УДК 614; 614.2; 614:33
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПРЕСС - ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОРМУЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА АМБУЛАТОРНОМ УРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Макалкина Лариса Геннадиевна
к.м.н., клинический фармаколог, руководитель Лекарственного центра РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ СР РК
Жусупова Гульзира Кенжеевна
клинический фармаколог, врач высшей категории, начальник отдела рационального использования лекарственных средств Лекарственного центра РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ СР РК
Рамазанова Асемгуль Ерболовна
провизор-фармацевт, ведущий специалист отдела рационального использования лекарственных средств Лекарственного центра РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ СР РК
Жетимкаринова Гаухар Ерлановна
ведущий специалист отдела рационального использования лекарственных средств
Лекарственного центра РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ СР РК
Шакарова Ардак Мусаевна
ведущий специалист отдела рационального использования лекарственных средств
Лекарственного центра РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ СР РК
Туйш
^a3ipri уа;ытта денсаулы; са;тау тэжiрибиесi дэрЫк заттарды утымсыз пайдалану мэселесш сынауда. ДэрЫк заттарды дурыс тацдау мен утымды пайдалану клиникалы; ;ажеттткке сэйкес ауруларды емдеудщ тшмдЫп жэне шыгынныц аз болуыныц мацызды факторлары болып табылатыны аны;.
вткiзiлген зерттеуде ;амтамасыз етiлген утымды фармакотерапияныц негiзгi критериi формулярлы; жYЙе ;ызмет болып багаланды. Талдау журпзу барысында амбулаториялы; децгейдеп каирп уа;ыттагы елiмiздегi медициналы; мекемелердщ негiзгi мэселелерi аны;талды. ДYниежYзiлiк денсаулы; са;тау уйымыныц кeрсеткiштерiне сэйкес зерттеу жYргiзiлдi.
Резюме
На сегодняшний день практическое здравоохранение испытывает проблему нерационального использования лекарственных средств (ЛС).Известно, что правильный выбор и рациональное использование ЛС является важным фактором определяющим эффективность лечения заболеваний в соответствии с клинической необходимостью и наименьшими затратами.
В проведенном исследовании оценивалась деятельность формулярной системы как основного критерия обеспечивающего рациональность фармакотерапии. В ходе анализа были раскрыты основные проблемы, существующие на данный момент в медицинских организациях страны по рациональному использованию ЛС на амбулаторном уровне. Результаты исследования оценивались по индикаторам, сопоставимым с индикаторами Всемирной организации здравоохранения.
Summary
Irrational use of medicines is a major problem in practical healthcare. The right choice and rational use of medicines is an important factor in determining the effectiveness of the treatment with the clinical need and cost-effectiveness.
The research assessed the formulary system function as the main criterion of rational pharmacotherapy. The analysis was revealed the main issues currently existing in the medical institutions of the Republic of Kazakhstan for the rational use of drugs on an outpatient basis. The research estimated by the indicators comparable with World Health Organization indicators.
Введение
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем общественного здравоохранения является нерациональное использование ЛС. Считается, что рациональное использование ЛС зависит от навыков и способности врача выделить основное звено в развитии заболевания у конкретного пациента, а также правильно выбрать препарат, определить его дозу и режим введения, предвидеть возможные неблагоприятные побочные эффекты, в том числе и от взаимодействия с другими средствами [1].
Политика внедрения формулярной системы должна способствовать повышению степени рациональности фармакотерапии и увеличению доступности ЛС для пациентов. Однако, даже наличие в медицинской организации формулярного перечня лекарств, утвержденного для применения и закупок, не гарантирует их правильного назначения и использования [2,3,4].
Вследствие всего вышеперечисленного, необходимо надлежащее функционирование формулярной системы в медицинских организациях.
Цель исследования
Оценить текущую ситуацию по эффективности работы формулярнойсистемы в медицинских организациях на амбулатор-но-поликлиническом уровне.
Материалы и методы
Исследование было проведено в 16 городских поликлиниках с дневным стационаром, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в 16 регионах Казахстана (не менее 120 записей в каждом регионе, всего 1920 записей). Сбор данных проводился в городских поликлиниках с дневным стационаром за период с января 2014 года по апрель 2015 года.
