Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОРОНАВИРУС (COVID-19) / УДАЛЕННАЯ РАБОТА / КИБЕРБЕЗОПАСНОТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянцев Алексей Эдуардович

Развитие цивилизации неразрывно связано с современными технологиями в области коммуникаций. Информационные технологии вносят изменения в различные сферы человеческой жизни, не оставляя без внимания сферу государственного управления. Непредвиденные природные события, такие как пандемия коронавируса (COVID-19), заставляют человечество быстро справляться с ними, менять свой образ жизни и даже такие традиционные процедуры и институты, касающиеся деятельности государственных органов. В статье рассматриваются новые методы и механизмы законодательного процесса в удаленном режиме во время пандемии законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье описываются важнейшие аспекты работы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и затрагиваются проблемы законодательства, связанные с удаленной работой государственных органов во время пандемии. Также приводится мнение автора по совершенствованию действующего механизма законодательного процесса для организации деятельности органов государственной власти во время пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емельянцев Алексей Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL LEGISLATIVE PROCESS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The development of civilization is inextricably linked with modern technologies in the field of communications. Information technology brings changes to different spheres of human life, without disregarding the field of public administration. Unforeseen natural events, such as the pandemic of the coronavirus (COVID-19), force humanity to quickly master them, change their lifestyle, and even such traditional procedures and institutions regarding the activities of public authorities. The article discusses new methods of holding meetings in a remote mode during a pandemic of legislative (representative) bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation and two chambers of the Federal Assembly of the Russian Federation, as well as the experience of foreign parliaments of democratic countries. The article describes the critical aspects of the work of legislative (representative) authorities of the Russian Federation of the constituent entities of the Russian Federation and touches on the problems of legislation related to the remote work of government bodies during a pandemic. The author’s opinion on improving the current legislation for organizing the activities of public authorities during a pandemic is also given.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ

Региональный законодательный процесс в условиях цифровизации

Емельянцев Алексей Эдуардович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала Российского государственного университета правосудия E-mail: 79787437072@yandex.ru

Развитие цивилизации неразрывно связано с современными технологиями в области коммуникаций. Информационные технологии вносят изменения в различные сферы человеческой жизни, не оставляя без внимания сферу государственного управления. Непредвиденные природные события, такие как пандемия коронавируса (COVID-19), заставляют человечество быстро справляться с ними, менять свой образ жизни и даже такие традиционные процедуры и институты, касающиеся деятельности государственных органов. В статье рассматриваются новые методы и механизмы законодательного процесса в удаленном режиме во время пандемии законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье описываются важнейшие аспекты работы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и затрагиваются проблемы законодательства, связанные с удаленной работой государственных органов во время пандемии. Также приводится мнение автора по совершенствованию действующего механизма законодательного процесса для организации деятельности органов государственной власти во время пандемии.

Ключевые слова: пандемия, законодательный процесс. коро-навирус (COVID-19), удаленная работа, кибербезопасноть.

Исследование выполнено за счет гранта Государственного совета Республики Крым молодым ученым Республики Крым (проект Усовершенствование механизма реализации права законодательной инициативы представительных органов муниципальных образований Республики Крым в законодательном процессе Республики Крым»).

Современные правовые акты создают строгую систему обязательного нормативного регулирования общественных отношений, поведения граждан и деятельности организаций. В настоящее время в России создано довольно прогрессивное законодательства, которое переживает стремительное обновление в связи со трудной ситуацией с пандемией, трудностями во отношениях с другими государствами и, наконец, поправками к Конституции Российской Федерации, требующими от права динамичной настройки. В этом контексте на помощь законодателю и правоприменителю приходят системы цифровизации и автоматизации, которые в значительной мере влияют на качество и своевременность реализации полномочий органов государственной власти [1 с. 4-5].

На сегодняшний день анализируются колоссальные объемы информации, вводится новый оборот данных, который позволяет расширить информационную базу управленческий решений и действий, что существенно облегчает государственное управление.

Кроме этого, в условиях распространения новой короновирусной инфекции и принятием нормативно-правовых актов, устанавливающих режим повышенной готовности в Российской Федерации и в отдельных ее субъектах, включая Республику Крым остро стал вопрос организации эффективной безопасной работы органов государственной власти, включая законодательные органы в лице Государственного Совета Республики Крым. В контексте новой реальности функционирования высшего законодательного (представительного) органа субъекта особое значение имеют меры по внедрению элементов цифровиза-ции законодательных процедур. Отличаясь достаточным уровнем цифровой мобильности ряд региональных парламентов в субъектах Российской Федерации, включая Государственный Совет Республики Крым реализовал меры для внедрения первичных виртуальных и гибридных методов работы [2].

