of inter-group interaction. Empirically, auto - and heterostereotypes of Ossetians living in the Republic of North Ossetia - Alania were identified using the questionnaire of N. M. Lebedeva. As a result of the research with 250 respondents in December 2019, the autostereotype of Ossetians, as well as heterostereotypes of representatives of the Russian, Ingush, Chechen, Georgian and Chinese ethnic groups were identified. Heterostereotypes of Ossetians include universal human qualities, reflect the perception of other ethnic groups by Ossetians from the position of tolerance, accompanied by a positive attitude to other ethnic groups with which they come into contact.

Keywords: stereotype, ethnic stereotype, ethnic stereotypes of Ossetians, autostereotype, heterostereotype, stereotypiza-tion, interethnic perception, interethnic perception, regulators of interethnic interaction, ethnic toleration.

Введение.

Актуальность исследования обусловлена влиянием этнических стереотипов на построение и поддержание межкультурных, межэтнических и межнациональных отношений, в связи с тем, что этнические стереотипы выступают своего рода регуляторами взаимодействия различных рас, этнокультурных групп и наций [1].

Проблему этнических стереотипов рассматривали в зарубежной науке У. Липпман, Т.Адорно, Г. Олпорт, X. Дейкер, Г. Тэджфел и другие исследователи. У. Липпман, введя в категориальный аппарат социальной психологии термин «социальный стереотип», понимал под ним схематично упорядоченные и культурно обусловленные представления человека о мире. Исследователь писал об особенностях человеческого разума, отвечающих стремлению к помещению подобных представлений об окружающем мире в некоторую сетку или форму, которая стереотипизируется для человека определенной культурой или этносом [2, с. 81].

В отечественной социальной психологии, этнографии и социологии разработка данной проблемы связана с именами К.Н.Хабибуллина, И.С. Кона, Г.У. Кцоевой-Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, В.С.Агеева, П.Н. Ши-хирева, В.П. Трусова, Н.А.Рождественской, В.Ф.Петренко, Н.М.Лебедевой, Е.В. Коневой, З.В. Сикевич, М.В. Харитонова, В.В. Старченко, O.K. Степановой, СИ. Беляевой, Е.Д. Львиной, А.Н. Татарко и др.

За историю развития психологических концепции этнических стереотипов было дано множество определений данного понятия. Так, Т.Шибутани считал, что социальный стереотип - «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представления-ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001, 190005

ми относительно свойств этих людей» [3, с. 101].

В рамках отечественной психологии принято подчеркивать, что социальный стереотип выступает как упорядоченный схематичный образ, создаваемый при восприятии социального объекта. В частности, B.C. Агеевым дается такое определение: «Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей» [4, с. 135].

М.В. Харитонов, конкретизируя содержание этнического стереотипа, подчеркивает его сходство с социальным стереотипом [5]. Исследователь отмечает, что этнический стереотип, выступая элементом национальной психологии, представляет собой целостный, устойчивый оценочно-ценностный психологический феномен, отражающийся в сознании личности в виде упрощенного, схематизированного, эмоционально окрашенного, но при этом не всегда адекватно отражающего образа определенного этноса, и, несмотря на это с легкостью распространяющегося на отдельных его представителей.

В структуре этнического стереотипа принято выделять три основных взаимосвязанных компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий [6]. Когнитивный компонент отражает само содержание стереотипа, аффективный связан с выражением эмоционального отношения человека к социальному объекту восприятия и познания, поведенческий включает предписания к действию и взаимодействию с представителями этнокультурной группы.

Содержание компонентов этнического стереотипа раскрывается в анализе следующих взаимосвязанных характеристик:

KHUBESHTY Artur Feliksovich RESULTS OF THE STUDY OF AUTO ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

- самого содержания как набора свойств, приписываемых конкретной этнокультурной общности;

- единообразие, отражающее степень согласованности представлений в приписывании определенных черт конкретной этнической группе;

- эмоциональной направленности объекта социального восприятия и стереотипизации (положительная и ли отрицательна);

- интенсивности, отражающей степень предубежденности в отношении к воспринимаемой этнической группы [8].

