Научная статья
УДК 340.132.8 : 342.552
DOI: 10.37399/2686-9241.2022.3.76-89
Результаты и тенденции развития института правового мониторинга в Республике Крым
Илья Владимирович Бондарчук1, Ольга Васильевна Буткевич2, Артем Валериевич Руденко3, Людмила Валериевна Рышкова4, Ирина Юрьевна Стрельникова5
13 5 Крымский филиал, Российский государственный университет правосудия, Симферополь, Российская Федерация
1 Государственный Совет Республики Крым, Симферополь, Российская Федерация
2 4 Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
1 sim.¡ust@mаiLru
2 olga-butkevich@yandex.ru
3 rudenkocrimea@yandex.ru
4 miia-rigik@maii.ru
5 irina.streiriikova81@maii.ru
Аннотация
Введение. Статья посвящена государственному региональному (в пределах Республики Крым) правовому мониторингу. Целью исследования является анализ эффективности правового мониторинга на территории Республики Крым, для чего поставлены задачи выявить конкретные практические результаты мониторинга в регионе, определить тенденции его развития. Теоретические основы. Методы. В работе используются формально-юридический, сравнительный, описательный и эмпирический методы исследования. Доктринальной основой исследования являются теоретические выводы наук теории государства и права, конституционного и земельного права. Результаты исследования. Правовой мониторинг позволил выявить и устранить пробелы в республиканском законодательстве, привести его в соответствие федеральному законодательству; сформировать перспективные направления нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Крым.
Обсуждение и заключение. Сформулированы выводы о достижениях, эффективности и совершенствовании института правового мониторинга в Республике Крым в деле формирования позитивной правоприменительной практики. ЗДе-лан вывод о том, что институт правового мониторинга является эффективным инструментом как в области совершенствования нормативных правовых актов
© Бондарчук И. В., Буткевич О. В., Руденко А. В., Рышкова Л. В., Стрельникова И. Ю.,2022
Республики Крым, так и в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.
Ключевые слова: правовой мониторинг, мониторинг законодательства, мониторинг правоприменения, Республика Крым
Для цитирования: Бондарчук И. В., Буткевич О. В., Руденко А. В., Рышкова Л. В., Стрельникова И. Ю. Результаты и тенденции развития института правового мониторинга в Республике Крым // ПравосудиеЛ^^се. 2022. Т. 4, № 3. С. 76-89. DOI: 10.37399/2686-9241.2022.3.76-89.
Original article
Results and Trends in the Development of the Institute of Legal Monitoring in the Republic of Crimea
Il'ya V. Bondarchuk1, Ol'ga V. Butkevich2, Artem V. Rudenko3, Ludmila V. Ryshkova4, Irina Yu. Strelnikova5
i, 3,5 Crjmean Branch, Russian State University of Justice, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
1 State Council of the Republic of Crimea, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
24 Tauride Academy, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation For correspondence:1 sim.just@mail.ru
2 olga-butkevich@yandex.ru
3 rudenkocrimea@yandex.ru
4 mila-rigik@mail.ru
5 irina.strelriikova81@mail.ru
Abstract
Introduction. The article is devoted to the state regional (within the Republic of Crimea) legal monitoring. The purpose of the study is to analyze the effectiveness of legal monitoring in the territory of the Republic of Crimea, for which the tasks are set to analyze the specific practical results of monitoring in the region, to determine the trends of its development.
Theoretical Basis. Methods. The paper uses formal legal, comparative, descriptive and empirical research methods. The doctrinal basis of the research is the theoretical conclusions of the sciences of the theory of state and law, constitutional and land law. Results. Legal monitoring made it possible to identify and eliminate gaps in the republican legislation, to bring it into line with federal legislation; to form promising areas of normative activity of the state authorities of the Republic of Crimea. Discussion and Conclusion. Conclusions are formulated about the achievements, effectiveness and improvement of the institution of legal monitoring in the Republic of
Crimea in the formation of positive law enforcement practice. It is concluded that the institution of legal monitoring is an effective tool both in the field of improving the normative legal acts of the Republic of Crimea, and in the field of ensuring the unity of the legal space of the Russian Federation.
Keywords: legal monitoring, monitoring of legislation, monitoring of law enforcement, Republic of Crimea
For citation: Bondarchuk, I. V., Butkevich, O. V., Rudenko, A. V., Ryshkova, L. V. and Strel'nikova, I. Yu., 2022. Results and trends in the development of the institute of legal monitoring in the Republic of Crimea. Pravosudie/Justice, 4(3), pp. 76-89. DOI: 10.37399/2686-9241.2022.3.76-89.
