Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПАРЛАМЕНТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПАРЛАМЕНТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
законодательная инициатива / региональный парламент / Республика Крым / Государственный совет / муниципальный депутат / законодательный процесс.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянцев А.Э.

Материалы статьи основаны на комплексном изучении нормативно-правовых актов, принятых и реализуемых с целью осуществления положений ч. 1 ст. 6 Федерального закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действующих на территории Республики Крым, а также особенностей (в т.ч. проблем) реализации указанного законодательства в Республике Крым при возникновении, изменении, прекращении правоотношений, связанных с реализаций права законодательной инициативы представительными органами муниципальных образований Республики Крым в законодательном процессе Республики Крым, в частности; анализ и прогнозирование развития правоотношений в сфере регионального законодательного процесса, изучение опыта иных субъектов Российской Федерации в сфере регулирования данной категории правоотношений, изучение опыта зарубежных стран по регламентации данного вида правоотношений; исследование нормативно-правового обеспечения порядка осуществления контроля за соблюдением требований законодательства в сфере реализации права законодательной инициативы для представительных органов муниципальных образований Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПАРЛАМЕНТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-37-40 ЕМЕЛЬЯНЦЕВ Алексей Эдуардович,

NIION: 2018-0076-10/21 -232 преподаватель кафедры

MOSURED: 77/27-023-2021 -10-431 государственно-правовых дисциплин

Крымского филиала Российского государственного университета правосудия

г. Симферополь, e-mail: 79787437072@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ

ПАРЛАМЕНТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Исследование выполнено за счет гранта Государственного совета Республики Крым молодым ученым Республики Крым (проект «Усовершенствование механизма реализации права законодательной инициативы представительных органов муниципальных образований Республики Крым в законодательном процессе Республики Крым»).

Аннотация. Материалы статьи основаны на комплексном изучении нормативно-правовых актов, принятых и реализуемых с целью осуществления положений ч. 1 ст. 6 Федерального закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действующих на территории Республики Крым, а также особенностей (в т.ч. проблем) реализации указанного законодательства в Республике Крым при возникновении, изменении, прекращении правоотношений, связанных с реализаций права законодательной инициативы представительными органами муниципальных образований Республики Крым в законодательном процессе Республики Крым, в частности; анализ и прогнозирование развития правоотношений в сфере регионального законодательного процесса, изучение опыта иных субъектов Российской Федерации в сфере регулирования данной категории правоотношений, изучение опыта зарубежных стран по регламентации данного вида правоотношений; исследование нормативно-правового обеспечения порядка осуществления контроля за соблюдением требований законодательства в сфере реализации права законодательной инициативы для представительных органов муниципальных образований Республики Крым.

Ключевые слова: законодательная инициатива, региональный парламент, Республика Крым, Государственный совет, муниципальный депутат, законодательный процесс.

EMELIANTSEV Alexey Eduardovich,

Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Crimean Branch of the Russian State University of Justice,

Simferopol

TOPICAL ISSUES OF THE EXERCISE OF THE RIGHT OF LEGISLATIVE INITIATIVE IN THE REGIONAL PARLIAMENT BY REPRESENTATIVE BODIES OF MUNICIPALPALITIES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The research was carried out at the expense of a grant from the State Council of the Republic of Crimea to young scientists of the Republic of Crimea (the project "Improvement of the mechanism for implementing the right of legislative initiative of representative bodies of municipalities of the Republic of Crimea in the legislative process of the Republic of Crimea").

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Annotation. The materials of this article are based on a comprehensive study of normative legal acts adopted and implemented in order to implement the provisions of Part 1 of Article 6 of the Federal Law of 06.10.1999 № 184-FZ "On the general principles of the organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation" operating on the territory of the Republic of Crimea, as well as features (including problems) implementation of the specified legislation in the Republic of Crimea in the event of the emergence, modification, termination of legal relations related to the implementation of the right of legislative initiative by the representative bodies of municipalities of the Republic of Crimea in the legislative process of the Republic of Crimea, in particular; analysis and forecasting of the development of legal relations in the field of regional legislative process, studying the experience of other subjects of the Russian Federation in the field of regulation of this category of legal relations, studying the experience of foreign countries in regulating this type of legal relations; the study of the regulatory and legal support of the procedure for monitoring compliance with the requirements of legislation in the field of the implementation of the right of legislative initiative for representative bodies of municipalities of the Republic of Crimea.

Key words: legislative initiative, regional parliament, Republic of Crimea, State Council, municipal deputy, legislative process.

