Ю. А. Кулагина
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье показана модель формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к использованию технологий дистанционного обучения в учебном процессе средних специальных учебных заведений, раскрыты критерии, показатели и уровни готовности к работе с технологиями дистанционного обучения.
Ключевые слова: готовность, технологии дистанционного обучения, модель готовности к использованию технологий дистанционного обучения.
Yu. Kulagina
TO THE ISSUE OF TEACHING PRE-SERVICE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING TO USE ELEMENTS OF DISTANCE TECHNOLOGIES
A model of teaching pre-service teachers of professional training teachers to the use of distance learning technologies in the learning process of vocational schools is presented, criteria, indicators and levels of preparedness to apply distance learning technologies are described.
Keywords: preparedness, distance learning technologies, a model of preparedness to the use of distance learning technologies.
Быстрое развитие телекоммуникаций и информационных систем в последние годы стало стимулом к внедрению новых информационных технологий в образование. В качестве главного направления перехода к новой образовательной парадигме в условиях информатизации образования рассматривают повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями [2].
Дистанционное обучение — форма обучения на расстоянии, когда «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технологических электронных средств.
Сегодня сотни образовательных учреждений в нашей стране широко применяют технологии дистанционного обучения для организации учебного процесса.
Широкое применение технологии дистанционного обучения получили в Пензенской государственной технологической академии. Пензенская государственная технологическая академия характеризуется наличием комплекса учебных заведений разных уровней профессиональной подготовки специалистов. Созданный комплекс учебных заведений — это прекрасная база для организации учебного процесса в системе дистанционного обучения и подготовки специалистов в этой области.
Информатизация процесса обучения академии позволила внедрить в учебный процесс большее количество элементов дистанционных технологий, таких как:
— рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
— интернет-технологии;
— автоматизированный промежуточный и итоговый тестовый контроль знаний;
— мультимедиа-технологии;
— обучающая программа «Modul», позволяющая педагогу взаимодействовать со
студентами на расстоянии и осуществлять процесс обучения в любое удобное для обеих сторон время;
— электронная библиотека;
— наличие электронных учебников и учебных пособий;
— электронные лекционные материалы по дисциплинам и т. д.
Несмотря на предоставление администрацией академии всех условий для развития системы дистанционного обучения, проблема нехватки педагогических кадров, владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для создания и реализации в учебном процессе продуктов дистанционного обучения, остается и по сей день достаточно актуальной.
Преимущество академии перед другими техническими вузами в решении данной проблемы заключается в наличии педагогической специальности. Подготовка специалистов по специальности «Профессиональное обучение» ведется с учетом специфики технического вуза и осуществляется по двум направлениям:
— экономика и управление;
— информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии.
Интеграция дисциплин специализации с педагогическими и психологическими дисциплинами и созданные академией и кафедрой «Педагогика и психология» условия позволяют подготовить специалистов:
— для любого уровня профессионального образования, компетентностных как в области экономики и информационных технологий, так и в области педагогики и психологии;
— адекватно и оперативно реагирующих на нововведения и способных быстро внедрить их в процесс обучения;
— с высоким уровнем информационной культуры, готовых к работе в системе дистанционного обучения.
В этой связи одной из главных проблем подготовки будущих педагогов профессионального обучения становится формирова-
ние у них профессиональной готовности к использованию технологий дистанционного обучения.
Профессиональная готовность — субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить.
Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с технологиями дистанционного обучения в значительной степени определяется уровнем сформированности у них профессиональной и информационной компетентностей.
Результаты проведенных исследований в 2008 году на базе ПГТА среди студентов III, IV и V курсов очной и очно-заочной форм обучения определили ряд проблем в данном направлении:
1) неумение большинства студентов работать с технологиями, посредством которых реализуется дистанционное обучение в образовательных учреждениях;
2) не представлена четкая схема подготовки будущих педагогов профессионального обучения к работе с технологиями дистанционного обучения;
3) отсутствуют методическая помощь и поддержка со стороны учебного заведения в плане создания и реализации продуктов дистанционных технологий на практике.
Отталкиваясь от этого спектра проблем, мы разработали модель формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к использованию технологий дистанционного обучения. Целью данной модели является формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к использованию технологий дистанционного обучения в учебном процессе средних специальных учебных заведений.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи данной модели:
1. Формирование мотивации будущих педагогов к изучению и использованию технологий дистанционного обучения.
2. Формирование профессионально-педагогических компетенций в области дистанционного обучения, включающих готовность к самостоятельной разработке профессионально значимой информации для использования ее в системе ДО, навыки в организации образовательного процесса с применением элементов дистанционного обучения, способность творчески подходить к работе с технологиями дистанционного обучения, готовность анализировать и корректировать полученные результаты своей деятельности, быстро реагировать на нововведения и способности своевременно их внедрить в учебный процесс.
3. Формирование информационных компетенций.
Принципами, на которых основан процесс формирования готовности будущих педагогов к использованию технологий дистанционного обучения, являются принцип профессиональной направленности; принцип системности; принцип сознательности и активности обучающихся в процессе обучения; принцип профессиональной мобильности; принцип компьютеризации учебного процесса; принцип гуманности и научности.