Введение
В Российской Федерации институт правового мониторинга активно используется в качестве самостоятельного инструмента управления как на федеральном, так и на региональном уровнях. Правовой мониторинг относят к новой юридической технологии, позволяющей определить эффективность правового регулирования общественных отношений. Концепция правового мониторинга успешно внедряется в Российской Федерации с 2007 г., когда был создан Центр мониторинга законодательства и правоприменительной практики [Андрианов, М. С., и др., 2017, с. 158].
На федеральном уровне правовой мониторинг регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»1, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации»2. На региональном уровне принимаются законы субъектов Российской Федерации о мониторинге. В теории правового мониторинга определены его цели и задачи, способы осуществления, разработана классификация по различным критериям. Однако для того, чтобы определить эффективность данного инструмента, необходимо проанализировать его конкретные практические результаты. В связи с этим данная статья посвящена государственному региональному (в пределах Республики Крым) правовому мониторингу.
Результаты исследования
С 2016 года в деятельность органов государственной власти Республики Крым Законом Республики Крым от 29 декабря 2016 г. № 340-ЗРК/2016 «О мониторинге нормативных правовых актов Республики Крым»3 введена новая практика, связанная с оценкой информации о качестве
1 Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
2 Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
3 Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
применения законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым. Согласно ст. 2 указанного Закона мониторинг представляет собой комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о качестве и применении законов Республики Крым и иных нормативных правовых актов Республики Крым.
Названным Законом предусмотрено две процедуры осуществления мониторинга законов Республики Крым - плановая и внеплановая (или текущий мониторинг). Мониторинг законов Республики Крым в плановом порядке проводится на протяжении последних трех лет [Бондарчук И. В., и др., 2020, с. 176-199].
В частности, в 2017 г. плановым мониторингом было охвачено 15 законов Республики Крым и их отдельных положений, в 2018 г. - 9 законов и их отдельных положений, в 2019 г. - 3 закона Республики Крым, в 2020 г. -16 законов Республики Крым4.
Отметим, что на 2021 г. комитетами Государственного Совета запланировано проведение мониторинга 9 законов и их отдельных положений. Данная работа проводится профильными комитетами и охватывает пять направлений законодательной деятельности: государственное строительство и конституционные права граждан; экономическая политика; земельные и имущественные отношения; аграрная политика; социальная политика и здравоохранение.
Текущий мониторинг законодательства Республики Крым Государственный Совет осуществляет на постоянной основе с 2015 г. Свидетельством тому служит большое количество изменений в базовые законы (в 2020 г. - 81, в 2019 г. - 97, в 2018 г. - 87, в 2017 г. - 92, в 2016 г. - 106, в 2015 г. - 92)5.
Правовой мониторинг осуществлялся по различным направлениям и касался законов развития малого и среднего предпринимательства, особенностей регулирования имущественных и земельных отношений, некоторых вопросов в области жилищных отношений, организации деятельности органов опеки и попечительства, народных художественных промыслов и ремесленной деятельности и др.
Остановимся более подробно на результатах проведенного мониторинга в Республике Крым в социальной сфере.
Следует подчеркнуть, что реализация концептуальных позиций по мониторингу социального законодательства связана с необходимостью
4 См.: За последние четыре года Парламент провел мониторинг 43 республиканских законов. URL: http://crimea.gov.ru/news/10_03_21_1 (дата обращения: 17.03.2021).
5 См.: Отчет о результатах деятельности Президиума Государственного Совета Республики Крым второго созыва за 2020 год. URL: http://crimea.gov.ru/ textdoc/ru/8/act/691pr.pdf (дата обращения: 17.03.2021).
выделения дополнительных денежных средств. В связи с этим к подготовке соответствующих изменений в региональном законодательстве по результатам мониторинга привлекаются профильные министерства и ведомства для подготовки финансово-экономического обоснования. Например, в Комитете Государственного Совета Республики Крым по законодательству был подготовлен проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Крым от 17.12.2014 г. № 39-ЗРК "О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым"», требующий для реализации дополнительных 11,7 млн руб.
