Результаты фокус-группового исследования со специалистами в сфере профилактики «Радикализм в молодежной среде: роль противоправного контента и место субкультуры в этом процессе»
Ильченко Александр Борисович - помощник руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), г. Москва
Валитова Елена Рашидовна - руководитель направления методического сопровождения и образовательных программ Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону
Куценко Максим Викторович - аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону
Традиционно считается, что радикализм свойственен прежде всего молодежи. Чтобы выявить отношение к этому тезису специалистов, которые работают непосредственно с молодежной аудиторией, аналитики НЦПТИ провели фокус-групповое исследование.
5-9 октября 2020 года в Республике Крым прошел Всероссийский форум по профилактике экстремистских проявлений и идеологии терроризма среди молодежи «Формула согласия», организованный Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь). Специалисты НЦПТИ приняли участие в его работе и совместно с представителями Росмолодежи провели фокус групповое исследование среди участников и организаторов мероприятия по теме: «Радикализм в молодежной среде:
роль противоправного контента и место субкультуры в этом процессе». Подобное исследование планируется провести и в 2021 году в рамках форума «Формула согласия», который состоится в Республике Дагестан.
В фокус-групповом исследовании приняли участие 14 человек: 12 респондентов и два модератора.
ФОРМУЛА СОГЛАСИЯ
Рисунок 1. Логотип форума «Формула согласия»
Цель исследования - выявить предпосылки, причины и факторы распространения радикализма в молодежной среде.
Задачи исследования:
1. Определить влияние различных факторов на радикализацию молодежи.
2. Актуализировать значение противоправного контента в процессе радикализации он-лайн-среды.
3. Охарактеризовать роль субкультуры как потенциального канала распространения радикальных идеологий в молодежной среде.
4. Обозначить точки развития профилактической системы и способов усовершенствования государственных мер в противодействии идеологии терроризма и экстремизму.
I. Причины, условия и факторы, способствующие радикализации молодежи
В качестве первоочередных причин радикализации молодого поколения респонденты указали социально-экономические факторы, выделяя:
— социальные проблемы в обществе - социальное неравенство населения;
— экономическую обстановку в государстве;
— проблемы в неблагополучных семьях с несовершеннолетними детьми, где ребенок чувствует психологический дискомфорт и ищет «новые» ценности.
Участники исследования также указали на значимую роль организационно-государственно-го фактора в виде миграционной политики и неэффективности ее
реализации(слабое регулирование, отсутствие контроля за перемещением мигрантов, их поведением и правонарушениями). По мнению респондентов,активное обсуждение в социальных сетях недоработок миграционной политики приводит к увеличению протестной активности у населения.
Значительное влияние на радикализацию молодежи оказывает проблема одиночества — так называемое одиночество в толпе, приводящее к тому, что молодой человек стремиться заместить пустоту внутри себя суррогатом. Один из респондентов отметил при обсуждении данного феномена, что очень часто родители удовлетворяют только базовые потребности ребенка: в питании, в одежде, в безопасности, возможно, они удовлетворяют, а вот именно эмпативного компонента, где как раз-таки происходит обмен информацией, коммуникация, и не хватает. И люди вот начинают эту пустоту чем-то заполнять, каким-нибудь суррогатом (респондент 6).
Многие из участников дискуссии отметили влияние конфликта поколений на проявление деструктивных идей у молодежи. Одна из участниц привела в качестве примера взаимоотношения со своими детьми: ...я своего старшего ребенка родила рано, у нас разница в возрасте, скажем так, не очень большая и я не могу сказать, что у нас конфликт. У меня больше конфликт с младшей дочерью, которая родилась гораздо позднее и достаточно по-другому смотрит на мир...(респондент 3). Также рес-
понденты обсудили и деструктивное влияние трудовой смены старых кадров на молодые, приводящее к агрессии со стороны старшего поколения к молодому, с одной стороны, и к неприятию молодым поколением старшего — с другой.
II. Распространение противоправного контента в интернете
Относительно доступности запрещенных материалов в сети для несовершеннолетних пользователей все респонденты отметили, что материалы экстремистского характера или материалы, содержащие пропаганду терроризма, труднее найти сейчас в сети, и это связано с действиями по их выявлению и блокированию со стороны государства. С другой стороны, материалы, содержащие пропаганду деструктивных взглядов или нетрадиционных отношений, все чаще размещаются в сети и нахо-
дятся в легком доступе для несовершеннолетних. Одна из участниц дискуссии привела в пример результаты, проводимого ими исследования по выявлению лег-кодоступности для несовершеннолетних материалов с детской порнографией, отметив, что доступ к такой информации можно получить за три-четыре клика: ... на большинстве этих сайтов, не дальше, чем пять переходов по ссылке, можно попасть на порталы, которые сомнительного содержания, сомнительного наполнения... (респондент 2).
