Научная статья на тему 'Результаты использования методики оценки качества применения технологии дистанционного обучения в образовательном процессе'

Результаты использования методики оценки качества применения технологии дистанционного обучения в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МОНИТОРИНГ / РЕЙТИНГ / THE TECHNOLOGY OF REMOTE TRAINING / THE MONITORING / THE RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарчук Наталья Анатольевна, Новиков Александр Николаевич

В статье предложена методика оценки качества применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях, приведены результаты внедрения технологии дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарчук Наталья Анатольевна, Новиков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF applying THE QUALITY`s ESTIMATION methodology for APPLICATION OF TECHNOLOGY OF REMOTE TRAINING IN EDUCATIONAL PROCESS

The article offers the methodology of an estimation of quality in applying the technology of remote training in special educational institutions; the results of introduction of technology of remote training have been presented.

Текст научной работы на тему «Результаты использования методики оценки качества применения технологии дистанционного обучения в образовательном процессе»

ВЫВОДЫ

В результате проведенных исследований были определены корреляционные зависимости между основными параметрами, определяющими функциональное состояние НМА спортсменов в зависимости от числа отталкиваний в прыжковых упражнениях.

Анализ полученных результатов позволил разработать методику коррекции тренировочного процесса, основанную на данных об изменении функционального состояния НМА спортсменов в зависимости от числа отталкиваний в прыжковых упражнениях.

Были определены рабочие и коррекционные зоны числа отталкиваний в прыжковых упражнениях.

Тестирование специальной физической подготовленности спортсменов показало общий прирост показателей в проводимых тестах на 2-2,5%. Это говорило о положительной мотивации в уровне СФП спортсменов и увеличило достоверность проведенных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкин, В.М. Методика коррекции тренировочного процесса на основе экспресс-анализа функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Башкин В.М. - СПб., 1992. - 24 с.

2. Гагуа, Е.Д. Тренировка спринтера / Е.Д. Гагуа. - М. : Терра-спорт, Олим-пия-РИБЯЯ, 2001. - 72 с.

3. Озолин, Н.Н. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.Н. Озолин. -М. : Издательство «Астрель» : ООО «Изд-во АСТ», 2002. - 864 с.

4. Сокунова, С.Ф. Контроль за уровнем развития выносливости спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 8. - С. 56-59.

5. Тер-Ованесян, И. А. Подготовка легкоатлета : современный взгляд / . М.: Терра-Спорт, 2000. - 128 с.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Наталья Анатольевна Бондарчук, соискатель,

Колледж телекоммуникаций Санкт-Петербургского Государственного университета телекоммуникаций им. М.А.Бонч-Бруевича Александр Николаевич Новиков, соискатель,

Департамент кадровой политики МЧС России г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье предложена методика оценки качества применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях, приведены результаты внедрения технологии дистанционного обучения.

Ключевые слова: технология дистанционного обучения, мониторинг, рейтинг.

THE RESULTS OF APPLYING THE QUALITY'S ESTIMATION METHODOLOGY FOR APPLICATION OF TECHNOLOGY OF REMOTE TRAINING IN EDUCATIONAL PROCESS

Nataliya Anatolyevna Bondarchuk, the competitor,

College of Telecommunications of the St.-Petersburg State University of Telecommunications named after M.A.Bonch-Bruevich,

Alexander Nikolayevich Novikov, the competitor,

The Department of HR Selection of the Ministry of Emergency Situations ofRussia,

St.-Petersburg

Annotation

The article offers the methodology of an estimation of quality in applying the technology of remote training in special educational institutions; the results of introduction of technology of remote training have been presented.

Keywords: the technology of remote training, the monitoring, the rating.

Основной целью оценки эффективности и качества любой технологии обучения (ТО) является определение степени ее соответствия целям применения в образовательном процессе. Эффективность и качество ТО представляет собой иерархическую совокупность свойств. Численные значения конкретного показателя эффективности ТО зависят от выбранной системы базовых показателей, соответствующих эталонной ТО. Выбор базовых показателей и эталонной ТО должен осуществляться с учетом целевых установок оценки качества и эффективности ТО, в которых должны быть определены основные свойства и характеристики ТО, по которым производится их сравнение.

Для оценки эффективности концепции учебного процесса, организуемого с использованием технологии дистанционного обучения (ТДО), проводился педагогический эксперимент в Колледже телекоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича (КТ СПбГУТ).

Проверка эффективности применения ТДО в учебном процессе была проведена в ходе внедрения в образовательный процесс КТ СПбГУТ программного обеспечения, разработанного для проведения занятий в условиях технологии дистанционного обучения (на примере специально разработанных программ «Система дистанционного обучения - Умка») («Umka»).