В частности, по результатам проведенного правового мониторинга выявлена необходимость совершенствования законодательного понятия «многодетная семья», которое содержится в ст. 2 Закона Республики № 39-ЗРК. В соответствии с предлагаемыми изменениями право на меры социальной поддержки, установленные для многодетных семей, должно распространяться на те семьи, в которых дети достигли совершеннолетия, но продолжили обучение в образовательных организациях по очной форме независимо от условий и программ обучения (бюджетная/коммерческая) до достижения ими возраста 23 лет. Речь идет о том, что в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной в Республике Крым, будут включены дополнительно 353 человека из числа многодетных, возрастная категория которых составляет от 18 до 23 лет, в связи с обучением в образовательных организациях в Республике Крым на платной основе.
При этом принятие находящегося на рассмотрении законодательного органа Республики проекта закона позволит устранить законодательное дискриминационное условие признания семьи «многодетной» по признаку платности обучения. Ведь сегодня многодетные семьи, чьи дети в возрасте от 18 до 23 лет продолжили свое обучение в образовательных организациях высшего образования и в профессиональных образовательных организациях по очной форме, но на бюджетной основе, имеют право на получение мер социальной поддержки в отличие от таких же семей, чьи дети обучаются на тех же условиях на платной основе.
Вместе с тем до настоящего времени Государственным Советом не был реализован законопроект, который подготовлен по итогам мониторинга 2017 г. и заявлялся как направленный на реализацию основных положений Послания Президента Российской Федерации, - законопроект «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Крым "О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым"» [Трофимов, С. А. и Бондарчук, И. В., ред., 2018, с. 189-192].
Таким образом, в результате правового мониторинга были решены следующие задачи: выявлен законодательный пробел и выработано предложение по совершенствованию республиканского закона.
В результате правового мониторинга был выявлен существенный пробел в Законе Республики Крым от 3 декабря 2014 г. № 20-ЗРК/2014 «О по-
собии на ребенка»6 (далее - Закон Республики Крым № 20-ЗРК/2014), определяющем размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка. Согласно ст. 3 этого Закона пособие назначается трудоспособным, неработающим и не зарегистрированным в качестве безработных женщинам, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 18 лет. Однако имеют место случаи воспитания троих и более детей в возрасте до 18 лет трудоспособными, неработающими и не зарегистрированными в качестве безработных мужчинами (например, в связи со смертью матери детей), в связи с чем ч. 1 ст. 3 была дополнена положением, предоставляющим право на пособие и отцам в связи со смертью матери7.
В соответствии с п. 21 Порядка и условий назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 г. № 588 (далее - Порядок № 588), выплата пособия на ребенка одинокой матери приостанавливается в случае установления факта проживания одинокой матери с отцом ребенка. Вместе с тем правовой акт, регламентирующий порядок установления вышеуказанного факта, не принят8. Одним из проблемных вопросов при назначении пособия остается предоставление документа для назначения пособия на ребенка одиноким матерям, которые являются гражданами Российской Федерации, но родили ребенка на территории иностранного государства, или гражданами Украины, постоянно проживающими на территории Республики Крым, имеющими вид на жительство. Так, п. 7 Порядка № 588 кроме справки об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка не предусмотрено предоставление какого-либо другого документа, выданного компетентным органом иностранного государства, в котором отсутствует запись об отце ребенка, в связи с чем департаментом предоставлялись отказы в назначении пособия. Проблема на данный момент не нашла своего разрешения. Вместе с тем учтены и внесены соответствующие изменения в законодательство Республики по результатам мониторинга практики реализации Закона в части порядка осуществления выплат. Так, изначально Законом было предусмотрено осуществление выплат раз в квартал, однако с целью предотвращения образования переплат в Закон были внесены изменения и произведен переход на ежемесячные выплаты.
К пробелам в правовом регулировании стоит отнести и порядок применения п. 1 ч. 4 ст. 3 Закона Республики Крым № 20-ЗРК/2014, в силу
6 Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
7 См.: Закон Республики Крым от 14 августа 2019 г. № 633-3PK/2019 «О внесении изменений в Закон Республики Крым "О пособии на ребенка"». Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
8 См.: Постановление Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 г. № 588 «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты пособия на ребенка» (с изм. и доп.). Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
которого пособие на ребенка лицам, в случае если родитель уклоняется от уплаты алиментов, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, назначается и выплачивается одному из родителей. Обязательным условием в соответствии с указанной нормой является решение суда о взыскании алиментов на ребенка, которое не исполняется в случае розыска лица, обязанного уплачивать алименты, уполномоченными органами на основании определений судов и постановлений следственных органов в связи с уклонением от уплаты алиментов, привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления и по иным основаниям.