Построение качественной и полноценной системы регионального законодательства, направленного на воплощение в жизнь положений Конституции РФ, федерального законодательства в целях обеспечения стабильного развития государства и общества, -первостепенная задача законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Осуществление данной задачи напрямую зависит от эффективной реализации законодательного процесса на всех его стадиях, особенно это актуально в контексте конституционных новелл, содержащих нормы-цели по созданию оптимальных условий для полноценного и устойчивого развития государства и общества.

Ключевой стадией законодательного процесса, без которой невозможно осуществление последующих нормотворческих процедур, является стадия законодательной инициативы и одноименное право субъектов по ее реализации.

Республика Крым - уникальный, молодой субъект Российской Федерации, построивший в ультракороткие сроки достаточно объемную нормативную базу. Огромный вклад в данный процесс был внесен именно слаженной работой всех участников законодательного процесса, включая субъектов законодательной инициативы [5, с. 335].

Круг возможных (потенциальных) субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне в Республике Крым более объемный, чем как в других субъектах Российской Федерации, так и в аналогичных по правовому статусу субъектах иных федеративных государств, например, Свободном государстве Бавария, входящем в состав Федеративной Республики Германия.

Объем прав субъектов законодательной инициативы достаточно широк. При этом Республика Крым вправе самостоятельно расширить и

закрепить в своей Конституции круг органов и лиц, обладающих правом законодательной инициативы, что следует из содержания ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [6].

Однако, несмотря на достаточные значимые достижения в сфере реализации права законодательной инициативы в Республике Крым, существует проблема недостаточно активного вовлечения представительных органов муниципальных образований Республики Крым как субъектов права законодательной инициативы в планирование законотворческой деятельности регионального парламента - Государственного совета Республики Крым. Так, основываясь на аналитических докладах Государственного совета «О состоянии законодательства в Республике Крым», начиная с 2015 г. по настоящее время количество поданных представительными органами муниципальных образований Республики Крым в региональный парламент проектов законов неумолимо сокращалось с 12 до 3 в 2020 г. [3]. Данный факт свидетельствует о малой законотворческой активности на уровне территориальных общин и их представительных органов.

Для установления причин такой ситуации был проанализирован механизм реализации права законодательной инициативы представительных органов муниципальных образований Республики Крым. В процессе исследования было установлено, что региональным парламентом республики были создания все наиболее возможные условия для реализации такого права. В Государственном совете было создано отдельное подразделение, осуществляющее содействие, правовую и методическую поддержку для представительных органов муниципальных образований

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Республике Крым и муниципальных служащих, осуществляющих содействие реализации права законодательной инициативы представительных органов муниципальных образований. Кроме этого, сотрудники данного подразделения Аппарата Государственного совета регулярно проходят повышения квалификаций для осуществления своих функций [1].

Для установления иных причин на базе нескольких муниципальных образований было проведено независимое анкетирование муниципальных служащих, депутатов представительных органов муниципальных образований, по результатам которого более 50% местных депутатов не осведомлены о наличии у них данного права. Муниципальные служащие с показателями более 80% оказались в целом осведомлены о такой возможности у представительного органа муниципальных образований.

На наш взгляд, такие результаты свидетельствуют о необходимости повышения профессионального уровня муниципальных депутатов. Так как, оценивая требования закона, инициатива и принятие решения о разработке и внесении законопроекта представительным органом муниципального образования в региональный парламент должна исходить от депутатов представительного органа муниципального образования, в этом контексте муниципальные служащие аппаратов представительного органа муниципального образования выступают как лица, содействующие реализации данной правотворческой инициативы [7]. Но, анализируя положения Закона Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», а именно ст. 28 данного Закона, раскрывающую особенности статуса депутата представительного органа муниципального образования, мы не видим никаких нормативно четко предусмотренных возможностей для повышения профессионального уровня лиц, осуществляющих свои полномочия в качестве депутата представительного органа муниципального образования [2]. Следует отметить, что федеральное и региональное законодательство устанавливает для муниципальных образований возможность установления дополнительных гарантий и возможностей в уставах муниципальных образований, которые не противоречат требованиям федерального и регионального законодательства. Рассматривая уставы муниципальных образований Республики Крым, можно также прийти к выводу о том, что они не содержат подобных норм.

Так, к примеру, Устав муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в ч. 3 ст. 34 содержит положение, где депутату гарантируются условия для беспрепят-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

ственного и эффективного осуществления его полномочий в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, настоящим Уставом, решениями Симферопольского городского совета. Однако эффективность работы депутатов может быть поставлена под сомнение в контексте их результатов в качестве осуществления полномочий представительного органа муниципального образования как субъекта законодательного процесса [4].