Для оценки использования ЛС в медицинской организации был разработан протокол исследования на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих дея-
тельность формулярной системы [5,6,7,8,9] и статей Всемирной организации здравоохранения, посвященных рациональному использованию лекарственных препаратов [1,10]. Использованы индикаторы, сопоставимые с индикаторами ВОЗ:
1. Наличие Формулярной комиссии
(ФК);
2. Состав /структура ФК;
3. Соответствие количества членов ФК действующим нормативным документам;
4. Наличие в составе ФК клинического фармаколога;
5. Количество заседаний ФК в год;
6. Наличие лекарственного формуляра в медицинской организации (МО);
7. Наличие Формулярного справочника в МО;
8. Пересмотр Лекарственного формуляра в МО;
9. Соответствие Лекарственного формуляра МО Республиканскому лекарственному формуляру (РЛФ);
10. Соответствие Лекарственного формуляра МО Британскому национальному формуляру (БНФ);
11. Соответствие Лекарственного формуляра МО модельному формуляру ВОЗ;
12. Наличие протоколов диагностики и лечения (ПДЛ) на рабочих местах;
13. Перечисление ЛС по международному непатентованному наименованию (МНН);
14. Обоснованность наличия ЛС в лекарственном формуляре с учетом данных о структуре заболеваемости в МО.
Перед проведением исследования был проведен опрос медицинского персонала об уровне осведомленности о системе использования лекарственных средств в медицинской организации. В опросе приняли участие врачи (п-25), средний медицинский персонал (п-20), фармацевты (п-10 или количество согласно штатной укомплектованности). В протоколе были указаны минималь-
ное количество медицинских работников, которые должны были принять участие в опросе.
Оценка результатов проводилась по следующим критериям:
Каждый индикатор оценивался по 10 бальной шкале. В сумме одна медицинская организация могла набрать 140 баллов.
По количеству набранных медицинской организацией баллов проводились соответствие на возможное максимальное количество баллов и следующая оценка использования ЛС в МО: 90-100% - «отлично» 75-89% - «хорошо» 50-74% - «удовлетворительно» < 50% - «неудовлетворительно».
Результаты:
По результатам проведенного опроса медицинских работников уровень осве-
домленности о деятельности формулярной системы показал следующие цифры: 6,2 % опрошенных респондентов не знают о наличии формулярной комиссии в их медицинской организации, 0,3 % -утверждают об ее отсутствии. На вопрос «Имеется ли в МО лекарственный формуляр?» 96,2 % медицинских работников ответили «Да», оставшаяся часть - «Не знаю». 1,8 % респондентов считают что лекарственный формуляр не доступен для медицинских работников, 94 % - считают, что доступен, 4,1% - затруднялись ответить.
Анализ результатов исследования «Результаты экспресс - оценки функционирования формулярной системы медицинских организаций на амбулаторном уровне в Республике Казахстан», проведенного в апреле 2015 года в городских поликлиниках РК показал следующие данные (Таблица 1):
Таблица 1. Результаты исследования с минимальными и максимальными значениями по РК
Срци и 1Илнтмъ Ыппшнт
не били ОС билее фСДРГО били
Опенка работы формулярной системь: мелипинской организации 109 125 95 76,4
нее количество баллов по Республике составило 109 баллов, 76,4 %, что соответствует оценке «хорошо».
Обоснованность наличия ЛС в лекарственном формуляре.
Перечисление ЛС по МНН Наличие ПДЛ на рабочих местах Соответствие Лекарственного формуляра МО МФ ВОЗ Соответствие Лекарственного формуляра МО БНФ Соответствие Лекарственного формуляра МО РЛФ Пересмотр Лекарственного формуляра Наличие Формулярного справочника Наличие лекарственного формуляра Количество заседаний ФК в год Наличие в составе ФК клинического фармаколога Соответствие количества членов ФК Состав /структура Формулярной комиссии Наличие Формулярной комиссии (ФК)
84,4% 81,3% 90,6%
56,7%
68,7%
93,7% 100%
37,5%
18,7%
59,4%
93,7% 90,6%
100%
100%
Рисунок 1.
Среднее количество баллов по каждому индикатору в МО РК на амбулаторном уровне.
Как видно из Рисунка 1 во всех МО РК созданы формулярные комиссии, разработаны и широко используются лекарственные формуляры (ЛФ). Практически во всех регионах и в городах Астана и Алматы проводятся пересмотры ЛФ несколько раз в год. Было отмечено, что в большинстве исследуемых МО не полный состав формулярной комиссии из-за отсутствия клинического фармаколога, несмотря на соответствие количества участников. Из имеющихся данных видно, что в 18,7 % поликлиник в штате присутствует специалист по клинической фармакологии.