В большинстве субъектов Российской Федерации в течении марта и апреля 2020 года был установлен временный режим, который наделял субъектов законодательного процесса правом виртуально участвовать в законодательном процессе на различных его стадиях [3, с. 14]. Так, к примеру в Республике Крым региональным парламентов

были внесены изменения в регламент, позволяющие депутатам голосовать заочно по законопроектам, принимаемым в Республике Крым [4]. Однако сама процедура, закрепленная в Регламенте Государственного Совета в п. 78-1, 78-2 выраженная в отправке отсканированной копии подписанного листа заочного голосования на электронную почту Государственный Совет Республики Крым [4,5] на наш взгляд, не отвечает современным требования кибербезопасности основанных на ключевых принципах Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» а так же закрепленным в пп. 1, п. 57 Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [6,7].

Не смотря на позитивные изменения в данной сфере, на наш взгляд цифровизация законотворческих процедур в значительной мере отстает от тенденций цифровизации правоприменительных процедур реализуемых в деятельности других ветвей власти, особенно в современных условиях. Это проявляется в том, что на уровне исполнительной и судебной власти уже давно активно внедряются более современные и безопасные системы позволяющие эффективно защищать от кибе-ругроз и утечек данных, а также вмешательство в деятельность органов государственной власти.

Существование современных систем обеспечения и осуществления законодательного процесса продиктовано не просто повседневной повесткой, а также целями развития нашего государства, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», где уделяется особое место внедрению концепции «Цифрового государства». Усовершенствование циф-ровизации законодательного процесс можно осуществить по модели и аналогии внедрению в органах исполнительной власти, процесс реформирования делопроизводства которых продолжается на данный момент [8].

В федеральных органах исполнительной власти на данный момент активно используется система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) - федеральная информационная система автоматизированного обмена электронными документами в защищенном режиме между Администрацией Президента РФ, Аппаратом правительства РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Развитием и внедрением данной системы занимается федеральная служба охраны РФ, экспертный совет по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти. Ключевой задачей развития обозначено внедрение дальнейшее широкое внедрение МЭДО в администрациях муниципальных образований всех уровней, в бюджетных учреждениях (школах, медицинских учреждениях и т.д.) [9].

Однако на данный момент отсутствует задача по внедрения данной системы в органах региональной законодательной власти. На наш взгляд, это является упущением и внедрение подобных систем может обезопасить проведение законотворческих процедур и обеспечить защиту данных, влияющих на законодательный процесс.

При разработке и внедрению цифровых систем ключевым фактором является регламентация осуществления отдельных действий через автоматизированные информационные системы со стороны закона, то есть обретение ими процессуальной формы, изложенной в регламентах региональных парламентов.

Создание и запуск данной системы позволит во многом автоматизировать работу аппарата регионального парламента и автоматизировать такие отдельные элементы их работы как:

- законодательное делопроизводство в целом (регистрация законопроектов, ведение архива, статистическая отчетность, аналитические запросы и др.);

- электронный документооборот по поступающим законопроектам, обращениям граждан и т.д. (заполнение картотеки, регистрация входящих и исходящих документов, распределение дел, формирование списка дел, назначенных парламентских слушаний, передача информации между инстанциями и т.д.);

- реализацию процессуальных полномочий законодательного органа и лиц, участвующих в деле (видеозапись заседаний, СМС-изве-щения депутатов, участие в заседаниях комитетов посредством видео-конференц-связи, экспорт электронного образа законопроекта, и пр.) [10].

В целом, это позволит снизит нагрузку на сотрудников аппарата регионального парламента субъекта РФ, позволит депутатам более эффективно осуществлять свои права и обязанности и долгосрочной перспективе позитивно сказаться на качестве и своевременности принимаемых региональных актов.

На наш взгляд при создании таких систем может возникнуть ряд первичных проблем, которые возможно преодолеть при планомерном их внедрении и текущем контроле со стороны разработчика так и со стороны самого законодательного органа, в интересах которого и будет осуществляться цифровизация и автоматизация. Среди таких проблем в исследованиях выделяют: недостаточный уровень процессуальной определенности систем, человеческий фактор и общий уровень правовой культуры; высокий уровень кибер-преступности [9,10].

Анализируя данные проблемы следует отме- р тить, что их существование взаимообусловлено. Д Так несанкционированная утечка информации Ч

т

ограниченного доступа через всевозможные ком- К пьютерные сети возможна как вследствие пря- ё мой киберугрозы так и по причине недостаточно- у го уровня цифровой осознанности пользователей, А

которые не устанавливают вообще или устанавливают предельно простые пароли доступа к хранимым данным, либо в результате использования разработчиками бэкдор-алгоритмов - программ, встраиваемых в официально распространяемый продукт для негласного получения пользовательской информации или удаленного управления операционной системой пользователя. Одним из наиболее распространенных в Российской Федерации проявлений киберпреступности является кибер-мошенничество - фишинг, смысл которого заключается в получении путем обмана под различными надуманными предлогами от пользователей их персональных данных, включая номера телефонов, паролей, в том числе втайне от самих пользователей [10].