В настоящее время в социальной психологии выделяют два вида этнического стереотипа: автостереотип, отражающий образ собственной этнокультурной группы и гетеростереотип, заключающий образ иной этнокультурной общности [9]. А.П. Миньяр-Белоручева и М.Е. Покровская считали, что автостереотипы в большинстве случаев являются коннотативно положительными, тогда как гетеростереотипы скорее отрицательны [10]. В этой связи самоперсонификация и персонификация окружения служат препятствием при вынесении личностью объективной оценки, причем превышение количества положительного автостереотипа над положительным гетеростереотипом может говорить о крайней степени негатива по отношению к членам одной культуры к другой. Так как общее мнение гласит, что подобное соотношение делает возможным поддержание более четкой самоидентификации этноса [11].

Исследователи отмечают, что существует связь между содержанием авто- и гетеростереотипов, что объясняется следующим: представления о типичных, характерных качествах собственного этноса, сопоставляются в процессе восприятия с характерными чертами и свойствами других этнических групп, и, соответственно, оказывают влияние на их восприятие [12], [13], [14]. Отличительной чертой автостереотипов выступает преобладание положительных оценок в построении образа представителей собственной этнокультурной группы

[15].

С. Московичи определял основными функциями этнических стереотипов:

- воспроизводство жизненного уклада общества;

- снижение неопределенности в процессе взаимодействия и общения; стабилизацию индивидуальной и групповой систем представлений;

- приобщение члена определенной этнической группы к ее культуре;

- детерминацию и ориентацию поведения в изменяющихся условиях взаимодействия [16].

Г. Тэджфел же подчеркивал, что этнические стереотипы выполняют свои функции на двух уровнях [17]: на индивидуальном и групповом. На первом это реализуется в когнитивной, связанной с категоризацией, и ценностно-защитной функциях, а на втором они диктуют идеологизирующую и идентифицирующую функции.

В.С. Агеев в своих исследованиях приходит к выводу, что функция сохранения относительного постоянства существующих социальных отношений объясняет и оправдывает существующие социальные отношения, защищает групповые ценности, способствует межгрупповой дифференциации на когнитивном уровне, транслируя культурно-исторический и социальный опыт этнокультурных групп [4].

Методология.

При развитии и интенсификации межкультурных контактов, расширении форм межэтнического взаимодействия остается актуальной проблема ксенофобии и этноцентризма, когда имеет место восприятие окружающей реальности, в том числе других народов и этносов, через призму мировоззрения и опыт своей этнической группы, при ее доминировании и предпочтительности интересов собственной этнокультурной группы. В связи с этим исследователи, занимающиеся проблемой регуляции межкультурного взаимодействия и повышения 386

эффективности межэтнических отношений, проявляют особый научный интерес к проблеме этнических стереотипов.

Несмотря на существующие исследования этнических стереотипов и возрастающим масштабом психологических аспектов социальной перцепции, связанных с межкультурным и межэтническим взаимодействием, мы считаем, что они недостаточны исследованы у представителей различных этнокультурных групп, населяющих территорию Российской Федерации, в частности у осетин.

Целью данного исследования выступило выявление авто- и гетероэтнических стереотипов осетин, проживающих в Республике Северная Осетия-Алания.

Основным методом исследования является анкета Н.М. Лебедевой на изучение этнических стереотипов (в нашем случае мы выявляли стереотипы осетин, русских, ингушей, чеченцев, грузин и китайцев).

В исследовании приняли участие 250 человек.

Результаты.

С помощью анкеты Н.М. Лебедевой на изучение этнических стереотипов мы выявили авто- и гетеростерео-типы осетин, отражающих отношение к представителям русской, ингушской, чеченской, грузинской, китайской национальностей.