В результате рассмотрения многочисленных обращений граждан, поступающих в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Республике Крым, касающихся невыплаты отцами детей алиментов на их содержание по различным причинам (как объективного, так и не объективного характера), установлено, что в ряде случаев место жительства должника по уплате алиментов известно, в розыск он не объявлен, однако должник привлечен к уголовной ответственности, в том числе с назначением вида наказания, не связанного с лишением свободы.
Таким образом, из действующей формулировки п. 1 ч. 4 ст. 3 Закона Республики Крым № 20-ЗРК/2014 становится непонятным, к какой уголовной ответственности должен быть привлечен должник по уплате алиментов для возникновения права второго родителя на получение данного вида пособия на ребенка и какие предполагаются иные основания.
Кроме того, при изучении соответствия Закона Республики Крым № 20-ЗРК/2014 законодательству Российской Федерации установлено, что положения ст. 1 Федерального закона № 81-ФЗ не распространяются на граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации9. Однако ч. 2 ст. 1 Закона Республики Крым № 20-ЗРК/2014, устанавливающая категории граждан, на которых действие данного Закона не распространяется, не включает граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Также ст. 1 Закона Республики Крым № 20-ЗРК/2014 установлено, что действие данного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым, в то время как ст. 1 Федерального закона № 81-ФЗ определено, что действие данного Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации. Требование постоянного проживания на территории Российской Федерации установлено только для иностранных граждан и лиц без гражданства, а
См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
У
также беженцев. Профильному комитету Государственного Совета Республики Крым совместно с Министерством труда и социальной защиты Республики Крым было рекомендовано рассмотреть предложения, направленные на совершенствование действия Закона Республики Крым № 20-ЗРК/2014 и принятых на его основании нормативных правовых актов Республики Крым.
Таким образом, в результате мониторинга применения Закона Республики Крым от 3 декабря 2014 г. № 20-ЗРК/2014 «О пособии на ребенка» была реализована задача не только по выявлению пробелов в правовом регулировании, но и установлению соответствия нормативных правовых актов Республики Крым федеральному законодательству. То есть правовой мониторинг способствует также обеспечению единства правового пространства Российской Федерации.
Реализация предложений, направленных на совершенствование правоприменительной практики и нормативного правового регулирования в сфере установления размера, порядка назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка в Республике Крым, нашла отражение в последующих разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и разработке проекта закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым "О пособии на ребенка"».
Одним из важнейших законов, позволившим гражданам реализовать свои права на землю, стал Закон Республики Крым от 23 ноября 2016 г. № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым»10 (далее - Закон Республики Крым № 320-ЗРК/2016). Закон направлен на урегулирование земельных правоотношений в части предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики. При этом речь идет о предоставлении земель из муниципальной или государственной собственности садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, зарегистрированному после вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ11 в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами, осуществляющими ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Федерально-
10 Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
11 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
го конституционного закона на указанных земельных участках, как в отношении которых в наличии документы, подтверждающие предоставление соответствующих земельных участков указанному садоводческому, садово-огородническому или дачному товариществу (кооперативу), так и в случае их отсутствия. Тем самым был создан правовой механизм по передаче в собственность гражданам земельных участков, находившихся у них на праве пользования с учетом особенностей правового режима земель в Республике Крым. Разработанная в развитие положений Закона подзаконная нормативная база позволила реализовать гражданам свои права на землю, гарантированные Конституцией России и требующие системного, комплексного подхода в рамках ст. 121 Федерального конституционного закона.
Как самостоятельное направление в осуществлении мониторинга с 2020 г. можно выделить мониторинг законотворческой деятельности в Республике Крым в связи с реализацией Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»12 (далее - Закон о поправке к Конституции России № 1-ФКЗ).
В ряде субъектов Российской Федерации в развитие обновленной редакции Конституции России были внесены соответствующие изменения в конституционное (уставное) законодательство. Так, в 2020 г. были приняты: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 7 октября 2020 г. № 58-РКЗ «О внесении изменений в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики»13, Закон Республики Мордовия от 16 сентября 2020 г. № 61-З «О внесении изменений в Конституцию Республики Мордовия»14, Конституционный закон Республики Адыгея от 6 ноября 2020 г. № 379 «О поправках к Конституции Республики Адыгея»15. В первую очередь эти изменения связаны с изменениями ст. 72 Конституции Российской Федерации, в которой закрепляются вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что в Конституции Республики Крым не перечисляются вопросы, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Крым, а содержится отсылочная норма к ст. 72 Конституции Российской Федерации. В этой связи необходимость внесения изменений в Конституцию Республики Крым в части дополнения во-
12 Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
13 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0900202010090009 (дата обращения: 16.03.2021).