Дистанционное обучение в КТ СПбГУТ проводится по следующим специальностям:

- программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;

- менеджмент в области связи;

- экономика и бухгалтерский учёт в отрасли связи;

- почтовая связь.

Эксперимент проводился в два этапа. Суть заключалась в том, что в экспериментальных группах вводилось обучение с использованием ПО «Умка», а в контрольных группах обучение проводилось традиционными методами, принятыми в колледже. Остальные условия обучения, влияющие на усвоение знаний, формирование умений и навыков студентов, были одинаковыми.

Были отобраны экспериментальная № 571 учебная группа, численностью 30 человек, и контрольная № 572, в количестве 31 человек. Общее количество слушателей составило 61 человек.

Оценка эффективности подготовки специалистов с применением ПО «Умка» проводилась по следующим показателям:

- приведенный средний уровень усвоения группы обучающихся;

- время на подготовку специалиста по данной теме;

- активность обучающихся на занятии;

- стоимость обучения специалиста по данной теме.

Первый этап (1 семестр 2007-2008 учебного года) заключался в проведении контрольного эксперимента, в ходе которого был выявлен уровень сформированности знаний, навыков и умений в различных учебных группах. Был проведен анализ успеваемости по дисциплинам «Операционные системы и среды» и «Иностранный язык». На уровне первого этапа эксперимента между экспериментальной и контрольной группами статистически значимых различий нет (табл. 1).

На основании данных, полученных в ходе первого этапа эксперимента, выявлено, что различия по среднему балу и среднему квадратическому отклонению носили незначительный характер. Это обстоятельство послужило основой для перехода ко второму этапу.

Таблица 1

Различие по показателю среднего балла между экспериментальной и контроль-

ной группами (на уровне первого этапа эксперимента)

№ гр. Кол-во человек Полученные оценки Средний бал Среднее квадратическое отклонение

5 4 3 2

571 29 6 17 6 - 4,0 0,41

572 27 4 15 7 1 3,8 0,45

Второй этап данного эксперимента проводился во 2-м семестре 2007-2008 учебного года. Сущность эксперимента заключалась в том, что по общей программе автором данного исследования проводились раздельные занятия в двух учебных группах, из которых одна была выбрана в качестве экспериментальной, а другая - в качестве контрольной. В экспериментальную группу входило 29 студентов 2 курса 571 группы, в контрольную - 27 студентов 2 курса 572 группы. В течение учебной сессии две группы студентов по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» проходили обучение в соответствии с утвержденным учебным планом и учебной программой.

Уравнивающими условиями в эксперименте были:

- цели и задачи подготовки слушателей по дисциплинам «Операционные системы и среды» и «Иностранный язык» в КТ СПб ГУТ;

- контроль за подготовкой слушателей, проводимый по одним и тем же темам программы;

- создание одинаковых условий при выполнении зачетных и контрольных мероприятий для объективного сравнения существовавшей и предлагаемой методик.

Различие в обучении состояло в том, что в контрольной учебной группе использовались традиционные методы обучения и традиционный экзамен, а в экспериментальной была применена методика персонализации образования на основе мониторинга учебного процесса с использованием ТДО.

В ходе апробации проведена оценка по следующим критериям:

1. средний балл в группе - X;

2. среднее квадратическое отклонение в группе - 8.

В ходе педагогического эксперимента получены следующие данные:

X к = 3,78; 5К = 0,128;

X э = 4,24; 5 э = 0,120;

По х2- критерию между результатами контрольной и экспериментальной групп имеются статистически значимые различия по уровню значимости 0,05.

Эффективность применения методики оценки качества образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях на основе применения ТДО по критерию уровня знаний определяется по формулам:

= Хэ_ = 5^,

Б у ? Р ’

Л К 5 К

где КБ - коэффициент эффективности по показателю средний балл;

КР - коэффициент эффективности по показателю среднее квадратическое отклонение.

Подставляя в формулу полученные выше числовые значения, получаем:

КБ = 1,12; КР = 0,94.

Таким образом, применение методики оценки качества образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях на основе применения технологии дистанционного обучения на 12% увеличивает уровень знаний и на 0,06% уменьшает разброс оценок от среднего балла.

Для оценки прочности полученных знаний спустя год на следующей экзаменационной сессии был проведен повторный экзамен одновременно в обеих учебных группах. Знания студентов оценивались средним баллом и средним уровнем сохранившейся информации в экспериментальной и контрольной группах. Средний балл в группах после года обучения:

Лпэ = 4,06; ЛК = 3,53.