Хотя результаты по индикаторам № 9 (Соответствие Лекарственного формуляра МО РЛФ), № 10 (Соответствие Лекарственного формуляра МО БНФ), №13 (Перечисление ЛС по МНН) можно рассматривать как хорошие, но данные индикаторы указывают на формальное функционирование формулярной системы в МО, так как лекарственный формуляр МО не соответствует основным перечням ЛС в международной практике (68,7% и 56,7% - «удовлетворительно»).
Одним из основных компонентов формулярной системы являются наличие формулярного справочника ЛС, стандартов фармакотерапии и клинических протоколов ведения больных. В 37,5 % исследованных МО имеется формулярный справочник ЛС, тогда как протоколы диагностики и лечения имеюся в 90,6 % поликлиник.
По индикатору «Обоснованность наличия ЛС в лекарственном формуляре с учетом данных о структуре заболеваемости в МО» 15,6 % исследованных поликлиник имели в закупе не востребованные препараты в данной медицинской организации.
В целом функционирование формулярной системы в МО в РК идет на одинаковом уровне по регионам.
Выводы:
Таким образом, можно отметить, что внедрение формулярной формулярной системы в РК идет хорошими темпами и наблюдается тенденция к улучшению, хотя функционирование формулярной системы в МО имеет
формальный характер.
Только в 18,7% исследованных МО в штате имеется специалист клинический фармаколог. 15,6 % исследованных поликлиник имели в закупе препараты, не востребованные в данной медицинской организации. 81,3 % МО в лекарственный формуляр включали препараты по международным непатентованным наименованиям (МНН). В 90,6% МО на рабочих местах имелись ПДЛ.
Рекомендации:
1. Согласно современным требованиям к качеству оказания медицинской помощи, в связи с необходимостью эффективной деятельности формулярной системы МО, рационального использования лекарственных средств рекомендуется ввести штатную единицу клинического фармаколога.
2. Для совершенствования работы МО в сфере рационального использования ЛС и функционирования формулярной системы необходимо разработать формулярный справочник и политику управления использованием ЛС. Необходимо заметить, что формулярный справочник должен включать в себя монографии на ЛС с показаниями, противопоказаниями, особенностями применения препаратов при различных физиологических состояниях, основанных на принципах доказательной медицины. Политика управления использованием ЛС - это документ, утвержденный руководством МО, которая регулирует движение ЛС в МО (с описанием всех этапов использования ЛС: отбор, планирование, закуп, хранение, назначение ЛС, ведение ЛС средним медицинским персоналом, мониторинг РИЛС, побочных реакций, медикаментозных ошибок).
3. Разработка и активное использование программы оценки использования ЛС влечет за собой значительное улучшение рационального использования лекарственных средств, в основе которого предполагается проведение ABC-VEN анализа.
4. Необходимо обучение членов Формулярной комиссии, медицинских работников принципам отбора лекарственных средств на основе доказательной медицины.
Список литературы:
1. З.Е. Мушанова, Г.К. Жусупова, А.Н. Ихамбаева, методические рекомендации «Формулярная система -основной инструмент рационального использования лекарственных средств», 2012г.;
2. Л.Г. Макалкина, Л.Ю. Пак, С.К. Уралов, методические рекомендации «Оценка использования лекарственных средств в медицинской организации», 2010 г.;
3. ThePшsшtofResponsiЫeUseofMeditines: SharingandLearningfromCountryеxperiences» 2012 г. http://apps.
who.int;
4. «Формулярная система - инструмент рационального использования лекарственных средств», Лекарственный информационно-аналитический центр\\Здоровье Казахстана, 2014 г.;
5. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2009 года № 762 «Об утверждении Правил разработки и согласования лекарственных формуляров организаций здравоохранения (с изменени-ямиот 28.08.2015 г.);
6. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 декабря 2013 года № 723 «Об утверждении Положения о Формулярной комиссии Министерства здравоохранения Республики Казахстан»(с изменениями и дополнениями от 28.04.15 г.)
7. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 9 сентября 2011
года № 593 «Об утверждении Республиканского лекарственного формуляра» (с изменениями и дополнениямипо состоянию на 29.12.2014 г.);
8. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 ноября 2011 года № 786 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения для бесплатного обеспечения населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на амбулаторном уровне с определенными заболеваниями (состояниями) и специализированными лечебными продуктами»(с изменениямиидо-полнениямипо состоянию на 28.05.2015 г.);
9. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 29 мая 2015 года№ 432 «Об утверждении перечня орфанных препаратов»;