Решить эту проблему можно путем внедрения в процессе автоматизации и цифровизации законодательного процесса усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи как для депутатов, субъектов законодательной инициативы так и для сотрудников аппаратов региональных парламентов. Так, например, депутат получает возможность дистанционного голосования только после входа в систему с использование индивидуального цифрового носителя, содержащего усиленную квалифицированную электронную цифровую подпись. Это позволит избежать фальсификаций, обезопасить проведение голосования по проектам законов.

Подводя краткий итог, следует отметить, что современный уровень цифровизации регионального законодательного процесса и в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти в значительной мере отстает от уровня автоматизации и цифровизации в деятельности других ветвей власти. Приняты на уровне субъектов минимальные меры по внедрению цифровых средств обеспечения законодательных процедур в целом способствуют их эффективному функционированию, но не создают безопасных условий для осуществления законодательного процесса.

Литература

1. Тихомирова Ю.А., Кичигин Н.В., Цомарто-ва Ф.В., Бальхаева С.Б. Право и цифровая информация // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 2. С. 4-23.

2. Чуйкин, Д.А. Парламентский контроль во время пандемии / Д.А. Чуйкин // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 36. - С. 822-824.

3. Малышенко, В. А. О некоторых аспектах работы парламента в период пандемии / В.А. Малышенко // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 4. - С. 13-16.

4. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 г. N 3761/14 «О Регламенте Государственного Совета Республики Крым» (с изменениями и дополне-

ниями) // Ведомости Государственного Совета Республики Крым от 06.02.2015 N 6 (ч. 2)

5. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 06.04.2020 N 300/30-10 «О внесении изменений в Регламент Государственного Совета Республики Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым от 06.05.2020 N 13 (ч. 3)

6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448

7. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». // Российская газета от 26 июля 2021 г. № 8601

8. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета от 26 июля 2021 г. № 8601

9. Садыкова А.В., Миронова Н.Г. Цифровиза-ция и документационное обеспечение управления в России // Форум молодёжной науки. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovizatsiya-i-dokumentatsionnoe-obespechenie-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 27.11.2021).

10. Трансформация и цифровизация правового регулирования общественных отношений в современных реалиях и условиях пандемии: коллективная монография / Под ред. И.В. Воронцовой. - Казань: Отечество, 2020. - 415 с

REGIONAL LEGISLATIVE PROCESS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Emeliantsev A.E.

Crimean Branch of the Russian State University of Justice

The development of civilization is inextricably linked with modern technologies in the field of communications. Information technology brings changes to different spheres of human life, without disregarding the field of public administration. Unforeseen natural events, such as the pandemic of the coronavirus (COVID-19), force humanity to quickly master them, change their lifestyle, and even such traditional procedures and institutions regarding the activities of public authorities. The article discusses new methods of holding meetings in a remote mode during a pandemic of legislative (representative) bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation and two chambers of the Federal Assembly of the Russian Federation, as well as the experience of foreign parliaments of democratic countries. The article describes the critical aspects of the work of legislative (representative) authorities of the Russian Federation of the constituent entities of the Russian Federation and touches on the problems of legislation related to the remote work of government bodies during a pandemic. The author's opinion on improving the current legislation for organizing the activities of public authorities during a pandemic is also given.

Keywords: pandemic, TOronovirus (COVID-19), remote work, video conferencing, legislative (representative) government bodies.

References

1. Tikhomirova Yu.A., Kichigin N.V., Tsomartova F.V., Balkhae-va S.B. Law and digital information // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2021. No. 2. P. 4-23.

2. Chuikin, D.A. Parliamentary control during a pandemic / D.A. Chuikin // Innovations. The science. Education. - 2021. -No. 36. - S. 822-824.

3. Malyshenko, V.A. On some aspects of the work of the parliament during a pandemic / V.A. Malyshenko // State power and local government. - 2021. - No. 4. - S. 13-16.

4. Resolution of the State Council of the Republic of Crimea dated December 24, 2014 N 376-1 / 14 "On the Regulations of the State Council of the Republic of Crimea" (with amendments and additions) // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea dated 06.02.2015 N 6 (part 2)

5. Resolution of the State Council of the Republic of Crimea dated 06.04.2020 N 300 / 30-10 "On Amendments to the Regulations of the State Council of the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea dated 06.05.2020 N 13 (part 3)

6. Federal Law dated July 27, 2006 No. 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection" // Collect-

ed Legislation of the Russian Federation dated July 31, 2006 No. 31 (Part I) Art. 3448

7. Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 N 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation." // Russian newspaper dated July 26, 2021, No. 8601

8. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2021 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" // Russian newspaper of July 26, 2021 No. 8601

9. Sadykova A.V., Mironova N.G. Digitalization and documentation support of management in Russia // Forum of Youth Science. 2020. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovizatsiya-i-dokumentatsionnoe-obespechenie-upravleniya-v-rossii (date accessed: 27.11.2021).

10. Transformation and digitalization of legal regulation of public relations in modern realities and conditions of a pandemic: a collective monograph / Ed. I.V. Vorontsova. - Kazan: Fatherland, 2020. - 415 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.