На уточняющий вопрос модератора об эффективности мер по блокировке запрещенных материалов, респонденты ответили, что запрет есть, но эффективность такой деятельности представляет собой скорее борьбу с последствиями, чем с причинами. По мнению одних, блокировка — это лучшая реклама
Рисунок 2. Работа форума «Формула согласия» в 2020 году
и стимул для стремления к познанию запретного: ... блокировка — это даже лучшая реклама, чем пропаганда позитивного контента., (респондент 7). Другие считают, что борьба с противоправным контентом — это маскировка последствий, без уничтожения причин: ...пока не будет уничтожен источник этой информации, мы ничего не сможем поделать...(респондент 1).
Многие из респондентов отметили, что постоянное нахождение в деструктивном информационном поле имеет значительное влияние на развитие радикальных взглядов: .чем больше такого контента, тем он [ребенок— прим. автора] будет глубже погружаться в эту тематику...(респондент 6). Не все участники исследования согласились, обосновывая, что для деструктивного влияния необходим куратор, который распространяет такой контент в своих целях: ...не каждый ребёнок способен посмотреть картинку в интернете, а затем надеть на себя пояс шахида. Соответственно всегда есть кто-то... (респондент 2).
Увлечение ребенком радикальной идеологией, по мнению одних, происходит в результате нежелания или запоздалых попыток родителей наладить контакт с ребенком: ... в наше время дети спрашивают только один раз, больше они не спросят, а то, что хотят узнать они просто найдут в интернете... (респондент 8).
Другие респонденты утверждают, что легкодоступность — это результат того, что у роди-
телей сформировалось мнение, что контролировать поведение ребенка в сети должна школа: ...в школе пускай занимаются, я могу только кормить, поить и одевать, а дальше все в школе... (респондент 5).
По мнению третьих, интерес к таким материалам у ребенка может возникнуть из-за чрезмерного контроля за действиями ребенка в сети со стороны родителей. Плохими примерами такой опеки, по мнению большинства участников беседы, являются: крики на ребенка, постоянное требование показать историю браузера или переписку в социальных сетях, наказания за каждый проступок: .если родители дают ребёнку с самых ранних лет возможность рассказывать, при этом не давая по шапке, ребёнок может спросить у такого родителя что хорошо, а что плохо. И получить на это ответ... (респондент 7).
Что касается проявления агрессии в интернете (троллинг, буллинг, хейтинг), тореспонден-ты охарактеризовали ее как продуманные целенаправленные действия со стороны тех, кому это выгодно. Обсуждались примеры троллинга на сайтах органов государственной власти, суть которых сводилось к продуманным атакам: .это очень агрессивно, достаточно в жёсткой форме, часто нецензурно, вплоть до крайне экстремистских историй... (респондент 3).
Завершая дискуссию по вопросу доступности материалов в сети, участники пришли к выводу, что необходимо развивать критическое мышление у моло-
дежи по отношению к контенту, учить детей защищаться от деструктивного контента: ...когда он поймёт, почему так, как это взаимосвязано между собой, тогда он сможет критически мыслить... (респондент 6).
III. Формирование и развитие молодежных субкультур и их радикализация
Обсуждая существование субкультур в современном мире, все участники дискуссии заметили, что зачастую молодые люди не причисляют себя лишь к одной субкультуре - все зависит от того, где и в каком коллективе они находятся. Также было отмечено, что все чаще площадками для общения становятся интернет-ресурсы, происходит стирание границ между реальными субкультурами и виртуальными: ... во внешнем мире он может быть вполне себе панком, при этом в рамках этой платформы — он будет представителем абсолютно противоположной субкультуры... (респондент 3).
По мнению респондентов, взаимосвязь молодежных субкультур и процесса радикализации усугубляется в зависимости от конкретной субкультуры, ее интересов, целей и принципов: ...девочки «винишки» они несут свет и добро. Мы можем взять ту же самую А.У.Е., вот соответственно тут конкретно радикализация, с конкретными целями, которая создана для конкретных целей, конкретными людьми... (респондент 2).
Один из участников добавил, что общность интересов или ценностей любой субкультуры становится идеальной мишенью
для деструктивного влияния при правильном воздействии на такие точки ... если смотреть даже в том же «ВКонтакте», взять те же группы, где есть одиночество и депрессия, или там относящиеся к алкоголю, зная немного психологию, можно найти подход к любому и найти общий язык... (респондент 6).