Подводя итог вышеизложенному, в случае существования данных условий - ситуация с отсутствием активного вовлечения представительных органов муниципальных образований Республики Крым в законодательный процесс, в рамках реализации их прав, может в дальнейшем негативно отразиться на своевременном и качественном выявлении правоотношений, требующих нормативного урегулирования и в последствии непринятии необходимого регионального акта. Для устранения данной ситуации в уставы муниципальных образований возможно поместить норму, предоставляющую право депутатам представительных органов муниципальных образований на повышение их профессионального уровня по образовательным программам, связанным с осуществлением депутатских полномочий на муниципальном уровне.

Список литературы:

[1] Распоряжения Президента РФ от 11 августа 2014 г. № 260-рп «Об организации в 2014 году повышения квалификации государственных служащих Республики Крым и г. Севастополя и муниципальных служащих по отдельным дополнительным профессиональным программам» // Росс. газ. - 2014. - 13 авг.

[2] Закон Республики Крым от 21 августа 2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» (с изм. и доп.) // Крымские известия. - 2014. - 28 авг.

[3] Доклад Государственного совета Республики Крым «О состоянии законодательства Республики Крым в 2020 году» (утв. постановлением Государственного совета Республики Крым от 30 апреля 2021 г. № 774-2/21) [Электронный ресурс]. URL: http://crimea.gov.ru/bases-of-activity/ zakonotvorchestvo/doklady_o_sost_zak (дата обращения: 01.10.2021).

[4] Решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 г. № 61 «О принятии Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. URL: https://simf.rk.gov.ru/ru/document/show/2 (дата обращения: 01.10.2021).

[5] Емельянцев А.Э. Роль комитетов Государственного Совета Республики Крым в законодательном процессе Республики Крым // Развитие государственности и права в Республике Крым: материалы Всеросс. науч.-практ. конф., Краснодар, 5 февраля 2016 г. / под общ. ред. С.А. Бутке-вича. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. - С. 334 - 337.

[6] Нормотворческий процесс в Республике Крым и Севастополе: по материалам 2018 года / И.В. Бондарчук, О.В. Буткевич, А.В. Руденко и др.; под ред. С.А. Трофимова, И.В. Бондарчука. - Симферополь: ООО «Издательство Типография "Ариал"», 2019. - 424 с.

[7] Королева А.Н. Правовой статус депутата представительного органа внутригородского муниципального образования городов федерального значения: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 191 с.

Spisok literatury:

[1] Rasporyazheniya Prezidenta RF ot 11 avgusta 2014 g. № 260-rp «Ob organizacii v 2014 godu povysheniya kvalifikacii gosudarstvennyh slu-zhashchih Respubliki Krym i g. Sevastopolya i munic-ipal'nyh sluzhashchih po otdel'nym dopolnitel'nym professional'nym programmam» // Ross. gaz. - 2014. - 13 avg.

[2] Zakon Respubliki Krym ot 21 avgusta 2014 g. № 54-ZRK «Ob osnovah mestnogo samouprav-leniya v Respublike Krym» (s izm. i dop.) // Krymskie izvestiya. - 2014. - 28 avg.

[3] Doklad Gosudarstvennogo soveta Respubliki Krym «O sostoyanii zakonodatel'stva Respubliki Krym v 2020 godu» (utv. postanovleniem Gosudarstvennogo soveta Respubliki Krym ot 30 aprelya 2021 g. № 774-2/21) [Elektronnyj resurs]. URL: http:// crimea.gov.ru/bases-of-activity/zakonotvorchestvo/ doklady_o_sost_zak (data obrashcheniya: 01.10.2021).

[4] Reshenie Simferopol'skogo gorodskogo soveta Respubliki Krym ot 13 noyabrya 2014 g. № 61 «O prinyatii Ustava municipal'nogo obrazovaniya gorodskoj okrug Simferopol' Respubliki Krym» (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs]. URL: https://simf.rk.gov. ru/ru/document/show/2 (data obrashcheniya: 01.10.2021).

[5] Emel'yancev A.E. Rol' komitetov Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym v zakonodatel'nom processe Respubliki Krym // Razvitie gosudarstven-nosti i prava v Respublike Krym: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf., Krasnodar, 5 fevralya 2016 g. / pod obshch. red. S.A. Butkevicha. - Krasnodar: Kras-nodarskij universitet MVD Rossii, 2016. - S. 334 -337.

[6] Normotvorcheskij process v Respublike Krym i Sevastopole: po materialam 2018 goda / I.V. Bondarchuk, O.V. Butkevich, A.V. Rudenko i dr.; pod red. S.A. Trofimova, I.V. Bondarchuka. - Simferopol': OOO «Izdatel'stvo Tipografiya "Arial"», 2019. - 424 s.

[7] Koroleva A.N. Pravovoj status deputata predstavitel'nogo organa vnutrigorodskogo municipal'nogo obrazovaniya gorodov federal'nogo znacheniya: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2010. -191 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.