14 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1300202009170003 (дата обращения: 16.03.2021).
15 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0100202011110006 (дата обращения: 16.03.2021).
просов, определенных в обновленной редакции ст. 72 Конституции Российской Федерации как находящихся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Крым, отсутствует.
Вместе с тем в 2020 г. в развитие Закона о поправке к Конституции России № 1-ФКЗ принят Закон Республики Крым от 2 декабря 2020 г. № 134-ЗРК/2020 «О внесении изменения в статью 8 Закона Республики Крым "О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым" и признании утратившим силу Закона Республики Крым "О порядке согласования представления Генерального прокурора Российской Федерации к назначению на должность прокурора Республики Крым"»16, подготовлены проекты законов о внесении изменений в 7 законов Республики Крым («О Государственном Совете Республики Крым -Парламенте Республики Крым», «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», «О порядке избрания Главы Республики Крым», «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Крым», «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым», «О физической культуре и спорте в Республике Крым», «О гражданской обороне Республики Крым»17).
Относительно планируемых (подготавливаемых) проектов законов Республики Крым в развитие обновленной редакции Конституции Российской Федерации по вопросам сельского хозяйства, экологии и природопользования следует отметить, что Планом законопроектных работ Государственного Совета Республики Крым на 2021 г. предусмотрены подготовка и рассмотрение в первом полугодии 2021 г. проектов законов Республики Крым:
«О внесении изменений в статью 7 Закона Республики Крым "О развитии сельского хозяйства в Республике Крым"» (в части приведения в соответствие с федеральным законодательством);
«О внесении изменений в Закон Республики Крым "Об ответственном обращении с животными в Республике Крым"»18.
При этом следует отметить, что масштаб изменений в Конституции России в связи с принятием Закона о поправке к Конституции России № 1-ФКЗ требует, прежде всего, реализации основных конституционных ценностей и принципов на уровне федерального законодательства.
Сам же План законопроектных работ можно рассматривать в качестве практического результата прогнозов о направлениях развития правового регулирования по результатам мониторинга законодательства.
На текущем этапе реформирования законодательства Республики Крым в аспекте конституционно-правовых изменений остается нере-
16 Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
17 См.: Доклад о состоянии законодательства Республики Крым в 2020 году. Симферополь, 2021. С. 117.
18 URL: http://crimea.gov.ru/app/14689 (дата обращения: 18.03.2021).
шенным вопрос понимания как самого формата изменений, так и концепции, в которой должен получить развитие Закон о поправке к Конституции России № 1-ФКЗ в действующих федеральных законах от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обсуждение и заключение
Необходимо отметить эволюционное воздействие проводимого в Республике Крым мониторинга законов на правотворческую политику региона. Если первые итоги проведения мониторинга законов Республики Крым и их отдельных положений можно считать, по сути, исследованием интеграционных процессов между относительно новым субъектом и самой Федерацией, то результаты мониторинга последних лет уже содержат практические выводы, служащие выявлению и устранению недостатков в интеграции правотворческой политики центра и регионов.
При этом сокращение переходного периода интеграционных процессов между Крымом и Российской Федерацией возможно за счет усиления роли института правового мониторинга в формировании правотворческой политики региона путем выявления пробелов в законодательстве и их восполнения посредством реализации правотворческих функций в ходе преодоления проблем успешной интеграции.
Анализ деятельности по правовому мониторингу в Республике Крым позволяет сделать выводы о том, что в результате его проведения выявлены и устранены пробелы в правовом регулировании общественных отношений, устранено несоответствие нормативных правовых актов Республики Крым федеральному законодательству; получена информация о потребностях правового регулирования определенных общественных отношений; выработаны предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Крым, а также сформированы перспективные направления нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Крым. Все это свидетельствует о том, что правовой мониторинг является эффективным инструментом как в области совершенствования нормативных правовых актов Республики Крым, так и в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.
Список источников
Андрианов М. С., Боголюбов С. А., Бут Н. Д. и др. Законность: теория и практика : моногр. / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Н. В. Суба-
нова. 3-е изд. М. : Ин-т зак-ва и сравнит. правоведения при Правительстве России : Юрид. фирма «Контракт», 2017. 400 с. ISBN: 978-5-9909060-3-7.