По результатам исследования этностереотипов мы получили следующие стереотипы, то есть схематические образы различных национальностей при восприятии осетинской этногруппы. Перечисляя качества, входящие в стереотип каждой национальности, мы руководствовались степенью представленности личностных качеств в убывающем порядке в ответах испытуемых (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Результаты исследования этнических стереотипов осетин (в %)

Национал вностъ-' осетин руссхни ингтш чеченец грузин китаец

качества

гостеприимным 192 45.2 14,4 54 46 14,8

гордый 84,8 4,4 72 78 18

доорын 6,4 52 4 44 6,8

сощительныи 9,6 64,8

ЕСПЫЛЬЧИЕЫИ 8,4 2 36,4 26 24,4

дружелюбный 32 12,4

восприимчивым

веселый 32 8 3,6 56,8

воспитанный 63,8 6,8 38

настоичивыи 8,4 4,8 47 54 12.4

эгоистичныи 6.8

дисциплинированным 6,4 34,8

отзыечиббги 7,6 74,6 12,8 6,8

честный 2.4 10,4

наглый 8,4

хитрыи 24 8,8

УПрЯМЕШ 20

смелый 4,8 20,4

патриотичный 1,6 22.8 10,4

темпераментный 4,4 16.8

ТруДОЛКМШЕЫН 2,8 14,8 8,4 56

целеустремленный 2.8 3,6 64

жизнерадостный 3,6 12,4 14,8

р елигаозныи 2 34 4

культурный 15 6 14,4 16

ленивыи 4,8

ответственный 16

В результате получены следующие стереотипы.

Осетины - гордые, гостеприимные, воспитанные, культурные, веселые, настойчивые, отзывчивые и социально отрицательные качества - вспыльчивость и эгоистичность;

Русским был приписан следующий стереотип: отзывчивые, добрые, гостеприимные, воспитанные, честные, трудолюбивые, культурные. Так же встречались такие качества, как ленивые и вспыльчивые, но во внимание нами они не были взяты в силу слабой выраженности;

Ингуши: гордые, вспыльчивые, настойчивые, упрямые, хитрые и гостеприимные.

Чеченцы: гордые, гостеприимные, вспыльчивые, настойчивые, воспитанные, патриотичные, смелые и религиозные, культурные и отзывчивые.

Грузины: общительные, веселые, гостеприимные, добрые, вспыльчивые, гордые, темпераментные, жизне-

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ХУБЕШТЫ Артур Феликсович РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АВТО ...

Китайцы: целеустремленные, трудолюбивые, дисциплинированные, ответственные, настойчивые, гостеприимные, жизнерадостные, патриотичные и хитрые.

Мы можем сделать вывод о том, что такой стереотип как гостеприимность является общим для всех народов северо-кавказского региона. Респонденты ставят акцент на позитивных социальных качествах русских, таких как отзывчивость, дружелюбность, честность, что отражает толерантные отношения с ними. Гордость для осетин является качеством, которое характеризует избирательность и дистанциированность. В свою очередь для ингушей данный стереотип соотносится с отрицательным качеством, наряду с такими качествами как настойчивость, вспыльчивость и упрямство. Можно сказать о несколько негативном отношении к ингушам, так как их этностереотип эмоционально отрицательно окрашен. Возможно, это связанно с событиями, отражающими осетино-ингушский конфликт.

По данным показателям так же можно заметить то, что, несмотря на имеющий место в исследуемом регионе осетино-грузинский конфликт, выборка данного исследования не выказывает отрицательного отношения к грузинскому этносу, напротив грузинский стереотип является положительно окрашенным.

Полученные данные согласуются с выводами, сделанными М.Ш. Гиголаевой [18], Л.Х. Дзаховой, Б.Б. Бязровой [19] о том, что осетинам характерны гораздо более высокий уровень потребности в общении и взаимодействии, желании поддерживать хорошие отношения во время общения и взаимодействия, стремлением к поддержке и построению теплых отношений внутри группы и с посторонними. Осетины также отличны предполагаемым высоким уровнем стабильности в традиционных поведенческих моделях и в вопросе внутри-групповых отношений; отмечены определенность и консерватизм в их культурной жизни.