В ходе дискуссии модераторы обратили внимание участников на эффективность государственных мер по противодействию радикализации молодежи в целом и молодежных субкультур в частности. Респонденты отметили следующие проблемные моменты:
1. Нехватка специалистов по профилактике экстремизма и терроризма и сложности в коммуникации с ними. В результате, по мнению респондентов, представляющих общеобразовательную сферу, основная нагрузка по донесению такой информации до несовершеннолетних ложится на учителей школ.
По мнению участников исследования, которые представляют молодежные организации, если такой специалист нашелся, то с ним трудно наладить диалог, так как у опытных профессионалов сложилось свое мнение как подавать информацию, а для молодежи она не интересна: ...он может прийти прочитать лекцию, а молодёжь, чем младше, тем больше, не воспринимает это. С ними нужно разговаривать на ихязыке...(респондент 4).
2. Необходимость рассказывать несовершеннолетним об ответственности за экстремизм или наркоторговлю. Многие из участников фокус-группового
Рисунок 3. Работа форума «Формула согласия» в 2020 году
исследования в ходе дискуссии обратили внимание на то, что многие несовершеннолетние убеждены, что не будут наказаны за правонарушения, так как в интернете им доказывают, что их не найдут, что сложно определить, кто закладчик. Необходима система правового просвещения для несовершеннолетних с практическим материалом, примерами из жизни. Некоторые респонденты уверены, что действовать нужно достаточно жесткими и радикальными методами: .вот смотри, например, Вася Пуп-кин выложил мемчик, а сейчас он в колонии. Это нужно, а не то, чтобы твердить детям об этом, твердить о позитивном контенте, а объяснить им о том, что с ними будет, если даже они уверены, что нет.(респондент 10).
3. Необходимость в комплексном подходе к профилактическим мерам. Не только сама профилактика должна быть комплексной, но и подход к ней со стороны разных участников этого процесса: .это должна быть комплексная работа, и со стороны государства, со стороны самого верха, и со стороны правительства региона, и со стороны нас — как профилактов. Работа в таком единстве.(респондент 3).
Представитель организации по работе с трудными подростками в ходе дискуссии обратила внимание на то, что недостаточно проводить только профилактические форумы, конференци-иили лекции, поскольку в таких мероприятиях участвуют активные молодые люди, у которых уже развито критическое
мышление, в том числе по отношению к сети Интернет, а те, для кого это нужно, не приходят и не участвуют.
4. Наличие бюрократических проволочек во взаимодействии между структурами, задействованными в профилактике радикализации. Участники дискуссии обсудили негативный опыт межведомственного взаимодействия, выраженный в необходимости постоянного согласования действий (подписи, резолюции) на каждом этапе подготовки профилактического мероприятия или разработке проекта по противодействию радикализации, как на региональном, так и на межрегиональных уровнях: ...вся эта бумажная волокита тормозит такую работу. Большинство мероприятий находятся на такой границе между реализацией его и согласованием, пока вы его не согласуете, ничего не будет. (респондент 2).
Выводы
1. Большинство респондентов отметили, что основными факторами, активизирующими деструктивные процессы в молодежной среде, выступают социально-экономические проблемы, выраженные в социальном неравенстве, низком материальном достатке семьи несовершеннолетнего, отсутствии доверительных отношений между детьми и родителями.
2. В современном интернет-пространстве несовершеннолетним легко получить доступ к запрещенным материалам. Иес-ли для нахождения материалов экстремистской и террористи-
ческой направленности потребуется целенаправленный поиск, то с деструктивным контентом и пропагандой нетрадиционной сексуальной ориентации может столкнуться любой активный интернет-пользователь.
3. Большинство респондентов считает, что процесс радикализации молодежи носит не хаотичный характер, а находится под управлением тех, кому это выгодно, поэтому в современной интернет-коммуникации агрессия (троллинг, хейтинг, кибербул-линг) выступает как целенаправленная деятельность.
4. Тезис, что любая субкультура несет в себе ядро радикализма, является неверным. Стоит отметить, что некоторые субкультуры по своей идеологии превращаются в радикальные сообщества (например, в августе 2020 года АУЕ было признано экстремистской организацией). При грамотной психологической манипуляции практически любой интернет-пользователь может быть подвержен воздействию деструктивного контента, особенно если он открыто и рас-крепощенно ведет себя в интернете.
5. Эффективность государственных мер зависит от ряда факторов:наличия компетентных специалистов, умеющих работать в молодежной аудитории, уровня правовой грамотности несовершеннолетних, комплексного подхода к профилактической работе на всех уровнях, оптимизации взаимодействия всех участников системы профилактики.