Эффективность применения методики оценки качества образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях на основе применения технологии дистанционного обучения по критерию прочности знаний определяется по формуле:

=

х э - хЭ 4,24 - 4,06

Xк - хк 3,78 - 3,53

= 0,72,

где Кпр - коэффициент прочности знаний.

Таким образом, применение методики оценки качества образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях на основе применения технологии дистанционного обучения в 1,72 раза увеличивает коэффициент прочности знаний.

Оценка степени интенсивности учебного процесса проводилась в рамках педагогического эксперимента в КТ СПб ГУТ в 2008-2009 учебном году при изучении дисциплины «Основы социологии и политологии», включающей в себя 8 учебных элементов (тем). Учебный курс считался изученным при усвоении 70% информации.

В контрольной группе время освоения одного учебного элемента составило 12 учебных часов (по 45 мин), которые распределились следующим образом: лекции (4 часа), практические занятия (8 часов).

В экспериментальной группе время освоения учебного элемента составило 9 учебных часов, что на 3 часа меньше, чем в контрольной группе.

На проверку знаний контрольной группы из 27 студентов преподавателями было затрачено 4 учебных часа (180 мин), а на тестирование экспериментальной группы из того же количества студентов (27) было затрачено 45 минут (1 учебный час).

Таким образом, совокупное время, затраченное на обучение и контроль знаний для контрольной группы, составило ТК = 16 учебных часов (720 минут), а для экспериментальной группы - Тэ = 10 учебных часов (450 минут).

Коэффициент интенсивности учебного процесса определяется как отношение времени, затраченного на освоение учебной задачи контрольной группой ТК, ко времени, затраченному экспериментальной группой Тэ:

Т

ТГ — .

Ки Т Тэ

Подставляя в формулу полученные выше числовые значения, получаем: Ки =

1,6.

Таким образом, при проведении педагогического эксперимента отмечено, что в ходе оценки эффективности доказана дидактическая предпочтительность (в среднем в

1,6 раза) метода, ориентированного на обучение в условиях технологии дистанционного обучения с применением ПО «Умка», перед традиционной технологией обучения, принятой в настоящее время в колледже, что также подтверждается результатами контроля знаний обучающихся экспериментальных и контрольных учебных групп.

Полученные в ходе исследования результаты дают право утверждать о положительном эффекте применения ПО для подготовки специалистов в случае снижения стоимости обучения за счет массового применения данной технологии, снижения цен на аппаратное обеспечение, удешевления разработки программного обеспечения и т.д.

В соответствии с программой информатизации колледжа выполнено:

1. В рамках работы по информатизации управления колледжем в контуре учебного процесса и управлением деятельности служб создана единая база данных, объединяющая в себя специализированные автоматизированные рабочие места.

2. В рамках информатизации учебной и методической работы в колледже создан электронный учебно-методический портал (ЭУМП) по всем преподаваемым дисциплинам, включающий в себя на сегодня свыше 4500 учебных и методических документов с перспективой его дальнейшего расширения.

Учебные материалы, размещенные на портале, охватывают восемь преподаваемых в колледже специальностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭУМП обеспечивает:

1) повышение качества учебного процесса за счет создания портала (банка) электронных учебных материалов;

2) формирование специалистов с высокой информационной культурой;

3) расширение возможностей преподавателей в способах передачи знаний;

4) активизацию коллективной работы студентов на практических и самостоятельных занятиях в компьютерных классах.

О популярности ЭУМП говорит следующий факт. По данным сервера статистики, в период подготовки к экзаменам количество обращений студентов к учебным материалам ЭУМП достигает 80-100 тысяч в неделю.

Контент (наполнение) комплекса содержит два главных раздела: материалы для студентов и материалы для преподавателей по каждой специальности.

В целях объективной оценки качества работы преподавателей разработано «Положение о рейтинговой оценке преподавателей». Рейтинги преподавателей следует проводить 1 раза в год. Методика определения рейтинга цикловой комиссии базируется на методике определения рейтинга специальности, утвержденной Министерством образования РФ.

ВЫВОД

Результаты исследования показали, что использование элементов ТДО в образовательном процессе приводит к значительному росту дидактического эффекта. Следовательно, целесообразно рассматривать возможность применения ТДО в образовательном процессе ссузов ФАС Мининформсвязи России с целью повышения качества подготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Е.С. Полат. - М. : Academia, 2004. - 416 с.

2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М. : Академия, 2005. - 275с.

3. Бондарчук, Н.А. Концепция и опыт создания учебно-методического портала колледжа телекоммуникаций / Н.А. Бондарчук, Ю.А. Волков // Труды Всерос. совещ. «Система современного образовательного менеджмента: состояние, проблемы и перспективы». - СПб., 2006. - С. 32-33.

Контактная информация: a_bolotin@mai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.