Заключение. Таким образом, этнический стереотип, возникающий в процессе социального восприятия представляет собой обобщенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и достаточно устойчивый образ представителей той или иной этнокультурной группы. Отметим, что гетеростереотипы осетин описываются не по этническим признакам, а по общечеловеческим качествам, что говорит о толерантном восприятии осетинами других этносов, о «принятии» представителей другого народа, а также позитивном отношении к этническим культурам групп, с которыми они вступают в контакт [20], что, вероятно, связано с процессами адаптации, ин-культурации и ассимиляции в условиях межкультурного и межэтнического взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Андреева Г.М. Социальная психология (5-е издание) [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — Электрон. текстовые данные. —М.: Аспект Пресс, 2016. — 366 c. —URL: http://www.iprbookshop.ru/42768.html (дата обращения: 20.03.2020)

2. Липпман У. Общественное мнение /Пер. с англ. Т.В Барчуновой; Ред. пер. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. —М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. —384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. — 544 с.

4. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-воМоск. ун-та, 1990. — 437 с.

5. Реброва С.Г. Лекции: введение в этническую психологию /под редакцией доктора психологических наук Ю.П. Платонова. - Санкт-Петербургский государственный университет, 1999 г., - 48с. https:// studizba.com/lectures/61-psihologiya/919-vvedenie-v-etnicheskuyu-psiho-logiyu/16998-oglavlenie.html

6. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы // Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей.

— М, 1984. — С. 18- 34.

7. Этнопсихология: Учебник для вузов /Под ред. Стефаненко Т. Г.

— М.: Аспект Пресс, 2004. — 291 с.

9. Донец П.Н. К типологии стереотипов // Социальная власть языка. - Воронеж, 2001. - С. 183-187.

10. Миньяр-Белоручева А.П., Покровская М.Е. Роль и место эт-нономов в глобальном политическом дискурсе //Вестник ВГУ, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 2005, № 1

11. Сушков И.Р. Самокатегоризационная теория и групповые феномены.// Психологический журнал, т.15, № 1, 2014, с. 158-168.

12. Лебедева Н.М. Особенности социальной перцепции в процессе этнокультурной адаптации переселенческих групп: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 /АН СССР. Ин-т психологии. — М, 1989. 208 с.

13. Щербакова Д.И. Этнические стереотипы в русско-чеченских отношениях. / Ответственный редактор В.В. Черноус / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 59. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ ЮФУ. 2009. — 176 с.

14. Кон И.С. Психология предрассудка: о социально-психологических корнях этических предубеждений//Новый мир. 1966. — №9. — C. 187—205. Электронный ресурс. Режим доступа: https://monocler.ru/ psihologiya-predrassudka/

15. Старченко В.В. Этнические стереотипы в межэтническом взаимодействии в поликультурном регионе // Наука и современность —2016. Материалы XLIX Международной научно-практической конференции. —Новосибирск: ЦРНС, 2016. -С. 43 —50.

16. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд //Психологический журнал, 1995. — Т.16. №2. — 3-14 с.

17. Tajfel H. Social Stereotypes аnd Social Groups // Intergroup behaviour. - Oxford, 1981. - Р. 158-160.

18. Гиголаева М.Ш. Особенности сохранения исторически этнокультурной идентичности и культурной дистанции осетин: РСО-Алании, Южной Осетии и Кахетии // Электронный ресурс. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/viewer_images/12125846/f/4.png

19. Дзахова Л. Х., Бязрова Д.Б. Северный Кавказ: проблемы национальной идентификации (по материалам социологического исследования и мониторинга студенческой молодежи Северной Осетии) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, 2015. — Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ severnyy-kavkaz-problemy-natsionalnoy-identifikatsii-po-materialam-sotsiologicheskogo-issledovaniya-i-monitoringa-studencheskoy

20. Верещагина М.В. Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05.- Социальная психология. — Владикавказ, 2010. — 264 с.

Статья поступила в редакцию 05.08.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001, 190005

387

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.