Процесс формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к использованию технологий дистанционного обучения реализуется по нескольким направлениям.
Первое направление осуществляется в рамках основной образовательной программы специальности «Профессиональное обучение» и реализуется в ходе постепенного внедрения отдельных элементов дистанционных технологий в процесс изучения дисциплин общепрофессионального блока и дисциплин специализации и отраслевой подготовки.
Задачами данного направления выступают:
— овладение технологией создания продуктов технологий дистанционного обучения;
— формирование навыков работы с информационными технологиями, а также с элементами дистанционных технологий на практике;
— формирование способностей взаимодействия педагога и обучаемого посредством технологий дистанционного обучения;
— формирование инновационного подхода к выполнению деятельности с применением технологий дистанционного обучения.
Условия для реализации данного направления создаются как кафедрой педагогики и психологии, так и администрацией академии.
Следует отметить, что работа по подготовке студентов специальности «Профессиональное обучение» в рамках образовательной программы и условий, предоставляемых кафедрой и администрацией академии, успешно проводится с сентября 2007 года, о чем свидетельствуют полученные на сегодняшний день результаты:
— сопровождение докладов и выступлений студентов мультимедиа-презентациями;
— активное вовлечение студентов в процесс разработки автоматизированного тестового контроля, обучающих компьютерных программ, видеолекций, электронных учебных пособий, электронных рабочих тетрадей и т. д.
— готовность студентов выпускных курсов к самостоятельной разработке и использованию на практике профессионально значимой информации в форме учебно-методических комплексов (УМК) по конкретным дисциплинам;
— использование будущими педагогами инновационных педагогических технологий, активных методов обучения и элементов технологий дистанционного обучения для организации занятий во время прохождения первой и второй педагогических практик;
— взаимодействие студентов и преподавателей посредством сети Интернет, элек-
тронной почты, обучающей программы «Modul»;
— использование рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков;
— использование студентами ресурсов электронных библиотек для подготовки к занятиям, в ходе научно-исследовательской деятельности;
— самостоятельная разработка студентами-выпускниками на этапе дипломного проектирования продуктов технологий дистанционного обучения, а также методических рекомендаций по использованию их в учебном процессе как средних специальных учебных заведений, так и вузов.
Отрадно заметить, что большая часть таких разработок имеет место для успешного внедрения в учебный процесс образовательных учреждений различного уровня профессиональной подготовки специалистов.
Второе направление предполагает введение в процесс подготовки будущих педагогов специального курса «Технологии дистанционного обучения», целью которого является формирование у студентов старших курсов профессиональных и информа-
ционных компетенций, необходимых для использования элементов технологий дистанционного обучения в учебном процессе ССУЗов.
Изучение программы факультативного курса рассчитано на 18 часов. Курс предусматривает проведение как лекционных, так и практических занятий.
В ходе рассмотрения лекционного материала у студентов формируется четкое понимание о специфике дистанционного обучения, представление о применяемых методах, средствах и технологиях в системе дистанционного обучения.
Практические занятия факультативного курса рассчитаны на выработку у студентов компетенций, необходимых для создания и реализации продуктов технологий дистанционного обучения на практике.
Итоговый контроль по изучению факультативного курса проводится в форме зачета, который предполагает два этапа:
1) устное собеседование;
2) творческий проект, тематика которого выбирается на основе перечня тем практических работ.
Критерии Уровни""---.оденки оценки Мотивационный компонент Деятельностный компонент Рефлексивный компонент
Низкий Осознание личностной заинтересованности в освоении ТДО Имеет целостное представление о специфике дистанционного обучения, владеет навыками работы с информационными технологиями Способен анализировать результаты своей деятельности
Средний Стремление к освоению технологий создания элементов дистанционных технологий обучения Владеет технологией создания элементов технологий дистанционного обучения, способен организовывать собственную деятельность по созданию и применению элементов ТДО (практическую, познавательную) Готов анализировать и корректировать полученные результаты своей деятельности
Высокий Желание осуществлять профессиональную деятельность с использованием элементов дистанционных технологий обучения Готов к самостоятельной разработке профессионально значимой информации (УМК) в системе ДО, способен организовывать образовательный процесс с применением элементов дистанционного обучения, владеет творческим мышлением для реализации ТДО в учебном процессе ССУЗов Готов быстро реагировать на нововведения и способен своевременно их внедрить в учебный процесс, владеет процессом творчества
С целью выявления результативности данной модели были разработаны критерии, выделены уровни и показатели оценки эффективности проводимой деятельности. Оценочно-результативный блок модели представлен в таблице.
Использование описанной выше модели для подготовки конкурентоспособного специалиста — педагога профессионального обучения, готового к работе с технологиями дистанционного обучения на базе технического вуза, представляется нам перспективным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Самсонова С. А. Некоторые аспекты дистанционного обучения // Образование, наука, промышленность: взгляд в будущее: Сборник статей научно-практической конференции студенческого клуба «Альтернатива». Поморск:, 2008.
REFERENCES
1. Samsonova S. A. Nekotorye aspekty distancionnogo obuchenija // Obrazovanie, nauka, promyshlennost': vzgljad v buduwee: Sbornik statej nauchno-prakticheskoj konferencii studencheskogo kluba «Al'ternativa». Pomorsk:, 2008.