Бондарчук И. В., Буткевич О. В., Руденко А. В. и др. Нормотвор-ческий процесс в Республике Крым и Севастополе (по материалам 2019 года) : учеб. пособие для магистров / под ред. Ю. Г. Арзамасо-ва, С. А. Трофимова, И. В. Бондарчука. Симферополь : ИТ «Ариал», 2020. 332 с. ISBN: 978-5-907376-86-1.
Нормотворческий процесс в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Крым и города федерального значения Севастополя) : учеб. пособие для магистров / под ред. С. А. Трофимова, И. В. Бондарчука. Симферополь : ИТ «Ариал», 2018. 356 с. ISBN: 978-5-907032-85-9.
References
Andrianov, M. S., Bogolyubov, S. A., But, N. D., et al., 2017. Zakonnost': teoriya i praktika = [Legality: theory and practice]. Monograph. Eds. Yu. A. Tikhomirov, N. V. Subanova. 3rd ed. Moscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation; Law firm "Kontrakt". 400 p. (In Russ.) ISBN: 9785-9909060-3-7.
Bondarchuk, I. V., Butkevich, O. V., Rudenko, A. V., et al., 2020. Normotvorcheskiy protsess v Respublike Krym i Sevastopole (po materialam 2019 goda) = [The rule-making process in the Republic of Crimea and Sevastopol (based on materials from 2019)]. Textbook for masters. Eds. Yu. G. Arzamasov, S. A. Trofimov and I. V. Bondarchuk. Simferopol: IT "Arial". 332 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-907376-86-1. Trofimov, S. A. and Bondarchuk, I. V., eds, 2018. Normotvorcheskiy protsess v sub'yektakh Rossiyskoy Federatsii (na primere Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya SSevastopolya) = [Rule-making process in the subjects of the Russian Federation (on the example of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol)]. Textbook for masters. Simferopol: IT "Arial", 2018. 356 р. (In Russ.) ISBN: 9785-907032-85-9.
Информация об авторах / Information about the authors
Бондарчук Илья Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала Российского государственного университета правосудия (Российская Федерация, 295051, Республика Крым, Симферополь, ул. Павленко, д. 5), руководитель секретариата Аппарата Государственного Совета Респу-
блики Крым (Российская Федерация, 295000, Республика Крым, Симферополь, ул. К. Маркса, д. 18).
Il'ya V. Bondarchuk, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the State and Legal Disciplines Department, Crimean Branch, Russian State University of Justice (5 Pavlenko St., Simferopol, 295051, Republic of Crimea, Russian Federation), Head of the Secretariat of Apparatus of the State Council of the Republic of Crimea (18 K. Marx St., Simferopol, 295000, Republic of Crimea, Russian Federation).
Буткевич Ольга Васильевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и экологического права юридического факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (Российская Федерация, 295007, Республика Крым, Симферополь, просп. Академика Вернадского, д. 4). Ol'ga V. Butkevich, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Business and Environmental Law Department, Law Faculty, Tau-ride Academy, Vernadsky Crimean Federal University (4 Vernadskogo Av., Simferopol, 295007, Republic of Crimea, Russian Federation).
Руденко Артем Валериевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия (Российская Федерация, 295051, Республика Крым, Симферополь, ул. Павленко, д. 5).
Artem V. Rudenko, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Administrative and Financial Law Department, Crimean Branch, Russian State University of Justice (5 Pavlenko St., Simferopol, 295051, Republic of Crimea, Russian Federation).
Рышкова Людмила Валериевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и экологического права юридического факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (Российская Федерация, 295007, Республика Крым, Симферополь, просп. Академика Вернадского, д. 4). Ludmila V. Ryshkova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Business and Environmental Law Department, Faculty of Law, Tauride Academy, Vernadsky Crimean Federal University (4 Vernadskogo Av., Simferopol, 295007, Republic of Crimea, Russian Federation).
Стрельникова Ирина Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Крымского филиала Российского государственного университета правосудия (Российская Федерация, 295051, Республика Крым, Симферополь, ул. Павленко, д. 5).
Irina Yu. Strel'nikova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Theory and History of Law and State Department, Crimean Branch, Russian State University of Justice (5 Pavlenko St., Simferopol, 295051, Republic of Crimea, Russian Federation).
Заявленный вклад авторов/Contribution of the authors
Авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. The authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interest.
Дата поступления рукописи в редакцию издания: 25.09.2021; дата одобрения после рецензирования: 12.10.2021; дата принятия статьи к опубликованию: 05.07.2022.
Submitted: 25.09.2021; reviewed: 12.10.2021; revised: 05.07.2022.